РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ГОРЬКОГО
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Жизненный путьписателя
2. Романтизм М. Горького
3. Рассказы Горького «МакарЧудра» и «Старуха Изергиль»
4. Дух романтизма в рассказе«Челкаш» и «Песня о Соколе»
5. «Песня о Буревестнике»
6. Трансформацияромантической традиции в творчестве различных мастеров
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Максим Горький(Алексей Максимович Пешков, 1868–1936) – одна из самых значительных фигур в мировойкультуре нашего столетия и одновременно – одна из самых сложных и противоречивых.В последнее десятилетие предпринимались попытки «сбросить творчество Горького спарохода современности». Однако не будем забывать, что в начале века то жесамое пытались проделать с Пушкиным и Толстым…
Пожалуй, толькоГорькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчествеисторию, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к егопрозе и драматургии, но и к мемуаристике. Прежде всего – к «Заметкам из дневника»,имевшим первоначальное название «Книга о русских людях, какими я их знал»; кзнаменитым литературным портретам Чехова, Льва Толстого, Короленко, Леонида Андреева,Сергея Есенина, Саввы Морозова, а также к «Несвоевременным мыслям» – хронике временОктябрьской революции, в которой Горький дал уникальный ряд русских характеров –от интеллигентов до философствующих босяков, от революционеров до ярых монархистов.
Раннеетворчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. В наследии любогописателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, адругое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразноготворчества А.М. Горького. Ранние его произведения – романтические песни илегенды – оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Красивыгерои этих рассказов. И не только внешне – они отказываются от жалкой участислужения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл[1].
Герои раннихпроизведений A.M. Горького мужественны и самоотверженны («Песня о Соколе»,легенда о Данко), они прославляют активность, способность действовать (образыСокола, Буревестника, Данко).
Одним изнаиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ «СтарухаИзергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формыобрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единымцелым три части рассказа делает основная идея – стремление выявить истиннуюценность человеческой личности.
В 1895 годуГорький пишет свою «Песню о Соколе». В контрастных образах Ужа и Соколавоплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужествоборца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которогогниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговоробывательско-мещанскому благополучию: «Рожденный ползать – летать не может». Вэтом произведении Горький поет песню «безумству храбрых», утверждая его как «мудростьжизни».
Горький считал,что с организацией «здорового трудящегося народа – демократии» утвердитсяособая духовная культура, при которой станет «жизнь – радостью, музыкой; труд –удовольствием». Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя осчастье «жить на земле», где должна наступить «новая жизнь в новом веке».
Такоеромантизированное ощущение эпохи и выразила «Песня о Буревестнике» (1901). Вэтом произведении романтическими средствами была раскрыта личность,ниспровергающая застойный мир. В образе «гордой птицы» сосредоточены вседорогие автору проявления чувств: смелость, сила, пламенная страсть,уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Буревестник соединяет в себевоистину небывалые способности: взмыть ввысь, «пронзить» мрак, призвать бурю инасладиться ею, увидеть и за тучами солнце. А сама буря – как их реализация.
Всюду ивсегда A.M. Горький стремился к возрождению природой данных основ человеческогобытия. В ранних романтических произведениях Горького заложено и запечатленопробуждение человеческой души – самое прекрасное, чему всегда поклонялсяписатель.
1.Жизненный путь писателя
Родился 28марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил уродственников в Казани. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе,работал в иконописной мастерской, десятником. В 1888 уехал из Казани в селоКрасновидово, где занимался пропагандой революционных идей. Первый рассказМаксима Горького, «Макар Чудра», был опубликован 1892 году в газете «Кавказ». В1898 году вышел сборник «Очерки и рассказы», а через год был опубликован его первыйроман «Фома Гордеев». В 1901 году Горького высылают из Нижнего Новгорода в Арзамас[2].
Немного позднееначалось сотрудничество писателя с МХАТом. В театре были поставлены пьесы «Надне» (1902), «Мещане» (1901) и другие. К этому же периоду относятся поэма «Человек»(1903), пьесы «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Две Варвары» (1905). Горькийстановится активным членом «Московской литературной среды», принимает участие всоздании сборников общества «Знание». В 1905 году Горького арестовывают и сразупосле освобождения он уезжает за границу. С 1906 по 1913 год Горький живет наКапри. В 1907 году в Америке выходит роман «Мать»[3].
На Капри создаютсяпьесы «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910), повести «Лето» (1909) и «ГородокОкуров» (1909), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911). В 1913 году Горькийвернулся в Россию, а в 1915 году начал выпускать журнал «Летопись». Послереволюции работал в издательстве «Всемирная литература».
В 1921 годуГорький снова уезжает за границу. В начале 20-х годов он заканчивает трилогию «Детство»,«В людях» и «Мои университеты», пишет роман «Дело Артамоновых», начинает работунад романом «Жизнь Клима Самгина». В 1931 году Горький вернулся в СССР. Умер 18июня 1936 года в селе Горки.
2. РомантизмМ. Горького
В конце 90-хгодов читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя– М. Горького. «Большой и оригинальный талант», – таково было общеесуждение о новом писателе и его книгах[4].
Растущее в общественедовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтическихтенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчествемолодого Горького, в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»,в революционных песнях. Герои этих рассказов – люди «с солнцем в крови»,сильные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького. Такой герой должен был «усилитьволю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, противвсякого гнета ее».
Центральнымобразом романтических произведений Горького раннего периода является образгероя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этогообраза имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году. В образ Данко Горькийвложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдаетслужению народу.
Данко – «молодойкрасавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данкоприносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердцевспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака.
«Что сделаю ядля людей!?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себегрудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой». Освещая путьлюдям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьмабыла побеждена. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинулон радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». УмираетДанко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образгероя-освободителя. «В жизни всегда есть место подвигу», – говорит старухаИзергиль.
Идею подвига,возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песню оСоколе», написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народноесчастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моейгруди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!.»
Соколу присущипрезрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горькийвоспевает «безумство храбрых». «Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О,смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоейгорячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумнойжаждой свободы, света!»
В 1901 годуГорький написал «Песню о Буревестнике», в которой с необычайной силой выразилсвое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционнуюбурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молнийнад ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!»Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам,и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: «Только гордый Буревестник реетсмело и свободно над ревущим гневно морем». Журнал «Жизнь», в котором быланапечатана эта песня, был закрыт.
СовременникГорького А. Богданович писал: «От большинства очерков М. Горького веетэтим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-тонезависимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов,касающихся того же мира нищеты и отверженности»[5].
Другиерассказы такого же рода: Мальва (1897), где Мальва – женская ипостась Челкаша,и Мой спутник (1896) – по созданному характеру лучший из этой серии.Примитивный и аморальный грузинский князь Шакро, с которым рассказчик идетпешком из Одессы в Тифлис, – действительно замечательное создание, достойноестать рядом с самыми лучшими горьковскими зарисовками характеров. В рассказенет ни капли идеализации Шакро, хотя очевидно, что «художественная симпатия»автора целиком на его стороне. Многих поклонников завоевала раннему Горькомуего манера «описывать природу».
Типичныйпример этой манеры – начало Мальвы знаменитым первым абзацем, состоящем из двухслов: «Море смеялось». Но надо признаться, что сегодня эти описания утратилисвежесть и уже не поражают. Около 1897 г. реализм начинает перевешивать: вБывших людях (1897) реализм доминирует, и героические поступки капитана Кувалдыне могут развеять унылую атмосферу места действ.
3.Рассказы Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
ТворчествоГорького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературноготечения – так называемого революционного романтизма. Философские идеиначинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы,новый подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы,ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скукучеловеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни,видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.
Для молодостиесть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь исвобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь исвобода становятся темой историй, рассказанных главными героями[6].Сюжетная находка Горького-то, что о молодости и любви рассказывает старость –позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью ижертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое испособного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.
Герои двухпритч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью.Данко – это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить,отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным инесвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь истремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которыемечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, ненадеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путьлюдям.
Это достаточнопростой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может статьмаяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи втом, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны,но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи,не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковнымпонятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будетвознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг – самподвиг и счастье людей, ради которых он совершен.
Сын орлапредставляет собой полную противоположность Данко. Ларра – одиночка. Он горд исамовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызываетотвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется,что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не такявно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятсялишь к обладанию. Если нельзя обладать – нужно уничтожить. Убив девушку, Ларрас циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владетьею. И добавляет, что, по его мнению, люди только притворяются, что любят исоблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только ихтело, а владеют они и животными, и вещами.
Ларра хитер иумеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платитза обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью,прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становитсяпричиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешьнас, ты выше – что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночествостановится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия былатолько позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордитьсясобой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мызависим от оценки и признания со стороны общества.
Свобода илюбовь – тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувствв самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода. Свободау Горького – не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность,свое «я», то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, нижизни.
Романтизмранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодостивсегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига всеновые и новые поколения читателей.
Сплав романтизмаи реализма, с которого начинал свой творческий путь М. Горький, явилсяновым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым яркимпроизведением, с которым Горький вошел в литературу, был «Макар Чудра»[7].
Небольшой пообъему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей:прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана ожизни поражают глубиной и простотой одновременно: «Разве ты сам – не жизнь?Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что тыкому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…»
–Единственная ценность на земле – свобода, ради нее стоит жить и умереть, – таксчитают герои этого рассказа. Никакие сокровища мира не заменят человекусвободу. В этом рассказе пока только намечен автором прекрасный романтическийпорыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с нейделать, на что употребить.
В рассказеесть отдельные замечательные фрагменты и части, когда старый солдат Данилорассуждает, что «это только паны продают все, от своих свиней до своей совести,а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!», или ответ Рады на предложение пана:»…кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?»
Образная ияркая речь героев, прекрасная южная природа, на фоне которой происходитдействие, но нет пока определенной цели у героев, ради которой они так высокочтут свою личную свободу. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чемдостоинство характера.
МолодойГорький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, но еще незнает, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так,красиво и зря, гибнут эти герои: Рада и Лойко, мечтающие о любви и видящие вней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. «Никогда яникого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, ялюблю больше, чем тебя.
А без тебямне не жить, как не жить и тебе без меня…» Здесь каждый из героев хочетдоказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви,а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма:герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.
Горькийпродолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободногочеловека, только намеченный в рассказе «Макар Чудра», получает новый и глубокийсмысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободныйпорыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному героюДанко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так, уже в раннемтворчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая егосамоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное.
4. Духромантизма в рассказе «Челкаш» и «Песня о Соколе».
М. Горькийбыл писателем-реалистом, но все его ранние рассказы пронизаны духом романтизма.В них главные герои обычно тесно связаны с природой. Горький отождествляетчеловека и природу. В своих произведениях писатель отдает явное предпочтениелюдям, свободным от законов общества. Они интересны своими взглядами,поведением. И, как правило, у главного героя всегда есть антагонист – человек,придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними возникаетконфликт, на основе которого и разворачивается сюжет произведения[8].
Как и вомногих своих рассказах, в «Челкаше» Горький также затрагивает тему человеческихвзаимоотношений, описывает природу, взаимосвязь природы с душевным состояниемсвоих героев. События, описанные Горьким в рассказе «Челкаш», происходили впортовом городе на берегу моря. Главные действующие лица – Челкаш и Гаврила. Челкаш– уже немолодой бездомный пьяница и вор. Гаврила – молодой крестьянский парень,попавший в это место после неудачной попытки найти работу и заработать денег.
Все в портузнают Гришку Челкаша как заядлого пьяницу и ловкого вора. Внешне, казалось бы, схожийсо всеми «босяцкими фигурами» в порту, он сразу обращал на себя вниманиесходством со «степным ястребом». Он был «длинным, костлявым, немного сутулым, сгорбатым хищным носом и холодными серыми глазами. Его бурые усы, густые идлинные, то и дело вздрагивали, а заложенные за спину руки потирали однадругую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Его с видуспокойная, но зоркая и возбужденная походка напоминала полет птицы, на которуюон был так похож». Челкаш промышлял воровством в порту, а когда сделкаудавалась и появлялись деньги, он тут же пропивал их.
ВстречаЧелкаша и Гаврилы произошла в тот момент, когда Челкаш, идя по гавани,обдумывал, как ему быть с предстоящим сегодня ночью «делом». Его напарниксломал себе ногу, и это обстоятельство осложняло все дело и вызывало в Челкашечувство досады.
Гаврила же,после неудачной попытки заработать денег на Кубани, возвращался домой. Он былочень огорчен и расстроен, так как после смерти отца ему оставался только одинпуть выбраться из нищеты – «идти в зятья в хороший дом». А это означало – идтив батраки.
Челкашслучайно обратил внимание на сидевшего прямо у тротуара, на мостовой, молодогокрепкого парня в лаптях и оборванном рыжем картузе. Челкаш затронул парня, апотом, разговорившись с ним, внезапно решил взять с собой на «дело».
Горькийподробно описал их встречу, их разговор, мысли и внутренние переживаниякаждого. Челкашу Горький уделяет особое внимание. Он подмечает каждый штрих,малейший нюанс в поведении своего героя. Тут и мысли о прежней жизни, оГавриле, который волею судьбы оказался в его «волчьих лапах». Чувствогосподства над кем-то, вызывающее в нем гордость за самого себя, его бесконечноменяющееся настроение, когда ему хотелось то ударить и обругать Гаврилу, топожалеть. Когда-то имевший дом, родителей, жену, он стал вором и отпетымпьяницей, но, тем не менее, он не кажется нам законченным человеком.
Это гордая исильная натура. Несмотря на обшарпанный внешний вид, в нем видна неординарнаяличность. У Челкаша ко всем есть подход, он везде сможет договориться. У негоособое отношение к природе, морю. Челкаш, вор, любил море. «Его кипучая нервнаянатура, жадная на впечатления, никогда не прельщалась содержанием этой темнойшироты, бескрайней, свободной и мощной… На море в нем всегда поднималосьширокое теплое чувство, которое охватывало всю его душу, очищая ее от житейскойскверны. Челкаш любил видеть себя лучшим среди воды и воздуха, где думы о жизнии сама жизнь теряли остроту и ценность».
Гаврилапредстает перед нами совсем в другом свете. Сначала – это «забитый» жизнью, неслишком доверчивый деревенский парень, потом – до смерти перепуганный раб. А ужкогда «дело» успешно завершилось и он впервые в своей жизни увидел такиебольшие деньги, вот тут-то его и «прорвало». Горький очень точно описывает,какие чувства обуревали Гаврилу в тот момент, как они сказались на егоповедении. Мы со всей ясностью увидели ничем не прикрытую алчность[9].
Моментальноисчезли жалость и сострадание к бедному деревенскому парню. Когда Гаврила, упавна колени перед Челкашом, стал вымаливать у того все деньги, перед намипредстал совсем другой человек – это был «подлый раб», забывший обо всем всвоем желании выклянчить побольше денег у своего хозяина. И Челкаш,преисполненный чувством острой жалости и ненависти к этому жадному рабу, бросилему все деньги. В этот момент он почувствовал себя героем. Челкаш знал, чтоникогда не станет таким, пусть даже он вор и пьяница.
Но когдаГаврила рассказал Челкашу, как он хотел убить его и сбросить в море, тогообуяла ярость – его еще никогда не били так больно, и никогда он не был такзол. Челкаш забрал деньги и, повернувшись к Гавриле спиной, пошел прочь. Гаврилане мог этого пережить, он схватил камень и бросил его в голову уходящегоЧелкаша. Но когда увидел, что натворил, опять стал скулить и просить у Челкашапрощения. Челкаш и в этой ситуации оказался на высоте. Он понял, какая мелкая иподлая душонка оказалась у этого парня, и кинул деньги ему прямо в лицо.Сначала, когда, пошатываясь и держась за голову, Челкаш пошел прочь, Гавриласмотрел ему вслед. А потом свободно вздохнул, перекрестился, спрятал деньги ипошел в противоположную сторону.
В своемпроизведении Горький отдал явное предпочтение Челкашу – человеку высокихморальных качеств, человеку, не утратившему чувства собственного достоинства нипри каких обстоятельствах.
МаксимГорький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим к высоким и сильнымстрастям. Отдав дань романтизму, он придет к правде жизни, но его романтическиегерои останутся с ним навсегда.
Читая «Песнюо Соколе», невольно становишься на сторону то одного, то другого героя. Сокол,безусловно, вызывает симпатию своей самоотверженностью и храбростью,неукротимой волей к победе: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..Я видел небо… О, счастье битвы!»
Уж тоже,кажется, говорит здравые вещи: «Пусть те, кто землю любить не могут, живутобманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живуя». Но с каким самоуверенным довольством и верой в собственную непогрешимостьэто все говорится! Только «мещане духа» ни в чем не сомневаются, всегда увереныв своей непогрешимости и презирают сомневающихся «слабаков».
Нам же вместес автором хочется воспеть хвалу «безумству» храброго Сокола, отдавшего своюкороткую, но яр кую жизнь борьбе за светлое будущее, за торжествосправедливости. «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда тыбудешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрыхпоем мы песню!.»
РассказМаксима Горького «Песня о Соколе» написан по великим канонам романтизма. Темноеи сырое ущелье, вполне романтический пейзаж, неизвестно где и когда происходитдействие. Отважный Сокол тоскует по небу, когда ему уже никогда не подняться.Он умирает отважным бойцом, мечтающим о новой схватке с врагами, и читателипонимают, что это не личные враги Сокола, а враги его великой отчизны, котораясветла и прекрасна, как это бесконечное небо.
Побежденный,но не сломленный, Сокол гибнет, смутив покой Ужа, усомнившегося на мгновение всвоей правоте, счастье, знании жизни. Мещанское самодовольство Ужа поколебленона миг, но это заслуга смелого и самоотверженного бойца Сокола. В этом авторвидит его главное предназначение, миссию на земле.
Да, Соколпогиб, но он заронил искру сомнения в душу самоуверенного Ужа, поколебал егосамодовольство. И автор поет славу Соколу, восхваляя его подвиг,самоотверженность и смелость[10].
Необычностьтематики и гражданственный пафос произведения выдвинули его в разряднеординарных, интереснейших творений писателя. Ритмическая проза, которойнаписана песня, позволяет читателям легко ее запомнить, цитировать в подходящихслучаях. Многие фразы из «Песни о Соколе» стали крылатыми словами, а это уделлишь гениальных произведений.
Жизнь неможет остановиться, она бесконечно движется вперед. Как нет и непререкаемыхабсолютных истин – это утверждает А.М. Горький.
5. «Песняо Буревестнике»
Огромныйрезонанс в обществе получила «Песня о Буревестнике» (1901). В ней с необычайнойсилой выражено предчувствие назревающей революции. В гордом Буревестникевоплощены «сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» – чувства, вдохновлявшиепролетарских революционеров. Буревестник – символ близкой победы, «пророкпобеды».
Посленапечатания горьковского произведения один из цензоров сообщал, что Горькогостали называть не только «буревестником», но и «буреглашатаем», так как «он нетолько возвещает о грядущей буре, но и зовет бурю за собой»[11].
Легендарные игероические образы Горького – это гордые, сильные и цельные натуры, с волевымхарактером, отвергающие рабскую приниженность, смирение и кротость. Это образы,зовущие к борьбе, к жизни прекрасной и свободной. Легендарно-романтическиерассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан вних не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния;он – творец жизни, и сила его возвышенных чувств такова, что она должнавосторжествовать над силами зла и мрака.
В «Песне оБуревестнике» можно увидеть следующие приметы романтизма: действие разворачиваетсяв необычной обстановке – на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый,произведение проникнуто мечтой о свободе; тон речи приподнятый, взволнованный.Для «Песни» характерна красочность языка: эпитеты («над седой равниной моря»,«изумрудные громады» и др.), сравнения («буревестник, чёрной молнии подобный» идр.), олицетворения («море ловит стрелы молний» и др.).
ПесниГорького – это не просто сюжетные или лирические зарисовки: они зовут вперед,они показывают человеку, что лишь в движении, в преодолении гроз – жизнь. Всеостальное – медленное умирание.
Движениемэтим должна быть революция, но она должна произойти в сердцах, и целью ее можетбыть только добро. «Безумству храбрых поем мы песню!» – такими дерзновеннымибезумцами были и Данко, и Сокол, и Буревестник, и Девушка, великой любовьюсвоей победившая Смерть. «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духомвсегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» Таковаконцепция человека у Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит человека –именно это следует из ранних произведений горьковского романтизма.
Антитеза –излюбленный авторский прием, типично романтический. Сокол – Уж, Данко – Ларра,Буревестник – буря, Девушка – Смерть. Но и пейзажи, гиперболические изобретения– не бесплодные фантазии автора, они заставляют идти на подвиг, идти с ещебольшей решимостью. И эта идея горьковского человека подчеркиваетсяафористичностью. Обилие метафор, сравнений, гиперболизирование – все это служитне только созданию концепции человека, но и формированию идейного смысла. И тои другое соединяется в точке «подвиг»: это подвиг писателя как действие, этоподвиг как тема, как концепция создаваемого им героя[12].
Черезподчеркнутую красоту романтических образов писатель ведет человека к духовномупреобразованию. Творящий подвиг должен знать, что такое красота, иначе подвигокажется безрассудством. Человеку нужно прекрасное – иначе поймет ли он своепредназначение? Человеку нужен подвиг – иначе поймет ли он, что сердце должнопылать?
Человекунужен Сокол – иначе он, подобно Ужу, будет возлежать, распластавшись натюремных нарах своей судьбы…
6. Трансформацияромантической традиции в творчестве различных мастеров
Изучениехудожественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии всехсвязей между ним и типологической группой произведений, то есть в системе тогоили иного художественного направления.
Романтическиенастроения и переживания издавна влекли к себе поэтов, прозаиков, художников,композиторов, находили воплощение в разных видах искусства и в разные периодывремени. Особенно значительную, даже решающую роль сыграли они в судьбе одногоиз крупнейших художественных направлений, которое и получило название романтизма.
Характернойчертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью,противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства,творческую фантазию романтики провозгласили подлинными ценностями, впротивоположность ценностям материальным.
Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженноеотношение автора ко всему, что изображается в произведении.
Романтиков властно влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Ихманили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный ивеличественный мир природы. Излюбленные жанры романтической литературы – фантастическиеповести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злыеволшебники.
Романтическиегерои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие,разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются вбунтарей, мятежников.
Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые – такие, какисторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Ониоткрыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу сфольклором.
Первыеромантические произведения появились в России в самом начале XIX в. В 1820-егоды романтизм стал главным событием литературной жизни, литературной борьбы,центром оживленной и шумной журнально-критической полемики. Русский романтизмвозник в иных условиях, чем западноевропейский. В России он сформировался вэпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосу буржуазныхпреобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей всуществующих крепостнических порядках, неясность их представления о путяхисторического развития страны. С другой же стороны, в русском романтизмевыразилось начавшееся пробуждение общенациональных сил, стремительный ростобщественного и личного самосознания.
Вполнеестественно, что русский романтизм отличался от западноевропейского.
Во-первых,романтические настроения и художественные формы представлены как бы в смягченномварианте. Во-вторых, для русского романтизма характерна связь с другимилитературными направлениями.
С романтизмомсвязаны в русской литературе имена величайших ее представителей – А.С. Пушкина,М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, выдающихся лириков Е.А. Баратынского,В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева.
В развитиирусского романтизма обычно выделяют три главных периода.
1801–1815 гг.– период зарождения романтического направления в России. В это время романтизмтесно связан с классицизмом и – главное – с сентиментализмом, внутри которогоон, по сути дела, и развивается. Родоначальниками русского романтизма принятосчитать К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.
Так как напервом этапе своего развития романтизм был очень близок к сентиментализму,рассмотрим черты сентиментализма и романтизма в балладе В.А. Жуковского«Светлана». Баллада Жуковского «Светлана» связана с русскими обычаями иповерьями, песенно-сказочной традицией. Предмет баллады – гадания девушки вкрещенский вечер. Образ Светланы – первый в русской поэзии художественноубедительный, психологически правдивый образ русской девушки. Она то молчаливаи грустна, тоскуя по безвестно исчезнувшему жениху, то пуглива и робка во времягадания, то рассеянна и встревожена, не зная, что её ждёт – это типично для сентиментализма.Романтизм баллады – в условном пейзаже, необычном происшествии, в указании нато, что главное и вечное – в каком-то ином мире, а земная жизнь кратковременна.С образом Светланы автор связывает мысль о торжестве любви над смертью. В.А. Жуковскийприобрёл славу оригинального писателя именно как создатель баллад[13].
Баллада«Светлана» настолько поражала своей необычностью и оригинальностью, что испустя десятилетия в искусстве появлялись своеобразные отзывы на неё.
1816–1825 гг.– время интенсивного развития романтизма. Теперь романтизм выступает каксамостоятельное направление и становится центральным событием литературнойжизни. Важнейшим явлением этого периода стала деятельность писателей –декабристов и творчество ряда замечательных лириков: Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского,Е.А. Баратынского. Но центральной фигурой русского романтизма был,конечно, А.С. Пушкин.
Рассматриваястихотворение Пушкина «К морю» (на фоне звуков природы – шума моря). Стихотворение А.С. Пушкина– это своеобразное послание, в котором поэт делится с морем, как с другом,самыми сокровенными мыслями и чувствами. В этом произведении можно увидеть всеособенности пушкинского романтизма[14].
Встихотворении А.С. Пушкина «К морю» два идейно-художественных центра:образ моря и образ лирического героя. Поэт прощается со «свободной стихией», вкоторой он видит друга, вспоминает о прогулках по берегу моря. Автор видит морев покое и в гневе сожалеет, что не смог «восторгами поздравить море», т. к.душа рвалась прочь. Мы видим, что море воспринимается поэтом как живоесущество. Важнейшее место отводится переживаниям лирического героя, который наберегу моря вспоминает о «гробнице славы», т.е. месте заточения Наполеона.Наполеон для романтиков – образец свободолюбия. Появляется в произведении образи другого певца свободной стихии-Байрона. Лирический герой Пушкина дает оценку«просвещения» и «тирана» и обещает не забыть торжественной красоты моря. Стихотворениесодержит два контрастных чувства: глубокую грусть от прощания с морем, отнесбывшихся надежд и твердую силу, гордость.
В этот жепериод развития романтизма А.С. Пушкин создает так называемые «южные»поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья – разбойники» и«Цыганы».
Действие«Цыган» разворачивается в экзотической обстановке: на фоне бессарабских степей,по которым кочуют «телеги мирных цыганов». Жизнь их напоминает поэтический мифо золотом веке, когда люди находились в состоянии гармонии. Сюда, стремясь кестественной жизни, попадает герой поэмы – Алеко. Прошлое его покрыто романтическойзавесой тайны, которая прорывается лишь изредка: Алеко рассказывает о «неволедушных городов», которые он вынужден был покинуть:
Там люди,в кучах за оградой,
Не дышатутренней прохладой…
Любвистыдятся, мысли гонят,
Торгуютволею своей,
Главы предидолами клонят
И просятденег да цепей.
В табореАлеко начинает жить вольной жизнью, но в его душе кипят страсти, принесённые изпрошлого. «Они проснутся: погоди!» – как бы предупреждает его автор. Ипредсказание сбывается. Земфира разлюбила Алеко. Как часто бывает вромантических произведениях, развязка поэмы трагична: Алеко убивает Земфиру иеё любовника. Автор устами старого цыгана выносит Алеко приговор: «Ты для себялишь хочешь воли».
«Южные» поэмыкак бы завершают определенный этап творческих поисков Пушкина. А трагическиесобытия 1825 года проводят резкую грань между вторым и третьим периодамиразвития романтизма в России.
Рассмотримособенности третьего периода.
В третий,последекабрьский период (1826–1840 гг.), романтизм получает самое широкоераспространение в русской литературе. Он обретает новые черты, завоевываетновые жанры, захватывает в свою орбиту все новых писателей.
Вершинныедостижения романтизма 1830-х годов – творчество М.Ю. Лермонтова, ранниепроизведения Н.В. Гоголя, лирика Ф.И. Тютчева.
Наиболее яркое романтическое произведение М.Ю. Лермонтова – это поэма«Демон»[15]. Это уникальноепо силе воздействия на читателя произведение.
ЛермонтовскийДемон мятежен, непримирим, знающ и мудр, прекрасен и коварен, вместе сотрицанием в его душе живёт и жажда идеала, стремление к восстановлениюгармонии.
Продолжаетпериод развития романтизма.
Творчество Н.В. Гоголяи его повесть «Майская ночь, или Утопленница» («Знаете ли вы украинскую ночь…Очаровательная ночь!»). Природа и человек – главные темы творчества Гоголя[16].
Романтизм«Вечеров…» жизнен, своеобразно объективен. Н.В. Гоголь поэтизируетценности, действительно существующие. Его привлекает все сильное, яркое,заключающее избыток жизненных сил, он раскрывает красоту народной жизни вграницах романтической художественной системы.
Н.В. Гогольпоказывает жизнь, преображенную народной фантазией. Создавая радостный мирмечты, он нередко обращается к «нестрашной», комической фантастике, так частовстречающейся в народных сказках. Черти и ведьмы в «Вечерах…» перенимаютухватки, манеру поведения обыкновенных людей, вернее, комедийных персонажей.«Черт … не на шутку разнежился у Солохи: целовал ей руку с такими ужимками, какзаседатель у поповны».
Только в двухповестях («Вечер накануне Ивана Купалы» и «Страшная месть») фантастическоеприобретает зловещий характер.
В «Вечерах…» Гоголь довел до совершенства романтическое искусство переводаобыкновенного в необыкновенное, превращения действительности в сновидение, всказку. В «Майской ночи»: «Непреодолимый сон быстро стал смыкать ему зеницы…«Нет, эдак я засну еще здесь!» – говорил он, подымаясь на ноги и протираяглаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее…» – и далеереальное все более «отступает», и развертывается чудесный сон Левка.
Изображеннаяв повестях украинская природа поражает буйной яркостью красок, каким-тонеистовым размахом и мощью, захватывая нас, читателей, радостным изумлениемписателя перед красотой мира.
После 40-хгодов XIX века романтизм утратил свое господствующее положение, но не исчезвовсе. Завершителем романтического направления в русской литературе может бытьназван Ф.И. Тютчев не только по сути своего творчества, но и пообстоятельствам личного, биографического свойства.
Художественнаясудьба Тютчева оказалась вдвойне необычна. Не только позднее признание отличалоее. Это была судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжествареализма и все-таки сохранившего верность принципам романтического искусства[17].
Стихи Тютчевазнакомы нам с детства. Всем памятны его «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою…», «Зимане даром злится…», «Весенние воды» – поэтически проникновенные зарисовкирусской природы. Вообще преобладание пейзажей – едва ли не самая приметнаячерта тютчевской лирики. И все же пейзажной назвать ее нельзя: картины природыслужат поэту лишь средством выражения глубоких, напряженных, трагическихраздумий о жизни и смерти, о человеке и мироздании.
Природа уТютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоположныхсил, столкновении стихий, в беспрерывной смене дня и ночи, круговороте временгода. Самое же главное – природа в стихах поэта очеловечена, одухотворена.Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Прекрасный,вечный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева какпротивоположность, как антипод мира человеческих отношений, человеческойдеятельности.
Природагармонична, а человеческому обществу далеко до идеала. И поэтому кхудожественному опыту романтизма не раз обращаются творческие личности напротяжении не только XIX, но и XХ века.
С большойсилой романтические традиции продолжаются в произведениях молодого МаксимаГорького. Его герои – незаурядные личности, они страстно стремятся выйти запривычные «мещанские» рамки жизни, готовы пожертвовать собой ради свободы, радидругих людей. Неслучайно Горький отказывается от привычных прозаических жанрови пишет сказки, поэмы в прозе, песни. Обратимся к художественным особенностям «Песнио Буревестнике»
В «Песне оБуревестнике» можно увидеть следующие приметы романтизма: действиеразворачивается в необычной обстановке – на фоне морской стихии; геройсвободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; тон речиприподнятый, взволнованный. Для «Песни» характерна красочность языка: эпитеты («надседой равниной моря», «изумрудные громады» и др.), сравнения («буревестник,чёрной молнии подобный» и др.), олицетворения («море ловит стрелы молний» идр.).
Мы убедились,что А.М. Горький создаёт прекрасный образ моря.
Произведенияодних авторов рубежа XIX–XX вв. представляют собой призывную песнь свободысильных, отважных сердец. Творчество других, прежде всего – символистов,наполнено ощущением катастрофичности жизни, не позволяющим искать спасения всфере идеала и даже мечтать о преобразовании жизни.
Одним изтаких поэтов был Ф. Сологуб «В тихий вечер на распутьи двух дорог…». Этостихотворение принадлежит лиро-эпическому жанру. Событие (встреча с колдуньей исказанные ею слова) для автора важнее, чем чувства лирического героя.Таинственная атмосфера («чародейные слова, «вражьи силы», «тихая мгла»), время («втихий вечер») и место («на распутьи двух дорог»: по фольклорным представлениям,нечисть обитает именно на перекрестках и на распутьях) встречи создают тот фон,на котором реализуется заключенный в стихотворении символический смысл[18].
«Благодарныйкамень», подаренный лирическому герою «молодой колдуньей», воплощает в себевечную жизнь: «Только жить, все жить ты будешь без конца». Но жизнь, безвольнопринятая в дар, ничем не заполненная, жизнь «не для счастья, иль удачи, ильвенца» лишена смысла. Рано или поздно герою «станет скучно» – и тогда он можетизбавиться от рокового талисмана, просто-напросто оборвав веревку (здесьслышится отголосок древних представлений о судьбе как о нити, в любую минутуготовой прерваться). Смерть трактуется как проявление воли, ведущее косвобождению от земных чар: «Бросишь камень, станешь волен, и умрешь.»
Легкая, изящнаяформа стихотворения контрастирует с его мрачным содержанием. Шестистопный хорейс парной рифмовкой придает информации напевность и широту дыхания. В тексте нетсинтаксических переносов: каждая строчка представляет собой интонационнозамкнутую фразу.
Романтизм – этоещё и стремление соединить прекрасную мечту с жизнью, показать, что возможноосуществление любых надежд. В книге А. Грина «Алые паруса» мы видим, какисполняется предсказанное чудо.
Жанр необычен – феерия, т.е. волшебная сказочная пьеса. Но «Алые паруса» – этоне пьеса, здесь нет ничего сверхестественного. Ассоль и Грей сами творят чудо.Можно сказать, они, как режиссёры, «ставят пьесу» о собственной судьбе, вкоторой серость реального отступает перед воображаемым[19].
Герои Грина –люди смелые, простодушные, как дети, гордые, самоотверженные и добрые. Ониокружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы – совершеннореальной, берущей за сердце своим очарованием. Сказка нужна не только детям, нои взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. Вэтом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами обаянияпроизведений А. Грина
Итак, мыпришли к такому выводу: пока живёт человечество, будет жить и мечта осчастливом будущем, о прекрасном – и пусть не всегда достижимом, но все-такипрекрасном. Поэтому-то в каждом из нас, в большей или меньшей степени, живёт ибудет жить романтик.
Заключение
Ранниепроизведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира ихудожественного творчества. В них он выступает как романтик, причем егоромантизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы.Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторыеособенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественнаяреальность н живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов,существовавших для реалистов XIX века.
Природа вэтом мире тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонамромантизма. Море в рассказе «Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «ДедАрхип и Ленька» изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведенияприрода спокойна и обычна, то во время основного конфликта она отражаетдушевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Природа либо помогаетлюдям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в началерассказа «Старуха Изергиль», либо противостоит им. Впрочем, в этомпротивостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее «ложноеподобие», созданное людьми.
Воплощениемэтого «ложного подобия» является портовый город, который «дышит мощными звукамистрастного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей. Вобоих случаях созданная людьми реальность «поработила и обезличила их», поэтомуона должна исчезнуть в тот момент, когда им удается победить свой страх.Напротив, подлинная природа всегда жива, она воплощает неизменные и вечныезаконы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами,символизирующими «вечность», неподвластную мелким страстям красоту и гармонию.
С природойобычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование: Челкашчувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такаясвязь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма.Этот герой – изгой в обществе, он всегда одинок. Не являясь «вторым Я» автора,он тем не менее воплощает определенные идеи, близкие Горькому.
У главногогероя, как правило, есть антагонист, придерживающийся противоположного взглядана жизнь. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачиваетсясюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. «Свободные»герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от «традиций», либо от«незнания». Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первуювоплощает Данко, вторую – Ларра. Только свобода для всех может принести счастьелюдям, научить их «видеть жизнь», как говорит старуха Изергиль. Ее судьбапротивопоставлена мещанскому идеалу «спокойной жизни».
«Мещанскийидеал» для Горького – это и мечта Гаврилы «о доме», и «забота» деда Архипа оЛеньке, и «мудрость» Ужа. Горький считал, что человек не только скоплениегрехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этоговсякая этика должна быть «активной», то есть должна оценивать человека с точкизрения его способности «жить, а не примиряться».
Противостояниедвух этик составляет основу сюжета. Завязкой оказывается проблема, на которуюдве разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе«Дед Архип и Ленька», проблема «цены денег» в «Челкаше» или свободы в «СтарухеИзергиль». Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой можетпогибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а вчитательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать «свою правду» Ужу, ноименно он предстает перед читателями в качестве положительного героя.
Такоепротивостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, ив их восприятии действительности. «Красивые люди» всегда сравниваются сптицами, они «способны летать», в отличие от «рожденных ползать». Внешностью иречью они, так же как и романтические герои XIX века, резко отличаются отокружающих людей. Мир «красивые люди» видят по-своему, для них не существует внем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша «огненно-голубой меч»,увиденный Гаврилой, является простым «фонарем электрическим».
Итак,мировоззренческие проблемы, привлекающие внимание Горького, определяютхудожественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояниядвух комплексов идей строится сюжет, причем один из них несет отчетливовыраженную положительную оценку. Развитие сюжета формирует такую же оценку состороны читателей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями.С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставленыостальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться»[20].
Из-за того,что они противостоят мещанскому идеалу, как «босяки». Это проявляется и в речи,и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом.Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве сромантическими персонажами XIX века. В то же время Горький наделяет своихгероев отличительными чертами именно «людей дна», что можно воспринимать какстремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.
Списокиспользованной литературы
1. Айхенвальд Ю.И. Тютчев //Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
2. Антонов Г.А. ТворчествоФедора Сологуба. – СПб.: 2000.
3. Балухатый С.А.М. Горький.1868–1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 1940. С. 33–78.
4. Баранов В.И. ЗагадкиМаксима Горького // Урал, 1991, №12.
5. Баранов В.И. Огоньи пепел костра. М. Горький. Творческие искания и судьба. Горький,Волго-Вятское книж. изд-во, 1990.
6. Брауэн Э.Дж. Символическоевлияние на «реалистический» стиль Горького // Русская литература, ХХ век.– СПб., 2003.
7. Ваксберг А.И. ГибельБуревестника. М. Горький: Последние двадцать лет. – М.: Терра-спорт, 1999.– 396 с.
8. Веселов Г.Д. Оченьхороший писатель [М. Горький в современном литературоведении. Обзорпубликаций 1996 г.] // Книжное обозрение, 1996, №36. С. 16–17.
9. Галицких Е.О., Карпов И.П.,Кобзев Н.А., Махнева М.А., Старыгина Н.Н. Конспекты уроков дляучителя литературы: Творчество А.С. Грина. 8 кл.: Пособие дляучителя. – М.: Владос, 2002. – 224 с.
10. ГогольН.В. Петербургские повести. – М.: Синергия. – 2002, 352 с.
11. ГорькийМ. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901–1906 гг. – М.:Государственное изд-во художественной литературы, 1999. – 562 с.
12. ГорькийМ. Несвоевременные мысли. – М.: Современник, 1995.
13. ГорькийМаксим. Избранное. – М.: Издательство АСТ. – 2002, 432 с.
14. ДурновА.Н. Горький, которого мы не знаем. // Литературная газета, 1993, 10марта (№10).
15. Классикирусской литературы. – М.: Кварт. – 2003.
16. КоломиецА.К. Наследие А.М. Горького и вопросы литературы // Русскаялитература, 2005, №3.
17. ЛермонтовМ.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Стихотворения. – М.:Государственное изд-во художественной лит-ры. 1999. – 393 с.
18. ЛитвиноваВ.И. Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение публицистики М. Горькогов школе и вузе Государственный комитет РФ по высшему образованию Хакасскийгосударственный университет им. Н.Ф. Катанова Абакан, 1996.
19. МироноваР.М. Максим Горький. Его личность и произведения. – М., 2003.
20. ПарамоновБ. Произведения М. Горького. – М.: 2003.
21. ПушкинА.С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997.
22. ШкловскийВ. Удачи и поражения М. Горького. – М,: 2000.