Российская банковская система после Октябрьской революции 1917г.

После Октябрьской революции 1917 г.банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. Ихсодержание и направленность определялись идеологическими и экономическимиконцепциями партии большевиков.
            Одним из решающих элементоввоззрений большевиков был постулат о неизбежности отмирания товарно-денежныхотношений при переходе к социализму. В то же время предполагалось, что сохранитсвое значение принцип распределения по труду. Поэтому было сформулированотребование наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайшийучет и контроль за мерой труда и потребления. В качестве же инструмента такогоконтроля Ленин рассматривал банк – единый, крупнейший из крупнейших,государственный, с отделениями в каждой волости, при каждой фабрике, полагая,что такой банк означает общегосударственное счетоводство, общегосударственныйучет производства и распределения продуктов.
            Сразу после Октября большевикиэнергично приступили к реализации идеи единого банка. Сначала они овладелиГосударственным банком, поставив его на службу Советскому государству. В началедекабря 1917 г. упраздняются ипотечные банки – Государственный, Дворянскийземельный банк и Крестьянский поземельный банк. В конце того же месяца былпринят декрет “О национализации банков”, которымбанковское дело объявлялось государственной монополией, а все существовавшиечастные банки и банкирские конторы подлежали объединению с Государственнымбанком. Чуть позже, в конце января 1918 г., акционерные капиталы бывших частныхбанков передаются Госбанку на основе полной конфискации. Объединенный с бывшимичастными банками Госбанк стал называться Народным банком РСФСР.
            В последующем было принято ещенесколько законодательных актов, решивших судьбу остальных звеньев банковскойсистемы страны.
            В октябре 1918 г. ликвидируютсяобщества взаимного кредита. В декабре того же года национализируется Московскийнародный (кооперативный) банк, который был слит с Народным банком республики.
            Одновременно ликвидируются городскиеобщественные банки и частные земельные банки. Наконец, в апреле 1919 г.Совнарком прекратил деятельность функционировавших в пределах РСФСР иностранныхбанков.
            В итоге страна получила своеобразный“единый банк” в лице Народного банка РСФСР.Основное внимание он вынужден был уделять организационным вопросам, таким,как принятие на баланс активов и пассивом национализированных банков. В рядеслучаев эта работа нарушалась из-за того, что то или иное учреждение банка,оказавшись на территории, контролируемой белым движением, подвергалосьденационализации.
            Что касается выполнения сугубобанковских операций, то Народный банк РСФСР не успел как следует развернутьсвою деятельность. Это произошло вследствие усиливавшейся инфляции, а ещебольше из-за политики «военного коммунизма». Подрыв и свертываниетоварно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйствапривели к резкому сужению сферы кредитования и расчетов. По этой причине уже кконцу 1919 г. Народный банк РСФСР фактически прекратил свои операции. ДекретомСНК от 19 января 1920 г. он был упразднен. Многие считали это важным этапомперехода к безденежным отношениям.
            Однако жизнь отвергла эти нелепыеожидания. Уже в ходе гражданской войны обнаружилась несостоятельность политики«военного коммунизма», и в начале 1921 г. было объявлено о переходе кновой экономической политике (НЭПу), включая замену продразверстки продналогом,после внесения которого крестьянин мог свободно распоряжаться своей продукцией.Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежныхотношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковскойсистемы. Иными словами, речь шла о переходе к рыночной экономике. Иестественно, что одним из первых шагов на этом пути стало (в октябре 1921 г.)решение об учреждении Государственного банка.
            Постепенно увеличивая сеть своихучреждений, Госбанк уже через год имел 116 филиалов. Казалось бы, можно былоожидать дальнейшего роста числа его филиалов – низового звена «единогобанка” с охватом всех районов страны. Однако именно в этот период (конец 1922г.) принимается решение о создании специальных, вспомогательных банков –отраслевых, территориальных, а также банков с участием иностранного капитала.
           
В течение 1922– 1925 гг. создаются:

акционерныебанки – Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк и Среднеазиатский банк,кооперативные банки – Всекобанк и Укроинбанк, коммунальные банки – Цекомбонк иместные коммунальные банки;

системасельскохозяйственного кредита – Центральный сельскохозяйственный банк, республиканскиебанки и общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита.
           
            К октябрю 1925 г. в страненасчитывалось 1211 банковских учреждений (без кредитных кооперативов). Из нихна долю спецбанков приходилось 752 учреждения (62%), тогда как Госбанк имел 459учреждений (38%).   
            Таким образом, в восстановительныйпериод идея “единого банка” оказалась забытой. Возникшие наряду с ГосбанкомСССР специальные 6анки оказались по сути дела коммерческими. Нео6ходимость втакой структуре банковской системы о6условливалась особенностями рыночныхотношений периода НЭПа.           
            Однако во второй половине 20-х годовв связи с отказом от НЭПа и переходом к формированию командно-административнойсистемы управления экономикой вновь была реанимирована идея “единого банка”. Витоге дальнейшее развитие банков было подчинено именно этой идее.     
            Но на данном этапе идея “единогобанка” реализовывалась уже с иной целью, нежели в послереволюционный период: недля создания предпосылок перехода к безденежным отношениям, а для централизацииуправления экономикой командно-административными методами. Реализация новоговарианта “единого банка” потребовала прежде всего коренной перестройки сложившейсяв период НЭПа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927 по1932 г. Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. “О принципах построения кредитной системы”, которым предусматривалось ограничениекруга деятельности специальных банков и усиление централизованного руководстваими со стороны Госбанка СССР.       
            Теперь специальные банки,сформировавшиеся в годы НЭПа в качестве коммерческих и широко привлекавшиеклиентуру из разных отраслей хозяйства, в перспективе должны бьии ограничитьсвою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированиюкапитальных вложений. 

Но пока на нихвозлагалось выполнение следующих задач:

·       наПромбанк – долгосрочное икраткосрочное кредитование государственной промышленности (за исключениемпредприятий, кредитующихся в Госбанке);
·       наЭлектробанк – долгосрочное икраткосрочное кредитование    электрохозяйства;
·       на систему сельскохозяйственного кредитаво главе с Центральным сельскохозяйственным банком – долгосрочное и краткосрочное кредитование сельского хозяйства;
·       накооперативные банки – кредитование всех видов кооперации (за исключениемкооперативных организаций, кредитующихся В Госбанке);
·       наЦекомбанк и местные коммунальныебанки – долгосрочное и краткосрочное кредитование коммунального и жилищногохозяйства, а на местные банки кредитование промышленных ‘и торговых предприятийместного значения.

            Этим же постановлением на Госбанкбыло возложено непосредственное руководство всей банковской системой. Конкретноэто означало, что представители Госбанка стали участвовать в советах иревизионных органах банков и кредитных учреждений с участием государственногокапитала. Госбанк получил право непосредственного наблюдения за использованиембанками открываемых им кредитов и за их направлением в конкретные отраслинародного хозяйства в соответствии с правительственными директивами.
            Постановлением от 15 июня 1927 г.был реализован принцип “один клиент -один банк”. Это означало, что клиенты, как правило, должны были пользоватьсякраткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства в одномопределенном банке в соответствии с характером своей организации ихозяйственной деятельности.
            Краткосрочные операции спецбанковпостепенно свертывались. Спецбанки становились цреимущественно банкамидолгосрочного кредитования. Как это происходило, можно показать на примереПромбанка.
            Сначала (192б г.) при банке былсоздан отдел долгосрочного кредитования. Затем (февраль 1928 г.) банкреорганизуется в специальный Банк долгосрочного кредитования промышленности иэлектрохозяйства (БДК). При этомЭлектробанк ликвидируется, а егодолгосрочные операции передаются БДК. Одновременно к БДК перешли долгосрочныеоперации, ранее совершавшиеся Госбанком.
            В отношении же долгосрочногокредитования и финансирования предприятий местной промышленности сохранялсяпрежний порядок: они продолжали обслуживаться коммунальными банками.
            Значительная часть долгосрочныхопераций совершалась за счет бюджетных ассигнований. На 1 октября 1928 г. ихдоля в ресурсах БДК составила 60%. Принимая во внимание столь высокий уровеньбюджетных ассигнований в источниках долгосрочного кредита, правительствовозложило на БДК осуществление контроля не только за расходованием бюджетныхсредств, но и за ходом строительства.
            Таким образом закладывалисьорганизационные основы централизованной банковской системы, включавшей с однойстороны, Госбанк, сложившийся как эмиссионный и расчетно-кассовый центр иформировавшийся в качестве центра краткосрочного кредитования народного хозяйства;с другой стороны, специальные банки, все более превращавшиеся в банки долгосрочногокредитования и финансирования капитальных вложений.
            Сформированная в СССР к началу 30-хгодов в общих чертах командно-административная система управления экономикойпотребовала скорейшего завершения централизации банковской системы. В этихцелях в 1930 – 1932 гг. была проведена кредитная реформа, принципиально изменившаяхарактер кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имевшую аналогов.Ее идейная направленность определялась все той же мыслью о «единомбанке».
            Началом коренной реформы банковскойдеятельности послужило постановление СНК СССР от 30 января 1930 г. О кредитной реформе, которым был запрещен коммерческий кредит (получивший широкоеприменение в годы НЭПа). Он заменялся прямым банковским кредитованием.Постановлением был завершен начатый в 1927 – 1928 гг. процесс сосредоточениякраткосрочного кредитования в Госбанке. Отнынепоследнему передавались все краткосрочные кредитные операции, сохранившиеся ктому времени в других банках. Помимо этого постановлением ликвидировались всефилиалы “Всероссийского” и“Всеукраинского кооперативных” банков,а их клиентура передавалась Госбанку. Витоге в лице Госбанка был созданединый центр краткосрочного кредитования. Правда, было сделано одно временноеотступление, коснувшееся сельскохозяйственного кредита. Вследствие высокихтемпов коллективизации действовавшая до той поры система сельскохозяйственногокредита потребовала существенных преобразований, главным образомпереориентирования на обслуживание крупных коллективных хозяйств. Реорганизациясвелась к следующему. Постановлением от 30 января 1930 г. Центральныйсельскохозяйственный банк преобразуетсяво Всесоюзный сельскохозяйственный коолеративно-колхозный банк. В филиялы последнего иревращаотсяреспубликанские, краевые и областные сельскохозяйственные банки. Низовым звеномсистемы сельскохозяйственного кредита стали сельскохозяйственные кредитные товарищества.
            Однако период деятельности кредитнойкооперации оказался непродолжительным. В условиях массовой коллективизациииндивидуальных крестьянских хозяйств было решено отказаться от услуг кредитнойкооперации. С начала 1931 г. кредитно-расчетное обслуживание колхозов передалигосударственной банковской системе. На базе 1800 районных кредитных товариществбыли созданы филиалы Госбанка, вследствие чего сеть низовых учрежденийГосударственного банка значительно возросла.
            Заключительным аккордомреорганизации банков под командно-административную систему явилосьпостановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. “Об организации специальных банков долгосрочных вложений”. Им был завершен начатый в 1927 – 1928гг. и продолженный в 1930 г. процесс превращения специальных банков в банкидолгосрочных вложений.
            Превратившись фактически в банкидолгосрочных вложений, специальные банки сохраняли ведомственную подчиненность.Так, БДК был подчинен ВСНХ, Всекобанк – Центросоюзу и т.д. В силу этого каждыйспециальный банк в индивидуальном порядке разрабатывал свою системуфинансирования и контроля. Между тем крепнувшая командно-адмииистративнаясистема требовала максимально высокой степениконцентрации в одних руках процесса управпения финансовыми ресурсамигосударства.
            Возникло и другое немаловажноеобстоятельство, также подталкивавшее к очередной реорганизации специальныхбанков. В 1930 г. были существенно изменены бюджетные взаимоотношения внародном хозяйстве как по линии финансирования предприятий, так и по линии платежейв бюджет. Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1930 г. все бюджетныеассигнования на финансирование капитальных вложений государственных предприятийстали безвозвратными. Долгосрочное кредитование капитальных вложений былосохранено лишь для колхозов и кооперации. Тем самым специальные банкистановились банками иреимущественно безвозвратного бюджетного финансирования,что в свою очередь потребовало вусловиях командно-административной системы централизовать все бюджетные ассигнования вруках Наркомфина. Поэтомупостановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. по-своему логично решало, чтовсесоюзные специальные банки организуются в составе Народного комиссариатафинансов СССР. Таких банков было четыре:

–       банкфинансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства(Промбанк), преобразованный из Банка долгосрочного кредитования промышленностии электрохозяйства (БДК);
–       банкфинансирования социаоистического земледелия (Сельхозбанк);
–       банкфинансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк),преобразованный из Всероссийского кооперативного банка;
–       банкфинансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк).

Новым специальнымбанкам было поручено:

            Промбанку– финансирование (в иорядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд)капитального строительства всех государственных предприятий и строительныхорганизаций союзного, республиканского и местного значения;
            Сельхозбаику– финансирование (и иорядке безвозвратных вложений и долгосрочиых ссуд) всехвидов капитальных затрат предприятий и организаций государственного сектора сельскогохозяйства, Трактороцентра и колхозной системы;
            Всекобанку– финансирование (в иорядке долгосрочныхссуд) всего капитального строительства всех видов кооперации, кроме жилищной;
            Цекомбанку– финансирование (в лорядке безвозвратныхвложений и долгосрочных ссуд) всего жилищного, коммунального икультурно-бытового строительства, а также комплексного строительства новыхгородов и поселков.

            Названные банки распространяли своюдеятельность на всю территорию страны. За исключением Цекомбанка, которыйпроводил свою работу через местные коммунальные банки, все они имели сети своихфилиалов, открываемых в пунктах с достаточным количеством объектовфинансирования. В тех пунктах, где открытие филиала оказывалось экономическинецелесообразным, обслуживание клиентуры пррводилось через учреждения Госбанкана договорных началах. В этих случаях специальным банкам разрешалось иметьсвоих уполномоченных при конторах Госбанка. При этом кассовое обслуживаниеспециальных банков осуществлялось Госбанком на основе соответствующихсоглашений.
            Отмеченные меры преследовали цельсконцентрировать в специальных банках под контролем Наркомфина все средства,предназначенные на капитальные вложения, – бюджетные ассигнования, собственныесредства государственных и кооперативных организаций и средства специальныхфондов. Схема давала возможность определять «сверку» направлениякапитальных затрат и следить за выполнением принятых центральными органами решений.
            Что касается Государственного банка,то его роль в экономике страны была определена постановлением СНК СССР от 20марта 1931 г., в котором, в частности, содержались следующие два требования.Госбанк должен был, во-первых, стать общегосударственным аппаратом учетапроизводства и распределения продуктов, во-вторых, обеспечить действенныйповседневный контроль рублем за ходом выполнения планов производства иобращения товаров, за выполнением финансовых планов.
            В последующие два десятилетия банкистраны совершали свою деятельность, не подвергаясь сколько-нибудь существеннымреорганизациям. Лишь в 1936 г. Всекобанк был переименован в Банк финансированиякаиитального строительства торговли и кооперации – Торгбанк.
            Во второй половине 50-х годовсерьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко сутьпреобразований сводилась к сокращению количества банков.
            С января 1957 г. прекратил операцииТоргбанк. Это было вызвано прежде всего тем, что несколько ранее былаликвидирована промысловая кооперация, предприятия которой составлялизначительную часть клиентуры данного банка. Остававшуюся клиентуру передали Цекомбанкуи Сельхозбанку.
                   Спустя некоторое времяСельхозбанк и Цекомбанк с системой коммунальных банков также были упразднены(Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. «О реорганизации системы банковдолгосрочных вложений“. Функцииупраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний былреорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений -Стройбанк СССР. Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и местнымикоммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по краткосрочномукредитованию и осуществление расчетно-кассовых операций коммунальныхпредприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы отделениямГосбанка.          
            Также Госбанку были переданыпрактически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Исключение составилиоперации по финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятияи организации, перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк, длительное времяявлявшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался включенным в составГосбанка, который с конца 20-х годов формировался исключительно в качествецентра краткосрочного обслуживания народного хозяйства. Подобный шаг,совершенный вопреки ранее проводившейся политике четкого разграничения междуГосбанком и спецбанками краткосрочных и долгосрочных операций, теперьобосновывался необходимостью сосредоточения в одном банке как краткосрочных,так и долгосрочных операций по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий иорганизаций.
            Дело в том, что работники Госбанкана практике нередко решали проблемы взаимоотношений с сельскохозяйственнымипредприятиями независимо от состояния их сферы капитальных вложений. В своюочередь работники Сельхозбанка не обращали внимания на состояние текущейдеятельности сельскохозяйственных предприятий и результаты их взаимоотношений сГосбанком. Такой узковедомственный подход порождал формализм.          
            Кроме того, принималось во внимание,что Сельхозбанк, не имея достаточно разветвленной сети своих низовых филиалов,поручал учреждениям Госбанка обслуживание сельскохозяйственных предприятий вчасти финансирования и кредитования капитальных вложений. Следовательно, вомногих районах работники Госбанка в той или иной степени уже совершали долгосрочныеоперации с сельскохозяйственными предприятиями. 
            Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка иСельхозбанка и передача их операций в основном Госбанку снова позволилиговорить о превращении Госбанка в “единыйбанк”.
Таким образом,в стране осталось три банка Госбанк СССР, Стройбанк, и Внешторгбанк СССР.Госбанк и Стройбанк совершали операции на внутреннем рынке, Внешторгбанк – навнешнем.           
            В 1962 г. Государственному банкуСССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системеМинистерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в формевкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им винтересах кредитования народного хозяйства.           
            Каждый из оставшихся трех банковпредставлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетьюучреждений на местах. К началу 1986 г. их количественные характеристикивыглядели следующим образом.
            Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы иотделения (филиалы). Центральнымзвеном являлось правление, которое руководило всей системой через конторы –республиканские, городские, областные и краевые. Всего насчитывалось 185 такихконтор. Им непосредственио подчинялись 4274 отделения, функционировавшиепрактически в каждом административном районе страны. Они обслуживалипредприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшиев этом отделении свой расчетный или текущий счет.         
            Стройбанк СССР также являлсямногозвенной централизованной организацией. Правление осуществляло руководствовсеми учреждениями через республиканские и областные (краевые) конторы, число которых составляло 180.Правда, Стройбанк не имел на местах столь широкой сети отделений (филиалов). Отделения открывались с учетом объемафинансирования и кредитования капитальных вложений в данном районе. К началу1986 г. их насчитывалось 908.   
            В районах, где в связи с незначительнымиобъемами финансирования и кредитования капитальных вложений былонецелесообразно открывать отделения Стройбанка, все необходимые операциивыполнялись уполномоченными Стройбанка при отделении Госбанка. Всего было открытооколо 800 пунктов уполномоченных Стройбанка. Если же и открытие пункта уполномоченногосчиталось нецелесообразным, то все операции по финансированию и кредитованию капитальныхвложений в данном районе возлагались на договорных началах на отделение Госбанка,выполнявшее их за счет ресурсов Стройбанка.  
            Государственные трудовыесберегательные кассы имели к началу 1986 г. весьма разветвленную сеть – 78,5 тыс.сберкасс. Общее руководство их деятельностью осуществлял Госбанк СССР. В своюочередь система Гострудсберкасс возглавлялась правлением, которому были подчиненыглавные управления союзных республик. На территории автономных республик,областей и краев руководство работой сберкасс осуществляли соответственнореспубликанские, областные и краевые управления. Непосредственным рабочим звеномв этой системе являлись сберегательные кассы – центральные, кассы 1-го и 2-горазрядов и агентства. Центральные сберегательные кассы руководили работойсберкасс на территории города или района и совершали все виды операций,возложенных на сберкассы. Сберкассы 1-го и 2-го разрядов, а также агентстваразличались по количеству штатных работников.      
            Внешторгбанк СССР имел небольшуюсеть учреждений – 17 отделений на территории страны и одно в Швейцарии. В своейработе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские отношения: в 131стране он поддерживал связи с 1835 банками-корреспондентами.       
            Советская банковская системавключала в себя также банки за границей с участием капитала советскихорганизаций. Совзагранбанки и их отделения работали в следующих странах: воФранции – Коммерческий банк для Северной Европы в Париже; в Великобритании –Московский народный банк в Лондоне с отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанкво Франкфурте-на-Майне; в Люксембурге – Ист-Вест Юнайтед бэнк; в Австрии –Донау банк в Вене.   
Вышеназванныебанки были созданы для расчетно-кредитного обслуживания предприятий и организацийСССР и других социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержкаразвития внешнеэкономических связей страны. Банки выполняли депозитные,кредитные, расчетные, валютные и прочие операции на международных финансовых рынках.        
            Функционировавшие в стране банки вполной мере отвечали требованиям командно-административной системы управленияэкономикой. Банки стремились контролировать весь процесс производстваобслуживаемых предприятий и организаций, наблюдая за правильностью накопления ирасходованием сырья, оплатой труда, состоянием собственных оборотных средств,формированием и использованием средств на капитальные вложения и т.д.         
            Так как приспособленные кпотребностям административно-командной системы правила оформления банковскихопераций строго регламентировались подробными инструкциями и циркулярами, всядеятельность банков превратилась в мелочную опеку,          сковывающую любую инициативу обслуживаемых предприятий иорганизаций. В итоге банковская система оказалась крайне неповоротливой, малоучитывала специфику тех или иных отраслей и сфер экономики.
            Крайне неэластичная, лишеннаянеобходимой оперативности, банковская система служила «зеркалом»функционировавшего в стране хозяйственного механизма. Длительное господствокомандно-административной системы вызывало все большее отставание экономикистраны от стран с развитой рыночной экономикой. Отчетливо вырисовывалась неутешительнаяперспектива превращения СССР во второразрядное и даже третьеразрядное государство.
            В середине 80-х годов в обстановкепоиска путей  более интенсивного развитияэкономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. Последлительных дискуссий в 1987 г. было решено провести в стране радикальнуюэкономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полногохозрасчета и самофинансирования. В свою очередь это требовало перестройкибанковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорениеэкономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образоватьновые специализированные банки с учетом особенностей деятельностинароднохозяйственных комплексов. В результате была создана система банков вследующем составе:

·     Государственныйбанк СССР.
·     Агропромышленныйбанк (Агропромбанк).
·     Промышленно-строительныйбанк (Промстройбанк).
·     Банкжилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
·     Банквнешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).
·     Банктрудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).

            Вся низовая сеть Госбанка(отделения) была переданаспециализированным банкам. За Госбанком сохранились: в центре – Правление, всоюзных республиках – республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях и автономныхреспубликах – управления Госбанка.
            Вновь созданные специализированныебанки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центреправления, в союзных республиках – соответствующие республиканские банки, а вобластях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, – управления. Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделенийГосбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлениюосуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в даннном отделении – Промстройбанка,Агропромбанка или Жилсоцбанка.
            Благодаря проведенной реорганизациив одном отделении (филиале) банкасосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельностипредприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работебанков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными.
            Одним из существенных недостатковреформы банковской системы является тот факт, что любое бывшее отделениеГосбанка, переданное в состав одного из специализированных банков, продолжалообслуживать и предприятия других отраслей в соответствии с нормативными документамиэтих банков. Таким образом, отделение, получившее статус подразделения одногоиз специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным учреждением.Деление же клиентуры на “профильную” и “непрофильную”, “свою” и “чужую”способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и хозяйствами ивместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам.
            Существенный недостаток заключался ив том, что над каждым бывшимотделением Госбанка, переименованным в отделение одного из специализированныхбанков, возникло четыре управленческие структуры в виде областных управленийГосбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка. Каждое из них,руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в отделениесоответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения банков должныбыли направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих адреса.
            Вследствие такой “перестройки”значительно возросло управленческое звено банковской системы на уровне области,края и автономной республики. Поскольку реорганизация проводилась в пределахимевшейся штатной численности Госбанка и Стройбанка, а областное звено потребовалосущественного увеличения числа работников, то нередко это обеспечивалось путемсокращения штатной численности отделений, которые и без того были перегруженыработой.
            Реорганизация системы банков незатронула системы безналичных расчетов с помошью межфилиальных оборотов (МФО).Безналичные расчеты между предприятиями и организациями продолжалиосуществляться так, будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетьюсвоих учреждений (филиалов). В этойситуации разукрупнение Госбанка СССР и создание нескольких специализированныхбанков привело к тому, что расчеты значительно замедлились, резко возрослиостатки по счетам невыясненных сумм (что было вызвано несовершенством безналичныхрасчетов в тех случаях, когда поставщик и покупатель обслуживались учреждениямпразличных специализированных банков), существенно увеличилось время обработкиданных и составления сводного баланса как по каждому из банков, так и посистеме банков страны в целом.
            Специализированные банки приступилик операциям с 1 января 1988 г. И довольно быстро стало ясно, что механизмуправления системой банков усложнился, разросшийся административный аппаратсвоей ложной активностью подмял низовое звено – отделения, лишив их возможностисамостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры.Ведомства, творя реформу по своему образу и подобию, так увлеклись созданиемудобных кресел, что не заметили, как управленческая пирамида стала на«голову»: внизу одно отделение, а вверху 12 бюрократических структур.В итоге получился «аппаратный» вариант перестройки банковской системы.Реорганизация, проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольногоположения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на сменуодним монополистам других. Очень ско