Российская кооперация в условиях НЭПа 1921 1928 гг

–PAGE_BREAK–

    продолжение
–PAGE_BREAK–Уже в 1924 г. Совнарком начал проводить политику активной под­держки потребительской кооперации. Так, в 1924/25 хозяйственном году, ко­гда объём торговой деятельности потребительской кооперации рос быстрее, чем её собственные средства, из госбюджета на увеличение кооперативных оборотных средств было ассигновано 0,8 млн. руб. Одновременно потребко­операции был представлен ряд экономических льгот по сравнению с частны­ми промышленными и торговыми предприятиями: более низкий налог с обо­рота, преимущественное предоставление кредита промышленностью и бан­ками, причём с более низкой ставкой за пользование им, пониженный желез­нодорожный тариф; более низкая плата за аренду помещений. В 1921 г. был ассигнован 1 млн. руб. целевым назначением — на развитие кооперации в на­циональных республиках, а в 1925/26 хозяйственном году — 3,5 млн. долго­срочных ссуд для кооперативов всех видов.
И всё же в 1924 г. Правление Центросоюза испытало серьёзные труд­ности в связи с тем, что не были налажены отношения между потребитель­ской кооперацией и государственной промышленностью. Не удалось нала­дить и бесперебойное снабжение кооперативных организаций промтоварами — они поступали от случая к случаю.
В 1925 г. Правление Центросоюза и президиум ВСНХ установили, что основными принципами во взаимоотношениях между потребительской коо­перацией и промышленностью должны стать твёрдые генеральные договоры, заключаемые в центре всесоюзными синдикатами, с одной стороны, Центро­союзом и крупными кооперативными организациями — с другой, а также типовые соглашения, определяющие основные условия, по которым отделения трестов и синдикатов должны были снабжать промтоварами местные органи­зации потребительской кооперации. Для контроля за выполнением договоров и устранения недостатков в работе поставщиков был создан на паритетных началах специальный орган под руководством председателей ВСНХ и Цен­тросоюза Ф.Э. Дзержинского и Л.М. Хинчука. Планы хозяйственной деятельности Центросоюза до 1925 г. охватывали теперь только показатели работы его собственного хозяйства. Планирование работы потребсоюзов и потребительских обществ было полностью предос­тавлено инициативе кооперативных организаций на местах.    
В составе оборота Центросоюза свыше 18 % занимала продукция его собственных промышленных предприятий, 10 % оборота приходилось на экспорт, продажа товаров вне системы составляла более 7%
Экспортные операции Центросоюз осуществлял в 17 странах. В общем
экспорте наибольшую роль играла продажа товаров в Англию (42,3%). В это время Центросоюз имел представительства в Лондоне, Берлине,
Нью- Йорке, Париже, Риге, Роволе. В составе экспортных операций хлебопродукты зани­мали 19,8%, яйца и птица — 11,7, волокно — 30,2, пушнина — 25,2%. Импортные операции по отношению к экспортным за 1924 — 1925 гг.составили 88%.
Глава 3. Время расцвета потребительской кооперации.
3.1. Культурно — просветительская деятельность
В этот период потребительская кооперация как массовая общественно — хозяйственная организация принимала активное участие в осуществлении культурной революции в стране. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. К 1928 -1929 гг. в пунктах ликбеза было обучено грамоте более 500 тыс. пайщиков.
Во многих районах страны на кооперативные средства создавались общеобразовательные школы. Просветительская и агитационная работа в деревнях велась в библиотеках и кооперативных клубах, была организована сеть библиотек. Из года в год увеличилась продажа книг на селе.
Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию. В 1923 — 1930 гг. ей принадлежало две трети кинопередвижек и 6 — я часть станционных установок, действовавших в стране. Многие фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, её успехами и проблемами.
Кооперативные организации имели 14 тыс. радиотрансляционных установок, более 540 тыс. телефонных точек, более 30 тыс. репродуктов.
Велась просветительская работа и среди детей. Кооператоры проводили с ними игры, экскурсии, беседы, ставили спектакли. Школьные потребительские кооперативы при содействии потребительской кооперации обеспечивали детей учебниками, книгами, школьно — письменными принадлежностями, питанием. Они прививали школьникам навыки кооперативной работы, готовили кадры организаторов кооперативного движения.
В конце 20-х годов сложилась система подготовки и переподготовки кооперативных работников, включавшая краткосрочные курсы (1,5-3 месяца), вечерние курсы без отрыва от производства (3 мес.-1 год), долгосрочные курсы (6 месяцев-1 год), курсы — съезды сроком от 5 дней до 2 недель для руководящих работников, кооперативные школы, кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленных техникумов, кооперативные вузы.Кооперативные школы готовили работников счётно — финансовой и торговой специальности преимущественно для сельской местности. Инструкторов готовили областные курсы. Работников со средним образованием выпускали кооперативные техникумы и кооперативные отделения промышленно — экономических техникумов. Кооперативные вузы готовили экономистов, бухгалтеров, товароведов высшей квалификации.
Организационно — массовая и агитационно- пропагандистская работа осуществлялась через отделы кооперативного просвещения Центросоюза, республиканских союзов и подотделы в областных и крупных районных сою­зах.
Значительная роль потребительской кооперации в социально — эконо­мических преобразованиях национальных окраин и преодолении ими куль­турной отсталости. Для этого в Ташкенте, например, была открыта годичная кооперативная школа Центросоюза. На высших кооперативных курсах в Ле­нинграде обучались представители более 30 национальностей, причём около трети от общего числа обучающихся — посланцы национальных районов. В большинстве национальных республик и областей успешно действовали двухгодичные курсы батраков и батрачек. В 30 — е годы во многих республи­ках уже имелись кооперативные техникумы.
Кооперация способствовала вовлечению женщин в общественную деятельность, что имело особое значение для женщин Востока. В Средней Азии создавались женские кооперативные лавки, доступ в которые имели исключительно женщины, чтобы приучать их снимать с лица в общественном месте паранджу — традиционное покрывало. В лавке имелся уголок товаров «мать и дитя», где медицинская работница проводила консультации по во­просам гигиены, ухода за ребёнком. Подобные лавки служили местом обще­ния женщин.
Потребительские кооперативы создали не только рабочие, но и их дети-ученики фабрично-заводского обучения. Один такой кооператив-«Муравейник» на Урало — Чусовском зоводе объединял 700 членов в возрасте от 8 до 18 лет. Цель кооператива — приучить юношей и девушек к обществен­ной работе, воспитать сознательных кооператоров и удешевить снабжение школьников ученическими принадлежностями, учебниками, бумагой. Коопе­ратив открыл свой клуб, механическую и переплётную мастерские.
В 20-е Центросоюз и республиканские кооперативные союзы выпускали большое количество книг, брошюр, журналов, газет, листовок, где освеща­лись проблемы кооперативного строительства. В 1928 г. кооперация издавала 17 периодических изданий. Среди них — ежедневная коперативно — экономи­ческая газета «Кооперативная жизнь», еженедельная газета «Общество по­требителей», ежемесячные журналы сельскохозяйственной, промысловой и жилищной кооперации.
3.2 Видные государственные деятели о кооперации
Начиная с 1923 г. после публикации статьи В.И. Ленина « О коопера­ции», в среде высших партийных и государственных деятелей начиналось широкое обсуждение места и роли кооперации в экономическом и социаль­ном развитии страны.
В нём приняли участие Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин, Пред­седатель Совнаркома А.И. Рыков, Председатель Совета Труда и Обороны Л.Б. Каменев, Народный комиссар Рабоче — Крестьянской инспекции В.В.Куйбышев, секретарь ЦК РКП(б) А.А. Андреев и др.
Свою позицию по кооперативному строительству они неоднократно высказывали на партийных и кооперативных съездах, конференциях, заседа­ниях правительства, Высшего совета народного хозяйства и др.
« Уже в данное время, — отмечал М.И. Калинин в своей речи на XIII съезде РКП (б), не редкость встретить кооператив, довольно полно обслужи­вающий крестьянское хозяйство. Например, в одном из сёл недалеко от Ка­луги я видел кооператив, который имел торговлю, мельницу, крупорушку, маслобойный завод и пункт с сельскохозяйственными машинами, где проис­ходит очистка семян, чистка шерсти и т. д. Всё это приводится в движение га­зогенным генератором. Этот же кооператив за свой счёт содержит агронома и ветеринара» М.И. Калинин определял данное потребительское общество как «первичную, зачаточную общественную производственную организацию в деревне».
Л.Б. Каменев рассматривал кооперацию как необходимый субъект ры­ночных отношений, равнозначный национализированной промышленности, монополии внешней торговли и новой твёрдой советской валюте.
«Если мы, — писал он, — из промышленных центров раскинем сеть коо­перации по всем крестьянским перифериям, если мы в эту кооперативную сеть вольём живую струю из города в деревню, из деревни в город, тогда эта кооперация станет той самодеятельной организацией, которая на наиболее удобных условиях даст более дешёвые промышленные продукты крестьянст­ву».
В.В. Куйбышев, хотя и критиковал Центросоюз, полагал, что развитие торговли в стране во многом зависит от кооперации. «Партия, — говорил он, -должна максимум своих дел отдать торговле и кооперации».
Ценное наследие по кооперативному строительству оставил нам А.И. Рыков. Это работы « О кооперации», « Деревня, НЭП и кооперация», « О кус­тарно — промышленной кооперации: две речи на собрании уполномоченных Всероссийского Союза промысловой кооперации в 1924 и 1925 гг.», « Значе­ние сельскохозяйственной кооперации: речь на собрании уполномоченных Сельскосоюза» и др.
А.И. Рыков хорошо разбирался в проблемах потребительской, кредит­ной, промысловой и других видов кооперации, он высоко ценил роль коопе­ративной демократии в улучшении хозяйственной работы и увеличении сель­скохозяйственного производства в стране.
«Свобода выбора в кооперативные органы управления, полная ответст­венность и подотчётность выборных органов перед избирателями, точное со­блюдение уставов, замена методов администрирования, нажима развитием и усилением общественной работы — вот, по мнению Рыбакова, основные пути к изживанию недостатков кооперативного строительства и завоеванию дове­рия массы крестьянства».
3.3  НЭП — время расцвета потребительской кооперации
В годы нэпа часть предприятий розничной торговли, отобранных у ча­стника, постепенно передавались потребительским и другим видам коопера­тивов. Но одновременно государство расширяло и свой сектор в сфере тор­говли и услуг — крупные оптовые предприятия, оптово- розничные универ­маги, такие как ГУМ и ЦУМ, фабрики — кухни.
К концу 1926 г. кооперативный сектор уже преобладал в стране- 52,2% товарооборота принадлежало кооперативам: 38% — потребительским, 11,6 -сельскохозяйственным и 2,6% — промысловым. Кооперативная сеть насчиты­вала 109 тыс. торговых предприятий 3 — 5 — го разрядов. Следует пояснить, что в период нэпа торговые предприятия делились на 5 разрядов. К первому разряду относились разносчики, ко второму — ларьки, к третьему — маленькие магазины, к четвёртому — крупные магазины оптово — розничной торговли, к пятому — оптовые базы и крупнейшие универмаги.
Товарооборот государственной торговли составлял 30,5%, торговая сеть включала 35 тыс. главным образом крупных предприятий 4 -го и 5 — го разрядов.
Товарооборот частной торговли составлял 17,3%, торговая сеть — 162 тыс. магазинов, из которых 148,8 тыс.(92%) — мелкие заведения 3-го разря­да. По другим данным, частный капитал занимал около 22% всего товарообо­рота и около 40 % розничной торговле.
В 1927 г. 63,3% городского муниципального жилого фонда находи­лись в пользовании жилищно — арендной кооперации. Причём в Москве коо­ператоры распоряжались 70% жилой площади, в Ленинграде — 87,4%. Уско­ренными темпами развивалась жилищно — строительная кооперация двух ви­дов — рабочая и общегражданская. В 1927 г. её затраты на строительство жи лья составили около 20% всех средств, вложенных в жилищное строительст­во. Общесоюзный центр жилищно-строительной и жилищно — арендной коо­перации (Центржилсоюз) имел свои лесоразработки, кирпичные заводы и другие предприятия.
На завершающем этапе восстановления и реконструкции народного хо­зяйства кооперативное движение охватило все отрасли экономики страны. Февральский (1927 г.) Пленум ЦК РКП (б) дал следующую оценку коопера­тивному движению: «… Организационное и финансовое укрепление коопера­ции, вовлёкшей миллионные массы трудящихся в свои ряды и охватившей широкий рынок, приобретает особое значение именно потому, что коопера­ция является не только наиболее рациональной системой организации обра­щения, но и таким аппаратом обращения, который организует многомилли­онные массы, вовлекает их в практическую работу по социалистическому строительству и опирается в своей деятельности на их поддержку»
Расширение поля деятельности кооперации намечалось вести по двум линиям: в первую очередь — за счёт дальнейшего вытеснения частной торгов­ли и во вторую — путём замещения госторговли.
Итак, в начала 1927 г. руководство партии ещё следовало нэповской линии — постепенной передаче организации индивидуального потребления в руки самих потребителей: рабочих, крестьян, других слоев населения, объе­динённых в кооперативы. Но уже к концу 1927 г. начался отход от этой ли­нии.
В конце 1928 — начале 1929 г. в стране была введена карточная систе­ма. Города и промышленные предприятия стали снабжаться по дифференци­рованным спискам, делящим население по категориям, когда рабочие и слу­жащие получали разные нормы хлеба, сахара, других продуктов. А среди ра­бочих ударники получали повышенные нормы.
Естественно, что основная часть нормированных товаров стала распре­деляться через сеть торговых предприятий потребительской кооперации.
В каждом городе подавляющую часть нормированных товаров распре­делял Центральный рабочий кооператив (ЦРК), поэтому всё взрослое граж­данское население было практически кооперировано.
Именно в 1930 — 31 хозяйственном году для потребительской коопера­ции в товарообороте страны достигала высшего уровня — почти 70%, а удель­ный вес в оптовой торговле — 62%. Но далее коммерческая работа потреби­тельской кооперации пошла на убыль.
В конце нэпа потребкоопрация во всех отношениях — численном, хозяй­ственном и организационном — значительно окрепла. На этот период её отно­сительно свободное внутреннее самоуправление заканчивается. В последую­щие годы партия и правительство целиком овладевают и командуют всеми участками её хозяйственной деятельности и внутренней жизни.
Заключение
НЭП был вторым семилетним периодом после довоенного (1907-1913 гг.) благоприятным для развития кооперации в России. Когда гибельная стратегия большевиков на втискивание российской экономики в прокрустово ложе уравнительного военного коммунизма стала очевидной, В.И. Ленин и его окружение отменили право на частную торговлю. Лавина частных торго­вых заведений захлестнула рынок. Попытка обуздать рыночную стихию с помощью потребительской и других видов кооперации не удалась.
Эта попытка была обречена на провал, поскольку правительство не обеспечило потребительскую кооперацию и половиной требуемых промыш­ленных товаров, необходимым ассортиментом и деньгами. Оно связало руки кооператоров грабительским для крестьян ценовым эквивалентом и постоян­ным вмешательством в центре и на местах.
Потребительская кооперация пережила два кризиса: в 1921 и 1923 го­дах, и с 1924 начинается её бурный рост. Он был обусловлен крутыми мерами Центросоюза по улучшению управления в потребительской кооперации, от­сечением мёртвых единиц, сокращением убытков, ростом прибылей, восста­новлением добровольного членства и ростом паенакоплений.
С 1925 года Совнарком начал проводить реальную политику поощ­рения потребительской кооперации. Она включала льготные кредиты, транс­портные тарифы и плату за аренду помещений, частичное освобождение от налогов, выделение квоты (20%) промышленной продукции государственных предприятий, заключение генеральных договоров между Центросоюзом и Высшим Советом народного хозяйства об объёмах и сроках реализации про­мышленной продукции и т.д.
Одновременно сталинское политическое руководство взяло курс на ли­квидацию законодательными, налоговыми и особенно административными мерами частного сектора экономики — главного конкурента кооперации.
    продолжение
–PAGE_BREAK–