Российскаяпромышленность на рубеже XIX – XX веков
План
Введение
Общая характеристика
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Отмена крепостного праваи связанное с этим событием появление предпосылок развитию по реформенномроссийском обществе капиталистического производства основанного прежде всего навольно – наёмном труде и рыночных отношениях. После десятилетнего промышленногоспада, вызванного необходимостью переустройства производства, основанного какправило на подневольном труде крепостных, интенсивному подъему промышленногопроизводства. В результате быстрого интенсивного развития промышленности, пиккоторого пришелся на конец XIXвека (последнее десятилетие) существенно разрослись и технически оснастилисьпредприятия старых отраслей (металлургия), появились новые отрасли. В разгарвиттевской индустриализации российский капитализм вступил в стадиюмонополистического развития. Монополистические объединения начали появляетсякак правило только что в возникших отраслях промышленности, но возникалиподобного рода союзы и товарищества и в традиционных секторах промышленногопроизводства. Немалую роль в жизни российской промышленности игралопроникновение в эту среду хозяйственной деятельности финансового, банковскогокапитала.
Огромное значение дляхозяйственно – экономической жизни страны сыграло завершение в эти годыпромышленного переворота, связанного прежде всего с переходом от ручного трудак машинному, от кустарной мастерской и мануфактуры к фабрике.
Цель данной работызаключается в том, чтобы дать общую картину динамики развития российскойпромышленности с последних десятилетий XIX века до Первой мировой войны в её самых общих чертах и суказанием на некоторые специфические особенности, определить причины ипредпосылки производственного индустриального подъема.
Общая характеристика
промышленностьфабрика индустриальный производственный
Конец XIX –начало XX в. – время ощутимых количественных и качественных перемен вроссийской экономике. Высокими темпами росла отечественная промышленность.Ускоренному экономическому росту в большой мере способствовала политикафорсированной индустриализации страны, которая в первую очередь была связана сименем С.Ю.Витте (1849-1915) – одного из крупнейших государственных деятелейпоследних десятилетий существования Российской империи, занимавшего в 1892-1903гг. пост министра финансов.
ВзятыйС.Ю.Витте курс на всемерное содействие промышленному развитию не былпринципиально новым явлением. Он в какой-то мере опирался на традиции ещепетровской эпохи и опыт экономической политики последующих периодов. Составнымичастями «системы» С.Ю.Витте являлись таможенная защита отечественнойпромышленности от иностранной конкуренции (основы этой политики были заложеныеще таможенным тарифом 1891 г.), широкое привлечение зарубежных капиталов ввиде займов и инвестиций, накопление внутренних финансов ресурсов с помощьюказенной винной монополии и усиления косвенного налогообложения. Государствоактивно «насаждало» промышленность, оказывая содействие(административное и материальное) в возникновении новых и расширениисуществующих предприятий. Одной из крупнейших мер, осуществленных С.Ю.Витте врамках реализации его «системы», явилось введение в 1897 г. золотого денежного обращения. Золотое содержание рубля при этом уменьшилось на 1/3. Кредитныйрубль приравнивался к 66 2/3 коп, золотом. Государственный банк, ставшийэмиссионным учреждением, получил право выпускать не обеспеченные золотомкредитные билеты на сумму не более чем в 300 млн. руб. Финансовая реформаспособствовала стабилизации курса рубля и притоку в Россию иностранныхкапиталов.
В 1893 г. в России начался промышленный подъем, в результате которого в начале XX в, окончательносложилась система российского капитализма с ее экономическими, социальными иполитическими особенностями.
Рост промышленного производствапроисходил во всех отраслях промышленности. Наиболее высокие его темпы были вметаллургии, машиностроении и горно — заводской промышленности. Продукциячерной металлургии за 1893—1899 гг. увеличилась более чем в три раза, причемприрост происходил главным образом за счет новых, лучше оснащенныхметаллургических заводов Юга России. В три раза увеличилось производство и вмашиностроении, основной продукцией которого были транспортные средства.
Быстрые темпы ростатяжелой промышленности требовали увеличения добычи минерального топлива: добычанефти возросла более чем в 2,5 раза, а каменного угля — почти в 3 раза. Бурныйподъем переживало железнодорожное строительство, в которое вкладывалисьогромные государственные средства. За 1890 — 1900 гг. протяженность железныхдорог увеличилась почти в два раза (с 31 тыс. до 58 тыс. верст). Большоезначение для экономики России имело проведение железных дорог, связавшихпромышленный центр России с окраинами. Железнодорожное строительствопредъявляло большой спрос на продукцию металлургии и машиностроения. Поабсолютным размерам производства на первом месте продолжала оставатьсятекстильная промышленность, но по темпам своего роста она значительно уступалаотраслям тяжелой промышленности.
Итогом промышленногоподъема 1893 — 1899 гг. явились не только общее увеличение (более чем в 2 раза)продукции промышленности, но и значительная концентрация производства, повышениепроизводительности труда и техническое перевооружение предприятий.
Кризис 1900—1903 гг.
За промышленным подъемом1893—1899 гг. последовал кризис 1900—1903 гг. Он охватил все развитые капиталистическиестраны, но для России он оказался особенно тяжелым и длительным.
Первым признаком кризисаявилось резкое падение цен на основные виды продукции промышленных предприятий.Этому предшествовали сокращение Государственным и частными банками кредитапредприятиям и повышение ставки учетного процента, вызванное европейскимденежным кризисом 1899 г. Предприятия вынуждены были сами сокращать кредит подотпускаемые товары, что тяжело отразилось на реализации продукции, а это, всвою очередь, привело к продолжительному падению курса акций и цен на товары,обесцениванию самых дорогих предприятий. Производство сокращалось на всехпредприятиях. В меньшей степени кризис затронул наиболее крупные предприятиявследствие комбинированного характера производства на большинстве из них, чтодавало им возможность маневрирования на рынке.
Кризис 1900—1903 гг.способствовал дальнейшей концентрации производства, особенно в важнейшихотраслях промышленности — металлургической, машиностроительной и топливной.
В отличие откапиталистических стран Европы, где с 1904 г. уже начался восходящий цикл экономического развития, сменившийся в 1907 г. новым промышленным кризисом, Россия пережила длительную полосу экономической депрессии, котораяхарактеризовалась медленным приливом капитала в промышленность. Застой в промышленномразвитии был связан с ухудшением финансового состоянии страны в результатеогромных затрат на ведение русско — японской войны 1904—1905 гг. и с дефицитомгосударственного бюджета. Другим фактором, отразившимся на экономическомсостоянии страны явилась революция 1905—1907 гг. Массовое забастовочное движениепривело в значительной мере к дезорганизации производства. Кроме того, русскиеи особенно иностранные капиталисты, напуганные революцией, не только невкладывали капиталы в промышленность, но и свертывали производство. На сельскоехозяйство разрушающе подействовали массовые разгромы помещичьих имений ирепрессии властей по отношению к крестьянам.
Несмотря на указанныенеблагоприятные факторы, за 1900— 1908 гг. на 432 тыс. человек увеличиласьчисленность рабочих, а объем промышленной продукции возрос на 37%. Стабилизировалосьположение коммерческих банков, что способствовало росту учетно-ссудныхопераций. Существенно возросла концентрация капиталов в банках.
С конца 1909 г. полоса длительной депрессии сменилась новым промышленным подъемом. Показатели темпов ростапроизводства в некоторых отраслях промышленности оказались за эти годы намноговыше, чем во время промышленного подъема 1893—1899 гг. Самые высокие темпыпроизводства наблюдались в наиболее крупных и монополизированных отраслях — втопливной промышленности, в черной и цветной металлургии, машиностроении. Взначительной степени рост производства этих отраслей промышленности былобусловлен огромными государственными заказами на военные нужды. На улучшениеэкономической конъюнктуры оказали влияние и высокие урожаи 1909—1913гг. (за исключением 1911 г.); стало возможным в небывалых размерах повысить экспорт хлеба, к томуже на мировом рынке цены на хлеб возросли на 35%.
За 1909—1913 гг. торговыйоборот возрос на 2,3 млрд. руб. (в полтора раза). Выросли денежные вклады итекущие счета в кредитной системе: к 1913 г. они увеличились по сравнению с 1900 г. в 2,4 раза. В годы промышленного подъема темпы роста производства в рядеведущих отраслей промышленности были выше, чем в высокоразвитых странах Европыи США. Например, объем выпускаемой продукции в машиностроении увеличился в полторараза, причем значительно расширился ассортимент машин и механизмов. Высокимитемпами развивалась пищевая и хлопчатобумажная промышленность. Значительновозросла сеть железных дорог, которая к 1913 г. составила 64 тыс. верст (без учета Финляндии, КВЖД и местных). Немалую роль играл и речной транспорт, которыйимел хорошую отечественную судостроительную базу, Более 2/3 речных грузовперевозилось на паровых судах. Морской торговый флот пополнился крупнымипароходами и теплоходами дальнего плавания.
Однако промышленныйподъем 1909—1913 гг. не вызвал появления на карте России новых промышленныхцентров, как это было в конце 1890-х годов. Основная часть промышленногопроизводства по-прежнему сосредоточивалась в старых промышленных районах, но внутриэтих районов произошли некоторые структурные изменения. Так, в Центрально-промышленномрайоне существенно поднялся удельный вес тяжелой промышленности — район сталкрупным центром машиностроения. В Северо-Западном районе выросли крупныепредприятия текстильной и химической промышленности. Южный район и Украинапродолжали оставаться основной базой горнодобывающей, металлургической исахарной промышленности, однако здесь появились новые машиностроительные исудостроительные предприятия. В Бакинском районе, который продолжал оставатьсяосновным нефтедобывающим центром страны, выросли предприятия нефтяногомашиностроения.
Первые монополистичёскиеобъединения возникли в России в 80 – е годы XIX в. в металлургичёской промышленности и в транспортном машиностроении.Связанные с выполнением крупных железнодорожных заказов, они взяли на себяфункции объединенного руководства в этой важной отрасли производства. Так,временные союзы нескольких предприятий, выпускавших одинаковую продукцию, ужетогда распределяли заказы на определенные виды продукции согласно принятымСоветом этих объединений квотам. Этим же органом устанавливалась цена напродукцию. Объединения носили временный характер: договоры между предприятиямизаключались на 3—5 лет. По истечении срока договора эти монополистическиеобъединения распадались. Подобного типа объединения в 90-х годах XIX в. возникалив текстильной, свеклосахарной, нефтедобывающей и нефтеобрабатывающейпромышленности.
В организационномотношении временные монополистические союзы 80—90-х годов представляли собойкартели — такую форму объединения, участники которого заключали соглашение орегулировании объемов производства, условиях сбыта продукции и найме рабочих вцелях извлечения монопольной прибыли. Участники картеля сохранялипроизводственно-коммерческую самостоятельность. Впоследствии большинствокартелей перерастали в синдикаты — объединения, где распространение заказов,закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществлялись через единуюсбытовую контору. В синдикате сохранялась производственная, но утрачиваласькоммерческая самостоятельность отдельных предприятий. Наиболее высокой формоймонополистического объединения являлся трест. Тресты монополизировали не толькосбыт, но и производство в определенной отрасли промышленности, поэтому ониобъединяли те предприятия, в которых производилась однородная продукция. Увходивших в трест предприятий утрачивалась их коммерческая и производственная самостоятельность;предприятия превращались фактически в отделы гигантского производства,управляемого из единого центра — Правления треста.
Обычно сосуществовали всетри названных типа промышленных монополистических объединений, но припреобладании одного из них. Для России начала XX в. были характернымонополистические объединения в форме синдикатов.
Экономический кризис1900—1903 гг. дал новый толчок монополизации промышленности. Начинается следующийэтап истории монополистического капитала, когда капиталистические монополиистали одной из основ хозяйственной жизни, охватывая практически все отраслитяжелой и некоторые отрасли легкой промышленности. Складываются также устойчивыесвязи между крупнейшими, промышленными предприятиями и банками. Монополизациипромышленности способствовала и экономическая политика царского правительства,видевшего в ней средство спасения крупных предприятий от краха в годы кризиса.
Ведущая роль встановлении монополистического капитала принадлежала отраслям промышленности,производившим средства производства. Участие иностранного капитала вмонополизации ограничивалось финансированием отдельных контрагентов крупных синдикатовв металлургической, топливной и некоторых других отраслях промышленности.
Крупнейшим промышленныммонополистическим объединением в России был возникший в 1902 г. синдикат «Продамет» («Общество для продажи изделий русских металлургическихзаводов»). Постепенно этот синдикат прибирал к своим рукам реализациюнаиболее важных видов продукции металлургической промышленности. Хотя онобъединил не более 20% заводов этой отрасли, они производили 80% всей продукциина сумму 255 млн. руб. (данные 1910г.).В 1902г. был образован синдикат«Трубопродажа» куда вошли все предприятия трубопрокатногопроизводства, Деятельность проволочных и гвоздильных предприятийконтролировалась синдикатом «Гвоздъ» (1904), а после егораспада—синдикатом «Проволока» (1908). Монополистическое объединениев цветной металлургии «Медь» (1907) выступало от имени торговыхобществ, но за спиной его стояла обосновавшаяся в Москве германская торговаяфирма «Вогау», получившая от русского правительства монопольное правона продажу меди. Заключив соглашение с меднопрокатными заводами, она лишила ихсамостоятельности в покупке меди и в продаже изделий из нее.
Высокого уровнямонополизация достигла в нефтяной промышленности, где монополистическиесоглашения охватили не только весь внутренний рынок, но и экспортный. В этойотрасли действовали две главные фирмы— товарищество «Братъя Нобелъ» иобщество «Мазут», которые представляли собой монополистическиеорганизации высшего типа. В 1905 г. они заключили между собой соглашение,монополизировавшее 77% торговли нефтепродуктами.
В каменноугольной промышленностисиндикат «Продуголъ» («Общество для торговли минеральнымтопливом Донецкого бассейна», основано в 1904 г.) объединил предприятия с 75% всей добычи угля в этом районе. Образовавшиеся позднее угольныесиндикаты, которые действовали на местных рынках Урала, Сибири и Польши, вскорепопали под влияние «Продугля». В районе Донбасса и Криворожьяразвернул свою деятельность основанный в 1907 г. синдикат «Продаруд». Он объединил крупнейшие горнорудные предприятия Юга России.
Крупные монополистическиесиндикаты возникли в цементной’ и резиновой отраслях промышленности. Первый подназванием «Русское товарищество торговли цементом» (1904) монополизировал90% производства цемента, второй — «Треугольник» (1907) объединил всепредприятия по изготовлению резиновых изделий.
В транспортноммашиностроении в этот период возникли два синдиката, которые почти полностьюмонополизировали эту отрасль промышленности: «Продвагон» (1904) и«Союз паровозостроительных заводов» (1906).
Монополистическиеобъединения действовали в речном и морском судоходстве. Так, в течение трех лет(1906 — 1908) на всех крупных реках России появились синдикатского типаобъединения пароходств, которые монополизировали все пароходные сообщения вбассейне Волги, Днепра и сибирских рек. В морском судоходстве в 1903 г. возник синдикат «Объединенное товарищество транспортирования и страхования грузов вПерсии», монополизировавший все заграничные грузопотоки на Каспийскомморе. В противовес монополии товариществ «Бр. Нобель» и«Мазут» владельцы наливных судов в 1907 г. создали синдикат «Союз каспийских судовладельцев наливного флота», сосредоточившийв своих руках 65% грузоподъемности всех наливных судов. На Черном море«Русское общество пароходства и торговли» («РОПИТ»), поглотивряд других пароходных предприятий, монополизировало почти все грузопотоки.
В пёриод экономическогоподъема (1909—1913) образовались новые монополистические объединения в видекартелей и синдикатов, шел интенсивный процесс централизации капитала и концентрациипроизводства. Но характерной чертой этого времени стало создание монополийвысшего типа — трестов и концернов. Возникли такие комбинированные объединения,которые включали предприятия, осуществлявшие все стадии производства — отдобычи сырья до организации сбыта готовой продукции. Третирование в первуюочередь охватило отрасли тяжелой промышленности, где оно осуществлялось приучастии правительственных органов.
Пред Первой мировойвойной практически не было в России такой отрасли промышленности илитранспорта, которых не затронул бы процесс монополизации. Всего в России в товремя существовало около 200 разного вида монополистических объединений. Ведущуюроль среди них занимали 30 крупных монополий. Овладев внутренним рынком,монополии диктовали цены и искали выходы на внешний рынок. Таким образом,монополистические объединения превратились в основной факторхозяйственно-экономической жизни России.
Перед Первой мировойвойной Россия располагала высокоразвитой банковской системой. Центральное местов ней занимали Государственный банк России и столичные акционерные коммерческиебанки. Государственный банк России, помимо своей роли как центральногоэмиссионного банка и крупнейшего кредитного учреждения, являлся важнейшиморганом проведения в жизнь экономической политики правительства. Наряду сОсобой канцелярией по кредитной части Министерства финансов Государственныйбанк был важнейшим звеном государственного хозяйства. Он оказывал поддержку банковскиммонополиям, сам осуществлял кредитование промышленности и торговли черезширокую сеть своих отделений и контор.
Вторым крупным звеном вроссийской кредитной системе были частные акционерные банки коммерческогокредита. По концентрации капитала акционерные банки России превосходили банки развитыхкапиталистических стран. Наиболее крупную роль играла группа петербургскихбанков (так называемая «пятерка») — Русско-Азиатский, Петербургский международный,Азовско-Донской, Торгово-промышленный и Русский для внешней торговли. На ихдолю приходилась почти половина всех ресурсов капитала и активов русскихакционерных банков.
Несмотря на высокийуровень концентрации и централизации капитала акционерных банков, резковозросла численность обществ взаимного кредита и городских банков. В 1913 г. в России насчитывалось 1108 обществ взаимного кредита с общей суммой основных активов 865 млн.руб. и 317 городских банков с суммой активов 245 млн. руб.
В системе земельногокредита по-прежнему выделялись основанные в 80-х годах XIX в. двагосударственных банка — Дворянский земельный банк и Крестьянский поземельныйбанк. Их деятельность способствовала развитию капиталистическогопредпринимательства в сельском хозяйстве. Помимо государственных учреждений земельногокредита действовали еще 8 местных дворянских земельных банков, 10 акционерныхземельных банков и 36 городских кредитных обществ. Более 60% всех кредитовпоземельных банков центральных и местных было выдано поместному дворянству. Темсамым царское правительство оказало существенную поддержку сохранению помещичъегоземлевладения.
Промышленный подъем1909—191«3 гг. создал благоприятные условия для притока золота вГосударственный банк и увеличения, вкладов в частные коммерческие банки.
Путем объединения(»сращивания”) промышленного капитала с банковским создавалась системафинансового капитала. Возникали объединенные промышленно-банковские монополии.Так, в годы предвоенного экономического подъема под руководствомРусско-Азиатского и Петербургского международного коммерческих банков возниклидва таких крупнейших объединения. Под контроль Русско-Азиатского банка вошлигромадный военно-промышленный концерн «Путиловский-Невский», нефтянойконцерн в составе трестов. А. И. Манташева, С. Г. Лианозова и товарищества«Нефть», табачный, ниточный и жировой синдикаты. Кроме того, в сферевлияния этого банка оказались ряд железнодорожных обществ, предприятия машиностроительной,горнорудной и каменноугольной промышленности. Финансово-промышленная группаПетербургского международного коммерческого банка создала огромныйвоенно-промышленный концерн путем слияния двух трестов — строительного «Николаевский-Россуд»и транспортного машиностроения «Коломна — Сор-мово». Все предприятия,вошедшие в эти гигантские финансово-промышленные объединения, номинальносохраняли самостоятельность, но руководство банков полностью контролировало ихдеятельность.
Финансово-промышленныегруппы меньшего масштаба были созданы другими петербургскими банками — Учетным,Ссудным, Коммерческим, Азовско-Донским и Русским для внешней торговли.
Накануне и особенно вгоды Первой мировой войны развивались государственно-монополистическиетенденции. Они выражались в соединении экономического потенциала капиталистическихмонополий с государственным аппаратом управления. Так, созданный еще в 1902 г. Комитет по распределению железнодорожных заказов, действовавший в тесном контакте с монополиями,превратился в государственно-монополистическую организацию. Вгосударственно-монополистическую организацию в области судостроенияпревратилось и образованное в 1908 г. «Совещание по судостроению».Государственно-монополистические тенденции прослеживались в сращиваниибанковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Их связи закреплялисьличными униями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшиевысокопоставленные чиновники, Министерства финансов, Министерства торговли ипромышленности, Морского министерства. Государственные финансы использовались финансовойолигархией в качестве крупного источника сверхприбылей капиталистическихмонополий.
Россия с ее богатейшимизапасами сырья и дешевой рабочей силой представляла сферу наиболее выгодногопомещения для иностранного капитала. В производственной сфере иностранныйкапитал инвестировался главным образом в тяжелую промышленность. Его размеры втаких отраслях, как горно-промышленная, металлообрабатывающая и машиностроение,превышали российские капиталовложения. Значительной была доля вложенийиностранного капитала в коммунальное хозяйство российских городов,строительство и химическую промышленность.
В металлургии и угольнойпромышленности Юга России преобладал франко-белъгийский капитал. Английскийкапитал инвестировался в нефтедобычу Бакинского района, в медную промышленностьУрала и Казахстана, а также в золотодобывающую промышленность Сибири.Германский капитал занимал первенствующие позиции в отраслях тяжелой промышленностиПольши и Прибалтики, коммунальном хозяйстве Петербурга и Москвы.
Инвестируемые в экономикуРоссии иностранные капиталы реализовывались, как правило, не в виде филиаловзаграничных монополий, а вкладывались в действовавшие российские предприятия иобъединения и, по сути дела, превращались в составную часть российскогокапитала. Таким образом, несмотря на финансовую зависимость России отиностранного капитала, русский финансовый капитал сохранял свою самостоятельностьв определении направлений развития российской экономики.
Иностранный капиталпоступал и в виде государственных займов для покрытия растущих расходов набюрократический аппарат управления и на военные нужды. К 1914 г. государственный долг России по этим займам достиг 5,4 млрд. руб.
Заключение
Существенные изменения,произошедшие в хозяйственно – экономической жизни России после отменыкрепостного права и связанные прежде всего с формированием рынка рабочей силы,интенсивным строительством железных дорог и более продуманной, взвешенной ипрагматичной чем ранее правительственной политике, проводимой в финансово –экономической сфере последовательно сменявшими друг друга министрами финансовВышнеградским, Бунге и Витте привели к бурному росту российской промышленности.Под влиянием вышеперечисленных причин и обстоятельств интенсивное развитиеполучили не только традиционные для России отрасли производства, среди которыхпрежде всего следует выделить текстильную промышленность, но и, более того,было вызвано к жизни появление новых, ранее не характерных для Россиипромышленных отраслей, таких как транспортное машиностроение, химическаяпромышленность и др.
В связи с интенсивнымразвитием железнодорожной сети определённые изменения перетерпела географияпромышленного хозяйства. После десятилетнего спада, начавшегося практическисразу после отмены крепостного права и затронувшего в наибольшей степениметаллургические предприятия Урала, производство которых по преимуществу былоосновано на труде крепостных, начался бурный и интенсивный процесспромышленного развития, вершиной которого явился промышленный подъём 90-х годовXIX века. Именно в годы этогопромышленного подъема окончательно завершается длительный и сложный процессперехода к крупным фабричным предприятиям и машинному производству. Начинаютприменятся самые современные станки и прочее производственное оборудование. Вконце XIX века в стремительно развивающемся иувеличивающемся промышленном производстве получают развитие новые, ранее не характерныедля Российской империи явления, среди которых прежде всего следует указатьмонополизацию промышленных предприятий. Среди причин формирования промышленныхмонополий можно выделить образование единого всероссийского рынка, в связи счем появлялась перспектива освоения огромных рыночных просторов и рослаконкуренция.
Именно поэтомупервоначальные промышленные монополии по преимуществу были как правило либосиндикатaми, либо картелями, то есть их цельюбыло совместное освоение рынков сбыта, труда и сырья и избежание илипреодоление конкуренции за счет обьеденения финансового и производственного потенциаловучастников. Огромную роль как факторы монополизации сыграли и развитиебанковского сектора, насыщавшего промышленность финансовыми капиталами, что открылопуть к усилению отдельных производителей и подчинению им слабых, игосударственная политика поощрений образований монополий заключавшаяся вразличных выгодных и крупных госзаказов на отдельно взятых предприятиях. Важнойособенностью того времени было сращивание финансового и промышленного капитала.В ходе нового промышленного подъема 1909 – 1913 годов вновь началась новаяволна монополизации, в ходе которой образовалось огромное количество новыхсоюзов и объединений участники которых начали терять уже не толькокоммерческую, но и производственную самостоятельность.
Появление сложногомашинного производства требовало квалифицированной рабочей силы, что при низкойквалификации рабочих и связанной с этим низкой производительностью их труда,приводило к существенному росту числа необходимых для производства рабочих,бывших в большинстве своём уходившими на заработки в город (т.н. промышленныйпромысел) крестьянами во время перерывов с сельскохозяйственной работе. Лишьнезначительная часть из них была потомственными, постоянно живущими в городахквалифицированными рабочими. Почти за всё время индустриализацииквалифицированные рабочие так и не стали численно наиболее многочисленнымсоциальным классом В России. Но несмотря на это обстоятельство само появлениеэтой категории населения наряду с буржуазией определённым образом изменилообщую социальную картину русского общества.
Общим итогомпромышленного развития России конца XIX — начала XX сталопревращение её из страны по преимуществу аграрной, в страну аграрно –индустриальную.
Список использованнойлитературы
1. Абезгауз З.Е. Развитие промышленности и формирование пролетариата России во 2-й половине 19 в.Мн.: Наука и техника 2003 г.
2. Авдашева С.Б.,Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М., ИЧП «Изд-воМагистр», 2008 г.
3. Болбас М.Ф, Промышленность России 1860 -1900гг.2000 г.
4. Гальперин В.М.,Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1. СПб, Экономическая школа, 2008 г.
5. Данилов А. Д.,Кистанов В. В., Ледовских С. И. Экономическая география России.- М.: Высшаяшкола, 2003 г.
6. Иохин В.Я.Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2005 г.
7. Островский В.П.,Уткин А.И. «История России ХХ век» 2005 г.
8. Петров А.Е.Состояние промышленности России. // Наука и промышленность России, №1, 2002 г.
9. Федорова В.А. «ИсторияРоссии XIX – начала XX в. Москва 2002 г.
10. Хей Д., Моррис Д.Теория организации промышленности. 2008 г.
Приложение № 1
Темпы прироста поотраслям1890 год 1897 год Название отрасли число занятых в ней, чел. Стоимость продукции, тыс. руб. число занятых в ней, чел. Стоимость продукции, тыс. руб. Отрасли по обработке волокнистых веществ 433 320 519 365 642 520 946 296 горная и горнозаводская промышленность 426 635 202 894 544 333 393 749 металлургия и машиностроение 106 982 127 920 214 311 310 626
Приложение № 2
Прирост по отраслямпромышленности. Название отрасли
1881 год
кол-во, млн. пуд.
1893 год
кол-во, млн. пуд. прирост, % выплавка чугуна 27,3 70,8 +160 выплавка стали 18,7 59,3 +59,3 добыча угля 200,9 460,2 +129 добыча нефти 21,4 337 +1475