Ценностныеориентации российских политиков Проблемная ситуация.Внастоящее время процесс формирования и развития современных российскихполитических деятелей все болеепривлекает к себе внимание исследователей, ибо здесь сегодня сосредоточенамасса нерешенных проблем для всего общества. Становление класса политиковсвязано с появлением социальной группы людей, ориентированных на инициативнуюдеятельность, направленную на изменение политической ситуации, отстаиваниеинтересов групп различных людей, способных
идти на риск, нести моральнуюответственность за результаты и последствия своей деятельности. Это группа,инновационная сама по себе, с определенной системой ценностей и мотиваций.Образ, социальный портрет современного российского политика, часто подаваемыйсредствами массовой информации и входящий в нашу жизнь со страниц прессы,необычайно противоречив, иногда надуман, а порой и вовсе не соответствуетдействительности. Следствием является масса мифов, например, миф о чистоэкономических интересах
лидеров российской политики Чубайс, Кох , миф о чистоутилитарной мотивации их деятельности, миф об тотальной безнравственностиполитиков или же, наоборот, о завершенной морально-этической системе и т.д. Неследует, однако, создавать и другие мифы, называя наших политиков благодетелямии поборниками интересов неимущих и обездоленных. Они во многом таковы, какой является российскаядействительность. Вот почему изучение ценностной ориентации этой группы иобраза политика, созданного
СМИ, представляет значительный практический итеоретический интерес, так как позволяет выяснить основные ценности инастроения, социальное самочувствие политических деятелей в современной России,а также очистить общественное сознание населения от мифов, созданных прессой.Обоснование методаконтент-анализа.Для анализа содержания СМИ по данной тематикецелесообразно применить метод контент-анализа документов, так как этот метод,благодаря особенностям своих специфических процедур и применяемогоинструментария, способен предоставить необходимую информацию о количественнойструктуре содержания текста, выявить место, занимаемое проблемой ценностныхориентаций политиков в СМИ. Именно методом контент-анализа можно сделатьсодержание измеримым, доступным точному вычислению, а также получить достаточнообъективный результат.Проблема избыточная и не всегда адекватная освещаемость в
СМИ проблемы ценностныхориентаций российских политических деятелей как значимой социальной группыобщества в современных условиях аксиологического вакуума и трансформацииценностей.Объект информацияпо проблеме ценностных ориентаций современных российских политиков.Предмет статьи, публикации.очерки и заметки, частично затрагивающие проблему или целиком ей посвященные. Цель определить уровень освещаемости проблемы ценностных ориентаций современныхроссийских политиков
в прессе.Достижениепоставленной цели предполагает решение ряда задач – изучитьсодержание и объем материалов в СМИ по данной проблеме – определитьчастоту появления информации по данной теме – определитьнаправленность внимания прессы к основным аспектам данной проблемы – систематизироватьполученную информацию – выявитьсубъекты СМИ. Наиболее широко освещающие проблемы ценностных ориентациисовременных российских политиков.Данныезадачи работы предполагают наличие следующих гипотез – социальнаягруппа современных российских
политиков не имеет пока четко сформированнойсистемы ценностей и морально-этических норм, хотя, безусловно существует наборопределенных действий и в политической практике, и в межличностном общении,ориентация на мировые нормы поведения все большего количества политиков – социальныйпортрет современного российского политика, показанный на страницах прессы,включает в себя черты, абсолютно полярные по своим признакам, т.е на мойвзгляд, не существует реального образа российского политика и, соответственно,адекватного его восприятия населением – вниманиепрессы привлекают отдельные составляющие проблемы ценностной ориентациипредпринимателей например, кримилизация политики или такие черты характера,как рвачество и пробивной характер , а не целостная система ценностей имотиваций, что способствует созданию у населения негативного образа российскогополитика вомногих случаях нет четкого мнения кого считать политиком, а кого нет.Политическая деятельность часто смешивается с бизнесом, да и просто криминалом.
Обоснованиеприменения источников. Проблемы российского предпринимательства образ жизни, условия деятельности, ценности и приоритеты, хобби и бизнес,взаимоотношения с правоохранительными органами и правительством, отношение кполитике и другим социальным группам общества и т.д. периодически освещаютсяна страницах различных изданий, включая газеты Комерсантъ-Daily , МК , Сегодня , журналы Огонек , Эксперт , Деньги и др.
Инструкциякодировщику Преждечем переходить к непосредственной обработке информации необходимо тщательноизучить данную инструкцию.Анализматериалов ведется с помощью отметки соответственного кода цифры ответа илипроизвольной записи, где она предусмотрена.Название периодическогооргана Название газетного выступления Подпись под газетнымматериалом укажите полностью Датапубликации Каналы01- Московскийкомсомолец 02- Деньги 03-
Эксперт 04- Огонек 05- Другое Графа Объем публикации – предполагает, что длясоотношения публикации кодировщикизготовит бумажные шаблоны .006 до 1.10 полосы007 от 1 10 до 1 20 полосы008 – от 1 10 до 1 20 полосы009 от 5.10 и больше Графа Автор для работы с нею нуженсписок штатных корреспондентов той или иной газеты, который должен быт взятперед началом работы. Это позволит определить род занятий автора, если он неподписан.010 журналист-профессионал011 социолог012 политик013 студент014 другое укажите 013 – без подписиГрафа Язык 018 – канцелярский – сухой. Жесткий язык статьи,содержание специфической лексики, неоправданное использование формдолженствования. 019 – литературный -стилистически грамотный,уравновешенный язык, использование нормативной литературной лексики020- фамильярный -разговорный – навязчивые ощущения автора, не проводитсяразличий между приватным разговором и публичным спором Графа Характер публикации 024 -информационно – констатирующий – видматериала, в котором отсутствует
прямая противоположенность или отрицательнаяоценка автора, изложены лишь факты и объективно существующая ситуация025 – положительно-ценностный – наличие вматериале положительной установки на информацию026 – инструктивно-критический -наличие критикив материале по поводу информации или сложившейся ситуации, а такженекоторых инструкций , способов ее решения или преодоления.027 – неконструктивно – критический – наличие вматериале критики, но отсутствие предложений по изменению ситуации.028 – проблемный – в материале
дана ситуация,которая является совокупновстью различных проблем и противоречий, нерешенныхвопросов, либо нереализованных ожиданий какого-либо социального субъектаотношений, возможны некоторые варианты решения проблемы.Графа Общий тонпубликации .032 – проблемный – раскрывается какая-либоопределенная проблема, может являться предпосылкой к действиям по ее решению.033 – строгий – четко изложен материал, безфамильярностей и шуток, изложены объективные факты, которые можнопроинтерпретировать не с точки зрения субъективного
восприятия, а с позицииреально существующей ситуации.034 – информационный – происходит ознакомление скакой-либо проблемой или ситуацией, несет в себе полезную информацию, котораядолжна быть проверена и являться реальным отображением вещей.035 – познавательно – развлекательный – несет всебе легкую для восприятия и интересную информацию, необязательно четкопроверенные факты и события, возможны предположения и гипотезы.Графа Использование конкретных достоверных фактов .044 – использование конкретных маркетинговых илисоциологических исследований, юридических законов или актов, цитат определенных субъектов отношений и т.д. Затемнеобходимо проверить заполнение каждого бланка, но не поверхностно, а четко и скрупулезно, чтобывыявить не только пропущенные графы, но и несоответствие в ответах. Логическая модельпредмета контент-анализа.1-ый класс параметров отражениепоставленной проблемы анализа в содержании текста а разработанность темыанализа в тексте – наличие х – полнота у – соответствие z
б решение поставленнойпроблемы – наличие х – полнота у – соответствие z в выполнение задач- наличие х – полнота у – соответствие z 2-ой класс параметров отношениекоммуникатора к содержанию текста а положительноеб отрицательноев нейтральное3-ий класс параметров модальностьотношения коммуникатора к предмету содержания текста а общий тон публикацииб тип и характеринформациив осуждение илиодобрение коммуникатором системы ценностных ориентаций российских политиков.4 – ый класс параметров характеристикакоммуникаторова тип
автораб пол авторав должность автораЕдиницы анализа единицей анализа, всоответствии с целью и задачами исследования, будет являться суждение,касающееся проблем ценностных ориентации российских политиков. Единицей счета будет выступать число строк текста и удельныйвес информации по данной проблеме в общем объеме газетного текста.