Российско-китайские торгово-экономические отношения

–PAGE_BREAK–ГЛАВА 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ   С китайской стороны торговыми отношениями с сопредельными российскими регионами занимались на государственном уровне. В 1991 г. правительство китайской провинции Хэйлунцзян приняло решение перенести акцент с простого расширения приграничной торговли с РФ на развитие внешнеориентированной экономики. [1]В 1992 г. Госсовет КНР утвердил 33 постановления относительно различных налоговых и других льгот предприятиям, занимающимся приграничной торговлей. Было утверждено также 14 документов о создании «пояса приграничной открытости». На 1993 г. пришелся пик развития торговых отношений провинции Хэйлунцзян с российскими регионами – товарооборот достиг 1,89 млрд. долл., или почти 25% суммарной торговли КНР с РФ. Если в начале 1990-х годов китайские предприятия испытывали трудности с получением кредитов в банках, то после либерализации внешнеэкономической деятельности в 1992 г. число участников приграничной торговли в провинции стало стремительно расти (на фоне низкой активности крупных китайских предприятий) и в 1993 г. достигло 9 тысяч. В основном торговый обмен носил стихийный характер. [2]С российской стороны негативное влияние оказало увеличение числа фирм-однодневок и просто мелких компаний, специализировавшихся на посреднических операциях. Следствием этого стал рост поставок из России некачественного и недоукомплектованного товара. Для упорядочения приграничной торговли китайская сторона создала в 1993 г. в провинции Хэйлунцзян Центр информации по приграничной торговле и Центр обучения кадров для приграничной торгово-экономической деятельности. Со второй половины 1994 г. происходит резкое падение приграничного сотрудничества. И в целом объем межгосударственной российско-китайской торговли сократился в 1994 г. на 40% по сравнению с предыдущим годом. Для предпринимателей и “челноков” это стало тяжелым ударом. Например, в 1994 г. 80% предприятий Дунбэя, ориентированных на приграничную торговлю с Россией, понесли убытки, свыше 30% свернули бизнес с Россией. Закрылся целый ряд представительств компаний из южных провинций Китая. Подобная ситуация объяснялась политикой макрорегулирования, которую правительство КНР стало проводить со второй половины 1993 г. и которая повлекла уменьшение спроса на российское промышленное сырье и оборудование. Во внешнеэкономической сфере был введен единый валютный курс, проведена налоговая реформа, усилена система квотирования и лицензирования. Эти меры заметно снизили эффект от преференциальной таможенной пошлины при импорте товаров по бартеру. Российская же сторона повысила таможенные пошлины и ужесточила систему лицензирования, что ограничило бартерный обмен. Российский рынок наводнили товары из других стран, репутация дешевых, но не всегда качественных китайских товаров была подорвана. Стороны пытались перейти от бартера к торговле с использованием валютных расчетов, что должно было расширить товарную структуру, но при отсутствии прямых связей между банками это не очень получалось. Положение усугублялось неразвитостью механизмов урегулирования торговых споров между партнерами и контроля за качеством товаров, что порождало взаимное недоверие. [3]Спад 1994–1995 гг. был временным. [4]В апреле 1996 г. Госсовет КНР издал постановление о льготной политике в отношении приграничной торговли. Кроме того, была упорядочена выдача лицензий на ведение приграничной торговли и других документов, это способствовало отсеву неблагонадежных фирм. Китай выдвинул лозунг: «Качество товара – линия жизни приграничной торговли». С 1997 г. начинается новый период межрегиональных и приграничных связей с Китаем, продлившийся до настоящего времени. Несмотря на общий  спад в межгосударственной торговле двух стран, товарооборот провинции Хэйлунцзян с Россией вновь стал расти. В конце 1997 г. в провинции была принята стратегия «трех прорывов» в отношениях с Россией: в увеличении масштабов торговых сделок и повышении качества товаров, в расширении сфер торгово-экономического сотрудничества и в реализации крупных проектов. Вплоть до начала 2000-х годов большая часть товаров направлялась в Россию по линии «челночной» торговли, в основном это была продукция малых предприятий с низкой добавленной стоимостью. Мелкие проекты преобладали над крупными, сельскохозяйственные – над промышленными. Все это с беспокойством отмечалось китайской стороной.
[5]Уже 29 февраля 2000 г. между Правительством РФ и Правительством КНР было заключено Соглашение о безвизовых групповых туристических поездках (вступило в силу 9 ноября 2000 г.).

[6]Для определения порядка сотрудничества в экономической и социальной сферах, к Соглашению Дополнительными протоколами от 3 ноября, 5 декабря 2000 г., а также 2 декабря 2002 г. в рамках Российско-китайской комиссии были созданы подкомиссии:

1. по межбанковскому сотрудничеству в целях совершенствования предоставления банковских услуг юридическим и физическим лицам России и Китая;

2. в области исследования космического пространства в мирных целях и развития космонавтики в России и Китае;

3. по туризму в целях дальнейшего укрепления сотрудничества в области туризма и туристической деятельности между Россией и Китаем;

4. по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. 
[7]Товарооборот России с КНР

(сумма — в млн. долл., темп прироста — в %)

Годы

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

Сумма

Прирост

Сумма

Прирост

Сумма

Прирост

Сумма

1992**)

5862

+50,2

3526

+69,4

2336

+28,1

+1190

1993

7679

+30,9

4987

+41,4

2692

+15,2

+2295

1994

5077

-33,9

3496

-29,9

1581

-41,3

+1915

1995

5463

+7,6

3799

+8,7

1664

+5,2

+2135

1996

6845

+25,3

5153

+35,6

1692

+1,7

+3461

1997

6118

-10,6

4086

-20,6

2032

+20,0

+2054

1998

5481

-10,5

3641

-10,9

1840

-9,7

+1801

1999

5720

+4,3

4223

+15,9

1497

-18,7

+2726

2000

8003

+39,9

5770

+36,6

2233

+49,1

+3537

2001

10670

+33,3

7959

+37,9

2711

+21,4

+5248

Всего за 1992-2001 гг.

66918

46640

20278

+26362

[8]Экспорт из Китая в Россию в январе-августе 2002 года:
-текстильное сырье и изделия из него — 519,631 млн. долл. США;
— кожаные и меховые изделия, а также сумки — 292,591 млн. долл. США;
— обувь, головные уборы, зонтики и изделия из перьев — 313, 678 млн. долл. США;
— машиностроительная, электронная, аудио- и видеопродукция — 260,9 млн. долл. США;
— продукция отрасли растениеводства — 99,582 млн. долл. США.
Объем внешней торговли Китая с Россией в 2004 году составил около 12% от совокупного внешнеторгового оборота России и только 0,8% всего внешнеторгового оборота Китая. То есть, экономика Китая в 15 раз больше российской.

[9]В 2005 году объем торговли достиг рекордной отметки и составил 29,1 млрд. долларов. Главы обоих государств неоднократно заявляли, что обе страны будут стремиться к тому, чтобы к 2010 году объем взаимной торговли достиг 60 и более миллиардов долларов

 Для достижения поставленных руководителей РФ и КНР целей и руководствуясь положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о торгово-экономических отношениях от 5 марта 1992 г., 3 ноября 2000 г. было заключено Торговое соглашение на 2001-2005 гг., а в марте нынешнего года новое Торговое соглашение на 2006-2010 гг.

Данными соглашениями государства ориентируют участников внешнеэкономической деятельности на области желаемого и поощряемого экономического сотрудничества, устанавливая, к примеру, индикативные списки товаров взаимной торговли, а также основные правила расчетов между участниками ВЭД.

[10]Одним из важных событий в двусторонних отношениях стало завершение процедуры ратификации в России и Китае подписанного 14 октября 2004 года в Пекине «Дополнительного соглашения о российско-китайской границе на ее Восточной части» (основываясь на «Соглашении между СССР и КНР о советско-китайской границе на ее Восточной части» от 16 мая 1991 г.), которое окончательно определило прохождение линии совместной государственной границы на всем ее протяжении (2 июня 2005г. во Владивостоке министры иностранных дел обменялись ратификационными грамотами). Главной статьей российского экспорта в Китай по-прежнему остается сырая нефть, объемы поставок которой за первые десять месяцев 2007 г. превысили 11 млн. тонн /впрочем, это примерно на 10 проц. меньше, чем за аналогичный период предыдущего года/. На втором месте, как и раньше, — древесина.

[11]Товарооборот России с КНР

(млрд. долл., %)

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Годы

Сумма

Прирост

Сумма

Прирост

Сумма

Прирост

2000

8,0

+39,9

5,8

+36,6

2,2

+49,1

2001

10,7

+33,3

7,9

+37,9

2,8

+21,4

2002

11,9

+11,8

8,4

+5,6

3,5

+29,9

2003

15,8

+32,1

9,7

+15,7

6,1

+71,4

2004

21,2

+34,7

12,1

+24,7

9,1

+51,0

2005

29,1

+37,1

15,9

+31,0

13,2

+45,2

2006

33,38

+14,7

17,55

+10,5

15,83

+19,8

2007

48,17

+44,3

19,68

+12,1

28,49

+79,9
    продолжение
–PAGE_BREAK–[12]В 2008 г. рост приграничного сотрудничества продолжался (в январе-июле 2008 г. прирост товарооборота составил 29%), но к концу года темпы роста снизились. Связано это как с мировым финансовым кризисом, так и с определенным застоем, проблемами, отсутствием новых форм взаимодействия в  российско-китайских торгово-экономических  связях.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
[13]Одновременно Россия и континентальный Китай стремятся расширить экономическое сотрудничество. Следует отметить, что развитие экономических связей между Россией и Китаем отстает от темпов углубления их политического сотрудничества. Если во внешнеполитической сфере налицо постоянное движение по восходящей линии, то торгово-экономические связи в этот же период характеризовались непоследовательностью и даже хаотичностью.

Эти колебания дали основания некоторым экспертам говорить о том, что торгово-экономические связи России и Китая являются второстепенными по отношению к связям политическим. С этой точки зрения, усилия правительств двух стран рассматриваются как административная кампания, продиктованная политической мотивацией (создание экономической базы для стабильного развития двусторонних политических отношений), но не действительной заинтересованностью компаний двух стран в рынках друг друга. В этом отличие, например, от отношений КНР с США или Японией, где именно экономический интерес позволяет смягчать политические противоречия.

2Однако в действительности происходят серьезные сдвиги в сфере экономических отношений. Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество в значительной мере определялось деятельностью мелких компаний, челноков, приграничным обменом.

Особенностью их деятельности была краткосрочность интересов, стремление воспользоваться кризисным состоянием российской экономики. Сегодня на первый план экономических отношений вышли крупные компании с высоким удельным весом государственной собственности или поддерживаемые государством. В результате в России появились значительные лоббистские группы, подталкивающие правительство к принятию мер для создания более благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества. Российские поставщики энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружений сделали самые серьезные ставки на Китай. В настоящее время освоение китайского рынка для этих групп российского бизнеса является не просто средством зарабатывания денег, но и формой выживания.

[14]Именно эти сферы являются сферами с высоким уровнем государственного регулирования. Вышеназванным группам просто необходима поддержка российского правительства. Поэтому повышение активности государственных органов в сфере российско-китайских экономических отношений все же не является бюрократической компанией, инициированной верхами в целях укрепления политического сотрудничества, а отражает реальное повышение интереса крупного российского бизнеса в расширении экономических связей с Китаем.

[15]Для Китая Россия является восьмым торговым партнером в мире. Российский экспорт в КНР включает в себя самолеты, автомобили, сельхозтехнику, горно- и нефтеперерабатывающее оборудование, текстильное оборудование, химическую продукцию, стройматериалы, стальной прокат, древесину, цемент, стекло и др. Основными статьями российского экспорта в Китай остаются удобрения и черные металлы — на них приходится более 50% общего объема российских поставок Китай поставляет в Россию главным образом потребительские товары, продукты питания и рабочую силу. Возможно ли объявленное трехкратное увеличение товарооборота за четыре последующие года? По-видимому, Россия в состоянии значительно увеличить свой экспорт в Китай.

Россия и Китай договорились о сотрудничестве в строительстве нефте- и газопроводов из Сибири до Тихоокеанского побережья Китая через Монголию. Запасы нефти в Восточно-Сибирских месторождениях оцениваются более чем в 1,5 млрд. т.

[16]Известно, что активно развивается военно-техническое сотрудничество между двумя странами. В этой связи обоснована озабоченность ряда экспертов, что в российско-китайском товарообороте поставки военной техники занимают все большее место и экономические связи могут быть сведены только к торговле оружием. При этом очевидно, что российские поставщики вооружений расширяют объемы и спектр поставок в Китай не из-за каких-то политических целей, вроде поддержания российско-китайского военного-политического альянса. Созданный в советские времена гигантский военно-промышленный комплекс лишился прежних заказов, поскольку сегодня Россия не имеет ни возможности, ни необходимости для поддержания таких огромных объемов военного производства. [17]В целом, наращивание российского экспорта может пойти по названным направлениям (хотя провал на тендере по «Сань Ся» показывает трудность этой задачи), что по существу возвращает советские времена в этой сфере. Внешняя торговля на китайском направлении становится снова государственно контролируемой в то время, как условия экономической деятельности в обеих странах не позволяют пока рассчитывать на то, что мелкие и средние предприниматели повысят свою активность. Характерно, что китайская сторона предлагает вернуться к старой практике оформления поставок межправительственными соглашениями.

При этом не следует рассчитывать на формирование диверсифицированной структуры товарооборота. Российская номенклатура поставок будет расширена незначительно, а Китай будет продолжать оставаться в основном экспортером товаров широкого потребления и продуктов питания. И здесь кроется еще одна проблема: российский рынок в достаточной степени насыщен потребительскими товарами, и наращивание китайских поставок вряд ли возможно. Одним из путей решения проблемы может быть организация совместных производств в КНР и допущение расчетов в национальных валютах.

В целом, очевидно, что трехкратное увеличение товарооборота (если это и произойдет) пока не сможет принести новое качество экономических отношений России и Китая. Здесь требуются не очередные «комиссии по 20 миллиардам», а огромные усилия по формированию нормальных условий деятельности предпринимателей в обеих странах, где хотя и идут рыночные реформы, но еще далеко до климата безопасного предпринимательства.

[18]Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что у России отсутствует четкая концепция политического курса в отношении воссоединения Китая. Однако политические и экономические ставки России, поставленной перед выбором «или те, или другие», сделаны на материке. Все же Россия могла бы, соблюдая принятые обязательства перед КНР.  

Проект нефтепровода «Россия-Китай» является крупнейшим на настоящий момент китайско-российским проектом, его реализация имеет огромное значение для содействия развитию отношений стратегического партнерства и сотрудничества между РФ и КНР. Китай «обладает колоссальным потребительским рынком нефти».

[19]После 2010 г эта цифра может достичь 30 млн. тонн. Таким образом, Россия будет обеспечена стабильным рынком сбыта, а Китай стабильным источником нефти.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.1. Основы экономических взаимоотношений

[20]Важным итогом развития китайско-российских связей за последние годы является утверждение конструктивных отношений стратегическо­го сотрудничества. Это — новая современная модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже достигнутые результаты и вместе с тем будут предприниматься новые шаги для разви­тия сотрудничества в различных сферах. Основа их весьма прочна. Конкретно это проявляется в следующем:

[21]а) Неизменна общая тенденция к постоянному углублению отноше­ний между двумя странами.

б) Решение проблем, оставленных историей, устранило препятствия на пути развития китайско-российских связей.

Имеется в виду, прежде всего, решение «в основном» территориаль­ного спора, что геополитически гарантирует долголетнюю дружбу между двумя государствами. «Дальновидная позиция и взаимопонимание, достигнутое Китаем и Россией по вопросам, оставленным историей, обеспечивают чрезвычайно успешное развитие отношений между двумя странами и способность сохранения им долгосрочной стабильности».

в) Гарантия долгосрочной жизнеспособности двусторонних отноше­ний, основанных на равенстве.

Одна из самых главных особенностей китайско-российских отноше­ний заключается в том, что с самого начала в основание их создания и развития были положены 5 принципов мирного сосуществования. Когда закладывались отношения конструктивного партнерства, с российской стороны было дано недвусмысленное разъяснение, что оба государства являются полностью независимыми и что больше не будет разделения на «старшего и младшего братьев». В своих отношениях стороны уважают единство и территориальную целостность друг друга, а также проявляют внимание к безопасности партнера. В международной сфере они стремятся к здоровому развитию междуна­родных отношений, выступают с многочисленными инициативами в целях создания нового международного порядка.

Что касается сферы экономики, то здесь они активизируют сотрудничество и вместе с тем занимают позитивные позиции в отношении экономической глобализации. [22]Благодаря утверждению и развитию равноправия между КНР и Россией, их отношения явно вступают в новый исторический этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно взаимодействовать в важных международных вопросах.

Потенциал отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией не исчерпан, эти страны как постоянные члены Совета безопасности ООН и великие державы, обладающие глобальным влиянием, должны играть еще большую роль в международных делах. Ощущается необходимость их сотрудничества во многих вопросах в ходе развития ситуации после окончания холодной войны:

[23]а) Предстоят многие годы сотрудничества в продвижении глобальной многополярности и создании нового международного порядка.

В совместном заявлении стороны выступили с инициативой развития нового порядка. Одна­ко реализовать эту инициативу в короткие сроки невозможно, учитывая прежде всего то обстоятельство, что США с удвоенной энергией стремятся создать однополюсный мир, оказывают колоссальное давление на Россию в Европе и Азии и одновременно сдерживают Китай. А Западная Европа и Япония оказывают поддержку США в создании междуна­родного порядка под эгидой Запада. Борьба между многополярностью и однополярностью, т.е. между представлениями Китая и России, с одной стороны, и Западом, с другой, относительно будущей мировой ситуации будет принципиальной проблемой, подразумевающей длительную борьбу между Востоком и Западом. Вместе с тем будет углубляться процесс гло­бальной многополярности и продолжаться борьба за создание справед­ливого и рационального нового международного политического и эко­номического порядка». Нынешние же условия таковы, что США и другие западные державы обладают силовым превосходством,

[24]б) Китай и Россия имеют важные общие интересы в АТР.

         Этот регион после распада СССР приобрел для России большую, чем прежде, значимость. Особенно после расширения НАТО на Восток, когда эта организация оказалась у российского порога. Дальний Восток стал для РФ «зоной безопасности», а Азия — ее «стратегическим тылом». Экономические интересы России также сместились на Восток, и уско­рение развития восточных районов встало на повестку дня. Стратегиче­ское положение в АТР для России явно становится все более важным.

Китай — это крупная азиатская держава. Политическое и экономиче­ское положение, ситуация в области безопасности в Азии имеют для КНР жизненно важное значение. Обеспечение политической стабильно­сти и экономического развития этого региона имеет для него непрехо­дяще важное значение. [25]На пороге нового столетия положение в АТР осложнилось. Острие обновленного договора безопасности между США и Японией нацелено на азиатских соседей. Еще большую угрозу несет для безопасности КНР, России, Кореи и других стран замышляемый Соединенными Шта­тами план ПРО. В этих условиях стратегическое сотрудничество Китая и России имеет долгосрочные совместные цели.

[26]в) Далеко не исчерпан потенциал сотрудничества двух стран в области экономики.

4 тыс. км. общей границы создают условия для тесного сотрудниче­ства Китая и России в области экономики. В настоящее время между ними прогрессирует тенденция к росту политических связей, тогда как экономические отношения отстают от них. Правительства обеих стран предпринимают ряд мер, чтобы в этой области складывалась новая ситуация. Если говорить об условиях, существующих в обеих странах, то Рос­сия обладает достаточно хорошей индустриальной базой, стоит на передовом в мире научно-техническом уровне, располагает чрезвычайно богатыми природными ресурсами и высококачественными научно-техническими кадрами. Китай в результате политики реформ и открытости также располагает многими благоприятными возможностями для сотрудничества с другими государствами: с одной стороны, он имеет емкий рынок для зарубежных товаров, а с другой, возможности для экспорта целого ряда товаров и в первую очередь продукции легкой промышленности и бытовой электроники. Эта взаимодополняемость в области экономики создает необычайно благоприятные условия для расширения торговли и экономического взаимодействия между Китаем и Россией.

г) Модель китайско-российских отношений стратегического сотрудничества имеет долгосрочные перспективы для развития.

[27]За почти 10 лет развития отношений между КНР и Россией выявилась очень успешная модель, характеризующаяся несколькими важными особенностями:

Во-первых, исходным моментом, лежащим в основе этих отношений, являются интересы страны. Во-вторых, обе стороны добиваются международных условий мира и развития, вместе работают над созданием стабильного окружения, чтобы каждой сосредотачивать усилия для развития своей экономики. В-третьих, стороны проявляют взаимное уважение в области политики, сотрудничают в экономике, уважают суверенитет и национальное достоинство друг друга. В-четвертых, создаваемые двумя странами партнерские отношения не являются союзом, они также не направлены против третьих стран, не представляют угрозы для какого-либо государства, а активно отстаивают дело мира и безопасность данного региона.

[28]Для углубленного развития китайско-российских отношений необ­ходимо укреплять согласованность в политической сфере и добиваться новых прорывов в подходах к некоторым проблемам. В связи с посто­янными изменениями обстановки постоянно корректируются и отношения между крупными державами. Развитие китайско-российских отношений также должно соответствовать складывающейся ситуации. Кроме того, они должны также быть еще более практичными. В последние годы между странами заключено много соглашений, однако, в ходе реализации некоторых из них не были достигнуты поставленные цели.

[29]1) в области стратегического сотрудничества двум странам необходимо дальнейшее укрепление доверия, согласование механизма развития отношений со многими странами. Новые моменты, выявившиеся в международных отношениях в последние годы, состоят в том, что между крупными державами постоянно корректируются отношения. В этом есть позитивная сторона, но есть и негативный фактор. Например, в общественном мнении России проявляется подозрительность и опасения, когда у КНР развиваются связи с другими государствами, особенно когда улучшаются китайско-американские отношения. В таких случаях некоторые представители российской общественности демонстрируют опасения, будто это «затрагивает интересы России», считая, что развитие отношений КНР и США приведет к «втягиванию» Китая в проектируемую США стратегическую систему и для России сложится неблагоприятное положение.

[30]2) в области внешней политикинеобходимо полностью использо­вать созданный двумя странами механизм регулярных встреч на высшем уровне, чтобы он непрерывно играл эффективную роль. В последние два года одним из важных результатов этих контактов и связи по «горячей линии» в чрезвычайных ситуациях является обсуждение в любое время важных проблем двусторонних отношений и международ­ных инцидентов, согласование по ним политики. Такого рода меха­низм консультаций в условиях крупных изменений в современной международной обстановке особенно важен.

И Китай, и Россия являются объектами прессинга по различным проблемам и ситуациям со стороны западных стран во главе с США. Однако в связи с развитием процесса экономической глобализации оба государства и той или иной степени занимают идентичную политику в отношении Запада.

[31]3)в экономической сфере правительства двух стран уже проявили большую активность, однако, по-прежнему лишь достижение еще большего взаимопонимания в наших подходах и политике даст возмож­ность активнее мобилизовывать потенциал сотрудничества. Проблем в области экономического взаимодействия между Китаем и Россией довольно много, но много и возможностей для их устранения:

 3«Взаимодополняемость» в торгово-экономических связях не про­является в должной мере, при этом препятствия в подходах являются важным сдерживающим фактором. Всем ясно, что Россия обладает невиданными природными ресурсами. Ее энергетические и лесные ресурсы и другие полезные ископаемые недостаточно освоены. Все эти богатства находятся в сибирских и дальневосточных районах, располо­женных вблизи Китая. У Китая же – изобилие рабочей силы и возмож­ностей освоения природных богатств. В настоящее время в экономическом сотрудничестве западных стран с Китаем в очень большой степени используется многочисленная и дешевая китайская рабочая сила.

[32]4)в военной сфере. Торговля военной техникой между КНР и РФ также подвержена сильному лимитированию из-за воздействия политики и концептуальных подходов. Если снять эту проблему, то можно добиться значительного прогресса. Россия обладает военной наукой и техникой глобального порядка и вот уже несколько лет поддерживает в этой области определенные контакты с Китаем. Однако, у нее очень много опасений, касающихся обменов в военной области, и здесь она лимитирована политически. Отдельные представители российской общественности постоянно прокламируют концепцию «китайской угрозы», и поэтому все это сильно ограничивает сотрудничество России с Китаем в области военной техники и вооружений. Между тем для этих двух стран данная область сотрудничества таит громадный потенциал и, в то же время, взаимовыгодна.
2.2. Региональное сотрудничество
[33]Еще одним результатом нормализации двусторонних отношений стало возобновление торговых отношений, которые в действительности имели место еще до восстановления политических отношений. В апреле 1982 года страны подписали так называемое соглашение о торговле в приграничных зонах — соглашение, которое определяло условия децентрализованной торговли – межрегиональное и межгосударственное сотрудничество. Приграничная торговля, как и объем двусторонней торговли в целом, достигла своего пика, и Китай превратился во второго по важности торгового партнера России — после Германии, что было обусловлено в первую очередь торговлей на региональном уровне.

Общий интерес в развитии торговых и хозяйственных связей между Россией и Китаем стал основой для выстраивания региональных отношений между приграничными областями. Населению российского Дальнего Востока, темпы развития которого к моменту начала экономических реформ были ниже средне-российских показателей, региональные связи с Китаем помогли получить необходимые продукты питания и товары широкого потребления. [34]Рынки обеих стран имеют сходную структуру, а уровень технологического развития отличается несущественно (многие китайские фабрики до сих пор работают на советском оборудовании и нуждаются в модернизации), географическая близость также способствует экономическому обмену. Помимо этого, в обеих странах рыночные реформы повлекли за собой децентрализацию внешней торговли и либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Разрыв экономических связей между Дальним Востоком и европейской частью России, колоссальные транспортные расходы способствовали переориентации товарных потоков на приграничные (соседние) страны, среди которых Китай стоит на первом месте. Важнейшая тенденция развития торговли с Китаем проявляется в росте доли доходов, получаемых через децентрализованные каналы, как части общего торгового баланса между Россией и Китаем.

[35]Наиболее ценными торговыми товарами децентрализованного российского экспорта в Китай являются химические удобрения, металлопрокат, сталь, неметаллический рудный концентрат, лом цветных металлов, металлолом, нефтепродукты, промышленная древесина, химическая продукция, автомобили, авиационное оборудование, тяжелые тракторы и станки для обработки металла.

Импорт из Китая состоит в основном из одежды и обуви, текстильной продукции, хозяйственных электроприборов и продуктов питания. Этот импорт стал для большинства российских жителей Дальнего Востока важнейшим источником получения предметов потребления и продуктов питания.

Дальнейшее развитие двусторонней торговли и экономических связей требует расширения инвестиционной деятельности, создания зон свободной торговли вдоль границы и сотрудничества в рамках крупных проектов. Россия должна интенсивнее использовать интерес Китая к расширению экономических отношений и — с учетом собственных интересов российского Дальнего Востока — проводить более сбалансированную государственную политику. [36]Стабильную основу для расширения российско-китайских экономических отношений можно создать только в том случае, если будут учтены как экономическая независимость российского Дальнего Востока, так и национальные интересы России.
2.3. Проблемы глобализации
[37]В глобальных планах Пекина уже достаточно ясно просматриваются направления стратегиче­ских действий в России. Ясно: дальнейшее промедление с выра­боткой и реализацией долговременной стратегии развития России, нацеленной по подъем Восточной Сибири и Дальнего Востока, недопустимо. Как для России, так и для Китая принципиально важны беспри­страстные оценки своих сильных и слабых сторон, разработка мер по развитию первых и минимизации влияния вторых, равно как последовательная реализация национальной стратегии развития, непрерывно корректируемой в зависимости от изменения глобаль­ных и региональных процессов. [38]Порой можно встретить утверждения, согласно которым у России и Китая нет светлых перспектив в эпоху глобализации. Обе страны якобы экономически обречены. Если Китай еще может сохраниться как второсортное или третьесортное государство благодаря своим возможностям массового производства несложной продукции тра­диционных отраслей, то у России нет и такого шанса. Подобное мнение предельно пессимистично.

В основе лежит убежденность, что важней­шие тенденции мирового развития формируются исключительно наиболее развитыми странами мира. Именно они определяют тех­нико-технологическое и хозяйственное развитие всего человечества. А оно стало возможным благодаря высоким темпам накопления знаний и на этой основе — развития науки, техники, промышленныхи управленческих технологий, их оформления в виде особой системы собственности, равно как механизма извлечения прибы­ли путем использования собственности на знания, сложившегося в наиболее индустриально развитых странах, прежде всего США. То, что данная точка зрения учитывает реальное положение дел, — факт. Однако она страдает от абсолютизации или преувеличения значения ряда действительно существующих явлений.

[39]На самом деле приведенной и аналогичной аргументации глобальнойвсеобщей зависимости от нескольких государств недостаточно. Что касается темпов накопления знаний, развития техники и тех­нологий, то в истории России есть достаточно примеров того, что страна была в состоянии совершать гигантские прорывы во многих областях. Она, однако, существенно отстала в разработке и исполь­зовании управленческих технологий, в оформлении и защите соб­ственности на знания, в создании механизмов практического ис­пользования новейших технико-технологических решений. И тем неменее последние 50 лет дали немало фактов, позволяющих отри­цать фатальную неизбежность технико-технологической отсталости России. В последние годы огромные потери понесла вся сфера науки и прикладных научных исследований.

Другое дело — и это, пожалуй, самое главное, — России предстоит тяжелая и длительная целеустремленная работа, призванная обеспечить ей достойное место в мире. Необходимы долгосрочная стратегия развития, подъем науки, изменение роли университетов создание системы управления интеллектуальным потенциалом как в обществе в целом, так и в каждой уважающей себя фирме. Глав­ные препятствия на этом пути — отсутствие политической воли, бюрократизация и коррумпированность государственного аппарата, утрата доверия населения к «своему» государству.

[40]Положение в КНР иное, но не менее сложное. Во-первых, страна существенно отстала в развитии фундаментальной науки. Вместе с тем в ней предпринимаются интенсивные усилия по развитию при­кладных исследований. Во-вторых, иероглифический строй китай­ского языка является серьезнейшей преградой на пути освоения знаний, накопленных в других странах, и требует постоянной трени­ровки памяти и навыков работы с письменными текстами. В-третьих, в культуре и мента­литете нации заметные позиции занимает обращенность в прошлое, ценностная ориентация на копирование и подражание интеллекту­альным достижениям предков и известным образцам.

[41]Можно назвать немало примеров технико-технологических достижений в КНР последнего времени, имевших мировое значение. КНР, безусловно, располагает определенным творческим потенциалом. Одна из главных проблем развития заключается в том, сколь эффективны будут усилия образованной элиты, действующей в условиях мобилизационной экономики коррумпи­рованного государства и в обстановке культурно-технической отсталостиосновной массы населения.Прежде всего, однако, разумно обозначить несколько важных особенностей экономического развития КНР, делающих ее отлич­ной от абсолютного большинства других стран мира, включая Рос­сию. Во-первых, эта страна «обречена» на максимально возможные темпы наращивания производственного потенциала. Во-вторых, Китай испытывает острый дефицит многих природ­ных ресурсов. Запасы целого ряда из них, имеющих узловое значе­ние для развития, составляют в расчете на душу населения около одной трети среднемировой нормы. [42]Особенно важны острый дефи­цит пахотных площадей и запасов пресной воды.Разумеется, Китай, сравнительно недавно приступивший к обстоятельному исследованию своих недр, возможно, переживает сейчас эпоху «великих гео­логических открытий» и никто не может предсказать их результаты. Однако дефицит пахотных площадей и пресной воды не просто явля­ется непреложным фактом, он уже в настоящее время оказывает отри­цательное воздействие на социально-экономическую жизнь Китая.

[43]В-третьих, чрезвычайно важно, что, несмотря на заметное расши­рение негосударственных секторов, развитие экономики полностью определяется и регламентируется государством.

Четвертая особенность состоит в том, что КНР на протяжении ряда лет развивается в условиях дефляции и, несмотря на все пред­принимаемые меры государственного регулирования, преодолеть вялость внутреннего рынка не удается. Сложилась парадоксальная ситуация; рост экономики, вовлечение в производство нескольких сот миллионов людей всего за 20 лет, появление большого количествановых отраслей, развитие мобильности населения наряду с другими положительными переменами вызвали сравнительно не­продолжительный рост потребительского спроса, не сопровождавшегося, однако, качественным скачком в развитии потребностей. Похоже, что дефляцион­ная обстановка будет определять экономическое положение страны на протяжении многих лет.

[44]Несомненноодно: ее осуществ­ление неизбежно вызовет обострение конкуренции на мировом рынке и интенсифицирует процессы глобализации. Наибольшие сложности ожидают страны, не обладающие прочными позициями на мировых финансовых, сырьевых, товарных рынках. России необходимо как можно скорей и в полном объеме осознать изменение международной экономической ситуации на восточных рубежах страны: Китай стал не просто крупной экономической державой с серьезными экономическими и политическими амбициями, а стра­ной, разработавшей конкретные планы своего внешнеэкономиче­ского расширения и завоевания лидирующих позиций в мире.

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ

    продолжение
–PAGE_BREAK–