ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Русско-японская война. 1.1 Причины конфликта и начало войны 1.2 Переговоры о мире ГЛАВА 2. Политико-дипломатические отношения РФ и Японии. 2.1 Основные аспекты Политико-дипломатических отношений в период 1993-2000гг. ГЛАВА 3. Российско-японские отношения на дальневосточной арене.
3.1 Курилы – «Золотое дно». 3.2. «Ползучая» оккупация японцев на «северных территориях». ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Россия и Япония – две великие державы, отношения между которыми во многом определяют обстановку в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Актуальность данной работы заключается в том, что взаимоотношения с дальневосточным соседом являются
одной из важных составляющих внешнеполитической стратегии России. Япония, в силу целого ряда объективных причин геополитического, международного, экономического и военного характера, играет непреходящую роль с точки зрения обеспечения национальной безопасности и национальных интересов России на Дальнем Востоке. В свою очередь дружественные, доверительные межгосударственные связи и отношения созидательного партнерства
с великой ядерной державой, какой на сегодняшний день остается Россия, играют исключительно важное значение для обеспечения национальных интересов и безопасности самой Японии. Таким образом, взаимная заинтересованность России и Японии в построении, расширении и углублении всесторонних взаимоотношений на благо народов обеих стран является объективной реальностью сегодняшнего дня.
Объектом данного исследования является геополитическая направленность, как России, так и Японии в целом. Предметом – российско-японские взаимоотношения. Соответственно цель работы: изучение наиболее значимых аспектов двусторонних отношений данных держав, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения. При этом в задачах рассматриваем следующие пункты:
Ш Причина конфликта и начало русско-японской войны; Ш Переговоры о мире в русско-японской войне; Ш Основные аспекты в политико-дипломатических отношениях РФ и Японии в период с 1993-2000гг.; Ш Курилы – «Золотое дно»; Ш «Ползучая» оккупация японцев на «северных территориях». Важно отметить, что взаимоотношения Россия-Япония имеют длительную историю, на протяжении которой проявлялись
и продолжают, провялятся как общность, так и различие в их специфических национально-государственных интересах. Особенность заключается в заметном расширении сферы совместных интересов двух стран при постепенном сокращении области противоречий и утрате их прежней остроты. Помимо территориальной проблемы оба государства не имеют принципиальных разногласий в международной политике, экономике, безопасности, экологии, гуманитарных вопросах и т.д.
Достоянием истории стали и идеологические противоречия между ними. Сегодня Россия и Япония стоят на пороге нового этапа развития своих отношений. Факторы внутристрановых перемен тесно переплетаются с внешними – геополитическими, геоэкономическими, военно-стратегическими, культурно-этническими, экологическими и д.р которые в свою очередь подвергаются серьезным изменениям и оказывают решающее влияние как на формирование нового мирового порядка в целом,
так и на процесс развития российско-японских отношений в частности. На основе учета всех этих обстоятельств необходимо рассматривать позитивные и негативные аспекты развития двусторонних связей, с тем, чтобы не только правильно определять будущее межгосударственных отношений, но и своевременно их корректировать в интересах двух стран, во имя сохранения и укрепления мира и безопасности в регионе. ГЛАВА 1. Русско-японская война 1. Причины конфликта и начало войны
Следует особо отметить, что на русско-японские отношения наложили отпечаток военные конфликты между данными странами. Они, безусловно, не только связаны с геополитическими интересами, но и во многом предопределенны ходом внутриэкономического и политического развития государств, их военное соперничество. В основе Русско-японского конфликта и последовавшей затем войны лежали противоречия интересов двух держав на Дальнем Востоке. Научное освещение обстоятельств, приведших к кровопролитной войне 1904-1905
гг. невозможно без анализа источников, описывавших названные события, что называется по горячим следам. В этой связи следует отметить фундамен -тальные труды академика А.Л.Нарочницкого, работы А.А.Губера, М.А.Доброва, А.С.Ерусалимского, Г.В.Ефимого, а также таких зарубежных авторов, как Лю Янь, Чэнь Гунлу, Табохаси Киёси, Поля Клайда, Рихарда
Гендке, Карла Ларсена и др. В исследованиях вышеназванных специалистов отмечалось планомерное развитие и хозяйственное освоение царским правительством восточных окраин России. После реформы 1861г. началось активное переселение крестьян из центральной землевладельческой полосы на Дальний Восток, где высокими темпами формировался емкий свободный рынок. Это было продолжение длительного и сложного процесса русского продвижения к
Тихому океану, в ходе которого пробуждались к жизни нетронутые природные богатства. Заселение шло достаточно быстро, и уже в 1890г. в Амурской области насчитывалось более 88000 человек, а в Приморской области 107000 человек. Русские текстильные изделия, зерно и керосин успешно конкурировали с американскими и английскими товарами на китайском рынке, что вызвало крайне негативную реакцию у правительств
этих государств и зависимой от них Японии. К началу 90-х годов XXI в. Россия начала создавать реальные предпосылки для эффективной защиты своих интересов на Дальнем Востоке. Постепенно стало складываться взаимовыгодное экономическое сотрудничество с соседним императорским Китаем и вассальной ему Кореей. Русские прямые инвестиции стали активно проникать в китайскую экономику. Весьма подробно русская политика того времени на
Дальнем Востоке отражена и в публикациях Б.А.Романова, который использовал материалы министерства финансов Российской империи, в частности освещавшие проект финансирования строительства Сибирской железной дороги. Япония весьма негативно реагировала на российское проникновение в китайскую экономику. Крупнейшие японские концерны считали рынки Китая и Кореи исключительной зоной собственных коммерческих интересов.
Японская экономика в тот период развивалась, прежде всего, за счет увеличения объема внешней торговли. Не только Маньчжурия, но и приморские районы центрального и южного Китая наводнялись текстильными и другими товарами легкой промышленности Японии. Ввозила же Япония преимущественно машины и оборудование, а также сырье для тяжелой промышленности. Японское правительство форсировало создание более прочной военно-промышленной базы, обращая основное
внимание на развитие производства и добычу стратегического сырья. Убедившись в нежелании России идти на принципиальные уступки в вопросе о разделе «сфер влияния» На Дальнем Востоке, Япония встала на путь активной подготовки к войне с Российской империей. В целях дипломатической маскировки своих военных приготовлений японское правительство пошло на возобновление Русско-японских пере -говоров.
Япония выставила следующие требования: признание ее протектора в Корее, согласие на строительство железной дороги, соединяющей Корею с Южной Маньчжурией; уравнивание прав Японии с Россией в Маньчжурии. На всем протяжении переговоров японская сторона добивалась от России уступок. 23 декабря 1903 г. она потребовала их в ультимативной форме.
Не смотря на то, что Петербург выполнил это требование, Япония 6 февраля 1904г. пошла на разрыв дипломатических отношений с Россией, а через два дня без объявления войны японские войска напали на военно-морские базы Порт-Артура, Чемульпо. Так началась Русско-японская война 1904-1905гг. 1.2. Переговоры о мире На первом этапе войны японцы получили преимущество на море и высадились в
Корее, а затем осадили Порт-Артур. Военные успехи японцев и поражения русских армий заметно изменили обстановку на Дальнем Востоке и внесли коррективы в позиции США, Англии, Франции и Германии. Все точки на «и» были расставлены после страшного разгрома русской эскадры в Цусимском бою. Английское правительство стало закрывать для Японии доступ к лондонским банкам. Англия и США не хотели дальнейшего усиления
Японии и слишком большого ослабления России на Дальневосточном регионе. Франция же вообще была против переброски крупных военных соединений России на восток, ибо Россия нужна была ей как противовес Германии. Отсюда все решили, что войну пора кончать. Посредником между Россией и Японией выступил американский президент
Т.Рузвельт. Так как обе воюющие стороны были готовы к окончанию войны, то согласие на переговоры было дано без задержки. Япония, не смотря на военные успехи на суше и особенно на море, испытывала большие экономические и финансовые трудности. Ее военно-стратегические ресурсы были на пределе. Токийское правительство пришло к выводу, что дальнейшее продолжение войны для Японии невозможно. Россия понесла тяжелые потери, и хотя ее экономические и морские ресурсы были намного
выше японских и не были полностью мобилизованы, царское правительство тоже было заинтересовано в скорейшем окончании войны и заключении мира. Экономика страны переживала значительные трудности, армия нуждалась в реформировании. На все это нужны были огромные финансовые средства. А главное, что толкало Петербург на скорейшее заключение мира, так это смутное политическое положение в стране. Россия находилась на пороге революционных событий.
Русско-японские переговоры начались 19 августа 1905г. в курортном городке Портсмуте на Тихоокеанском побережье США и продолжались 27 дней. Обсуждение статей договора проходило довольно быстро, и в основном он был готов уже в двадцатых числах августа. Но по двум статьям у сторон оказались серьезные расхождения. Первый спорный вопрос касался контрибуций, второй – судьбы острова
Сахалин. Японцы требовали передать им остров и выплатить контрибуцию в размере 1200 млн. иен. Что касается контрибуций, то Россия наотрез отказалась вести переговоры по этому вопросу, в чем ее поддержал Т.Рузвельт. Под давлением американской дипломатии и в результате твердого поведения русской делегации японцам пришлось отказаться от своего требования. Сложнее обстояло дело с решением судьбы острова Сахалин.
В ходе военных действий японцам удалось высадиться на острове и занять его южную часть. В Портсмуте они заявили о претензиях на весь остров. Изначально русские дипломаты на отрез отказались от подобного предложения, но переговоры затягивались, и, в конце концов, Николай II согласился передать японцам южную часть Сахалина. К этому времени японское правительство, желая скорее заключить мир, уже было готово отказаться
от претензий на русский остров, однако, узнав о решении Петербурга, вполне удовлетворилось получением южной его части. Мирный договор между Россией и Японией был подписан в Портсмуте 5 сентября 1905г. Россия признавала преобладающие интересы Японии в Корее в политической, военной и экономической областях и обязалась «не вступаться и не препятствовать»
любым действиям японского правительства в Корее. Россия уступала Японии аренду на Порт-Артур, Талмен и прилегающие территориальные воды и передавала ей без вознаграждения с согласия китайского правительства железную дорогу, соединяющую Порт-Артур с Чан – Чуем. Япония получила «в вечное и полное владение» южную часть Сахалина. Линия границы между двумя государственными на острове стала проходить по 50-й параллели.
Россией были сделаны и другие уступки, в том числе относящиеся к эксплуатации железнодорожного сообщения в Маньчжурии и рыболовству. Так бесславно для России закончилась Русско-японская война 1904-1905гг. Весь ход войны основательно подорвал международный авторитет России в мире вообще и на Дальнем Востоке в особенности. Вместе с тем эта война явилась своего рода водоразделом.
После нее начался быстрый процесс перегруппировки сил на международной арене. ГЛАВА 2. Политико-дипломатические отношения РФ и Японии 2.1. Основные аспекты «ПД» отношений в период 1993-2000гг. Важнейшим и фундаментообразующим событием после признания Японией 27 декабря 1991г. России как государства – правопреемника бывшего
СССР стал официальный визит первого президента России Б.Н. Ельцина в Японию 11-13 ноября 1993г главным политическим итогом которого стали подписание Токийской декларации и пакета из 16 документов, охватывающих практически все стороны двусторонних отношений. Значимость Токийской декларации состояла в том, что в ней была подведена черта под двусторонними отношениями периода «холодной войны» и определены основные сферы и направления российско-японских отношений на кратко
– и среднесрочную перспективу. Тем самым Токийская декларация стала базовым соглашением, на котором строились российско-японские взаимоотношения в последующий период. Наибольшее значение для японской стороны имела ст. 2 декларации, в которой подтверждались готовность России «преодолеть в двусторонних отношениях тяжелое наследие прошлого» и продолжить «переговоры с целью
скорейшего заключения мирного договора путем решения» вопроса о принадлежности островов Шикотан, группы Хабомаи, Кунашир и Итуруп. В последующий период в 1994-1995 гг. в российско-японских политических контактах не было «прорывов» и «рывков». Обе стороны как бы готовились к реализации решений, принятых в Токио в октябре 1993г. Говоря о динамике двусторонних
Политико-дипломатических связей, следует подчеркнуть, что процесс реальной активизации российско-японских отношений начался с приходом на должность министра иностранных дел России Е.Примакова. Уже в марте (19-20) 1996г. состоялся официальный визит в Россию министра иностранных дел Японии Ю.Икэда, в ходе которого имели место встречи последнего с президентом РФ Б.Ельциным, министром иностранных дел Е.Примакова.
Президент России на встрече с Ю.Икэда отметил позитивные сдвиги в российско-японских отношениях, подчеркнув, что в развитии двусторонних связей «не следует придерживаться только Токийской декларации, а необходимо творчески подходить» к поиску форм и направлений сотрудничества. На переговорах с министром иностранных дел России были обсуждены текущие проблемы двусторонних отношений, ход выполнения предыдущих договоренностей. Ю.Икэда, в частности, хорошо отозвался о практических шагах
российской стороны по демилитаризации Южных Курил. 18-20 апреля 1996г. премьер-министр Японии Р.Хасимото посетил Россию для участия в Московской встрече на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности. В ходе встречи с президентом России Б.Ельциным состоялся обмен мнениями по широкому кругу международных и двусторонних проблем. Стороны подтвердили готовность развивать отношения на основе
Токийской декларации, согласились на возобновление на уровне министров иностранных дел переговоров по заключению мирного договора, согласились продолжать переговоры о порядке ведения рыбного промысла японскими рыбаками в районе Южных Курил. В сентябре 1997г. во время проведения очередной сессии ООН в Нью-Йорке состоялись консультации министров иностранных дел России и Японии- Е.Примакова и К.Обути, в ходе которых были положительно оценены практические результаты
реализации предыдущих соглашений. В частности, с обоюдным удовлетворением стороны констатировали выполнение таких мероприятий, как окончательное решение вопроса об открытии офиса консульского работника Генерального консульства Японии в Хабаровске и в Южно-Сахалинске и открытии офиса Генерального консульства России в Саппоро в г. Хакодате; подписание 22 сентября 1997г. меморандума об оказании
Японией содействия в переподготовке на гражданские специальности российских военнослужащих, увольняемых с военной службы. 1-2 ноября 1997г. в резиденции президента России «Сосна» (Красноярский край) состоялась встреча глав государств России и Японии. Проведенная в неофициальном формате встреча в дальнейшем была названа «встреча без галстуков», что, по мнению ее участников, должно было внести личностный момент и послужить катализатором
двусторонних отношений. Значимость встречи определялась принятыми на ней важными решениями, заложившими качественно новую основу двусторонних отношений и дававшими дополнительный импульс развитию российско-японским взаимоотношениям в 21 веке. Главным политическим итогом стало предложение президента России Б.Ельцина приложить все усилия к заключению мирного договора к 2000г. на основе Токийской декларации». Это предложение было принято японским премьер-министром
Р.Хасимото с большим удовлетворением. Другим важным итогом стало принятие программы сотрудничества до 2000г названный «план Ельцин-Хасимото» План включал следующие основные направления: инициативы по сотрудничеству в области инвестиций, содействие интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, участие Японии в реализации программы подготовки российских управленческих кадров, углубление диалога по энергетике, сотрудничество в использовании атомной энергии в мирных целях.
Процесс дальнейшего развития двусторонних отношений на исходе 1997г. ознаменовался открытием 27 декабря 1997г. отделением Генконсульства Японии на Южно-Сахалинске, что способствовало активизации связей Японии с субъектом РФ, находящимся в непосредственной близости от японской территории. Весьма динамичным в плане расширения контактов между двумя странами стал 1998г. Уже в феврале состоялся визит в Россию министра иностранных дел
Японии К.Обути, вовремя которого впервые было подписано межправительственное соглашение о рыбохозяйственном сотрудничестве двух стран в районе Южных Курил. Наиболее важным событием двусторонних отношений стала вторая «встреча без галстуков» Президента России и премьер-министра Японии, состоявшаяся 18-19 апреля 1998г. в японском курортном местечке Кавана. Лидеры двух стран обсудили состояние широкого круга направлений российско-японских взаимоотношений
и определили ближайшие перспективы их развития. 1. «План Ельцин-Хасимото». Оба руководителя согласились о необходи -мости активизации усилий по выполнению положений этого плана в целях углубления двусторонних экономических связей. Б.Ельцин предложи Японии сотрудничать в строительстве на Курилах крупного рыбоперерабатывающего завода с соответствующей инфраструктурой: причалами, погрузочными
площадками, подъездными путями, аэропортом и т.д. 2. Договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Руководители России и Японии обстоятельно обсудили красноярское предложение Б.Ельцина относительно заключения указанного договора и пришли к обоюдному мнению относительно того, что он должен содержать формулу, разрешающую вопрос о принадлежности четырех остовов в соответствии
ст. 2 Токийской декларации, а так же включать в себя принципиальные положения о дружбе и сотрудничестве России и Японии, направленные в 21 век. 3. Создание соответствующего климата для разрешения проблемы «северных территорий». Б.Ельцин и Р.Хасимото высоко оценили роль начавшихся в 1992г. обменов между жителями Японии и четырех островов в углублении взаимопонимания между двумя странами и приветствовали расширение состава участников таких двусторонних визитов. 4. Диалог по вопросам безопасности и обмены в области
обороны. Оба лидера договорились провести летом 1998г. совместные учения японских сил самообороны и российских вооруженных сил по организации поисково-спасательных операций в северной части Японского моря. 5. Культурный обмен. Премьер-министр Р.Хасимото сообщил о плане проведения в России «Фестиваля японской культуры-98». Президент Б.Ельцин приветствовал это как шаг, способствующий еще большему расширению культурных связей
с Японией. 6. Дальнейший политический диалог. Лидеры Японии и России достигли принципиальной договоренности о продолжении практики проведения регулярных контактов лидеров двух стран. Главным итогом встречи для Японии стали: договоренность о том, что будущий двусторонний политический договор должен основываться на решении «территориального вопроса» в соответствии со ст.
2 Токийской декларации. В сентябре 1998г. состоялся официальный визит министра иностранных дел Японии М.Комура, стороны продолжили конструктивный диалог по широкому кругу проблем. Состоялись переговоры японского гостя с премьер-министром России Е.Примаковым, с министром иностранных дел И.Ивановым как сопредседателем совместной комиссии по подготовке мирного договора.
В формате встречи сопредседателей российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам были проведены консультации между М.Комура и первым вице-премьером Ю.Маслюковым. В ходе состоявшихся во время визита переговоров президент России Б.Ельцин дал ответ об урегулировании «территориальной проблемы» в российско-японских отношениях. Он призывал приложить все усилия к созданию условий и благоприятной атмосферы для «совместной хозяйственной
деятельности» на Южных Курилах без нанесения ущерба юридическим позициям обеих сторон. Помимо этого, предложение предусматривало заключение отдельного соглашения по территориальной проблеме после подписания двустороннего договора о мире, дружбе и сотрудничестве. Последующий 1999г. по сути дела стал знаковым для российско-японских взаимоотношений в плане реализации поставленных на предыдущем этапе задач по формированию созидательного партнерства.
Во время февральского (20-23) визита министра иностранных дел РФ И.Иванова в Японию и майского (28-30) визита министра иностранных дел Японии М.Комура в Россию продолжился углубленный диалог по вопросу пограничного размежевания. На переговорах в Токио и В Москве российская сторона руководствовалась прежними основополагающими принципами – пограничное размежевание с Японией может быть только взаимоприемлемым, не наносящим ущерба суверенитету
и территориальной целостности РФ. Очередная Российско-японская встреча на высоком уровне имела место в сентябре 199г когда в рамках совещания АТЭС в Окленде (Новая Зеландия) 9-12 сентября состоялась беседа между председателем правительства РФ В.Путиным и премьер-министром Японии К.Обути. Добровольная отставка первого президента России Б.Ельцина не внесла изменений в динамику Политико-дипломатических контактов
России и Японии в 200г. Уже в январе состоялась встреча премьер-министра Японии К.Обути и первого вице-премьера правительства РФ М.Касьянова, который посетил Токио для участия во встрече министров финансов «восьмерки». В феврале 2000г. состоялся визит в Японию министра иностранных дел России И.Иванова. На переговорах с министром иностранных дел
Японии Ё.Коно российский министр обсудил вопросы ответного визита в Японию российского президента, предстоящего в июле 2000г. саммита «восьмерки» на Окинаве, текущие проблемы российско-японских отношений. Японский министр проинформировал партнера о решении японского правительства выделить 120 млн. долл. на утилизацию выведенных из боевого состава российского
Тихоокеанского флота атомных подводных лодок, а так же 20 млн. долл. на деятельность Московского научно-технического центра, созданного на основе Соглашения между Россией, США и Японией. В дни этого визита Государственная Дума РФ ратифицировала Соглашение между правительствами Японии и России о поощрении и защите капиталовложений.
Таким образом, российско-японские взаимоотношения в Политико-дипломатической области в период 1993-2000 гг. развивались беспрецедентными для истории двусторонних связей темпами и характеризовались достижением обширного ряда результатов: установления устойчивых личных связей между главами государств, руководителями внешнеполитических и военных ведомств. ГЛАВА 3. Российско-японские отношения на дальневосточной арене 3.1
Курилы – «золотое дно» Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697г. русский землепроходец В.В.Атласов. В 1745г. большая их часть была нанесена на «Генеральную карту Российской империи» в Академическом атласе. После открытия русскими мореходами Курил и закрепления их за Российской империей (поднятие русского флага, установка православных крестов
на всех островах гряды, включая Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, на которые сейчас претендует Япония) эти земли были нанесены на все карты мира как принадлежащие России. Даже на карте школьного атласа, изданного в Токио в 1954г. с пометкой «Одобрено министерством просвещения», граница Японии с СССр проведена так, что Хабомаи является территорией
Японии, а Кунашир, Итуруп и Шикотан из нее исключены. Вчитываясь в исторические заметки, мы можем увидеть, что в отношении Курил японское правительство в начале XXI века проводит следующую политику. Оно не спешит создавать на Курилах совместные предприятия и тем самым способствовать их развитию. Бывший премьер-министр Иосиро Мори после встречи с президентом
РФ В.В Путиным в марте 2001г. в Иркутске заявил, что он якобы получил согласие Владимира Путина на передачу Японии двух островов в обмен на заключение между нашими странами мирного договора. Несмотря на опровержение МИД России, весной – летом 2001г. в Японии вновь активно заговорили о том, что мы сперва должны отдать острова, а потом уже можно будет заключать мирный договор. За этим стоит не только политика, но и экономика.
Видимо в сложных переплетениях политики, экономики и других факторов и лежит ответ на вопрос: почему наш юго-восточный могучий сосед так упорно добивается «возврата северных территорий»? Основной причиной, конечно, является дефицитное сырье (минеральное и биологическое – морское). По данным геологов, только на Итурупе разведаны залежи высококачественных железных, титанованадиевых руд, золота, серебра. На этом и других островах, прежде всего на
Кунашире, есть запасы полудрагоценных камней, цинковой и свинцовой руд, стекольного сырья, найдены уникальные редкоземельные полиметаллы – лимонитовые руды самого высокого качества, содержащие титан, фосфор, висмут. Кроме того, на Кунашире имеются золотые и серебряные месторождения, запасы самородной серы. Электроэнергетический потенциал Южных Курил оценивается в несколько тысяч киловатт. На их шельфе есть и «черное золото». Японцы практически выловили всю рыбу и морепродукты вокруг своих
островов, и нужда заставляет их двигаться в сторону Курил, богатых морепродуктами. В 1998г. Япония, уплатив с согласия правительства РФ символическую сумму – всего 4,2 млн. долл выловила в российских водах 11 тыс. т лососевых, а всего в зоне Дальнего Востока она добывает 95 тыс. т рыбы ежегодно, получая не менее 1,5 – 2 млрд. долл. Важно напомнить и о существовании «черного рынка» (незаконного).
Грабить богатства наших морей японцам помогают и отечественные браконьеры. Из-за отсутствия надлежащего государственного контроля, за промыслом и вывозом морепродуктов за рубеж, РФ несет огромные убытки. За рубеж по броским ценам уходят сотни тысяч морской рыбы. Но особенно хищнически относятся отечественные и зарубежные рыбаки к добыче крабов. Так, согласно российской статистике, в 1994г. мы экспортировали в
Японию крабов и других, ракообразных около 7 тыс. т, в 1996г 8 тыс. т, 1999г 7,5 тыс. т. По официальной японской статистике в страну восходящего Солнца из России было вывезено указанной продукции: в 1994г 38,7 тыс. т, в 1995г 56 тыс. т, в 1996г. и 1999г. почти 90 тыс. т. Получено за эти операции валюты в американских долларах по российской статистике: 1994г-90,4 млн. долл в 1995г чуть более 85 млн.долл в 1996-99гг. около 100 млн. долл а по японской
статистике эти данные таковы: 1994г. почти 511 млн. долл 1995г. более 622 млн. долл 1996-99 гг. около 700 млн. долл. По данным пограничной службы России, ежегодный ущерб от наличия «черного рынка» одних только крабов составляет в среднем 400-450 млн. долл. Этот канал утечки валюты и морепродуктов РФ может перекрыть и направит деньги в казну. Если же Россия передаст Японии Южные Курилы, то ежегодный совокупный ущерб составит более 6,6 млрд. долл.
К этому надо добавить еще то, что проход торговых судов из портов Сахалина, Хабаровского края и Приморья через проливы Кунаширский, Екатерины и Фриза в Тихий океан станет платным – это еще более 500 млн. долл. в год. Передача Курильских островов и Малой Курильской гряды представляет угрозу территориальной целостности России, а в геополитическом плане превращает Охотское море в
Каспийское или в лучшем случае – в Черное, т.е. в большой замкнутый водоем. Русский военно-морской флот на Дальнем Востоке, базирующийся в портах Охотского моря, будет отрезан от Тихого океана. Только два пролива – Крузенштерна и Буссоль – имеют достаточную глубину (более 1700и 1400 м) и ширину (50 и 70 км) между четырьмя островами Курильской гряды, поэтому способны пропустить в
Тихий океан современные подводные атомоходы (водоизмещение до 24 тыс. т). Кроме того, как отмечалось выше, акватория и шельф Курильских островов являются одним из ключевых мест добычи морепродуктов для рыбной промышленности России. Учитывая эти и другие факторы, Сахалинская областная Дума обратилась к президенту РФ, к общественности России с заявлением о невозможности передачи островов
Японии. Итак, потеря Россией Южных Курил нанесет ущерб не только экономике нашей страны, но и геополитическому присутствию в этом стратегически важной районе. Чувствуя свою экономическую мощь и зная слабость современной России, японцы начали активно внедряться на «северные территории», т.е. можно говорить о том, что идет их «ползучая» оккупация. 3.2. «Ползучая» оккупация японцев на «северных территориях». С 1992г. начались безвизовые поездки жителей Японии, включая бывших жителей островов, и постоянно проживающих
на островах россиян. С 1998г. японцы бесплатно обучают жителей Южных Курил японскому языку. На это в госбюджете Страны восходящего солнца только на 1998г. было выделено более 3,5 млн. долл. Курсы японского языка на островах будут ежегодно расширяться. В 1998г. японское правительство приняло очередное решение об увеличении безвизового обмена. Значит, число желающих побывать и поселиться на «спорных» островах все возрастает.
Японцы реконструируют старые дороги и строят новые автодороги, порты, линии связи на всех четырех островах. Таковы очевидные последствия идеи, выдвинутой экс – министром иностранных дел РФ Е. Примаковым о «совместной экономической деятельности на четырех островах». Не продумано было очень много вопросов по наполнению конкретным содержанием этого предложения. В частности, остаются проблемы контроля за выловом морепродуктов, суверенитета островов, хозяйственной
деятельности японцев на Южных Курилах. Итак, пользуясь ослаблением России, Япония усилила давление на нее. Помогают ей в решении вопроса «северных территорий» и некоторые страны «большой восьмерки». Так, бывший президент США Дж. Буш – старший периодически «воздействовал» на экс – президента РФ Б. Ельцина в пользу передачи Японии четырёх Курильских островов.
Если каким-либо образом эти острова перейдут Японии, то весь российский Тихоокеанский флот окажется отрезанным от океанов, так как другие проливы для тяжелых надводных и подводных крейсеров непригодны для плавания. Силовое решение проблем островов даст «плохие всходы» в будущем. Два великих соседских государства будут, по сути, противостоять друг другу. Японцы ищут адвокатов, поддерживающих их интересы, не только в
США, Англии, но даже в России. Было немало ходатайств за интересы Страны восходящего солнца среди российских политиков, ученых, журналистов. Однако опросы общественного мнения показывают, что большинство населения России не настроено на передачу островов Японии. Передача островов, пролитых кровью русских моряков, означала бы создание прецедента для других нарушений
Ялтинских соглашений, для пересмотра границ в Азии и Европе, в результате чего ухудшалось бы геополитическое положение России. Кроме того, она бы лишилась четырех незамерзающих проливов, имеющих для РФ большое стратегическое значение, были бы потерянны значительные запасы полезных ископаемых, а также район Южных Курил – один из важнейших рыбохозяйственных районов, где добывается более 15% российского
общего вылова морепродуктов. Стоимость годовой продукции, получаемой только рыбной промышленностью на Южных Курилах, превышает 1 млрд. долл. США. Это хорошо понимала наши предки. Еще в 1727г. в докладе Сената Екатерины I говорилось, что Курилы «к содержанию и владению под российской державой нетрудные». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отношения между Россией и Японией в XX в. были достаточно сложными.
Годы войны и напряженные отношения сменялись мирными, более спокойными периодами, когда налаживались и развивались торговые и экономические отношения. На рубеже двух веков необходимо говорить о восстановлении нормальных отношений на условиях доверия и взаимопонимания. Для этого необходимо решить три ключевые проблемы российско-японских отношений: первая – «северные территории», вторая – экономическая, третья – военно – политическая и геополитическая.
Главным препятствием на пути открытого и полезного для обеих стран развития сотрудничества, с японской стороны является вопрос о «северных территориях», где живут российские люди, и острова с давних пор принадлежат России. Стабильность и хорошие двусторонние политические отношения японское правительство всегда ставило в зависимость от территориальных претензий к России. По решению проблемы «северных территорий» бывший премьер – министр
Японии публично заявил: «Мы не будем переносить эту проблему на плечи наших детей и внуков». Его уверенность базируется на том, что 13 октября 1993г. президент РФ Б.Ельцин и японский премьер-министр подписали Токийскую декларацию о «законности и справедливости» территориального диспута «по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи». И все же шлейф территориального вопроса растянулся на долгие годы,
плоть до сегодняшнего дня. Японцы четко дают понять, что без решения данного вопроса не возможен разговор о заключении мирного договора между РФ и Японией. Так, в частности, газета «Санкей симбун» в своей передовой статье от 11 апреля 2000г. подчеркивала: «Следует обратить внимание В. Путина на то, что без разрешения территориальной проблемы между Японией и Россией не могут родиться отношения подлинной дружбы. …
Необходимо отвергнуть заключение мирного договора без одновременного решения территориальной проблемы». В сложившейся геополитической обстановке российско-японских отношений касаемо решения вопроса «северных территорий», есть и вторая сторона медали. По мнению российского эксперта Г. Кунадзе, парадоксальность ситуации заключается в том, что, призывая к переговорам о пограничном размежевании, японская сторона, прежде всего МИД, «в сущности, к ним не готова». «Переговоры отмечает
Г. Кунадзе это соревнование сторон, т.е. процесс потерь и приобретений. Не допуская потерь, Япония вряд ли может что-то приобрести». Поэтому, считает автор, правомерно поставить вопрос об истинности намерений японской стороны – качественно новые партнерские отношения с Россией или решение территориального вопроса на собственных условиях. «Если верно последнее подчеркивает Г. Кунадзе то у российского правительства появляются серьезные основания
для того, чтобы максимально отсрочить решение указанной проблемы и таким образом сохранить у Японии единственную мотивацию к развитию связей с Россией». Вторая проблема российско-японских взаимоотношений – экономическая. Причин для этого много. Одной из них является внутриэкономическая ситуация стран и их внешнеэкономическая стратегия в отношении друг друга. При анализе факторов развития двусторонних экономических отношений
приходится делать вывод о том, что для позитивных сдвигов еще не создана прочная экономическая и правовая база и все благоприятные прогнозы строятся, в большей мере, на основе благих пожеланий и политических планов, которые пока не носят конкретного характера. Реальные же факты свидетельствуют о нижеследующем. Не использование действительно существующего потенциала экономического взаимодействия обусловлено реальным
состоянием России и Японии, которые находятся на разных стадиях экономического и технологического развития: Япония – на переходном этапе к постиндустриальному обществу, Россия – в весьма медленном темпе движется к созданию основ рыночной экономики. По объему ВНП Япония опережает Россию более чем в 5 раз. Во внешнеторговом обороте Японии доля России составляет немногим более 1% (18-е место после
Малайзии, Таиланда, Индонезии). Даже в сырьевом обеспечении Японии доля России составляет менее 1% по стоимости. Ни по одной из статей импорта и экспорта Японии Россия не занимает существенных позиций за исключением редкоземельных металлов, таких как платина, палладий, отчасти золото. В равной мере в качестве экспортного рынка Россия не соответствует потенциальным экспортным возможностям
Японии. Так же немаловажной проблемой в экономических отношениях России и Японии является инвестиционно-промышленное сотрудничество. Японская сторона стремится укреплять не всякие, а строго определенные экономические отношения: прежде всего японский премьер стоит за «диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов» в Сибири и на
Дальнем Востоке. В настоящее время в РФ действует 380 совместных предприятий, из них 300 – на Дальнем Востоке. Конечно, основное в проекте освоения энергоресурсов не объем, а соблюдение взаимовыгодного характера сотрудничества. Но этого-то как раз и нет. России отводится роль сырьевого придатка – статус колониальной страны. Контроль над энергетическими проектами японцы стремятся оставить в своих руках, а добываемые энергоносители
намериваются ориентировать на экспорт. РФ же важнее пустить энергоресурсы на развитие Сибири и Дальнего Востока. Третья проблема российско-японских отношений тесно связана с расширением НАТО на Восток. Японо-американский альянс в конце XX в. значительно увеличил свою активность на Востоке. В июне 1997г. был опубликован документ «Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны». В нем речь идет, по существу, не об обороне
Японии, а о совместных американо-японских военных действиях в «прилегающих» к ней обширных регионах, например о высадке «на Корейском полуострове, находящемся в состоянии войны» (причем высадка при поддержке Японии), дополнительных американских войск или об американо-японской кооперации «во взламывании блокады против Тайваня». Предусматривается также американо-японское сотрудничество в деле «урегулирования территориальных споров» в регионе. Если перевести язык дипломатии на разговорный, это означает, что
США и Япония совместно готовы взять у России все, что считают нужным, а не только Южные Курилы. Российско-японские отношения на старте XXI столетия находятся не в простом состоянии. С одной стороны нельзя не признать всех результатов, достигнутых за последние годы. С другой – существуют объективные и субъективные обстоятельства, которые снижают значимость достигнутого. Эти обстоятельства в целом ряде случаев несут на себе отражение ментальности
периода холодной войны у обеих сторон. Японская сторона продолжает опасаться, что России, кроме японской экономической помощи и инвестиций ничего не нужно. В свою очередь, российская сторона укрепляется в своих опасениях, что Японии от России ничего не нужно, кроме «северных территорий». Отсутствие достаточного доверия, усугубленное сложностью современной международной обстановки, мешает,
и РФ и Японии оценить по достоинству перспективы качественно новых двусторонних отношений, согласится с ценой, которую необходимо заплатить за это качество. Отсутствие всеобъемлющей атмосферы взаимопонимания на национальном уровне позволяют политикам и чиновникам сосредоточивать вопросы двусторонних отношений в собственных руках. В условиях такой реальности, имеющей обоюдный характер, представляется оптимальным направить усилия
на сохранение всего позитивного, что достигнутое последние годы, и постепенное продвижение вперед. Залог успешного и всестороннего развития российско-японских отношений заключается в качественно новом подходе сторон к определению приоритетов их внешней политики, национальной безопасности и национальных интересов во благо народов двух стран, во имя процветания России и Японии. СПИСОК ИССПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Баланин В. К 100-летию японо-русской войны (1904-05): урок для современных политиков. 2002г. Москва. 2. Балакин И. История войн XX в.//Причины и последствия русско-японской войны 1904-05гг. 2000г. Екатеринбург. 3. «Новейшая история» №6 // Причины и последствия Руссо-японсой войны 1904-1905гг. 4. Я.А. Шулатов. «Власть и управление на востоке России».// политическая борьба по вопросам дальневосточной политики.
1999г. Москва. 5. «Проблемы дальнего востока» №4 // Российско-японские отношения: некоторые итоги и перспективы на старте XXI столетия. В.Павленко, А.Шлындов. 2000г. 6. Нартов. Геополитика. Москва. 2001г.