МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия Министерства юстиции Российской Федерации»
Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Конституционное (государственное) право России»
Тема «Российской избирательное право»
Выполнила: студентка 1 курса 38В группы
сокращенного срока обучения
Саратов, 2008
Содержание
Введение
За последние годы выборы прочно вошли в жизнь российского общества в качестве действенного и функционирующего института формирования представительных основ народовластия. По сути, на наших глазах происходит становление и развитие современной избирательной системы Российской Федерации, которое сопровождается активным поиском и практическими проверками юридических формул осуществления и защиты конституционного права граждан как избирать, так и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Становится очевидным, что выборы — не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования.
Подтверждение можно найти в международном праве — статья 21 Всеобщей декларации прав человека ООН (от 10 декабря 1948 года) гласит1:
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем, равном избирательном праве путем тайного голосования, обеспечивающих свободу голосования.
Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах ООН 1966 г. (статья 25)2.
Каждый гражданин должен иметь право и возможность:
a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Выборы — это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов власти, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов3. Конечно, выборы происходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят чисто формальный, декоративный характер. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока, политической группы4. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, уровень развития страны.
Процесс формирования избирательного законодательства охватил все уровни правового регулирования – федеральный, региональный и муниципальный, в него включены не только законодательные (представительные) органы власти, но и президентские и правительственные структуры.
В Конституции Российской Федерации, в отличие от многих зарубежных, не содержится специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы отражены в статье 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (статья 81), Федерального Собрания (статья 97), Местного самоуправления (статья 130)5. Данные конституционные нормы получили свою дальнейшую конкретизацию в федеральном законодательстве.
Избирательные права граждан — одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, т.е. к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования6. Необходимо отметить, что избирательное право Российской Федерации является одним из важнейших институтов национального права и входит в составную часть конституционного права.
Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория — это институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права, которые регулируют общественные отношения), деятельность субъектов, принципы и правила поведения, устанавливающие их права и обязанности в сфере осуществления прав. Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, одну из наиболее значимых его подотраслей и регулирует общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Глава 1. История избирательного права России 1.1 Дореволюционное законодательство о выборах
Сегодня практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Российское избирательное право имеет свою историю, которая включает в себя дореволюционное, советское и современное избирательное право7.
В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX века, когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании представительного высшего органа — Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907г.г.
6 августа 1905 года Николай II подписал Манифест «О выборах в Государственную Думу». Обращаясь к народу, царь пояснял: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям, призвать выборных людей от всей земли русской к деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему представляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов»8.
Основными законодательными актами, определившими порядок выборов в Государственную думу, были: Положение «О выборах в Государственную думу» (от 6 августа 1905 года), Правила «О применении и введении в действие Учреждения Государственной думы» (от 6 августа 1905 года) и Положение «О выборах в Государственную думу» (от 6 августа 1905 года)9.
По Положению 6 августа 1905 года в выборах не участвовали:
1. Лица моложе 25 лет.
2. Лица женского пола.
3. Обучающиеся в учебных заведениях.
4. Воинские чины, состоящие на действительной службе.
5. «Бродячие инородцы», иностранные подданные.
6. Судимые (если они не были оправданы) за преступные деяния, влекущие лишение или ограничение прав, либо исключение со службы, а равно за кражу мошенничество, укрывание похищенного, покупку краденого и т.п.
Кроме того, лишались права участвовать в выборах лица, лишенные духовного сана или звания «за пороки»; исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам сословий, «к которому принадлежат»; осужденные за уклонение от военной обязанности10. Статья 8 Положения «О выборах в Государственную Думу» (от 6 августа 1905 года) запрещала участие губернаторов, вице-губернаторов, градоначальников и их помощников «в пределах подведомственной им местности» в выборах. Активного и пассивного избирательного права лишались и граждане, «занимающие полицейские посты в данной губернии или городе» (в том числе, сотские и десятские среди крестьян)11. 17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Этим манифестом Россия получила буржуазные свободы – слова, печати, личности, совести, собраний и союзов. Также в манифесте говорилось следующее: «Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь … те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку» и «установить, как незыблемое право … чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действенного участия в надзоре за законностью действий постановленных от нас властей»12.
11 октября 1905 года было декларировано вручение избирательного права рабочим. Но им наделялись только рабочие на предприятиях фабрично-заводской и горной промышленности с числом не менее 50 человек.
В Положении «О выборах в Государственную Думу» (от 6 августа 1905 года) оговаривались определенные ограничения для избрания непосредственно в Государственную думу. Ими не могли стать лица, не знающие русского языка, а также занимающие на гражданской службе должность с «определенным окладом содержания». Желающие попасть в Думу, говорилось в Положении, должны были отказаться от своего места на службе13. Закон отказывал в участии в выборах лицам, не внесенным в избирательные списки или утратившими до начала выборов избирательный ценз.
По Правилам «О выборах» (от 18 сентября 1906 года), лица, входящие в состав уездных и губернских комиссий по делам о выборах, не должны были принимать участия в разрешении жалоб на их действия.
Подводя итог анализа данного периода развития избирательного права России можно сказать, что хотя в вышеозначенное время избирательные права принадлежали очень немногим, и существовало огромное количество противоречий и неясности, нужно отдать должное самой идее передачи народу избирательных прав. Эта эпоха дала необходимый толчок для последующего развития избирательного права.
1.2 Избирательное право в советской России
Принятая после Октябрьской революции 1917 года Конституция РСФСР 1918 года провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Избирательному праву отведен четвертый раздел Конституции. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим возможность производительного труда. Следует отметить, что по Конституции 1918 года избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству. Также установлены официальные дни выборов, и их порядок.
Принятие Конституции РСФСР 1925 года внесло незначительные изменения в избирательные права. В отличие от Конституции 1918 года не лишались избирательных прав лица, состоящие под опекой, а также монахи и служители культов, для которых это занятие не является профессией. А также упразднены главы о производстве, проверке и отмене выборов.
Конституция СССР 1936 года существенно изменила избирательную систему. Впервые в истории советских конституций, содержала отдельную главу «Избирательная система». Выборы производились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности14. С вступлением в силу Конституции СССР 1936г. произошли изменения в процедуре проведения выборов: ступенчатые выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.
Конституции СССР 1977 года РСФСР 1978 года также содержали главы, закрепляющие избирательные права граждан. Приняты следующие преобразования: установлен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР – 21 год, не допускается контроль за волеизъявлением избирателей, граждане не могут быть лишены в судебном порядке избирательных прав.
В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституциями были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на других уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, и в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально.
Следующий шаг по пути реформирования избирательного законодательства был сделан с принятием Закона РСФСР «О выборах народных депутатов» (от 27 октября 1989 года). В нем были закреплены: открытость и гласность осуществления избирательных процедур, выдвижение и регистрация неограниченного числа кандидатов, их равенство при проведении предвыборной агитации. Установлена ответственность кандидата за нарушение им норм избирательного законодательства. Также мы считаем необходимым выделить Закон «О выборах Президента РСФСР». В законе впервые четко закреплены источники финансирования выборов Президента РСФСР.
Выборы, по сути, в это время являлись механизмом сохранения и поддержания монополии одной политической партии на власть в стране в условиях постепенной демократизации общественной жизни.
Именно этот в этот период был заложен ряд принципов, которые в будущем были востребованы и закреплены в российской избирательной системе: свободное выдвижении и обсуждение кандидатур, включение в избирательный бюллетень неограниченного числа кандидатов, гласность и открытость итогов голосования, введение сбора подписей в поддержку кандидатов и многое другое.
1.3 Современный этап развития избирательного законодательства
Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов — согласно Указу Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» (от 21 сентября 1993 года).
События 3-4 октября 1993 года выявили необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган страны — Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего законодательства (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем).
Таким образом, после принятия Конституции РФ на референдуме в 1993 году избирательное законодательство динамично развивается, что свидетельствует о растущем значении выборов и для государства, и для общества. Развитие избирательного законодательства происходит в нескольких направлениях: увеличивается общее количество законодательных актов, существенно расширяется объем правового регулирования различных аспектов проведения выборов.
Вступление в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (от 10 декабря 1994 года) определило основные направления развития избирательного законодательства России на ближайшие годы и открыло путь к принятию федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы, Президента, а также законов субъектов РФ о выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти. Мы не будем останавливаться отдельно на каждом законе, а отметим наиболее позитивные стороны развития избирательного законодательства периода 1993-1999 годов. Начало означенного периода не повлекло серьезных изменений по сравнению с предыдущим этапом. Стоит отметить лишь отмену сбора подписей, а также сохранение одномандатных избирательных округов в субъектах Российской Федерации. Однако, уже с 1995 года, избирательное законодательство начинает динамично развиваться. Появилось новое определение избирательных объединений, впервые схема избирательных округов утверждена в федеральном законе, усложнялась процедура выдвижения кандидата. Также сильно усложнилась процедура выдвижения кандидата на пост Президента. Это произошло в свете принятия 17 мая 1995 года федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации». Установлены жесткие рамки ведения предвыборной агитации. Также значительное влияние было уделено финансированию выборов.15
Избирательные компании 1995-1996 годов выявили ряд недостатков законодательства, в соответствии с чем 20 марта 1996 года была создана Рабочая группа по подготовке проектов законодательных актов по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации. Результат — принятие новых федеральных избирательных законов: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участи граждан в референдуме Российской Федерации» (от 30 сентября 1997 года), «О выборах депутатов Государственной Думы» (от 2 июня 1999 года), «О выборах Президента Российской Федерации» (от 1 декабря 1999 года).
Федеральные выборы 1999-2000 гг. проходили по обновленной правовой системе их результаты показали эффективность законодательного регулирования федеральных избирательных компаний. Вместе с тем они выявили ряд проблем в сфере агитации и финансирования выборов.
Была создана Рабочая группа для подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства о выборах. Результатом работы стал доклад «О совершенствовании законодательства о выборах», который был заслушан участниками парламентских слушаний в Государственной Думе 16 октября 2000 года. Изменения избирательного законодательства предусматривались по следующим основаниям: учет избирателей, обеспечение прав избирателей; выдвижение кандидатов, список кандидатов партий; предвыборная агитация; финансирование выборов; ответственность за нарушение избирательных прав граждан.
Концептуальные положения доклада рабочей группы были реализованы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (от 12 июня 2002 года).
В настоящее время федеральное избирательное право представлено следующими законодательными актами:
1. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»16;
2. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»17;
3. Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»18;
4. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».19
5. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»20
Кроме того, значительную часть избирательного права России, в силу ее федеративного устройства, составляет избирательное законодательство субъектов РФ. В частности, в Саратовской области действуют следующие избирательные законы:
1. Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы)21;
2. Закон Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»22.
В указанных нормативных документах закрепляются наиболее важные права и свободы, которые свойственны всем наиболее демократически развитым государствам мира. По сравнению с двумя предыдущими этапами избирательное право приобрело наибольшую значимость, как для государства, так и для его народа.
Таким образом можно сказать, что история развития избирательного права России носит в целом позитивный характер, о чем свидетельствует то, что с одной стороны, избирательное право регулирует публично-правовые отношения, представляет собой систему правовых норм и как подотрасль конституционного права является неотъемлемой частью избирательной системы, а с другой стороны, избирательное право представляет собой реальную субъективную возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Глава 2. Избирательное право Российской Федерации: современное состояние и пути реформирования 2.1. Понятие и этапы избирательного процесса
Подготовка и проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в правовом аспекте выражается в избирательном процессе, протекающем во времени и в пространстве. Избирательный процесс, будучи сложным многоэтапным явлением правовой действительности, оформляется в законодательстве и реализуется на практике как система последовательно сменяющих друг друга стадий (этапов), выполняющих промежуточные задачи и функции на пути к конечной цели процесса — формированию выборных органов публичной власти и их легитимации. Таким образом, стадии составляют живую ткань избирательного процесса.
Исследование избирательного процесса начнем с анализа высказанных в научной литературе позиций о понятии и признаках юридического процесса. Эти вопросы рассматривались преимущественно в разрезе традиционных гражданского, уголовного, административного процессов, в трудах А.Н.Абрамова, Д.Н. Бахраха, Ю.Н. Осипова, И.В. Пановой, а применительно к избирательному процессу — в исследованиях Ю.А. Веденеева, Ю.А. Дмитриева, В.Б. Исраеляна, С.Д Князева, Е.В. Корчиго, В.Г. Крупина, В.И. Лысенко, М.В. Масловской, Е.Н, Хрусталева, М.Ф. Чудакова и других ученых.
В специальной литературе представлены различные определения и признаки стадии юридического процесса — от лаконичных (С.Н. Абрамов, Ю.К. Осипов) до развернутых (И.В. Панова, Д.Н. Бахрах, М.В. Масловская, Е.В. Корчиго).
Е.В. Корчиго, исследовавшая эту проблему также применительно к избирательному процессу, выделяет следующие признаки процессуальной стадии:
1. завершенность, которая характеризуется наличием собственной самостоятельной цели и получением определенного правовой нормой результата;
2. особый круг субъектов и специфика их процессуального статуса;
3. особый круг юридических фактов;
4. особый круг избирательных действий и процедур, совершаемых в определенной последовательности в рамках данной стадии.
На основе указанных признаков юридического процесса, которые, по ее мнению, присущи и избирательному процессу, но не исключают наличие его собственных отличительных признаков, автор дает следующее определение стадии избирательного процесса: «Стадия избирательного процесса — это обособленная во времени совокупность избирательных действий и процедур, объединенных собственной самостоятельной целью и направленных на достижение предусмотренного процессуальной нормой избирательного права результата, обеспечивающего достижение общей цели избирательного процесса, и характеризующаяся особым крутом субъектов и оснований их (действий и процедур) совершения»23.
Представляется, что исследователю удалось выявить как общие, так и отличительные признаки стадии избирательного процесса и предложить достаточно полное определение, отражающее его сущность и характерные признаки.
По проблеме общего перечня и классификации стадий избирательного процесса высказаны самые различные мнения. Отметим лишь основные позиции ученых.
Е.А. Хрусталев, один из первых обратившихся в новое время к проблемам избирательного процесса, разделяет его на девять стадий.24 С.Д. Князев, весьма плодотворно участвующий в научной разработке проблем избирательного права и процесса, выделяет пять основных и три факультативных стадии.25
Сторонниками излишнего дробления избирательного процесса являются В.В. Маклаков и М.Ф. Чудаков, каждый из которых выделяет по двенадцать стадий.
Следует отметить, что встречаются и укрупненные варианты трактовки стадий избирательного процесса. Так, В.Г. Крупин делит его всего на три стадии: 1) организацонно-подготовительная; 2) реализация пассивного избирательного права; 3) реализация активного избирательного права26.
В учебнике для вузов по избирательному праву и процессу, вышедшем в свет в 1999 году названы пять основных стадий избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная агитация; 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование. К факультативным стадиям отнесены: проведение повторного голосования; повторных выборов; выборов депутатов вместо выбывших; новых выборов27.
В новом учебнике под тем же названием в перечень стадий избирательного процесса авторами существенных изменений не внесено, кроме изменения названия четвертой стадии, которая несколько расширена и представлена как информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация, и исключения из перечня факультативных стадий стадии проведения новых выборов28.
Расширение четвертой стадии избирательного процесса за счет информационного обеспечения выборов, с нашей точки зрения, не отражает реалии, ибо информационное обеспечение выборов по своему функциональному назначению не относится к какой-либо стадии избирательного процесса, а является постоянной функцией, сопровождающей все стадии процесса, начиная от опубликования акта о назначении выборов до обнародования их результатов. Что же касается изъятия из перечня факультативных стадий стадии проведения новых выборов, то оно, по нашему мнению, сделано совершенно правильно, ибо новые выборы образуют новый избирательный процесс со всеми его стадиями.
Одной из наиболее приближенных к избирательному законодательству является точка зрения Биктагирова Р.Т.29.Он выделяет следующие основные стадии российского избирательного процесса:
формирование организационно-технологической основы (инфраструктуры) выборов;
выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
предвыборная агитация;
голосование избирателей, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование,
а также одну факультативную стадию — повторное голосование.
В условиях отсутствия в российском избирательном законодательстве нормативного определения избирательного процесса и его стадий все вышеприведенные позиции ученых-юристов относительно числа и наименования стадий избирательного процесса представляют собой доктринальную трактовку исследуемого предмета. Каждая концепция в целом обогащает представления об избирательном процессе, а потому имеет право на существование, хотя и отражает личную позицию ее автора.
2.2 Российское избирательное законодательство на пути реформирования
В настоящее время продолжается процесс реформирования избирательного законодательства. Так в своем Послании 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации наметил конкретные действия в отношении изменения избирательного законодательства.Предлагается принять меры по повышению уровня и качества народного представительства во власти. По итогам выборов 2007 года депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проголосовало более 90% избирателей. Но при этом почти 5 миллионов человек отдали голоса партиям, которые в Государственную Думу не попали. Эти люди не получили представительства на федеральном уровне, хотя и проявили гражданскую активность, приняв участие в голосовании. Таким образом предлагается дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые малые партии. Избирательные объединения, получившие от 5 до 7% голосов, могли бы рассчитывать гарантированно на 1-2 депутатских мандата. Такая схема позволит, с одной стороны, сохранить систему поощрений и укрепления крупных партий, а с другой – дать парламентскую трибуну малым партиям, представляющим интересы достаточно значительного числа людей.
Затрагивается вопрос об отмене денежного залога на выборах всех уровней. Регистрация кандидата должна быть обоснована мнением людей, репутацией партии и доверием избирателей к ее программе. При этом предлагается рассмотреть возможность поэтапного снижения количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Государственную Думу. А партии, которые в ходе следующих выборов в Государственную Думу смогут набрать более 5% голосов, либо создавшие фракции в более чем трети региональных парламентов – надо полностью освободить от сбора подписей. Сегодня такой привилегией обладают лишь партии, имеющие фракции в Государственной Думе.
Представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости – и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Вопрос повышения ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы – давно назрел.
Наделение представительных органов местного самоуправления столь серьезными полномочиями предполагает повышение требований к качеству их собственной работы. Нужно, чтобы они избирались при самом активном участии, как политических, так и неполитических объединений местных жителей – правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских. Необходимо учитывать, что право не только политических партий, но и общественных организаций выдвигать избирательные списки на муниципальных выборах – предусмотрено законом. Однако большинство партий и общественных организаций в муниципальных советах представлены пока слабо. Это положение закона должно стать действенным.
Увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно. Сегодня, когда реализуются планы долгосрочного развития, а по сути, решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов: противодействовать глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать армию и управлять гигантской и сложнейшей по своему национально-культурному составу страной, и в этих условиях данные меры послужат укреплению демократических институтов и поддержанию стабильности.
Неотъемлемой частью избирательного процесса становится его автоматизация. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года начинает свое существование Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»)30. С внедрением ГАС «Выборы» гражданское общество получило универсальный инструмент общественного контроля за ходом подготовки и проведения выборов с помощью компьютерных технологий.
Она включает в себя следующие подсистемы: автоматизация избирательных процессов; регистр избирателей, участников референдума; автоматизация административной деятельности избирательных комиссий; информационно-справочная подсистема; интернет-портал ГАС «Выборы»; управление финансами; связи и передачи данных; обеспечения безопасности информации; обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания; управления и контроля функционирования; обучения кадров; отображения информации коллективного пользования.
Одна из наиболее трудоемких процедур в деятельности участковых избирательных комиссий – подсчет голосов и составление протоков. Комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) призваны упростить эту процедуру. Технические средства подсчета голосов – сканеры избирательных бюллетеней использовались в экспериментальном режиме при проведении выборов с 1996 года.
Порядок применения КОИБ регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 сентября 2005 года.
Впервые 12 октября 2008 года на выборах депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района Тульской области проводился эксперимент по электронному опросу избирателей с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет.31
Электронный опрос избирателей в городе Новомосковске Тульской области подтвердил высокую степень готовности граждан к введению электронного голосования с использованием информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет. Если на начальных этапах проекта существовали определенные опасения неприятия процедуры интернет-голосования частью граждан в силу таких причин, как непонятность и сложность процедуры, неверие граждан в техническую надежность системы и возможность обеспечения тайны голосования, то проведенная ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, Избирательной комиссией Тульской области работа позволила изменить отношение граждан к процедуре дистанционного электронного голосования, обеспечить высокую активность участия избирателей в электронном опросе, сформировать позитивное отношение к возможному законодательному закреплению данного способа волеизъявления граждан.
Для России с её огромными расстояниями важны с экономической точки зрения внедрение голосования через Интернет на удаленных и трудно доступных участках, а также среди граждан РФ, находящихся за рубежом. При этом право выбора — голосовать с помощью технических средств или же бумажным бюллетенем остается за избирателем.
Избирательная система в демократическом государстве, каковым является Россия, является стратегическим ресурсом, важнейшей частью государственного строительства.32 Следовательно, процесс реформирования и совершенствования избирательного права – неотъемлемая часть развития «здорового» демократического государства.
Заключение
Избирательное законодательство остается одной из динамично развивающихся частей системы российского законодательства. Изменения в правовом регулировании выборов во многом предопределены утверждением в России на современном этапе пропорциональной избирательной системы.33
Субъекты Российской Федерации ведут активную работу по приведению собственного законодательства в соответствие с действующим федеральным законодательством. Но в тоже время при изменении избирательного законодательства необходимо учитывать, что современное избирательное законодательство субъектов Российской Федерации отражает опыт избирательных кампаний в Российской Федерации и гарантирует возможность защиты избирательных прав граждан и прав иных участников избирательного процесса. Субъекты Российской Федерации на основе правоприменительной практики активно выявляют противоречия в федеральном законодательстве, а также оперативно реагируют на изменения федерального избирательного законодательства посредством приведения в соответствие с ним своих нормативных правовых актов.
Как показывает практика проведения избирательных кампаний, недостаточно урегулированы и разработаны вопросы ответственности за нарушение избирательного законодательства34. Необходимо более четкое и конкретное определение «юридического наказания» за каждое избирательное правонарушение.
Необходимо отметить развитие избирательного права как научной правовой отрасли. Так например, вызывает дискуссию ученых понятие и стадии избирательного процесса. В последнее время предпринимаются попытки выделить избирательное в самостоятельную отрасль российского права. Предлагается следующий алгоритм придания избирательному праву статуса самостоятельной отрасли права:
1. обоснование необходимости признания избирательного права отраслью права;
2. построение системы доказательств соответствия избирательного права критериям, выработанным теорией права для отграничения отраслей права от иных правовых образований;
3. пропаганда идеи придания избирательному праву статуса отрасли;
4. в случае принятия указанной идеи большей частью научного сообщества — официальное закрепление нового статуса избирательного права.35
Постоянно возрастающее значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стране процессах демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право неотъемлемый признак демократического правового государства. Важность этой отрасли определяет необходимость пристального изучения избирательного права как науки. Становление системы политической демократии изначально предполагает активное и ответственное участие граждан в формировании и контроле за деятельностью публичных институтов государственной власти и местного самоуправления.
Список используемой литературы
1. Международные договоры и нормативно-правовые акты:
1. Декларация прав и свобод гражданина, Саратов, 1998.
2. Конституция Российской Федерации. – СПб., 2005
3. Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», М., 2007.
4. Федеральный закон РФ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», М., 2007.
5. Федеральный закон РФ от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» М., 2007.
6. Федеральный закон РФ от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях». М., 2007.
7. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» М., 2007.
8. Закон Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы». Саратов, 2007.
9. Закон Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» Саратов, 2008.
10. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 136/992-5 «Об итогах проведения 12 октября 2008 года в городе Новомосковске Тульской области эксперимента по электронному опросу избирателей»
2. Учебная и специальная научная литература:
1. Алексеев С.С. Теория права. М., 2003.
2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М., 2002.С.258.
3. Биктагиров Р. Стадии избирательного процесса: правовая природа и проблемы классификации// Журнал о выборах, 2008, № 3.
4. Богданова М.С. О понимании юридической ответственности в современных условиях // Юрист.-2004. №7.
5. Введение в избирательное право. М.РЦОИТ при ЦИК России, 2003.
6. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»/ Журнал о выборах, специальный выпуск 2005.
7. Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова P.P. Избирательный процесс и электорально-правовая культура. М.: НОРМА, 2005.
8. Действующее Международное право в 2 т., том 2, М.: МНИМП, 1997.
9. Избирательное законодательство РФ// Войсковой вестник. 2006. №2.
10. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М. Изд-во Норма, 2003.
11. Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток. 1999.
12. Колюшин Е. И. «Конституционное право России». М. Изд-во МГУ. 1999.
13. Крупин В.Г. К вопросу о стадиях избирательного процесса // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Вып. 1. Ярославль, 1999.
14. Мостов В.Д. Предвыборная агитация: понятие, признаки // Журнал российского права. 2006. № 5.
15. Очерки истории выборов и избирательного права. Под ред. Ведняева Ю.А. и Богодаровой Н.А. РЦОИТ при ЦИК России, Фонд «Символ», Калуга. 2002.
16. Постников А.В. Избирательное право России. М., 2001.
17. Семенова Л. Некоторые проблемы оптимизации избирательного законодательства// Журнал о выборах, 2008, № 3.
18. Становление российского парламентаризма начала XX в. Под ред. Селунской Н.Б. М., 1996.
19. Стратегический ресурс демократического государства// Парламентская газета, 21-27 ноября 2008 года, № 73 (2325)
20. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. Сост. д-р юрид. наук Ю.Л.Шульженко. М.: Юристъ, 1997.
21. Хорошева А. Место избирательного права в системе российского права // Журнал о выборах, 2008, № 4.
22. Хрусталев Е.Н. Избирательный процесс в России: понятие и стадии // Правоведение. 1998.