Содержание
1. Сущность, общая характеристика и значение изменений вЗаконодательстве о закупках для государственных нужд.
2. Мотивирование Законодательства о соответствии понятий«фирменное наименование» и «название юридического лица».
3. Аналитический обзор судебной практики по спорам в областиипотеки в 2000-2005 гг. Основные проблемы.
Список использованной литературы.
1. Сущность, общая характеристика изначение изменений в Законодательстве о закупках для государственных нужд
С 1 января 2006г. вступил в силу Федеральныйзакон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд»[1].
ДанныйФедеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальныхнужд (далее также — размещение заказа), в том числе устанавливает единыйпорядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономическогопространства на территории Российской Федерации при размещении заказов,эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источниковфинансирования, расширения возможностей для участия физических и юридическихлиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитиядобросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органовгосударственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещениязаказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов,предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Ст. 4 ФЗ устанавливает определения государственныхи муниципальных заказчиков.
Государственными заказчиками имуниципальными заказчиками могут выступать органы государственной властиРоссийской Федерации или органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указаннымиорганами государственной власти или органами местного самоуправления наразмещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Участниками размещения заказов являютсялица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта.Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо оторганизационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и местапроисхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальныйпредприниматель.
Новый закон нацелен на повышениеоткрытости и прозрачности процесса размещения государственных заказов, которыепредполагается достигать с помощью повышения требований к его информационномуобеспечению. Эта работа направлена на поощрение здоровой конкуренции в сфереразмещения заказов на поставку товаров или выполнение работ для нужд города.Привлечение максимального количества участников на конкурс позволит многимкомпаниям получить не только коммерчески выгодное предложение, но иконструктивный опыт работы с государственными заказчиками.
Закон предусматривает создание новойединой институциональной системы размещения государственных заказов на каждомиз уровней власти. Задачи и функции участников размещения городского заказатеперь четко закреплены новыми положениями. Среди нововведений: определениеуполномоченного органа исполнительной власти по размещению государственногозаказа, уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере размещениязаказов, уполномоченного органа по ведению реестра госконртактов,уполномоченного органа по ведению официального сайта городских торгов, а такжеупразднение квалификационного отбора при проведении конкурсов.
При разработке нового закона был учтенне только накопленный российский и зарубежный опыт, но и передовые техническиедостижения он-лайн доступа.
В Москве решение этой задачи достигнутовведением АИС ЕРКТ (Автоматизированной информационной системы ведения Единогореестра контрактов и торгов города Москвы), которая обеспечивает информационноесопровождение всего процесса размещения городского заказа, начиная с планированияи заканчивая регистрацией заключенных контрактов.
Работа с этой глобальнойинформационно-поисковой системой позволяет потенциальному участнику конкурса нетолько в режиме реального времени получать информацию о предстоящих торгах, нои сразу ознакомится с технико-экономическими показателями любого объекта.
Новый закон предусматривает равноеучастие в конкурсах всех лиц, независимо от места их нахождения, включая ииностранные компании, а 10% преференции московским поставщикам уже отменены.Однако преференции для учреждений уголовно-исполнительной системы и организацийинвалидов, а так же 15% преференций для субъектов малого предпринимательствабудут сохранены.
Детально и полно 94-ФЗ регламентируетсодержание документации, определяющей требования к товарам, работам и услугам,а также к порядку и участникам размещения заказа, для всех установленных этимзаконом видов размещения заказа, а именно конкурса, аукциона, запросакотировок.
Новый закон существенным образом изменилпроцедуру проведения торгов. Так, теперь претендентам необходимо представить наконкурс заявку, согласно установленному образцу, свое конкурсное предложение,подтверждение об отсутствии задолженности по налоговым сборам, документы,подтверждающие состоятельность компании. А так же подтвердить свое отсутствиекомпании-участника в реестре недобросовестных поставщиков. Стоит отметить, этотреестр был специально создан для предотвращения возможной победы в конкурсахфирм-однодневок и компаний, не выполняющих обязательств по договорам. Попав вэтот «черный список», компания лишается права на участие в конкурсахкак минимум на два года.
Новые правила потребуют от участниковконкурса большей аккуратности и внимания при формировании пакета конкурснойзаявки. Если ранее все документы претенденты сдавали техническим исполнителям,которые перед конкурсом проверяли документы, и в свою очередь могли указатьучастнику на неточности, опечатки в документах, то теперь все заявкипринимаются непосредственно от претендентов вплоть до начала конкурса. Послевскрытия конвертов, в конкурсном предложении участника и прилагаемых документахисправить уже ничего нельзя.
Еще накануне вступления в силу новогозакона, 28 декабря в качестве эксперимента Тендерным Комитетом был организованконкурс с использованием нового порядка проведения конкурса и допускаучастников.
На торги было выставлено три объектагородского строительства: капитальный ремонт жилого дома по Новохорошевскомупроезду, 18 (СЗАО), школы № 828 в Южном Тушино (СЗАО) и строительство новогоздания дошкольного образовательного учреждения в Южном Бутово (ЮЗАО).
Процедурная часть организации торговбыла максимально приближена к новым правилам, а именно: на сайте ТендерногоКомитета был обеспечен свободный доступ всех заинтересованных лиц к ознакомлениюс конкурсной документацией, а после оглашения предложений участников, вывешеныпротоколы вскрытия конвертов, рассмотрения заявок претендентов и сопоставленияпредложений участников. Претенденты имели возможность подать конкурсныепредложения, или же внести изменения, вплоть до дня вскрытия конвертов.
Следует так же особо отметитьантикоррупционную направленность нового закона №94 — ФЗ «О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд», в котором прописана системаконтроля расходования бюджетных средств, а так же введен специальный орган поконтролю за проведением конкурсов и торгов.
2. МотивированиеЗаконодательства о соответствии понятий «фирменное наименование» и «названиеюридического лица»
Общие положения гражданскогозаконодательства РФ о фирменном наименовании установлены рядом статейГражданского кодекса Российской Федерации, Положением о фирме, утвержденномпостановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 года[2](Положение применяется в части, не противоречащей ГК РФ), а также федеральнымизаконами, регламентирующими порядок организации и функционирования отдельныхюридических лиц.
Базовым положением действующегозаконодательства следует считать пункт 4 статьи 54 ГК РФ, которым установлено,что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметьфирменное наименование.
Фирменное наименование юридическоголица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительныхдокументах и регистрируется путем включения в Государственный реестрюридических лиц при государственной регистрации самого юридического лица.
Юридическое лицо, фирменное наименованиекоторого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное правоего использования. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда (далее — ФАС) Московского округа от 25 января 2001 года по делу N КА-А40/6520-00 былоопределено, что «Только правообладатель вправе использовать фирменноенаименование на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок илюбым иным не запрещенным законом способом». В Постановлении ФАСМосковского округа от 26 сентября 2001 года по делу N КГ-А40/5255-01 былоуказано, что “… в силу п. 8 Положения о фирме от 22.06.97 «право нафирму состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием всделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах… ».
Лицо, неправомерно использующее чужоезарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права нафирменное наименование обязано прекратить его использование и возместитьпричиненные убытки. Это правило также подтверждается судебно-арбитражнойпрактикой, например, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 5 января 1999года по делу N А29-2159/98, а также Постановлением Президиума ВАС России от 28октября 2003 года N 6993/03[3], в котором говорится отом, что “… основным нарушением права на фирменное наименование являетсянепосредственное использование его как средства индивидуализации юридическоголица”.
В отличие от статьи 10 Положения,устанавливающей, что право на фирму возникает независимо от регистрациипредприятия с момента, когда фактически началось пользование фирмой, нынешнеегражданское законодательство фактически связывает возникновение права нафирменное наименование с регистрацией самого юридического лица.
Исключительное право на охраняемоефирменное наименование действует на всей территории РФ. В качестве такогонаименования может быть использовано любое оригинальное слово илисловосочетание за исключением, например, слов «Россия» или«Российская Федерация», использование которых производится в особомпорядке.
Весьма примечательным является то, что всоответствии со статьей 9 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «Озащите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязандовести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своейорганизации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы.Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Данная информация не является рекламой(пункт 18 Информационного письма ВАС РФ от 25 декабря 1998 года N 37«Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применениемзаконодательства о рекламе»). Такая позиция ВАС РФ — логическое осмыслениепункта 9 Положения о фирме, которое устанавливало, что каждое заведениепредприятия, открытое для доступа публики (магазин, контора и т. п.), должноиметь на видном месте надпись с обозначением полного фирменного наименования.
По мнению одного из крупных российскихспециалистов в области авторского права А.П. Сергеева, фирмой чаще всегоназывается то наименование, которое индивидуализирует это лицо в ряду другихучастников гражданского оборота[4].
Таким образом, фирменным наименованиемпризнается наименование юридического лица, являющегося коммерческойорганизацией, под которым оно выступает в коммерческом обороте.
Фирменным наименованием могут обладатьтолько юридические лица, поскольку индивидуальный предпринимательиндивидуализируется фамилией, именем, отчеством. Специальные нормы права вотношении фирменного наименования юридического лица предусмотрены в статьях ГКРФ, регулирующих образование отдельных юридических лиц (например, пункт 4статьи 82 ГК РФ), а также в ряде законов, регламентирующих создание идеятельность, например, инвестиционных фондов (статья 2 Федерального закона«Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ содержитследующее определение: «Акционерный инвестиционный фонд — открытоеакционерное общество, фирменное наименование которого содержит слова»акционерный инвестиционный фонд” или «инвестиционныйфонд»).
Фирменное наименование состоит изосновной части (корпуса фирмы) и вспомогательного (добавления). Вспомогательнаячасть состоит из обязательного и факультативного элемента.
3. Аналитический обзор судебнойпрактики по спорам в области ипотеки в 2000-2005 гг. Основные проблемы
ВысшийАрбитражный Суд обобщил споры, связанные с договорами об ипотеке. В информационномписьме Президиума ВАС РФ от 28 января 2005г. №90[5] судьи разъяснили, какуюнедвижимость можно передать в залог, как ипотека влияет на права арендодателя икаковы особенности передачи в залог зданий и земель.
Ипотека- это залог недвижимости. Ею можно обеспечить не только кредитноеобязательство, но и договоры займа, аренды, купли-продажи, подряда и т.п. (ст.2 Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.98 N 102-ФЗ).Сторонами ипотеки являются:
— залогодатель — фирма-должник, которая передает имущество в залог;
— залогодержатель — банк или другая организация-кредитор, которая принимаетнедвижимость в залог.
Обязательнымтребованием для договора ипотеки является его государственная регистрация.Иначе соглашение считается незаключенным (ст. 10 Закона N 102-ФЗ).
Имущество, на которое установленаипотека, на все время залога остается у организации-должника (п. 1 ст. 338 ГКРФ). Фирма может свободно владеть и пользоваться недвижимостью, но не вправепродать, обменять или передать ее другой организации или предпринимателю безсогласия кредитора
Предметомипотеки могут быть земельные участки, предприятия, здания, сооружения, жилыедома, квартиры и другое недвижимое имущество (ст. 5 Закона N 102-ФЗ). Фирмавправе передать в залог и недостроенный объект. Например, такую возможностьпредусматривает статья 76 Закона N 102-ФЗ. Как только строительство будетзавершено, предметом ипотеки станет новое здание (п. 1 письма N 90). Если организацияне возвратит кредит, заем или не выполнит другие обязательства по договору,кредитор сможет продать здание на торгах и удержать сумму долга из вырученныхсредств.
Долгоевремя спорным оставался вопрос, вправе ли организация передать в залог частьсвоих помещений (например, этаж или несколько кабинетов в производственномсооружении). В пункте 2 нового документа ВАС РФ окончательно установил, чтотакие операции недопустимы. Судьи считают, что здания, сооружения и другиеобъекты недвижимости по сути являются неделимыми. Согласно пункту 4 статьи 5Закона N 102-ФЗ, передать в залог часть такого имущества нельзя. В то же времяипотека возможна, если составные части недвижимости обособлены и права на нихзарегистрированы в госреестре. Типичный пример — предприятие, в состав котороговходят совершенно различные активы (здания, земельные участки, основныесредства и т.д.).
Интересная ситуация рассмотрена в пункте6 нового документа. Фирма передала в залог права аренды земельного участка.Поскольку свои обязательства перед кредитором она не выполнила, права былипроданы на публичных торгах. Однако приобретатель вскоре столкнулся с серьезнойпроблемой. Арендодатель земли решил взыскать долг по арендной плате за всепредыдущие периоды не с фирмы-залогодателя, а с нового владельца. И ВысшийАрбитражный Суд его в этом поддержал, подчеркнув, что, приобретая право, фирмаавтоматически принимает на себя и все обязанности арендатора. Поэтому ейпридется полностью погасить задолженность перед арендодателем.
Еслиорганизация передает в залог здание или сооружение, одновременно ипотекаустанавливается и на земельный участок, на котором находится недвижимость. Наэто указано в пункте 3 статьи 340 Гражданского кодекса. Нередко земля, накоторой располагается строение, принадлежит не фирме, а федеральным илимуниципальным властям. Организация же пользуется участком на основании договорааренды.
Еслитакая фирма решит, например, взять кредит и передать в его обеспечениепринадлежащую ей недвижимость, она столкнется со следующей проблемой. С однойстороны, ипотека земельных участков, которые находятся в федеральной илимуниципальной собственности, невозможна. Об этом говорится в пункте 1 статьи 63Закона N 102-ФЗ. С другой стороны, ипотека здания без залога прав на землю подним не допускается. Такая норма содержится в статье 69 того же Закона. Крометого, права на аренду участка можно передать только с согласия собственниказемли (п. 1.1 ст. 62 Закона N 102-ФЗ).
О том, как нужно действовать фирмам втаких случаях, ВАС РФ рассказал в пункте 5 опубликованного письма. Если зданиеили сооружение находится на государственном или муниципальном земельномучастке, закладываются одновременно и здание, и права на землю. Муниципалитет(арендодателя) об этом нужно уведомить. Однако письменное согласие властей наипотеку не требуется.
В пункте 14 Постановления ПленумаВысшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»[6]разъясняется порядок разрешения споров в том случае, когда земельный участокарендован продавцом — со ссылкой на пункт 3 статьи 552 ГК РФ делается вывод отом, что покупатель автоматически становится арендатором земельного участка, накотором расположен приобретенный объект недвижимости. Постановление неразъясняет, необходимо ли переоформление договора аренды. Это представляетсяочевидным. Однако в любом случае арендодатель земельного участка не можеткаким-либо образом повлиять на процесс передачи и, фактически, не имеет правани отказать в заключении договора аренды с новым арендатором, ни пересмотретьусловия ранее действовавшего договора аренды.
Весьма важное уточнение (хотя и невытекающее прямо из норм гражданского законодательства) приведено в пункте 15Постановления. Статья 615 ГК РФ прямо запрещает (в общем случае) передачуарендованного имущества в субаренду или передавать права и обязанности поарендному договору иным способом. В той же статье имеется уточнение, согласнокоторому подобная передача арендованного имущества допускается и без согласияарендодателя (собственника), но только в случаях, установленных ГК РФ, другимизаконами или иными правовыми актами. ЗК РФ является законом, который и содержитсоответствующие исключения. Пунктом 15 Постановления подчеркивается, чтоперечень случаев, когда передача прав и обязанностей по договору арендывозможна без согласия собственника земельного участка, является исчерпывающим.Кроме того, обращается внимание на то, что собственник в любом случае долженбыть уведомлен о такой передаче.
Пунктом 5 статьи 22 ЗК РФ арендаторупредоставлено право передать свои права и обязанности по договору арендыземельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельногоучастка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственноготоварищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив впределах срока договора аренды земельного участка.
Пунктом 6 статьи 22 ЗК РФ установлено,что арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельныйучасток в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка.
Наконец, пунктом 9 статьи 22определяются особенности передачи прав и обязанностей по договору арендыземельного участка, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, на срок более чем пять лет арендатору земельного участка.
Во всех перечисленных случаях передачаможет осуществляться без согласия собственника земельного участка при условииего уведомления.
В двух первых случаях (кроме арендыземельного участка, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности) ЗК РФ оговаривает возможность указания в договоре арендыполучения арендатором согласия от собственника на передачу прав и обязанностейпо договору аренды.
Заметим, что, по нашему мнению, напервоначальном этапе действия ЗК РФ перечисленные нормы и правила были весьмаактуальными, так как подавляющее большинство земельных участков находилось вгосударственной или муниципальной собственности. В настоящее время — сразвитием земельного рынка — представляется весьма обоснованным включение вдоговор аренды соответствующего условия (о необходимости получения согласиясобственника арендованного участка).
Закон об ипотеке (залоге недвижимости)дополнен пунктом 1.1 Федеральным законом от 5 февраля 2004 г. N 1-ФЗ. Следовательно, передача арендных прав до указанной даты (закон N 1-ФЗ вступил в силус даты опубликования) без согласия собственника земельного участка нарушениемзаконодательства не является и, значит, собственник не имеет права требоватьрасторжения или пересмотра условий договора аренды по этому основанию.
Пунктом 26 Постановления разрешаетсяопределенная законодательная коллизия. Статья 278 ГК РФ, которой установлено,что обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственникадопускается только на основании решения суда, не содержит отсылочной нормы кдругим законодательным актам, в которых могли бы содержаться исключения изпроцитированного правила. Тем не менее статья 55 Закона об ипотеке регулируетименно обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке.Причем предполагается, что в общем случае удовлетворение требований залогодержателяза счет имущества, заложенного по договору об ипотеке, производится безобращения в суд — на основании нотариально удостоверенного соглашения междузалогодержателем и залогодателем, заключенного после возникновения основанийдля обращения взыскания на предмет ипотеки.
Пунктом 2 статьи 55 Закона об ипотекеустановлен перечень условий, при которых внесудебное удовлетворение требованийзалогодержателя за счет заложенного имущества не допускается. Тообстоятельство, что перечень является исчерпывающим, на практике означает, чтово всех прочих случаях предполагается именно внесудебное разрешение указанныхвопросов.
П. 4 Информационногописьма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства»[7]устанавливает, что договор ипотеки здания не может считаться не соответствующимзаконодательству, если он заключен без залога прав на земельный участок в связис отсутствием у залогодателя права собственности на этот участок.
Коммерческийбанк обратился в арбитражный суд с иском к товариществу с ограниченнойответственностью (залогодателю) об обращении взыскания на заложенное нежилоездание.
Решениемсуда в удовлетворении исковых требований отказано со ссылкой на пункт 3 статьи340 ГК РФ, согласно которому ипотека здания допускается только с одновременнойипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится этоздание.
Судкассационной инстанции решение отменил по следующим основаниям.
Междукоммерческим банком и товариществом заключен договор о предоставлениипоследнему кредита, который обеспечивался договором о залоге нежилого здания.
В связи сотсутствием у заемщика денежных средств кредитор реализовал свое право обращениявзыскания на заложенное имущество.
Нотариальноеудостоверение договора о залоге и его государственная регистрация подтвержденыдокументами.
Крометого, определено, что собственник заложенного здания владеет земельнымучастком, на котором оно расположено, на праве бессрочного пользования всоответствии с государственным актом, выданным в установленном порядке.
При такихобстоятельствах ссылка суда первой инстанции на пункт 3 статьи 340 ГК РФявляется неправомерной.
Согласнопункту 3 статьи 334 Гражданского кодекса Российской Федерации правила Кодекса озалоге, возникающем в силу договора, применяются к залогу, возникающему наосновании закона, если иное не установлено законом.
Всоответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «Об ипотеке (залогенедвижимости)» общие правила о залоге, содержащиеся в ГК РФ, применяются котношениям по договору об ипотеке в случаях, когда указанным Кодексом илинастоящим Федеральным законом не установлены иные правила.
Такиеправила содержатся в части 3 статьи 69 названного Федерального закона. Из нееследует, что на принадлежащее залогодателю право постоянного пользованияземельным участком, на котором находится здание, право залога нераспространяется. При обращении взыскания на такое здание лицо, приобретающееэто имущество в собственность, приобретает право пользования земельным участкомна тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник (залогодатель)недвижимого имущества.
Аналогичныйподход к решению данного вопроса содержится в статье 37 Земельного кодекса.
Крометого, совместным постановлением Пленумов Верховного Суда Российской Федерации иВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 «Онекоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодексаРоссийской Федерации» разъяснено, что в тех случаях, когда залогодатель неявляется собственником или арендатором земельного участка, договор ипотекиздания не может считаться не соответствующим законодательству, если он заключенбез залога прав на земельный участок.
Список использованной литературы
1. Федеральный законот 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// СЗ РФ. 2005. N 30 (часть I). ст. 3105.
2. ПостановлениеПрезидиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 октября 2003 г. N 6993/03 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. N 3.
3. ПостановлениеПленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. N 5.
4. Информационноеписьмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2005 г. N 90 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. N 4.
5. Информационноеписьмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 5.
6. ПостановлениеЦентрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от22 июня 1927 г. «О введении в действие положения о фирме»// Собраниезаконов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР, 1927. N 40. ст.394, 395.
7. Ивачев И. Фирменное наименование //«эж-ЮРИСТ». 2005. N 2.