Россия и Китай: пограничный вопрос

Россия и Китай: пограничный вопрос
Курсовая работа
Содержание.
1. Введение
2. Решениепограничного вопроса:
— Соглашение о советско-китайской государственной границе наее Восточной части
— Соглашение между Российской Федерацией и КНР ороссийско-китайской государственной границе на ее Западной части
— Демаркация русско-китайской границы
— Соглашения 1996 г. и 1997 г
— Завершение демаркационных работ
— Дополнительное соглашение о прохождении линии границы на еевосточном участке
3. Заключение
4. Списокиспользуемой литературы

Введение.
Любое организованное общество существует на определенной территории,функционирование и безопасность которого регулируется государством. Однаконеприкосновенность, целостность и безопасность территории страны могут бытьобеспечены лишь в том случае, если границы территории четко маркированы ипризнаются не только этим государством, но и всем мировым сообществом.Отсутствие официально оформленного размежевания рано или поздно приводят кспорам и разногласиям между сопредельными странами. На протяжении всей мировойистории конфликты и разногласия по поводу размежевания границ были и остаютсяодной из самых важных проблем для любого независимого государства.
Российская империя и Циньская империя вступили в 20 век как два соседнихгосударства. Между ними образовалась самая длинная граница в мире общейпротяженностью более десяти тысяч километров, протянувшаяся от точки границыКитая, России и Афганистана до пункта соседствования Кореи, России и Китая.
Вопрос о юридической основе общейграницы был весьма непростым. Конечно, обе стороны подписывали множестводоговоров, относительно расположения границы. Однако подспудно назреваликонфликты, касающиеся и территориального размежевания, и характера договоров.Процесс формирования общей границы был очень долгим. При этом военныестолкновения хотя и были, однако носили весьма локальный характер, при этомони, естественно, отразились на формировании границы в какой-то степени, норешающего характера не приобрели, а полномасштабных, крупных войн нашигосударства не вели. Поэтому вопросы о границе решались путем проведениепереговоров и подписания в результате договоров и соглашений. В ходе историироссийско-китайская граница была определена соответствующими юридическимидоговорами: Нерчинским 1689 г., Айгунским и Тянцзинским 1858 г., Пекинским 1860 г., Петербургским 1881г., Цицикарским 1911 г. Существование и бережное сохранение российско-китайскойграницы, ее безусловное уважение, безоговорочное признание договорных актов,лежащих в основе определения линии прохождения границы, было и остается основойдобрососедских отношений между нашими странами. Именно такое понимание вопросао границе отвечало и отвечает коренным национальным интересам России и Китая.Конечно, несовершенство знаний во времена, когда подписывались соответствующиедоговорные документы, неисследованность географии некоторых районов, да идругие обстоятельства давали основания для того, чтобы с течением времениуточнять линию прохождения границы на новой основе. Граница представаласложноорганизованной структурой, неким организмом, который требовал постоянноговнимания, бережности и заботы. Однако необходимо повторить, что с точки зренияюридической ее основы не было и нет поводов говорить о существованиитерриториальной проблемы или проблемы границы между нашими двумя странами. Таквыглядела и выглядит картина, если исходить из норм международного права,основываться на договорных документах о границе и признавать их обязательность дляобеих подписавших их сторон.
Однако с распадом СССР и окончанием холодной войны была обозначена новаявеха русско-китайских отношений. Необходимость формирования принципиально новойграницы межу Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой привелоправительство этих стран за стол переговоров. Задача формированиярусско-китайской границы была одной из важнейших задач нового российскогоправительства. Становление добрососедских отношений с Китаем было важно нетолько для России, заинтересованной в Китае как в экономическом партнере, но идля других стран, т.к. можно с уверенностью сказать, что международники уделяютособое внимание российско-китайским отношениям, поскольку от их характера взначительной степени зависит структура всего миропорядка (сторонникибиполярности полагают, что именно союз Китай-Россия станет реальнымпротивовесом Западу во главе с США). Сейчас союз Россия-Китай играетзначительную роль в международных делах. В современном мире развитие ихвзаимоотношений оказывает большое влияние на политическую структуру. Полезен нетолько анализ процесса современных международных отношений, но и анализпроцесса становления добрососедских отношений в научно-историческом аспекте,первоначальным главным пунктом которых являлось формирование общей границымежду двумя государствами. Поэтому в данной работе я постараюсь осветитьдинамику становления новой российско-китайской границы в период крушенияпредыдущей системы международных отношений и изменения баланса сил истановления нового мирового порядка, т.е. с начала 1990-х гг. по 2005 г.
Для того, чтобы сделать правильные, рациональные выводы о мировыхпроцессах, происходящих в наше время, важно проанализировать историческиеаспекты отношений между государствами. Необходимо отметить, что по данной проблеменаписано достаточное количество литературы, ярким примером является книга,написанная доктором исторических наук, профессором Галеновичем Ю.М. «Россия иКитай в XX веке: граница», которая былаиспользована мной в качестве базового пособия (! не надо так откровенно :))) длянаписания данной работы.

Соглашение о советско-китайскойгосударственной границе на ее восточной части.
Протяженность восточной границы между Россией и Китаем, начинающейся там,где заканчиваются их границы с Монголией, составляет более 4 тыс. км.[1]Первоначально она была определена китайско-российскими договорами 1858 г. (Айгунский, по которому юридическиустанавливалась принадлежность России левого берега реки Амура от реки Аргунидо устья, а правый берег реки Амура до реки Уссури закреплялся за Китаем) и 1860г. (Пекинский, по которому определялась восточная и намечаласьв основном западная российско-китайская граница. Первой статьёй этого договорабыло определено, что после постановления пограничных знаков, граничная линия навеки не должна быть изменяема).
Однако вскоре было замечено, что рубежи проходят не так, как этоустановлено. Договорились внести изменения, что и было сделано (весьмаприблизительно) в 1886 году.
При обсуждении пограничного вопроса в 1926 году вновь отмечалось:«Пограничная линия между СССР и Китаем неоднократно произвольно передвигаласькак местным населением, так и местными властями той и другой стороны»[2].Поэтому было необходимо восстановить первоначальную линию в том виде, как онабыла определена различными соглашениями относительно русско-китайской границы. Линия границы проходила и проходитглавным образом по рекам Аргуни, Амуру и Уссури. Однако до 1992 г. граница практически нигде не была соответствующим образом демаркирована.
Вплоть до 1931 г. на этих реках существовал практически свободный режимсудоходства для обеих стран, а многочисленные незаселенные острова де-фактонаходились в совместном владении. С началом японской агрессии против Китая исозданием марионеточного государства Маньчжоу-Го Советские Вооруженные силы,реагируя на появление новой угрозы безопасности, в одностороннем порядкеустановили строгий контроль над реками. В то время этот акт самообороны невызвал никаких возражений ни с китайской, ни с японской стороны. Однако сначала 60-х гг. по мере нарастания напряженности в советско-китайскихотношениях исключительно советский контроль над пограничными реками сталисточником споров и инцидентов.
С 1963 г. стороны вели бесплодные переговоры о делимитации границы. В начале переговорного процессасоветская сторона настаивала на определении границы в соответствии с нормамимеждународного права, то есть по линии фарватера судоходных рек и по срединнойлинии на несудоходных участках. Во время «культурной революции» в Китае в1966-1969 гг., в результате развернутой Пекином пропагандистской кампании стребованиями восстановления «исторически обоснованных» прав Китая на частьсоветской территории вдоль границы площадью в 1,5 млн. кв. км, переговоры былипрерваны, а затем отложены на неопределенное время. В ходе консультацийКитайская Народная Республика не выдвигала конкретных территориальныхпретензий, настаивая на признании СССР наличия «спорных территории», как ихпонимала китайская сторона, до начала переговоров. Принятие этого условияпоставило бы Китай в более выгодное положение на переговорах. В противовесэтому требованию СССР выступил с предложением о признании обеими сторонамисложившегося статус-кво и твердо отстаивал его в ходе переговоров.
Весной 1969 г. произошли вооруженные столкновения на острове Даманский,расположенном, если исходить из норм международного права, на китайской сторонереки Уссури. В сентябре того же года на встрече председателя Совета МинистровСССР А. Косыгина и премьера Государственного совета КНР Чжоу Эньлая в аэропортуПекина было окончательно согласовано решение начать полномасштабные переговорыпо пограничным вопросам. Стороны также достигли предварительного согласияотносительно соблюдения сложившегося на границе статус-кво и необходимостиурегулирования пограничных инцидентов мирными средствами. Переговоры начались вконце 1969 г., но быстро зашли в тупик, поскольку существенным условиемзаключения официальной договоренности о соблюдении сложившегося статус-квокитайская сторона вновь выдвинула требование о признании Советским Союзомсуществования «спорных районов». СССР отклонил это требование. КНР женастаивала на том, что договоры 1858 и 1860 гг. были неравноправными и потому — незаконными. Принятие этой позиции лишало переговоры правовой основы, сводя ихк бесплодной дискуссии о том, кому принадлежал приоритет в освоении крупныхучастков советской территории, включая территорию Приморского края и городаВладивостока. Выступаяс речью в Улан-Баторе 26 ноября 1974 г., Л.И.Брежнев дал оценку выдвинутому китайской стороной предварительному условию ведения переговоров: «Пекин прямозаявил, что будет согласен на переговоры по пограничным вопросам лишь послетого, как его требование, касающееся так называемых «спорных районов», будетудовлетворено. Совершенно ясно, товарищи, что подобная позиция является абсолютнонеприемлемой, и мы ее отвергаем»[3]. Поэтому сторонам удалось достичь лишьзаключения соглашения, дававшего китайским судам право свободного прохода посеверному рукаву реки Амур близ Хабаровска в периоды, когда южный рукав,протока Казакевича, непригоден для судоходства.
Переговоры о границе невозобновлялись до 1987 г. 29 июля 1986 г. М.С.Горбачев в выступлении во Владивостоке,не только отметил, что и наша страна и КНР заявили о неприменении первымиатомного оружия, но также выразил готовность встречаться с представителями КНРна любом уровне. «Мы, например, не хотим,— сказал далее М.С.Горбачев,— чтобыАмур рассматривался как водная преграда. Пусть бассейн этой могучей реки будетобъединителем усилий китайского и советского народов по использованию на общееблаго имеющихся тут богатых ресурсов и по водохозяйственному строительству.Межгосударственное соглашение на этот счет уже совместно разрабатывается. Аофициальная граница могла бы проходить по главному фарватеру»[4].После этого китайская сторона изъявила желание возобновить переговоры повопросу о границе. И.А.Рогачев — заместитель министра иностранных дел — былназначен руководителем советской делегации. Переговоры начались после того, какв феврале 1987 г. в Москву прибыла китайская делегация во главе с Цянь Цичэнем.До 1990 г. решение вопросов шло лишь на уровне переговоров, однако вследствиепринятия соглашения о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженныхсил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы,подписанного в 1990 г., переговоры перешли в новую фазу — фазу практическойреализации достигнутых договоренностей. Это было, несомненно, большим шагомвперед, открылась возможность подготовки к подписанию соглашения о границе, а вдальнейшем и к демаркации границы.
В конце июля — началеавгуста 1990 г. в Москве состоялся очередной тур заседаний рабочей группы.
В результате длительныхдискуссий, проходивших на нескольких раундах заседаний рабочей группы, удалосьсогласовать на этом участке линию границы, по которой к КНР отошла примерно одна треть участка, общая площадь которого составлялаоколо 450 кв. км. Как было отмечено на пятом раундепленарных заседаний правительственных делегаций Советского Союза и КитайскойНародной Республики (это был последний раунд для правительственной делегацииСССР), состоявшемся в апреле 1991 г., рабочей группе по рассмотрению несогласованных участков границы удалось достичь заметного продвижения вперед. Былодостигнуто единое понимание о прохождении границы более чем на 90% ее общейпротяженности в 7.5 тыс. км.[5] Главыправительственных делегаций в своих выступлениях отметили, что предстоитдальнейшая работа по поиску решений по остающимся весьма сложным вопросампограничного урегулирования. А именно: по не согласованным еще участкам границына востоке и западе.
В заседаниях пятогораунда правительственных делегаций СССР и КНР также принимали официальноеучастие ответственные представители РСФСР, Казахстана и Киргизии. ПредставительТаджикистана тоже был приглашен, но не смог прибыть и уполномочил за себядругого члена делегации.
И.А.Рогачев в своемвыступлении отметил, что подключение представителей союзных республик, которыеграничат с Китаем, по нашему убеждению, может активизировать трудный поискрешений по несогласованным участкам. Наряду с двумя несогласованными участкамина территории России, остались несогласованными два участка в Казахстане, (районреки Сарычильды и перевала Чоган-Обо). Один крупный участок в Киргизии (районперевала Бедель) и три участка в Таджикистане (самый крупный — в районе Памираюжнее перевала Уз-Бель, а также районы перевала Каразак и реки Маркансу)[6].
16 мая 1991 г. Соглашение о государственной границе между СССР и КНР на ее восточной части было подписано вКремле министрами иностранных дел СССР и КНР — А. А. Бессмертных и ЦяньЦичэнем.
Обстоятельства сложилисьтаким образом, что переговоры велись, и соглашение было подписано с КНР однимгосударством — СССР, а ратификация соглашения, после которой оно вступило в законнуюсилу, производилась другим государством — Российской Федерацией. Россия сталапродолжателем осуществления прав и выполнения обязательств Советского Союза помеждународным договорам. 13 февраля 1992 г. соглашение было ратифицировано Верховным Советом Российской Федерации. При обмене 16 марта 1992 г ратификационными грамотами, подписанными со стороны России Президентом Б.Н. Ельциным. Былоконстатировано, что Россия приняла на себя в полном объеме предусмотренные всоглашении права и обязанности.
В соответствии ссоглашением от 16 мая 1991 г. впервые на основе прежних русско-китайскихдоговоров о границе и в соответствии с нормами современного международногоправа была уточнена и обозначена линия российско-китайской границы практическина 99% всего протяжения ее восточной части[7]. Это являлосьзначительным достижением, надежной гарантией стабильности и спокойствия надальневосточных рубежах нашей страны. Однако, исходя из желательности скорейшего достижения согласия, они выработалиформулу, которая не имела прецедента в практике их взаимных отношений: снять сповестки дни переговоров и отложить на неопределенное время обсуждение вопросовсуверенитета над несколькими спорными участками:
1)        Двумятерриториями в Читинской области:
·         Большой остров нар. Аргунь, расположенный в 40 км на юго-восток от Забайкальска. Северное течение Аргуни больше и шире, чем южное, поэтому, согласно принципам,провозглашенным Горбачевым в 1987 г., эта часть должна была отойти Китаю. Однако важность этой территории огромна, т.к. остров связывает Россию, Монголиюи Китай, Этот участок – главный источник питьевой воды для Краснокаменска,второго по величине города в Читинской области, который в ходе Холодной войныпроизводил более 90% урана в СССР[8].
·         остров Менкесели,соседний с Большим островом на востоке. Фактически это не остров, а полоскасуши длиной 70 км и шириной 5 км. Этот участок стал предметом споров, когда Аргунь изменив свое течение, начала протекать 5 км северней, в то время как граница проходила именно по течению Аргуни. На основании этого, островМенкесели должен отходить Китаю. Остров не заселен, но вблизи него проживаютоколо 10 тысяч фермеров. Для них Менкесели — источник земель для выпаса скота иохоты. Население очень обеспокоено тем, что большое количество китайскихфермеров заселят эти земли[9].
2)        Двумя вХабаровском крае:
·  Большой Уссурийский, расположенныйрядом с Хабаровском, самым большим городом российского Дальнего Востока. Тамнаходятся 2 переправы, одна из которых находится под контролем российскихвойск. Наплавной мост через Уссури доступен к использованию с весны по осень.Большой Уссурийский — остров длиной 36 км и шириной 9 км, берега которого практически повсеместно укреплены 2-х метровыми насыпями. В центре расположены кормовыелуга. А в северной части, обращенной к Амуру, находится военный полигон.
·  остров Тарабарова. Подступы к островуТарабарова, находящегося неподалеку от Хабаровска, несколько ограничены, т.к.между ним и городом расположен Большой Уссурийский. Китайских земель,окружающих эту территорию, больше, чем российских. Но этот участок имеет дляРоссии очень большое стратегическое значение.
3)        Тремя вПриморском регионе:
·  Участок, расположенный в 20 км к западу от деревни Турий Рог, рядом с озером Ханка
·  Участок Р-формы рядом с Полтавкой
·  Третий участок, состоящий из двухнебольших полосок земли к северу от озера Хасан, где проходит граница России сКНР и КНДР
Эти территории были захвачены Красной Армией в 1930-х гг., с цельюукрепления против нападения Квантунской армии Японии. Однако после окончанияВторой Мировой Войны и победы войск Мао Цзэдуна эти территории были подюрисдикцией СССР вплоть до момента ухудшения советско-китайских отношений в 1960-хгг. По договору 1991 г. около 300 га территории вблизи д. Турий Рог должны былибыть переданы Китаю, но население этих мест выступало против такого трансферта.
Проблема демаркации территорий около озера Хасан еще более сложная.Во-первых, спорные территории расположены неподалеку от устья р. Тумен, гдесходятся границы трех государств, этот участок – место проекта развития,поддержанного ООН, по которому эти три страны сообщаются с Южной Кореей иМонголией. Во-вторых, если Китай получит 100 га земли около оз. Хасан, то источник питьевой воды будет под угрозой. В-третьих, это место священно для России, здесь вовремя битвы у оз. Хасан 1938 г. была пролита русская кровь. В-четвертых, Китайпланирует построить речной порт всего лишь в нескольких километрах к северу отэтого места, существует опасность, что в связи с возросшей конкуренциейэкономическая активность портов Зарубино и Посьет может упасть. В-пятых, уссурийскиеказаки, владеющие 15 тыс. га земли на юге оз. Хасан, могут быть нежелательновмешаны в проблему демаркации[10].
Все эти участки экономически оченьважны для России, и сначала находились под ее контролем. Не отказываясь впринципе от притязаний на эти острова, КНР, тем не менее, согласилась отложитьпереговоры об их статусе. В ответ на это Россия подтвердила свою готовностьвозобновить такие переговоры в будущем. Однако не все было гладко, правительство Приморского края, воглаве с Наздратенко было против соглашения 1991 года, в котором было сказано,что Китай может забрать 3 участка общей территорией около 1500 гектаров.
Около года с момента подписания договора 1991 население Читинскогорегиона не было оповещено о конкретных результатах. Однако многие понимали, чтовыполнение договора означает потерю этих островов. Население было противперемещения этих территорий под китайскую юрисдикцию, но кампания против неимела достаточной силы, чтобы воспрепятствовать этому. Редактор газеты «Забайкальскийрабочий» Александр Баринов сообщил, что проблема в ближайшем будущем будетсвязана с загрязнением воды и воздуха, исходящим из Манчжоули, населениекоторого увеличилось в 10 раз за 3 года. Также еще одной головной болью будетвозросшее количество контрабанды. Также, по словам Баринова, хотя этитерритории очень важны для обеих стран, они могут служить защитой для двухдругих спорных территорий — Большого Уссурийского и острова Тарабаров — расположенныхоколо Хабаровска[11].
Как бы то ни было, заключениесоглашения от 16 мая 1991 г. создало возможность приступить к демаркационнымработам, в результате которых российско-китайская граница на ее восточной части фактически впервые вистории получила четкое обозначение на местности.
 
Соглашение между РоссийскойФедерацией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее западнойчасти.
После распада СССР к западу отроссийско-монгольской границы у России остался лишь 55-километровый участокграницы с Китаем[12]. Именно эта часть советско-китайскойграницы вышла на передний план в дальнейшем ходе пограничных переговоров. Стоитотметить, что здесь переговорный процесс имел, по сравнению с восточной частью,ряд существенных различий и особенностей. Проблем с его делимитацией не было. На подавляющем протяжении западнаячасть границы была сухопутной и проходила главным образом по горным рубежам сосложным рельефом. Редемаркация и проверка границ не проводилась здесь с XIX в.: подавляющее число погранзнаковна местности были в силу разных причин утрачены, описание границы в договорах ипротоколах в ряде мест было недостаточно совершенным, и прохождение границы натаких участках толковалось сторонами по-разному. Самый крупный по площадиучасток границы на Памире южнее перевала Уз-Бель вообще никогда не былокончательно определен в договорном порядке. Фактическая граница проходила наэтом участке так, как это было описано в нотах, которыми обменялись российскаяи китайская сторона в конце XIXв., по линии соприкосновения позиций, занимавшихся в то время войсками сторон,и проходившей по Сарыкольскому хребту.
Правительственная делегация СССР,начиная со второй половины 1988 г., приступила к переговорам по западной частисоветско-китайской границы; ряд участков был согласован, обсуждение другихважных участков продолжалось.
В начале 1991 г., до подписания Соглашения по восточной части границы, в состав правительственной делегацииСССР на пограничных переговорах были введены в качестве ее членов представителисоюзных республик.
8 сентября 1992 г. на встрече в Минске Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан заключили официальноесоглашение о совместном продолжении пограничных переговоров с КНР и уведомилиоб этом правительство КНР через его посольства в упомянутых четырехгосударствах. Главой совместной делегации был назначен заместитель министраиностранных дел России Г. Ф. Кунадзе.
Одновременно было заключеносоглашение правительств России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана о созданиисовместной делегации этих стран для ведения переговоров с правительством КНР повзаимному сокращению вооруженных сил и вооружений к укреплению доверия ввоенной области в районе границы государств — участников СНГ с КНР. Этуделегацию возглавил Г. В. Киреев.
В конце октября 1992 г. в Пекине состоялась первая встреча совместной делегации правительств Казахстана, Киргизии,России и Таджикистана, возглавляемой заместителем министра иностранных дел РФГ. Ф. Кунадзе, и делегации правительства КНР, возглавляемой заместителемминистра иностранных дел КНР Тянь Цзэнпэем.
В протоколе об итогах встречи стороныподтвердили принципы урегулирования пограничных вопросов, согласованных напограничных переговорах между СССР и КНР, а именно: на основероссийско-китайских договоров о нынешней границе, руководствуясьобщепризнанными нормами международного права, в духе равноправных консультаций,взаимопонимания и взаимной уступчивости решать оставшиеся пограничные вопросы.Были также подтверждены конкретные принципы урегулирования вопросов о границена ее восточном и западном участках, согласованные на соответствующихпереговорах между СССР и КНР. Также стороны подтвердили, что достигнутые в1987—1991 гг. договоренности о прохождении линии границы в принципе остаются всиле, пришли к согласию о необходимости скорейшего юридического оформлениясогласованных участков границы и согласились продолжить обсуждение несогласованныхучастков границы для нахождения приемлемых решений.
В этих целях было решено создатьрабочую группу по составлению соглашения о границе и возобновить деятельностьрабочей группы по обсуждению прохождения границы. Было также констатировано, чтоуспешно продолжается работа топографической группы с целью созданиятопографических карт как по востоку, так и с будущем по границе России (назападе), Казахстана. Киргизии и Таджикистана с КНР.
В прениях в ходе встречи сторонвыявились различия в подходе к двум вопросам. Так, со стороны совместнойделегации было высказано мнение, что в связи с изменением обстановки ипоявлением новых независимых государств, ранее входивших в состав СССР, этихгосударствах придается особенное значение вопросу о границах, а в связи с этимнельзя исключать, что при сохранении в целом в силе всех прежнихдоговоренностей о прохождении границы в отдельных случаях могут потребоватьсясверка и уточнение. Китайская сторона сочла, что эти соображения представляютсобой коррективы, затрагивающие существо проблемы, и высказалась за то, чтобыне вносить этого в протокол, а в последующем в рамках заседаний рабочей группы,если что-то покажется неясным, изучить и обсудить. В результате по предложениюсовместной делегации в протоколе и было записано, что договоренности,достигнутые в 1987—1991 гг., остаются в силе. Такая формулировка давалавозможность в ходе заседания рабочих групп возвращаться к обсуждению некоторыхучастков границы в связи с пожеланиями представителей республик.
Другим вопросом, по которому у сторонбыли различия во мнениях, был «формат» документов по юридическому оформлениюсогласованных частей границы, т.е. будет ли это соглашение между четырьмястранами СНГ с одной стороны и КНР — с другой, или с каждой стороной у КНРбудут отдельные соглашения о границе. Ведь в 1992 г. участки бывшего СССР унаследовали Казахстан,Кыргызстан и Таджикистан. Западная часть границы бывшего СССР с КНР наряду со сравнительно короткимучастком, проходившим по территории бывшей РСФСР, шла главным образом потерритории именно этих трех стран. Поначалу совместная делегация высказываласьза первый вариант, а Делегация КНР за то, чтобы соглашения заключались поотдельности. Впоследствии обстановка сложилась так, что стороны пошли по путиотдельных соглашений КНР с каждой из стран СНГ, граничащих с Китаем. Врезультате был открыт путь к продолжению переговоров по пограничным вопросам сКНР. Возобновлена была и регулярно проходила деятельность всех рабочих группделегаций, начавшаяся в 1993 г.
Соглашение между РеспубликойКазахстан и Китайской Народной Республикой о казахстано-китайскойгосударственной границе протяженностью около 1700 км было подписано в апреле 1994 г. Соглашение охватывало все протяжение границы за исключениемдвух участков (район реки Сарычильды и район перевала Чоган-Обо). По этим двумучасткам переговоры были продолжены, и представители Казахстана и КНРдоговорились на взаимоприемлемой основе о согласовании и по этим участкам. Третьегосентября 1994 г. заключено соглашение между Российской Федерацией и КитайскойНародной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западнойчасти. В июле 1995 г. это соглашение было ратифицировано Россией. Много временипотребовалось для юридического оформления киргизско-китайской государственнойграницы. Здесь на разных уровнях, вплоть до высшего, проводился обмен мнениямипо некоторым участкам, включая сложный район пика Хан-Тенгри. После длительногообсуждения стороны на компромиссной основе обменялись небольшими участкамитерритории одинаковой площади в районе этого пика. 4 июля 1996 г. было подписано Соглашение между Киргизской Республикой и Китайской Народной Республикой окиргизско-китайской государственной границе. Продолжалось обсуждениепрохождения линии границы между Таджикистаном и КНР, в результате котороговырабатывалось еще одно соглашение о границе. Стороны склонялись к тому, чтобы,оставив до будущих времен вопрос о прохождении линии границы на Памире,договориться относительно остальной части границы и заключить соответствующеесоглашение.
В основу упомянутых соглашенийКазахстана и Киргизии с КНР легли результаты, достигнутые делегациями насоветско-китайских переговорах по пограничным вопросам. Впервые пограничноеурегулирование в этом регионе было проведено на современном юридическом итехническом уровне.
 
Демаркация русско-китайской границы.
После заключения первого соглашения,оформляющего 4300-километровый восточный участок границы, с 1992 г. начался очередной важный этап пограничного урегулирования между РФ и КНР — этапдемаркационных работ, в результате которых граница получила четкое обозначениена местности почти на всем протяжении ее восточной части. Работа по демаркациивелась совместной российско-китайской демаркационной комиссией.
За период с начала демаркации по 1997 г. на восточной части российско-китайской границы от Монголии до реки Туманная поставлены 1184столба: на российской стороне железобетонные или керамзитобетонные, накитайской — гранитные. Такая работа проведена впервые в истории. В Забайкальестолбы стоят через каждые 1,5—3 км, а в Приморье, где рельеф извилистый,— вряде мест через 300—500 метров. Для сравнения стоит заметить, что в прошлом награнице были обозначены лишь отдельные участки, а столбы стояли друг от другана расстоянии 80—100 км[13].
Сотни километров лесных просек были прорублены, демонтированы десяткистарых инженерных сооружений. На всем протяжении пограничных участков рек Амураи Уссури были проведены гидрографические измерения, установлены буи наакватории пограничного озера Ханка, сделаны геодезические привязки пограничныхобъектов. Описано прохождение границы.
Как бы то ни было, демаркация границы оказалась очень сложным процессом,вызвавшим массовые протесты властей приграничных регионов и населения. Жителироссийской стороны считали острова на границе с Китаем российской территорией,т.к. сложилась практика использования этих территорий в хозяйственных целях.Ссылки на международное право не убеждали местное население, которое принялосьвыражать свое недовольство путем организации митингов и демонстраций. Некоторыеруководители местных администраций поддерживали эти акции протеста. Радикальнуюпозицию занял губернатор Приморского края Е. Наздратенко, боровшийся с«распродажей Родины»[14] и в течение несколькихлет саботировавший демаркацию. Работа демаркационной комиссии тоже проходила небез эпизодических перерывов. В 1996 г. один из членов комиссии с российской стороны подал в отставку в знак протеста против передачи земель Китаю. Нороссийскому руководству удавалось смягчать отрицательные последствия такихфактов и обеспечивать продвижение вперед в деле демаркации этой столь опасной впрошлом границы и нормализации обстановки на ней. Тем не менее, проблемаоставалась источником напряженности между центральными и региональными властямив России, а также между россиянами и китайцами в соответствующих районах Сибирии российского Дальнего Востока.
В совместном российско-китайскомзаявлении об итогах состоявшейся 10 ноября 1997 г. в Пекине пятой встречи на высшем уровне между Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным иПредседателем Китайской Народной Республики Цзян Цзэминем главы государствторжественно объявили, что все вопросы, связанные с осуществляемой всоответствии с соглашением от 16 мая 1991 г. демаркацией российско-китайской государственной границы на ее восточной части, урегулированы, что демаркируемаяроссийско-китайская граница на ее восточной части впервые в истории отношенийдвух стран четко обозначена на местности. Это — важный результат нынешнейвстречи на высшем уровне, которого удалось добиться благодаря обоюдным усилиям,взаимному уважению и учету интересов друг друга. Стороны заявили о готовностиосуществить в согласованные сроки демаркационные работы на западной частироссийско-китайской границы. Было также сказано, что стороны продолжатпереговоры с целью справедливого и рационального решения отдельных оставшихсявопросов о границе с тем, чтобы полностью завершить оформление общей границы навсем ее протяжении. Главы государств отметили, что успешное решение вопросовдемаркации российско-китайской границы является примером справедливого ирационального решения доставшихся в наследство от истории вопросов в духеравноправных консультации, взаимопонимания и взаимной уступчивости. Это — вкладв дело мира, спокойствия, стабильности и процветания приграничных районовРоссии и Китая, в укрепление дружбы и добрососедства между двумя странами, встабильность в регионе. Это соответствует общим чаяниям народов двух стран.
Соглашения 1996 г. и 1997 г.
В апреле 1996 г. во время визита Б. Ельцина в Китай пять стран подписали соглашение об установлении мер военногодоверия в приграничных районах. Документ утвердил взаимные обязательства онеприменении силы или угрозы силой, неиспользовании вооруженных сил,размещенных в приграничных районах, для проведения наступательных операций ивоздержании от любого рода военной деятельности, которая могла бы угрожать мируи стабильности. Соглашение также устанавливало количественные ограничения навоенные учения в приграничных районах, определяло способы уведомления оразличных видах военной деятельности и шагах, предпринимаемых каждой стороной вслучае возникновения чрезвычайной ситуации в приграничной области. Онопредусматривало сотрудничество соседних военных округов с пограничнымивойсками. Стороны заявили, «что будут строго соблюдать Соглашение осоветско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 г. и Соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Западной части от 3 сентября 1994 г. Стороны согласились продолжить переговоры в целях справедливого ирационального разрешения остающихся несогласованными пограничных вопросов.Стороны полны решимости в возможно короткие сроки завершить демаркационныеработы, предусмотренные двумя вышеупомянутыми соглашениями, и параллельнопровести переговоры по вопросу о совместном хозяйственном использованииотдельных участков вдоль границы, отходящих по итогам демаркации к другойСтороне»[15].
В апреле 1997 г. было подписано соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах.Россия согласилась сократить на 15% свои вооруженные силы, дислоцированные в100-километровой приграничной зон[16]. Соглашениераспространялось на следующие отдельные виды и параметры вооруженных сил и типывооружений и военной техники: «военно-воздушные и сухопутные войска, войскапротивовоздушной обороны, личный состав, танки, боевые бронированные машиныпусковые установки тактических ракет, артиллерийские системы калибра 122 мм и выше, боевые самолеты (штурмовая и противовоздушная авиация) и боевые вертолеты.Разведывательная авиация не подлежала сокращению, но стороны обязалисьрегулярно обмениваться соответствующей информацией. Под действие соглашения неподпадают ракетные войска стратегического назначения, стратегическая авиация,военно-морской флот и войска противоракетной обороны»[17].
Глубина района применения соглашениясоставляет 100 км для обеих сторон. Хабаровск и Владивосток являются двумяспецифическими в военном отношении районами, которые исключены из районаприменения положений о проведении инспекций. Были также подготовлены проектыпротоколов, которые определяли географические границы района применениясоглашения, районов проведения инспекций, последовательность сокращений ипорядок обмена информацией. Россия согласилась с предложением КНР о том, чтоколичественные параметры соглашения не будут обнародованы до его вступления всилу.
К этим соглашениям такжеприсоединились Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, что позволило обеспечитьстабилизацию ситуации на всем протяжении бывшей советско-китайской границы.
Стоит заметить, что, несмотря на всеуспехи, в Министерстве обороны России есть люди, которые испытывали ииспытывают сомнения в отношении долгосрочных намерений КНР в военной сфере.Подозрительность в отношении Китая, особенно Китая, превращающегося вполноправную мировую державу, все еще очень сильна среди российских военных идипломатов. В декабре 1996 г. тогдашний министр обороны И. Н. Родионов включилКитай в список стран, представляющих потенциальную угрозу для России, хотявпоследствии под давлением со стороны членов правительства, отвечающих за отношения с Пекином,был вынужден взять свои слова обратно.
 
Завершение демаркациироссийско-китайской границы.
Соглашение междуправительствами РФ и КНР о совместном хозяйственном использовании отдельныхостровов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек было подписано в ходевизита президента РФ Бориса Ельцина в Китай, который прибыл в КНР для участия внеформальной встрече на высшем уровне, 9 декабря 1999 г… Подписи под документом и двумя протоколами к нему в присутствии лидеров двух стран поставилиминистр иностранных дел РФ Игорь Иванов и его китайский коллега Тан Цзясюань. Вэтих документах речь шла о линии прохождения границы между нашими двумястранами за исключением несогласованных участков, т.е. островов Тарабаров иБольшой Уссурийский у города Хабаровска и острова Большой на реке Аргунь. Соглашение предусматривало, чтостороны должны не реже двух раз в год поочередно на территории государствакаждой из сторон проводить регулярные консультации по разрешению практическихвопросов, связанных с выполнением положений настоящего соглашения[18].Это соглашение было временным, подписанным сроком напять лет. Здесь также был упомянут вопрос об укреплении доверия в военнойобласти и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Номинальноэто касалось России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. По сути дела,речь шла о сокращении вооруженных сил всеми четырьмя сторонами, за исключениемкитайской стороны, у которой в стокилометровой зоне вдоль границы на своейтерритории практически не было вооруженных сил. Зато они были в районахнепосредственно за этой зоной.
К этому необходимодобавить, что только одно государство на нашей планете, а именно КНР, посоглашению, которое подписано представителями нашей стороны, имело правонаправлять на нашу территорию, в стокилометровую зону вдоль нашейтысячекилометровой границы, своих военных для инспектирования сокращения нашихвооруженных сил и вооружений.
В совместноминформационном коммюнике о неформальной встрече Президента Российской ФедерацииБ.Н.Ельцина и Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя былоотмечено, что «Президент Российской Федерации и Председатель Китайской НароднойРеспублики дали высокую оценку завершению работ по демаркации согласованныхучастков российско-китайской государственной границы. Отмечена чрезвычайнаяважность продолжения в конструктивном и деловом ключе поиска решений понесогласованным участкам границы, принятия необходимых мер для поддержаниястатус-кво и нормального порядка на границе»[19].
Говорилось также и обукреплении российско-китайского диалога о сотрудничестве, связанном с границей.Указывалось также, что механизм такого диалога будет согласован отдельно.
В совместном коммюникетакже подчеркивалось, что в целях упрочения российско-китайских добрососедскихотношений и, исходя из духа договоренностей, достигнутых во время четвертойрегулярной встречи глав правительств России и Китая в Москве в феврале 1999 г., стороны высказались за укрепление российско-китайского диалога о сотрудничестве по вопросам,связанным с границей.
Несогласованные вопросы,касавшиеся и договоров о границе и несогласованных участков границы, стороны нестали выдвигать в качестве препятствий на пути к подписанию упомянутыхсоглашений и протокола, но в то же время они согласны с тем, что некоторыеразногласия остались, и вопрос о границе полностью еще не решен.
18 июля 2000 г. Президент РФ В.В.Путин и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали Пекинскую декларацию, вкоторой, в частности, содержались положения о том, что «успешнаяреализация не имеющего прецедента в истории Соглашения между ПравительствомРоссийской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместномхозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторийпограничных рек от 9 декабря 1999 г. является еще одним важным шагом, направленным на превращение российско-китайскойграницы в полосу добрососедства и дружбы.
Россия и Китай намерены вконструктивном и деловом духе продолжать переговоры с целью ускорения выработкивариантов решений по несогласованным участкам границы между двумягосударствами. До этого будет сохраняться статус-кво на несогласованныхучастках границы между двумя государствами»[20].
Подписанием Пекинской декларации обе стороны выразилиудовлетворение в связи с началом практической реализации соглашений междуРоссией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном об укреплении доверия ввоенной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.
Россия и КНР полагают, что четкое выполнение положений этихсоглашений будет способствовать миру, спокойствию, стабильности и процветанию врайоне границы, развитию добрососедских отношений между всеми государствами-участниками.
 
Дополнительное соглашение о прохождении линии границы на еевосточном участке.
В октябре 2004 г. произошло событие, которое с определенными основаниямиможно назвать чрезвычайно важным в истории российско-китайских отношений.Появилась надежда, что отныне стороны становятся свободны от отягощавшего ихотношения груза, который в нашей стране именуют «пограничнымвопросом», а в Китае — «вопросом о границе».
14 октября 2004 г. министры иностранных дел РФ Сергей Лавров и КНР ЛиЧжаосин подписали в Пекине дополнительное соглашение о прохождении линииграницы на ее восточном участке, свидетельствующее, что благодаря неустаннымусилиям, которые обе стороны предпринимали на протяжении 40 лет, прохождениелинии границы между Россией и Китаем точно определено. 20 мая 2005 года Госдумаратифицировала дополнительное соглашение (поддержали 307 депутатов, против —80, воздержались двое). 25 мая соглашение было утверждено Советом Федерации(поддержали 157 сенаторов, против — двое, без воздержавшихся)[21].
Соглашение, подписанное в 2004, обозначает окончание споров о границемежду Китаем и Россией. В договоре подтверждалось, что обе стороны согласны сзакрытием пограничного вопроса и уменьшением вооруженных сил в приграничнойзоне, также как и с пунктом об общем использовании нескольких островов,находящихся в водах пограничных рек, и самих рек в экономических целях втечение 10 лет. На основании договора обе стороны обязуются завершитьделимитацию территорий к концу 2007 г.
Путин передал Китаю острова Тарабарова и Большой Уссурийский, именно наосновании этого формирование русско-китайской границы можно считатьзавершенным. Однако по подсчетам экономистов такое решение обошлосьХабаровскому региону в 4 млр долларов[22]. Остров Большой наАргуни относительно невелик, почти полностью заболочен и совсем необитаем.
Согласно сделанным в Пекине пояснениям, активно используемая местнымроссийским населением в хозяйственных нуждах, обжитая часть самого крупногоострова Большой Уссурийский, выходящая буквально на центр города, не меняетроссийской принадлежности. Более отдаленные от Хабаровска части этого острова,а также существенно меньший по размерам остров Тарабаров вместе с нынепограничной протокой Казакевичева становятся китайскими. На острове БольшойУссурийский уже много лет находятся российские погранзаставы. Там же — 16 тысячдачных участков и богатые сенокосные угодья. Дачи хабаровчан останутся нароссийской территории, остальное достанется китайцам. Остров Тарабаров отдадутКитаю полностью. Дач там нет, только несколько строений частных фирм.
Эта новость оказалась настолько неожиданной, что даже местные властиоказались, похоже, к ней не очень готовы. «Мы в недоумении, — комментируетпроизошедшее высокопоставленный чиновник в администрации Хабаровского края,попросивший не называть свою фамилию. — Губернатор Ишаев еще не вернулся изКитая. Он 12 лет боролся за эти острова. Одно могу сказать — перед подписаниемдокументов с ним никто не советовался»[23].
В целом реакция на передачу островов была неоднозначна. В качествеположительного результата называлось улучшение отношений с Китаем,протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. С другой стороны, рядполитиков расценивали передачу российской территории как ослабление позицийРоссии. Также указывалось на стратегическое положение островов и наличие на нихприродных ресурсов.
Губернатор Читинской области Равиль Гениатулин положительно оценилдоговор: «Недоговоренности в вопросах, касающихся спорных территорий всё времямогут быть камнем преткновения в двусторонних отношениях. В настоящее время унас нет территориальных претензий друг к другу, и это послужит прочнымфундаментом для дальнейшего сотрудничества. Кроме того, не стоит забывать, чтоводовод и водозабор остались на нашей стороне, а это большой плюс. Я уверен,что наши потомки в будущем оценят то, что мы сделали в 2005 году»[24].Леонид Драчевский заявил, что передача островов урегулирует «последний момент,омрачающий отношения между Россией и Китаем»[25]. «Позиция «Родины» – нипяди российской земли не отдавать, – сказала «Газете.Ru» зампред думскогокомитета по международным делам Наталья Нарочницкая. – Но лично я, скореевсего, поддержку документ, потому что уступка территории очень небольшая, аважность стратегических отношений с Китаем очевидна»[26].
Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёвотметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китаявсех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствиемперспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опаснодля России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава МИД России СергейЛавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: островаюридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали, и призаключении в 1991 году соглашения о границе между СССР и КНР принадлежностьтрёх островов также не была определена[27].
Против соглашения выступили представители КПРФ. В частности, ВикторИлюхин заявил: «Отдают 337 квадратных километров! Это очень большая территория,на ней расположены дачные участки граждан России, о компенсации которым никтоничего не говорит»[28]. Депутат уверен, что Китайпроводит собственную политику и никаких уступок взамен России не даст.Хабаровский крайком КПРФ организовал митинг против передачи островов. Надосразу отметить, что наша сторона на протяжении всех 40 лет переговоров попограничным вопросам всегда была готова к определенным компромиссам. Всезависело от китайской стороны. И сейчас именно китайская сторона проявилаинициативу для компромиссного решения, в результате чего при пассивной, нопозитивной позиции нашей стороны и было подписано упомянутое соглашение. Послеподписания документов, Путин отметил огромную важность этого политическогошага. После 40 лет, потраченных на разрешение этого вопроса, Россия и Китайпроявили заметную рациональность и достигли сбалансированного решения, чтоотвечает интересам обоих стран, сказал президент РФ[29].
В совместном заявлении В.В. Путина и Ху Цзиньтао от 14 октября 2004 г. сказано, что решение вопроса о границе между Россией и Китаем — это надежная гарантияпередаваемой из поколения в поколение дружбы между народами двух стран и ихдобрососедского сотрудничества, важный вклад в безопасность и стабильность АТРи всего мира, классический пример успеха при разрешении споров по вопросу огранице для всех государств на Земле. Что этот документ представляет собой вполитическом плане победу для каждой из сторон, что он сбалансирован и разумен.Ху Цзиньтао в связи с этим сказал, что необходимо оглянуться на пройденный путьи обратить взгляд в будущее, что китайская сторона хочет вместе с российскойстороной углубить стратегическое партнерство между Китаем и Россией,всесторонне развивать его, выводя на более высокий уровень. В.В. Путин заявил,что тем самым «поставлена точка» в решении этого вопроса[30].

Заключение
С момента нормализации отношениймежду СССР/Россией и КНР, подписания и ратификации Соглашения между СоюзомСоветских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой осоветско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991года главным во взаимоотношениях двух стран стало движение вперед к укреплениюдоверия, к развитию взаимосвязей во всех областях, с попутным решениемоставшихся в наследство от прошлого нелегких вопросов. Анализируя причины столь быстрого ипрактически неуклонного нарастания российско-китайского сотрудничества,необходимо в первую очередь подчеркнуть заинтересованность обеих сторон сначалав нормализации, а затем и в укреплении двусторонних отношений в духе взаимногодоверия и сотрудничества. Россия после распада Советского Союза остро нуждаласьв стабильности, предсказуемости и отсутствииконфронтационности вдоль границы с Китаем. Китай в свою очередь такжебыл заинтересован в нормализации отношений с Россией как в целях созданиянадежного «стратегического тыла», так и в целях урегулирования спорны вопросовпо совместной границе в духе приемлемого компромисса. Такой конструктивныйнастрой Москвы и Пекина позволил им снять наиболее болезненные вопросы в их двустороннихотношениях уже в самом начале 1990-х годов и завершить этот процесс послеюридического оформления прохождения общей границы.
На сегодняшний день можно смелозаявить, что Россия иКитай в целом сумели урегулировать свои приграничные трения, и создать условиядля долгосрочных отношений стратегического партнерства и взаимовыгодногосотрудничества. Отныне полемика по вопросам истории формирования границы,дискуссионные вопросы истории русско-китайских связей отныне выведены из сферымежгосударственных отношений. Эти проблемы стали объектом научного анализа идискуссий ученых. Именно в таком качестве они сегодня воспринимаются и вРоссии, и в Китае.
Достигнутая договоренность о точном определении прохождения линии границы- это решение, отвечающее национальным интересам обеих сторон. Здесьдействительно никто в принципе не проиграл, и обе стороны политически тольковыиграли. В новой обстановке в мире, когда возникла новая общая опасность инеобходимость реальных действий в сфере глобализации, стороны получаютвозможность практически взаимодействовать, опираясь друг на друга. При этом ониполучают возможность по-новому действовать и в настоящем, и в будущем. По-иномуможно будет смотреть и на отношения партнера с третьими странами, да и насамого партнера. В каком-то смысле Россия и Китай становятся новыми партнерами.Отныне вопрос о границе решен окончательно, и граница эта длиной в 4 тысячикилометров станет спокойной. Китайцы облегченно вздохнули, поскольку сумели«сохранить лицо»[31], а перед Россиейоткрылись возможности заключать с Китаем миллиардные сделки, вполнесоответствующие гигантскому потенциалу нашего южного соседа.
В целом можно сказать, за последние годы КНР и Россия не только прочновстали на путь сотрудничества, но и построили механизмы, делающие еговозможным. Для реализации достигнутых соглашений созданы межправительственныерабочие группы по торговле, сотрудничеству в области обороны и энергетики.Сторонам удалось в значительной мере устранить или, по крайней мере, ослабитьунаследованные от прошлого источники напряженности во взаимоотношениях. Нельзянедооценивать последствия этих достижений и структурных изменений. Как минимум,их следует рассматривать в качестве гарантии против внезапного ухудшенияотношений и средства оперативного решения проблем еще до того, как они перерастутв кризисные ситуации.

Список источников и литературы
 
1.    «Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности». РАНИнститут МЭиМО. — М.: Наука, 2007. – 325 с.
2.   «Китай в мировойи региональной политике» (История и современность). – М., 2003. – 189 с.
3.   «Китай в мировойполитике» — М.: Московский Государственный Институт Международных Отношений(Университет), «Российская политическая энциклопедия», (РОССПЭН), 2001. – 528с.
4.   Moscow’sNew Perspectives on Sino-Russian Relations//[Электронный ресурс]/Slavic research center,2008. -Режим доступа: src-h.slav.hokudai.ac.jp/akino/akino-ron-e.html, свободный доступ.
5.   PressStatement after the Signing of Russian-Chinese documents//[Электронный ресурс]/ President of Russia, 2008. – Режим доступа:www.kremlin.ru/eng/speeches/2004/10/14/1328_type82914type82915_78017.shtml,свободный доступ.
6.   Putinhas given China the island and a half, the Far East counts up windfall loss//[Электронный ресурс]/Saturday, October 23, 2004. Evgeny Smirnov, 2008. – Режим доступа: evg-smirnov.netfirms.com/english/october24.html, свободный доступ.
7.   Russiaand China have completed the legal process of delimiting their common stateborder //[Электронный ресурс]/ President of Russia, 2008. – Режим доступа:www.kremlin.ru/eng/events/chronicle/2004/10/77872.shtml, свободный доступ.
8.   Акихиро Ивасита«4000 км проблем. Российско-китайская граница» — М.: АСТ Восток-Запад, 2006. –333 с.
9.    Балуев Д.Г.«Завоевание будущего: внешняя политика России на рубеже веков». Монография.-Нижний Новгород: ИСИННП, 1999. – 122 с.
10. БезопасностьРоссии: XXI век. Перев. с англ. – М: «Правачеловека», 2000. — 600 с.
11. В Пекине прошлавстреча Бориса Ельцина с председателем КНР Цзянь Цзэминем//[Электронныйресурс]/Деловая пресса, 2008. – Режим доступа: www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_16402.html,свободный доступ.
12. В Хабаровскепродолжается борьба против передачи островов Китаю//[Электронный ресурс]/ИА Regnum, 2008. — Режим доступа: www.regnum.ru/news/353374.html,свободный доступ.
13. Внешняя политикаи безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырехтомах/Составитель Т.А. Шаклеина. Т.3. Исследование. М.: МосковскийГосударственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД России;Российская ассоциация международных исследований; АНО «ИНО-Центр (Информация,Наука, Образование)»; Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. — 496 с.
14. Галенович Ю.Н.«Россия и Китай в XX веке: граница»- М.: «Изограф», 2001. – 335 с.
15. Дацышен В.Г.«Очерки истории российско-китайской границы во второй половине XIX – начало XX вв.» Кызыл. 2000. — 215 с.
16. Демаркацияроссийско-китайской границы (2005)//[Электронный ресурс]//Википедия, 2008. –Режим доступа: wikipedia.tomsk.ru/ru.wikipedia.org/wiki/Демаркация_российско-китайской_границы_(2005),свободный доступ.
17.  Зачем Россииотдавать земли Китаю? Истоки и подоплека нового витка территориальныхспоров//[Электронный ресурс]/ИА Regnum,2008. — Режим доступа: prime-tass.ru/news/show.asp?id=528&ct=articles,свободный доступ.
18. ЛеонидДрачевский: «Передача островов Китаю уберет последний спорный момент внаших отношениях»//[Электронный ресурс]/ИА Regnum, 2008. — Режим доступа: www.regnum.ru/news/459463.html,свободный доступ.
19. Путин подарилКитаю полтора острова: на Дальнем востоке подсчитывают убытки//[Электронныйресурс] / Newsru.com, 2008. – Режим доступа: www.newsru.com/arch/russia/19oct2004/present.html,свободный доступ.
20. Россия отдастКитаю два острова//[Электронный ресурс]/Новый регион, 2008. — Режим доступа: www.nr2.ru/fareast/05/05/06/,свободный доступ.
21. Россия поделиласьс Китаем территорией//[Электронный ресурс]/ЭФКО Аналитика, 2008. — Режимдоступа: analitic.efko.ru/news.php?idsubj=7&idnews=9066&npage=1&newsf=1&searchf=0&archivef=1&d=18&m=10&y=2004,свободный доступ.
22. Читинскийгубернатор убежден в правильности передачи островов Китаю//[Электронныйресурс]/ИА Regnum, 2008. — Режим доступа: www.regnum.ru/news/461853.html,свободный доступ.
23. Шерман У. Гарнетт«Ограниченное партнерство» — М., 1999. – 53 с.