МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Россия и ВТО: проблемы вступления и последствия
Контрольная работа по Мировой Экономике Проверил: Е. А. Конина Выполнил: студент 1 курса В. А. Овечкин (специальность 060500-«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»), гр. 72 г. Ижевск 2007 Содержание Введение Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. и это решение будет реализовано», — заявил Владимир
Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г. Но, подтвердив в очередной раз решимость России присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в
ВТО на нестандартных условиях». Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения к ВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо
сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами. Ключевой вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери от присоединения к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства, в принципе невозможно. Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступления
в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, которым это сулит немалые проблемы (автомобилестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот о национальных говорить весьма
сложно. «Одним из негативных моментов вступления в ВТО является то, что наша наука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания. У нас в силу ряда обстоятельств такой школы не сложилось, несмотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих
действиях основываемся прежде всего на диалоге с представителями реальной экономики, а не на рекомендациях и оценках нашей науки». Отметим, что невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступлении России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позициях, по которым достигнуты конкретные
договоренности. Хотя очевидно, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких условиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года. Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом
ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров; Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере; Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский
рынок; Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития
и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. 1.Структура Всемирной Торговой Организации (ВТО) Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена 8 декабря 1994 г. и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), существовавшего
с 1947 по 1995 г. Всемирная торговая организация представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется подавляющая часть мировой торговли товарами и услугами. К основным многосторонним соглашениям ВТО относятся следующие: I. Многосторонние соглашения по торговле товарами, среди которых основными являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в редакции 1994г.);
Соглашение по сельскому хозяйству; Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; Соглашение по текстильным изделиям и одежде; Соглашение по техническим барьерам в торговле; Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс); Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина); Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (Оценка товаров в таможенных целях);
Соглашение по предотгрузочной инспекции; Соглашение по правилам происхождения; Соглашение по процедурам импортного лицензирования; Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам. II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
IV. Соглашение по правилам и процедурам, регулирующим разрешение споров. V. Механизм обзора торговой политики. VI. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным кругом участников, т. е. не обязательное для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам1. Структура Всемирной торговой организации. Высшим органом ВТО является
Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников ВТО. Сессии собираются по крайне мере каждые два года. Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет (ГС), состоящий также из представителей стран-членов ВТО. Кроме того, Генеральный совет администрирует деятельность по урегулированию споров и Орган по обзору торговой политики. Под руководством
ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечении равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, Комитет по торговле и окружающей среде, а также комитет
по региональным торговым соглашениям. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией2. В ВТО практикуется принятие решений консенсусом.
При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов. По состоянию на начало 2001 г. полноправными участниками
ВТО являлись 140 стран, еще более тридцати государств находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Среди этих претендентов — Россия, Китай, Тайвань, Саудовская Аравия и Украина, а также большинство стран СНГ. Еще около 60 международных организаций имеют статус наблюдателя при ВТО. Необходимо отметить, что процесс присоединения достаточно долгая и сложная процедура.
В частности, серьезные проблемы для ВТО связаны с приемом Китая, переговоры с которым продолжаются уже около 15 лет. Однако до сих пор Китай не соглашается открыть свой гигантский рынок в той степени, как того требуют США, ЕС и другие ключевые игроки ВТО.