МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРАФИЛОСОФИИ
Творческаяработа на тему:
“РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ из ДУХА музыки” – ПЕРВАЯ МАНИФЕСТАЦИЯ ИДЕЙ Ф.В.НИЦШЕ
Выполнил:
Студент гр.ФиР 04
Халиков Р.Х.
Научныйруководитель:
к.филос.н.Белокобыльский А.В.
Донецк 2007
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Основные идеи“Рождения трагедии из духа музыки” 3
РАЗДЕЛ 2. Причинынеприятия “Рождения трагедии из духа музыки” 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ 9
РАЗДЕЛ 1.Основные идеи “Рождения трагедии из духа музыки”
Первая крупная работаФридриха Ницше, изданная в 1872 году Э.В. Фришем, называлась “Рождение трагедиииз духа музыки” и была тематически посвящена рассмотрению проблемы генезиса древнегреческойтрагедии. Но это не просто работа молодого профессора классической филологии, аширокое философско-культурное и эстетическое исследование, осмысляющеемировоззренческие парадигмы не только древнегреческого общества, но исовременного автору западноевропейского. Кроме того, Ницше рассматривает идеюпреемственности западноевропейского мировоззрения от греческого и способы сменымировоззрения.
Говоряо разных типах мировоззрения, мыслитель пользуется яркими образамидревнегреческой культуры, прежде всего Аполлона и Диониса, а потом – Сократа,отражая в них соответственно противоположные начала в человеке. “Чтобыуяснить себе оба этих стремления, представим их сначала как разъединённыехудожественные миры сновидения и опьянения, между каковыми физиологическимиявлениями подмечается противоположность, соответствующая противоположностиаполлонического и дионисического начал” [3, с. 43], – пишет Ницше о двухпротивоположных началах человеческого бытия – аполлоническом и дионисийском –которые, тем не менее, диалектически пересекаются, создавая трагическоемировоззрение, характерное для архаичных греков. Но совсем по-другому ведётсебя третий тип мировоззрения – сократический. Он проповедует рациональность иоптимизм, отрицая естественные для грека принципы, снимает трагическуюпарадигму. Появление духа Сократа Ницше связывает с началом классическогопериода в греческой культуре и считает, что именно этот дух привёл Элладу купадку. Этот же дух продолжает доминировать на европейском пространстве до сих пор,делая жизнь европейцев неестественной, рационально-оптимистичной и, по сути,безжизненной. Против него и выступает мыслитель в своей работе, говоря:“для нас, стоящих на рубеже двухразличных форм существования, эллинский прообраз сохраняет ту неизмеримуюценность, что в нём в классически-поучительной форме отчеканены и всеупомянутые переходы и битвы; разве что мы переживаем главнейшие эпохи жизниэллинского духа как бы в обратном порядке и теперь как бы переходим изалександрийского периода назад, к эпохе трагедии. При этом в нас живо чувство,что рождение трагического века для немецкого духа означает лишь возвращение егок самому себе, блаженное обретение себя, после того как долгое времянепреоборимые чужеродные силы держали его, жившего в беспомощном варварствеформы, под ярмом своих собственных форм” [4,с. 136].
Ивозврат к трагическому духу возможен только через музыку, имеющую особоеположение для человеческого бытия, срывающую покров индивидуальности испособную возродить единый дух народа. Эта идея, во многом, заимствована уА.Шопенгауэра, часто цитируемого Ницше и также выделявшего музыку среди прочихискусств как воплощение воли, т.е. собственно субстантивное начало вчеловеческом духе. Кроме того, обычно прослеживается связь столь большого значениямузыки у Ницше с драмами Р. Вагнера. Именно драмы последнегопротивопоставляются типично сократическому искусству оперы, где музыкапринесена в жертву пониманию зрителем происходящего на сцене, в связи с чеммаксимальное внимание уделяется чёткому произнесению слов актёрами.Впоследствии, переиздавая в 1886 году “Рождение трагедии издуха музыки”, Ницше всячески открещивается от своей приязни к Вагнеру,утверждая, что возрождение трагического невозможно, посылая “к чёрту всёметафизическое утешительство – и прежде всего метафизику”. Но на раннем этапесвоего творчества Ницше действительно верит в приход юных истребителей драконовпод музыку Вагнера, что и отражено в первом крупном произведении мыслителя.
Еслиновая культура будет трагической, то и новый человек должен стать человекомтрагедии, отказаться от оптимистического рационализма, от рациональной этики исократических императивов. В исследуемом произведении прослеживается такжехарактерная для Ф.Ницше впоследствии идея сверхчеловека. Например, в 9 главефилософ говорит о софокловом Эдипе: “Благородный человек несогрешает, — вот что хочет нам сказать глубокомысленный поэт; пусть от егодействий гибнут всякий закон, всякий естественный порядок и даже нравственныймир – этими самыми действиями очерчивается более высокий магический кругвлияний, создающих на развалинах сокрушённого старого мира мир новый”[3,с. 89]. Образы Эдипа и Прометея демонстрируют у Ницше идею человека,титанически двигающегося к реализации своих целей без оглядки на благочестие,моральные нормы и правила социума, завоёвывающего свою судьбу и беспрекословновыдерживающего все испытания и последствия своего выбора. Именно такимипредлагает в этой работе Ницше быть настоящим арийцам, то есть видит заарийскими народами возможность дружно стать сверхлюдьми. Стоит отметить, чтовпоследствии Ницше отказался от подобных идей, считая становление сверхчеловекаиндивидуальным процессом.
Ещёодной важной проблемой, затронутой Ницше в “Рождении трагедии издуха музыки” является попытка рассмотреть исторический процесс в качестведвижения по кругу. Мыслитель говорит о параллелях развития немецкой идревнегреческой культур как о лучах, направленных в противоположные стороны.Если греческая культура, изначально здоровая, избавилась от дионисийскогоначала в пользу больного сократического, то изначально зараженная сократическимдухом немецкая культура должна в том же порядке освободиться от него,вернувшись на трагический путь. И первым знамением перехода от Сократа кДионису является разочарование во всемогуществе научного познания. “наука, гонимая вперёд своею мощноймечтой, спешит неудержимо к собственным границам – здесь-то и терпит крушениееё, скрытый в существе логики, оптимизм. Ибо окружность науки имеет бесконечномного точек, и в то время, когда совершенно ещё нельзя предвидеть, каким путёмкогда-либо её круг мог бы быть окончательно измерен, благородный и одарённыйчеловек ещё до середины своего существования неизбежно наталкивается на такиепограничные точки окружности и с них вперяет взор в неуяснимое. Когда он здесь,к ужасу своему, видит, что логика у этих границ свёртывается в кольцо и в концеконцов впивается в свой собственный хвост, тогда прорывается новая формапознания — трагическое познание, которое, чтобы быть вообще выносимым,нуждается в защите и целебном средстве искусства” [3,с. 129]. Уйдя от дерзкой рациональности, немецкий дух должен вернуться в лоноздорового трагического мировоззрения, тем самым завершив путь, который началидревние греки.
Наконец,ещё одна крупная проблема, на которую стоит обратить внимание в настоящейработе – антихристианские мотивы у раннего Ницше. Несмотря на то, что прямымипротивниками Диониса в “Рождении трагедии из духа музыки”выставляются Аполлон и Сократ, на более глубоком уровне противостоянияморального и эстетического начал в человеке трагедии противостоит, во многом,именно христианство. Кроме того, не следует забывать, что именно христианствоответственно за создание западноевропейской парадигмы, столь рьяно критикуемойФ.Ницше. Сам он отмечает в “опытесамокритики” то “осторожное и враждебное молчание, которым на протяжении всейкниги обойдено христианство, это самое необузданное проведение моральной темы вразличных фигурациях, какое только дано было до сих пор услышать человечеству” [3,с. 34-35]. Выступая за чисто эстетическое восприятие мира, Ницшепротивопоставляет такому подходу сугубо моральный абсолютизм христианства,которое отталкивает любое искусство в область лжи. Следовательно, христианствообъявляется нездоровой концепцией, от которой должны отказаться люди,претендующие на то, чтобы стать сверхлюдьми.
Такимобразом, уже в первой крупной работе Ф.В.Ницше можно проследить основнуюпроблематику, разрабатываемую им впоследствии, например, разделение в человекедионисического, аполлонического и сократического начал, идею вечногоповторения, сверхчеловека, антихристианской этики, спасительного творчества.Кроме того, эти проблемы изложены ещё не в том вынужденно афористичном стиле,который отличает последние работы мыслителя, следовательно, болеепоследовательно. Также следует отметить (и это отмечал уже сам Ницше в 1886году) тот мощный романтический импульс, которым дышит исследуемая работа.Импульс, который претендует на обновление немецкого духа, оздоровление нации спомощью философии и музыки.
РАЗДЕЛ 2. Причины неприятия “Рождения трагедии издуха музыки”
“Наука,искусство и философия столь тесно переплелись во мне, что мне в любом случаепридется однажды родить кентавра”, – писал Ницше в январе 1870 года. На тотмомент молодой профессор имел авторитет самого успешного молодого филологаГермании, сменщика стареющего учителя Ричля на посту первого филолога страны. Ивот уже в своей первой работе он настолько отходит от канонов современнойфилологии, что издатель Энгельман в 1871 году отказывается печатать столь пьянопахнущую скандалом книгу. Ницше напечатал её только через год в сотрудничествес Э.В. Фришем. “«Невозможная книга» — такой она покажется самому автору спустя15 лет; такой она показалась большинству коллег уже по её появлении.Виламовиц-Мёллендорф, тогда ещё тоже один из претендентов на «первое место», удосужилсянаписать специальное опровержение; Герман Узенер счёл уместным назвать книгу«совершенной чушью» и позволить себе такой резолютивный пассаж перед своими боннскимистудентами: «Каждый, кто написал нечто подобное, научно мёртв»” [4,с. 10]. От Ницше враз отказались все – начиная от учителя Ричля, и заканчиваястудентами, которые сорвали ему зимний семестр 1872-73 г. Книга стала шоком для научной общественности, а её автор заработал себе ореол скандальногомыслителя. Но филологов оттолкнуло, в первую очередь, неприемлемое для этойнауки прочерчивание параллелей между освещаемой проблемой и современнойситуацией. Ни стиль написания (вполне мастерский), ни отрицательное отношение кСократу (последнего принято превозносить как мученика во имя познания, но всреде немецких филологов того времени пренебрежительное отношение к классикам,согласно замечанию Ф.Ф.Зелинского, было общепринято и не воспрещалось) не моглистоль радикально испортить отношения Ницше и научного сообщества. Разрыв жеоказался радикальным и обоюдным. И причиной этого является, скорее всего,претензия филолога на расширение горизонтов филологического исследования вплотьдо растворения языкознания в эстетике, этике, философии истории. “филология является здесь скорееидеальным средством, с помощью которого автор идет от истолкования классическихтекстов к пониманию современной ему эпохи. Отвечая на вопрос о том, как возможнаантичная Греция, Ницше идет в противовес всей немецкой эстетической традиции,восходящей, в частности, к Шиллеру, оптимистически трактовавших древнегреческоеискусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Он впервыеговорит о другой Греции — трагической, опьяненной мифологией, дионисической,открывая в ней истоки будущих судеб Европы” [2, с.890].Итак, Ницше не просто стоит на пересечении дисциплин (а значит – и методовисследования), он, во-первых, пренебрегает филологией в пользу философии (и этоотталкивает от него филологов), а во-вторых, – идёт против устоявшихся вновоизбранной дисциплине канонов, отвергая и рациональную этику, и моральнуюэстетику, и панхристианскую философию истории, внедряя новый идеалчеловеческого духа (в свою очередь, это отталкивает от него философов, кроме, пожалуй,сторонников Шопенгауэра вроде Р. Вагнера). Следовательно, главной причинойнепринятия “Рождения трагедии из духа музыки” можно считать дерзкое смешениеНицше разных подходов, что позволило ему создать новую концепцию, достаточноаргументированную, но противостоящую традиции. Данная концепция направлена наотказ от просвещенческих идеалов, на возрождение природного начала в человеке,на создание общности сверхлюдей (или благородных людей, как он тогда пишет),которая бы составила обновлённый и здоровый немецкий дух. Данная концепция, припостепенном упадке романтического пафоса, будет сохранена Ницше на протяжениивсего его творчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЗотовА.Ф. Современная западная философия: Учебн. – М.: Высш. шк., 2001. – 784 с.
2. Историяфилософии: Энциклопедия. Ред.-сост. А.А. Грицанов. – Мн.:Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – 1376 с. – (Мир энциклопедий).
3. НицшеФ. Рождение трагедии из духа музыки / пер. с нем. Г.А. Рачинского. – СПб.:Азбука-классика, 2005. – 208 с.
4. НицшеФ. Сочинения в 2 т. Т.1. Литературные памятники / Составление, редакция изд.,вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна; Пер. с нем. – М.: Мысль, 1990. – 829 с.
5. РеалеД., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. Отромантизма до наших дней. – СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1997. – 880 с.