Хабаровскийторгово-экономический техникум
Курсоваяработа
по дисциплине:«Экономика отрасли»
на тему:«Розничная цена, ее структура, государственное регулирование цен в условияхрынка»
Выполнила:
Студентка заочногоотделения
Журавлева В.М.
Группа: экстернат
Руководитель:
__________________________
г. Хабаровск
2008 г.
Содержание
Содержание
Введение
1. Цена, ее сущность
1.1 Цена и ее значение в условиях рыночной экономики
1.2. Сущность и функции цены
1.3 Виды цен
2. Розничная цена, ее структура
3. Государственное регулирование цен
4. Формирование цен на товары
Заключение
Список литературы
Введение
Известно, что успехлюбого предприятия или предпринимателя в условиях рыночной экономики во многомзависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на своитовары и услуги. Но поскольку на цены оказывает существенное влияние комплекс политических,экономических, психологических и социальных факторов, могут возникнутьсложности. Предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать всефакторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобыполучить прибыль. На настоящий момент цена может определяться количествомзатрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологииповедения покупателей.
Чтобы не случилосьсущественных убытков предприятий, а иногда и их банкротства, каждый экономист,каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования.
Теория стоимости и внастоящее время не потеряла актуальности, не только оставаясь одним из вопросовтеоретической экономики, но и имея большую практическую значимость. Всесовременные модели ценообразования, используемые фирмами в рыночной экономике,восходят к проблеме общественно необходимых затрат труда и их общественнойполезности.
Цена можетрассматриваться как сложная экономическая категория, связанная практически совсеми элементами экономических отношений в обществе. Наиболее остро проблемаценообразования встала перед российскими экономическими агентами после отказаот назначения государственных цен и передачи функций ценообразования свободномурынку. Так как в условиях рынка ценообразование представляет собоймногофакторный процесс, сильно подверженный влиянию рынка, роль выбораправильной ценовой политики является одним из условий эффективногофункционирования.
Возможности и проблемыполитики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключением случаевработы на рынках чистой конкуренции, фирмам необходимо иметь упорядоченнуюметодику установления цены на свои товары, от которой зависит успех еедеятельности. При свободном ценообразовании цена не скована внешнимиограничениями, она никем не назначается, а формируется в результате торга, наоснове взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Поэтому в условияхрыночной экономики одним из самых главных вопросов сбыта является: какуюназначить цену? Цена не должна «отпугивать» потребителей, должна поддерживатьконкурентоспособность товара и при этом покрывать издержки производства.Известно, что существует определенный диапазон цен, внутри которого можетоперировать производитель. Нижняя его граница определяется себестоимостьютовара, а верхняя – платежеспособным спросом, то есть нельзя установить низкуюцену, как и цену завышенную, по которой реализация товара становитсяпроблематичной; следовательно, при установлении цены любая фирма особоевнимание должна уделять анализу спроса, чтобы максимально увеличить прибыль ине понести убытки, соблюдая правильный баланс.
1. Цена, ее сущность
Сложно дать общее, единоеопределение понятия «цена» так же, как найти всеобщее определение термину«деньги». Тем более, что эти понятия тесно связаны между собой и термин «цена»происходит от слова «деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждениеможет показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары поопределенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена –это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, завещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можнополучить за продаваемую вещь. В принципе, эти естественные, эмпирическиеопределения вполне корректны.
Однако подобныепростейшие определения не дают ключ к пониманию, каковой должна быть цена, какона зарождается, как действует ценовой механизм.
Денежная ценарасставляет, казалось бы, все по своим местам. Но возникает новая, на этот раз,видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных единиц того или иного видаследует платить за единицу того или другого товара?» Короче говоря, приходитсязадуматься о способе определения цены. И само понятие цены как пропорции обменапопало под сильное влияние методов ее установления.
В настоящее время о ценахрассуждают с точки зрения способов их формирования, определения. Восприятиецены все более ассоциировалось с эпитетами, сопровождающими это слово:«государственная», «рыночная», «твердая», «договорная» и тому подобными. Смыслцены так или иначе связывается с ценообразующими факторами, влияющими на еевеличину.
В рамках рыночногоподхода приемлемо следующее определение:
Цена – это формавыражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
В такой формулировкевыделяются два основных акцента. Во – первых, подчеркивается непосредственнаясвязь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объектпотребления. Во – вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется какэкономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар.Так что вне рынка, без купли-продажи, о цене говорить не приходится, ценуспособен установить только рынок.
Иные позиции в отношениисути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен сфакторами производства в целом и с главным фактором – трудом. Для такогоподхода типична следующая формулировка:
Цена – это денежноевыражение стоимости товара.
Практическая связь междустоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, врамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарныхзатрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении,именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам.Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлениюискомой цены.
И тогда можно отметить,что стоимостный подход к цене в его трудовой практике обладает естественнойограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основанииэтого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей,не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природныхбогатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладаюттрудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночныйподход более универсален и конструктивен.
1.1 Цена и еезначение в условиях рыночной экономики
Цена является характеристикой товарав условиях рыночной экономики, отражая состояние рынка, спрос, предложение ит.д. В самом общем виде цена — это сумма денег, которую покупатель уплачиваетпродавцу за приобретаемый товар. Цена — активный инструмент организацииструктуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:
— цены устанавливаютсясобственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночныхфакторов определяется их окончательный уровень;
— цены находятся поднеослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия наних с целью недопущения постоянного роста цен;
— рыночные отношенияопределяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия нацены.
Цена — одна из наиболее сложныхэкономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясноепредставление о том, что составляет основу цены, какие объективные законывлияют на процессы ценообразования и движения цен.
В условиях товарного производства иобращения продукты труда реализуются как товары. Цена каждого отдельного товаране обязательно совпадает с его стоимостью. Она может быть выше или нижестоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночныхколебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости — экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждаеттоваропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда,добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства междуотраслями народного хозяйства.
Закон стоимости действует вобстановке конкурентной борьбы, в которой выигрывают товаропроизводители,применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные способыорганизации производства. Таким образом, под воздействием закона стоимостиосуществляется технический прогресс и происходит дифференциациятоваропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другиеобогащаются.
Закон стоимости, который являетсярегулятором процесса производства и обращения товаров, через механизмформирования цен способствует установлению определенного равновесия всоотношении цен на разные виды товаров и тем самым создает основу дляопределения границы между экономически выгодным и невыгодным производством.
Согласно теории спроса ипредложения стоимость товара может проявиться только в цене, т.е. в денежномвыражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения.Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком,ценой и механизмом ее формирования.
Сущность теории предельнойполезности заключается в том, что стоимость товара зависит от его предельнойполезности. Если количество какого-либо товара меньше, чем потребность в нем,то его ценность возрастает. При увеличении предложения данного товара ценностьего падает до предельной полезности. Следовательно, можно сказать, что теорияпредельной полезности является продолжением теории спроса и предложения.
Настоящим научным открытием сталиработы известного английского экономиста А. Маршалла, который попытался отойтиот определения единственного источника стоимости и соединил теории предельнойполезности, спроса и предложения и издержек производства (затрат). Такимобразом, он осуществил поворот в экономической теории стоимости отсубстанционного анализа к функциональному, т.е. к определению единовременноговзаимовлияния полезности, спроса и предложения, издержек и цены.
Следовательно, можно сделать вывод,что экономический товар включает в себя одновременно и благо (поскольку оннужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимыресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (посколькуудовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужныограниченные ресурсы и ресурсоемкость). При приобретении экономического товаралюди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.
В условиях рыночной экономикиценообразование тесно связано с понятием «альтернативная стоимость».Экономическая сущность этой категории заключается в проблеме выбора: прежде чемприобрести товар, покупатель стоит перед необходимостью принятия альтернативногорешения, какой товар выбрать из множества предлагаемых на рынке. Покупая одиниз них, он отказывается от других. Стоимость приобретенного товара представляетсобой альтернативную стоимость. Покупатель оценивает товар с точки зрения своихинтересов и возможностей.
Кроме того, в рыночной экономикепонятия «денежная стоимость» и «альтернативная стоимость»тесно связаны между собой. Обычно товар, имеющий высокую альтернативнуюстоимость, обладает также и высокой денежной стоимостью. Это происходит потому,что цена является способом распределения ресурсов между конкурирующимипользователями. В то же время альтернативная стоимость влияет на предложениеданного товара, так как товаропроизводитель ради организации его производства иполучения прибыли отказывается от производства других благ. Таким образом,альтернативная стоимость формируется на рынке в конкурентной борьбе взависимости от спроса и одновременно влияет на производство, а следовательно, ина предложение.
Общепризнанное определение такойсложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. Кнаиболее часто используемым можно отнести следующие:
v цена определяется издержкамипроизводителя и искусством менеджмента;
v цена представляет собой количестводенег, уплачиваемых за данный товар.
Цена и ценообразование являютсяосновными элементами рыночной экономики. Цена должна отражать интересы какпроизводителей, так и потребителей товаров, потому что производителю важновозместить затраты с определенной прибыльностью, а потребителю — получитьэкономическую выгоду от эксплуатации данного товара.1.2 Сущность и функциицены
Цена является конечным показателем,характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участниковпроцесса товарообмена — производителей и потребителей. Цена товара — этоколичество денежных единиц определенной валютной системы, которое должензаплатить покупатель продавцу за весь товар или его единицу на согласованныхусловиях.
Поскольку количество разнообразныхблаг ограничено и их может не хватать для всех, товары и услуги распределяютсяна основе их цен. Рост и падение последних влияют на поведение действующих илипотенциальных производителей. Увеличение цен привлекает новых производителей, аснижение выталкивает некоторых из них с рынка. Таким образом, цены поощряютпроизводителей товаров и услуг увеличивать или уменьшать объемы производства.
Функция цены представляет собой еепредназначение в управлении национальным хозяйством в целом и каждымпредприятием в отдельности.
Основные функции цен:
1. Функция учета и измерениязатрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью цены какденежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом,который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственныхпроцессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию,цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойстватоваров и услуг, исход из затрат труда.
2. Функциясбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связьпроизводства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить оналичии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. Ценаобъективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество ирасширять ассортимент товаров. Использование балансирующей функции цены реальнотолько при введении в действие всего потенциала современного маркетинга,включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конкуренции,формирование товарной и ценовой политики.
Спрос выражаетпотребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из еговозможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимостьмежду рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. Чем выше цена ихарактернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретенопотребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет вобратном направлении.
Характерно и постепенноеубывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса натовары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этихтоваров.
Балансирующая функцияцены выступает основным фактором предложения товаров. По каждому товару ценасвидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска (если спросснизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень ценпредлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстреерастет на рынке предложение товаров. Естественное взаимодействие спроса ипредложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободномрынке.
3. Стимулирующая функцияцены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров.Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. Врезультате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потреблениятоваров. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли вцене, надбавками, скидками с цены.
4. Функции распределенияи перераспределения. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости врамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения иперераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, еесекторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления,различными социальными группами населения.
5. Функция цены каксредство более рационального размещения производства. С помощью механизма ценпроисходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств,где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействиемконкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено правосамостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль илиобласть экономики инвестировать капитал.
Итог: цена как основнаякатегория рынка должна рассматриваться в тесной связи с рынком – егозакономерностями, условиями и особенностями. 1.3 Виды цен
Виды цен подразделяются взависимости от сфер торговли. На цены накладывает отпечаток вид торговлитоварами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговыхопераций и характер реализуемого товара. По характеру обслуживания цены делятсяна оптовые, розничные, закупочные, тарифы и биржевые.
Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупнымипартиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых ценприменяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также приреализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторыоптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях,продающих товары оптом, в значительном количестве.
В сложившейся российской торговойпрактике было принято различать цены применительно к продукции производственно-техническогоназначения и так называемые отпускные цены применительно к продукциипотребительского назначения.
Обычно по оптовым ценампредприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговымпосредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когдапроизводство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сферапотребления имеет обширный радиус.
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в такназываемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажииндивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи.По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению ив меньшей мере — предприятиям, организациям, предпринимателям.
Посредством торговли по розничнымценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства,граждане.
Розничная цена обычно выше оптовойна величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержкиобращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учрежденийрозничной торговли.
Закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий,организаций, населения. В российской экономической практике были и вопределенной степени продолжают быть распространенными государственные закупкисельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам дляпродовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера,армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочныецены» можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видамгосударственных закупок.
Определенной спецификой обладаютцены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создаетсяпродукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегосяпродукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления.Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формированиецен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов науслуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существеннуюроль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплатыкоммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио ителевидением.
Биржевая цена также считаетсяоптовой. Биржевые котировки представляют собой цены специально организованногои постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных,взаимозаменяемых товаров. Биржа играет роль посредника в процессе движениятоваров и способствует формированию оптовых рыночных цен посредством биржевыхторгов.
В зависимости от государственноговоздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующиевиды цен:
v свободные (рыночные);
v регулируемые;
v фиксируемые.
Свободные (рыночные) цены – этоцены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса ипредложения на данном рынке.
К регулируемым относятся цены:
v устанавливаемые соответствующими органами управления;
v в отношении которых органы власти и управления устанавливаюткакие-либо ограничения.
Регулируемые цены могут быть:
v лимитными (пороговыми, защитными), залоговыми;
v гарантированными;
v рекомендуемыми;
v фиксированными.
Предельные (пороговые, лимитные)цены – самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию. Вышепредельных цен предприятия не могут устанавливать цену своей продукции илиуслуг.
Гарантированные цены – единые дляпроизводителей, по которым закупается продукция, устанавливаемые в целяхсоздания оптимальных экономических условий производства продукции.
Рекомендуемые цены – цены, которыепредполагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендацияне носит директивного, обязательного характера.
Фиксируемые цены – цены,устанавливаемые на определенном уровне, изменение которого возможно только всоответствии с решением государственных органов по ценообразованию. В условияхрыночной экономики круг товаров, на которые устанавливаются фиксированные цены,ограничен.
По способу установления (фиксации)различают следующие виды цен:
v твердые;
v подвижные;
v скользящие;
v с последующей фиксацией.
Твердая цена фиксируется вконтракте в момент подписания его и уже не может быть изменена в ходеисполнения сделки. Твердые цены называют еще постоянными.
Подвижная цена фиксируется призаключении контракта и может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная ценаданного товара изменится к моменту его поставки. Этот вид цены устанавливаетсячаще всего на товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.
Скользящая цена характерная дляконтрактов, предусматривающих:
v поставки в течение длительного периода;
v проведение каких-либо подрядных работ.
Обычно она исчисляется в моментисполнения контракта путем пересчета контрактной, то есть базисной цены, ввидуизменений в издержках производства, произошедших в период действия контракта.Если контрактом предусматриваются частичные поставки, скользящая ценарассчитывается на каждую поставку.
Цена с последующей фиксациейустанавливается в процессе выполнения сделки. В контракте стороны оговариваютлишь принцип определения уровня и условия фиксации цены.
По способу получения информации обуровне цены различают цены:
v публикуемые;
v расчетные.
На эти виды цен ориентируютсяпоставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре иликонтракте.
Публикуемые цены сообщаются вспециальных и фирменных источниках информации. К публикуемым относятся цены:
v справочные;
v базисные;
v номинальные;
v биржевые (именуемые на профессиональном сленге «котировки»);
v аукционов, торгов.
Расчетная цена применяется вдоговорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно поиндивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются иобосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом техническихи коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательноустанавливаются лишь после выполнения заказа.
Иные виды цен
С учетом фактора времени различаютцены:
v постоянные;
v сезонные;
v ступенчатые.
Постоянная цена характеризуется тем,что остается неизменной, но срок ее действия последовательно уменьшается взаранее известном порядке и в заранее обусловленные моменты времени.
Сезонная цена устанавливается натовары, потребление которых носит сезонный характер. Величина и срок действия этихцен определяются фактором времени. Скидки на данные цены также носят сезонныйхарактер, например, скидки на покупку зимней одежды и обуви летом.
Ступенчатая цена – рядпоследовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моментывремени по предварительно определенной шкале.
Трансфертные (внутрифирменные) цены– это цены, применяемые внутри фирмы, то есть они применяются при реализациипродукции между:
v подразделениями одного предприятия;
v разными предприятиями, входящими в одну ассоциацию.
Мировые цены – это цены, по которымпроводятся крупные экспортные и импортные операции. Такие цены достаточно полнохарактеризуют состояние международной торговли конкретными товарами.
В учете и статистике используются:
õ цены:
v неизменные;
v сопоставимые;
v средние;
v текущие;
õ индексыцен.
2. Розничная цена,ее структура
Розничные ценыустанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно– технического назначения, реализуемые населению.
Для товара отпредприятия-производителя, поступающего непосредственно в торговую сеть, структурарозничной цены будет следующей:Розничная цена (100%) Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия розничной торговли) Торговая надбавка НДС на торговую надбавку Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) Снабженческо-сбытовая надбавка НДС снабженческо-сбытовой организации Отпускная цена предприятия без НДС НДС Оптовая цена предприятия без НДС Акциз на подакцизные товары Себестоимость продукции Прибыль предприятия /> /> /> /> /> /> /> />
Себестоимостьпродукции – представляет собойзатраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерениярасходов и доходов, т.е. самоокупаемости — основополагающей признака рыночногохозяйственного расчета. Себестоимость – один из важнейших показателей эффективностипотребления ресурсов. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочихравных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль.
Себестоимость– выраженные в денежной форме затраты на производство продукции.
Калькуляциясебестоимость рассчитывается по статьям, отечественная типовая номенклатуракоторых включает
õ сырье и материалы
õ возвратные отходы (вычитаются)
õ покупные изделия, полуфабрикаты и услугипроизводственного характера сторонних организаций
õ топливо и энергия на технологические цели
õ заработная плата производственных рабочих
õ единый социальный налог
õ потери от брака
õ общепроизводственные расходы
õ прочие производственные расходы
õ коммерческие расходы.
Прибыльпредприятия– конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется какразность между выручкой и затратами.
Прибыль бывает:
Абсолютная прибыль – этодоход фирмы за вычетом расходов.
Относительная прибыльрассчитывается на одно изделие.
Акцизнаподакцизные товары– разновидность косвенного налога на товары и услуги,включаемого в цену или тариф.
НДС — налог надобавленную стоимость.
Снабженческая надбавка – надбавка,входящая в состав цены как компенсация посредникам за оплату их услуг.
Оптовая и снабженческо-сбытоваянадбавки состоят из двух элементов – издержек обращения и прибыли (оптовой илиснабженческо-сбытовой организации).
Оптовая (снабженческо-сбытовая)надбавка начисляется к свободной отпускной (оптовой) цене без НДС, а затемдобавляется НДС производителя и посредника. Налогооблагаемой базой дляначисления НДС посредника является оптовая (снабженческо-сбытовая) надбавка.Уровень НДС у посредников и торговых организаций такой же, как у производителя,то есть 18% и 9%.
Торговая надбавка – надбавка, засчет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создаетсяприбыль организаций и учреждений розничной торговли.
Торговая надбавка состоит из двухэлементов – издержки обращения и торговой организации. НДС торговой организации18% или 9% от торговой надбавки.
НДС на торговую надбавку– налог на стоимость, добавленную в процессе производства товара и услуги.
Начисляется торговаянадбавка к свободной отпускной (оптовой) цене без НДС или к цене закупки безНДС.
Свободная отпускная(оптовая) цена с НДС – совокупность вышеперечисленных составляющих.
Свободная розничная цена– цена, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.
Таким образом, в даннойиерархической структуре каждое последующее определение складывается изпредыдущих.
Также при рассмотрениирозничной цены важны блоки системы цен, состоящие из подблоков.
Блоки системы ценРозничные цены
/>
3. Государственноерегулирование цен
Несмотря на то, что в настоящее время широкораспространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется,такое представление является ошибочным. Это связано с тем, что существуетсистема саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило,не выгодно, прежде всего, производителю. Он заинтересован в оптимизации уровняцен, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке нетолько сегодня, но и в перспективе. Еще один аспект ошибочности вышеуказанногомнения связан с тем, что даже в странах с развитой рыночной экономикойрегулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.
Нередко саморегулированиецен понимается упрощённо – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые,исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однакосаморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил,которые должны соблюдать контрагенты на рынке.
Всем известно, чтопроисходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходитсейчас в сфере ценообразования в России: только здесь правила товарногопроизводства и обращения нарушаются всеми одновременно.
Кризис 1929 – 1933 гг.,который основательно потряс экономические основы западного мира, привел кпониманию того, что для обеспечения стабильности развития рыночный механизмнеобходимо дополнить мерами государственного регулирования.
Система цен – один изважнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементамирыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулированиечерез изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит идругих экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен напродукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
В условиях перехода крынку в России, когда произошла серьезная разбалансированность экономики, рольгосударства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечениянормальных условий развития рынка. На это направлено развитиепредпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д.Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственноеограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях исекторах экономики, её поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этойоснове рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть иразрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задачагосударственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношениемонополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.
Антимонопольноерегулирование предусматривает также санкции, направленные против«недобросовестной деловой практики», которая включает:
— ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов,надбавки для других);
— принудительные сделки(т.е. продажа и покупка с каким – либо предварительным условием, принудительные«наборы» товаров и услуг);
— принудительную привязкупокупателей к продавцам;
— сбивание цен нижеиздержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
— отказ от поставок«неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, илинеобоснованный возврат заказанных товаров;
— различного рода бойкоты.
Все эти разновидности«недобросовестной» практики подлежат расследованию и пресечениюантимонопольными органами.
Либерализация цен неослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политикиценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а ввоздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителямиоптимальных решений по ценам, оказание им методологической и методическойпомощи, разработки правовых норм по ценообразованию.
Цели государственногорегулированиясостоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста ценв результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье итопливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальнойконкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-техническогопрогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальныхрезультатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечениевозможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Цены разрабатываются иустанавливаются товаропроизводителями самостоятельно, но с учетомзаконодательных и нормативных актов. Отклонение от норм экономическогоповедения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаруженов процессе взаимодействия с партнерами, либо через финансово-кредитную систему,налогообложение и т.п. В США, например, предусмотрена даже уголовнаяответственность за установление чрезмерно высоких цен. Государство играет рольне насильственного аппарата контроля за ценами, а арбитра.
Обычно при возрастаниицены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. Впериод инфляции спрос может расти вместе с повышением цены. Потребитель неверит в стабильность рынка и, не взирая на цены, увеличивает спрос. Этохарактерно для переходной экономики России. Кроме того, в рыночной экономикевозрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормысбережения. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут испрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег,которую покупатель накопил на данный момент.
В России за последниегоды спрос значительно превышал предложение. Государство не могло гарантироватьбыстрое устранение проблемы острейшего дефицита, и товаров по новым ценам нестало больше. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не даетустойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточновысоки, они не заинтересовывают производителя в изготовлении необходимойпродукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.
Экономическая теория имировая практика предлагают два сценария построения рынка: «шоковая терапия» совсеми вытекающими из нее экономическими последствиями; долгий, но социальноменее взрывоопасный путь поэтапного восстановления рыночной экономики иликвидации инфляционных явлений. Сложность второго пути состоит в том, чторычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозятэкономический рост и платежеспособность населения.
Прямое регулирование ценосуществляется главным образом в отраслях общественного пользования(электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение и т.д.). Среди прямыхметодов государственного регулирования необходимо назвать, прежде всего,административное установление цен. Наряду с методами прямого регулированиягосударство воздействует на процесс ценообразования и с помощью косвенных мер.Эти меры направлены на изменение конъюнктуры, установление оптимальногосоотношения между спросом и предложением.
Этими мерами государствостремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самымспособствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всейэкономики.
Степень государственногорегулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оноусиливается в кризисных ситуациях – в периоды ускорения инфляции, ростадефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики –и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированнойэкономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах снесбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономикисфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенныйпереход к свободному ценообразованию.
Как только на рынкесоздаются условия для конкуренции, государственное регулирование цен, зачастую,отменяется.
Налоговая система такжевоздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависятдинамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любойпроизводитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через ценуна потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и своирасходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государстводолжно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитыхстранах мира направлена на снижение налогов.
Практика государственногорегулирования цен показывает, что для преодоления инфляции необходимо, покрайней мере, два условия:
1. Всемерноеукрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса,диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и другихограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состояниемрынков, пресечение монополистического поведения и др.
2. Курс напостепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкойбольшинства населения. Если этот курс проводится в течение нескольких лет, топроизводители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство нетолько решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролироватьположение, добиваться реализации своих целей.
Прямые методы контроля заценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общаяантиинфляционная политика и связанные с ней меры косвенного воздействия наценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методамигосударственного регулирования. Государство путем установления определенныхрежимов движения цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенномуровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производствавоздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.
Эффективность различныхметодов зависит от правильного выбора условий их применения. Получившийраспространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности киздержкам производства практически не используется в мировой практике. Он незаинтересовывает предприятия в снижении издержек.
Переход к рыночнымотношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всеголучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировымхозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественногоценообразования.
Государственное регулирование цен в странах с рыночнойэкономикой является попыткой государства с помощью законодательных,административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены такимобразом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы вцелом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессоввоспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктурырегулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Меры воздействия напроизводителей со стороны государства могут быть:
— прямыми (установлениеопределенных правил ценообразования);
— косвенными (через такиеэкономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда,налогообложение).
Методы прямогорегулирования цен:
v административное установление цен;
v «замораживание» цен;
v установление предельного уровня цен;
v регламентация уровня рентабельности;
v установление нормативов дляопределения цен.
Обычно государство пряморегулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основу системыцен. Это цены
-на энергоносители
-на услуги
транспорта
связи
жилищно-коммунальные
-другие, которыеоказывают существенное влияние на всю экономику страны.
Устанавливая и регулируяцены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всюсистему цен.
Прямое государственноерегулирование предполагает необходимость дополнения рыночного механизмацентрализованной политикой государства путем контроля за важнейшими параметрамирынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства возникающая равновеснаяцена не соответствует оптимальному состоянию и стабильности в экономике.Поэтому государство путем установления и регулирования цен должноцеленаправленно создавать условия равновесия.
Методы косвенногорегулирования цен
v налогообложение;
v регулирование денежного обращения;
v оплата труда;
v кредитная политика;
v регулирование государственныхрасходов;
v установление норм амортизации и такдалее.
Косвенные меры, какправило, направлены:
-на изменениеконъюнктуры;
-создание определенногоположения в области финансирования, валютных и налоговых операций;
-установлениеоптимального соотношения между спросом и предложением.
Прямые методы контроля заценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними.
Наиболее оптимальнымявляется гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулированияцен.
4. Формирование ценна товары
Данный процесс можнорассмотреть на практике, при расчете розничной цены на печенье «Ореховое»
Стоимость сырья и товароврассчитаем на основе калькуляции
Затраты на сырье и товарыдля производства 1000 кг печенья
Расчет стоимости сырьядля изготовления печенья
Таблица 1 Наименование сырья Норма расхода Цена, руб. Стоимость, руб. 1. Мука 750,08 19,00 14251,52 2. Сливки 33,90 38,00 1288,20 3. Сливочное масло 130,90 70,00 9163 4. Сахар 238,70 27,00 6444,90 5. Соль 3,56 10,00 35,60 6. Яичный порошок 28,75 37,00 1063,75 7. Орехи 22,56 50,00 1128 Итого: 33374,97
Калькуляция себестоимости 1000 кг печенья
Таблица 2 Статьи затрат Стоимость, руб 1 2 3 1. Сырье и товары 33374,97 2. Топливо 390,70 3. Энергия 1020,70 4. Основная зарплата 4500 5. Дополнительная зарплата 10% от основной заработной платы
/>
/> 6. ЕСН 26%
/>
/> 7. Цеховые расходы 35% от основной ЗП
/>
/> 8. Общезаводские расходы 45% от основной ЗП
/>
/> 9.Производственная себестоимость 44623,37
сложение
с1 строки по 8 строку 10.Внепроизводствен-ные расходы 1,2 % от производственной себестоимости
/>
/> 11. Полная себестоимость 45158,85 9строка + 10 строка
Себестоимость 1 кг печенья = />= />
Расчет розничной цены 1 кг печенья
Таблица 3 Показатели Сумма, руб. 1.Себестоимость 45,16 2. Прибыль 11% от себестоимости
/>
/> 3. Торговая надбавка 19%
/>
/> 4. НДС 18 % (45,16+4,97+9,52)*0,18 = 10,74 (Себ-ть + Приб.+Торг. надб.)*0,18 5. Розничная цена
45,161+4,97+9,52+10,74=
70,39 Себ-ть + Приб.+Торг.надб.+НДС
Розничная цена 1 кг печенья равна 70 руб. 39 коп.
Стоимость сырья и товароврассчитаем на основе калькуляции
Затраты на сырье и товарыдля производства 1000 кг щербета «Южный»
Расчет стоимости сырьядля изготовления щербета
Таблица 1 Наименование сырья Норма расхода Цена, руб. Стоимость, руб. 1. Сахар 340 27,00 9180 2. Патока 70 25,00 1750 3. Молоко сгущенное 150 26,00 3900 4. Арахис 80 42,00 3360 5. Какао-порошок 40 24,00 960 6. Ванилин 0,10 6,00 0,60 Итого: 19150,60
Калькуляция себестоимости 1000 кг щербета
Таблица 2 Статьи затрат Стоимость, руб. 1 2 3 1. Сырье и товары 19150,60 2. Энергия 400 3. Основная зарплата 3600 4. Дополнительная зарплата 10% от основной заработной платы
/>
/> 5. ЕСН 26%
/>
/> 6. Цеховые расходы 23% от основной ЗП
/>
/> 7 Общезаводские расходы 19% от основной ЗП
/>
/> 8. Производственная себестоимость 26052,20
сложение
с1 строки по 7 строку 9.Внепроизводствен-ные расходы 1,1 % от производственной себестоимости
/>
/> 10. Полная себестоимость 26338,77 8строка + 9 строка /> /> /> /> />
Себестоимость 1 кг щербета = />= />
Расчет розничной цены 1 кг щербета
Таблица 3 Показатели Сумма, руб. 1.Себестоимость 26,34 2. Прибыль 12% от себестоимости
/>
/> 3. Торговая надбавка 19%
/>
/> 4. НДС 18 % (26,34+3,16+5,61)*0,18 = 6,32 (Себ-ть + Приб.+Торг. надб.)*0,18 5. Розничная цена 26,34+3,16+5,61+6,32=41,43 Себ-ть + Приб.+Торг.надб.+НДС
Розничная цена 1 кг щербета равна 41 руб. 43 коп.
Заключение
При написании курсовойработы были рассмотрены вопросы сущности цен и их государственногорегулирования, в частности антимонопольное регулирование.
Цена показывает, во чтообходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она даетвозможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующихизделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величинуиздержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка ценаможет существенно отклоняться от издержек.
Также был рассмотренвопрос государственного регулирования цен в Российской Федерации, сосвойственной спецификой и законодательным обоснованием. Изложенное в этомвопросе свидетельствует, что в настоящее время сложилась не вполне определеннаяситуация с регулированием цен. Необходим более жесткий вариант законодательногорешения данного вопроса. Пока существуют лишь отдельные нормы, регулирующиеценообразование, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
Рассматривая процесс формированияцен на товары, можно убедиться в том, что стоимость товара складывается изочень многих статей затрат, цен на топливо и других составляющих, что ценаявляется направляющей силой рынка, а правильная политика ценообразования, государственноерегулирование цен играют значительную роль в нормальном функционировании рыночнойэкономики.
Список литературы
1. Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Новое знание, 2003 год.
2. Экономикапредприятия. Под ред. О.И. Волкова. М.: ИНФРА – М, 2002 год.
3. Торговое дело:экономика и организация. Под. ред. П.А. Брагина. М.: ИНФРА – М, 2001 год.
4. Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия. Под. ред. А.Н. Соломатина. М.:ИНФРА – М, 2003 год.
5. Экономикаторгового предприятия: Торговое дело: Учебник. Под. ред. Л.А. Брагина. М.:ИНФРА –М, 2006 год.
6. Экономикаторгового предприятия. Под. ред. А.И. Гребнева. М.: «Экономика», 1996 год.
7. Стукалова И.Б.Регулирование торгового предпринимательства. М.: 2000 год.
8. Албегова И.М.,Елизов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: 1998 год.
9. Шуляк П.Н.Ценообразование. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко».2004.
10. Цены иценообразование 4-е издание под редакцией Есипова В.Е. СПб.: Питер. 2004.
11. Яркина Т.В.Основы экономики предприятия. Краткий курс. М., 1999.
12. Нуреев Р.М.,Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: 2001 год.
13. Валовой Д.В.Рыночная экономика. Возникновение, эволюция, сущность. М.: ИНФРА – М, 1997 год.
14. Маренков Н.Л.Ценообразование. М., Национальный институт бизнеса Ростов-на-Дону «Феникс».2005.
15. Магомедов А.М.Экономика предприятия. М., Издательство «Экзамен». 2004.
16. Сафронов Н.А.Экономика организации (предприятия). М., Экономистъ. 2005.
17. Уткин Э.А.Экономика, рынок, предпринимательство. М., 1996.
18. Цены иценообразование. Конспект лекций. – Москва, 2007.