РУДГАП АТП 15 его характеристика и анализ финансово экономического состояния

–PAGE_BREAK–В 2009 г. по грузовым перевозкам планируется получение прибыли в размере 84,0 млн. р., рентабельность 8,3%, с учетом субсидий, предусмотренных проектом бюджета на 2008 г., по пассажирским перевозкам убытки составят 30,3 млн. р., рентабельность — 2,7%. Для обеспечения безубыточной работы потребность в субсидиях составляет:
по пригородным перевозкам 233,0 млн. р., возмещение собственными доходами 65% от затрат;
по городским перевозкам 7,6 млн. р., возмещение собственными доходами 50% от затрат.
Итого, с учетом прибыли, полученной от грузовых перевозок, междугородных пассажирских, повременных пассажирских, за счет прибыли, полученной от прочих видов деятельности, по предприятию результат от реализации составит 53,7 млн. р., рентабельность от реализации 2,54%.
Для улучшения финансово-экономического состояния, увеличения объема производства, повышения материального стимулирования предприятия, РУДГАП «Автопарк № 15» имеет потребность в дополнительных источниках формирования заемных и привлеченных средств согласно бизнес-плана развития на 2009 год в размере 1 478 000 000 (Один миллиард четыреста семьдесят восемь миллионов) р.
Анализ основных показателей предприятия
Основные экономические показатели представлены в табл.2, которая составлена на основании данных Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5-з « Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)»
Таблица 2
Анализ динамики основных экономических показателей
На основании табл.2 можно сделать следующие выводы: за 2008 г. выручка от реализации работ и услуг составила 3130 млн. р., темп роста к 2007 г. — 139,0%, себестоимость возросла на 672 млн. р., прибыль от реализации работ и услуг составила 118 млн. р., что выше, чем в 2007 г. на 87,0 млн. р. и выше, чем в 2006 г. на 82,0 млн. р., Соответственно уровень рентабельности работ и услуг 4,6%, 2007 г. — 1,6%, 2006 г. — 2,52%, прибыль в расчете на 1 рубль материальных затрат соответственно — 0,05, 0,02, 0,03.
Перевезено грузовыми автомобилями — 164,7 тыс. т., и выполнено 4704,9 тыс. т. /км., рост к 2007 году соответственно — 112,8%, 113,8%. Автобусами перевезено 860 тыс. пассажиров. Рост объёма работ и услуг в приведенных тонно-километрах (транспортная работа предприятия) за 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 8,8%.
Объем платных услуг оказываемых населению, за год составил — 873,7 млн. р., темп роста к 2007 г. в сопоставимых ценах 103,6%. Предприятие последние два г. работает с прибылью, 2007 г. — 32 млн. р., 2008 — 54 млн. р., т.к грузовой транспорт востребован дорожно-строительными организациями
Внеоборотные активы согласно баланса возросли по сравнению с 01.01. 2008 г. на 382 млн. р. за счет приобретения двух грузовых автомобилей, оборотные активы — на 135 млн. р. в основном за счет роста дебиторской задолженности на 135 млн. р.
В дебиторах числятся дорожно-строительные управления — 117,8 млн. р., Бобруйский завод напитков-15,8 млн. р., хозяйства и предприятия Минсельхозпрода — 27,7 млн. р. и др.
Вся дебиторская задолженность составляет — 260 млн. р., в т. ч. «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 235 млн. р., из них до 1 месяца — 122 млн. р., свыше 2-х месяцев — 44 млн. р., свыше 3-х месяцев — 32 млн. р.,6-ти — 14 млн. р., 1-го г. — 23 млн. р.
Кредиторская задолженность возросла на 77 млн. р.
Средняя заработная плата по предприятию за 2008 г. Составила — 453 тыс. р., темп роста к 2007 г. — 152%, производительность труда — 2739 тыс. р., рост к 2007 г. — 128%.
Структуру основных средств исследуемого предприятия можно проследить используя данные Формы №11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов» разд.1, на основании, которых составлена табл.3.
Таблица 3
Анализ динамики и структуры основных средств
Вывод: как видно из табл.3 за период с 2006 по 2008 гг. произошли изменения в наличии основных средств. Сумма основных средств за три года возросла на 1098 млн. р., это произошло из-за увеличения пассивной части на 113 млн. р. (здания), а также машин и оборудования на 47 млн. р. Рост суммы активной части основных средств произошло за счет увеличения транспортных средств на 905 млн. р. Значительное увеличение активной части основных средств следует оценить как положительный результат деятельности предприятия.
Финансово-экономическая характеристика будет неполной, если мы не рассмотрим состояние производственных фондов предприятия, для этого необходимо произвести расчеты на основании данных формы №11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов», форма №5-з «Отчет о затратах на производство продукции».
Доходность предприятия и многие другие показатели зависят от интенсивности и эффективности использования основных средств. Для обобщающей характеристики интенсивности и эффективности служат следующие показатели: фондовооруженность, фондоотдача, фондоемкость фондорентабельность.
На основании полученных данных составим табл.4.
Таблица 4. Анализ состояния производственных фондов

Вывод: коэффициент износа в анализируемом период снизился. Отклонение 2008 к 2007 году составило 0,046 р., к 2006 г. — 0,093 р., коэффициент годности соответственно возрос. Коэффициент обновления снизился на 0,09 и 0,041 соответственно. Коэффициент выбытия также уменьшился на 0,003 и 0,092. Растет фондовооруженность и фондоотдача предприятия. Фондорентабельность обусловлена ростом прибыли и обновлением основных фондов у предприятия она составила 1,21%.
Себестоимость услуг является важнейшим показателем экономической эффективности их оказании. От ее уровня зависят финансовый результат деятельности предприятия, конкурентоспособность услуг, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Проанализируем динамику общей суммы затрат в целом. Источниками информации нам послужат форма №5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)», калькуляции себестоимости, данные бухгалтерского учета затрат. Составим табл.5.
Таблица 5
Анализ динамики и структуры производственных затрат
Вывод: себестоимость работ и услуг составила 2564 млн. р. Снижена доля материальных затрат в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 7,3 пп., и с 2006 годом соответственно на 3,2 п., и составила 45,2%, доля прочих затрат снижена на 1,1 и 2,7 п., соответственно, и составила 11,4%. По остальным статьям возросла, в т. ч. оплата труда на 5,1 п. и 3,6 п. соответственно (27,5%), отчисления на социальные нужды на 2,3 п. и 1,9 п. соответственно (10,6%), амортизация — на 1п. и 0,4 п. соответственно (5,3%).
Оценка финансового положения позволяет определить финансовые возможности предприятия на длительную перспективу (более года). Процесс производства, его расширение, удовлетворение социальных и других нужд предприятия производятся за счет собственных средств, а при их недостатке — за счет заемных, и большое значение имеет финансовая независимость. Для этого изучают соотношение заемных и собственных средств.
У исследуемого предприятия по балансу на 01.01. 2009 года оборотные средства не покрываются собственным капиталом.
Размер собственных средств определяется как разница между источниками собственных средств, доходов и расходов, привлеченных для финансирования имущества долгосрочных кредитов и займов, и внеоборотных активов по формуле 2.1
СОС = III П + IV П + строка 720 — I А,(2.1)
1081 + 417 + 125 — 1637 = — 14 млн. р.
Рассмотрим финансовое положение на основании табл.2.6, для составления которой использовались данные бухгалтерских балансов на 1 января, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», анализируемых периодов, произведя расчеты следующих коэффициентов: коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент промежуточной ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, рентабельность собственного капитала, рентабельность общего капитала, коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент финансового риска или плечо финансового рычага, согласно методике приведенной в Рекомендациях по финансово-экономическому анализу и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности. На основе полученных данных заполним табл.6.
Таблица 6
Оценка финансового положения РУДГАП «Автопарк № 15»
Как указывалось выше, у предприятия по балансу на 01.01. 2009 г. оборотные средства не покрываются собственным капиталом. Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами отсутствует.
Анализируя данные таблицы, приходим к выводу: на начало 2008 г. предприятие было платежеспособным. Коэффициент текущей ликвидности составлял 1,44, превышая норматив для данной отрасли на 0,29 (норма — 1,15), коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами превышал установленный норматив 0,15 в 2 раза и составлял 0,3. На конец года 2008 г. оба показателя оказались ниже норматива. Таким образом, структура баланса стала неудовлетворительной. Наблюдается снижение на конец 2008 г. коэффициента абсолютной и промежуточной ликвидности и составляет 0,003 и 0,72 соответственно. Теоретически величина коэффициента промежуточной ликвидности 0,72 считается достаточной при нормативном значении 0,7-1. Уменьшение коэффициента абсолютной ликвидности снижает гарантию погашения долгов предприятием. Рост рентабельности собственного капитала на конец 2008 г. на 1,2%, по сравнению с началом года, свидетельствует о сокращении затратной части баланса. При оптимальном значении не менее 0,5 коэффициент финансовой независимости составил на конец 2008 г.0,76. Коэффициент финансовой зависимости составил 1,32, возрос по сравнению с 2007 г. на 0,14. Значение этого коэффициента показывает, что на каждые 1,32 р., вложенные в активы предприятия, 0,32 р. — заемные средства. Наиболее обобщающим показателем среди рассмотренных выше является коэффициент финансового риска. Указанный коэффициент возрос в 2008 г. на 0,14 процента по сравнению с 2007 г., что говорит об усилении финансовой зависимости предприятия от внешних источников и утере финансовой устойчивости.
Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной деятельностью любой организации. Прибыль в общем виде представляет собой превышение доходов от реализации продукции (товаров, услуг) над расходами на производство и реализацию этой продукции.
На прибыль влияют внешние и внутренние факторы. К внутренним факторам, влияющим на прибыль, относятся:
внедрение новой техники и прогрессивной технологии;
уровень деловой активности;
конкурентоспособность продукции;
уровень организации производства и труда;
качество выпускаемой продукции.
К внешним факторам, влияющим на рост прибыли, относятся:
конъюнктура рынка;
уровень цен на потребляемые сырье и материалы;
нормы амортизации основных средств;
система налогообложения;
система тарифов на энергоносители и транспортные перевозки.
Резервами увеличения прибыли организации являются:
увеличение оказания рентабельных услуг, улучшение их качества;
    продолжение
–PAGE_BREAK–продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
повышение эффективности использования оборотных средств; снижение себестоимости оказываемых услуг за счет эффективного использования материальных ресурсов и прогрессивных технологий;
повышение эффективности использования основных фондов;
реформирование организации.
При анализе финансовых результатов деятельности могут быть использованы следующие показатели прибыли:
прибыль от реализации;
прибыль от операционных доходов и расходов;
прибыль от внереализационных доходов и расходов;
нераспределенная прибыль.
Все показатели прибыли рассматриваются в динамике.
Проанализируем динамику изменения доходов, расходов, а соответственно и результатов деятельности анализируемого предприятия используя «Отчет о доходах и расходах автомобильного транспорта общего пользования (форма №9-авто) за январь-декабрь 2006-2007 гг.
Основным источником доходов РУДГАП «АТП № 15» является выручка от перевозок пассажиров и грузов. В 2006-2008 гг. в связи с увеличением количества перевозимых пассажиров и ростом тарифов на проезд, а также одновременным сокращением количества перевозимого груза, наибольший удельный вес в полученной предприятием выручки от оказанных услуг занимают пригородные перевозки пассажиров — соответственно 83,6% или 332 649,0 тыс. рублей в 2006 году, 88,9% или 391 619,0 тыс. рублей в 2007 году и 89,6% или 460 825,0 тыс. р. в 2008 г. Следует отметить, что предприятие недополучает часть денежных средств за счет осуществления перевозок по льготным тарифам. В 2006 г. выручка за осуществление перевозок пассажиров по городскому и пригородному маршрутам по льготному тарифу составила 88935,0 тыс. р. или 26,6%, в 2007 г. — 118 095,0 тыс. р. или 26,8% и в 2008 г. — 132 026,0 тыс. р. или 25,7%. Всего получено доходов за 2006 г. — 1 705 887,0 тыс. р., за 2007 г. — 2 251 234,0 тыс. р., за 2008 г. — 3 129 972,0 тыс. р. Темп роста доходов, полученных в 2008 г. к 2007 г. составил 139,0%. Расходы предприятия в 2006 г. составили 1 430 185,0 тыс. р., в 2007 г. — 1 892 109,0 тыс. р., в 2008 г. — 2 564 202,0 тыс. р.
По сравнению с 2007 г. в 2008 г. затраты предприятия увеличились на 672 095,0 тыс. р. или 35,5%. Наибольший удельный вес в расходах занимают затраты на топливо. В 2006 г. -504 620,0 тыс. р. или 35,3% от общей суммы расходов, в 2007 г. — 600 822,0 тыс. р. или 31,8%, в 2008 г. — 789 419,0 тыс. р. или 30,8%. Рост затрат на топливо связан с увеличением осуществляемых РУДГАП «АТП № 15» перевозок, а также с ростом цен на бензин и дизельное топливо. Значительный удельный вес в расходах приходится на выплату заработной платы и общехозяйственные расходы. На выплату заработной платы рабочим и служащим в 2006 г. израсходовано 313208,0 тыс. р. — удельный вес в общей сумме расходов — 21,9%; в 2007 г. израсходовано 521009,0 тыс. р. — удельный вес в общей сумме расходов составил 27,5%; в 2008 г. расходы на оплату труда составили 682 425,0 тыс. р. или 26,6%. Темп роста расходов на выплату заработной платы работников предприятия в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составил 131,0%. В связи с отсутствием собственных средств выплата заработной платы осуществляется за счет кредитов банка. По общехозяйственным расходам также наблюдается рост. В 2006 г. общехозяйственные расходы составили 292 614,0 тыс. р. или 20,5% от общей суммы расходов предприятия за год. В 2007 г. — 343 766,0 тыс. р. или 18,2%, в 2008 г. — 441 358,0 тыс. р. — удельный вес в общей сумме расходов за год составил 17,2%. В 2008 г. наблюдается рост расходов по статье лизинговые платежи — за счет приобретения транспортных средств в долгосрочную аренду за счет кредита банка. Предприятие за анализируемый период работает прибыльно, но полученной прибыли недостаточно для осуществления хозяйственной деятельности. В 2006 г. чистая прибыль предприятия составила 3 017,0 тыс. р., в 2007 г. — 21 120,0 тыс. р., в 2008 г. — 109 552,0 тыс. р.
Таким образом, проведенный краткий анализ показывает, что у предприятия недостаточно собственных оборотных средств для осуществления производственной деятельности в соответствии с прогнозными параметрами, что еще раз подчеркивает значимость для анализируемого предприятия кредитов банка как на выплату заработной платы работникам предприятия, так и для приобретения транспортных средств.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от осуществления перевозок к сумме затрат. Для анализируемого предприятия значение данного показателя по состоянию на 01.01. 2009 г. — 4,1%. В 2006 г. — 0,2%, в 2007 г. — 1,1%. Данный показатель характеризует окупаемость издержек производства и показывает сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на оказание услуг по перевозкам. Рентабельность производственной деятельности зависит от структуры оказанных услуг, их себестоимости и средних цен.
Рентабельность собственного капитала отражает эффективность использования уставного фонда (собственного капитала), а также показывает эффективность использования всего имущества предприятия и определяется отношением чистой прибыли к собственному капиталу. Для анализируемого предприятия значение данного показателя на конец отчетного периода — 9,9%.
Рост показателей рентабельности свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, об осуществлении контроля по сокращению затратной части баланса, о поддержании результативной маркетинговой политики и деловой активности.
Оценка платежеспособности и кредитоспособности предприятия РУДГАП «Автопарк № 15» является клиентом филиала №722 АСБ «Беларусбанк», имеет опыт кредитования в системе АСБ «Беларусбанк» с марта 2002 г.
Просроченной задолженности по уплате начисленных процентов во время кредитования у Кредитополучателя не возникало. По уплате основного долга имели место случаи несвоевременного возврата на незначительный период времени. По состоянию на 01.01. 2009 г. РУДГАП «Автопарк № 15» имеет срочную задолженность по активным банковским операциям, подверженным кредитному риску, относящихся к 1 группе риска. Явные признаки ухудшения финансового состояния заемщика отсутствуют. Необходимости создания специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску не возникало. Кредитный портфель РУДГАП «Автопарк № 15» на 01.01. 2009 г. составляет 170,0 млн. р. Из них на инвестиции — 63,0 млн. р.; 109,0 млн. р. — на пополнение собственных оборотных средств. Основными целями, на которые направляются кредитные ресурсы, являются: приобретение грузового автотранспорта, приобретение оборудования в долгосрочную аренду (лизинг), для расчетов с поставщиками за ГСМ и выплаты заработной платы. Погашение кредитов осуществляется за счет поступления выручки на расчетный счет от услуг автотранспорта. Поступления денежных средств на расчетный счет предприятия являются стабильными и в среднем за месяц составили:
2007 г. — 115,0 млн. р.
2008 г. — 158,0 млн. р.
Суммы данных поступлений достаточно для возврата задолженности по ранее выданным кредитам и лизингам.
По данным бухгалтерских балансов в разд.2 Анализ основных финансовых показателей предприятия произведены расчеты коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности финансовых обязательств активами.
Таблица 7
Финансовые коэффициенты
Коэффициент текущей ликвидности и быстрой ликвидности ниже норматива, на снижение значения данных коэффициентов повлияло следующее: предприятием получен в эксплуатацию от вышестоящей организации РУМАП «Облавтотранс» транспорт, приобретенный на условиях финансового лизинга, данное имущество РУДГАП «Автопарк № 15» принято на учет по дебету счета 01 «Основные средства». Расчеты по лизинговым платежам осуществляет РУМАП «Облавтотранс».
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами соответствует нормативу, коэффициент финансовой устойчивости ниже норматива, но достаточно высокий, как уже отмечалось выше, явного ухудшения финансового положения предприятия не наблюдается. Данные коэффициенты свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет отрицательное значение, что говорит о потребности РУДГАП «Автопарк № 15» в пополнении собственных оборотных средств.
В последующем предприятие планирует достигнуть нормативных значений коэффициентов.
На основании финансово-экономических данных проведена рейтинговая оценка предприятия. РУДГАП «Автопарк № 15» относится ко 2 классу платежеспособности (см. табл.8).
Таблица 8
Рейтинговая оценка предприятия
По результатам проведенного анализа, на основании финансово-экономических показателей деятельности предприятия за 2008 год, предприятие относится ко 2 классу платежеспособности. При кредитовании таких заемщиков присутствует степень риска, которая может быть снижена путем оформления как высоко ликвидного залога, так и другой формы дополнительного обеспечения на сумму, необходимую для погашения задолженности по основной сумме долга, процентов за пользование кредитом с учетом 30% риска банка, реализация которого позволит получить средства в размерах, необходимых для покрытия платежей по основной сумме долга и процентам.
Проанализируем структуру бухгалтерского баланса исследуемого предприятия (см. табл. 9,10).
Таблица 9. Анализ структуры актива бухгалтерского баланса и его основных разделов на 01.01.09 г.
Примечание. Источник: Бухгалтерский баланс РУДГАП «Автопарк № 15» на 01 января 2009 года
Активы предприятия и их структура исследуются как с точки зрения их участия в производстве, так и с позиции оценки их ликвидности. К наиболее легко ликвидным активам предприятия относятся денежные средства на счетах, к наиболее трудно реализуемым активам — основные средства, находящиеся на балансе предприятия и нематериальные активы.
В разделе I актива баланса «Внеоборотные активы» приводятся данные о затратах инвестиционного характера, связанные с приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов. На 01.01. 2008 г. — 1637,0 млн. р.; рост за 2008 г. составил 171,8% или 1175,0 млн. р. На 01.01. 2008 г. удельный вес основных средств во внеоборотных активах составлял 100%; на 01.01. 2009 г. рост составил 1 157,0 млн. р., удельный вес основных средств во внеоборотных активах на конец отчетного периода составил 99,4% — уменьшение удельного веса произошло за счет вложений во внеоборотные активы в сумме 18,0 млн. р. В 2009 г. планируется приобретение двух трехосных грузовых автомобилей марки МАЗ, приобретение двух пассажирских автобусов, что позволит предприятию расширить зону действия и значительно улучшить свое финансовое положение за счет увеличения рентабельности перевозок.
На 01.01. 2008 г. основные средства предприятия составляли 1 637,0 млн. р. За 2008 г. рост в абсолютном значении составил 857,0 млн. р. и составили на 01.01.09 г.2 494,0 млн. р. За отчетный период значительно увеличился остаток основных средств по таким статьям, как машины и оборудование — на 25,0 млн. р.; транспортные средства — на 1 117,0 млн. р. Произошло увеличение по статье «объекты, полученные в аренду (лизинг)» — на 775,0 млн. р. Приобретение основных средств в долгосрочную аренду (лизинг) осуществляется за счет банковских кредитов. За отчетный период отсутствует увеличение по статье «Объекты, не участвующие в предпринимательской деятельности». По статье баланса «Доходные вложения в материальные ценности» (строка 130) нет остатков, отсутствует также и движение за отчетный год.
    продолжение
–PAGE_BREAK–

РУДГАП АТП 15 его характеристика и анализ финансово экономического состояния

–PAGE_BREAK–В 2009 г. по грузовым перевозкам планируется получение прибыли в размере 84,0 млн. р., рентабельность 8,3%, с учетом субсидий, предусмотренных проектом бюджета на 2008 г., по пассажирским перевозкам убытки составят 30,3 млн. р., рентабельность — 2,7%. Для обеспечения безубыточной работы потребность в субсидиях составляет:
по пригородным перевозкам 233,0 млн. р., возмещение собственными доходами 65% от затрат;
по городским перевозкам 7,6 млн. р., возмещение собственными доходами 50% от затрат.
Итого, с учетом прибыли, полученной от грузовых перевозок, междугородных пассажирских, повременных пассажирских, за счет прибыли, полученной от прочих видов деятельности, по предприятию результат от реализации составит 53,7 млн. р., рентабельность от реализации 2,54%.
Для улучшения финансово-экономического состояния, увеличения объема производства, повышения материального стимулирования предприятия, РУДГАП «Автопарк № 15» имеет потребность в дополнительных источниках формирования заемных и привлеченных средств согласно бизнес-плана развития на 2009 год в размере 1 478 000 000 (Один миллиард четыреста семьдесят восемь миллионов) р.
Анализ основных показателей предприятия
Основные экономические показатели представлены в табл.2, которая составлена на основании данных Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5-з « Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)»
Таблица 2
Анализ динамики основных экономических показателей
На основании табл.2 можно сделать следующие выводы: за 2008 г. выручка от реализации работ и услуг составила 3130 млн. р., темп роста к 2007 г. — 139,0%, себестоимость возросла на 672 млн. р., прибыль от реализации работ и услуг составила 118 млн. р., что выше, чем в 2007 г. на 87,0 млн. р. и выше, чем в 2006 г. на 82,0 млн. р., Соответственно уровень рентабельности работ и услуг 4,6%, 2007 г. — 1,6%, 2006 г. — 2,52%, прибыль в расчете на 1 рубль материальных затрат соответственно — 0,05, 0,02, 0,03.
Перевезено грузовыми автомобилями — 164,7 тыс. т., и выполнено 4704,9 тыс. т. /км., рост к 2007 году соответственно — 112,8%, 113,8%. Автобусами перевезено 860 тыс. пассажиров. Рост объёма работ и услуг в приведенных тонно-километрах (транспортная работа предприятия) за 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 8,8%.
Объем платных услуг оказываемых населению, за год составил — 873,7 млн. р., темп роста к 2007 г. в сопоставимых ценах 103,6%. Предприятие последние два г. работает с прибылью, 2007 г. — 32 млн. р., 2008 — 54 млн. р., т.к грузовой транспорт востребован дорожно-строительными организациями
Внеоборотные активы согласно баланса возросли по сравнению с 01.01. 2008 г. на 382 млн. р. за счет приобретения двух грузовых автомобилей, оборотные активы — на 135 млн. р. в основном за счет роста дебиторской задолженности на 135 млн. р.
В дебиторах числятся дорожно-строительные управления — 117,8 млн. р., Бобруйский завод напитков-15,8 млн. р., хозяйства и предприятия Минсельхозпрода — 27,7 млн. р. и др.
Вся дебиторская задолженность составляет — 260 млн. р., в т. ч. «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 235 млн. р., из них до 1 месяца — 122 млн. р., свыше 2-х месяцев — 44 млн. р., свыше 3-х месяцев — 32 млн. р.,6-ти — 14 млн. р., 1-го г. — 23 млн. р.
Кредиторская задолженность возросла на 77 млн. р.
Средняя заработная плата по предприятию за 2008 г. Составила — 453 тыс. р., темп роста к 2007 г. — 152%, производительность труда — 2739 тыс. р., рост к 2007 г. — 128%.
Структуру основных средств исследуемого предприятия можно проследить используя данные Формы №11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов» разд.1, на основании, которых составлена табл.3.
Таблица 3
Анализ динамики и структуры основных средств
Вывод: как видно из табл.3 за период с 2006 по 2008 гг. произошли изменения в наличии основных средств. Сумма основных средств за три года возросла на 1098 млн. р., это произошло из-за увеличения пассивной части на 113 млн. р. (здания), а также машин и оборудования на 47 млн. р. Рост суммы активной части основных средств произошло за счет увеличения транспортных средств на 905 млн. р. Значительное увеличение активной части основных средств следует оценить как положительный результат деятельности предприятия.
Финансово-экономическая характеристика будет неполной, если мы не рассмотрим состояние производственных фондов предприятия, для этого необходимо произвести расчеты на основании данных формы №11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов», форма №5-з «Отчет о затратах на производство продукции».
Доходность предприятия и многие другие показатели зависят от интенсивности и эффективности использования основных средств. Для обобщающей характеристики интенсивности и эффективности служат следующие показатели: фондовооруженность, фондоотдача, фондоемкость фондорентабельность.
На основании полученных данных составим табл.4.
Таблица 4. Анализ состояния производственных фондов

Вывод: коэффициент износа в анализируемом период снизился. Отклонение 2008 к 2007 году составило 0,046 р., к 2006 г. — 0,093 р., коэффициент годности соответственно возрос. Коэффициент обновления снизился на 0,09 и 0,041 соответственно. Коэффициент выбытия также уменьшился на 0,003 и 0,092. Растет фондовооруженность и фондоотдача предприятия. Фондорентабельность обусловлена ростом прибыли и обновлением основных фондов у предприятия она составила 1,21%.
Себестоимость услуг является важнейшим показателем экономической эффективности их оказании. От ее уровня зависят финансовый результат деятельности предприятия, конкурентоспособность услуг, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Проанализируем динамику общей суммы затрат в целом. Источниками информации нам послужат форма №5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)», калькуляции себестоимости, данные бухгалтерского учета затрат. Составим табл.5.
Таблица 5
Анализ динамики и структуры производственных затрат
Вывод: себестоимость работ и услуг составила 2564 млн. р. Снижена доля материальных затрат в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 7,3 пп., и с 2006 годом соответственно на 3,2 п., и составила 45,2%, доля прочих затрат снижена на 1,1 и 2,7 п., соответственно, и составила 11,4%. По остальным статьям возросла, в т. ч. оплата труда на 5,1 п. и 3,6 п. соответственно (27,5%), отчисления на социальные нужды на 2,3 п. и 1,9 п. соответственно (10,6%), амортизация — на 1п. и 0,4 п. соответственно (5,3%).
Оценка финансового положения позволяет определить финансовые возможности предприятия на длительную перспективу (более года). Процесс производства, его расширение, удовлетворение социальных и других нужд предприятия производятся за счет собственных средств, а при их недостатке — за счет заемных, и большое значение имеет финансовая независимость. Для этого изучают соотношение заемных и собственных средств.
У исследуемого предприятия по балансу на 01.01. 2009 года оборотные средства не покрываются собственным капиталом.
Размер собственных средств определяется как разница между источниками собственных средств, доходов и расходов, привлеченных для финансирования имущества долгосрочных кредитов и займов, и внеоборотных активов по формуле 2.1
СОС = III П + IV П + строка 720 — I А,(2.1)
1081 + 417 + 125 — 1637 = — 14 млн. р.
Рассмотрим финансовое положение на основании табл.2.6, для составления которой использовались данные бухгалтерских балансов на 1 января, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», анализируемых периодов, произведя расчеты следующих коэффициентов: коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент промежуточной ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, рентабельность собственного капитала, рентабельность общего капитала, коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент финансового риска или плечо финансового рычага, согласно методике приведенной в Рекомендациях по финансово-экономическому анализу и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности. На основе полученных данных заполним табл.6.
Таблица 6
Оценка финансового положения РУДГАП «Автопарк № 15»
Как указывалось выше, у предприятия по балансу на 01.01. 2009 г. оборотные средства не покрываются собственным капиталом. Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами отсутствует.
Анализируя данные таблицы, приходим к выводу: на начало 2008 г. предприятие было платежеспособным. Коэффициент текущей ликвидности составлял 1,44, превышая норматив для данной отрасли на 0,29 (норма — 1,15), коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами превышал установленный норматив 0,15 в 2 раза и составлял 0,3. На конец года 2008 г. оба показателя оказались ниже норматива. Таким образом, структура баланса стала неудовлетворительной. Наблюдается снижение на конец 2008 г. коэффициента абсолютной и промежуточной ликвидности и составляет 0,003 и 0,72 соответственно. Теоретически величина коэффициента промежуточной ликвидности 0,72 считается достаточной при нормативном значении 0,7-1. Уменьшение коэффициента абсолютной ликвидности снижает гарантию погашения долгов предприятием. Рост рентабельности собственного капитала на конец 2008 г. на 1,2%, по сравнению с началом года, свидетельствует о сокращении затратной части баланса. При оптимальном значении не менее 0,5 коэффициент финансовой независимости составил на конец 2008 г.0,76. Коэффициент финансовой зависимости составил 1,32, возрос по сравнению с 2007 г. на 0,14. Значение этого коэффициента показывает, что на каждые 1,32 р., вложенные в активы предприятия, 0,32 р. — заемные средства. Наиболее обобщающим показателем среди рассмотренных выше является коэффициент финансового риска. Указанный коэффициент возрос в 2008 г. на 0,14 процента по сравнению с 2007 г., что говорит об усилении финансовой зависимости предприятия от внешних источников и утере финансовой устойчивости.
Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной деятельностью любой организации. Прибыль в общем виде представляет собой превышение доходов от реализации продукции (товаров, услуг) над расходами на производство и реализацию этой продукции.
На прибыль влияют внешние и внутренние факторы. К внутренним факторам, влияющим на прибыль, относятся:
внедрение новой техники и прогрессивной технологии;
уровень деловой активности;
конкурентоспособность продукции;
уровень организации производства и труда;
качество выпускаемой продукции.
К внешним факторам, влияющим на рост прибыли, относятся:
конъюнктура рынка;
уровень цен на потребляемые сырье и материалы;
нормы амортизации основных средств;
система налогообложения;
система тарифов на энергоносители и транспортные перевозки.
Резервами увеличения прибыли организации являются:
увеличение оказания рентабельных услуг, улучшение их качества;
    продолжение
–PAGE_BREAK–продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
повышение эффективности использования оборотных средств; снижение себестоимости оказываемых услуг за счет эффективного использования материальных ресурсов и прогрессивных технологий;
повышение эффективности использования основных фондов;
реформирование организации.
При анализе финансовых результатов деятельности могут быть использованы следующие показатели прибыли:
прибыль от реализации;
прибыль от операционных доходов и расходов;
прибыль от внереализационных доходов и расходов;
нераспределенная прибыль.
Все показатели прибыли рассматриваются в динамике.
Проанализируем динамику изменения доходов, расходов, а соответственно и результатов деятельности анализируемого предприятия используя «Отчет о доходах и расходах автомобильного транспорта общего пользования (форма №9-авто) за январь-декабрь 2006-2007 гг.
Основным источником доходов РУДГАП «АТП № 15» является выручка от перевозок пассажиров и грузов. В 2006-2008 гг. в связи с увеличением количества перевозимых пассажиров и ростом тарифов на проезд, а также одновременным сокращением количества перевозимого груза, наибольший удельный вес в полученной предприятием выручки от оказанных услуг занимают пригородные перевозки пассажиров — соответственно 83,6% или 332 649,0 тыс. рублей в 2006 году, 88,9% или 391 619,0 тыс. рублей в 2007 году и 89,6% или 460 825,0 тыс. р. в 2008 г. Следует отметить, что предприятие недополучает часть денежных средств за счет осуществления перевозок по льготным тарифам. В 2006 г. выручка за осуществление перевозок пассажиров по городскому и пригородному маршрутам по льготному тарифу составила 88935,0 тыс. р. или 26,6%, в 2007 г. — 118 095,0 тыс. р. или 26,8% и в 2008 г. — 132 026,0 тыс. р. или 25,7%. Всего получено доходов за 2006 г. — 1 705 887,0 тыс. р., за 2007 г. — 2 251 234,0 тыс. р., за 2008 г. — 3 129 972,0 тыс. р. Темп роста доходов, полученных в 2008 г. к 2007 г. составил 139,0%. Расходы предприятия в 2006 г. составили 1 430 185,0 тыс. р., в 2007 г. — 1 892 109,0 тыс. р., в 2008 г. — 2 564 202,0 тыс. р.
По сравнению с 2007 г. в 2008 г. затраты предприятия увеличились на 672 095,0 тыс. р. или 35,5%. Наибольший удельный вес в расходах занимают затраты на топливо. В 2006 г. -504 620,0 тыс. р. или 35,3% от общей суммы расходов, в 2007 г. — 600 822,0 тыс. р. или 31,8%, в 2008 г. — 789 419,0 тыс. р. или 30,8%. Рост затрат на топливо связан с увеличением осуществляемых РУДГАП «АТП № 15» перевозок, а также с ростом цен на бензин и дизельное топливо. Значительный удельный вес в расходах приходится на выплату заработной платы и общехозяйственные расходы. На выплату заработной платы рабочим и служащим в 2006 г. израсходовано 313208,0 тыс. р. — удельный вес в общей сумме расходов — 21,9%; в 2007 г. израсходовано 521009,0 тыс. р. — удельный вес в общей сумме расходов составил 27,5%; в 2008 г. расходы на оплату труда составили 682 425,0 тыс. р. или 26,6%. Темп роста расходов на выплату заработной платы работников предприятия в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составил 131,0%. В связи с отсутствием собственных средств выплата заработной платы осуществляется за счет кредитов банка. По общехозяйственным расходам также наблюдается рост. В 2006 г. общехозяйственные расходы составили 292 614,0 тыс. р. или 20,5% от общей суммы расходов предприятия за год. В 2007 г. — 343 766,0 тыс. р. или 18,2%, в 2008 г. — 441 358,0 тыс. р. — удельный вес в общей сумме расходов за год составил 17,2%. В 2008 г. наблюдается рост расходов по статье лизинговые платежи — за счет приобретения транспортных средств в долгосрочную аренду за счет кредита банка. Предприятие за анализируемый период работает прибыльно, но полученной прибыли недостаточно для осуществления хозяйственной деятельности. В 2006 г. чистая прибыль предприятия составила 3 017,0 тыс. р., в 2007 г. — 21 120,0 тыс. р., в 2008 г. — 109 552,0 тыс. р.
Таким образом, проведенный краткий анализ показывает, что у предприятия недостаточно собственных оборотных средств для осуществления производственной деятельности в соответствии с прогнозными параметрами, что еще раз подчеркивает значимость для анализируемого предприятия кредитов банка как на выплату заработной платы работникам предприятия, так и для приобретения транспортных средств.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от осуществления перевозок к сумме затрат. Для анализируемого предприятия значение данного показателя по состоянию на 01.01. 2009 г. — 4,1%. В 2006 г. — 0,2%, в 2007 г. — 1,1%. Данный показатель характеризует окупаемость издержек производства и показывает сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на оказание услуг по перевозкам. Рентабельность производственной деятельности зависит от структуры оказанных услуг, их себестоимости и средних цен.
Рентабельность собственного капитала отражает эффективность использования уставного фонда (собственного капитала), а также показывает эффективность использования всего имущества предприятия и определяется отношением чистой прибыли к собственному капиталу. Для анализируемого предприятия значение данного показателя на конец отчетного периода — 9,9%.
Рост показателей рентабельности свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, об осуществлении контроля по сокращению затратной части баланса, о поддержании результативной маркетинговой политики и деловой активности.
Оценка платежеспособности и кредитоспособности предприятия РУДГАП «Автопарк № 15» является клиентом филиала №722 АСБ «Беларусбанк», имеет опыт кредитования в системе АСБ «Беларусбанк» с марта 2002 г.
Просроченной задолженности по уплате начисленных процентов во время кредитования у Кредитополучателя не возникало. По уплате основного долга имели место случаи несвоевременного возврата на незначительный период времени. По состоянию на 01.01. 2009 г. РУДГАП «Автопарк № 15» имеет срочную задолженность по активным банковским операциям, подверженным кредитному риску, относящихся к 1 группе риска. Явные признаки ухудшения финансового состояния заемщика отсутствуют. Необходимости создания специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску не возникало. Кредитный портфель РУДГАП «Автопарк № 15» на 01.01. 2009 г. составляет 170,0 млн. р. Из них на инвестиции — 63,0 млн. р.; 109,0 млн. р. — на пополнение собственных оборотных средств. Основными целями, на которые направляются кредитные ресурсы, являются: приобретение грузового автотранспорта, приобретение оборудования в долгосрочную аренду (лизинг), для расчетов с поставщиками за ГСМ и выплаты заработной платы. Погашение кредитов осуществляется за счет поступления выручки на расчетный счет от услуг автотранспорта. Поступления денежных средств на расчетный счет предприятия являются стабильными и в среднем за месяц составили:
2007 г. — 115,0 млн. р.
2008 г. — 158,0 млн. р.
Суммы данных поступлений достаточно для возврата задолженности по ранее выданным кредитам и лизингам.
По данным бухгалтерских балансов в разд.2 Анализ основных финансовых показателей предприятия произведены расчеты коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, обеспеченности финансовых обязательств активами.
Таблица 7
Финансовые коэффициенты
Коэффициент текущей ликвидности и быстрой ликвидности ниже норматива, на снижение значения данных коэффициентов повлияло следующее: предприятием получен в эксплуатацию от вышестоящей организации РУМАП «Облавтотранс» транспорт, приобретенный на условиях финансового лизинга, данное имущество РУДГАП «Автопарк № 15» принято на учет по дебету счета 01 «Основные средства». Расчеты по лизинговым платежам осуществляет РУМАП «Облавтотранс».
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами соответствует нормативу, коэффициент финансовой устойчивости ниже норматива, но достаточно высокий, как уже отмечалось выше, явного ухудшения финансового положения предприятия не наблюдается. Данные коэффициенты свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет отрицательное значение, что говорит о потребности РУДГАП «Автопарк № 15» в пополнении собственных оборотных средств.
В последующем предприятие планирует достигнуть нормативных значений коэффициентов.
На основании финансово-экономических данных проведена рейтинговая оценка предприятия. РУДГАП «Автопарк № 15» относится ко 2 классу платежеспособности (см. табл.8).
Таблица 8
Рейтинговая оценка предприятия
По результатам проведенного анализа, на основании финансово-экономических показателей деятельности предприятия за 2008 год, предприятие относится ко 2 классу платежеспособности. При кредитовании таких заемщиков присутствует степень риска, которая может быть снижена путем оформления как высоко ликвидного залога, так и другой формы дополнительного обеспечения на сумму, необходимую для погашения задолженности по основной сумме долга, процентов за пользование кредитом с учетом 30% риска банка, реализация которого позволит получить средства в размерах, необходимых для покрытия платежей по основной сумме долга и процентам.
Проанализируем структуру бухгалтерского баланса исследуемого предприятия (см. табл. 9,10).
Таблица 9. Анализ структуры актива бухгалтерского баланса и его основных разделов на 01.01.09 г.
Примечание. Источник: Бухгалтерский баланс РУДГАП «Автопарк № 15» на 01 января 2009 года
Активы предприятия и их структура исследуются как с точки зрения их участия в производстве, так и с позиции оценки их ликвидности. К наиболее легко ликвидным активам предприятия относятся денежные средства на счетах, к наиболее трудно реализуемым активам — основные средства, находящиеся на балансе предприятия и нематериальные активы.
В разделе I актива баланса «Внеоборотные активы» приводятся данные о затратах инвестиционного характера, связанные с приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов. На 01.01. 2008 г. — 1637,0 млн. р.; рост за 2008 г. составил 171,8% или 1175,0 млн. р. На 01.01. 2008 г. удельный вес основных средств во внеоборотных активах составлял 100%; на 01.01. 2009 г. рост составил 1 157,0 млн. р., удельный вес основных средств во внеоборотных активах на конец отчетного периода составил 99,4% — уменьшение удельного веса произошло за счет вложений во внеоборотные активы в сумме 18,0 млн. р. В 2009 г. планируется приобретение двух трехосных грузовых автомобилей марки МАЗ, приобретение двух пассажирских автобусов, что позволит предприятию расширить зону действия и значительно улучшить свое финансовое положение за счет увеличения рентабельности перевозок.
На 01.01. 2008 г. основные средства предприятия составляли 1 637,0 млн. р. За 2008 г. рост в абсолютном значении составил 857,0 млн. р. и составили на 01.01.09 г.2 494,0 млн. р. За отчетный период значительно увеличился остаток основных средств по таким статьям, как машины и оборудование — на 25,0 млн. р.; транспортные средства — на 1 117,0 млн. р. Произошло увеличение по статье «объекты, полученные в аренду (лизинг)» — на 775,0 млн. р. Приобретение основных средств в долгосрочную аренду (лизинг) осуществляется за счет банковских кредитов. За отчетный период отсутствует увеличение по статье «Объекты, не участвующие в предпринимательской деятельности». По статье баланса «Доходные вложения в материальные ценности» (строка 130) нет остатков, отсутствует также и движение за отчетный год.
    продолжение
–PAGE_BREAK–