Руководство по качеству ОАО ГАЗПРОМ

–PAGE_BREAK–
Продвижение концепций и методов TQM в практику российского менеджмента через лидеров экономики

Что более всего нужно российским предприятиям на данном этапе? С каких задач надо начинать? Очевидно, что как бы мы серьезно не принимали вопросы Всеобщего качества, нужно согласиться, что предприятия прежде всего должны попасть в бизнес, в рынок, зацепиться за него. Как минимум, нужно решить четыре задачи:

1. Освоить производство товара, пользующегося спросом, т. е. производить то, что кто-то купит, а если улучшать этот товар, то число его покупателей будет расти, улучшатся экономические показатели предприятия, и можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества. Однако товар, пользующийся спросом, — это чаще всего новая продукция. Следовательно, начинать надо с изучения спроса на рынке и его учета при создании и освоении производства новых изделий.

2. Создать дилерскую, торговую сеть продаж, а также распространения товара и информации о нем. Нет этого — никакое качество продукции не спасет предприятие.

3. Минимизировать издержки производства. С этой целью необходимо все пересчитать, переосмыслить материально-техническую базу предприятия, отказаться от всего лишнего, провести реструктуризацию. Не сделав этого, начинать борьбу за качество не стоит, так как предприятие может умереть от другой болезни. Нужно освободить предприятия от социальной сферы, которую они не в состоянии содержать.

4. Научиться управлять финансами, а это — искусство, причем непростое. Прежде всего необходимо отладить контроль за финансами. Бесконтрольность — путь к потерям финансов, их расхищению и банкротству предприятия.

Все четыре обязательных условия успешной деятельности предприятий, отмеченные выше, рассматриваются в различных концепциях качества, но там речь идет об их улучшении. На большинстве же российских предприятий эти условия нужно создавать практически с нуля. И только после того, как предприятие как-то справилось с этими задачами, оно может приступать к созданию и сертификации систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО 9000, а также концепции TQM.

Должна ли концепция Всеобщего качества стать национальной идеей России?Ответ не вызывает сомнения: «Да, должна!». Ибо только разоблачив и отвергнув практику бескачественности, страна может рассчитывать на достойное место в мировой экономике.

Для успешной работы любой организации желательно внедрение СМК. Для повышения эффективности работы компании «Газпром» было принято решение о внедрении СМК, для чего необходима разработка руководства по качеству.
Утверждаю

Председатель правления ОАО «ГАЗПРОМ»

Степанова А. В.

«30» апреля 2009г.
Руководство по качеству ОАО «ГАЗПРОМ»
Томск 2009

АННОТАЦИЯ
Руководство по качеству ОАО «ГАЗПРОМ» — основной документ, определяющий организационную структуру системы качества компании и структуру её документации, распределение ответственности и полномочий персонала, основные рабочие процессы организации, а также необходимые ресурсы. Целью подготовки руководства является совершенствование системы менеджмента и повышение качества работы всех подразделений ОАО «ГАЗПРОМ».
Составитель руководства: Степанова А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводная часть………………………………………………………….…..15

   1.1. Назначение, область применения и сфера действия  руководства по качеству………………………………………………………….………………….15

   1.2. Краткая характеристика ОАО «Газпром»………………………………… 15

2. Нормативные ссылки……………………………………………….…..16

3. Термины, определения и сокращения…………..………………..16

4. Система менеджмента качества…………………………….…….17

    4.2 Управление документацией…………………………………….…………..22

          4.2.1 Общие положения…………………………………………………..…22

          4.2.2  Руководство  по  качеству…………………………………………….22

          4.2.3 Управление документацией…………………………………………..22

          4.2.4 Управление записями…………………………………………………23

5. Ответственность руководства………………………….…………..24

     5.1 Обязательства руководства…………………………………………………24

     5.2 Ориентация на потребителя………………………………………………..24

     5.3 Политика в области качества……………………………………………….25

     5.4 Планирование…………………………………………………………….….26

           5.4.1 Цели в области качества………………………………………….…..26

           5.4.2 Планирование, создание и развитие СМК…………………….…….29

     5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией……………………29

            5.5.1 Ответственность и полномочия……………………………………..29

            5.5.2 Представитель руководства………………………………………….31

            5.5.3 Внутренний обмен информацией……………………………………31

     5.6 Анализ со стороны руководства……………………………………………31

           5.6.1 Общие положения……………………………………………………..20

           5.6.2 Входные данные для анализа…………………………………………31

           5.6.3 Выходные данные анализа……………………………………………31

6. Менеджмент ресурсов…………………………….……………………..32

    6.1 Обеспечение ресурсами……………………………………………..……….32

    6.2 Людские ресурсы……………………………………………….……………32

    6.3 Инфраструктура………………………………………………………….…..32

    6.4 Производственная среда……………………………………….………..…..32

7. Процессы жизненного цикла продукции……………….….……33

    7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции………………….33

    7.2 Процессы, связанные с потребителями…………………………………..…33
           7.2.1 Определение требований к продукции……………………….….…..33

           7.2.2 Анализ требований к продукции…………………………………..…33

           7.2.3 Связь с потребителями…………………………………………..……33

      7.4 Закупки/виды закупаемых материалов/услуг в вузе………………..…….33

            7.4.1 Категории поставщиков………………………………………………34

            7.4.2 Информация по закупкам……………………………………………34

            7.4.3 Верификация закупленной продукции (входной контроль)………34

  7.5 Производство и обслуживание/ управление производством и обслуживанием……………………………………………..…………………..……34

        7.5.1 Управление производством и обслуживанием………………….….…34

        7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания…………………35

        7.5.3 Идентификация и прослеживаемость………………………………….35

        7.5.4 Собственность потребителей…………………………………………..35

        7.5.5 Сохранение соответствия продукции (возможное исключение)…….35

    7.6. Управление устройствами для мониторинга и измерений…………………35

8 Измерение, анализ и улучшение…………………………………….36

    8.1 Общие положения……………………………………………………………36

    8.2 Мониторинг и измерение…………………………………………………….36

          8.2.1 Удовлетворенность потребителей……………………………………..36

          8.2.2 Внутренние аудиты…………………………………………………….36

          8.2.3 Мониторинг и измерение процессов…………………………..……..36

          8.2.4 Мониторинг и измерение продукции……………..……………….…36

    8.3 Управление несоответствующей продукцией…………………………..…36

    8.4 Анализ данных………………………………………………………………..37

    8.5 Улучшение………………………………………………………………..….37

          8.5.1 Постоянное улучшение………………………………………..………37

          8.5.2 Корректирующие действия…………………………………………….37

          8.5.3 Предупреждающие действия………………………………………….37

Приложение Людские ресурсы…………………………………..………38
1. вводная часть

1.1. Назначение, область применения и сфера действия

Назначение Руководства по качеству состоит в том, что оно является эффективным средством, которым могут пользоваться все сотрудники в вопросах, касающихся управления системой.

Цель использования СМК:

·Всегда поставлять продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителей и обязательным требованиям (законодательным, технологическим)

·Повышение удовлетворенности потребителей посредством применения эффективной системы менеджмента

Данное руководство по качеству содержит описание системы менеджмента качества ОАО «Газпром», ее структуры и процедур с целью демонстрации возможностей предоставлять соответствующую продукцию, достижения удовлетворенности потребителей выполнением их требований посредством применения системы, ее непрерывного улучшения и предотвращения несоответствий.

Система управления качеством разработана применительно ко всем подразделениям нашей организации в соответствии с требованиями
ISO
9001:2000.

Сфера действия Руководства по качеству – предоставление услуг в области поставки газа.Требования и рекомендации РК распространяются на все отделы «Газпрома».Гарантия качества, предоставляемая компанией, распространяется на всю деятельность, осуществляемую в ОАО Газпром.
Краткая характеристика ОАО «Газпром»
Открытое акционерное общество «Газпром» – глобальная энергетическая компания, занимающаяся геологоразведкой и добычей природного газа, газового конденсата, нефти, их транспортировкой, переработкой и реализацией в России и за ее пределами, электроэнергетикой.

ОАО «Газпром» является правопреемником имущественных прав и обязанностей Государственного газового концерна «Газпром», в том числе его прав пользования землей, недрами, природными ресурсами, а также прав и обязанностей по заключенным концерном договорам.

«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет около 17 процентов, в российских – более 60 процентов. Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа. Он экспортирует газ в 3 страны Ближнего и Дальнего зарубежья и продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках, а также предприятие диверсифицирует маршруты поставок для укрепления энергетической безопасности Европы. Газификация регионов России – крупнейший социально-ориентированный проект Газпрома.

В соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 1992 года на компанию возложены следующие обязательства:

ü           обеспечение надежного газоснабжения потребителей РФ;

ü           осуществление поставок газа за пределы страны по межгосударственным и межправительственным соглашениям;

ü           проведение единой научно-технической и инвестиционной политики по реконструкции и развитию Единой системы газоснабжения;

ü           строительство и финансирование газопроводов – отводов высокого давления для газификации села;

ü           контроль Единой системы газоснабжения страны;

ü           обеспечение доступа других производителей к газотранспортной системе страны.
2. Нормативные ссылки

•                    ISO 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основы и словарь

•                    ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования.

•                    ISO9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования.

•                    ISO 19011:2002 Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества  и/или окружающей среды.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ (термины и сокращения)

Продукция – нефтепродукты, бытовой газ.

Потребитель– конечный пользователь продукции.

Верификация — подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены (ISO 9000).

Валидация — подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (ISO 9000).

4. Система менеджмента качества

4.1 Общие требования

В общем виде сформулированы требования по разработке, документированию, внедрению, поддержке и улучшению СМК.

Наша организация обеспечивает:

·                Определение процессов, которые представлены в матрице атрибутов процессов;

·              Установление последовательности и взаимодействия процессов;

·              Определение критериев и методов их оценки;

·              Необходимыми ресурсами и информацией;

·              Проведение мониторинга, измерения и анализа;

·              Применение мер для достижения результатов;

·              Постоянное улучшение СМК;

·              Внедрение СМК;

·              Поддерживание СМК.

–PAGE_BREAK–