«Рунет и виртуализация культуры»

«Рунет и виртуализация культуры»Джан Джанович Хан-Магомедов (РОЦИТ)www.rocit.ru Тема анализа информационных ресурсов по мере роста Рунета становится все актуальнее. Стало интересно знать не только общие цифры по «поголовью» интернетчиков, социальный состав, географическое распределение аудитории, инфраструктуре доступа. В каждой отдельно взятой сфере интернет-услуг интересно знать состав информационных ресурсов, их развитие в динамике, какие направления развиваются быстрее, какие отстают, причины этих тенденций. Недавно РОЦИТ совместно с «Рамблер» и факультетом журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова закончили проект «Методика анализа и мониторинга СМИ в интернете» по гранту фонда Евразия. Мы получили интересные результаты, разработали подходы к решению задач такого рода. Надо сказать, что проект такого рода был впервые выполнен в России, мы только в начале пути. В данной обзорной статье рассматривается другая сфера интернет-услуг – культура. Эта тема настолько широка и настолько связана со многими другими непрофильными темами, что анализировать ее отнюдь не просто. Давайте рассмотрим некоторые собранные цифры, факты и намечающиеся тенденции. В данной статье собраны и обобщены данные из самых разнообразных источников, которые собирает РОЦИТ. Давать какие-то рекомендации по итогам исследования – неблагодарное дело, поэтому это мы оставим на усмотрение читателя.Содержание Аудитория Рунета 1Область культуры и искусства в Рунете 5Авторские права и рост контента 9Файлообменные сети – кошмар музыкальной индустрии 9Плохой факт: трое студентов украли музыки на 60 миллионов долларов 11Хороший факт: француз собрал крупнейшую в сети коллекцию гитарной музыки 11Библиотечный Napster стал реальностью 12Интернет перенимает у традиционных СМИ звание “властителя дум” 12Сведения о сайтах по теме «Культура» из Российских интернет-каталогов 13Рубрика «Культура/Искусство» по состоянию на 09.10.2003 13Данные каталога list.mail.ru 13Данные каталога Yandex.ru 13Приложение. Статистика, собранная из других источников. 15^ РУМЕТРИКА (РАМБЛЕР) 15Количество машин и уникальных IP-адресов 16Количество доменов 2-го уровня, всех доменов и “официальных” WWW-серверов 16Темпы роста интереса к рубрикам 17Что ищут в Рунете 18Интересы пользователей 18Распределение ресурсов по разделам 18Двадцать наиболее быстро растущих категорий Top100 19Популярность разделов 19Яндекс-Народ 20Запросы по ключевым словам. 21Aport 21Mail.ru 22Рамблер Топ100 22Yahoo 22Google World 22Lycos 22 ^ Аудитория Рунета Различные источники называют разные цифры количества пользователей интернета в России. Например, по данным Министерства экономического развития и торговли в настоящее время доступ к интернету в России имеют 8,5 млн. пользователей, из которых 35% осуществляют это доступ с личных компьютеров, 45% с компьютеров предприятия, 20% из публичных, государственных учреждений. А количество пользователей интернета в России к 2005-2006 гг. должно увеличиться в 2.3 раза до 20 млн. человек. Фонд «Общественное мнение» опубликовал сравнительные показатели для развитых стран, России еще далековато до полной информатизации населения.Если взглянуть на распределение пользователей по российским регионам, то она соответствует распределению плотности населения по стране.Если взглянуть на распределение пользователей по возрасту, то оказывается, что в Москве средний возраст старше. Этот факт отражает задержку развития информатизации регионов. Несколько лет назад возрастной состав московской аудитории был тоже моложе.По данным проекта Web-Vector, российская аудитория интернета прирастает в среднем на 10-12% ежеквартально. Если к началу 2003 года среднемесячная аудитория Рунета составляла 5,1 млн. человек (3,6 млн. пользователей — в крупных и средних городах России), то в 1-м квартале 2003 года ежемесячная аудитория Рунета оценивается в 5,7 млн. человек, в том числе 4,2 млн. пользователей — в крупных и средних городах (6,9% от населения в возрасте от 10 лет и старше). Среди городских интернет-пользователей 47% обращаются к ресурсам глобальной информационной Сети каждый день, 21% — несколько раз в неделю. Для сравнения в США сейчас 153 млн. пользователей Сети и скоро достигнет 80% населения страны, утверждается в отчете аналитической фирмы eMarketer. Сейчас интернетом пользуются 55% жителей США. Это соответствует примерно 58% семей. В конце прошлого года в онлайне пребывало около 153 млн. жителей страны, а в этом году Сеть должна пополниться еще 10 млн. американцев. В ближайшие десять лет веб-население США достигнет насыщения. В среднем каждый 10-й пользователь Рунета совершал покупки или заказывал товары/услуги через интернет. Предпочтения пользователей здесь распределились следующим образом: 23% покупали книги, 16% — музыкальные компакт-диски, 15% — средства связи, 14% — заказывали железнодорожные или авиабилеты. Объем онлайновых покупок россиянами составляет более $30 миллионов в квартал. По данным РосНИИРОС, администратора российского национального домена, по состоянию на 7 апреля 2003 года в домене .RU зарегистрировано 167 368 доменов второго уровня. Одновременно с ростом числа зарегистрированных доменов происходит их децентрализация. Если раньше подавляющее большинство доменов регистрировалось организациями и жителями Московского региона, то в последнее время активно регистрируют домены и резиденты из регионов, в основном Санкт-Петербурга и крупных промышленных центров России. Так, если два года назад на Москву приходилось 66,5% всех зарегистрированных в домене RU доменов второго уровня, то сегодня эта цифра снизилась до 58,6%, хотя столица остается безусловным лидером по числу регистраций. На долю Санкт-Петербурга приходится 8%. Далее по убыванию: Московская область – 5,4%, по 1,9% у Новосибирской и Свердловской областей (здесь и далее включая областные центры), Ростовская и Самарская области по 1,1%, Челябинская область – 1,0%, Республика Татарстан – 0,9%, Нижегородская область и Краснодарский край – 0,8%, Приморский край – 0,7%. Остальные российские регионы существенно отстают от перечисленных. Около 60% владельцев (администраторов) доменов в национальной доменной зоне России являются юридическими лицами. 77,3% администраторов доменов владеют одним доменом, два доменных имени зарегистрированы на 11,2% администраторов. Тремя доменами владеют 4% администраторов, четырьмя – 2%. В ведении 1,2% администраторов находятся сразу по пять доменных имен. Свыше пяти и до двадцати доменными именами распоряжаются 3,4% администраторов, от 20 до 45 – 0,5%, от 45 до 100 – 0,1%. Лишь менее чем у 0,1% администраторов сосредоточено в одних руках свыше 100 доменов второго уровня. Максимальное число доменов, зарегистрированных на одно лицо, составляет 1047.Если верить данным, представленным Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), то на каждого немецкого гражданина приходится больше веб-сайтов, чем на любого другого жителя Земли. По информации агентства AFP, ссылающегося на отчет специалистов OECD, на каждую тысячу жителей Германии приходится целых 84,7 online-ресурсов. Таким образом, Германия с огромным отрывом побеждает и Голландию (71,7), и Норвегию (66,4), занявших по результатам исследования второе и третье места. Исследователи отмечают также, что в 2001 и 2002 году количество сайтов, размещенных в домене «.de», ежегодно удваивалось, опережая средние показатели роста для стран, участвовавших в исследовании. Хуже всего дело обстоит с Мексикой, Турцией и, что странно, Японией, где на тысячу человек приходится всего три сайта.Показатель роста объема трафика может считаться одним из индикаторов популяризации интернета в стране. По данным Минсвязи, в первом квартале сети российских операторов пропустили более 200 млн. мегабайт информации. По итогам 1-го квартала 2003 года объем трафика по сети интернета, переданный по сетям российских операторов, увеличился на 69,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количественный показатель составил 211,864 млн. мегабайт. Эти данные опубликовало на своем сайте Министерство РФ по связи и информатизации. Там же размещена конкретизированная информация о том, что по выделенным каналам в 1-м квартале 2003 г. было передано 85,852 млн. мегабайт информации. Тем самым, рост популярности данного вида передачи данных составил 108,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Для сравнения: объем соединений с доступом через телефонную сеть общего пользования (Dial-up) в 1-м квартале увеличился на 66,6% и составил 1695 млрд. минут; объем исходящих электронных сообщений вырос на 33,5% – до 4172 млн. килобайт.В четвертой волне «Онлайн Монитора» (МАСМИ), проводившейся в течение апреля текущего года, приняло участие 50 веб-сайтов и баннерная сеть RLE. Всего исследователям пришлось обработать 7200 анкет. Как следует из отчета по исследованию, темпы роста российского сегмента интернета ежегодно увеличиваются, однако структура российской аудитории еще отличается от западной. Например, доля женщин в Рунете вдвое меньше, чем доля мужчин, в то время как в Западной Европе и США женская аудитория не только не уступает мужской, но зачастую и превосходит ее. Почти 90% посетителей русскоязычных сайтов живут в России, а на страны СНГ приходится менее 5% пользователей. При этом основную часть пользователей по-прежнему составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга – 38% и 9% соответственно. Аудитория Рунета – достаточно высокообразованные люди: доля пользователей с незаконченным высшим и высшим образованием составляет свыше 78%. Тенденции последних лет свидетельствовали о росте числа домашних пользователей. И сегодня доля аудитории Рунета, выходящей в Сеть из дома, превышает 80%. В то же время практически 70% респондентов используют интернет еще и на работе. В России все еще достаточно низка доля пользователей (около 12%), имеющих дома широкополосное соединение с интернетом, – по-прежнему, самым популярным остается модемное соединение. Обратное соотношение наблюдается для компаний, которые преимущественно подключены по выделенной линии. Это объясняется тем, что широкополосный доступ можно приобрести по разумным ценам только в городах с населением свыше 1 млн. человек. И совсем незначительное число пользователей выходит в Сеть с мобильных телефонов, так как стоимость трафика и качество связи все еще оставляют желать лучшего В среднем активный пользователь ежедневно проводит в Сети более одного часа и пользуется ею не менее 5 дней в неделю. ^ Область культуры и искусства в Рунете Если взглянуть на территориальное распределение сайтов Рунета в области культуры и искусства (октябрь 2003г., Яндекс), то оказывается, что почти все сервера по этой тематике базируется в географической зоне бывшего СССР. По данным проекта TOP100, список наиболее быстрорастущих категорий сайтов за 2003 год (в процентах) выглядит следующим образом:Страхование 108,6Строительство 38,14Товары и услуги 35,22Техника 31,49Электроника 29,45Отдых 29,24Фото 29,02Связь 28,48Медицина 28,20Экспертиза 24,47Недвижимость 24,33Фармацевтика 23,69Театр 23,67Природа 23,31Технологии 22,82Искусство 22,18Кино 22,01Железо 21,78Дети 21,43Путешествия 21,09Раздел фото оказался в числе лидирующих позиций по причине бурного развития цифровой фотографии в последние годы.А вот как выглядит динамика роста количества интернет проектов в области культуры и искусства за 2001-2003 гг. Провал кривой на Апорте связан с технической реорганизацией каталога летом 2002 года.Более точные цифры каталога mail.ru по количеству проектов в области культуры и искусства за 2001-2003 гг.:Распределение сайтов в области культуры и искусства в российских поисковых серверах и каталогах (октябрь 2003):Региональное распределение сайтов по рубрике «Культура» на mail.ru (октябрь 2003) говорит само за себя. Столь явное выделение Москвы в качестве места хостинга объясняется экономическими причинами (дешевле хостинг) и кроме того качество и скорость каналов в Москве значительно лучше, чем в регионах.Тематическое распределение сайтов по рубрике «Культура» на mail.ru:По данным Ассоциации Онлайновых Издателей (Online Publisher`s Association, OPA) и компании comScore Networks, доход от продажи онлайнового контента в США вырос с 246 млн. долл. в 2001 г. до 748 млн. долл. в течение первых двух кварталов текущего года. Компания Jupiter Research прогнозирует, что расходы американских потребителей на покупку контента вырастут с 2 млрд. долл. в этом году до 5,4 млрд. долл. в 2007 г. В отчете Online Content report eMarketer оценивает, что число сетевых покупателей контента будет расти с 15,7 млн. в прошлом году до более чем 20 млн. в этом году.По данным исследования фирмы N2H2, на текущий момент число интернет-страниц, входящих в состав коммерческих порно-сайтов, превысило 260 млн. (для сравнения, в 1998 г. специалисты N2H2 насчитали 14 млн. страниц). Таким образом, количество материалов для “взрослых” во Всемирной сети увеличилось почти в 20 раз. Результаты, приводимые N2H2, лишний раз доказывают: “запретные” виды бизнеса и в Сети являются самыми доходными – ведь предложение, судя по всему, является ответом на всё возрастающий спрос на подобного рода услуги со стороны пользователей.^ Авторские права и рост контента Файлообменные сети – кошмар музыкальной индустрии Несмотря на все усилия RIAA, “рассадники” пиратства в интернете продолжают набирать новых поклонников. Пиринговые сети выстояли против удара Ассоциации, ловящей пособников пиратов. Как пишет New York Times, несмотря на все усилия RIAA, пиринговые проекты живут. Желание Ассоциации прекратить работу одно-ранговых файлообменных сетей пока не приносит результатов. Дело в том, что большинство пользователей считает, что пиринговые сети полезны. К тому же, по мнению потребителей, такие проекты не приносят вреда музыкальной индустрии, наоборот, делая некоторые синглы популярнее. Востребованность пиринговых сетей практически не уменьшилась после борьбы с пользователями, начатой RIAA.Масштабная кампания, развернутая звукозаписывающей промышленностью и призванная изменить отношение общественности к копированию музыки через интернет, пока не имеет какого-либо заметного влияния на пользователей интернета, гласят опубликованные 31 июля результаты исследования. Две трети опрошенных некоммерческими компаниями Pew Internet и American Life Project жителей США, которые скачивают музыку в интернете, сказали, что их не волнует, защищена она авторскими правами или нет. Три года назад это число составляло 61%. Крупнейшие музыкальные компании во главе с Ассоциацией звукозаписывающей промышленности Америки (RIAA) в настоящий момент ведут настоящую войну против бесплатного обмена файлами в интернете, который считают главной угрозой своему финансовому положению. Пока звезды музыки выступают в поддержку авторского права и против бесплатного скачивания музыки, RIAA подает судебные иски против поставщиков программного обеспечения для “пиринга”, который позволяет пользователям напрямую скачивать файлы с жесткого диска другого человека. Однако лишь 27% из 1500 пользователей интернета, опрошенных в период с марта по май, сказали, что их волнует юридический статус музыки, которую они качают. “Отношение американцев к защищенному авторскими правами материалу в онлайне остается безразличным, даже несмотря на поток информации в СМИ и юридические процессы, направленные на то, чтобы ознакомить общественность с угрозой, которую обмен файлами представляет интеллектуальной собственности”, – говорится в отчете. Представители RIAA не придали особого значения результатам опроса, сказав, что он был проведен еще до того, как ассоциация объявила о том, что будет сажать в тюрьму особо активных “менял” музыкой. Две трети молодых пользователей интернета, опрошенных Forrester Research, говорят, что угроза сесть в тюрьму или получить крупный штраф заставит их отказаться от скачивания, сказал представитель RIAA.ООН предлагает российскому правительству создать специализированную структуру для сбора и обработки статистических данных в сфере интеллектуальной собственности с проектным названием “информационно-правовой центр по интеллектуальной собственности”. Такую позицию высказал руководитель проектов программы развития ООН (ПРООН) Сергей Обрезанов. По его мнению, необходимость создания такой структуры стала очевидной после проведенного в июне-августе 2003 г. совместного исследования Роспатента и ПРООН. Данная работа стала результатом первого в российской практике обобщения информации 120 российских и зарубежных учреждений и организаций по теме производства и реализации контрафактной продукции в РФ. Г-н Обрезанов отметил, что государственная структура, занимающаяся оценкой правоприменения закона об интеллектуальной собственности, могла бы стать “независимым арбитром” в вопросе поиска точных данных об этой сфере. Исследование показало, что расхождение публикуемых различными ведомствами данных настолько велико, что “Россия очень странно выглядит на международной арене”, – считает он. “Так, российские участники переговоров с ВТО постоянно сталкиваются с тем, что представители стран-участниц организации апеллируют к невыгодным для России, но при этом завышенным цифрам рынка контрафактной продукции в РФ”, – пояснил г-н Обрезанов. Он подчеркнул, что Россию нельзя рассматривать “как последний оплот распространения мирового контрафакта, но необходимо сопоставлять в абсолютных цифрах размеры российского нелегального рынка с аналогичными явлениями зарубежных стран”. По словам г-на Обрезанова, доля контрафактной продукции, например, на рынках видеопродукции и ряде других в США и Европе в среднем достигает 10%. Однако объем этого рынка в несколько раз превышает объем российского контрафакта, доля которого может достигать 85-90%. По словам заместителя генерального директора Роспатента Ивана Близнеца, наиболее вероятным решением вопроса формирования специализированной ведомственной структуры в сфере статистических данных по интеллектуальной собственности станет оформление поручения правительства РФ об организации такой структуры в существующих ведомствах, каковым может стать Роспатент. “Создание отдельного ведомства на сегодня вряд ли возможно в свете реформы государственной системы управления”, – подчеркнул г-н Близнец. Также он сказал, что в последние годы наблюдается тенденция к сокращению доли нелегальной продукции в РФ. “В России на сегодня создана адекватная правовая среда для охраны интеллектуальной собственности, однако проблема лежит в плоскости правоприменения этих норм и правил”, – заключил он.Давайте взглянем на краткую историю бесплатной музыки в интернете (по версии издания Washington ProFile):° Февраль 1999. Создана первая программа P2P (peer-to-peer). ° Май 1999. Два американских студента основывают сайт Napster, на котором предлагается бесплатно скачивать любимую музыку в формате MP3. Любители музыки получили возможность за минуты находить интересующие их песни и скачивать на свой компьютер. Было положено начало образованию интернет-сообщества любителей музыки. ° Декабрь 1999. Ассоциация Звукозаписывающей Индустрии США\Recording Industry Association of America обвиняет Napster в нарушении авторских прав и распространяет заявление, что деятельность сайта является формой пиратства. ° Июль 2000. Суд удовлетворяет иск RIAA к Napster и предписывает сайту прекратить деятельность. Однако апелляция, поданная адвокатами Napster, приостанавливает процесс закрытия сайта. ° Осень 2000. В продаже появились первые переносные MP3-плееры. ° Январь 2001. Начало массового распространения программного обеспечения, позволяющего пользователям персональных компьютеров переписывать музыкальные записи в формате MP3 на компакт-диски без потери качества и за короткое время. ° Октябрь 2001. Группа звукозаписывающих компаний и голливудских киностудий обращается с исками в суд о признании противоправными действий последователей Napster – Glokster, Morpheus и, позже, KaZaa. ° Сентябрь 2002. Napster увольняет практически всех сотрудников и объявляет о возможной распродаже активов компании. ° Октябрь 2002. Компании грамзаписи открыли ряд интернет-проектов (например, Emusic, Pressplay, Rhapsody), которые предлагали легальные музыкальные записи на основе ежемесячной оплаты. Компьютерная компания Apple, создавшая портал iTunes, заблаговременно начала продавать портативные компьютерные плейеры, позволяющие слушать музыку, скачанную непосредственно с этого портала. ° Февраль 2003. По данным маркетингового агентства Nielsen\NetRatings, музыку с портала Kazaa ежемесячно скачивают около 14 млн. человек. ° Апрель 2003. Суд постановляет, что порталы Glokster и StreamCast Network могут продолжать свою деятельность. Защитники авторских прав переносят острие главного удара на пользователей. ° Май 2003. Четверо студентов приговорены к крупным штрафам в пользу RIAA за постоянное скачивание музыкальных записей. ° Январь 2003. RIAA заявила, что за четыре года продажи музыкальных компакт-дисков в США упали на 25%. Столь резкое падение члены RIAA склонны объяснять распространением бесплатной музыки в Сети. ° Июль 2003. RIAA обратилась к интернет-провайдерам и университетам США с официальным требованием предоставить информацию о любителях бесплатной музыки. Первой на этот запрос откликается компания SBC Communications (подразделение известной корпорации Bell). Частные лица, информация о которых передана RIAA, получают письма с предупреждением о том, что им грозит судебное преследование. ° Август 2003. Местный суд постановляет, что университеты не обязаны выполнять данное требование RIAA. ° 8 сентября 2003. RIAA передает в суды 261 иск против наиболее злостных любителей музыки.Разумеется, история бесплатной музыки в интернете на этом не заканчивается. Скорее всего, она только начинается.^ Плохой факт: трое студентов украли музыки на 60 миллионов долларов Австралийская федеральная полиция (Australian Federal Police — AFP) задержала троих студентов по обвинению в музыкальном пиратстве. Объявлено, что своими действиями эти молодые люди нанесли Universal, Sony, Warner, BMG, EMI и Festival Mushroom ущерб в 60 миллионов австралийских долларов ($37 миллионов). Двое австралийцев (19 и 20 лет) и один уроженец Малайзии (20 лет) подозреваются в нарушении авторских прав: при помощи сайта “MP3 WMA land” они якобы незаконно распространяли музыку по всему миру. Все трое выпущены под залог и должны явиться на слушания в суд 13 и 14 мая 2003 года. Согласно австралийским законам, студентам может грозить тюремное заключение на срок до 5 лет или штраф более 60 тысяч австралийских долларов ($37 тысяч). “Музыкальная индустрия заслуживает смерти, если всерьёз думает, что эти трое детей навредили на 60 миллионов”, — комментирует событие блог TechDirt.^ Хороший факт: француз собрал крупнейшую в сети коллекцию гитарной музыки В среднем около 9 тысяч человек со всего мира посещают самую большую интернет-коллекцию гитарной музыки. Портал Delcamp.net был открыт 47-летним французом Жаном-Франсуа Делькампом из Бреста (Бретань, Франция) и первоначально предназначался для размещения гитарных нот в электронном виде, передает агентство France-Presse. “Музыкальная школа Бреста запретила мне делать копии гитарных партитур, ссылаясь на то, что таким образом нарушаются авторские права издателей”, – рассказывает Делькамп. Француз не стал использовать сканер для перевода нот в электронный вид, а набирал ноты вручную. В течение трех лет по три часа в день дотошный преподаватель консерватории ноту за нотой набрал на компьютере 248 классических произведений, что составляет, в общей сложности, более 600 страниц музыки. Таким образом, француз обошел рогатки закона об авторских правах и теперь сам стал издателем, только электронным. Между тем, сайт Франсуа Делькампа примечателен не только действительно большими объемами произведений классической музыки, но и своей интернациональной направленностью. Сейчас портал работает на семи европейских языках, есть даже странички на русском языке, однако качество перевода последних оставляет желать лучшего (автоматический перевод), в чем, собственно, автор сразу признается и призывает всех желающих помочь ему. Кстати, за оформление главной странички Делькамп получил в мае этого года международную премию Canadian Web Award. Миссионерская деятельность Франсуа Делькампа проявилась не только в создании самой большой бесплатной музыкальной библиотеки: со временем его портал стал образовательным центром, где любой желающий может получить помощь и поддержку в освоении игры на гитаре, а также может побольше узнать об этом инструменте. В настоящий момент француз намерен заключить договор с несколькими современными авторами, чтобы получить право размещать их произведения на своем сайте.^ Библиотечный Napster стал реальностью В Сети появился еще один проект, использующий опыт и наработки печально известного Napster. Правда, работает он не в отрасли распространения музыки и софта, а на ниве библиотечного обмена. Проект создан Майком Бенхамом. На данный момент в нем могут участвовать жители Сан-Франциско. Сам Бенхам говорит на своем сайте communitybooks.org о том, что “традиционная система библиотек не оправдывает себя. Руководство меняется, а возможность завязать знакомство с каким-либо читателем или группой читателей остаётся практически нулевой”. Проект распределенной библиотеки работает с точностью до наоборот, считает ее создатель. Все зависит от взаимодействия между пользователями. Интересно, что готов уже и специальный программный продукт для пользования библиотекой. Так что технология может стать широко популярной. Ждет ли ее судьба Napster, – пока не ясно.^ Интернет перенимает у традиционных СМИ звание “властителя дум” По оценкам американских социологов, примерно 10% жителей США оказывают влияние на мнение остальных 90% населения страны. В число этих 10% входят политики, журналисты, крупные бизнесмены, преподаватели высших учебных заведений, эксперты в различных областях, лидеры крупных общественных организаций и т. д. Исследовательская компания Roper ASW выяснила, что “группа влияния” предпочитает получать информацию с помощью интернета, а не традиционных средств массовой информации. 77% наиболее влиятельных американцев имеют доступ в Сеть – в среднем по США этот показатель превышает 60%. 95% из них получают информацию из интернета, как минимум, один раз в день. Шестеро из десяти членов “группы влияния” тратят на чтение информации в интернете (без учета электронной почты), как минимум, на один час больше, чем расходуют на чтение газет и журналов, просмотр телепрограмм и т. д. 73% наиболее влиятельных американцев считают интернет главным источником политической и экономической информации. По этому показателю интернет опередили лишь газеты (86%). Информация, полученная с помощью интернета, для “группы влияния” играет первостепенную роль, когда они собираются покупать какие-либо товары или обсуждают варианты проведения досуга.На семинаре РОЦИТ (www.rocit.ru) “Радио и интернет: проблемы и находки”, который прошел 28 августа 2003 г., были отмечены такие проблемы:создание доходной бизнес-модели проекта – непростая задача, и чаще всего используется бюджетирование – за счет материнской компании;небольшое, по сравнению с другими СМИ, ядро web аудитории – менее 1% от эфирной (Ядро web аудитории этих проектов находится в диапазоне18.5-0.5 тыс.); мало качественного контента и серьезных системных проработок для будущего интерактивного радио;использование в web медиа продуктов с нарушением авторских прав. К находкам можно отнести следующее:Цифровые СМИ у нас в стране создаются и поддерживаются за счет традиционных. Такая же ситуация, по данным Forrester Research, была в США несколько лет назад. “Качество” и “ценность” ядра цифровой аудитории (1%) значительно выше по таким критериям как образование, творческая и деловая активность, уровень дохода и др. Более 50% этой аудитории проживает за рубежом, но есть основания считать, что это граждане России. И в этом случае -это бесценный электорат, с которым пока никто системно не работает. Компании “Tochka.ru”, “Govoritmoskva.ru”, Rambler ведут работы по созданию новых медийных форм и котента для интерактивного радио. Появление таких компаний, как РОМС (Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям), с совершенно доступными для большинства игроков радиорынка ставками платежей за использование авторских продуктов – безусловный прорыв в вакханалии нынешнего пиратского рынка.Если посмотреть в каталогах список наиболее популярных сайтов в разделе интернет-радио, то среди 11 крупнейших можно выделить три первые радиостанции: Европа Плюс, охватывающая более 700 городов, имеющая 50 региональных сайтов.Радио «Маяк»- 78 регионов вещания, региональных сайтов нет. Русское радио – 709 городов вещания, 12 региональных сайтов.Далее идут:Радио Шансон – 56 городов вещания, 11 региональных сайтов.Говорит Москва (ОРР)- 40 городов вещания, 1 сайт. Авторадио – 56 городов вещания, 9 региональных сайтов.Эхо Москвы – 12 городов вещания,7 региональных сайтов.Маximum – 23 города вещания, 6 региональных сайтов.Радио России – 85 регионов вещания, региональных сайтов нет.Наше радио – 183 города вещания, региональных сайтов нет.Голос России – 160 стран 31 язык вещания, и такое же количество версий web сайта (но по топ-рейтингу – на последнем месте). Наиболее популярными продуктами сегодня являются: MP-3 музыкальные файлы, прямое аудио вещание, тематические форумы и чаты DJ-ев, а также получившие в последнее время распространение видео записи или прямое вещание с гостями радиостанции. При этом часто используются вещательные mms сервера, кодеки Windows Media Audio V 9 и Windows Media MPEG 4 Video V3.Появление таких компаний как РОМС (Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям), с совершенно доступными для большинства игроков радио рынка ставками платежей, за использование авторских продуктов, безусловный прорыв в беспредельщине нынешнего пиратского рынка. ^ Сведения о сайтах по теме «Культура» из Российских интернет-каталогов Рубрика «Культура/Искусство» по состоянию на 09.10.2003 Данные каталога list.mail.ru  Архитектура  (372)  Грани культуры  (47)  Декоративно-прикладное искусство  (271)  Дизайн  (403)  Изобразительное искусство  (1010)  История культуры, искусств  (268)  Киноискусство  (1026)  Литература  (1300)  Музеи, галереи  (314)  Музыка  (4116)  Обозрения, новости, издания  (104)  Региональная культура  (88)  Танец, хореография  (1280)  Творческие, общественные объединения  (53)  Театры  (485)  Фотоискусство  (660)  Цирк  (52)  Гуманитарные науки  (592)  Защита авторских прав  (10)  Культура и искусство за рубежом @ (140)  Религия  (2624) Россия (7469) | Азия (265) | Австралия и Океания (17) | Америка (803) | Африка (12) | Европа (1486) | Все сайты (11798) | Информационный (5836) | Корпоративный (3159) | Персональный (1697) | Сайт-сервис (809) | Частный (216) | Информационно-сервисный (78) | Все регионы »  Россия Москва (4451) | Санкт-Петербург (1009) | Дальневосточный ФО (99) | Приволжский ФО (461) | Северо-Западный ФО (195) | Сибирский ФО (396) | Уральский ФО (224) | Центральный ФО (404) | Южный ФО (230) | Типы сайтов этой категории по России Все сайты (7469) | Информационный (3564) | Корпоративный (2348) | Персональный (918) | Сайт-сервис (496) | Частный (89) | Информационно-сервисный (51) | ^ Данные каталога Yandex.ru •  Музыка (1872) •  Литература (1190) •  Кино и анимация (943) •  Театры и студии (555) •  Культурные учреждения (543) Библиотеки, Галереи, Музеи •  Изобразительные искусства и архитектура (1297) Фото, Архитектура, Живопись, Графика, Промыслы,  … •  Афиша (271) •  Универсальное (283) •  Прочее (15) •  Регионы СНГ (2526), Европа (64), Азия (35), Америка (27), Прочие (4), Россия (2169), Москва (761), Петербург (312) •  Справки и ссылки Интернет-каталоги (180), Cправочники, базы данных (199), Энциклопедии и словари (20), Советы (42) •  Типы сайтов Товары и услуги (655), Частные объявления (29), Организации (916), Персоны и группы (1199), Публикации (1050), Общение (124) •  Жанры Художественная (815), Научная и техническая (30), Нормативные документы (1), Рекомендации и советы (42), Научно-популярная и учебная (56) ^ Культура и искусство только по России •  Музыка (361) •  Литература (195) •  Кино и анимация (268) •  Театры и студии (385) •  Культурные учреждения (452) Библиотеки, Галереи, Музеи •  Изобразительные искусства и архитектура (521) Фото, Архитектура, Живопись, Графика, Промыслы,  … •  Афиша (179) •  Универсальное (168) •  Прочее (3) •  Регионы / Россия Центр (981), Северо-Запад (448), Юг (76), Поволжье (239), Урал (116), Сибирь (184), Дальний Восток (52), Общероссийские (111) •  Справки и ссылки Интернет-каталоги (31), Cправочники, базы данных (137), Энциклопедии и словари (1), Советы (2) •  Типы сайтов Товары и услуги (519), Частные объявления (12), Организации (780), Персоны и группы (128), Публикации (113), Общение (3) •  Жанры Художественная (44), Научная и техническая (9), Нормативные документы (1), Рекомендации и советы (2), Научно-популярная и учебная (17) ^ Приложение. Статистика, собранная из других источников. РУМЕТРИКА (РАМБЛЕР) Страны: посетителиРоссия: посетители^ Количество машин и уникальных IP-адресов Количество доменов 2-го уровня, всех доменов и “официальных” WWW-серверов  Данные на 01.07.2001  Количество машин 695 461 Количество уникальных IP-адресов 350 397 Доменов всего 141 352 Доменов 2-го уровня 75 558 ^ Темпы роста интереса к рубрикам http://rumetrica.rambler.ru/data/runet/3/ 31.07.2003 31.08.2003 30.09.2003  Всего 105565 105951 106844  Бизнес 18169 18282 18485  Развлечения 16866 16922 17058  Компьютеры и Интернет 14942 14910 15049  Дом и семья 11298 11410 11623  Общественная жизнь 5882 5868 5930  Наука и образование 5204 5184 5217  Путешествия и транспорт 5127 5166 5161  Авто, мото 4267 4318 4312  Музыка 4303 4289 4280  Здоровье 4012 4060 4173  Культура и искусство 3172 3168 3165  Техника и электроника 2857 2910 2928  Новости и СМИ 2606 2623 2649  Отдых и спорт 2549 2586 2590  Связь 2229 2153 2113  Литература 1858 1871 1865 ^ Что ищут в Рунете Источник: поисковая машина Рамблера Ежедневно “поисковик” Рамблера обрабатывает более 1,1 миллиона поисковых запросов. Для большинства из них удается определить тематику, что позволяет оценить степень актуальности той или иной информации для пользователей Рунета. ^ Интересы пользователей Источник: Rambler’s Top100 Посещаемость ресурсов Рунета, регистрируемая рейтингом Тор100, может быть подсчитана отдельно по тематическим группам. Это дает возможность сравнить популярность тем, представленных в Интернете. ^ Распределение ресурсов по разделам Раздел Ресурсов |