«Русская мысль» о Малевиче
«Вотстоишь ты и якобыраздвигаешь руками дым…»
Вкорпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Казимир Малевич в Русскоммузее». Русский музей, обладающий самой большой в мире коллекциейпроизведений Казимира Малевича (1878-1935), представил более 100 живописных и40 графических работ.
Несмотряна широкую известность, Малевич остается пока одним из самых загадочных ималоизученных художников. Слишком поздно его наследие стало доступным дляобозрения и исследований. Лишь в 1988г. состоялась первая монографическаявыставка, на которой были объединены его произведения, хранящиеся в разныхстранах — России, Голландии, США, Германии. Затем последовали другие выставки,популярность его росла. Но Русский музей не торопился показывать своегоМалевича.
Квыставке готовились долго, несколько лет. В результате исследовательской работыбыло показано, в частности, что в конце 20-х Малевич начал выстраиватьпринципиально новую хронологическую концепцию своего творчества. Новыедатировки позволяют лучше понять, как развивалось творчество Малевича.
Уэтой коллекции, большая часть которой передана музею родственниками Малевича,непростая история. В марте 1936г., через год после его смерти, мать, вдова идочери художника передали на хранение в Русский музей 86 живописныхпроизведений и 8 рисунков. А буквально через три месяца после статьи в«Правде», озаглавленной «О формализме в искусстве», иззалов музея приказали убрать все, что напоминало бы о Малевиче. Сотрудникипопытались оставить в экспозиции хотя бы «безобидную»«Цветочницу», но безуспешно.
Такмузей стал обладателем творческого наследия художника и одновременнопревратился, по пророческому замечанию самого Малевича, в «крепкуюгробницу» его произведений.
Лишьв 1977 г. с помощью академика Д.С.Лихачева, который сумел убедить вдовуМалевича Наталью Андреевну в необходимости передать коллекции музею, работыМалевича официально перешли сюда на постоянное хранение. Еще через нескольколет в экспозиции снова появилась «Цветочница». Однако полностью этособрание показано только сейчас.
Русскиймузей решил построить выставку в академическом ключе, разделив экспозицию надве части. Первая — от 900-х до конца 20-х, от импрессионизма до«крестьянского» цикла. Вторая — произведения, которые подвергалисьпередатировке в середине 10-х и в конце 20-х, а также работы фигуративногохарактера. Многие картины Малевича в Русском музее показаны с оборотнойстороны, чтобы зрители могли убедиться, что зачастую датировки на полотне и наобороте расходятся…
Основныевехи творческого пути Малевича соответствуют главным этапам развития русскойживописи в начале века. В ранних пейзажах отразились поиски в областиимпрессионизма («Пейзаж», «Пейзаж с желтым домом», оба —около 1906), символизма и стиля модерн («Эскизы фресковой живописи»,1907; «Отдых (Общество в цилиндрах)», 1908). Потом«голуборозовская» томность сменилась размахом и полнотой живописнойэкспрессии, характерной для образовавшейся в конце 1910г. группы «Бубновыйвалет» («Натюрморт», ок. 1910).
Периодкубофутуризма, весьма непродолжительный хронологически, стал целой эпохой втворчестве Казимира Малевича. В собрании Русского музея хранятся этапныеработы, написанные в кубофутуристической манере: «Портрет И.В.Клюна»(1913), «Авиатор» (1914), «Корова и скрипка» (1913).
СупрематизмМалевича, который называют «великой утопией» классического авангарда,представлен на выставке известными образцами. «Супрематизм»,например, впервые экспонировался на «Последней футуристической выставкекартин „0,10“» в 1915г. в Петрограде, судя по дошедшей до насфотографии, рядом с историческим «Черным квадратом». Кстати, изизвестных версий «Черного квадрата» Русскому музею принадлежитвариант, выполненный одновременно с «Черным кругом» и «Чернымкрестом» для выставки в Венеции в 1924 году.
Утверждаяпринципы самодостаточной живописи, разрушая существовавшие до него понятия оперспективе, «верхе» и «низе», вводя собственные законы«существования материи» внутри супрематического произведения, Малевичперешел в область чистой абстракции. Однако ее основоположнику так и не удалось«зарезать искусство, уложить его в гроб и припечатать „Чернымквадратом“, как заметил И.Клюн. В конце 20-х — начале 30-х Малевичвернулся к фигуративной живописи, заодно подвергнув ревизии хронологиюсобственного творчества.
Стремлениекак бы пройти путь заново отразилось в цикле произведений, созданных с осени1927 по 1932 год — варианты ранних композиций или оригинальные полотна в духенеопримитивзма и постимпрессионизма. Отдельную группу составляютэкспонировавшиеся на выставке 1929г. картины „второго крестьянскогоцикла“, в которых получила развитие всегда волновавшая его тема»Человек — Вселенная”. Завершением поисков в области «метафизической»живописи стало «Сложное предчувствие» — образ «голого человекана голой земле».
Около1932г. в живописи Малевича наступил перелом. Не случайно именно этой датой онсам «закрыл» целый этап своей творческой биографии, написав обощущении пустоты. Возможно, появились горькие предчувствия в связи спостановлением ЦК ВКПб «О перестройке литературно-художественныхорганизаций» и в связи с тем, что на выставке «Художники РСФСР за 15лет» большую часть его произведений в экспозицию не включили. Впрочем, егосвязь с подступающей страшной реальностью тоталитаризма была и противоречивее,и сложнее.
Малевич,всегда стремившийся к внеличностному, надличностному в своих отрешенных отвсего земного, «очищенных от человечины» образах, безликих фигурах иторсах, вдруг вернулся к традиционному портрету. Он всегда принадлежал к темхудожникам, которые не столько отражают эпоху, сколько создают ее. Творцом, таксказать, диктующим миру свой закон, изобразил себя художник в последнемавтопортрете 1933 года, который завершает выставку в Русском музее.
Список литературы
АНАСТАСИЯГРИГОРЬЕВА. «Русская мысль» о Малевиче\