Рутульцы

Рутульцы, рутулы, самоназв.: мыхадбыр, мюхадар, народ в Российской Федерации (19,5 тыс. чел.). Коренное население Дагестана. Численность в Дагестане (Рутульский и Ахтынский районы, основное селение – Рутул) – 14,95 тыс. чел. Живут также в Азербайджане (Нухинский р-н). Общая численность – 20,4 тыс. чел.
Говорят па рутульском (или мухадском) языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский. Разрабатывается письменность на русской графической основе. Верующие – мусульмане-сунниты.
Основные занятия – животноводство и пашенное земледелие. Возделываемые культуры – яровая и озимая пшеница, рожь, ячмень, просо, полба. Традиционные домашние промыслы – сукноделие, ковроткачество, произ-во войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и др.
Преобладающей формой семьи у Рутульцев была малая. Наиболее крупной родственной группой был тухум во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и т.д. Селения строились в труднодоступных местах. Для усиления обороноспособности возводились крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни.
Одежда мужчин: туникообразного покроя рубаха (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор – папаха из длинноворсной овчины (бармак), обувь – вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда – распашной длинный халат – валжаг; в пограничных с Азербайджаном селениях – короткая, до бeдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор – мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь – вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде значительное место занимали серебряные украшения.
Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб из пресного и кислого теста. Наиболее распространeнные блюда: хинкал разных форм и размеров, просяная и толоконная каши, пироги. Среди национальных праздников самый большой годовой праздник – эр – знаменовал начало весны и календарного года. Театрализованным маскарадным представлением завершался сельский праздник в конце зимы. Развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы, поговорки, ашугская поэзия.