СИБИРСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Контрольнаяработа №1
Дисциплина ценообразование
Рыночнаяцена и себестоимость продукции
Студент
Качан Татьяна Юрьевна
2010 г.
Содержание
1. Механизмформирования равновесной рыночной цены
2. Способыкалькулирования себестоимости продукции
3. Задача41
4. Задача52
5. Задача60
6. Библиографическийсписок
1 Механизм формированияравновесной рыночной цены
Рыночная цена —важнейший информационный сигнал, который координирует действия хозяйствующихсубъектов и позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные ресурсыобщества. Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товарапокупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровнецен.
Чтобы определить, какустанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействиеспроса и предложения (табл. 1.1).
Таблица 1.1Шкаласпроса и предложения и рыночное равновесие
/>
Из приведенных данныхвидно, что при цене 8 ден. ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, нопокупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. Вэтих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынокпокупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену.Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед. Когда спроспревышает предложение, возникает дефицит, и в более благоприятном положениинаходится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден. ед.,покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадутлишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение спроса над предложением ведет кросту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден.ед.
Только при цене, равной4 ден. ед., спрос в точности равен предложению, т.е. достигнуто рыночноеравновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаровсовпадают, достигается наибольший объем оборота, и ни один из участников рынкане заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена. Цена, при которойспрос равен предложению и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению,называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объемпродаваемых и покупаемых товаров — равновесным объемом (Qe). Построив наосновании данных таблицы 1.1 на одном графике кривые спроса и предложения,можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точкепересечения кривых спроса и предложения (рис.1.1).
/>
Рис. 1.1. Рыночноеравновесие
При цене равновесия спрос равен предложению и равновесный объем равен. Особенность рыночногомеханизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие:взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такогоуровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если нарынке устанавливается цена выше равновесной Q1Q2, то предложение больше спросаи возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукциюи вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до техпор, пока не будет достигнуто равновесие. При цене ниже равновесной P2 спросбольше предложения и возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождаетконкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, ценарастет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынокдвижется к равновесию. Рынок является саморегулирующейся системой, способнойавтоматически восстанавливать нарушенное равновесие. Способность рынка,выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию подвлиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильность, рынка.Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара – это частичное рыночноеравновесие. Наряду с этим существует понятие общего рыночного равновесия –одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынкахресурсов). Общее рыночное равновесие фактически означает соответствие междуобъемом национального производства и покупательной способностью всеххозяйствующих субъектов. Достижение общего рыночного равновесия – проблемамакроэкономическая.
Цена — это денежноевыражение стоимости товара. В основе цены лежит стоимость товара, т. е.общественно необходимые затраты на его производство.
Основные функции цены:
· уравновешивающая– рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества иресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;
· информационная– через постоянно меняющиеся цены рынок информирует покупателей ипроизводителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефицитетоваров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;
· регулирующая– цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спросаведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса –к снижению цены и соответствующему сокращению производства.
· стимулирующая– цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. Призаданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся кмаксимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качествопродукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятияоказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.
2. Способы калькулирования себестоимости продукции
Калькулирование себестоимостипродукции представляет заключительный этап производственного учета. Важностьэтого этапа предопределяется тем, что на основании данных о фактическойсебестоимости продукции оценивается выполнение принятого предприятием заданияпо себестоимости, анализируются причины отклонений от этих заданий, выявляютсявозможности дальнейшего успеха в деятельности предприятия. Кроме того, данные офактической себестоимости изделий используются при планировании себестоимости ипри определении продажной цены. Поэтому к калькулированию себестоимостипродукции предъявляются высокие требования.
В свою очередь калькулированиесебестоимости продукции, работ и услуг можно подразделить на три этапа. Напервом из них исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, вовтором – фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем –себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги.
В действительности процесскалькулирования себестоимости продукции является более сложным и чередуется спроцессом учета затрат.
Всю совокупность применяемыхспособов исчисления себестоимости объекта калькулирования и единицы продукцииможно свести к шести способам: нормативный способ калькулирования, способсуммирования затрат, способ исчисления затрат на побочную продукцию, способпропорционального распределения затрат, способ прямого расчета, комбинированныйспособ калькулирования.
Нормативный способ – составнаячасть нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.Предпосылками применения этого способа являются составление калькуляциинормативной себестоимости единицы выпускаемой продукции, документирование иучет отклонений от действующих норм и нормативов.
Способ суммирования затратзаключается в том, что себестоимость объекта калькулирования или единицыпродукции (работы, услуги) определяются путем суммирования затрат по отдельнымчастям изделия или процессам его изготовления. Этот способ применяется преждевсего в производствах, где учет затрат ведется попроцессным методом.
Способ исключения затрат напобочную продукцию состоит в том, что получаемые в комплексном производствепродукты подразделяются на основные и побочные. Чтобы определить себестоимостьосновной продукции, на побочные продукты калькуляция не составляется, а затратыпо этим продуктам исключаются из затрат по заранее установленным ценам. Этотспособ получил широкое распространение на предприятиях цветной металлургии,нефтеперерабатывающей, химической и некоторых других отраслей промышленности.По своему содержанию он сравнительно прост. Трудности заключаются в определениисоответствующей твердой оценки побочной продукции и отходов. Способ исключениязатрат целесообразно применять в тех случаях, когда можно точно определитьосновную и побочную продукцию и когда стоимость побочной продукции по отношениюк общей сумме затрат незначительна.
Способ пропорциональногораспределения затрат применяется для калькулирования себестоимости продукции вусловиях одновременного производства нескольких видов или же при учете затратпо группам однородных изделий в случаях, когда прямое отнесение затрат наконкретное изделие не возможно. Сущность способа заключается в том, что затратына отдельные виды изделий распределяют пропорционально экономически обоснованномубалансу.
Способ прямого расчета наиболеепрост и достоверен и заключается в делении всех затрат на изделие и по статьямкалькуляции на количество единиц выпущенных изделий. Он применяется впроизводствах, где выпускаются изделия одного вида или несколько изделий, еслитехнологически возможно вести учет затрат по каждому изделию в отдельности.
Комбинированный способ применяетсядля исчисления себестоимости объекта или единицы продукции в тех случаях, когдакалькулирование одним из перечисленных способов осуществить невозможно.Комбинированный способ, следовательно, представляет собой сочетание несколькихспособов.
Калькулирование себестоимостипродукции является объективно необходимым процессом при управлениипроизводством.
Функционирующие ранее калькуляционныесистемы преследовали одну цель – оценит запасы готовой продукции иполуфабрикатов собственного производства, что необходимо длявнутрипроизводственных целей и для составления внешней отчетности, а также дляопределения прибыли. Современные системы калькулирования более сбалансированы.Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи,но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:
– целесообразностьдальнейшего выпуска продукции;
– установлениеоптимальной цены на продукцию;
– оптимизацияассортимента выпускаемой продукции;
– целесообразностьобновления действующей технологии и станочного парка;
– оценка качестваработы управленческого персонала.
Задача41
Определитеполную себестоимость единицы товара, прибыль, отпускную, оптово-отпускную цену
Элементы ценообразования
Кондитерские изделия, кг Прямые затраты на производство продукции, руб. 28,12 Общепроизводственные и цеховые расходы, руб. 8,44 Внепроизводственные расходы в процентах к производственной себестоимости 1,3 Прибыль предприятия в процентах к полной себестоимости 20 Уровень издержек обращения в оптовой торговле, % 16,94 Уровень рентабельности в оптовой торговле, % 2,5
Решение
1.Производственная себестоимость единицы продукции:
28,12+8,44=36,56руб.
2.Внепроизводственные расходы:
36,56*1,3/100=0,48руб.
3.Полная себестоимость единицы продукции:
36,56+0,48=37,04руб.
4.Прибыль:
37,04*20/100=7,41руб.
5.Оптовая цена предприятия:
37,04+7,41=44,45руб.
6. Налогна добавленную стоимость:
44,45*10/100=4,45руб.
7.Отпускная цена за единицу продукции:
44,45+4,45=48,9руб.
8.Уровень оптовой надбавки к оптово-отпускной цене:
16,94+2,5+10*(16,94+2,5)/100=21,38%
9.Уровень оптовой надбавки к отпускной цене:
21,38/(100-21,38)*100=21,38/78,62*100=27,19%
10.Сумма оптовой надбавки:
48,9*27,19/100=13,30руб.
11.Оптово–отпускная цена:
48,9+13,30=62,2руб.
Ответ: полнаясебестоимость единицы товара равна 37,04 руб., прибыль – 7,41 руб., отпускнаяцена – 48,9 руб., оптово-отпускная цена – 62,2 руб.
Задача52
Определитестепень обоснованности розничной цены и выгодность коммерческой сделки,обоснуйте розничную цену на основе данных табл. 1.Показатели Рыба Отпускная цена за 1 кг, руб. 18 Розничная цена, установленная в магазине, руб. 22 Уровень издержек обращения, % 15,36 Расчетная рентабельность, % 5,0
Предложитенесколько вариантов решения сложившейся ситуации.
Решение
1. Размерторговой надбавки в процентах к розничной цене:
15,36+5+10*(15,36+5)/100=22,40%
2. Размерторговой надбавки в процентах к отпускной цене:
22,40/(100-22,40)*100%=28,87%
3. Сумматорговой надбавки:
18*28,87/100=5,20руб.
4. Розничнаяцена за 1 кг рыбы:
18+5,20=23,20руб.
Возможностьвести грамотную ценовую политику — залог успешного бизнеса. Очень важно уметьвовремя снизить цену, что бы она была равновесной, могла покрывать расходыпредприятия и приносить прибыль и могла позволить товару быть на рынкеконкурентно способной.
Задача60
Составьтекалькуляцию и определите цену блюда «Биточки с гарниром» (табл.1). Обоснуйтеразмер наценки для столовой, исходя из следующих данных: уровень издержекпроизводства и обращения – 22,12 %, уровень прибыли – 4,5 % к обороту впродажных ценах, средневзвешенная ставка НДС – 15,6%.
Таблица1. Рецептура блюда «Биточки с гарниром»Наименование продуктов Норма расхода на одну порцию, г Цена поступления 1 кг продуктов, руб Цена продуктов на одну порцию, руб Говядина 56 26,00 1,47 Хлеб 14 5,90 0,08 Молоко 17 5,70 0,10 Сухари панировочные 8 7,20 0,06 Жир фритюрный 5 35,0 0,18 Соус 50 28 1,40 Гарнир (картофель «фри») 100 18,60 1,86 Итого 5,15
Соль испеции на 100 порций – 5,60 руб.
Дляобоснования продажной цены блюда произведите расчеты в указаннойпоследовательности:
1.Определите норму расхода продуктов по каждому виду на 100 порций, кг;
2.Рассчитайте продажную цену за 1 кг по основной формуле:
ПЦ=Цп+Ун,
где ПЦ –продажная цена за 1 кг продуктов;
Цп –цена приобретения продуктов;
Ун –уровень наценки, %.
3.Определите стоимость сырьевого набора в продажных ценах:
Сн=∑Н▪Пц,
где Сн – стоимостьсырьевого набора;
Н – норма расходапродуктов на 100 порций, кг;
Пц – продажная цена за 1 кг;
4.Продажную цену блюда рассчитайте следующим образом:
Пцб = Сн+Сс/100,
где Пцб – продажная ценаблюда;
Сс – стоимость соли испеций на 100 порций.
Решение
1порция= 250 грамм
на 100порцийНаименование продуктов Норма расхода на 100 порции, г Говядина 5600 Хлеб 1400 Молоко 1700 Сухари панировочные 800 Жир фритюрный 500 Соус 5000 Гарнир (картофель «фри») 10000
ПЦ=Цп+Ун
Ун =22,12+4,5 + 15,6(22,12+4,5)/100 = 30,77%
Размерторговой надбавки в процентах к отпускной цене:
(30,77/(100-30,77))*100%=44,45%;
Сумматорговой надбавки:
5,15*4*44,45/100=9,16руб.;
Розничнаяцена за 1 порцию:
20,6+9,16=29,76руб.
Так какв 1 порции 250 грамм то 1 кг порции равен 7,44*4=29,76 руб.
Сн=(5,6+1,4+1,7+0,8+0,5+5,0+10,0)*29,76= 744 руб.
Пцб =(744+5,6)/100=7,50
Библиографическийсписок
1. Положениео составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формированияфинансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли: УтвержденоПостановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992г. №552 //Экономика и жизнь. – 1992. — №33.
2. ВалевичР.П., Давыдова Г.А Экономика торгового предприятия. – Минск, 1996.
3. ЛипсицИ.В. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК, 1997.
4. НиколаеваН.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «дирет-костинг». – М.:Финансы и статистика, 1993.
5. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Тандем: Экмос, 1997.
6. Ценыи ценообразование / Под. ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 1999.