Рыночная экономика 5

–PAGE_BREAK–
Свобода выбораозначает, что предприниматели вольны в своих решениях, «как?» и в «какой области?» использовать свои ресурсы, также люди, работающие по найму вольны в выборе работы какой они могли и хотели бы заняться, и наконец, потребители товаров и услуг, вольны в своих решениях приобретать или нет товары и услуги, предлагаемые на рынках.

Главным стимулом и основной движущей силой рыночной экономики является личный интерес участников рынка. Каждый участник рыночного механизма преследует свою собственную субъективную цель, предприниматель стремится увеличить эффективность предприятия и соответственно, увеличить прибыль. Наёмный работник стремится повысить стоимость своего труда, а покупатель кровно заинтересован в приобретении произведённых товаров по максимально низкой цене. Роль личного интереса важна в системе рыночной экономики, он позволяет экономике функционировать и действовать по понятным мотивам, так как личный интерес формирует образ действий, характерный для любого экономического субъекта. Личный интерес является важнейшим стимулом к хозяйственной и трудовой деятельности, именно стремление улучшить свою жизнь заставляет человека работать лучше, зарабатывать больше. Опыт предыдущих веков лишь убеждает нас, что хозяйственные системы, в которых большинство экономических субъектов не имели личного интереса в повышении производительности труда и максимизации прибыли (рабовладельческие государства, Россия в период крепостничества) развивались в экономическом отношении гораздо медленнее, чем могли бы.

Другим важнейшим стимулом, а точнее даже обязательным условием существования рыночной экономики является частная собственность. В модели чистой рыночной экономики капитал – средства производства, земли, материальные и денежные ресурсы, научные разработки должны принадлежать конкретным лицам (или группам лиц) а не государству. Именно частные лица должны решать, использовать ли эти ресурсы, как их использовать и зачем. Именно частная собственность в сочетании со свободой предпринимательства является главным механизмом функционирования рыночной экономики. Право частной собственности – фундаментальное понятие рыночной экономики, частная собственность поощряет развитие производства и стимулирует инвестирование. Частный собственник никогда не будет в полной мере использовать свои ресурсы и возможности, если его право частной собственности не гарантированно. Иначе говоря, зачем вкладывать собственные деньги в строительство предприятия, если оно может быть отторгнуто какой-либо организацией, например, государством?

В понимании либеральных экономистов, никакой общественный институт, не в состоянии использовать ресурсы эффективнее, чем частные лица, ведь именно они заинтересованы в наилучшем применении своих предприятий и вложенных средств. Однако, в последние десятилетия роль государственной собственности в структуре национальных экономик развитых капиталистических стран значительно выросла. Государство занимает ведущие позиции в таких отраслях как энергетика, транспорт, связь. В США, например, доля государственной собственности на средства производства и землю составляют 30%, в странах Западной Европы, таких как Франция, Швейцария, Италия эта доля доходит до 60%. Все это позволяет считать, что государственная собственность не является помехой эффективной деятельности экономики, хотя и противоречит догмам «чистого капитализма». Вопрос о том, в какой мере государство должно владеть и распоряжаться материальными ресурсами и средствами производства остаётся дискуссионным, тем более он обостряется во время финансовых и экономических кризисов, когда многие обозреватели и экономисты ставят под вопрос эффективность рыночной системы в целом.

Ещё одним важнейшим механизмом рыночного хозяйства является система свободного образования цен. Без свободного рыночного ценообразованиявся рыночная система просто не имеет смысла, свободно устанавливаемая цена на товары и услуги является основным регулятором экономических отношений, в результате взаимодействия законов спроса и предложения она является в своём роде единственным мерилом на рынке, в котором фокусируются все виды экономической активности. В идеале считается, что никто не вправе диктовать предпринимателю, по какой цене продавать товары и услуги, также никто не вправе заставить потребителя покупать по какой-то определённой цене. Рынок сам определяет, какой товар или услуга, сколько должна стоить, в зависимости от спроса, предложения и многих других факторов, влияющих на ценообразование. Либеральная экономическая мысль считает, что в модели рыночной экономики «хозяевами» являются только потребители, которые определяют, что именно следует производить, «голосуя рублём», потребители поддерживают нужные им предприятия, отказываясь от покупок, потребители могут обрушить цены и сделать ненужные им предприятия банкротами. Таким образом, предприниматель предугадывает запросы потребителей и направляет свою активность и свои средства на удовлетворение этих запросов, решающая же роль – платить или нет, остаётся за покупателем. Рынок здесь является площадкой, на которой концентрируются товары и услуги, предприниматели и потребители, запросы и предложения, в результате чего определяется цена – основной показатель ценности произведенного товара или услуги. Либеральные экономисты резко протестуют против любого вмешательства государства в механизм ценообразования, однако в последние десятилетия такая модель представляется не совсем правильной, так как рынок не в состоянии определить истинную цену многих социальных потребностей общества.    

Механизм рыночного ценообразования практически не работает в таких неприбыльных сферах, как социальная защита инвалидов и заключённых, борьба со стихийными бедствиями, охрана природы и т.п. Например, в погоне за прибылью, предприниматели могут нанести непоправимый ущерб окружающей среде, а на цене произведённого товара это может никак не отразиться, зато принесёт значительные убытки позже, причем в этом случае пострадает уже все общество. В таком случае логичным представляется вмешательство общества (государства) в деятельность предприятий, угрожающих окружающей среде, в том числе и путём повышения для них налогов, а значит, и повышению конечной цены продукта. К тому же механизм рыночного ценообразования не работает в тех отраслях, где нет полноценной конкуренции, и в условиях, где монополисты могут диктовать потребителям свои цены. Например, один – единственный интернет – провайдер в маленьком городке способен навязывать свою цену всему населению, так как у последнего просто нет другого выбора. В этом случае правильное ценообразование возможно лишь в том случае, если в городке появится несколько провайдеров, между ними появится конкуренция, появится возможность выбора, значит, цены неминуемо должны пойти вниз.

Конкуренциятакже является основным условием функционирования рыночной системы, она служит координирующим и регулирующим механизмом рыночной экономики.

Конкуренция – это соперничество среди продавцов и среди покупателей, она подразумевает наличие на рынке большого числа независимых производителей и потребителей различных товаров и услуг, а также свободу производителей и потребителей выходить на различные рынки. Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти между производителями и покупателями, что не позволяет отдельным экономическим субъектам злоупотреблять этой властью. В то же время дело обстоит таким образом, что модель «совершенной конкуренции» на практике нереализуема, так как для её выполнения необходимо наличие следующих условий:

– количество продавцов и покупателей на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто из них не мог диктовать свою цену;

– продавцы и покупатели не должны сотрудничать друг с другом (иначе возможно возникновение ценового сговора, вздутие цен, на какие-то товары и услуги, и т.п.);

– покупатели товаров и услуг должны иметь достоверную и своевременную информацию о происходящем на рынке;

– для новых производителей должна существовать возможность свободно выходить на рынки;

– для больших предприятий не должно быть создано преимуществ по сравнению с более мелкими, иначе это может привести к неконкурентоспособности последних и к возникновению монополий;

– субъекты рынка не должны подвергаться гонениям по политическим или другим мотивам;

– товары на рынке должны быть более или менее простыми и однородными;

– доходы должны распределяться более или менее равномерно.

Как показывает практика, эти условия не могут быть реализованы на сто процентов в большинстве современных экономических систем. Поэтому ограниченная роль государства, которую исключает концепция «чистой» рыночной экономики, все-таки имеет большое значение. Даже либеральные апологеты «чистой» экономики все же признают возможность вмешательство государства и общества в деятельность рынка с целью предотвращения деструктивных явлений и для поддержания функционирования рыночной экономики.

Конкурентная рыночная экономика обеспечивает высокую степень эффективности использования ресурсов, поэтому считается, что нет нужды во вмешательстве государства в деятельность экономики. Но как уже упоминалось выше, рыночная экономика ориентируется в первую очередь на максимизацию прибыли, что никак не может соответствовать запросам людей и общества в вопросах социальной защиты населения, обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен, например, на услуги так называемых естественных монополий (электроэнергия, газ). Рыночная система в определенных условиях не способна обеспечивать общее равновесие национальной экономики, поэтому роль государства в регулировании рынка остаётся значительной во многих развитых странах мира. Основными функциями государства в экономической деятельности являются:

– стабилизация экономики в целом и обеспечение экономического роста;

– защита конкуренции в целях сохранения рыночной системы;

– обеспечение правовой базы для защиты участников рынка;

– производство общественных благ;

– перераспределение доходов в пользу малоимущих.

Все вышеперечисленные условия для создания рыночной системы все же окажутся недостаточными при отсутствии развитой рыночной инфраструктуры. Инфраструктура это основание, фундамент рыночной системы, ее внутреннее строение, каркас, без которого рыночная экономика бессильна и бесполезна. Рыночная инфраструктура в сочетании с правовой защитой участников рынка и свободой предпринимательства обеспечивает цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов и должна облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов, повышать эффективность работы рыночных механизмов, облегчать юридическое регулирование экономической деятельности. Основными элементами развитой рыночной инфраструктуры являются:

– кредитная и банковская системы;

– биржи (фондовые, валютные, товарные);

– эмиссионная система;

– налоговая система;

– таможенная система;

– общественные и государственные объединения деловых кругов;

– система страхования коммерческих рисков;

– профсоюзы наемных работников;

– аудиторские компании;

– общественные и государственные фонды содействия деловой активности;

– экономические зоны свободного предпринимательства и пр.
                 

           4. Роль государства в развитии рыночной экономики.

      Подводя итог, исходя из всего вышеперечисленного,  можно с убеждением говорить о том, что в развитых экономических системах с рыночной экономикой большинство экономических решений определяет рынок, однако роль государства в них возрастает в последние десятилетия. Экономическая рольгосударства в самом общем виде проявляется в том, что оно выполняет определённые экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие важнейшие экономические функции государства:

·        во-первых, обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;

·        во-вторых, устранение и компенсация недостатков рыночного хозяйственного механизма;

·        в-третьих, осуществление государственной экономической политики.

      Обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов предполагает разработку и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создаёт различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам, относится полицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объёмов. Государство в целях поддержки конкуренции проводит антимонопольную политику. Во многих странах существует антимонопольное законодательство, существуют государственные органы по его исполнению. В соответствии с этим законодательством государство ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемой крупной фирмой. Кроме этого, общество влияет на цены на продукцию естественных монополий, которые действуют в сфере производственной инфраструктуры ( компании по водоснабжению, предприятия в области энергетики, газоснабжения, железнодорожные компании и др.).

         Устранение и компенсация недостатков рыночного хозяйственного механизма является важнейшей функцией государства в рыночной экономике. В современной экономической теории обоснование необходимости вмешательства государства в экономику в рыночной экономической системе идёт с позиций как макроэкономической, так и микроэкономической теории. Экономическая теория выделяет несколько недостатков (сбоев) рыночного экономического механизма. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

            К основным недостаткам рыночного экономического механизма относится:

·        макроэкономическая нестабильность, — колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;

·        возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

·        наличие внешних, или побочных, эффектов;

·        проблема производства общественных благ;

·        проблема асимметричной информации;

·        неравенство в распределении ресурсов и доходов.

           Макроэкономическая нестабильность, — колебания экономической активности (экономические циклы), появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса — характерны для рыночной экономики. Макроэкономическая нестабильность по многим направлениям снижает эффективность экономики. Например, безработица означает недополученный объём продукции, а увеличение безработицы на 1% означает сокращение темпов роста экономики на 2-3%. Рыночная экономика основана на частной собственности на средства производства. Миллионы производителей обособлены друг от друга, каждый из них действует на свой страх и риск, каждый по-своему оценивает масштабы спроса и определяет объёмы производства. Стихийность экономического развития предопределяет возможность несовпадения спроса и предложения, возможность недоиспользования ресурсов общества (рабочей силы, оборудования).

       В рыночной экономике экономическое развитие происходит неравномерно, период быстрого экономического роста и инфляции сменяется экономическим спадом с высоким уровнем безработицы. Другими словами, экономическое развитие происходит в форме экономических циклов, или циклов деловой активности. Государство предпринимает усилия по стабилизации экономики, направленные на достижение полной занятости, стабильности цен, поддержание стабильных темпов роста экономики. Это достигается с помощью макроэкономической политики правительства, которая включает в себя бюджетно-финансовую, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политику. Таким образом, макроэкономическая нестабильность, будучи недостатком рыночной экономики, ведёт к появлению такого направления государственного вмешательства, как макроэкономическая политика.

        Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции. Конкуренция — важнейшее условие существования рыночной экономики. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и определяет, что производить и для кого производить с учётом потребностей общества. Но в ходе конкурентной борьбы слабые неэффективные производители уходят с рынка, а сильные, наиболее производительные, остаются и расширяют своё производство. Постепенно они начинают влиять на рынок, обретают рыночную власть, возникают монополии. Возникновение и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. Потребители платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счёт повышения эффективности производства, а за счёт перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничивается, и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.

          Государство в целях поддержки конкуренции проводит антимонопольную политику. Во многих странах существует антимонопольное законодательство, существуют государственные органы по его исполнению. В соответствии с этим законодательством государство ограничивает слияния крупных производителей, отслеживает долю рынка, контролируемой крупной фирмой. Кроме этого, общество влияет на цены на продукцию естественных монополий, которые действуют в сфере производственной инфраструктуры ( компании по водоснабжению, предприятия в области энергетики, газоснабжения, железнодорожные компании и др.).

        Наличие внешних, или побочных, эффектов. Внешние эффекты — это издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке. То есть внешние эффекты оказывают воздействие на производителей или потребителей, не вовлечённых в процесс купли-продажи данного товара.

       Например, отрицательные внешние эффекты (издержки третьих лиц) возникают в результате загрязнения окружающей среды. Предположим, что текстильная фабрика использует воду реки для красильного производства. Отработанная вода сбрасывается в реку. В результате этого рыба исчезает, прилегающие луга загрязняются, некачественное сено приводит к ухудшению качества молока, дети болеют. Все эти потери, общественные издержки не учитываются в цене ткани. Цена ниже фактических издержек. Получается, что рынок формирует цену, не отражающую реальные затраты на производство товара. Спрос на дешёвые ткани растёт, в их производство вовлекаются дополнительные ресурсы. Это и есть рыночный сбой, который общество нейтрализует с помощью государственного регулирования. В данном случае, регулирование внешних эффектов включает налоги на загрязнение, установление санитарно-гигиенических норм, контроль за технологией производства.

   Проблема производства общественных благ. Большая часть производимых благ предназначена для личного потребления (частные блага). Их особенность состоит в том, что они не могут быть потреблены другими. Но существуют блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, например, свет маяка в море, оборона, уличное освещение. Это и есть общественные блага. В чём здесь неэффективность рынка? Дело в том, что существует потребность в общественных благах, но платёжеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его и не производит. Это так называемая проблема «бесплатного проезда» («фрирайдера»). Люди могут получать выгоду от пользования общественными благами, не оплачивая их. Их нельзя исключить из потребления данных благ, и поэтому они, как правило, не заинтересованы в том, чтобы за них платить.  Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему государственных закупок. Для этого оно должно получить средства от общества через систему общих и местных налогов. Таким образом, проблема производства общественных благ в рыночной экономике ведёт к возникновению государственного предпринимательства, развитию системы государственных закупок, развитию системы налогообложения.

       Проблема асимметричной информации. Асимметричная информация — это неполная информация, неравномерно распределённая информация, просто некачественная информация. Функционирование рынка во многом зависит от того, насколько участники рынка владеют информацией о потребительских свойствах товаров, о возможностях той или иной технологии, о тенденциях изменения конъюнктуры. Неполнота информации, её неравномерное распределение между покупателями и продавцами ведёт к тому, что покупатели и производители могут принимать неверные решения, неэффективно используют ресурсы. При совершении сделки один из участников находится в более выгодном положении. Реально действующий рынок характеризуется асимметричной информацией.

        Классический пример асимметричной информации даёт сфера здравоохранения. Пациент не в состоянии самостоятельно выбрать лучший метод лечения, выбрать нужное лекарство, так как не владеет профессиональной информацией. Если бы медицинская помощь предоставлялась бы только на частной основе, то врачи, стремясь получить больший доход, предпочитали бы наиболее дорогие, зачастую избыточные и не всегда высококачественные методы лечения и лекарства. В этих условиях государство организует общественную систему здравоохранения, принимает законы о защите прав потребителя. В условиях асимметричной информации, существующей на рынке, возникает диктат производителя. Это приводит к тому, что поставку услуг берёт на себя государство. Предполагается, что государственный сектор в условиях политической демократии подвержен контролю со стороны общества. Кроме законов о защите прав потребителей, асимметричная информация нейтрализуется законами о рекламе, об охране труда, о санитарии и гигиене в производстве продуктов питания, законами о мошенничестве, о страховании банковских депозитов и др.

       Неравенство в распределении ресурсов и доходов. Распределение доходов, порождаемое рынком, может не отвечать нормам общечеловеческой нравственности, нормам справедливости. В частности, рынок не обеспечивает всех членов общества насущными благами (питание, жильё, лечение и т.д.). Рыночная система обеспечивает тех, кто может заплатить, кто владеет факторами производства. Ресурсы распределены неравномерно среди людей не только в силу различий в трудовом вкладе, но и в силу неравномерности рыночной конъюнктуры, в силу различий физических и умственных способностей. Несправедливость и неравенство в распределении благ и ресурсов может снижать стимулы к эффективной работе. Общество корректирует решения свободного рынка о распределении доходов. Государство делает это с помощью системы прогрессивного налогообложения, пенсионной системы, пособий по безработице, социальной помощи инвалидам, многодетным семьям. Перераспределение ресурсов и благ в социальных целях является одним из важнейших направлений государственного регулирования в рыночной системе.

       Более подробно недостатки рынка анализируются в теории экономического цикла, в теории монополии, теории внешних эффектов, теории общественных благ и общественного выбора, теории асимметричной информации, теории благосостояния.
    продолжение
–PAGE_BREAK–