НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Заочный факультет экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность: Маркетинг.
Дисциплина: Экономическая теория.
Тема: Рыночная экономика и ее характерные черты.
Москва 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Рынок и его характеристика
1.1 Понятие рынка и условия его возникновения
1.2 Сущность и структура рынка
1.3 Роль рынка в общественном производстве
1.4 Структура и инфраструктура рынка
Глава 2. Основные черты рыночной экономики
2.1 Конкуренция
2.2 Система рынков и цен
2.3 Частный тип собственности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Рыночная экономика характеризуется как система, основанная начастной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личныеинтересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует преждевсего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынкетоваров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силойэкономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, дляпроизводителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.
Рынок— это особая форма взаимоотношений междуотдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, междупокупателями и продавцами. Хозяйственные связи, как показывает практика, могут бытьдвух типов: натуральные; товарные, базирующихся на меновых отношениях, эквивалентномобмене, свободной купле-продаже товаров и услуг.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер.Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономическихпроблем.
Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованныеформы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всехстранах мира, что и создает актуальность настоящей работы.
Целью работы является изучение современной рыночнойэкономики, ее характерных особенностей.
Задачи работы:
· Изучение понятия и сущности рыночной экономики
· Рассмотрение структуры рыночной экономики.
· Изучение цен и конкуренции в условиях рыночной экономики
Объектом работы выступает рынок и рыночная экономика
Предметом работы являются характерные черты рыночнойэкономики
Глава 1. Рынок и его характеристика1.1 Понятие рынка и условия его возникновения
Основная проблема экономической жизни общества — распределениересурсов, ограниченных по сравнению с постоянно растущими потребностями, — можетрешаться по-разному. Однако исторический опыт показал, что наиболее эффективно этапроблема решается через рынок, который хотя и не лишен ряда недостатков, все-такипозволяет наилучшим образом распределять ограниченные ресурсы общества в соответствиис его потребностями.
Товарное производство — условие и предпосылка существованиярынка.
В самом общем виде рынок можно определить как социально-экономическийинститут, позволяющий устанавливать непосредственные связи между производителями(продавцами) и потребителями (покупателями); это механизм координации действий покупателяи продавца, главным инструментом которого выступают цены.
Наряду с этим определением существует множество других,подчеркивающих ту или иную сторону рынка. Однако при всем многообразии трактовоксущности рынка незыблемым остается то, что основными участниками его являются покупателии продавцы, вступающие в отношения обмена. Отсюда следует, что необходимой и безусловнойпредпосылкой существования рынка является товарный характер производства — производстводля обмена.
Хозяйственная практика знает два основных типа производства:натуральное и товарное.
Натуральное производство — производство, в которомблага создаются для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения личныхпотребностей самого производителя. Для натурального производства характерны: замкнутость,ограниченность, традиционность и разобщенность хозяйств, рутинная техника и медленноеразвитие.
Товарное производство — производство, в которомблага создаются для обмена, продажи. Товарное производство может базироваться натруде самого собственника вещественных факторов производства (например, фермерскоехозяйство производит продукты для продажи, но собственниками хозяйства и работникамина нем являются члены одной семьи), а может функционировать на основе наемного труда.
Конечно, в современном мире абсолютно преобладает производствона основе наемного труда.
Результатом товарного производства является товар- продукт, предназначенный для продажи.
Однако товарами могут быть не только продукты производства,но и любые ограниченные блага, если они выступают объектами обмена между людьми(продукты природы, интеллектуальные способности, деньги и т.п.). Таким образом,товар — это любое экономическое благо, предназначенное для обмена путем купли-продажи.
/>
Товар обладает двумя свойствами: полезностью(потребительной стоимостью) — способностью удовлетворять какую-либо потребностьлюдей и ценой, характеризующей в денежном выражении ценность блага; пропорциюобмена данного товара на другой товар (деньги).
Отличительной особенностью товаров является то, чтоони удовлетворяют потребности не тех людей, которые их произвели, а потребностидругих людей, к которым товар поступил в результате обмена.
Товарное производство — результат длительного историческогоразвития человеческого общества. Его возникновение и существование связано с появлениеми наличием трех основных условий.
Первым условием возникновения и существованиятоварного производства, а следовательно и рынка, является общественное разделениетруда — обособление различных видов трудовой деятельности.
Общественное производство состоит из разнородных единиц,каждая из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Современная,чрезвычайно дробная специализация производства является результатом длительногоисторического процесса углубления разделения труда.
В основе разделения труда, специализации производителейлежит принцип сравнительных преимуществ — способность хозяйствующего субъектапроизводить товар с наименьшими по сравнению с другими производимыми им товарамиальтернативными издержками.
Разберем следующий пример.
Предположим, что две фирмы (А и Б) могутпроизводить и шоколадные конфеты, и карамель. На фирме А производство 10 кг шоколадных конфет занимает 1,8 часа, а производство 10 кг карамели — 1,4 часа. На фирме Б на производство 10 кг шоколадных конфет требуется 1 час, а на производство 10 кг карамели — 1,2 часа.
Альтернативные издержки производства 10 кг шоколадных конфет на фирме А — 1,3 кг карамели, а на фирме Б — 0,83 кг. (Если бы фирма А отказалась от производства 10 кг шоколадных конфет, то за 1,8 часа можно было бы произвести 13 кг карамели, а если бы фирма Б отказалась отпроизводства шоколадных конфет, то за 1 час можно было бы произвести 8,3 кг карамели.)
В то же время альтернативные издержки производства 10 кг карамели для фирмы А составляют 0,78 часа, а для фирмы Б — 1,2 часа. (Если бы фирмы отказались от производства карамели, то на фирме Аза 1,4 часа можно было бы произвести 7,8 кг шоколадных конфет, а на фирме Б за 1, 2 часа — 12 кг шоколадных конфет.)
Сведем альтернативные издержки производства двух фирмв таблицу 1.
Таблица 1
/>
Очевидно, что фирма А обладает сравнительнымипреимуществами в производстве карамели (альтернативные издержки ее производстваниже, чем альтернативные издержки производства шоколадных конфет), фирма Б — в производстве шоколадных конфет (альтернативные издержки их производства ниже,чем альтернативные издержки производства карамели). Следовательно, фирма Адолжна специализироваться на производстве карамели, а фирма Б — на производствешоколадных конфет.
Специализация, разделение труда неразрывно связаныс его производительностью. Именно разделение труда, его специализация дает мощныйтолчок росту продуктивности труда, порождая возможность и необходимость обмена.
/>
Эффективность специализации и ее влияние на производительностьтруда в современном мире наглядно иллюстрирует конвейерное производство.
Общественное разделение труда — необходимое, но недостаточноеусловие существования товарного производства. (Разделение труда возможно и в условияхнатурального хозяйства — первобытная община, сельские общины в ряде государств).
Второе условие возникновения и существованиятоварного производства — это экономическая (хозяйственная) самостоятельностьпроизводителей, дающая им возможность принимать независимые решения по поводутого, что, как и для кого производить. Такую самостоятельность дает частная собственность.
Общественное разделение труда служит формой материальнойсвязи между людьми: каждый член общества, специализируясь на производствеопределенного товара, производит его для других членов общества, но, в свою очередь,нуждается в товарах и услугах, производимых другими.
Специализация на производстве определенного продуктаи частная собственность на него делают необходимым обмен производимыми продуктами.
Таким образом, третьим условием существованиятоварного производства является обмен как форма связи между специализированнымии обособленными производителями.
Потребитель получает большинство необходимых ему благв результате обмена, купли-продажи. Если такой обмен осуществляется по взаимномужеланию двух сторон, без принуждения, то между производителями и потребителями возникаютотношения свободного обмена. А это и есть рынок.
/>
Первоначально обмен имел натуральный характер, происходилв форме бартера — один товар обменивался на другой (обмен происходил по формуле:«товар-товар»).
Такая форма обмена порождает множество трудностей:
· необходимо совпадение потребностей участников обмена;
· количество участников такого обмена ограничено;
· беспрепятственно обмен может осуществляться в отношении относительнонебольшого набора товаров и др.
По мере расширения хозяйственных связей натуральныйобмен становится тормозом развития торговли и производства.
Ограниченность натурального обмена преодолевается споявлением денег, которые облегчают и ускоряют обмен, заменяя обмен по формуле«товар-товар», обменом по формуле «товар-деньги-товар».1.2 Сущность и структура рынка
Сущность находит свое выражение в главных его экономическихфункциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих />её сущность.
Интегрирующая функция состоит в соединении сферыпроизводства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев- посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами трудаи услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель несможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция — самая важная. Предполагает:воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производстваи потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложенияпо цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами,сферами национальной экономики.
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Длякого производить? как производить?
Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслеваяконкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительноститруда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренцияпутем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики,стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержаниеконкурентной среды — одна из важнейших задач государственного регулирования в странахс развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношениеспроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена — это сигнал к сокращениюпроизводства, падает — сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателейприводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.
На рынке действует регулирующая «невидимая рука»,о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственныйинтерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукойнаправляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственныеинтересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда,когда сознательно стремится служить им»[1]
В современных условиях экономика управляется не только«невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующаяроль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народногохозяйства.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителейк созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получениемдостаточной прибыли, стимулировании научно — технического прогресса и на его основе- интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнениерынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давлениярынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, анаиболее популярных и менее требовательных людей» (О. Шик), а в результатепроизойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рыноксопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественнымэталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредствомопределения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признаетлишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
Контролирующая функция рынка выполняет рольглавного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какоймере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товарови услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречуэкономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатамитруда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественногоразделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является таили иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественногопроизводства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренциейпотребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качествапродукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров).В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящегопокупателя.
Информационная функция дает участниками рынкачерез постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимомколичестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются нарынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающийи перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенныеданные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяеткаждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиямирынка.
Санирующая функция — рыночный механизм — этоне благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальноерасслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищаетобщественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственныхединиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результатеэтого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной третидо половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трехлет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает 6 лет.1 Нередкогибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрациипроизводства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И всеже в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько,чтобы «естественный отбор» прекратился.
Функция экономичности предполагает сокращениеиздержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) исоразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектовобеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом:«Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…»1
Экономический интерес продавцов состоит в получениибольшого дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими затратами.Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентностьрыночной сделки.
1.3 Роль рынка в общественном производстве
Из />/>сущностирынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства.Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой.Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса.Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, котораяей соответствует.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных«первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечиватьсбалансированность экономики.
3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствиис эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
4. «Санитарная» роль рынка сводится к вымываниюнеконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Такова />сущность рынка как политэкономическойкатегории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации,но одновременно это сложное социально — философское понятие. Оно вовсе не ограничиваетсяэкономической сферой. Как результат естественно — исторического развития человеческогообщества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологическиеособенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традицийсовместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенностисовременного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всехцивилизациях, но его роль в них значительно различается.
1.4 Структура и инфраструктура рынка
Характеристику рынка как совокупности или арены купли- продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение,порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
· тесная связь между ее элементами;
· определенная устойчивость этих связей;
· целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельныеэлементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложнойструктурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.
Можно выделить следующие критерии для характеристикиструктуры и системы рынка.
Структура рынка:
По объектам рынка
· Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Этасфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждойсемьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спросаи предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственноевоздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления.В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рыноктовары, в качестве потребителя — домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяетсяна:
· рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
· рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширнойгруппы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереии парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалови многое другое;
· рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения,коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
· рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основныхтоваров:
· рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;
· особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей вданном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства,строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому нарынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии,и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур.Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей — продажей земли, а лишьс передачей земли на определенный срок в аренду.
· рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономическихресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственныефакторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, ипромежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынкафакторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторовпроизводства, и домохозяйства, выступающие продавцами.
· рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства)это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностейи свободный наем работников.
· важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируетсяспрос и предложение рабочей силы.
· рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) — к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначенияили те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворенияпотребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины,технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностейобщества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственныхсвязей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношениймежду партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научногопроизводства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организациии управления хозяйственными и социально — экономическими процессами. Это тот рынок,для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременныеинвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска,особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли — продажи- патенты, лицензии.
· денежный рынок — это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссудфинансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, ценаза их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения.Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссудуденьги.
· рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляетреально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях.На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами:фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков,и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новыхэмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигациипрошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает переливкапиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного ихвложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
· рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфическийпродукт — информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайновозросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широкомсмысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурнойи иной информации.
· рынок инноваций — это специфическая область купли — продажи, в которойобъектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторскиепредложения, изобретения, патенты (рынок лицензий — здесь объектом купли — продажислужат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологическогоопыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).
По субъектам:
· рынок покупателей — предложение должно превышать спрос, тогда покупательсравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение томуили иному товару.
· рынок продавцов — значительное превышение спроса над предложением.Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
· рынок государственных учреждений — совокупность актов купли — продажигосударственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органоввласти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основныхфункций по отправлению власти.
· рынок промежуточных продавцов — совокупность экономических отношенийлиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другимпотребителям с выгодой для себя.
По общественному разделению труда:
· Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькимирайонами страны;
· Региональный рынок
· Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;
· Мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По уровню насыщения:
· Равновесный рынок — спрос и предложение примерно совпадают;
· Дефицитный рынок — спрос превышает предложение;
· Избыточный рынок — предложение превышает спрос;
По степени зрелости:
· Неразвитый рынок;
· Развитый рынок;
· Формирующийся рынок;
По степени ограниченности конкуренции:
· Свободный рынок — регулируется на основе свободной конкуренции независимыхтоваропроизводителей;
· Монополистический рынок — условия производства и обращений определяетгруппа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;
· Олигополистический рынок — это такой рынок, на котором большая частьвыпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточновелика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;
· Смешанный рынок;
По соответствию действующему законодательству:
· Легальный рынок (открытый, узаконенный);
· Нелегальный рынок («черный» и «серый») — возникаетчаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которыхзапрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любымитоварами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте,при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).
По организации рыночного обмена:
· Оптовый рынок;
· Розничный рынок;
· Экспортный рынок;
· Импортный рынок;
С учетом ассортимента товаров:
· Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;
· Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;
· Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанныхмежду собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных междусобой потребностей;
· Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанныемежду собой;
По отраслям
· Автомобильный
· Нефтяной
· И др.
По характеру продаж
· Оптовый
· Розничный
Глава 2. Основные черты рыночной экономики
Как уже отмечалось, рыночная экономика — это экономика, базирующаясяна частной собственности, которая обеспечивает экономическую свободу субъектов экономическихотношений, и на рыночном механизме координации их действий.
В рыночной экономике хозяйствующие субъекты принимают решениясамостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координируетэти решения, посредством рынка бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решенияучитываются, суммируются, взаимно уравновешиваются и направляются на удовлетворениеобщественных потребностей.
Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет ввиду содействовать общественной пользе. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес.преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели,которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы,он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательностремится к этому».
В качестве такой «невидимой руки» и выступает рыночныймеханизм.
Основные черты рыночной экономики
Наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности,обеспечивающих экономическую самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.Экономическая свобода дает производителю возможность выбора видов и форм деятельностии осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме, а для потребителя- возможность в пределах своих денежных доходов для удовлетворения своих потребностейпокупать те товары и услуги, которые они считают необходимыми. Свобода потребительскоговыбора имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательствапроизводна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличаетсуверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должно производиться.
Рынок представляет собой многосложную систему, посредством которойбесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируютсяи взаимно уравновешиваются.
· Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечиваетсамонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования;
· Всеобщность рынка — проникновение рыночных отношений во все сферыобщественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являютсяземля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д.Однако в любой рыночной экономике есть сферы, на которые рыночные отношения не распространяютсяи которые централизованно регулируются государством;
· Контрактные (договорные) отношения между взаимодействующими экономическимисубъектами. Отношения между последними устанавливаются не государственными планами,программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов,соглашений. При этом договор — это не только юридически оформленный документ, нопрактически любое экономическое действие (покупка товара в розничном магазине — это контракт между продавцом, который должен предоставить товар, и покупателем,который должен его оплатить). Контракт — это любой акт экономического взаимодействия,который в явном или неявном виде предполагает соблюдение сторонами определенныхусловий. Именно через договоры, контракты независимые субъекты рынка реализуют своиинтересы. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательностиих соблюдения;
· Экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики всякоепредприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно,само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами.В рыночной экономике ответственность возникает и становится действительной в силугосподства частной собственности;
· Конкуренция, состязательность, объективно порождаемая свободой предпринимательства,свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами,стремящимися добиться своих целей за счет конкурентов, и конечное соглашение междуними приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляетих производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить ихнаиболее эффективным способом;
· Свободное ценообразование. В рыночной системе цены никем не устанавливаются,они являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Цена в рыночной экономике- это важнейший инструмент, который обеспечивает эффективное распределение ограниченныхресурсов общества в соответствии с его потребностями.
Все эти особенности рыночного хозяйства и предопределяютхарактер ответов на основные вопросы экономики:
“Что производить?” — решает покупатель(потребитель), который предъявляет спрос, а производитель стремится удовлетворитьжелание потребителя.
“Как производить?” — на этот вопросотвечает производитель: «так, чтобы максимизировать прибыль».
“Для кого производить?” — для того,кто предъявил спрос, кто может купить.
Исторический опыт доказал, что рыночная организацияэкономики оказалась наиболее эффективной экономической системой, прежде всего потому,что она требует наименьших издержек при решении основных вопросов экономики.
Если сравнивать рыночную систему с командно-административной(централизованно-управляемой), то к преимуществам рыночной экономики следует отнести:
· высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностейлюдей, повышению качества товаров и услуг;
· свободу выбора и действий потребителей и производителей;
· эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностямиобщества;
· гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
· максимальное использование достижений и стимулирование научно-техническогопрогресса;
· невозможность хронического товарного дефицита. Неудовлетворенный спросведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитногопродукта, тем самым снимая проблему дефицита;
· создание стимулов к труду. Единственно, что дефицитно в условиях рынка- это деньги, но их дефицитность и заставляет людей работать.
· Однако при всех достоинствах рынка надо помнить о том, что он имеетсвои пределы в возможностях оптимально распределять ресурсы и целый ряд имманентно(внутренне) присущих ему недостатков 12.1 Конкуренция
Совершенная конкуренция этосоперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемыидентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
· наличие большого числа фирм, производящиходин и тот же вид товара, множество покупателей
· возможность свободного доступатоваропроизводителей к различным производственным секретам;
· однородность продукции, производимойразличными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего измножества фирм;
· хорошее знание рынка покупателямии продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложениена товары.
· полную мобильность всех ресурсов
В реальной действительности существуют обстоятельства,значительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершенную конкуренцию внесовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенция,как возможность, превращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствамии, в конечном счете, уровнем экономического развития.
Совершенная, илисвободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIXв. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и ихобъединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государствана рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие отсовершенной она ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколькомоделей несовершенной конкуренции.
Одна из моделей- монополия, олигополия,
Методы конкурентнойборьбы. В современных условиях используютсясиловые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы,как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбиваниецен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д.Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов,шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странахприменяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольновысоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разныхместностях, демпинговые, бросовые цены).
Появляются и методынеценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы:конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция попродукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпускапродукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той жецены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видовконсервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.
Конкуренция поусловиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателейк товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию,Льготы при покупке для постоянных покупателей.
Особыми методаминеценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означаетпользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е.долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственногоназначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизингестроятся на условиях договора купли-продажи.
Классикимарксизма о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельсопределял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданскомобществе войны всех против всех.1Закон капиталистической конкуренции, по Марксу,основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различалдве формы капиталистической конкуренции: внутри — и межотраслевую.
Внутриотраслеваяконкуренция — конкуренция между предпринимателями,производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получениесверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которыеобразуют общественную стоимость. Общественную стоимость товаров, которая устанавливаетсяв результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс назвал рыночнойстоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последнейоказывает влияние спрос к предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночнаяцена устанавливается выше стоимости и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводитразличные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливаетнеравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.Стимулируя технический прогресс н повышение производительности труда на предприятиях,она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческуютайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительныецели.
Межотраслеваяконкуренция — это конкуренция междупредпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложениякапитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективныефакторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предпринимательнезависимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыльне меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов изодних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблютсявокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированныйкапитал, называется средней прибылью.
Схематично рыночная организация экономики может бытьпредставлена моделью кругооборота товара и денег — моделью, характеризующейвзаимосвязь рынков товаров и рынков ресурсов, фирм и домашних хозяйств (рис.1).
Кругооборот товара и денег. Виды рынков
/>
Рис.1. Кругооборот товара и денег
При построении этой модели делается ряд допущений:
· в модели представлены только два хозяйствующих субъекта: домашниехозяйства и фирмы, и отсутствует третий хозяйствующий субъект — государство;
· не учитываются внешнеэкономические связи;
· игнорируются взаимные расчеты между фирмами;
· не рассматривается рынок денежных средств;
· принимается, что все доходы домашних хозяйств превращаются в платежеспособныйспрос. Рассмотрим отдельные составляющие модели.
2.2 Система рынков и цен
Рынок товаров сводит вместе домашние хозяйстваи фирмы. На этом рынке домашние хозяйства выступают как покупатели, фирмы — в качествепродавцов произведенных товаров. На рынке ресурсов их роли меняются: фирмы выступаютв качестве покупателей ресурсов, а домашние хозяйства — в роли их продавцов.
Домашние хозяйства, продавая принадлежащие имна правах частной собственности факторы производства, получают доход. На полученныедоходы, состоящие из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйстваприобретают необходимые им товары и услуги.
Фирмы, покупая на рынке ресурсов у домашниххозяйств труд, землю, капитал, производят товары, которые продают на рынке товаровв ответ на предъявляемый домашними хозяйствами платежеспособный спрос, образуемыйдоходами, полученными домашними хозяйствами.
Внутренний контур показывает физическое движениетоваров и ресурсов (факторов производства) между домашними хозяйствами и фирмами.Потоки ресурсов направлены от домашних хозяйств к фирмам (в нижней части внутреннегоконтура). Товары и услуги, производимые фирмами, движутся в обратном направлении- от фирм к домашним хозяйствам (в верхней части контура).
Внешний контур показывает потоки платежей вденежном выражении. Потоки доходов движутся от фирм к домашним хозяйствам (в нижнейчасти контура). Выходящий из сектора домашних хозяйств денежный поток, представляющийсобой сумму платежей за товары, движется от домашних хозяйств к фирмам (в верхнейчасти контура)
Предприятия через рынок факторов производства покупаюту домохозяйств необходимые им ресурсы (5 и 6), производят необходимые товары и услуги(7 и 8) и продают их через рынок продуктов домохозяйствам. В результате издержкифирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступаютна рынок продуктов, а затем на счета фирм в качестве доходов (4).
В более полной модели кругооборотамы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений.
/>
Рис.2. Полная модель кругооборота доходов
Государственные расходы(9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредованныеэтим потоки ресурсов и продуктов в государственный сектор оказывают влияние на распределениедоходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств
Модель кругооборота товара и денег позволяет сформулироватьряд важнейших положений, касающихся организации рыночной экономики:
· оплачивая факторы производства и формируя доходы домашних хозяйств,фирмы сами создают условия реализации произведенных товаров;
· для равновесия всей системы необходимо, чтобы спрос, предъявляемыйдомашними хозяйствами, равнялся стоимости произведенной продукции;
· величина общего объема произведенной продукции в денежном выраженииравна сумме доходов, полученных на вложенные факторы производства.
Рыночная экономика представляет собой совокупность огромногоколичества, типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками.Исходя из этих различий, все рынки можно объединить в отдельные группы.
Группировка рынков на основе их разнообразных признаковпредставлена в таблице 1.
Таблица 1. Виды рынков
/>
Необходимым условием нормального функционирования рынковявляется наличие рыночной инфраструктуры — совокупности отраслей, систем, фирм,опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка:
· биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.);
· аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
· кредитная система и коммерческие банки;
· государственные и негосударственные службы занятости;
· информационные технологии и средства деловой коммуникации;
· рекламные агентства;
· торговые палаты;
· аудиторские компании и т.д.
Цены.
На выбор фирмой ценовой стратегии влияет размерфирмы. Бесспорными ценовыми лидерами являются крупные фирмы. Малые предприятияввиду ограниченности финансовых возможностей, зависимости в рамках олигополиичасто скованы в ценовых решениях. Чем выше ступень дифференциации продукции покачеству, тем выше роль цен, но при этом усложняется ценообразование. Ценаявляется более важным элементом маркетинга для фирм-продавцов, чем дляфирм-производителей. Для фирм-продавцов ценовые стратегии более обширны,разнообразны и должны быть быстрыми и точными. Свобода действия фирмы в областицен зависит от степени прямого или косвенного вмешательства государства,профсоюзов, потребителей. Роль маркетинговых стратегий цен зависит от степенивзаимосвязи цен с другими элементами комплекса маркетинга.
Роль цены в обеспечении рыночного успеха зависитот того, в какой рыночной ситуации реализуется та или иная ценовая стратегия.Любая фирма находится и действует в конкретных рыночных ситуациях, средикоторых можно назвать четыре наиболее важные.
Первая ситуация. Фирма должна установить цену натовар впервые. Это случается тогда, когда фирма или вводит свой новый товарвпервые на внутренний рынок, или вводит традиционный товар на внешний рынок,или использует новый канал распределения или новый сегмент рынка.
Вторая ситуация. Конкурент изменяет цену своеготовара. Эта ситуация вынуждает фирму отреагировать на такой шаг конкурента ипринять соответствующее решение на основе анализа следующих проблем:
· ответить ли также изменением цены своего товара;
· если да, то, на каком уровне установить свою цену;
· ввести ли в действие вместо новой цены (или параллельно с ней)какую-либо неценовую стратегию, что могло бы нейтрализовать последствияизменения цены конкурентом.
рыночная экономика цена рынок
В условиях сильной конкуренции реакция фирмы паизменение цепы конкурентом должна быть быстрой. Поэтому фирмы должнырасполагать заранее подготовленными программами принятия ценовых решений.
Третья ситуация. Фирма сомневается, что текущаяцена на ее товар находится на правильном уровне или со стороны спроса, или состороны издержек производства (например, в зависимости от жизненного циклаизделия, под давлением сильной инфляции, под давлением политических факторов и т.д.).
Четвертая ситуация. Фирма производит товар,который дифференцируется по показателям качества (например, копировальныемашины малой, средней, высокой скорости). Между этими товарами имеется связь ипо спросу, и по издержкам производства. Здесь возникает проблема определениятаких оптимальных цен для каждого вида товара, чтобы каждый из них продавался,приносил прибыль, а покупатели не переключались с менее совершенных на болеесовершенные изделия.
Для формирования ценовой политики и принятиярешений по ценам необходима обширная маркетинговая информация следующегосодержания.
1. Какова емкость рынка? Каковы перспективыпродаж? Каковы сегменты рынка, на котором продастся товар; каким образом онивзаимодействуют друг с другом? Каковы критерии сегментирования рынка? Какосуществляется большинство сделок — прямо или косвенно? Какие формыпосреднических соглашений типичны на этом рынке? Какие формы торговлииспользуются? Кто является покупателями на конкретном рынке, их типы, группы?
2. Каковы требования покупателей к товару исоответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению услуг? Кто основныеконкуренты? Какие конкурирующие товары продаются? Какова доля рынка товарафирмы и товаров конкурентов? Изменяется ли доля рынка отдельных товаров? Каковофинансовое положение конкурентов? Каковы предполагаемые действия конкурентов вслучае изменения условий рынка? Каковы возможности для изменения цен?
3. Какова оценка покупателем цены товара фирмы,цен товаров-конкурентов, цен товаров-заменителей? Каковы цепы конкурентныхтоваров? Имеется ли товар, занимающий лидирующее место по цене? Каковаэластичность спроса по цене? Каковы особенности рынка в отношении цен и ихструктуры: скидки, возможности предоставления кредита, мероприятия постимулированию сбыта?
4. Каковы объемы производства и складские запасыфирмы в настоящее время? Какие издержки соответствуют этим уровням производстваи складских запасов? Какое влияние изменение объема производства и складскихзапасов окажут на уже сложившиеся затраты? Какие затраты имеют отношение кпринятию решений по ценам? Если методы определения структуры затрат не являютсяподходящими для принятия решений по цепам, возможно ли получить другуюинформацию, удовлетворяющую требованиям?
5. Каково соотношение между выручкой от продажи,прибылью, затратами и его влияние на другие товары? Каково влияние объемапроизводства на выручку от продажи и прибыль? Какое влияние на выручку отпродажи и прибыль оказывают расходы по стимулированию сбыта? Какова у фирмыдоля прибыли в цепе единицы товара, отличается ли она от аналогичногопоказателя у конкурентов?
6. Какое влияние на рынок в целом, на отдельныефирмы оказывает правительство? Какие фирмы являются основными поставщикамиправительственных организаций? 2.3 Частный тип собственности
В зависимости от того, кто является субъектом собственности,выделяются ее виды и формы (см. рис). В Российской Федерации носителями прав государственнойсобственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемыесоответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями правмуниципальной собственности являются органы местного самоуправления.
Таблица 2Структура видов и форм собственности в РФ
Вид
собственности Государственная Муниципальная Частная Общественных организаций
Форма
собственности
Федеральная,
Субъектов федерации
Районная, городская,
поселковая, и т.д. Граждан
Общественных организаций,
партий, церкви и т.д.
Основой современной рыночной экономики, в том числеи регулируемой государством, выступает />частная собственность/> в ее разнообразных типах/> и формах. Многообразиеформ собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономическихотношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие/>типов и форм />частной собственности/>: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность(лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальноечастное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму,акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированнойили огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественныхпотребностей и более полно отражает их.
Выводы:
Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее,обладает рядомпреимуществ, присущих только ему:
· эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченностиресурсов;
· возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченнойинформации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках);
· гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировканеравновесия;
· оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальнуюприбыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производствоновейшие технологии);
· регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т.е.свобода выбора и действий экономических субъектов;
· способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышениюкачества товаров и услуг.
Вместе с тем рынок имеет и существенныенедостатки:
· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
· не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимызаконодательные акты);
· не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективногопользования (образование, здравоохранение, оборона);
· не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует правона труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;
· не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;
· не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемыи спады, инфляция, безработица и т.д.).
Заключение
В самом общем виде рынок — это система экономических отношений,которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров,а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарногопроизводства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты,которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночныхсвязей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляетсферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производстваи потребления.
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящимиперед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должныбыть предложены потребителям?
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следуетприменить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то естькто может претендовать на их получение в свою собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, черезкоторые он решает центральные проблемы экономики.
Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуетсяне только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаютсяспособом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и отпродавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночныхпроцессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства,а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной,так и духовной сферой. В соответствии с этим/> рынок имеетмногообразную структуру.
Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие«инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменныхопераций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативностьи эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущиеот потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителями адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственныйпроцесс.
Роль рынка в общественном производстве играет большую/> роль: он подает сигнал производству — что, в каком объеме,и какой/> структуре следует производить; уравновешивает спроси предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителейв соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночногоспроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает»устаревшее производство.
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем,насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложилпокупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителемв конкурентной борьбе.
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны,вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой — порождает социальноерасслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайненеобходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов,а также необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночныймеханизм, но не вело его к деформации.
Список использованной литературы
1. Березин И.С., Практика исследования рынков: Как? Кому? Когда? Зачем? Сколько?- М.: Бератор — Пресс, 2003.
2. Интервью с Полом Самуэльсоном. О чём думают экономисты. Беседы с нобелевскимилауреатами / Под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009
3. Микроэкономика: учеб. / Яковлева Е.Б. и др. — 6-е изд. — М.; СПб.: Поиск,2003.
4. Носова С.С. Экономическая теория: учебник для вузов., М.: ВЛАДОС. 1999г.
5. Петти В. Смит А. Рикардо. Антология экономической классики / Д. Т.1., М.:Эконов, 1993.
6. Полтавченко Г.С. и др. Человек и его дело. Основы рыночной экономики. М.:Олма-Пресс: ИПИ, 2003.
7. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. — М.: БИНОМ, 1997
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз,1962
9. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. / Подредакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. — М.: БЕК, 1995.