Рыночная концентрация

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
Определение рынка. 5
Определение показателя размера предприятия. 9
Концентрация производителей и эффект масштаба. 11
Показатели концентрации и ее оценка. 14
Заключение. 22
Литература… 24
Введение
Одним из основных направлений в развитии экономики уже многолет является укрупнение ее субъектов. Предприятия объединяются уже не только врамках отрасли или государства. Возникают транснациональные объединения.
Концентрация производства в общем смысле — это объединениефакторов производства вокруг одного центра.
Географическая концентрация — стремление предприятийобосноваться и развиваться в тех местах, где уже находятся другие предприятия.
До относительно недавнего времени географическаяконцентрация предприятий представляла собой явление, характерное для процессапромышленного развития; стремление добиться наивысшей рентабельности и,следовательно, уменьшения затрат заставляло искать наиболее подходящее дляэтого место:
— расположенное рядом с факторами производства, а именно систочниками сырья, источниками энергии, производимыми уже обосновавшимися тампредприятиями полуфабрикатами, рабочей силой;
— благоприятное с точки зрения сбыта: наличиепотребительского рынка, возможность удобного подключения к транспортной артерии.
Сегодня эти факторы уже не имеют такого значения: прогресс,достигнутый в области транспорта (в техническом плане — это увеличение скоростии надежности, в экономическом — снижение стоимости) делает предприятия, в планеих местоположения, менее зависимыми от источников энергии и сырья и даже отрынков сбыта. Более того, концентрация населения в городах, которая,естественно, произошла вместе с концентрацией развития промышленныхпредприятий, повлекла за собой такие расходы (социально-бытовая сфера) иотрицательные последствия (упадок целых регионов) для местного населения ивластей, что правительства стараются затормозить процесс географическойконцентрации и даже стимулируют децентрализацию промышленности.
Экономическая концентрация — стремление к увеличениюразмеров предприятий.
В принципе, процесс экономической концентрации предприятийпредставляется в значительной степени не зависящим от экономического иобщественного строя, поскольку он вызван стремлением обеспечить более высокуюрентабельность путем снижения издержек, что приводит, естественно, к повышениюпроизводительной мощности предприятий с целью добиться более высокойпроизводительности труда. Однако формы, способы и целевая направленностьпроцесса могут значительно отличаться в зависимости от того, при какомэкономическом и общественном строе он проходит.
В странах с капиталистическим строем этот процесс связан состремлением получить максимальную прибыль, то есть добиться рентабельноститолько в том смысле, в каком ее понимают руководители предприятия. Он реализуетсялибо путем собственного расширения предприятия, увеличения размеров иликоличества его учреждений, либо путем более или менее тесной интеграции сдругими предприятиями. Укрупненные предприятия могут принимать различные формы- трестов, картелей, концернов, холдингов, конгломератов и. т.д. В областисельского хозяйства этот процесс проявляется главным образом в увеличенииразмеров хозяйств, проходящем стихийно или в рамках государственных программ(мероприятия по укрупнению хозяйств). Правда, концентрация сельскохозяйственныхструктур встречает сопротивление со стороны сельского населения, стремящегосязащитить небольшие семейные хозяйства.
Процесс концентрации, по-разному проходящий в различныхсекторах экономики и в разных странах, не является, тем не менее бесконечным. Преждевсего, у него есть технический предел: в рамках того или иного данного рынкарациональное сочетание факторов производства предполагает наличие некоегооптимального размера предприятия, превышение которого влечет за собой снижениерентабельности в результате появления и нарастания негативных явлений(непроизводительное расходование ресурсов, несогласованность действий,усложнение управленческих структур). Кроме того, правительства могут бытьвынуждены приостановить или ограничить процесс концентрации в той мере, в какойон, естественно, сопровождается тенденциями к монополизации. Погоня замаксимальной прибылью, по сути заставляет предприятия извлекать всю возможнуювыгоду из рынка и в то же время на определенном этапе процесса концентрацииподчинять его себе, уменьшая тем самым влияние конкуренции и даже полностью ееустраняя. Вот почему существует антимонопольное законодательство, применяемое,правда, с большей или меньшей степенью решимости и эффективности.
В капиталистических странах процесс концентрации принялмеждународный размах и привел к образованию объединений, для которых несуществует границ и которые сегодня обычно называют транснациональнымикорпорациями; особенно ярким их примером служат нефтяные тресты.
Рассматривая в этой перспективе процесс концентрациипредприятий, можно сказать, что он должен развиваться с большей гибкостью ивместе с тем более последовательно, отдавая предпочтение принципам свободного,естественного расширения и технологической совместимости производственныхединиц.
При любом общественно-экономическом строе процессконцентрации может иметь две формы:
— горизонтальная концентрация, при которой объединяютсяпредприятия, действующие на одной и той же стадии данного процесса производства;
— вертикальная концентрация, при которой объединяютсяпредприятия, включающиеся в дело на различных стадиях процесса производства илизанимающиеся разными, но взаимодополняющими видами деятельности.
Определение рынка
Рынок — базовое понятие микроэкономического анализа. Именнона рынке взаимодействуют фирмы. Параметры рыночного равновесия и возможностиего изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако напрактике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х являетсясовокупность продавцов и покупателей товара Х. Говоря о «товаре Х»,мы можем иметь в виду как единственный продукт, так и группутоваров-заменителей.
Можно ошибиться в сторону преуменьшения числа товаров,которые относятся к данному рынку, утверждая, например, что рынок предполагаетпродажу только однородного товара. В этом случае рынок будет определен слишкомузко, например рынок стирального порошка «Тайд». Компания,производящая соответствующий стиральный порошок, будет выглядеть монополистомна таком рынке. На самом деле, несмотря на разницу потребительскиххарактеристик различных марок стиральных порошков и моющих средств, компании,производящие эти товары, будут активно конкурировать друг с другом.
Можно ошибиться и в сторону слишком расширенного толкованиярынка: два товара принадлежат одному и тому же рынку, если они являютсязаменителями (субститутами). В этом случае монопольная власть фирмы на рынкенедооценивается, ибо товары всегда отличаются либо качеством, либо местомпродажи, либо доступностью для определенной категории потребителей, либоналичием информации о товаре. В пределе вся экономика может быть представленакак единый рынок, где разные товары в какой-то степени заменяют друг друга. Однакотакой подход неприемлем для характеристики форм и методов конкуренции и монопольнойвласти фирм на рынке — что входит в предмет теории организации промышленности.
Определение рынка связано с целью исследования. Например,если добыча угля рассматривается для исследования эффективности политики вобласти энергетики, тогда следует определить рынок электроэнергии широко, т.е. рассматриватьодновременно добычу угля, газа, нефти и производство атомной энергии. Еслианализируются слияния двух компаний, добывающих уголь, то здесь угольнаяпромышленность должна трактоваться в наиболее узком смысле.
Идентификация рынка, очевидно, будет зависеть от широты илиузости задания его границ. Выделяют несколько видов границ рынка: товарные(продуктовые) границы, отражающие способность товаров заменять друг друга впотреблении; временные границы, связанные с существенным изменением условийспроса и предложения во времени; географические границы. Необходимая широта илиузость границ в каждом конкретном случае зависит, во-первых, от особенностейтовара, во-вторых, от целей анализа. Так, для товара длительного пользованиявременные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товаратекущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будетотноситься большее число наименований продукции, чем для товаровпроизводственно-технического назначения. Определение географических границрынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональномили мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения нарегиональный рынок «внешних» продавцов, во-вторых.
Один из непростых вопросов — вопрос о соотношении рынка иотрасли. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкиепродукты, с использованием близких ресурсов и близких технологий. Различиямежду рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемойпотребностью, а отрасль — характером используемых технологий. Отождествлениеотрасли и рынка, как правило, неприемлемо — товары, реализуемые предприятиямиотрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть исовершенно независимыми товарами. В свою очередь рынок и подотрасль, выделяемаяв рамках конкретной отрасли на основании производства близкихтоваров-заменителей, иногда могут рассматриваться в качестве взаимозаменяемых междусобой понятий. Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированыпредприятия подотрасли. Когда мы говорим далее об отрасли (рынке), мы будемподразумевать именно предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемыхпродуктов и одновременно конкурирующие друг с другом в сфере реализации этихпродуктов.
Дж. Робинсон предложила следующее определение рынка, котороес небольшими вариациями используется антимонопольными комитетами многих стран. Рыноквключает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будетнайден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции(замещения) характеризуется показателем перекрестной эластичности спроса поцене. Как только перекрестная эластичность становится меньше определеннойзаданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, азначит, и о границе рынка. Задавая различные значения перекрестнойэластичности, мы можем получать разные масштабы рынка [2. c38].
В странах Европейского экономического сообществаиспользуются и другие критерии выделения рынка.
1. Показатель изменения выручки при изменении цены. Пусть,например, цена товара А возросла. Рассмотрим, каким образом изменилась выручкапроизводителей данного товара. Если выручка выросла (или соответственно приростприбыли продавцов положителен), рынок ограничен только товаром А. Если жевыручка сократилась (прирост прибыли производителей отрицателен или по крайнеймере неположителен), то, следовательно, существует близкий заменитель, товар В.Поэтому неправомерно говорить о рынке товара А, надо искать товар В и проверятьснова по предложенной методике рынок товара. Таким образом, динамика выручки иприбыли фирм-производителей при достаточно длительном росте цены указывает награницы рынка. Этот критерий основывается на принципе показателя прямойэластичности спроса по цене. При достаточно агрегированном определении рынкаспрос на таком рынке должен быть достаточно неэластичным. В этом случае ростцены продавцов приводит к увеличению их выручки.
2. Корреляция цен товаров во времени. Положительнаякорреляция движения цен товаров в течение продолжительного времени (5-10 лет) свидетельствуето том, что товары являются устойчивыми субститутами, т.е. составляют один рынок.Легко заметить, что этот критерий, так же как и определение рынка, используемоеДж. Робинсон, базируется на концепции перекрестной ценовой эластичности. Еслитовары А и В служат близкими заменителями, рост цены на товар А приводит кувеличению спроса на товар В и при прочих равных условиях — к повышению ценытовара В.
3. Географическая ограниченность рынка. В качестве критерияпринадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяютодинаковые условия конкуренции, такие как взаимосвязанность спроса, отсутствиетаможенных барьеров, сходные национальные (местные) предпочтения,несущественные различия в ценах, относительно небольшие транспортные издержкивнутри региона, замещаемость в предложении.
Выявив границы рынка, мы должны определить фирмы,производящие товар на этом рынке. Насколько верно определен круг предприятий,действующих на нашем рынке, можно проверить с помощью двух показателей: показателяспециализации и показателя охвата.
— Показатель специализации — отношение объема продаж данноготовара к объему продаж всех товаров фирмами, отнесенными нами к данной отрасли.Аналогичный показатель можно рассчитать и для отдельного предприятия.
— Показатель охвата — отношение объема продаж данного товарапредприятиями, отнесенными нами к данной отрасли, к общему объему продаж данноготовара всеми отраслями.
Исследование концентрации продавцов на рынке приведет ккачественным результатам в том случае, если показатель специализации ипоказатель охвата достаточно велики. Определение показателя размера предприятия
Показатели уровня концентрации строятся на основесопоставления размера предприятия (фирмы) с размером рынка, на котором онодействует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем вышеконцентрация производителей (продавцов) на этом рынке.
Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что можносчитать размером предприятия? Существуют четыре основных показателя,характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:
— доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
— доля занятых на предприятии в общей численности занятых впроизводстве данного продукта;
— доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всехфирм, действующих на рассматриваемом рынке;
— доля добавленной стоимости на предприятии в суммедобавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
Результаты расчета показателей концентрации могутсущественно зависеть от выбора меры размера фирмы. Например, если крупные фирмыиспользуют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровеньконцентрации, измеренный по стоимости активов, будет больше уровня концентрациидля той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости. На уровеньконцентрации, выраженный через добавленную стоимость, будет влиять вертикальнаяинтеграция. Если крупные фирмы интегрированы в большей степени, чем средние имелкие, то использование добавленной стоимости в качестве показателя размерафирмы даст более высокий уровень концентрации, чем объем продаж. Кроме того,существует проблема диверсификации: для фирм, чья деятельность протекает вразных подотраслях и на разных рынках, трудно выделить занятость, объем продажили величину добавленной стоимости, которые приходятся на данный рынок.
Иногда размер крупнейших фирм может служить характеристикойконцентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определениядоминирующего положения в России (признаком доминирования служит контроль неменее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка). [1. c45].
Рис. 1
/>
Концентрация производителей и эффект масштаба
Концентрация производителей на отраслевых рынках приводит кросту размеров фирм. Вслед за Винером, проводившим исследование кривых затрат,в анализе отраслевой организации рынков принято считать, что размер фирм и ихчисло в отрасли связаны с уровнем отдачи от масштаба производства. Это, какправило, проявляется в том, что крупным субъектам рынка удается производить исбывать изделия с менее высокими средними издержками, чем это могут себепозволить относительно небольшие производители. Экономия на затратах при ростемасштабов производства получила название эффекта масштаба. Достаточно частоэффект масштаба анализируется с трех точек зрения:
выпуска одного вида продукции;
выпуска всей продукции одного предприятия;
выпуска продукции компании, состоящей из несколькихпроизводственных единиц.
Каждый из названных аспектов требует специальногорассмотрения. Мы же отметим лишь общие моменты. К ним относится прежде всего тообстоятельство, что крупные фирмы способны сократить перерывы в процессепроизводства. Это выражается и в сокращении времени наладки оборудования,приходящегося на единицу производимого изделия, и в более рациональнойорганизации производственной деятельности, и в росте опыта работников фирмы.
Кроме того, с увеличением масштабов производства снижаютсязатраты на единицу продукции в связи с тем, что, хотя накладные расходы вэффективно работающих фирмах растут, удельный вес в затратах на единицу изделиясокращается. Оптовая закупка ресурсов позволяет крупным фирмам, с однойстороны, добиваться снижения цен на ресурсы, с другой — более рационально ихиспользовать. К тому же у крупных фирм налажены устойчивые связи как с поставщиками,так и с организациями дистрибьюции и транспортными компаниями.
Следует также иметь в виду, что в крупных фирмах, какправило, концентрируются более квалифицированные инженеры, специалисты,рабочие, поскольку они способны обеспечить приличный уровень вознаграждения ипредоставляют возможность трудиться на передовой технике. /> />
Вместе с тем рост размеров предприятия не безграничен. Кривые обучения по мерероста фирмы становятся более пологими. Рост вознаграждения за труд постепенноприостанавливается. Необходимость в рабочей силе приводит к расширениюгеографии ее привлечения. Рациональность переработки ресурсов при использованиитрадиционной технологии постепенно достигает некой стабилизации. Снижаетсяскорость доставки ресурсов на фирму и усложняется доставка готовой продукции. Даи управлять крупным подразделением сложнее, чем мелким. Следовательно, растут ивсе виды расходов. Это означает, что эффект масштаба имеет свои пределы. Отсюдапоявляется необходимость оптимального сочетания темпов роста фирмы и измененияиздержек производства на единицу продукции. Как отмечают зарубежныеисследователи, форма графика функции долгосрочных средних издержек взависимости от роста объема производства становится такой, как показано на рис.2
/>

АВQ
Рис.2 Типичный график функции долгосрочных средних издержекв зависимости от роста объема производства:
LRAC — кривая долгосрочных средних издержек
До некоторого минимально эффективного уровня выпускапродукции (на рис.2 это отрезок ОА) эффект масштаба значителен, что проявляетсяв снижении средних издержек по мере наращивания объемов производства имасштабов выпуска. С помощью организационно-технологических преобразованийможно несколько увеличить размеры фирмы за пределы отрезка ОА, однако в точке Внаступают отрицательные последствия чрезмерного роста масштабов производства ибудет наблюдаться рост средних издержек.
Таким образом, эффект масштаба всегда исторически конкретени зависит от того, насколько быстро изменяется технология производства,насколько интенсивно совершенствуется система управления фирмой, как точновысший менеджмент компании уловит ту точку, в которой следует изменитьотношение к росту масштаба производства.
Плодами эффекта масштаба удается воспользоваться не всемфирмам, а лишь немногим счастливчикам. И те фирмы, которым это удается,очевидно, имеют отличный от других механизм перераспределения ресурсов. Следовательно,в структуре отраслевого рынка однородности природы фирм не наблюдается, хотя быпо отношению к тому, насколько каждая из них умеет воспользоваться эффектоммасштаба.
Эффект масштаба схематично представлен на рисунке 3.
/>
Рис. 3.Показатели концентрации и ее оценка
Индекс концентрации измеряется как сумма рыночных долейкрупнейших фирм, действующих на рынке:
/>
где Yi — рыночная доля i-той фирмы;
k — число фирм, для которых высчитывается этот показатель.
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм вотрасли (при этом k, n — число фирм в отрасли). Рыночная доляизмеряется в относительных долях (0
С этой особенностью индекса концентрации связана возможнаянеточность при его использовании.
Недостаточность индекса концентрации для характеристикипотенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражаетраспределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами — междуфирмами-аутсайдерами. Для решения этой проблемы в странах Европейского экономическогосообщества активно используется индекс Линда, характеризующий соотношение долейкрупнейших фирм на рынке. Кроме того, дополнительную информацию о распределениирынка между фирмами предоставляют другие показатели концентрации.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратовдолей всех фирм, действующих на рынке:
/>
Индекс принимает значения от 0 (в идеальном случаесовершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый изкоторых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действуеттолько одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли впроцентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значениеиндекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
Начиная с 1982 г. индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основнымориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основноепреимущество — способность чутко реагировать на перераспределение долей междуфирмами, действующими на рынке. Табл.4 показывает, как меняется значениеиндекса Херфиндаля-Хиршмана при увеличении доли крупнейшей фирмы на рынке. Еслидоли всех фирм одинаковы, то HHI=1/n
Рост доли крупнейшей фирмы на рынке, например с 40 до 70%,вызывает повышение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана гораздо болеесущественное, нежели с 1 до 30% (0.16-0.49 против 0.0001-0.09, на 33% -ныхпункта против 8.99). Этот рост адекватно отражает усиление монопольной власти,когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. ИндексХерфиндаля-Хиршмана предоставляет информацию о сравнительных возможностях фирмвлиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная властьдоминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка,сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точнотак же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладатьприблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что идоминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.
Таблица 1. Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана отрыночной доли доминирующей фирмы
/>
Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано споказателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:
/>
где n — число фирм на рынке;
s2 — показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный />;
причем Y — средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n.
Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние наиндекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними.Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсииравен нулю и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числуфирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются ихдоли, тем выше значение индекса.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана благодаря чувствительности кизменению рыночной доли фирмы приобретает способность косвенносвидетельствовать о величине экономической прибыли, полученной в результатеосуществления монопольной власти.
Ниже мы покажем связь значения индекса с показателеммонопольной власти Лернера.
Индекс энтропии показывает среднее значение логарифмавеличины, обратной рыночной доле, взвешенное по рыночным долям фирм:
/>
Коэффициент энтропии представляет собой показатель, обратныйконцентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке.
Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующихна рынке, используется показатель разброса логарифмов рыночных долей фирм,показатель дисперсии:
/>
где Yi — доля фирмы на рынке;
Y — средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n;
n — число фирм на рынке.
Чем больше разброс, тем выше концентрация продавцов на рынке.Однако разброс логарифмов не дает характеристику относительного размера фирм; длярынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка с 100 фирмами одинаковогоразмера разброс логарифмов в обоих случаях будет одинаков и равен нулю, ноуровень концентрации будет, очевидно, различным. Поэтому разброс логарифмовможно применять только в качестве вспомогательного средства, скорее для оценкинеравенства в размерах фирм, чем для оценки уровня концентрации.
Индекс Джини представляет собой статистический показательвида
/>
где Yi — объем производства i-той фирмы;
Yj — объем производства j-той фирмы;
n — общее число фирм.
Индекс Джини удобно проиллюстрировать с помощью кривойЛоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либопризнака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязьмежду процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом,от мельчайших до крупнейших фирм.
/> Рис.4. Кривая Лоренца и коэффициент Джини для рынка А. 1 — кривая Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей; 2 — фактическая кривая Лоренца.
Индекс Джини можно выразить следующим образом:
/>
Расчет индекса Джини показывает, что в данном случае онсоставляет приблизительно 0.18. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерностьраспределения рыночных долей между продавцами, и, следовательно, при прочихравных условиях выше показатель концентрации.
При использовании индекса Джини для характеристикиконцентрации продавцов на рынке следует учитывать два важных момента. Первыйсвязан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показательразброса логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей.Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делятмежду собой рынок на 10 000 равных долей, и для рынка дуополии, где две фирмыделят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй моментсвязан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимознание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.
В экономической теории и практике не существуетединственного показателя уровня концентрации в отрасли. В разных исследованияхи для разных целей могут использоваться различные показатели концентрациипродавцов на рынке. Для оценки достоинств показателя концентрации применяютсяправила, предложенные Ханна и Кейем.
Идеальный показатель концентрации продавцов долженудовлетворять следующим требованиям.
— Пусть показатель концентрации рассчитывается не для n фирмна рынке, а для k фирм при k
— Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой фирмы,то показатель концентрации возрастает.
— Вход новой фирмы на рынок понижает уровень концентрации(при условии, что размер фирмы ниже некоего значимого уровня).
— Слияния и поглощения увеличивают степень концентрации.
Индексы Херфиндаля-Хиршмана и энтропии отвечают всемперечисленным условиям. Другие индексы отчасти согласуются с этими условиями.
В таблице 2 рассматриваются научные подходы к управлениюконцентрацией производства.
Таблица 2 – Основные элементы научных подходов к управлениюконцентрацией производстваПризнак Технологический Типологический Системный Системно-Комплексный Системно-Синергетический Основание классификации Технология производства Тип предприятий Направления увеличения объема выпуска продукции Элементы системы Объект исследования Часть предприятия, его операционная подсистема Предприятие в целом Взаимосвязь Отмечают организационную связь концентрации с другими формами организации производства Характер проявления форм Специфические формы концентрации производства Унифицированный характер форм концентрации Универсальный характер, предполагающий многовариантное состояние Универсальный характер, учитывающий специфичность функционирования организаций Специфика развития Присутствует отраслевая, рыночная и продуктовая специфика Отсутствует Проявляется в многовариантности сочетания форм Полиморфный характер сочетания форм, учитывающий специфику взаимосвязей Направленность развития От простых форм (агрегатная) к более сложным (заводская) Процесс отражается одной из конечных форм, не предполагающей дальнейшее развитие. Предполагает множество состояний, с возможностью перехода друг в друга. Предполагает множество состояний, направленных в едином русле развития Доминирующая форма эффекта концентрации производства Эффект масштаба производства Эффект масштаба производства, интеграционный эффект синергетический эффект, эффект масштаба производства Эффект от масштаба производства Достигается за счет устранения «узких» мест в технологической цепочке. Достигается за счёт комплексного использования ресурсов Достигается за счет эффективной организации производственного процесса Основан на комплементарном эффекте задействованных ресурсов.
Заключение
Под рыночной концентрацией (концентрацией продавцов илипокупателей) понимается плотность размещения рыночных структур и совокупностьразных удельных весов агентов рынка по объему предложения и спроса. Малое числофирм на рынке, а значит, и их малая плотность свидетельствует о высоком уровнеконцентрации продавцов. В предельном случае плотность равна единице, т.е. соответствуетмонопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке, чем больше они отличаютсядруг от друга по объему реализации товара, тем выше уровень концентрациипродавцов на рынке.
Аналогичные зависимости характерны и для оценки концентрациина рынке покупателей. Чем меньше покупателей на рынке, тем выше уровень ихконцентрации. В предельном случае плотность покупателей равна единице, т.е. соответствуетрынку монопсонии. При заданном числе покупателей, чем больше они отличаются пообъему спроса, тем выше концентрация покупателей на рынке.
Методы анализа эволюции структуры (с позиции концентрации) длярынка и производства отличаются. В первом случае основное внимание уделяетсяконкуренции и наличию потенциальной возможности захвата рынка. Во второмизмеряется либо распределение субъектов производства по размеру, либо погеографическому признаку.
Можно предположить, что в данных условиях очевидныминаправлениями эволюции рынка будут как бурный рост числа новых мелких компаний,в состав которых входит единственное предприятие, так и дальнейшееразукрупнение очень больших старых производственных структур. При равныхусловиях это приведет к дальнейшему снижению концентрации, что отчасти сегодняи наблюдается.
Обобщая изложенное в данной контрольной работе, нетрудноприйти к выводу, что концентрация производства подвержена влиянию совокупностимножества факторов. Их число и соотношение, применительно к условиямконкретного времени и места, может быть различным. Факторы концентрациипроизводства относятся к числу динамичных. Изменение их состава и характерапроисходит в связи с изменением факторов. Их число и соотношение зависят отособенностей экономической системы общества и характера общественного строя вцелом, поступательного развития научно-технического прогресса,экономико-географических условий конкретной территории и многих других.
Все больший удельный вес в экономике большинства странначинает приобретать сфера нематериального производства, или, как ее иногданазывают, сфера услуг. Она с полным правом должна входить в общественное производство,поскольку обществу важно производить не только средства для жизни, но иосуществлять производство самой жизни во всех ее формах. Вот почему в составеобщественного производства все более значимыми становятся такие его сферы, какздравоохранение, образование, информационное обслуживание, и другие. Объекты,представляющие названные и другие сферы общественного производства, такжеподлежат концентрации в географическом пространстве со всеми присущими этомупроцессу закономерностями.
Литература
1.   Л.В. Рой,В.П. Третьяк «Анализ отраслевых рынков», Учебник, М.: Инфра-М, 2008.- 442с.
2.   Ю.В. Тарануха«Экономика отраслевых рынков», Уч. пособие, М.: Дело и сервис, 2002.- 240с
3.   Журнал «Проблемытеории и практики управления», 5/2004.
4.   Журнал «Банковскоедело», 8/2007