Рыночные структуры в российской экономике

/> 
Московский Городской Институт Юриспруденции
Факультет финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: «Рыночные структуры вроссийской экономике»
по дисциплине: «Экономика предприятия»
Руководительработы: Артёмов С.В.        
Студент:Савёлов П.С.                                  
Специальность:Финансы и кредит           
Группа:ЮФАТ-12/3-СС-2                           
Проверил:                                                         
Оценка:                                                                              
Москва
2004 г./>/>Содержание.
1. Введение.                                                                                                       3
2. Рыночные структуры                                                                                 13
3. Выводы                                                                                                       18
4. Список литературы                                                                                    19/>/>                                                                      1. Введение                                                      (содержание)
Рынок является одним изшести основных укладов смешанной экономики. Основу хозяйства страны составляюткрупные предприятия, которые создавались в плановой экономике и пока являютсяединственными производителями многих товаров. Это отличает российский рынок отчистого рынка, где существует много продавцов однородных товаров и столь жемного их покупателей. Продукция предприятий измеряется разными денежнымизнаками, а это значит, что на каждый товар образуется много, а не одна цена (вналичных и безналичных рублях, в вексельных и бартерных рублях, в условныхединицах и т.п.). Рыночные реформы еще не завершились, а потому не до концасформировался круг участников рыночных отношений и правила их поведения,включая «рыночные» законы. Рыночный уклад распадается на множество отдельныхрынков, как по группам товаров, так и по территориям. Рынки плохо связаны другс другом и поэтому сохраняются неоправданно большие различия в цене на один итот же товар, который продается в разных городах страны. Рыночные отношениянарушаются и даже заменяются незаконными нормами поведения теневой экономики.Эти и ряд других причин искажают рыночные цены в России и отличают экономикуРоссии от экономики других стран.
СТРУКТУРА РЫНКА
1)   ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУНАЗНАЧЕНИЮ РЫНОЧНЫХ ОБЪЕКТОВ
— Товарный  рынок
— Потребительский рынок
— Рынок средств производства
— Рынок интеллектуального продукта
— Рынок информации
— Финансовый рынок
— Рынок инвестиций
— Рынок кредитов
— Рынок ценных бумаг
— Валютно-денежный рынок
— Рынок труда
2)  ПОГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ
— Местный
— Региональный внутри страны
— Национальный
— Региональный по группе стран
— Мировой
3)   ПО СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
— Свободный
— Монополистический
— Олигополистический
— Монопсонический
4)  ПО ОТРАСЛЯМ
— Автомобильный
— Нефтяной
— Другие
5)  ПО  ХАРАКТЕРУ ПРОДАЖ
— Оптовый
— Розничный
КРУГООБОРОТДОХОДОВ И РАСХОДОВ НА РЫНКАХ
Заработная плата, процент, рента(доход)                        Плата за ресурсы (расход)/> /> /> /> /> /> />

/>                                    Труд,капитал, земля                                                    Ресурсы
/>               
/>
                                                   Сбережения                                                    Инвестиции
/>/>/>

Доход, %                                                      Расход, %/> /> /> /> /> /> /> /> />

                       Плата за товары и услуги                                                       Товары и услуги
                                       (расход)
                                Товары и услуги                                                                   Доход фирм
                                                               ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
— Биржи (товарная, фондовая, биржа труда)
— Торговые дома
— Информационно-коммерческие центры
— Аудиторские фирмы
— Оптово-посреднические фирмы
— Снабженческо-сбытовые организации
— Страховые компании
— Аукционы, ярмарки
— Центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров
— Кредитная система
— Государственные финансы
— Система законодательства.
            Исторически первым возникименно рынок товаров. На рынке товаров происходит купля-продажа потребительскихи инвестиционных товаров. Продавцы-коммерсанты покупают товары ниже рыночнойцены, а продают по рыночной. Такую деятельность называют коммерцией.
            Коммерция – это виддеятельности, в основе которого лежит осуществление торговых операций с цельюполучения дохода. Коммерсанты приобретают и реализуют товар разными способами.В соответствии с этим различают оптовую и розничную торговлю. Оптовая торговля– это приобретение, хранение и перепродажа больших партий товаров. Оптом товарымогут продаваться на ярмарках и на биржах. Ярмарка – это периодическиорганизуемый рынок, который действует в определенном месте в установленноевремя. Ярмарки были главной формой оптовой торговли в XIX веке. Сейчас ярмарки приняли форму выставок-продаж,где заключаются оптовые сделки. Наиболее крупные ежегодные ярмарки проходят вПариже, Вене, Торонто, Лейпциге, Йокагаме, Москве и т.д.
            Товарная биржа – наиболееразвитая форма оптовой торговли стандартными товарами.
            Товарные биржи известны сXYI  века. В России биржа появилась в1703 г. по указу  Петра I идействовала вплоть до сталинских времен.
            Возрождение бирж в нашейстране началось в 90-е годы. Первой была зарегистрирована Московская товарнаябиржа (МТБ). Крупнейшей биржей сейчас является Российская товарно-сырьеваябиржа (РТСБ).
            На биржах торгуют пообразцам массовыми, качественно однородными товарами – цветными металлами,зерном, нефтью, хлопком и т.д. Есть биржи, где происходит торговля не товарами,а контрактами на будущий товар, например, урожай зерна следующего года. Этофьючерсные биржи.
            Розничная торговля – этопродажа товаров непосредственно потребителям поштучно или в небольшомколичестве.
            Розничная торговляпредставляет обширную разветвленную сеть крупных, средних и мелких пунктовпродажи товаров, начиная с уличных палаток и кончая торговыми центрами исупермаркетами.
            Торговлю могут вестипредприятия любой формы собственности – государственной, коллективной,муниципальной, частной.
            Розничная торговляведется в большей мере за наличные деньги. Они редко используются при оптовыхсделках. В этом случае преобладают безналичные расчеты, которые осуществляютсячерез банки.
РЫНОК ЦЕННЫХ  БУМАГ(фондовый рынок) – это основная часть финансового рынка, представляющая собойсистему отношений купли-продажи ценных бумаг. В условиях рыночной экономикивыполняет ряд важных макро- и микроэкономических функций:
— функцию  регулирования инвестиционных потоков
— обеспечивает массовый характер инвестиционного процесса
— реагирует на изменения в политической, социально-экономической,внешнеэкономической и других сферах жизни общества
— с помощью ценных бумагреализуются принципы демократизма в управлении экономикой на микроуровне
— через куплю-продажуценных бумаг государство реализует свою структурную политику
— рынок ценных бумагвыступает важным инструментом государственной финансовой политики.
РЫНОК ЦЕННЫХ  БУМАГподразделяется на первичный и вторичный. первичный возникает в момент эмиссииценных бумаг и их первичного размещения. На вторичном рынке эти ресурсынеоднократно перераспределяются между последующих инвесторов. Вторичный  рынокделится на биржевой и внебиржевой (когда купля-продажа ценных бумаг, которые некотируются на бирже, происходит через банки). Биржи подразделяются на товарные(оптовые сделки с зерном, нефтью, металлами), валютные и фондовые (операции сценными бумагами).
Состояние фондового рынкав России отражает состояние всей экономики (низкая конкурентоспособностьпромышленности, длительный отток инвестиционных ресурсов из страны).
Рынок ценных бумаг высокомонополизирован –  примерно 5-10%  профессиональных участников обслуживает до80% оборота. Круг эмитентов, чьи ценные бумаги котируются на рынке, очень узок.Большинство операций на рынке сконцентрированы в Москве (более 90% всех сделок).Объем фьючерсного рынка ценных бумаг незначителен. Внебиржевой срочный рынокимеет высокую степень риска и подвержен сильным колебаниям цен. Участники рынкаориентированы в основном на получение спекулятивного дохода и не заинтересованыв долгосрочных вложениях. Вместе с тем, российский фондовый рынок считаетсяодним из быстрорастущих. В 1999 году он вошел в тройку наиболее быстрорастущихрынков мира. В 1999-2000 годах наблюдался быстрый рост фондовых индексов икапитализация «голубых фишек» (капитализация за год увеличилась на 182%, индексРТС – Интерфакс стал вторым в мире по темпам роста после Турции). В 2000 годуна фондовом рынке России – застой.
Поскольку фондовый рыноквсегда играет особую роль в развивающейся рыночной экономике, он требует серьезноговнимания и в России.
Главной целью развитияроссийского фондового рынка является формирование механизма привлечения иперераспределения капитала в экономике, стимулирования инвестиционнойактивности, усиление позиций страны на мировом рынке капитала.
Для достижения этой целинеобходимо решение следующих задач:
— расширениепрофессиональных участников фондового рынка,
— обеспечение защиты правинвесторов.
— развитие инфраструктурыфондового рынка.
— устранениеадминистративных и налоговых барьеров с целью стимулирования предложениякорпоративных ценных бумаг,
— увеличение числафинансовых инструментов рынка.
РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ ВРОССИИ до сих пор не создан. Можно говорить об относительно быстром развитиирынка жилья. От него отстает предложение коммерческой и промышленнойнедвижимости, практически нет рынка земельных участков.
            Причины медленногоразвития рынка недвижимости следующие:
— сохранение монополии государства иотсутствие стимулов к эффективному использованию земли,
— медленно идет процесс приватизацииземель в городах,
— используются нерыночные методыоценки земли, поэтому доходы от недвижимости составляют лишь незначительнуючасть в бюджетах,
— усложнены учет недвижимости ирегистрация прав на нее,
— риск и неоправданные затратывложений препятствуют инвестициям в недвижимость и ее развитию.
            Основными направлениямигосударственной политики на рынке недвижимости на ближайшие несколько летбудут:
— приватизация земли, обеспечениеправовой защиты собственников и владельцев недвижимости,
— стимулирование ее эффективногоиспользования (введение муниципального налога на недвижимость, упрощениепроцедуры учета и регистрации прав на недвижимость).
            Принятые меры обеспечатследующие результаты:
–    увеличитсяпредложение участков нужного типа и качества,
–    конкуренция междупродавцами приведет к установлению приемлемых цен на недвижимость,
–    недвижимостьстанет надежным залоговым обеспечением кредитов,
–    введение единогоналога на недвижимость даст возможность определить наиболее эффективный способее использования,
–    выгодноепредложение «производственных площадей» привлечет в малый бизнес большепредприимчивых граждан и существенно увеличит стоимость их бизнеса,
–    появятся новыевиды предпринимательства – институт частных землеустроителей, специалистов погородскому планированию и т.д.
СТРАХОВОЙ РЫНОК – это рынок, накотором физические и юридические лица формируют спрос на страховые услуги, аспециализированные фирмы выступают с их предложением. Впервые в мировойпрактике договор страхования был оформлен в Генуе в 1347 году. В XY веке морское страхование было ужеорганизованным и процветающим делом. В России в 1827 году барон Штиглиц вместес другими учредителями открыл на акционерных паях «Первое Российское от огнястраховое общество». Как и везде, в России появляются и развиваются разные видыстрахования. Однако отечественному страховому рынку еще далеко до зарубежных.Степень развития страхового рынка отражает такой критерий, как отношениесовокупной страховой премии к ВВП. В России эта величина по итогам 1999 года непревышала 2,2%, в то время как в развитых странах она составляет 8-10%.
Клиенты страховыхкомпаний хотели бы снять все риски, но далеко не все они могут быть страхуемы.Никто не застрахует предприятие или коммерческую фирму от рисков работы нарынке, скачков цен, зигзагов государственной политики, социальных волнений ивооруженных конфликтов, террористических актов и заказных убийств, увольнений спредприятий, болезней ведущих специалистов фирм, экономической неэффективностиприобретенного оборудования и т.д. Страховой рынок делится на два крупныхсегмента:
       –     добровольное(долгосрочное и пенсионное страхование жизни, страхование жилых помещенийграждан, движимого имущества, медицинское страхование);
       –     обязательное страхование(обязательное страхование пассажиров, защита от ущерба в источниках повышеннойопасности на транспорте, опасных производственных объектах; защита от ущербавследствие недостатков товаров, работ и услуг; страхование государственныхслужащих при исполнении своих обязанностей; ответственности работодателей ит.п.). В 1999 году на эти два сегмента приходилось соответственно 78% и 22%общей суммы страховой премии. Страховой рынок по группам страхователей выделендля физических лиц и для юридических лиц. На страховом рынке физических лицпредставлены следующие виды страхования:
— страхование жизни предполагаетвыплаты в случае смерти или дожития застрахованного до окончания срокастрахования;
— страхование от несчастных случаев иболезни, которые могут привести к нанесению вреда здоровью, смерти, утратетрудоспособности застрахованного;
— имущественное страхование, котороепредусматривает возмещение ущерба, если нанесен урон квартире, даче, садовомудому, мебели, бытовой технике, гаражу, автомобилю, яхте и т.д.;
— страхование ответственностивладельцев автотранспортных средств, когда страховая компания берет на себяобязательство возместить ущерб другим лицам в случаях аварии или наезда.
            Деятельность предприятийвсегда сопряжена с риском. На страховом рынке юридические лица могутзастраховать свое имущество – здания и сооружения, отделку помещений, сырье иматериалы, оборудование, оргтехнику, готовую продукцию, транспортные средства,грузы, витрины и т.п., а также имущество, переданное или взятое в аренду, найм,принятое на хранение и комиссию.
            Подлежат страхованиюразные виды гражданской ответственности (владельцев транспортных средств,перевозчиков, предприятий-источников повышенной опасности (эксплуатирующиелифты, подъемные краны, газовое оборудование, производствостроительно-монтажных работ, профессиональная ответственность нотариусов,риэлтеров, медицинской деятельности).
                Для юридических лиц предлагается иличное страхование (жизни и здоровья работников от несчастных случаев, их семьи).
К основным целямстрахового рынка относятся:
— защита от возможных рисков, которыевсегда существуют в рыночной экономике и которые сдерживают предпринимательскуюдеятельность;
— накопление сбережений граждан ипревращение их в долгосрочные инвестиции для экономики (через долгосрочноестрахование жизни).
            Развитие страхового рынкабудет осуществляться в три этапа:
1)   развитие национальных страховыхкомпаний, создание налоговых, инвестиционных условий для их развития и системыгосударственного надзора;
2)   рост капитализации рынка;
предоставление иностранным компаниямнационального режима и интеграция в мировую экономику.
                РЫНОК ТРУДА – часть рыночнойэкономики, связанная с куплей-продажей рабочей силы. Часть населения, котораяобеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг,составляет экономически активное население. К нему относятся все лица от 16 до55 лет (женщины), до 60 лет (мужчины). Кроме того, могут и хотят трудиться невсе люди трудоспособного возраста. Есть нетрудоспособные лица – инвалиды, иесть люди, не претендующие на работу по найму – домохозяйки, студенты. С другойстороны, есть молодые люди до 16 лет, а также пенсионеры, которые могут и хотяттрудиться.
            В России переход к рынкусопровождался увеличением численности лиц, принадлежащих к экономическиактивному населению. Так, коэффициент участия взрослого населения в рабочейсиле снизился с 66,7% в 1992 году до 62,3% в 1997 году, в том числе у мужчин –с 77,2% до 69,4%, у женщин с 61,6% до 55,9%. Это было вызвано сократившимисявозможностями трудоустройства для пенсионеров, возросшими сложностями сочетатьтрудовую деятельность с воспитанием детей для женщин (из-за закрытия детскихдошкольных учреждений), появлением новой категории – «отчаявшихся» найти работу(в 1997 году – 1,6% от численности экономически активного населения). Трудовыеотношения были одним из наиболее жестко регулируемых сегментов плановойэкономики СССР, государство полностью определяло «правила игры» на рынке трудаи практически выступало в роли единственного работодателя. Частный сектор либоотсутствовал, либо занимал подчиненное положение. Рыночные реформы означалиотмену большей части административных ограничений.
            На свободном рынке трудавстречаются лица, ищущие подходящую работу (продавцы рабочей силы) и работодатели-предприниматели(покупатели рабочей силы). Кроме них, на рынке труда участвуют государство ипрофсоюзы. Государство оказывает влияние на рынок труда, заботясь о жизнинаселения и развитии экономики на основе Закона о занятости (1991 год) и Законао коллективных договорах (1992 год), нового Трудового кодекса (2003 год).Профсоюзы защищают интересы отдельных профессиональных групп работников изаключают от их имени коллективные договора с работодателями. Когда на рынкетруда предложение превышает спрос, образуется безработица. Это состояниенезанятости  определенной части экономически активного населения, неполноеиспользование обществом трудовых ресурсов. Различается фрикционная (связана сдвижением населения из региона в регион, со сменой профессии, этапов жизни,возникает по личным причинам), структурная (вызванная изменениями в технике итехнологии, в спросе на профессии), циклическая (возникает в периодэкономических кризисов и пропадает в периоды подъема экономики) и скрытая(промышленное производство сократилось в переходный период с 1989 по 1999 годыпочти вдвое, в то время как численность промышленного персонала лишь на треть –вынужденные «отпуска за свой счет», неполный рабочий день. Есть категориялюдей, которая занята не соответствующей уровню квалификации деятельностью(массовым стало явление занятия учителями, конструкторами, технологами уличнойторговлей). Невосполнимые потери народного хозяйства делают необходимойгосударственную политику занятости.
            РЫНОК ДЕНЕГ – рынок, накотором присутствуют спрос (со стороны домашних хозяйств, предприятий,правительства) и предложение (со стороны государства, банков и других кредитныхорганизаций) на деньги. Деньги, как и другие товары, имеют свою цену.Процентная ставка – цена денег. И чем она выше, тем меньше на них спрос.
Особенностью денежного рынка являетсято, что предложение денег всецело исходит от государства, которое осуществляетэмиссию (выпуск) денег. Для экономической стабильности важно соблюдатьпримерное равенство между товарной и денежной массой, поэтому количествовыпускаемых денег не может быть произвольным. Это требование выражает«монетарная формула» или «формула Фишера», разработанная американскимэкономистом Ирвингом Фишером: M x V = P x Q, откуда M = P x Q/V.
Т.е. Обращающаяся в стране денежнаямасса (М) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров (P x Q), с учетом того, что одни и те же знаки обслуживают денежныйоборот несколько раз (V).
Соблюдение этого правилапредполагает непременное использование денежно-кредитной политики.Денежно-кредитная политика государства – основное средство регулированиярыночной экономики.
Денежно-кредитная(монетарная) политика – это воздействие государства на денежную массу ипроцентные ставки с целью стабилизации совокупного объёма производства,занятости и уровня цен.
Для сокращения количестваденег в обращении вводится лимит (ограничение) прироста денежной массы –столько-то миллионов рублей будет отпечатано в течение года и ни рублём больше.Кроме того, вводится высокая процентная ставка, чтобы кредиты брали только те,кто может использовать их разумно. Свободные деньги изымаются с помощьюоблигаций. Денежно-кредитная политика осуществляется ответственнымгосударственным органом – Центральным банком.
Центральный банк – банк,управляемый государством и регулирующий всю банковскую систему страны. Всуществующей двухуровневой банковской системе Центральный банк занимает первыйуровень, а коммерческие банки – второй.
Если не считать эмиссиюденег, то Центральный банк проводит денежно-кредитную политику следующимисредствами:
–    операции наоткрытом рынке;
Заключаются в купле-продаже гос.облигаций и других ценных бумаг. Покупая их Центральный банк, увеличиваетколичество денег в обращении, продавая – уменьшает.
–    регулированиеставки рефинансирования;
ставка рефинансирования – ставка покредитам коммерческих банков, взятых в Центральном банке. Чем выше ставкарефинансирования, тем выше ставки по кредитам для клиентов коммерческого банка.И наоборот. Таким образом Центральный  банк без приказов управляет процентнойставкой.
–    изменение нормобязательных резервов.
Это доля от общей суммы капиталакоммерческих банков, которую они обязаны хранить в Центральном банке./>/>/>                                                       2.Рыночные структуры                                            (содержание)
                Важнейшим условием эффективногофункционирования рыночной экономики, главной движущей силой ее являетсяконкуренция. Конкуренция – это экономическое соперничество хозяйствующихсубъектов (участников экономики) за лучшие условия производства, купли ипродажи товаров. Конкуренция позволяет обеспечить наиболее эффективноераспределение экономических ресурсов, количество которых в любом обществеограничено. Конкуренция стимулирует деятельность участников экономики, побуждаяих к уменьшению издержек производства, улучшению качества выпускаемойпродукции, расширению ее ассортимента, снижению цен. Другими словами,конкуренция представляет собой присущий товарному производству стихийный методвыбора оптимального хозяйственного решения. Конкуренция бывает двух видов:рыночная и нерыночная. Рыночная конкуренция включает ценовую и неценовуюрыночную конкуренцию.
            Ценовая конкуренция – этоконкуренция в ценах на продукцию. Это может быть понижение продажной ценытовара (для предприятий с низкими затратами), стремление крупных предприятийполучить скидки при закупке сырья и материалов большими партиями, применениеразличных условий оплаты.
            Неценовая рыночнаяконкуренция выражена в достижении преимуществ с применением маркетинговыхметодов (реклама, торговые марки, товарные знаки, дополнительные услугипокупателям, гарантии качества), в захвате исключительных прав на рынке(создание трудностей для вхождения в рынок
потенциальных конкурентов, выпусктоваров с исключительными свойствами).
            Рыночная конкуренцияможет быть совершенной и несовершенной. Совершенной или свободной конкуренцияявляется тогда, когда ни один из продавцов или покупателей на рынке не можетсущественно влиять на цену товара. В настоящее время свободной конкуренциипрактически не существует. Несовершенной называется конкуренция, при которойотдельные продавцы или покупатели способны существенно влиять на цену товара.
            Исходя из степени«совершенности» выделяют типы рынков, образующихся в результате взаимодействияконкуренции и монополии (фирмы, захватившей значительную часть производства исбыта продукции и господствующей на рынке).
Условия, в которых обычнопротекает конкуренция, называются рыночной структурой.
Обычно выделяют четыревида рыночных структур – свободная конкуренция, монополистическая конкуренция,олигополия и чистая монополия.
Свободная
конкуренция
Монополистическая
конкуренция Олигополия
Чистая
монополия Число и размеры фирм
Очень большое число
мелких фирм Много мелких фирм
Несколько фирм,
есть крупные фирмы Одна фирма Характер продукции
Однородная
продукция
Разнородная
продукция
Однородная или
разнородная продукция
Уникальная
продукция
Условия входа в отрасль
и выхода из нее Никаких затруднений
Сравнительно
свободно
Возможны отдельные
препятствия при входе
Практически
непреодолимые
барьеры на
входе Контроль над ценой Отсутствует Очень ограниченный
Значительный
(особенно при сговоре) Очень значительный Конкуренция Ценовая В основном, ценовая
В основном,
неценовая Неценовая Концентрация на рынках Низкая Средняя Высокая Очень высокая Доступ информации
Равный доступ ко
всем видам информации
Некоторые
затруднения
Некоторые
ограничения
Некоторые
ограничения Примеры Сельское хозяйство, услуги по обмену валюты Производство одежды, обуви, книг, розничная торговля Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, оптовая торговля Электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь
                Первыйтип рынка – свободная конкуренция- имеет место там, где действует множествонезависимых производителей однородных товаров и услуг (молока,стандартизированной пшеницы) и доля каждого производителя мала настолько, чтоон не может ощутимо менять предложение продукции, а значит, и сложившуюся цену.Из-за одинаковости товара ценовая конкуренция здесь отсутствует. Однако натаком рынке сотни и тысячи предприятий не выживают, при этом свободный доступпривлекает туда новых предпринимателей. Свободная конкуренция на практикевстречается не часто.
            Второй типрынка – монополистическая конкуренция – предполагает сочетание монополии иконкуренции и складывается там, где много сравнительно небольших производителейпредлагают похожую, но не одинаковую продукцию (разные виды одежды, обуви,мебели). Многочисленность таких фирм не позволяет каждой из них в отдельностивлиять на рыночное предложение и цену и мешает тайному сговору для овладениярынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция.Монополия на таком рынке может возникнуть, если какая-нибудь фирма будетпроизводить дифференцированный товар (купальную одежду из рыбьей чешуи), однакомонополия в подобных отраслях не преобладает над конкуренцией. Конкуренциястимулируют относительная легкость вхождения в отрасль и большое число фирм.Для рынка монополистической конкуренции не свойственна высокая концентрация.Обычно показатель концентрации и используют для отнесения какого-либо рынка кодному из типов. По западным меркам число производителей-конкурентов должнобыть не менее 10-15, причем доля крупнейшего из них не должна превышать 31%общего объема продаж соответствующей продукции, двух – более 44%, трех – 54% ичетырех – 64%. Монополистическая конкуренция на практике встречается оченьчасто (рестораны, станции технического обслуживания, банки), так же, как иолигополия.
            Олигополия –наличие на рынке нескольких крупных фирм, занимающих господствующее положение впроизводстве и сбыте какого-либо товара. Олигополия характерна для российскихотраслей таких, как производство стали и алюминия, автомобилестроение,сельскохозяйственное машиностроение, космическая связь, телевидение. Всудостроительной отрасли занято около 1 млн.работников на 40 предприятиях, изних 17 – крупных, но доминируют на рынке семь: «Адмиралтейские верфи», фирма«Алмаз», «Балтийский завод» (все три – в Санкт-Петербурге), машиностроительныйзавод «Звездочка» в Северодвинске, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде,Амурский судостроительно-судоремонтный завод в Хабаровске, Дальневосточныйзавод «Звезда» в Приморском крае. Немногочисленность фирм означает, что каждаяиз них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В таких условияхфирмы оказываются зависимыми и конкуренция между ними чревата серьезныминеприятностями. Если одна из фирм увеличивает предложение товаров на рынке, тоцена соответственно уменьшится, что отразится на доходах других фирм — олигополистов. Сбивая цены на рынке, фирмы могут вести настоящие ценовые войны,но чаще конкуренция регулируют взаимными соглашениями. Вхождение новых фирм вотрасль с олигополией очень затруднено. Количество субъектов олигополии зависитот концентрации продаж в руках той или иной фирмы и может быть разным. Колигополистическим структурам рынка можно отнести такие рынки, на которыхсосредоточивается от 2 («дуополия») до 24 продавцов (условно), с числа 25 идетотсчет структур монополистической конкуренции. Олигополия может быть жесткой(на рынке господствуют 2-3 фирмы)  и расплывчатой (6 и более фирм делят 70-80%рынка). По концентрации продавцов предлагаемой продукции олигополии делятся наплотные (2-8 продавцов) и разреженные (более 8 хозяйствующих субъектов). Приплотной олигополии возможны различного рода сговоры, при разреженной олигополииэто практически невозможно. Исходя из характера предлагаемой продукцииолигополии можно разделить на ординарные и дифференцированные. Ординарныесвязаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветныеметаллы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпускамногообразного ассортимента продукции и характерны для отраслей, где естьвозможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.
            Причинамистановления олигополии являются:
1)        возможность внекоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях;
2)        владениепатентами и контроль над сырьем;
3)        поглощение слабыхфирм более сильными на основе финансовых операций, направленных на приобретениепредприятия полностью или частично путем скупки контрольного пакета акций илизначительной доли капитала;
4)        эффект слияния,имеющего добровольный характер, при котором новая фирма может добиться рядапреимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по болеенизким ценам;
5)        научно-техническийпрогресс, с которым связано расширение производства с целью реализации эффектамасштаба.
Чистаямонополия – четвертый тип рынка – существует, когда одна фирма являетсяединственным производителем данного продукта. Изменяя объемы предложения своейпродукции, монополист по существу диктует потребителям и свою цену.Экономическая мощь и эффективность малозатратного производства делаютпрактически невозможным проникновение в эту отрасль других фирм.
Монополиипоявляются по разным причинам. Это и поражение конкурентов в рыночной борьбе, иобъединение нескольких предприятий в одно, и просто низкая рентабельностьданного вида деятельности, которая не стимулирует появление конкуренции.
Особенностьроссийских монополий заключается в их истории. В СССР в каждой отраслистроились предприятия-гиганты (одно предприятие на весь союз). Они были узкоспециализированы, и у них не было конкурентов. Тогда конкуренция была выраженаслабо, всё решал Госплан. Это значительно облегчало управление государством. Спереходом к рыночным отношениям многие предприятия стали монополистами,какие-то локальными, а некоторые и общегосударственными, такие как РАО«Газпром» и РАО «ЕЭС России».
В РоссийскойФедерации, как и во всём мире, отношение к монополиям двоякое. С одной стороныони, доминируя на рынке, диктуют свои цены и тарифы на продукцию, управляютспросом с помощью предложения. С другой стороны при крупном производствеиздержки на единицу продукции уменьшаются при увеличении объёма производства.
Натерритории нашей страны действуют два закона:
–    О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Правительство составило реестр(список) предприятий-монополистов. В него вошли предприятия, которые захватываютболее 30% рынка. По отношению к таким предприятиям государство применяет преждевсего  контроль над ценами, требуя их обоснования (должны быть равны затратамплюс нормальной прибыли).
–    О естественныхмонополиях.
Естественная монополия – состояниетоварного рынка, при котором удовлетворение спроса на рынке эффективнее приотсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства.Товары, производимые естественными монополиями, не могут быть заменены впотреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном рынке товаров вменьшей степени зависит от цены, чем на другие виды товаров.
В Российской Федерациисложилась уникальная ситуация, когда в стране сложилось несколько«естественных» монополий. Т.е. компании юридически не являются естественнымимонополиями, т.к. РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» занимаются не толькоразрешенной законом «О естественных монополиях» транспортировкой, но исоответственно добычей газа и производством тепло- и электроэнергии, что подпадаетпод закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности натоварных рынках». При этом транспортировка является заключительной стадиейпроизводственного цикла.
В такой ситуации передгосударством стоит сложная задача – провести реструктуризацию естественныхмонополий. А именно, отделить компанию, по транспортировке отфирм-производителей./>/>/>/>/>                                                      3. Выводы                                                                              (содержание)
Американский экономист У.Шеферд, выделяет пять главных факторов роста доли рынков эффективнойконкуренции:
·          рост импорта,увеличение доли импортируемых товаров на рынке;
·          антитрестовскаяполитика;
·          отказ отрегулирования (дерегулирование);
·          изменение ввертикальной структуре;
·          снижениеминимального эффективного размера фирмы.
Значение последнегофактора с трудом поддается оценке, да и то, скорее на уровне отдельныхпредприятий, а не фирм. Однако считается бесспорным, что экономия от масштабасущественно упала в связи с развитием электроники, распространением компьютерови т. п., а это обусловило развитие малого бизнеса.
В России, очевидно, такжеследует придерживаться аналогичных действий, но постепенно по мере становлениярыночных отношений, так как на важнейших рынках складываются ситуации крайнегослучая несовершенной конкуренции:
–  монопсония на рынкетруда;
В небольших городахэкономика почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющейработу основной массе населения. Если альтернативных видов труда мало, тоскладываются условия, близкие к чистой монопсонии. В данном случае фирмавыступает главным, а фактически единственным покупателем на местном рынкетруда, а потому обладает возможностями влиять на уровень заработной платы. Этодостигается сокращением числа нанимаемых работников, в результате усиленияконкуренции между наемными работниками их заработная плата снижается нижеравновесного уровня. С одной стороны, зарплата нанятых работников крайне низка,а с другой стороны, рост общей безработицы в России превысил 10% к 1998 году.Общая же безработица (по данным Международной организации труда) в 3,5-5 развсегда превосходила регистрируемую (по данным служб занятости), что связано какс размерами выплат по безработице (колеблется в пределах 10-30% от среднейзаработной платы по региону), так и с их задержками в выплате. Поэтомугосударство должно последовательно проводить политику занятости населения, анаселение проявлять инициативу по созданию свободной конкурентной борьбы, какна рынке труда, так и на любом другом рынке./>/>                                                         4. Список литературы                                               (содержание)
1.    Финансы, денежное обращение и кредит:Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М(Серия «Высшее образование»), 2003 г./>/>
2.    Курс экономической теории: Учебник/М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под редакцией М.И.Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003 г.
3.    Экономическая теория: Учебник длястудентов высших учебных заведений/ Под редакцией В.Д. Камаева. – 6-е издание1999 г.
/>4.   Российская модельэкономики: Основы экономической теории России XXI века. Учебное пособие – Владимир: ВГПУ, 2000 г.