Рефератпо историиКитая
«РЫНОЧНЫЙСОЦИАЛИЗМ»
И ОСОБЕННОСТИСОВРЕМЕННОЙМОДЕРНИЗАЦИИКНР
ПЛАН
1.Упадок деревнии поворот встратегиисоциально-экономическогоразвития
2.Начало политики«открытости»и радикальныереформы в сельскомхозяйстве
3.Достиженияи проблемыэкономическихпреобразований
4.Демократическиедвижения вкитайскомобществе
5.Разгром демократическихсил
6.XV съезд КПК –судьбоноснаявеха в развитииКитая
7.Развитие государствав 90-е годы ХХ века
Литература
1. Упадок деревнии поворот встратегиисоциально-экономическогоразвития
Отвергнувутопическиеидеи Мао Цзэдуна(и его последователяХуа Гофэна), новое партийноеруководствоне имело покачто своей программыреформ, своейпрограммыэкономическойи политическоймодернизацииКитая. Причиныэтого достаточнопросты. В ходеидеологическихдискуссий конца70- начала 1980-х гг.все в большеймере становилосьясным, что изменениятребует нестолько тактика, сколько стратегияэкономическоймодернизации.Социалистическоеразвитие врамках тоталитарногогосударствавело в никуда, в тупик, обрекалоКитай на отсталость.«Успехи» другихсоциалистическихстран (СССР, КНДР, Вьетнам, Куба и т.п.) лишьлучше высвечивалитрагедийныйхарактерсоциально-экономическойситуации. Успешноевыполнениепрограммы«урегулирования»экономикипомогало толькооттянуть решениекоренных вопросовстратегическогоразвития.
Нескольконеожиданноответ на этотисторическийвопрос былнайден в ходестихийногодвижения крестьянстванаиболее бедных, отсталых районов.В декабре 1978 г.21крестьянскаясемья беднейшейнародной коммуныв уезде ФэнъянпровинцииАнь-хуэй, спасаясьот голоднойсмерти, приняларешение о разделеземли своейбригады подворам. Крестьянене претендовалина приватизациюэтой земли, наизменение формыземельнойсобственности- они хотелилишь изменитьпорядок землепользования, оставаясь, посути дела, арендаторамиказенной земли.Так фактическирождался подворныйподряд, изменившийвскоре обликкитайскойдеревни, да ивсей страны.
Инициативаспасавшегосяот голодакрестьянстване встретилапервоначальноподдержки вПекине. В январе1979 г. ЦК КПК, рассматриваявопросы развитиядеревни, поддержалинициативувосстановленияприусадебныхучастков, подсобныхпромыслов, сельских рынков, но инициативааньхуэйскойдеревни покачто не былаподдержана.Однако реальнаяэффективностьаньхуэйскихэкспериментаторов(в первый жегод была устраненаугроза голода), поддержанныхв Сычуане, апотом в другихпровинциях, заставилаизменить позициювластей сначалана местах, азатем и в Пекине.В июне 1979 г. первыйсекретарьаньхуэйскогокомитета партииВань Ли посетилдеревню, гдехозяйствоваликрестьянскиесмельчаки, иподдержал ихинициативу.Наконец и руководствов Пекине увиделои осозналопреимуществановой системыземлепользованияи одобрило ееповсеместноевведение. Стихийныйво многом процессотказа отколлективныхформ обработкиземли и переходак индивидуальномуведению хозяйствапродолжалсяуже под руководствомКПК.
Эти событияпри всей кажущейсябудничностиносили эпохальныйхарактер.Крестьянскийпрорыв показалэффективностьчастных формпроизводства, важность частнойинициативы, огромное значениерыночных отношенийдля стимулированияпроизводства.Произошелподлинныйпереворот всознании руководстваКПК. Этот поворотбыл облегченеще и тем, чтово многом инициативааньхуэйскихи сычуаньскихсмельчаковбыла своеобразнымвозвращениемк методамвосстановленияи организациисельскогохозяйства, использовавшимсяЛю Шаоци и егосторонникамипри ликвидациипоследствий«большогоскачка» и сплошной«коммунизации»в начале 60-х гг.Для Дэн Сяопинаи его соратников, недавно ещекритикуемыхи репрессированныхкак «каппутисты», это было инапоминаниемоб их борьбев начале 50-х гг.за сохранениеи развитиерыночных отношений, показавшихсвою социально-экономическуюэффективностьпри восстановлениипослевоенногонародногохозяйства.
Однако этиэкономическиереминисценциине могут затемнитьфакта принципиальнойновизны ситуации.Теперь речьшла уже не толькоо методахвосстановленияхозяйства, нои о глубокихидеологическихпеременах, которые должныбыли кореннымобразом изменитьвзгляды руководстваКПК на характерсоциально-экономическогоразвития Китая.Стихийно найденнаяэффективнаяформа спасениясельскогохозяйстваподталкиваларуководствоКПК к поискуновых путейразвития всехотраслей хозяйствав рамках естественного, рыночного, основанногона личной инициативеподхода. Этотповорот не могбыть быстрым, он занял все80-е гг. Новаястратегиявырабатываласьболезненнымметодом проби ошибок… Какговорят в Китае,«переходя реку, ногами ощупываемкамни». Постепенностьразработкипрограммыреформ сталавозможной нев последнююочередь ещеи потому, чтоострота экономическогокризиса, возникшегов результате«культурнойреволюции», была существенноослабленауспешной политикой«урегулирования».Поэтому переменаэкономическойстратегии(вместо «производстваради производства»утверждаласьидея «производстваради потребителя»)нарасталапостепенно, проходя черезэкономическиеэксперименты, через критическоеосмыслениенакопленногов Китае и зарубежом опытареформированияэкономики.Такая медлительностьи постепенностьв поворотеэкономическойполитики огромнойстраны почтина 180 градусовсущественноуменьшаласоциальныеиздержки переходак новой экономическойстратегии.
2. Начало политики«открытости»и радикальныереформы в сельскомхозяйстве
Неотъемлемойчастью новойэкономическойстратегии былаидея «открытости»Китая для всегоостальногомира. Причемречь шла нетолько о развитииэкономическихотношений, нои о развитиикультурныхи научных связей, об открытостиграниц длязарубежныхбизнесменови журналистов, о возможностидля гражданинаКНР увидетьбольшой мирсвоими глазами.«Нынешний мир- мир широкихсношений, — говорилДэн Сяопин в1984 г., — Китай в прошломбыл отсталымименно из-засвоей замкнутости.После образованияКНР нас блокировали, но в известноймере мы и самидержалисьзамкнуто… Опыт, накопленныйза 30 с лишнимлет, свидетельствуето том, что вестистроительствопри закрытыхдверях нельзя- не добьешьсяразвития».Наряду с развивающимисярыночнымиотношениями«открытость»страны являетсяважнейшейсоставляющейновой экономической(и шире — социальной)политикируководителейКПК. И пониманиепрочной связивозможностеймодернизацииКитая с его«открытием», с его включениемв глобальныепроцессыматериальногои духовногоразвития всегомира — огромнаязаслуга новогоруководстваКПК и лично ДэнСяопина, выступившихпротив однойиз самых стойкихкитайских (ишире — тоталитарных)традиций.
Постепенныйповорот всейвнутреннейполитики КПКи КНР не сразусказался наполитике внешней, которая имеласобственнуюзначительнуюинерционность.Однако процессизменениявнешней политикивсе же шел, хотяи медленно.Главная переменаво внешнеполитическихвзглядах китайскогоруководствабыла связанас постепенной«прагматизацией»китайскойдипломатии, со стремлениемпоставитьвнешнюю политикуна службумодернизацииКитая, с пониманием(пришедшимотнюдь неавтоматически)бесплодностиавантюристическойи великодержавнойвнешней политики, сложившейсяв ходе «культурнойреволюции».Принципиальныеперемены вовнешней политикеКНР были зафиксированына XII съезде КПК(1982 г), которыйпродемонстрировалзначительноеобновлениекитайскоговзгляда навнешний мир(он делаетсявсе более адекватныммеждународнымреалиям) и далимпульс дляпринципиальныхперемен вовнешней политике.
Что касаетсякитайскойполитики поотношению кСоветскомуСоюзу, то здесьзаметные переменысказались лишьв середине 80-хгг. Во второйполовине 80-хгг. эти переменыбыли стимулированыпроцессомперестройкив СоветскомСоюзе. Этотпроцесс способствовалзатуханиюидеологическихспоров, поискувзаимно приемлемоймодели сотрудничества.Этот процесспривел к полнойнормализациисоветско-китайскихотношений, чтои было зафиксированово время визитаМ.С. Горбачевав Пекин весной1989 г. Это была, безусловно, большая дипломатическаяпобеда, за которойстояли принципиальныеперемены, произошедшиев обеих странах.Новая Россияполучила возможностьразвиватьотношения сКНР на основеэтих большихдостиженийв многообразномкитайско-российскомсотрудничестве.Свидетельствомэтого можетслужить визитпрезидентаРоссийскойФедерации Б.Н.Ельцина в апреле1996 г. В итоговыхдокументахэтого визитазафиксированарешимостьруководителейКитая и Россииразвиватьотношенияравноправногодоверительногопартнерства, направленногона стратегическоевзаимодействиев XXI веке.
80-е гг. сталидля Китая временемглубокихидеологическихи политическихперемен. Можнодаже говоритьоб эволюциимировоззренияполитическойэлиты, что ипозволило Китаюсовершитьэпохальныесоциально-экономическиеперемены.
Наиболеерадикальныеи быстрые измененияпроизошли ваграрной политикеКПК. Успехпреобразованийв деревне нетолько стимулировалпроведениеглубоких реформвсего народногохозяйства, нои создавалпродовольственный, сырьевой, финансовый, социальныйбазис успешнойреформаторскойполитики.
Новая организациясельскохозяйственногопроизводства, получившаяназвание «системыпроизводственнойответственности», последовательновнедряласьначиная с 1979 г.К 1982 г. этап экспериментов, в ходе которыхбыли опробованыразные методы, завершилсяпреимущественнымутверждениемсистемы «доведенияпроизводственныхзаданий доотдельногодвора». Разумеется, это было невозможнобез разделаземли народныхкоммун междудворами. Суть«производственнойответственности»состояла в том, что крестьянскийдвор, получивземлю (в рядеслучаев те жеучастки, чтопринадлежалиему прежде, доколлективизации), заключал контрактс руководствомпроизводственнойбригады, представлявшиминтересы государства.Контракт неограничивалкрестьянопределеннымиформами хозяйственногоиспользованияземли, но предусматриваллишь уплатугосударствусельскохозяйственногоналога и продажугосударствучасти урожая.Все излишки, остававшиесяв крестьянскомдворе, моглииспользоватьсяв зависимостиот желанийкрестьян ирыночной конъюнктуры.При этом былизначительноповышены закупочныецены и они былитем выше, чембольше сверхплановойпродукциисдавалосьгосударству.
Первоначальносрок контрактабыл непродолжительным, но впоследствии, поняв, что этоограничиваетинициативукрестьян (вотношенииувеличенияплодородияземли и ее болеебережного иэффективногоиспользования), власти принялисоответствующиерешения и земляперешла, посути дела, внаследственноевладение крестьянскихдворов. Нарядус этим былиразрешены наембатраков, свободныезакупкисельскохозяйственнойтехники (ковторой половине80-х гг. уже 2/3 тракторногопарка находилосьв руках индивидуальныххозяйств).Проведеннаяреформа былане чем иным, как шагом внаправлениисозданияориентированногона рынок крестьянскогохозяйства, ведущегосяна арендованнойу государстваземле.
Главнымдостижениемэтой достаточнорадикальнойземельнойреформы былосоздание возможностейдля проявленияхозяйственнойинициативыи предприимчивости.Результатыне замедлилисказаться.Начался ростурожайности, что привелок стабильномуувеличениюсельскохозяйственногопроизводствав целом. За четырегода оно увеличилосьпочти на 90 млнт (407 млн т — в 1984 г), что было беспрецедентнов истории КНР.Это сопровождалосьувеличениемдоходов крестьянства, выросших впервой половине80-х гг. почти втроепо сравнениюс дореформеннымвременем.
Разрешениереализовыватьзначительнуючасть произведенногокрестьянамипродукта насвободныхрынках в качествеследующеговполне логичногошага имелосмягчениегосударственногоконтроля надиндивидуальным, а по сути делачастнымпредпринимательством.Наряду с государственнымсектором впромышленнойсфере и торговлестали складыватьсяи новые частныеструктуры вобласти сначаламелкого, а затеми среднегопредпринимательства.К концу 80-х вненепосредственногогосударственногоцентрализованногоконтроля работалоуже около половинызанятых в городскойпромышленности.При этом одначетверть работалана предприятиях, принадлежавшихчастному секторуэкономики.Благодаря новымпозитивным, с экономическойточки зрения, процессам вовторой половине70-х гг. было созданоогромное количествоновых рабочихмест, поглотившихпримерно 70 млнчеловек. Значительновыросли и доходыгорожан, увеличившиесяк концу 80-х гг.более чем в двараза. Эти процессыпроисходилив условияхнастоящегоэкономическогобума (ежегодныйприрост промышленногопроизводствав среднем превышал10%).
3. Достиженияи проблемыэкономическихпреобразований
В условияхбурного ростапроизводства, который «архитекторы»китайскихреформ стремилисьсоединить срывком в техническоймодернизациихозяйства, важную рольсыграл потокиностранныхинвестицийи технологий.С целью стимулированияэтих процессовруководствоКНР встало напуть образования«специальныхэкономическихзон» (СЭЗ), гдесоздавалисьльготные условиядля иностранногокапитала. Посуществу, СЭЗявлялись «островками»капитализмаво все ещепродолжавшейоставатьсясоциалистическойэкономикестраны. Наиболеекрупной из нихстала зонаШэньчжэньплощадью более300 км2, образованнаярядом с английскойколонией Гонконг.
На основеиностраннойтехнологиис участиеминостранногокапитала здесьбыли построенысовременныепредприятиялегкой промышленности, затем электроники, продукциякоторых предназначаласьдля экспорта.Валютную выручкупри этом предполагалосьиспользоватьдля дальнейшихзакупок современныхтехнологийс далеко идущейцелью превращенияСЭЗ в регионыразвития современнойпромышленностии распространениядостиженийэтой пока еще«очаговой»индустриализациина другие районыстраны.
С наиболеесложными вопросамиреформаторскоеруководствоКНР столкнулосьв решении проблемгосударственногосектора экономики.После несколькихлет экономическихэкспериментовв октябре 1984 г.на очередномпленуме ЦК КПКбыло приняторешение распространитьширокомасштабнуюреформу и нагосударственныйсектор. Сутьреформы сводиласьк сокращениюсферы непосредственногогосударственногоуправленияпредприятиямии, как следствиеэтого, директивногопланирования.Цель этогокурса заключаласьв достижениимаксимальнополного хозяйственногорасчета вдеятельностипредприятийпри сохранениигосударственнойсобственности.
Предприятияполучили значительнуюэкономическуюсвободу, чтопредусматривалоправо (принеприкосновенностиосновных фондов)распоряжатьсяимеющимисяфондами, определятьчисленностьзанятых, размерыоплаты трудаи материальногостимулирования, даже устанавливатьцены на производимуюпродукцию. Этосопровождалосьпереходомуправленческихфункций отпарткомов, вкоторых главнуюроль игралсекретарь, вруки директорскогокорпуса. Постепенноначался и процессакционированиягоспредприятий.
Проведениев жизнь программыреформ привелок существеннымдостижениямв общеэкономическихпоказателях.За период 80-хгг. душевойдоход выросв два раза, увеличившисьс 250 до 500 дол., хотяпо этому показателюКНР продолжалаоставатьсяодной из наиболеебедных странмира. Однакоогромные абсолютныемасштабы экономикистраны позволилиКитаю в первойполовине 90-хгг. выйти напервое местов таких отраслях, как сбор зерна, добыча угля, производствоцемента, хлопка, мяса, телевизоров.Значительныерезультатыбыли достигнутыи
во внешнеэкономическойдеятельности.В середине 90-хгг. объем внешнейторговли Китаясоставлял около200 млрд дол. Иностранныевложения вэкономикустраны превысили100 млрд дол.
Бесспорныеи беспрецедентныедостиженияв экономическомразвитиисопровождалисьпоявлениемновых проблем.После периодабыстрого ростаразвитиесельскохозяйственногопроизводстваво второй половине8 0 — х гг. несколькозамедлилось.Это связанос тем, что действиетакого фактора, как увеличениехозяйственнойинициативы, было в значительнойстепени исчерпано.Историческитрудноразрешимойпредставляетсятакая проблема, как давлениеизбыточногосельскогонаселения, доставшаясяв наследствоот прошлого.В условияхсохраняющейсянеопределенностив сфере правземельнойсобственностикрестьянствоне слишкомзаинтересованов долгосрочномулучшенииплодородияземли, что чреватоснижениемурожайности.Попытки государствауйти от директивныхотношений ссельскимпроизводителем, предоставивему право самомурешать вопрос, продавать лизерно государствуили отдатьсяна волю стихийныхмеханизмоврынка, моглизакончитьсямассовым отказомкрестьянстваот производствазерновых. Этов свою очередьставило подугрозу главноедостижениереформ — самообеспечениепродовольствием.В результатеэкономическаяполитика государствав области сельскогохозяйствапредставлялаиз себя циклическийпроцесс, сопровождавшийсято усилением, то ослаблениемдавления государствана деревню.Наряду с этимв стране в некоторыегоды возникалдефицит продовольствия, что вызывалонеобходимостьзакупок зерназа рубежом.
Однаконаиболее существеннойпроблемой, скоторой и сегодняприходитсясталкиватьсяреформаторам, является вопросо преобразованияхв государственномсекторе экономики.Реформы, проводившиесяво второй половине80-х гг., не смоглиразрешитьглавной проблемы- как сделатьгосударственныйсектор экономическиэффективным.Несомненно, осуществленныепреобразования, направленныена предоставлениегосударственнымпредприятиямбольшей экономическойсвободы, стимулировалиразвитиепроизводства, но их взаимодействиес рынком показало, что они в значительнойстепени убыточны.В первой половине90-х гг. доля такихпредприятийдостигла примерно40%, а их задолженностьпревысила 10%ВНП. Опыт проведенияреформы государственногосектора показал, что экономическиэффективноерешение егопроблем возможнотолько на основепроведенияширокой приватизации, что пока остаетсяполитическинеприемлемымдля руководстваКНР. В результатеим была выдвинутаконцепция«двухколейногоразвития экономики», что предполагаетсоздание условийдля ростачастнохозяйственныхотношений приодновременномсохранениипреобладающихпозиций загосударственнымсектором, которыйи доныне включаетв себя наиболеекрупные, современныепредприятия, являющиесяфундаментомэкономикистраны.
–PAGE_BREAK–
4. Демократическиедвижения вкитайскомобществе
Успешноепроведениеэкономическихреформ, развитиерыночных отношений, деколлективизациясельскогохозяйства, образованиедовольнозначительногои экономическивлиятельногочастнохозяйственногосектора имелисвоим следствиемфундаментальноеизменениехарактерасовременногокитайскогообщества. Отнынеоно уже не являетсяв полном смыслетоталитарным, посколькуэкономическаяжизнь в странев значительноймере оказалась«отпущеннойна свободу», эмансипированнойот всеобъемлющегогосударственногоконтроля. Этипроцессы имелисвоим логическимследствиемпоявлениеростков гражданскогообщества, чтопроявляетсяв стремлениитакже эмансипироватьсяот жестких«объятий»государства, общий тип устройствакоторого продолжаетбазироватьсяна тоталитарныхпринципах.Данные обстоятельствасоздали предпосылкидля развитиядемократическогодвижения, котороене могло неприйти к остройконфронтациис властью.
Его первымэтапом можносчитать апрельскиесобытия наплощади Тяньаньмэньв 1976 г. Однако втот периоддоминировалипризывы, направленныепротив «четверки»в поддержку«прагматиков», а собственнодемократическиелозунги широконе выдвигались.
Второй этапв развитиидемократическогодвижения связансо «стенойдемократии», которая в 1978 г.стала символомтребованийустановлениянорм демократическойжизни. В дацзыбао, которые жителиПекина наклеивалина одну из городскихстен, выходящихна центральныйпроспект столицы, они требовалиразрешитьнаиболее неотложныеэкономическиепроблемы, гарантироватьправа человека, ввести демократическиеинституты. Наэтом этапенародное движение, вполне возможно, было инспирировановластями, впервую очередьсторонникамиДэн Сяопина, которые попыталисьиспользоватьего в борьбепротив своихполитическихсоперников.Однако вскореоно превратилосьв стихийныйпротест противтоталитарныхобщественныхустоев.
В той ситуациимногое зависелоот позициилидера реформаторскойфракции — ДэнСяопина. Первоначально, когда в средевысшего руководстваобсуждалисьвозникшиепроблемы, оннастаивал натом, что силовоеподавлениеинакомыслиянедопустимо, однако в концемарта 1979 г. взначительноймере под нажимомкак «левых», так и некоторыхиз своих болееконсервативнонастроенныхсторонников, Дэн санкционировалфактическийразгром движения.Он осуществлялсяпод лозунгомверности «четыремосновополагающимпринципам»: социалистическомупути, диктатурепролетариата, руководящейроли КПК, марксизму-ленинизмуи идеям МаоЦзэдуна. Наполитическомпроцессе, состоявшемсяв октябре 1979 г., наиболее видныеучастникидемократическогодвижения былиосуждены надлительныесроки тюремногозаключения.Таким образом, боровшеесяза власть«прагматическое»руководствоКПК ясно далопонять, что егоцелью являетсяотказ от маоистскоймодели коммунизма, но при сохраненииоснов существующегообщественно-политическогостроя, дажеесли эти основыначинают оспариватьсяобществом.
Следующимэтапом в развитиидемократическогодвижения сталистуденческиедемонстрациив конце 1986 г., поддержанныенаселениемкрупных городскихцентров. Непосредственныепричины, приведшиек возникновениюмассовогодвижения, связаныс издержкамиреформ и вызваннымиэтим противоречиями.Одной из наиболеетяжелых проблем, к столкновениюс которой населениене было подготовлено, был скачокинфляции. Отроста цен пострадалив первую очередьэкономическинаименее защищенныеслои населения, к которымпринадлежалистуденты. Особенноостро они реагировалина рост коррупциив среде партийно-государственногоаппарата, стремившегосяиспользоватьреформы дляличного обогащения.
Таким образом, движение протестав этот периодбыло направленоне столькопротив издержекреформ, сколькопротив реальногопроцесса формированиячего-то слишкомпохожего набюрократическийкапитал. Призывыучастниковэтого движениясвидетельствовалио том, что дляних развитиереформ неотделимоот развитиядемократическихинститутов.Это стало ясноуже после первыхдемонстраций, состоявшихсяв пров. Аньхуэй, где демонстранты, насчитывавшиене более 5 тыс.человек, проходилипод лозунгом«Без демократиинет реформ».Это произошлов начале декабряи вскоре демонстрациямибыли охваченыУхань, специальнаяэкономическаязона Шэньчжэнь, Шанхай. Нельзясказать, чтопрямые призывык немедленномувведениюдемократическихнорм жизнивсюду доминировали, однако можноутверждать, что именно онибыли квинтэссенциейразвернувшегосяобщественногодвижения. Нарядус лозунгами, призывавшимипокончить сбюрократиейи коррупцией, были выдвинутыпризывы демократизациивыборов, увеличенияпредставительстваинтеллигенциии студенчествав органах власти.Появились илозунги, которыевосхвалялиреволюционногодемократа СуньЯтсена. В Шанхаедемонстрации, первоначальноносившие мирныйхарактер, вскорепереросли всхватки с полицией.В конце декабрядвижение перекинулосьна Тяньцзиньи Пекин.
Это движение, которое несомненноявлялось стихийнымпроявлениемнародногопротеста, темне менее былосвязано и сборьбой в руководствеКПК между различнымифуппировкамив рамках в прошломединой «прагматической»фракции. Наиболеерадикальноереформаторскоекрыло во главес генеральнымсекретаремХу Яобаном, повсей видимости, рассчитывалодополнитьэкономическиереформы ирадикальнымипреобразованиямив политическойсфере, направленнымина ослаблениетотальногоконтроля КПКнад общественнойжизнью. Однаков серединеянваря 1987 г. ХуЯобан был обвиненв покровительстве«буржуазнойлиберализации», в чрезмерномрадикализмев ходе проведенияэкономическойреформы и отправленв отставку. Повсей видимости, в этой обстановкеполитическогокризиса ДэнСяопин принялсторону консервативногокрыла реформаторов.
Проблемыполитическойреформы былирассмотренына очередномXIII съезде КПК(сентябрь 1987 г).На съезде быланамечена программадальнейшегопроведенияэкономическихреформ и поставленазадача к началуследующеготысячелетияудвоить душевойпоказательВНП с тем, чтобыпримерно к 2050г. Китай могдостигнутьуровня среднеразвитыхстран и осуществитьтаким образомв основномзадачу модернизациистраны.
При формированииэтой стратегическойзадачи ДэнСяопин обращаетсяк конфуцианскомупонятию сяокан, использованномууже в 50-е гг. ЧанКайши при выдвижениипрофаммы модернизацииТайваня. Науровне обыденногосознаниясловосочетаниесяокан шуйпин, употребленноеДэн Сяопином, может бытьпереведенокак «уровеньсред незажиточнойжизни». Однакодля китайца, знакомого сконфуцианскойтрадицией, понятие сяоканоказываетсянаполненнымгораздо болеезначимым содержанием, связанным сконцепциейКонфуция обидеальномгосударственномустройстве(о чем речь ужешла при анализепрофаммы ЧанКайши на Тайване).Можно, вероятно, сказать, чтопонятие сяоканвзято Дэн Сяопиномв качествесимвола построениясоциализмас китайскойспецификой(рыночногосоциализма).
В работеXIII съезда немалоеместо занималипроблемыосуществленияполитическойреформы и былопризнано, чтоэкономическимреформам долженсопутствоватьпроцесс создания«социалистическойполитическойдемократии».Были намеченытакие меры, какразфаничениефункций партийногои административно-хозяйственногоруководства, перестройкауправленческогоаппарата сцелью преодолениябюрократизма, а также изменениекадровой системы.В руководствестраны в этотпериод вынашивалисьпланы либерализациимеханизмовформированияпредставительныхорганов власти, допущениесамовыдвиженияи выдвижениянесколькихкандидатовпри формированиинизших органоввласти.
Однако врезультатеновой вспышкинародногодвижения подлозунгамидемократизацииполитическойсистемы страныэтим планамне суждено былоосуществиться.С этими проблемамиуже имел делоновый генеральныйсекретарь ЧжаоЦзыян, которыйпринял этоназначение, оставив поструководителяправительства.Непосредственныепричины, вызвавшиеновый подъемстуденческогодвижения подлозунгамидемократическихпреобразований, сходны с теми, что привелик вспышкенедовольствав конце 1986 г. Главнымфактором сталаинфляция, повлекшаярост потребительскихцен и вызваннаяпротиворечиямиэкономическойполитики, нерешенностьюпроблем, связанныхс реформойгосударственногосектора экономики.
В этой обстановкевновь вспыхнулостуденческоедвижение, центромкоторого наэтот раз сталастолица. Непосредственнымтолчком к началустуденческихдемонстрацийпослужиласмерть опальногогенеральногосекретаря ХуЯобана в апреле1989 г. В глазахкитайскойинтеллигенциии студенчестваего имя ассоциировалосьс попыткамидемократическихпреобразований, прерванныхвмешательствомконсервативныхсил.
В апреле1989 г. в Пекиненачались массовыедемонстрациипод лозунгамидемократизацииполитическойжизни, борьбыпротив коррупции.В демонстрацияхпринималиучастие сотнитысяч студентов, в том числеприехавшихиз других регионовстраны. За этимпоследовалистуденческиезабастовки, а на центральнойплощади Пекина- Тяньаньмэнь- часть студентовобъявила голодовкув знак протестапротив публикацийцентральнойпечати, выступившейс осуждениемстуденческогодвижения. Кдвижениюприсоединилисьрабочие столичныхпредприятий, а затем и городскиемаргиналы.Вопрос о степенипричастностик движениюрадикальнонастроенногоруководстваКПК, в том числеокружения ЧжаоЦзыяна, остаетсяоткрытым, однаконесомненно, что именно сним демонстрантысвязывалинадежды науглублениеполитическойреформы и продвижениек демократии.
Встречипартийных игосударственныхлидеров, включаяи самого ЧжаоЦзыяна, состудентами, попытки уговоритьих прекратитьакции протестане увенчалисьуспехом. Этобыло использованоконсерваторами, заявившими, что массовоедвижение угрожаетустоям общественногостроя, создаетобстановкухаоса и такимобразом препятствуетэкономическимреформам. Покрайней мерев одном критикистудентов былиправы — серьезнаядемократизацияобщественнойжизни ставилапод угрозумонопольнуюроль КПК и вэтом смыследействительноподрываласуществующийполитическийпорядок.
5. Разгромдемократическихсил
В этой ситуациив конце мая1989 г. в столицебыло объявленовоенное положение, запрещеныдемонстрации, забастовки, а стратегическиеобъекты городавзяты под контрольвоинских частей, переброшенныхв Пекин. Тем неменее участникиголодовки наплощади Тяньаньмэньпродолжалиупорствовать, рассчитываяна то, что властине осмелятсяприбегнутьк силе. Однаков ночь с 3 на 4 июнявойска, поддерживаемыетанками ибронетранспортерами, сокрушив воздвигнутыебаррикады, вытеснилизабастовщиковс площади.Столкновения, в ходе которыхвойска применилиоружие, привелик многочисленнымжертвам. Дляустановленияполного контролянад ситуациейи возобновленияжизни в городепотребовалосьнесколько дней.
В обстановкеглубокогополитическогокризиса в концеиюня собралсяпленум ЦК КПК.На Чжао Цзыянабыла возложенаответственностьза происшедшееи по решениюпленума егосняли с постагенеральногосекретаря. Наэто место былизбран мэрШанхая ЦзянЦзэминь, проявившийдвумя годамираньше твердостьв подавлениистуденческогодвижения вШанхае. Разумеется, перемещенияв высшем руководствеКПК не были бывозможны безодобрения ДэнСяопина, сохранявшегостатус непререкаемоголидера партиии в очереднойраз поддержавшегосвоим авторитетомконсервативнуючасть руководствапартии.
РуководствомКПК «событияна Тяньаньмэнь»были оцененыкак очередноепроявление«буржуазнойлиберализации», суть которойсостояла встремленииподорватьосновы государственногостроя, руководящуюроль партии, ликвидироватьгосударственнуюсобственность, свернуть странуна капиталистическийпуть развития.Несмотря нато, что демонстрантыне выдвигали«антисоциалистическихлозунгов», этоопределениевозможныхконечных результатовдемократизациистраны не лишенооснований.
Разгромдемократическогодвижения в 1989г. отчетливовыявил какдостижения, так и пределыреформ в КНР.Китаю удалосьдобиться несомненногои даже беспрецедентногоэкономическогопрогресса и,- что может бытьдаже болееважно, — самообщество пересталобыть в полномсмысле тоталитарным.Однако в рамках«социалистическоговыбора» реформыпрактическиполностьюисчерпали себя, столкнувшисьс проблемойпреобразованиягосударственногосектора экономики.Неразрешимойв рамках этоговыбора представляетсяпроблемаосуществленияреальных широкихдемократическихпреобразований.
Кровавоеподавлениевыступленийна Тяньаньмэнеи разгромдемократическогодвижения надолгосняли вопросо проведенииполитическихреформ, о демократизацииполитическойструктуры. Этитрагическиесобытия такжезадержалиуглублениеи расширениеэкономическихпреобразований.V пленум ЦК КПК, проходившийв Пекине в ноябре1989 г., высказалсяза продолжениеполитики«урегулирования», принятой руководствомКПК еще в 1988 г. ивызваннойрезким увеличениеминфляции, ростомдефицита госбюджета, необходимостьювозвращенияв ряде мест кснабжению по«карточкам»и другими побочнымиявлениями, неизбежносвязаннымис перестройкойэкономическойсистемы. Пленумпринял решение«О дальнейшемурегулировании, упорядочениии углубленииреформы», предлагаяпроводить егов жизнь до 1992 г.Главная цельэтой политики- снять возникшуюсоциальнуюнапряженность.Фактическиречь шла означительномторможенииреформаторскогопроцесса. Одноиз последствийтяньаньмэньскойтрагедии — резкоеусилениеидеологизациивсей общественнойжизни. Вновьактивизировалисьлевацко-догматическиедеятели, пытавшиесявернуться кконцепции«обостренияклассовойборьбы», стремившиесявозродить «духЯньани», призывавшиеследовать за«образцами»Дацина и Дачжаяи т.п. Однако, как показалидальнейшиесобытия, этапопытка маоистскогоконтрнаступленияне смогла изменитьнаправлениеразвития Китая.
V пленум такжепринял отставкуДэн Сяопинас его последнегоруководящегопоста — ПредседателяВоенного советаЦК КПК. Однакоэтот уход лишьподчеркнул, что Дэн Сяопиноставалсяреальным неформальнымлидером КПК, определяющимсоциально-экономическуюстратегиюпартийногои государственногоруководства.Уже в 1992 г., полагая, что политическиеи экономическиепоследствиятяньаньмэньскойтрагедии преодолены, Дэн Сяопин вовремя поездкипо южным районамстраны высказалсяза возобновлениеи активизациюэкономическихреформ. Этотпризыв былвоспринятруководствомКПК, котороена XIV съезде партииосенью 1992 г. официальнопровозгласилокурс на строительство«социалистическойрыночной экономики».Это было принципиальноважным решением, ибо наконец-тобыла определенасоциально-экономическаяцель реформ.В ходе экономическихпреобразованийэта цель быланайдена отнюдьне сразу: развитиемысли китайскихэкономистови китайскихполитическихлидеров шлоот «плановойэкономики сэлементамирыночногорегулирования»через «сочетаниеплана и рынка»к концепции«социалистическойрыночной экономики».Это был напряженныйпрагматическийпоиск наиболеебезопаснойи эффективноймодели посттоталитарнойхозяйственнойсистемы.
В своемдокладе на XIVсъезде КПКгенеральныйсекретарь ЦККПК, ПредседательКНР Цзян Цзэминьдостаточноподробно стремилсяописать этумодель, избегаядавать ей упрощенныеидеологическиеопределения.Однако до полноговзаимопониманияв трактовкеэтого понятияеще далеко. Этосвязано преждевсего с тем, что социализмпо определениюне может бытьрыночным. Однакоэта неточностьформулировкине может бытьпоставленав вину руководителямКПК и идеологампо крайней мерепо двум причинам.Во-первых, этоопределениепомогает избежатькрутого и опасногоидеологическогоповорота, обязательногопри адекватномописании радикальныхэкономическихперемен. Этиперемены врамках избранногоподхода описываютсякак реформирование,«улучшение»уже построенного(или строящегося,«начальнаястадия социализма»и т.п.) социализма.Такая идеологическаятрактовка неослабляет, а, напротив, дажеукрепляетлегитимностьвласти КПК.Во-вторых, принятаясъездом формулировкаотнюдь не являетсяокончательнойи может неоднократнокорректироваться.
6. XV съезд КПК– судьбоноснаявеха в развитииКитая
Эти идеибыли развитына XV съезде КПК, состоявшемсяв серединесентября 1997 г.- через полгодапосле смертиДэн Сяопинаи через двамесяца послеофициальноговозвращенияГонконга подсуверенитетКНР, что широкои торжественноотмечалосьв стране. Каки в ходе предыдущихвысших форумовправящейкоммунистическойпартии, этомусъезду предстоялосформироватьновый составвысших органовпартии, а такжепринять решения, касающиесябудущего политическихи экономическихреформ.
Состав новыхвысших органов58-миллионнойпартии, избранныхна съезде, претерпелзначительныеизменения.Средний возрастчленов ЦК КПКпонизился с69 до 56 лет, а ихсредний образовательныйуровень существенновозрос. В новомсоставе ЦК, сформированномна съезде, процентего членов, получившихвысшее илиспециальноесреднее образование, увеличилсяс 73 до 96. Одновременнопродолжалосьсокращениепредставительствав ЦК военных: их доля сократиласьс 25 до 21%. Нарядус этим произошлии существенныекадровые перестановкив высшем звенеруководствапартией — в Политбюрои Постоянномкомитете ПБЦК КПК. Из составаПБ был выведензанимавшийв этот моментпост ПредседателяВСНП Цяо Ши.Это открылопуть к дальнейшейрокировкевысших партийно-государственныхкадров. В следующемгоду председателемВСНП был избранЛи Пэн, а освободившеесяместо премьераГоссовета занялЧжу Жунцзи, занимавшийдо этого постзам. премьера.
Кадровыеизменения ввысших партийныхорганах свидетельствовалипрежде всегоо том, что произошлоукреплениецентристскойгруппировкив руководствеКПК, возглавляемойгенсеком ЧжаоЦзыяном. Позициицентристов, как и прежде, характеризовалочрезвычайноосторожноеотношение квопросу о будущемполитическихреформ в стране.Свидетельствомэтого явилосьсмещение ЦяоШи, которогорассматривалиедва ли не какединственногопредставителятех сил в высшемруководстве, которые стремилисьвернуться косуществлениюреальных политическихпреобразований.
Усилениепозиций ЧжуЖунцзи говорилоо том, что руководствоКПК, стремясьзаморозитьсколько-нибудьрадикальныеполитическиереформы, приэтом было настроенона углублениереформ в областиэкономики. Этоотчетливопроявилосьв докладе съезду, сделанном ЧжаоЦзыяном, а такжев общем характеререшений, принятыхсъездом.
Значительнаячасть докладасъезду былапосвященаоценке ДэнСяопина, которыйбыл поставленв один ряд стакими деятелямикитайскойистории XX в., какСунь Ятсен иМао Цзэдун.Наряду смарксизмом-ленинизмоми «идеями МаоЦзэдуна» теорияпостроения«социализмас китайскойспецификой», выдвинутаяДэн Сяопином, получила статус«руководящейидеологиипартии». Соответствующееположение быловнесено в качестведобавленияи в программуКПК, в которойбыло записано, что существо«теории ДэнСяопина» состоитв выдвинутомим положениио «необходимостираскрепощениясознания ипроизводительныхсил».
Значительноеместо в докладебыло отведеноанализу теоретическихвопросов, связанныхс трактовкойпути социально-экономическогоразвития КНР, который, каки прежде, былохарактеризованкак построениесоциализма.Стремясь разъяснитьлогическиепротиворечия, возникающиев результатеочевидногоразрыва междупродекларированнымив программныхпартийныхдокументахконечнымицелями и практическойсторонойгосударственнойполитики, ЦзянЦзэминь подробноостановилсяна концепции«начальнойстадии построениясоциализма», выдвинутойна рубеже 80-хгг. В его трактовкене только коммунизмявляется отдаленнойперспективой, но и социализм- это «весьмапродолжительныйэтап историческогоразвития», который можетдлиться в течение«несколькихпоколений илидаже несколькихдесятков поколений».Очевидно, что, выдвинув этоположение, руководствоКПК стремилосьразвязать себеруки для продолженияпроведенияистинно прагматическойлинии, сформулированнойкак «развитие- наш приоритет».
С этимиприоритетамиестественнокорреспондировалпризыв к углублениюэкономическихреформ, преждев сфере государственногосектора промышленности.Именно эта темаи стала главнымпунктом докладаЧжао Цзыянаи определилавесь характеррешений, принятыхсъездом. Посути дела, речьшла о методахприватизациипредприятийгосударственногосектора, главноеместо средикоторых должнобыло занятьакционирование, что находилосьв очевидномпротиворечиис основнымидоктринальнымиположениями, заключеннымив программекомпартии.Стремясь оградитьэтот курс отвозможныхнападок состороны «левых», Цзян прибегк следующемуаргументу: поскольку акциибудут распространятьсясреди «народа», то это не изменитстатуса предприятий, как находящихсяв «общенароднойсобственности».
В областиполитическихреформ курс, провозглашенныйруководствомКПК, выгляделнеизмеримоболее консервативным.В докладе вочередной разподчеркиваласьроль «демократическойдиктатурынарода» в качествеглавного средства«борьбы противвсех факторов, подрывающихстабильность, необходимостьборьбы противбуржуазнойлиберализации, подрывной ираскольническойдеятельностивнутреннихи внешних врагов».
Документы, принятые насъезде, подтвердилиеще раз, чторуководствопартии, решаясьна проведениеглубоких реформв области экономики, последовательновыступаетпротив любыхсколько-нибудьсерьезныхструктурныхреформ политическойсистемы. Каки прежде, демократия- это только«социалистическая»демократия, а предложения, связанные с«политическойреформой», включали всеголишь призывыусилить контрольсо стороныобщества наддеятельностьюадминистративногоаппарата, атакже добитьсятого, чтобынормы законастали единственнойосновой решений, принимаемыхюридическимиорганами.
Еще однимсвидетельствомтого, что серьезныеполитическиереформы неприемлемыдля нынешнегоруководства, стала реакцияна письмо, направленноев адрес съездаопальным бывшимгенсеком ЧжаоЦзыяном. В письмеговорилосьо том, что официальнаяоценка событий1989 г. как «контрреволюционныймятеж» быланеверна, посколькустуденческоедвижениевдохновлялосьвсего лишьжеланием устранитькоррупцию иускорить политическиепреобразования.Однако этотвопрос так ине стал предметомобсужденияна съезде, асамому ЧжаоЦзыя-ну со стороныруководстваКПК было вынесенопорицание иужесточен режимего содержанияпод домашнимарестом.
Еще однойтемой, активнообсуждавшейсяна съезде, сталипринципыосуществлениявоенной реформы.Было приняторешение о сокращениивооруженныхсил к 2000 г. на 500 000человек (до 2,4млн) при одновременномнаращиваниитехническихи боевых характеристиквооруженияи повышенияуровня подготовкивоеннослужащих.По вопросу оботношенияхмежду «двумяберегами»позиции, занятыесъездом, соответствовалитрадиционнойлинии, проводимойКПК на протяжениипоследних лет.Власти КНРпризвали руководствоТайваня возобновитьдиалог, прерванныйпосле кризиса1996 г., на основепризнанияпринципа «единогоКитая». Какзаявил ЦзянЦзэминь, приусловии принятиятайваньскойстороной этогопринципа, объектомпереговоровмогли бы статьлюбые вопросы, интересующиеобе стороны.
После XV съездаКПК именнопроблемыреформированиягосударственногосектора сталиглавным направлениемактивностиКПК в сферевнутреннейполитики.Необходимостьреформы государственногосектора экономикистраны не вызываетсомнений уруководствапартии, котороемногократнопринималорешения напротяжениипрошедших двухдесятилетийо необходимостиглубокихпреобразованийсистемы организациигосударственнойпромышленности.Однако всякийраз эти попыткизавершалисьпринятиемпаллиативныхмер.
Между темко второй половине90-х гг. две третииз примерно120 тыс. ведущихгоспредприятийявлялись хроническиубыточными, что естественноложилось тяжелымбременем наэкономику ибюджет страны.Повышениеэффективностиработы предприятий, что невозможнобез серьезныхперемен в сфереорганизациитрудовых отношений, должно былопочти неизбежнопородить острыесоциальныеконфликты.Главными источникамиэтих конфликтовобещали статьрастущая безработица(по данным навторую половину90-х гг. численность«избыточнойрабочей силы»составлялаболее 200 млн чел), а также измененияв системе социальногообеспечения, которая лежалане на плечахгосударственныхорганов, аобеспечиваласьсамими предприятиями.
В ходе рядасовещаний «повопросамэкономическойработы», созванныхпосле XV съезда, была разработанаконкретнаяпрограммареформы государственногосектора промышленности.Программапредусматривала, с одной стороны, реорганизациюнеэффективныхпредприятийпутем банкротств, слияний, расформированияи т.д. С другой- были принятымеры для поддержкитех государственныхкомпаний, которыепредставлялинаиболее современныеотрасли промышленностии обеспечивалиосновную долюпромышленногопроизводства.Из более чем300 000 тыс. госпредприятийбыли отобраныоколо 500, обеспечивавших40% общего потребленияна рынке и дававших85% ежегодныхпоступленийв казну от налоговыхсборов. Именносюда был направленглавный потокгосударственныхинвестицийи именно наэтих предприятияхпрежде всегоследовалопровестиакционированиес размещениемакций на внутреннеми внешнем рынках.
Для тогочтобы избежатьобострениясоциальныхконфликтов, были предпринятымеры для реформысистемы социальногообеспечения.Каждый из занятыхв госсекторе, как было объявлено, должен получитьстраховойполис, дающийправо на медицинскоеобслуживаниеи пенсию, независимоот того, на какомпредприятиион работает.
Новый этапэкономическихреформ принесс собой какзначительныепозитивныерезультаты, так и серьезныепроблемы, решениекоторых можетпотребоватьдлительногопериода. Преждевсего следуетотметить, чтов результатеосуществленныхмер выигралинаиболее крупныеи современныепредприятия, и раньше отличавшиесябольшей эффективностьюработы. Опытреорганизациии акционированияменее успешныхгоспредприятийпоказал, чтосама реорганизациязачастую неприводит кобразованиюновых структур, действующихболее эффективно.Одна из основныхпричин этогозаключаетсяв том, что нерыночные мотивы, а административнаяцелесообразностьбольшей частьюстоят за тем, как проводитсяреорганизацияили слияниепредприятий.В значительномколичествеслучаев государственныеорганы вообщеотказываютсясанкционироватьреорганизациюубыточныхпредприятий, если они играютсерьезную рольв обеспечениисвоих, занятыхсоциальнымиуслугами. Наконец, важным обстоятельством, препятствующимповышениюэффективностиработы акционированныхпредприятий, стало то, чтои после акционированиягосударственныйпакет акцийкрупных и среднихпредприятийостается самымкрупным, а акционерамиз числа рабочихне разрешенопродаватьпринадлежащиеим акции нарынке.
Впрочем, видя существующиепроблемы, руководствоКНР не спешитс принятиемболее радикальныхмер. Постепенная«реальная»приватизациябудет охватыватьвсе большееколичествопредприятийгоссектора, а само государствобудет стремитьсяостаться гарантомсоциальнойи политическойстабильности, без которойсоздание современнойструктурырыночных отношенийвряд ли представляетсявозможным.
7. Развитиегосударствав 90-е годы ХХ века
РазвитиеКНР в 90-е гг. показалоспособностьсуществующегополитическогомеханизма нетолько преодолеватьполитическиепрепятствияна пути экономическихпреобразований, но и обеспечиватьпоступательноеразвитиеэкономическойреформы. Однакоирония историизаключаетсяв том, что всякоедвижение экономикивперед в современныхусловиях Китаяозначает развитиеэлементовгражданскогообщества, всеболее несовместимыхс авторитарнымполитическиммеханизмом.Все это делаетнеизбежным- рано или поздно- реформированиеполитическойсистемы, демократизациюполитическойжизни.
Как и когда, в каких формахэто свершится- предсказатьтрудно. Китайская«социальнаялаборатория»на Тайванепоказала одиниз возможныхвариантовпостепеннойи достаточнобезболезненнойсмены политическогорежима. В КНРхорошо знаютэтот политическийопыт, разнообразныесвязи КНР ссоотечественникамина Тайванестремительнорастут. Быстроесоциально-экономическоеразвитие пообе стороныТайваньскогопролива демонстрируетсходство (ноне одинаковость!)многих процессовмодернизациикитайскогосоциума. Этоеще раз подчеркиваетсоциокультурноеединство Тайваняс материкоми, вместе с тем, демонстрируетпроцесссоциально-политическойконвергенцииКНР и Тайваня.В начале 1995 г. ЦзянЦзэминь выступилс широкой программойсближениясоотечественников.Эта программаеще раз свидетельствуето значимоститайваньскогоопыта для КНР, с одной стороны, и о влиянииуспехов экономическогоразвития КНРна процессвоссоединения- с другой. Чембыстрее идетпроцесс экономическойи политическоймодернизацииКНР, тем большевозможностейдля мирноговоссоединения, для объединениявокруг Пекинавсех китайцев, для возрождения«БольшогоКитая».
Литература
Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. — С. Пб.: Наука, 1999. — 189с.
Васильев Л.С., Лапина З.Г., Меликсетов А.В., Писарев А.А. История Китая: Учебник для студ. вузов, обуч. по ист. спец. / А.В. Меликсетов (ред) — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского университета, 2004. — 751с.
Всемирная история: Учебник для студ. вузов / Георгий Борисович Поляк (ред), Анна Николаевна Маркова (ред). — М.: Культура и спорт, 1997. — 496с.
Фицджералд Чарлз Патрик. История Китая / Л.А. Калашникова (пер. с англ). — М.: Центрполиграф, 2005. — 459с.
Кравцова Марина Евгеньевна. История культуры Китая: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Культурология». — С. Пб.: Лань, 1999. — 416с.