–PAGE_BREAK–
2.2 Особенности рынков ценных бумаг зарубежных стран
В мировой практике известны два пути формирования рынков ценных бумаг. Часть рынков формировалась в результате быстрого роста объемов рынка ценных бумаг и количества его участников. Это привело к формированию институтов рынка ЦБ, носящих частноправовой характер (американская модель). Часть рынков создавалось государством совместно с заинтересованными участниками. Это привело к созданию институтов рынка, носящих публично-правовой характер (европейская модель).
В настоящее время такими институтами рынка являются фондовые биржи, депозитарные системы, инвестиционные фонды и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг. Существующие в мире рынки ценных бумаг различаются между собой по методу регулирования и по виду участия в них коммерческих банков. Известны две концепции регулирования государством рынка ценных бумаг: регулирование преимущественно через государственные органы; передача максимально возможного числа полномочий саморегулирующимся организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). [11]
Первая концепция регулирования рынка ЦБ реализована во Франции. Здесь лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передана государством саморегулирующимся организациям. Основное регулирование осуществляется государством. Вторая концепция получила развитие в Великобритании, где максимально возможный объем полномочий передан саморегулирующимся организациям. Значительное место в контроле и регулировании рынка занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования спорных вопросов с участниками рынка. Государство при этом может в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.
Однако в реальной практике развитых зарубежных рынков ценных бумаг обе эти концепции встречаются редко. Обычно при функционировании рынка ЦБ достигается определенный компромисс между жестким государственным регулированием и саморегулированием. Общей тенденцией с 30-х годов является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих рынки ценных бумаг. Среди более чем 30 стран мира с развитыми рынками ценных бумаг более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам (модель США), примерно в 15% стран за рынок отвечает Министерство финансов, в 15% стран — смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (наиболее яркие примеры — Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за фондовый рынок несет центральный банк и орган банковского надзора. Уникальной в этом отношении является Швейцария, где нет единого государственного органа, централизующего регулирование рынка ЦБ. Регулирование осуществляется самостоятельно по регионам.
Структура органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством часть полномочий государства на фондовом рынке передана территориям, например в США — штатам, в Германии — землям).
По механизмам контроля со стороны финансового рынка над производственным сектором в экономике выделяют две альтернативные модели — англо-саксонская и европейская континентальная [12]. В классическом виде эти модели финансового рынка воплощены соответственно в Великобритании и Германии.
Особенности финансового рынка германской и британской моделей можно проследить по трем важнейшим направлениям: функции финансово-кредитных институтов; организации фондового рынка; методам финансового контроля над корпорациями.
Рассмотрим организацию кредитно-финансовой системы и функцию финансового посредничества: депозитно-ссудную, эмиссионную и инвестиционную. Главной особенностью немецкой модели финансового рынка является доминирующая роль банков. Другие финансовые институты здесь немногочисленны.
В Великобритании, наоборот, небанковские финансовые учреждения многочисленны, независимы от банков и разнообразны по форме. Это страховые компании, пенсионные фонды, доверительные паевые фонды, инвестиционные фонды. Размер активов банковского сектора Великобритании хотя и опережает другие финансовые институты страны, однако это превышение не столь существенно, как в Германии. Для британской системы характерна довольно четкая специализация. Кредитная и эмиссионная функция закреплена за банковским сектором, а инвестиционная — за небанковскими институтами. Имеется специализация и среди самого банковского сектора. Существует специализация и по отдельным видам кредита. В соответствии с законодательством Великобритании (в отличие от США), банкам никогда не было запрещено владеть промышленными акциями. Однако по давней традиции банки практически не держат акций.
Инвестиционную функцию в Великобритании осуществляют в основном небанковские финансовые институты — страховые компании (прежде всего компании страхования жизни) и пенсионные фонды.
Таким образом, в английской модели финансового рынка все три функции финансового посредничества рассредоточены между специализированными финансовыми институтами.
В немецкой модели ситуация совершенно другая. Все функции финансового посредничества сосредоточены в особом типе финансового института — универсальном банке. Для немецких банков характерна ориентация на долгосрочные ссуды промышленным фирмам. Банки Германии не только осуществляют эмиссию акций нефинансовых корпораций, но и являются крупными держателями промышленных акций.
Различаются обе страны и в организации рынка ценных бумаг. Британский рынок ценных бумаг не дает каких либо преимуществ различным финансовым институтам. Немецкие банки, наоборот, играют ведущую роль на фондовом рынке. Банки являются главными участниками торгов на фондовой бирже, регистрация ценных бумаг на бирже разрешается только на основании обращения соответствующего банка.
Специфика британской и немецкой моделей проявляется и в способах контроля над производственным сектором экономики. В Великобритании финансовый контроль опосредован преимущественно операциями на рынке акций. В Германии контроль осуществляется непосредственно банками. Преимущество банковского контроля в том, что банки имеют прямой доступ к внутрифирменной информации, посылают своих представителей в наблюдательные советы, участвуют в голосовании на собраниях акционеров. Таким образом, банки Германии участвуют в принятии промышленными компаниями наиболее важных решений.
И при банковском, и при биржевом механизмах контроля реализуется одна и та же задача — минимизация риска при использовании финансовых ресурсов для долгосрочных капиталовложений в производственный сектор.
2.3. Тенденции развития современных рынков ценных бумаг
Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в странах с развитыми рыночными отношениями являются [5]:
— концентрация и централизация капиталов;
— интернационализация и глобализация рынка;
— повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;
— компьютеризация рынка;
— нововведения на рынке;
— секьюризация;
— взаимопроникновение с другими рынками капиталов;
— дальнейшая интеграция с фондовыми рынками других стран;
— создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка;
Концентрация и централизация капиталов свойственна рынку ценных бумаг так же, как и любому другому рынку. Это обусловлено вовлечением в рынок новых участников и новых капиталов, ростом их собственных капиталов, слиянием их в более крупные структуры рынка.
Интернационализация означает формирование мирового рынка ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер.
Повышение надежности и степени доверия к рынку ценных бумаг зависят от уровня организованности и степени государственного контроля над ним. Государство не может допустить разрушения рынка, т.к. это приведет к разрушению экономического процесса. Кроме того, усиление контроля над рынком ценных бумаг позволяет государству увеличить свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений.
Компьютеризация рынка является необходимым условием функционирования современного рынка ценных бумаг. Без компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы невозможен.
Нововведения на рынке ценных бумаг включают в себя:
— новые инструменты данного рынка – многочисленные виды производных ценных бумаг;
— новые системы торговли ценными бумагами – системы, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю в полностью автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между продавцами и покупателями;
— новая инфраструктура рынка – современные информационные системы, системы расчётов, депозитарного обслуживания рынка ЦБ.
Секьюритизация – это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т.п.) в форму ЦБ; тенденция превращения всё большей массы капитала в форму ЦБ; тенденция перехода одних форм ЦБ в другие.
Дальнейшая интеграция с фондовыми рынками других стран. Рынок ценных бумаг, например, белорусских не может существовать изолированно. Залогом дальнейшего развития является тесное взаимодействие с другими фондовыми рынками, такими, например, рынками, как США и Японии.
Создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка, безусловно, необходимо, т. к. открывается простор для всякого рода махинаций на РЦБ, которые способны еще больше подорвать доверие к фондовому рынку, поэтому первоочередная задача правительства — разработать полноценно функционирующий гражданский кодекс, который бы исключал такую возможность.
Рынок ценных бумаг постоянно развивается и совершенствуется. На нем непрерывно появляются новые инструменты, новые системы торговли ценными бумагами, новая инфраструктура рынка. В связи с этим растет взаимопроникновение рынка ценных бумаг с другими рынками капиталов.
3. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Этапы развития рынка ценных бумаг в РБ
Появлением фондового рынка в Республике Беларусь следует считать 1992 год, когда был принят Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах». [1]
Фондовый рынок Беларуси в 1990-1995 гг. начал формироваться на фоне ухудшения всех основных экономических показателей. Так, снизились реальные объемы ВВП (на 35 %); производства промышленной продукции (на 39 %) и сельскохозяйственной (на 26 %); инвестиций в основной капитал (на 61 %); реальные денежные доходы населения (на 44 %); дефицит государственного бюджета в 1995 году достиг 2,7 % ВВП.Для стран с трансформационной экономикой, в том числе и для Республики Беларусь, характерно наличие инфляции, а ее темпы — один из макроэкономических факторов, влияющих на развитие фондового рынка. С началом проведения реформ Республика Беларусь столкнулась с процессом высвобождения подавленной инфляции. Высокие темпы инфляции, отрицательные реальные ставки процента по основным финансовым инструментам, быстрое падение курса национальной валюты, продолжавшиеся на протяжении 1993-1995 гг., явились основными причинами пассивности участников фондового рынка, что существенно повлияло как на развитие фондового рынка, так и формирование основных элементов институциональной инфраструктуры в данный период.
В экономике Республики Беларусь с 1996 г. наметились положительные тенденции — экономический рост, снижение уровня инфляции, увеличение реальных доходов населения — как необходимые условия и стимулирующие факторы развития фондового рынка.
Важным стимулом или препятствием развития фондового рынка является налоговая политика. Система налогообложения стран с трансформационной экономикой, по мнению ряда экономистов, испытывает большое влияние административных традиций инвестирования: основные потоки финансовых ресурсов проходят через банки, контролируемые государством; предпочитаются депозитная форма сбережений и кредитная для привлечения средств, что дает возможность концентрировать и контролировать ресурсы в одних руках. Закономерным является тот факт, что развивающийся фондовый рынок требует если не льготной, то, по крайней мере, нейтральной системы налогообложения.
Эффективный фондовый рынок невозможен без наличия достаточного количества прибыльных предприятий. Уровень же стабильности и цивилизованности предприятий позволяет им рассматривать фондовый рынок в качестве обязательного элемента среды их существования. Процесс структурной перестройки экономики в РБ, в том числе и создание новых открытых акционерных обществ в 1997-2003 гг., не имел однонаправленной тенденции. В 1998 году наблюдалось уменьшение открытых акционерных обществ более чем в 3 раза. Основной причиной было резкое снижение темпов приватизации государственной собственности. В 1999-2000 гг. наблюдалось сохранение темпов приватизации (1,1 и 1,4 раза соответственно), а в 2001-2002 гг. было их уменьшение (1,1 и 1,7 раза соответственно). Исключение составил 2003 г., когда было зарегистрировано акций ОАО в 2,3 раза больше, чем в 2002 г.
Нужно отметить, что специфическим элементом инфраструктуры фондового рынка являются его финансовые посредники. Благодаря их деятельности осуществляется регулирование спроса и предложения на финансовых рынках. Операционная способность белорусского фондового рынка за годы его существования не имела однонаправленную тенденцию: период 1993-1995 гг. характеризовался увеличением количества профессиональных участников отечественного фондового рынка с 51 до 259; период 1996-2001 гг. — их уменьшением до 114. Это было обусловлено аннулированием лицензий в связи с несоблюдением требований законодательства и самоликвидацией. С 2002 года тенденция к сокращению количества профучастников, наблюдавшаяся с 1996 года, приостановилась, и в 2003 году их число составило 126. В наборе услуг, которые предлагают институты посредников, доминируют посреднические, депозитарные и консультационные. [13]
В 2004 году среди участников фондового рынка насчитывалось более 5000 эмитентов, свыше 1 миллиона инвесторов — владельцев ценных бумаг, а также 126 профессиональных участников, в том числе 27 банков. [17]
Количество профессиональных участников рынка ценных бумаг на 1 января 2008 года составило 61, из них 26 – банки. За 2007 год количество профучастников рынка ценных бумаг уменьшилось на 12, или 16,4 %.
Количество акционерных обществ в республике на 1 января 2008 года составило 4 211, из них 1 788 – открытых акционерных обществ (ОАО), 2 423 – закрытых акционерных обществ (ЗАО). По сравнению с 1 января 2007 года количество эмитентов уменьшилось на 334, или 7,3 %. [5]
Создана и функционируют ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», на которой торгуются акции, государственные облигации, облигации Национального банка и иные ценные бумаги. [17]
За 12 лет реформирования в Беларуси была создана смешанная (базирующаяся на банковской или «европейской» модели) модель рынка ценных бумаг. Это объясняется двумя факторами: во-первых, в силу геополитического влияния Беларуси ближе европейский опыт, во-вторых, национальный фондовый рынок находится в той стадии развития, когда актуальны поддержка государства и использование достаточно развитой банковской инфраструктуры для организации фондового рынка. [15]
За прошедшие годы самым развитым сегментом фондового рынка стали государственные ценные бумаги, объем биржевых торгов по которым составляет 99% от их общего количества, и лишь 1% занимает объем торгов корпоративными ценными бумагами. Проведенный анализ состояния современного рынка корпоративных ценных бумаг свидетельствует о низкой ликвидности данного сегмента рынка ценных бумаг Беларуси.
В связи с этим Правительство республики приняло ряд мер, направленных на активизацию рынка акций и развитие рынка облигаций юридических лиц. Одним из важных событий стало утверждение 21 января 2008 г. «Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 гг.». Главная задача данной Программы — создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в РБ, регулируемого государством, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг и способствующего привлечению инвестиций. [5]
3.2. Роль банковской системы на рынке ценных бумаг РБ
На данный момент, банковская система РБ является важным звеном отечественной экономики. Благодаря значительной аккумуляции денежных средств, банки могут оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами. В условиях кризиса неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики. [5]
По законодательству Республики Беларусь банками являются государственные, акционерные, кооперативные и другие учреждения, привлекающие денежные средства и размещающие их в форме кредита, а также осуществляющие иные операции в соответствии с законодательством. Банки являются юридическими лицами и функционируют на принципах хозяйственно-коммерческого расчета в условиях конкуренции. [10]
Из всего многообразия выполняемых коммерческими банками услуг можно выделить три основные:
— организация расчетов и платежей;
— привлечение денежных средств субъектов экономики посредством
гарантирования их возврата и выплаты вознаграждения в виде процента;
— финансирование экономики посредством кредита.
Выполнение этих функций накладывает отпечаток на операции банков с ценными бумагами. Проводя подавляющее большинство расчетов в рамках как национального, так и мирового хозяйства, банки РБ аккумулируют наиболее подвижную часть финансовых ресурсов, готовую в любой момент включиться в обслуживание торгового оборота, которые сосредотачиваются на расчетных счетах. Поэтому банки должны поддерживать более высокий уровень ликвидности, чем другие финансовые институты.
Другое важное отличие банковской деятельности от деятельности прочих финансовых институтов вытекает из их функции по кредитованию экономики. Занимаясь кредитованием, банки получают определенный контроль над деятельностью заемщиков, однако ликвидность банковских вложений в этом случае уменьшается. [10]
Кроме этого, банки заранее гарантируют вкладчикам величину процентной ставки, по которой будет начислен доход по депозиту независимо от того, как будут складываться операции на финансовом рынке.
Как финансовый институт, привлекающий денежные средства субъектов экономики и гарантирующий их прирост, банк заинтересован в более доходном долгосрочном размещении активов, например, в виде кредитов. Однако как институт, организующий и осуществляющий расчеты, банк обязан поддерживать высокую ликвидность, проводя краткосрочные, почти безрисковые, но и малодоходные операции. Такими операциями для банков являются, в основном, операции с ценными бумагами. Использование банками ЦБ расширяет их возможности по организации денежно-кредитных отношений, усиливает рыночный характер их деятельности.
Коммерческие банки РБ на рынке ценных бумаг могут: выпускать, покупать, продавать и хранить ценные бумаги, осуществлять иные операции с ними; управлять ценными бумагами по поручению клиента; оказывать консультационные услуги; осуществлять расчеты с ценными бумагами по поручению клиентов.
Операции банков с ЦБ можно объединить в следующие группы: операции с целью поддержания резервов ликвидности; операции с целью получения дохода в относительно долгий период; операции, аналогичные кредитованию; операции по привлечению ресурсов посредством эмиссии собственных ЦБ; операции в качестве агента на рынке ЦБ.
На рынке ценных бумаг находится достаточное количество инструментов, способных создать резерв ликвидности для банков и в то же время достаточно доходных. В отличие от кредитов ЦБ могут достаточно быстро превращаться в денежные средства при возникновении повышенной в них потребности. Такими инструментами рынка ЦБ, пригодными для создания резерва ликвидности банков, являются государственные долговые ценные бумаги и гарантированные правительством ценные бумаги.
Операции, аналогичные кредитованию, выполняемые с помощью ценных бумаг — это операции по учету векселей и операции по покупке ценных бумаг с условием обратного выкупа. За осуществление этих операций банки получают доходы, соответствующие ставке краткосрочного кредитования. Кредитные риски по таким операциям минимальны.
Ценные бумаги являются также удобным инструментом для привлечения банками дополнительных ресурсов. Это достигается путем выпуска различных видов ценных бумаг, в том числе и банковских.
Банки оказывают также разнообразные услуги в качестве агента по проведению операций с ЦБ для третьих лиц. Важную функцию выполняют банки и по организации международного обращения ЦБ на основе выпуска депозитарных расписок. Коммерческие банки могут выступать в качестве эмитентов ценных бумаг, посредников при операциях с ЦБ, а также совершать операции с ценными бумагами от своего имени. [16]
3.4. Проблемы функционирования рынка ценных бумаг в РБ
Рынок ценных бумаг обладает и нуждается в сложной инфраструктуре, состоящей из десятков элементов, большинство из которых носит критический для рынка характер. Особое положение этих звеньев обусловлено природой рынка ЦБ как механизма обращения капитала.
Своим существованием фондовый рынок обязан ликвидности обращающихся финансовых инструментов. Ликвидность характеризует способность владельцев (покупателей) быстро продать (купить) определенные ценные бумаги и имеет обратную зависимость по отношению к издержкам проводимых операций. Чем выше ликвидность, чем ниже издержки участников рынка, тем более привлекательным является рынок.
Проблемы ликвидности ценных бумаг, если они носят системный характер, развиваются с молниеносной скоростью. Даже незначительное локальное нарушение ликвидности может привести к катастрофическим последствиям. Именно поэтому главными целями практически всех звеньев инфраструктуры рынка ценных бумаг являются повышение ликвидности посредством увеличения прозрачности совершаемых на рынке операций и роста качества информационного обеспечения, устранения информационных искажений, предотвращения возникновения системных кризисов.
Создать фондовый рынок одновременно со всеми необходимыми элементами и атрибутами не представляется возможным. В уже созданной части инфраструктуры белорусского фондового рынка заметно преобладают технические звенья, в то время как информационные и аналитические сферы развиты очень слабо или вообще не развиты.
Поскольку рынок ценных бумаг призван обслуживать экономические интересы участников производственных отношений, его состояние во многом определяется макроэкономической ситуацией, как в стране, так и за рубежом. Связь фондового рынка с макроэкономикой позволяет определить проблемы иной природы — экономической, которые имеют не меньшее значение для рынка ценных бумаг. [9]
В целом основные проблемы можно объединить в три группы:
1. Критические (проблема несовершенства законодательства, проблема разгосударствления и акционирования, проблема развития биржевого и неорганизованного рынка, проблемы развития расчетно-клиринговой и депозитарной системы);
2. Стимулирующие (проблемы налогообложения и инфляции, вопросы страхования профессиональных участников, актуальность существования инвестиционных компаний, проблемы информационного обеспечения);
3. Сопутствующие (проблема высокого риска, проблема ликвидности рынка и ценных бумаг, проблема заинтересованности населения). [17] продолжение
–PAGE_BREAK–