Рынок дистанционного обучения

Содержание Введение 1. Рынок дистанционного обучения 1. Понятие дистанционного обучения 2. Развитие и динамика роста дистанционного обучения 3. Проблемы развития, преимущества и недостатки 4. Вывод 2. Методы исследования рынка 1. Понятие и виды маркетинговых исследований 2. Основания выбранных исследований 3. Вывод 20 3.

Практическая часть маркетингового исследования 1. Анализ исследований 2. Меры по улучшению, перспективы развития 3. Вывод 30 Заключение 32 Литература 34 Введение Темой работы является маркетинговые исследования рынка дистанционного обучения, его основные методы исследования. Рассмотрены основные принципы, общая характеристика рынка дистанционного бучения, а так же сделан анализ

результатов исследования рынка дистанционного обучения. Предмет исследования: организация и продвижение дистанционного обучения в условиях современной обстановки. Объектом исследования является дистанционное образование и его виды, рынок дистанционного обучения. Цель исследования: узнать основные методы исследования рынка дистанционного обучения. В соответствие с поставленной целью исследования решались следующие задачи: провести маркетинговое

исследование потребительского рынка дополнительного дистанционного образования и анализировать состояние рынка для разработки стратегии позиционирования и продвижения продукта. В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами применялись как теоретические, так и эмпирические методы: теоретические – обобщение, сравнение, абстрагирование; эмпирические – анкетирование, наблюдение, собеседование, мониторинг, педагогический эксперимент, экспертная оценка.

Для решения поставленной цели решено воспользоваться литературой по маркетингу таких авторов как Н.Е. Титова, Ю.П. Кожаев, Б.В. Сребник. Поиск информации о современном состоянии рынка дистанционного обучения произведен в Интернет ресурсах, в частности использован материал с сайта «Помощь Бизнесу» и информационного портала «Дистанционное обучение» Актуальность. Сегодня в качестве одного из перспективных направлений становления и развития высшей школы
рассматривается ее информатизация, основанная в первую очередь на совершенствовании образовательной среды вузов. В соответствии с этим серьезное внимание уделяется разработке и внедрению в педагогическую практику современных образовательных технологий. Все это в полной мере относится к развитию дистанционного обучения, позволяющего каждому человеку повышать свой образовательный уровень с минимальным отрывом от производства, в удобное время и по индивидуальной траектории.

Внедрение дистанционной формы обучения становится основой для системы непрерывного образования, в которой технологические средства и информационные образовательные технологии позволяют не только изменить методику освоения возрастающего объема знаний, но и ввести детальную оценку и самооценку процесса обучения, повысить самообразовательную активность человека. Необходимость информатизации образования на основе широкого применения дистанционных форм обучения актуализирует всестороннее изучение имеющегося опыта и теоретических

разработок. Проблема становления и развития дистанционной формы обучения интегрирует в себе знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, философия, кибернетика, информатика, причем психолого-педагогический блок является определяющим в этой интеграции. 1. Рынок дистанционного обучения Ситуация на рынке образовательных услуг складывается таким образом, что в условиях конкуренции в наиболее выигрышном положении оказываются те вузы и обучающие центры,

которые не только предоставляют услуги более разнообразные и более высокого качества, но и ведут грамотную профориентационную и рекламную работу. Тем не менее, главным условием повышения конкурентоспособности в современных условиях является введение в практику новых педагогических технологий и методов обучения. Одной из таких технологий, которая завоёвывает сегодня на рынке образовательных услуг всё большее место, является дистанционное образование. 1. Понятие дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств. Часто дистанционное образование осуществляется не с помощью какого-то одного средства, а с помощью системы средств, например, телевизионный курс в сочетании с печатными материалами, рассылаемыми по почте и т.д. Интернет очень успешно используется при таком системном, смешанном подходе к дистанционному образованию,

соединяя в себе все достоинства вышеперечисленных средств и используя и образы, и текст, и звук, и поиск, и реальное общение. С развитием электронно-компьютерных сетей технология дистанционного обучения предполагает использование Интернет-телефонной связи, электронной почты и телевидения как формы контакта студентов с преподавателем в сочетании с очными учебно-консультационными занятиями на основе гибкого плана обучения. Для России система дистанционного обучения имеет особое значение с учетом больших территорий,

относительно невысокой плотностью населения и концентрацией образовательных учреждений в крупных городах. Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI века. Несмотря на все экономические и социальные проблемы, дистанционное образование в России набирает силу. В отличие от зарубежных моделей, российское дистанционное образование более приближено

к нашему потребителю и более демократично. Но все же, для более полного понимания ситуации необходимо обратиться к истории развития дистанционного образования и динамике его роста. 2. Развитие и динамика роста дистанционного обучения Историко-педагогический анализ проблем становления и развития дистанционного обучения показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО).
В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. В США в системе дистанционного обучения обучается около 1 миллиона человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на

степень магистра. В более чем половине университетов используются технологии дистанционного обучения для обучения взрослых. Для дистанционного обучения широко используется телевидение и Интернет. Более 20 лет функционирует Национальный Университет дистанционного обучения (UNED) в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Созданный в 1988г. с целью организации заочного высшего образования для взрослых, он является одним

из подразделений министерства образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по высшему образованию. В его структуре существует система повышения квалификации, в частности, преподавателей средних школ. В Турции с 1974 г. работает Открытый университет, имеющий целью помочь получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают из университета необходимый пакет учебных материалов Дополнительно для них проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы возможны

занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более 120 000 слушателей. Важно отметить, что дистанционное обучение развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как
IBM, General Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки. Процесс развития дистанционного обучения в

России начался в начале 90-х годов. Количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ на начало 1997 года составило по подсчетам более ста. Стали уже классическими примеры экспериментального дистанционного обучения в Московском государственном университете электроники и математики (МИЭМ). Активно внедряются технологии дистанционного обучения в

МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском государственном авиационном институте (МАИ), Московском государственном институте электронного машиностроения (МИЭМ), Московском государственном университете экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Челябинском государственном техническом университете, Самарском государственном авиационном университете,

Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном техническом университете и других вузах. Необходимо отметить, что в практике использования телекоммуникаций в образовательных целях много сделано общеобразовательными школами. Примером может служить MOSTNET (Московская школьная телекоммуникационная сеть) – первая экспериментальная компьютерная сеть,

которая была создана в 1989 году в рамках проекта ШЭП – “Школьная электронная почта”. Проект ШЭП создал прецедент использования компьютерных сетей и проведения телекоммуникационных проектов и стимулировал интерес к педагогическим возможностям этой информационной технологии среди педагогической общественности, включающей педагогов-практиков, управленцев, исследователей.
В этой же области проводится работа в Институте проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН). По результатам исследования Ambient Insight мировой рынок e-Learning в 2009 году достиг размера в 27.1 миллиарда долларов США. Предполагается, что объем рынка дистанционного обучения в 2014 составит 49,6 миллиарда долларов США. По утверждению Тайсона Грира (CEO of Ambient Insight) поставщиков и инвесторов со всего мира привлекают

быстрорастущие региональные сегменты рынка электронного обучения. К таким регионам относится Азия с годовым приростом в 33,5% и восточная Европа (в основном это страны СНГ) с годовым приростом рынка на уровне 23%. При этом необходимо отметить, что по темпам прироста рынок Восточной Европы оставляет позади Латинскую Америку (19,8%),

Западную Европу (12%), Северную Америку (7%). При этом, средние темпы прироста в мире составляют около 12%. По словам Сэма С. Адкинса (CRO of Ambient Insight) Северная Америка до 2014 года сохранит лидирующие позиции по такому показателю как объем рынка в финансовом выражении. Западная Европа будет удерживать второе место. Но, принимая во внимание темпы роста рынка дистанционного обучения в странах

Азии, именно этот регион к 2014 выйдет на второе место по этому показателю. По мнению Американской ассоциации исследований в сфере образования, уже в 2010 году электронно будут обучаться около двух третей всех студентов мира. Несмотря на достигнутый уровень развития, система дистанционного обучения сталкивается с проблемами и недостатками системы, которые тормозят рост числа обучающихся дистанционно. 1.3. Проблемы развития, преимущества и недостатки.

Проблема развития обусловлена несоответствием уровня подготовки специалистов в области организации дистанционного обучения современному уровню требований и потребностей в области реализации возможностей средств информационных и коммуникационных технологий при осуществлении информационной деятельности и информационного взаимодействия в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения. Помимо этого существенно тормозит развитие лицензирование обучающей деятельности, в частности приостанавливается
развитие дистанционных курсов и небольших профильных обучающих программ. Объективно, главным препятствием на пути широкого внедрения дистанционной формы обучения является то, что она не предусмотрена действующими государственными стандартами. Однако, как альтернативная форма обучения она вполне востребована и актуальна, особенно для заочного образования. К сожалению, практическая реализация дистанционной формы обучения в

России тормозится еще одним рядом причин. Во-первых, за дистанционным обучением был ошибочно закреплен статус технологии, причем при этом речь шла не о педагогических, а об информационных и телекоммуникационных технологиях. Это привело к фактически тупиковому пути в исследованиях содержания и места дистанционного обучения в системе образования. Во-вторых, отсутствие ясного и однозначного ответа на вопрос, что такое дистанционное образование и обучение, привело к большим трудностям в формировании нормативно-правовой

базы и учебно-методического обеспечения, а как следствие к возникновению серьезных препятствий в решении всего комплекса проблем, связанных с функционированием дистанционного обучения в России. В-третьих, не было обеспечено внешнее единообразие обучающих систем (компьютерно и Интернет-ориентированных), в соответствии с международными стандартами. В данных стандартах учитываются результаты крупных международных проектов по разработке концепции образования

на основе Интернет-технологий. В-четвертых, не были определены требования к разработке программного и учебно-методического обеспечения дистанционного обучения физике в условиях стихийной массовой разработки образовательных сайтов, сетевых компьютерных программ и т.п. Несмотря на имеющиеся проблемы система дистанционного образования имеет существенные недостатки и, по мнению обучающихся, может повлиять на выбор способа обучения.
В качестве одного из главных возражений, выдвигаемых противниками дистанционного обучения, выдвигается неизбежное снижение качества обучения, обусловленное отсутствием фактора межличностной коммуникации студентов и преподавателей. Однако практика доказывает, что дистанционная форма обучения обеспечивает устойчивую, оперативную и эффективную связь между преподавателем и обучаемым, и её отличие от «традиционной» формы обучения заключается только в новизне технологии.

Помимо этого существует существенный недостаток в том что обучение проходит в тех условиях которые имеет студент, часто без возможности их улучшения, а это может означать отсутствие места для изучения материалов и неподходящую окружающую обстановку, например студента могут отвлекать его домашние заботы и родственники. Эти факторы в комплексе неизбежно повлияют на качество знаний. Однако существует множество опровержений данного утверждения, как экспертов так и самих студентов,

которые утверждают что преимуществ несравнимо больше. Очевидно, что территориальная удалённость образовательных центров от мест проживания и работы многих людей затрудняют получение ими новых знаний. Одним из эффективных способов решения этой проблемы служит именно технология дистанционного обучения, которая делает доступным получение необходимых знаний благодаря академической мобильности и телекоммуникационным связям.

Такое образование, технологически опираясь на возможности дистанционного обучения, позволяет реализовать этот важный социальный заказ. Наиболее актуальным направлением в области разработки систем дистанционного обучения сейчас являются ИТ-технологии, которые подразумевают использование широких возможностей интернет-технологий и последних достижений в области мультимедиа. Интернет обеспечивает доступ к учебно-методическими материалами, а также интерактивное взаимодействие
между преподавателями и студентами, гарантирует постоянный контакт с учебным центром. Серьёзным аргументом сторонников дистанционного обучения является то, что для очень многих «виртуальных» слушателей, совмещающих обучение с работой, не столь важно количество аудиторных часов, заявленных авторами курса, сколько те конкретные знания, которые помогут им в их непосредственной деятельности. Поэтому и получение дипломов для них не является самоцелью.

Вместо диплома многие из них предпочитают получить «сертификат», подтверждающий знание ими конкретных дисциплин и методик. Таким образом, можно выделить преимущества компании в результате внедрения корпоративной системы дистанционного обучения: – Значительная экономия времени и средств; – Сокращение затрат на командировки сотрудников; – Рост возврата от инвестиций в обучение (ROI); – Предоставление возможности обучения большему количеству людей; –

Универсальный доступ к учебной системе через браузер; – Непрерывность обучения; – Возможность обучения в любое время, в любом месте; – Накопление и сохранение статистики по учебному процессу; – Повышение продуктивности обучения. 1.4. Вывод В то время как в России до сих пор не было проведено полноценных исследований, западный (американский и европейский)

опыт свидетельствует, что при наличии качественного учебного контента во многих областях эффективность дистанционного обучения не ниже эффективности очного. Конечно, всегда останутся тренинги или учебные программы, которые плохо укладываются в дистанционную форму. Однако чаще разработка качественного учебного контента вполне возможна. Обучение сегодня должно быть развивающим и в плане развития самостоятельного критического и творческого
мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, разные взгляды на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. К важнейшим задачам маркетингового исследования надо отнести: – сбор маркетинговой информации, ее обработку и хранение; – выявление и оценку воздействия факторов макросреды маркетинга на результаты деятельности компании; – выявление и оценку факторов внутренней

среды компании (микросреды маркетинга) на рыночные возможности фирмы; – выявление существующих и потенциальных конкурентов компании и оценку уровней конкуренции компании на конкурентных товарных рынках; – анализ объемов и рентабельности реализации рыночных продуктов компании на различных этапах жизненного цикла; – изучение и прогнозирование конъюнктуры на товарных рынках в краткосрочном периоде; – прогнозирование емкости рынка в целом и спроса на конкурентные товарные позиции фирмы в среднесрочном периоде; – оценку

эффективности проводимых компанией маркетинговых мероприятий. Однако выбор метода исследования является таким же важным моментом, как и проведение самого исследования. Поэтому необходимо рассмотреть какие методы необходимо применить и выяснить, что будет более эффективным применимо к дистанционному обучению. 2. Методы исследования рынка Одним из определений маркетинга является «получение прибыли от удовлетворения потребностей».

Поэтому одной из ключевых задач маркетолога является выявление и понимание потребностей рынка. Основным инструментом получения подобной информации являются маркетинговые исследования. 2.1. Понятие и виды маркетинговых исследований Маркетинговые исследования позволяют заполнить отсутствие непосредственного обмена информацией между производителей и потребителем, появившегося в результате появления массового производства и массового же потребления.
Проводить маркетинговые исследования означает «прислушиваться к мнению потребителей». Фирмы, производящие массовую продукцию, хотят знать, что из себя представляют их клиенты? Где их можно найти? Каковы их потребности? Ответы на эти и подобные им вопросы позволяют улучшить качество управленческих решений, поскольку сокращают сферу связанного с ними риска. Маркетинговые исследования проводятся с целью получения полной и достоверной информации, необходимой

для определения объема и номенклатуры выпускаемых или закупаемых товаров и организации их адресной реализации конкретным группам потребителей. Маркетинговые исследования играют ключевую роль в проектировании новых товаров и услуг, распространении и рекламировании их наилучшим образом. В маркетинге одинаково часто используются методы как количественной, так и качественной социологии. Качественные исследования Качественные исследования включают в себя сбор и анализ данных, собранных

из первичных источников. Наиболее распространенными методами качественного исследования являются метод фокус-групп и метод глубинного интервью. Они направлены на выявление качественных, а не количественных характеристик поведения людей. Если количественное исследование отвечает на вопрос «Сколько?», то при использовании качественного исследования мы получаем возможность ответить на вопрос «Почему?». Качественное исследование в первую очередь позволяет собрать разнообразие мнений, существующих в исследуемой

проблеме. Качественное исследование считается добротным и полным тогда, когда исследователям удалось собрать весь спектр существующих мнений, какими редкими бы они не казались. В качественных исследованиях ни в коем случае нельзя считать, сколько респондентов разделили то или иное мнение. Качественные исследования позволяют получить весьма разнообразную информацию о рынке и о конкретном продукте. Они эффективны в тех случаях, когда нужно получить такого рода информацию: –
Знание и использование марок какого-либо продукта, отношение к ним; -Актуальное и потенциальное позиционирование продукта на рынке; -Оценка концептов и упаковок; -Оценка/пред тестирование рекламы; -Пред тестирование информационных материалов; -Способы изменения образа марки, ее позиционирования, стратегии ее рекламирования; -Выявление мотивов покупки, предпочтения продукта; –

Получение детального представления о восприятии потребителем нового товара, услуги, упаковки или рекламы; -Проведение начального изучения рынка, какого-то товара или концепта, прежде чем проводить большое количественное исследование. Такое предварительное изучение позволяет сделать последующее количественное исследование максимально эффективным – за счет оптимизации структуры опроса, подбора вопросов и альтернатив ответов, которые наиболее адекватны задачам исследования; –

Изучение нового рынка или малоизученной области рынка; -Получение более четкого представления о тех аспектах рынка, относительно которых проведенное количественное исследование не дало ясных результатов. Количественные исследования Количественное маркетинговое исследование представляет собой сбор и анализ первичной информации. Исследования подобного рода, как правило, проводятся, когда необходимы точные, статистически выверенные

численные данные. В основе методик количественных исследований всегда лежат четкие математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь точные количественные значения изучаемых показателей. Количественные исследования (исследования потребителей) дают возможность получить ответ на вопрос “Сколько?”, позволяя оценить распространенность изучаемых параметров, а также их величину: долю на рынке, известность и т.п. Преимущества количественного метода исследования: –
Охват большого количества объектов исследования (респондентов, точек и т.п.). Однако для охвата труднодоступных сегментов (например, высших/ низших слоев населения) традиционно принято использовать качественные методы исследования (case study) -Возможная анонимность участников опроса. Анкета для проведения количественного опроса может носить анонимный характер. При проведении количественных опросов интервьюер узнает имя респондента, его адрес и телефон,

что позволяет производить качественный контроль работы интервьюеров. -Возможность использования наглядных материалов (рекламных плакатов). Существует несколько видов количественных исследований, которые позволяют собрать первичную информацию различного формата: -Личный опрос (face-to-faсe) -Уличное интервью -Интервью в местах покупки -Квартирное интервью (наиболее распространенный метод, поскольку позволяет

добиться максимальной репрезентативности выборки). -Тестирование продукта (hall и home tests). -Аудит товаров (retail audit) Вопрос о составлении анкеты и выборки очень важен при проведении количественного исследования. Правильно составленная анкета и отобранные респонденты составляют более половины успеха сбора количественных данных. Практическая значимость исследования заключается в полной реализации его результатов в практике

функционирования. Таким образом, можно определить общую схему проведения маркетингового исследования: 1. Определение проблемы, целей и методов исследования. 1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. 1.2. Определение проблемы и формулирование маркетинговых целей. 1.3. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.

2. Разработка плана исследований. 2.1. Определение типа необходимой маркетинговой информации и источников ее получения. 2.2. Определение методов сбора необходимой информации. 2.3. Разработка форм для сбора данных. 2.4. Разработка выборочного плана и определение объемов выборки. 3. Проведение исследования. 3.1. Сбор данных. 3.2. Анализ данных. 4. Интерпретация полученных результатов и доведение их до руководства.
4.1. Подготовка заключительного отчета. 4.2. Презентация заключительного отчета. В любом случае, выбираемый метод маркетингового исследования должен быть подходящим для конкретной ситуации и исследуемого рынка. Потому должны выдвигаться достаточно весомые основания выбранных исследований. 2.2. Основание выбранных исследований. Исходя из практического опыта проведения маркетинговых исследований, одним из наиболее распространенных, является метод количественных опросов или анкетирование.

Доля присутствия данного метода, используемого большинством компаний, в общей структуре полевых исследований, занимает около 70% (в количественном выражении общих заказов). Среднестатистическая структура применения методик такова: Рис. 1. Структура используемых методов Выбор методов осуществляется с учетом поставленных заказчиком целей и решаемых задач. Немаловажное значение при выборе методов имеет структура рынка, а главное, из

какого количества сегментов он состоит. Сегмент – это часть рынка, выделенная особым способом на основе определенного общего признака. Для поиска ответов на вопросы “почему” используются качественные методы исследования. Их предназначение зафиксировано в самом названии – “качественные”, т.е. они направлены на выявление качественных, а не количественных характеристик поведения людей. Итак, что же предпочесть, количественное или качественное исследование?

Ответ на этот вопрос весьма банален: лучше, когда проводится и то, и другое. Количественные и качественные методы исследований рынка – это не альтернативные, а взаимодополняющие подходы, которые при умелом их сочетании дают наилучшие результаты. Для выявления общей картины состояния рынка в опросе участвовали руководители предприятий и сами потребители услуг дистанционного образования. Им было задано более десятка вопросов личного и общего характера.
Опрос руководителей предприятий: 1. Возраст 2. Пол 3. Семейное положение 4. Образование 5. Кто должен принимать решение о повышении знаний сотрудников 6. Отправляли ли вы своих сотрудников обучаться с помощью дистанционного обучения 7. Обучались ли сами с помощью дистанционного обучения 8. Причины по которым сотрудника не направляют обучаться по дистанционной форме 9.

Причины по которым вы не посещаете дистанционное обучение 10. Должности нуждающиеся в получении дополнительных знаний 11. Достоинства дистанционного обучения 12. Недостатки дистанционного обучения 13. Причины обращения к образовательным услугам 14. Список сфер деятельности нуждающихся в дополнительном обучении Опрос потребителей услуг, непосредственно студентов обучающихся дистанционно:

1. Возраст 2. Пол 3. Семейное положение 4. Образование 5. Уровень доходов 6. Социальное положение 7. Кто должен принимать решение о повышении знаний сотрудников 8. Есть ли необходимость у сотрудников предприятия повышать уровень знаний 9. Должности, нуждающиеся в получении дополнительных знаний 10. Наиболее удобные формы образовательных услуг 11. Как часто вы обращаетесь к дистанционному обучению 12.

Достоинства дистанционного обучения 13. Недостатки дистанционного обучения 14. Меры по улучшению дистанционного обучения 2.3. Вывод Организация, которая заказала проведение маркетингового исследования или проводит его самостоятельно, должна получить информацию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи. Это имеет решающее значение для достижения конкурентных преимуществ в условиях

конкурентной борьбы. Результаты исследования могут предопределить изменение целей и стратегий деятельности организации в целом. Просмотрев возможные методы исследования рынка можно выделить несколько принципиальных требований, предъявляемых к маркетинговой информации: – актуальность, т.е. предоставление необходимых данных по исследуемой проблеме в нужное время; – достоверность, которая достигается путем соблюдения научных принципов сбора и обработки информации; – полнота отображения, позволяющая выявить сущность
исследуемого явления и факторы, влияющие на него, и др. Избрав методом исследования анкетирование и опрос, получили достаточное количество данных. Анализ проведенных исследований поможет понять ситуацию на рынке дистанционного обучения, выявить недостатки и преимущества, просмотреть перспективы развития. 3. Практическая часть маркетингового исследования Реально оценить состояние дистанционного образования

достаточно сложно из-за отсутствия специальной статистики и мониторинга динамики, тем не менее, можно подвести небольшой итог и провести анализ проведенных исследований на основании опроса потребителей услуг и их руководителей. 3.1. Анализ исследований Современная система образования, особенно это касается повышения квалификации и профессиональной переподготовки, должна учитывать возрастающую потребность в повышении профессиональной компетентности в сочетании с

невозможностью отрываться от работы и места жительства. В связи с этим повышается роль использования методов дистанционного обучения, прежде всего с помощью Интернет (рис. 2.). Рис. 2. Динамика использования методов дистанционного обучения (По данным Европейской ассоциации дистанционного образования) Таким образом, рынок дистанционного образования является быстро развивающимся, перспективным и все более

востребованным. Однако изучению особенностей данного рынка, в частности его потребителей, особенностей их поведения, занимаются пока еще достаточно мало. А вследствие этого происходит сдерживание его развития. Изучение моделей поведения руководителей на рынке услуг дополнительного образования По мнению респондентов, решение о повышении уровня знаний сотрудников должно в первую очередь исходить
либо от руководителя и сотрудника в равной степени (45,7%), либо от руководителя (42,9%), От работника такая инициатива ожидается лишь в 11,4% случаев из 100 (рис. 3). Рис. 3. Распределение ролей при принятии решения повышать уровень знаний сотрудников (в % от числа опрошенных) В данном случае руководитель возлагает на себя обязанности следить за обучением персонала, либо делит их с сотрудниками, нуждающимися в дополнительных знаниях.

При этом можно выделить две основные модели поведения руководителей и сотрудников при принятии решения обучаться на дополнительных курсах. Отношение руководителей к дистанционной форме обучения Как выяснилось в ходе исследования, только 17,1% руководителей пробовали направлять своих сотрудников обучаться с помощью дистанционной формы обучения. Основными причинами, почему сотрудников не направляют обучаться по дистанционной форме, является высокая стоимость данного обучения (23,3%), слабая информированность

о данной услуге (16,7%) и иные причины в числе которых особое место занимает отсутствие веры в эффективность данного мероприятия, отсутствие необходимости обучаться, устраивают другие (традиционные формы) и т.д. Среди причин непосещения дистанционных форм обучения руководителями можно назвать высокую стоимость (20,0%), не устраивает сама форма получения знаний (16,6%), отсутствует необходимости (13,3%) и др. Руководители предприятий обращаются к образовательным услугам в основном для получения ответа на интересующие

вопросы (скорее важно – 37,1%, очень важно – 62,9%), решения назревших профессиональных проблем (94,3%), получения дополнительных знаний для совершенствования профессиональных навыков (71,5%). Изучение поведения самих потребителей услуг дистанционного образования На данном этапе исследования предполагался комплексный анализ всех реальных потребителей услуги дистанционного образования (тех, кто уже к ней обращался). При определении востребованности образовательных услуг среди
сотрудников ивановских предприятий по оценкам самих работников предприятий, было выяснено, что в абсолютном большинстве (68,0%) работникам обязательно следует повышать уровень своих знаний и около трети (30,0%)считают, что сотрудникам желательно повышать свои знания. И только 2,0% считают это необязательным (рис.4). Рис. 4. Оценки потребителей образовательных услуг необходимости сотрудникам предприятий повышать уровень своих знаний, % При определении должностей, которые, по мнению самих работников, в большей степени нуждаются

в получении дополнительных знаний, ранги распределились следующим образом: бухгалтеры нуждаются в получении дополнительных знаний в наибольшей степени по сравнению с другими должностями (50,0%), далее следуют руководящие должности (38,0%), юристы (30,0%), менеджеры (26,0) и финансисты (18,0%) (табл.1) Таблица 1. Должности, в наибольшей степени нуждающиеся в получении дополнительных знаний по своей специальности, в % и рангах № п/п % Ранг 1 Бухгалтер 50,0 1 2 Директор, руководители 38,0 2 3

Юрист 30,0 3 4 Менеджер 26,0 4 5 Финансист 18,0 5 6 Программисты, технологи 14,0 6 7 Экономист 12,0 7-8 8 Менеджер продаж 12,0 7-8 9 Маркетинг 8,0 9 10 Кадровик 6,0 10 Иное 18,0 Таким образом, мы выяснили, что среди сотрудников предприятий существует потребность в образовательных услугах. Также была выявлена группа потребителей, наиболее остро нуждающаяся в пополнении своих знаний.

Осталось выяснить, какие курсы наиболее удобны и востребованы для удовлетворения имеющейся потребности? Однодневные семинары, как показало исследование, для абсолютного большинства потребителей образовательных услуг являются наиболее удобными (74,0%) (рис.5) Рис. 5. Наиболее удобные формы образовательных услуг (в зависимости от сроков), % Можно сделать предположение, что однодневные семинары действительно являются наиболее удобной формой
получения дополнительных знаний, тем более с учетом того, что респонденты являются работниками высшего и среднего звена на предприятии, а отрыв от производства для учебных целей на длительное время не является удобным для данной категории лиц. В качестве объекта нашего изучения выступали потребители услуги дистанционного образования (к данной услуге они обращались в один–два раза (82,0%); более 2-х раз к данной услуге обращались лишь 18,0%). Можно сказать, что почти половина респондентов повторно посещала данные образовательные

мероприятия, что может свидетельствовать о развитии рынка данной услуги (рис.6). Рис. 6. Частота обращения потребителей к услуге дистанционного образования, % График посещений мероприятий данной услуги имеет криволинейный характер. Можно сделать предположение о том, что при увеличении количества потребителей, которые первый раз обратились к данной услуге, возрастет число лояльных потребителей услуги, т.е. тех, кто обращается к дистанционной

форме более одного раза. Достоинства и недостатки дистанционной формы обучения Основными достоинствами дистанционной формы образования, по мнению ее потребителей, являются следующие: возможность обучаться без отрыва от производства (34,0%), возможность сэкономить финансовые ресурсы (28,0%), экономия времени (24,0%) (рис. 7). Рис. 7. Достоинства дистанционной формы обучения: мнение потребителей, %

При этом основным недостатком является качество связи (38,0%), т.е. возможные неполадки при передаче данных. Также наиболее часто, в 30,0% случаев, респонденты выделяют отсутствие прямого общения (высокая дистанционность). Еще недостаток – это проблема диалогового общения потребителей услуги (слушателей семинаров) и лекторов (22,0%) (рис.8) Рис. 8. Недостатки дистанционного обучения по оценкам его потребителей, % Высокая стоимость данного вида обучения не является существенным недостатком, как предполагалось
гипотетически, а выделяется респондентами только в 10,0%. Исходя из проведенного анализа, можно определить какие необходимы меры по улучшению качества дистанционного образования и предположить какие есть перспективы у данной отрасли. 3.2. Меры по улучшению, перспективы развития Основным недостатком, по мнению потребителей, является неудовлетворительное количество предоставляемых организацией семинаров, т.е. нужно расширить тематику

семинаров (занятий) (42,0%). Кроме этого, необходимо повысить осведомленность о данной услуге (36,0%) и организовать рекламную поддержку мероприятий (26,0%). Эти две меры взаимосвязаны, т.к. одной из целей рекламной кампании выступает как раз повышение осведомленности об организации и услугах, предоставляемых ею. По мнению респондентов, следует повысить уровень предоставляемых знаний (24,0%), хотя он уже находится на достаточно высоком уровне.

Также нужно усовершенствовать форму предоставления знаний (18,0%). Речь скорее всего идет об улучшении качества связи, качества трансляции мероприятий. Цена мероприятий, точнее ее уровень, оказалась далеко не основным недостатком, препятствующим, по мнению потребителей услуги, дальнейшему развитию дистанционного образования (16,0%). Также респондентами в качестве мер по повышению обращаемости к услуге предлагалось улучшить связь,

повысить престиж организации, увеличить количество участников и т.д. (рис. 9). Рис. 9. Меры по увеличению эффективности функционирования дистанционного образования, % По утверждениям самих игроков рынка, широкое распространение дистанционное образование получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы — и в первую очередь в провинции, на которую изначально был рассчитан данный вариант обучения.
Основными стратегическими направлениями развития системы дистанционного обучения являются: -создание полноценной системы дистанционного обучения с участием всех структурных подразделений; -создание распределенной системы региональных центров дистанционного обучения; -создание системы стандартов и системы контроля качества дистанционных образовательных программ; -создание эффективных механизмов самофинансирования системы дистанционного обучения и разработка порядка использования средств, получаемых от реализации

программ дистанционного обучения; -создание международных партнерских связей в рамках внедрения инновационных образовательных технологий. В случае если количество обучаемых не очень велико, а тратить время и деньги на разработку электронных учебных курсов нецелесообразно или невозможно, на выручку приходит технология виртуального класса, являющаяся промежуточной между очной и дистанционной формами обучения. Системы виртуальных классов позволяют проводить вебинары (веб-семинары), которые могут объединять участников

из разных городов и стран. За рубежом использование виртуальных классов стало повсеместно используемой техникой, аналогичные решения, в некоторых аспектах даже превосходящие западные, появились и у российских разработчиков программного обеспечения. Скорее всего, в ближайшее время эти технологии получат в России такое же широкое распространение, как и на Западе. 3.3. Вывод Анализ полученной информации показал, что стремление получить ответы на интересующие вопросы

и решить назревшие профессиональные проблемы выступают основными мотивами обращения к услуге. В абсолютном большинстве работникам предприятий обязательно следует повышать уровень своих знаний. При этом респонденты проецировали свою потребность на потребность своих коллег, работающих в административном звене ивановских предприятий. Основная причина обращения к услугам дополнительного образования – получение ответов на интересующие вопросы. Основные факторы выбора организаций, предоставляющих образовательные
услуги – уровень предоставляемых знаний и лекторский состав. Обучаться по дистанционной форме в большей степени заинтересованы сами сотрудники предприятий нежели руководители. Однако окончательное решение все равно остается за руководителем, поэтому сотрудничество между руководителем и подчиненными рассматривается как наиболее эффективная форма взаимодействия при обращении в организации, предоставляющие услуги дистанционного обучения.

Потребители дистанционного образования положительно настроены повторное обращение к данной услуге в 2/3 случаев. Для совершенствования развития данной сферы услуг, необходимо расширить тематику семинаров (занятий), повысить осведомленность о данной услуге и организовать рекламную поддержку мероприятий. Цена мероприятий, точнее ее уровень, оказалась далеко не основным недостатком, препятствующим дальнейшему развитию дистанционного образования. Анализ проблемы, представленный в курсовой работе, позволяет глубже

понять природу потребительского поведения, особенности и специфику ее изучения в социологических опросах и тем самым может способствовать дальнейшему рассмотрению данной проблемной области. Практическое применение полученных выводов создает предпосылки для совершенствования работы с потребителями для лучшего удовлетворения их потребностей и организации наиболее эффективных направлений развития бизнеса в данной сфере. Заключение Основные методы исследования: опрос (интервью), наблюдение, эксперимент,

панель. В практической части курсовой работы было проведено маркетинговое исследование потребительского рынка дополнительного дистанционного образования. В опросах участвовало 242 человека. Им было задано более десятка вопросов, из них 6 вопросов касающихся непосредственно респондентов (их возраст, пол, семейное положение, образование, уровень дохода, социальное положение). Как показывают данные, 74 % опрошенных хотели бы получить дополнительное образование.
Большинство опрошенных (69 %) до этого не посещали курсы дополнительного образования. Для 71 % опрошенных очень важна свобода в выборе подходящего режима учебного процесса. Основное число респондентов находится в возрасте от 21 до 30 лет (50%), также значительную долю (27%) составляют люди в возрасте от 31 до 40 лет. В опросе приняло участие 122 человека, из них 79 мужчин (65 %) и 43 женщины (35 %). 51 % опрошенных женаты/замужем и 49 % холосты/не замужем.

Большинство респондентов, участвовавших в опросе, имеют высшее образование (62 %) и незаконченное высшее (20 %). Наибольшая доля опрошенных (61 %) имеют ежемесячный доход от 10001 до 30 000 рублей. Среди потенциальных конкурентов можно выделить: ВУЗы, предлагающие дистанционное образование, но не предлагающие пока дополнительное; организации, предлагающие дополнительное, но не дистанционное образование; ВУЗы, которые не предлагают дополнительного дистанционного образования, но могут.

Значимость потребителя и успеха работы с ним постоянно и неуклонно растет. Поведение потребителей актуаль¬но для каждого, кто стремится прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспеть в ней, используя широкую гам¬му профессиональных методов управления потребительским по¬ведением. Отсутствие финансовой возможности и отсутствие у сотрудников потребности в образовании являются основными причинами, почему сотрудники не направляются руководителями на обучение.

Сами руководители не обучаются, т.к. считают, что необходимость в этом у них отсутствует. Направляя сотрудников получать дополнительные знания, руководитель имеет определенное представление о том, кто из его подчиненных в наибольшей степени нуждается в данных знаниях, это сотрудники всех возрастов, занятые в сфере бухгалтерского и налогового учета, финансово-экономической деятельности, управления, маркетинга, и юридической деятельности. Литература 1.
Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии / Т.А. Дмитренко // Высш. образование в России. – 2003 № 3. – 302с. 2. Полот Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров: Е.С. Полат [и др.]; под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия»,

2001. – 478 с. 3. Рыжов В.А. Разработка личностно-ориентированных педагогических технологий в образовательной среде / В.А. Рыжов, А.В. Корниенко, Д.В. Демидович // Пед. Информатика. – 2002 № 2. – 229с. 4. Сребник Б.В. Маркетинг: Учеб. пособие для вузов. – М.: высш. шк. 2005. – 360с. 5. Титова Н.Е Кожаев Ю.П. Маркетинг:

Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 352с. Интернет ресурсы 1. Балашова Е.Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки работников таможенных органов. Электронная библиотека. 2009. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/35319 6.html 2.

Дистанционное обучение. Система межрегиональных маркетинговых центров. www.marketcenter.ru/content/file.asp?r=4 642 исследование рынка 3. Корнеев Ю.П. Содержание и организация дистанционного обучения в условиях профессионального колледжа. М 2000. Электронная библиотека. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/11019 5.html#download 4. Карлов Н.А. Концепции развития дистанционного обучения в МИФИ. www.mephi.ru/about/concept.doc 5. Методы маркетинговых исследований.

Рейтинговое агентство «ТОП-ЭКСПЕРТ». http://www.expert-rating.ru/study/method .html 6. Методы исследования рынка. Statistic 2000. 24.11.2000 http://statistic.narod.ru/metod_metod.ht m 7. Обзор рынка дистанционного образования в России. Портал Помощь Бизнесу. http://www.bishelp.ru/uprbiz/obuchenie/d ist/1710educate.php 8. Попова М. Рынок систем дистанционного образования.
Дистанционное обучение, информационный портал. http://www.distance-learning.ru/db/el//d oc.html 9. Ростовцев А.И. Дистанционное обучение в ВУЗе. М 2002. http://bestreferat.com.ua/referat/detail -22076.html 10. Рынок дистанционного обучения в СНГ. Smart education. 05.03.2010. http://www.smart-edu.com/index.php/20100 305922/novosti-distantsionnogo-obucheniy a/rynok-distantsionnogo-obucheniya-v-sng -rastet-v-dva-raza-bystree-mirovogo-rynk a-e-learning.html