Рынок: егофункции и структура
Рынок: условиявозникновения и развития. Сущность и функции рынка
Возникновение рынка обусловлено темиже причинами, которые привели к замене натурального хозяйства товарнымпроизводством: развитием общественного разделения труда и экономическойобособленностью производителей.
Общественное разделение труда быловызвано ограниченностью ресурсов и производственных возможностей человека. Онопроявляется в специализации производителей на особых видах трудовойдеятельности. Существование разных форм собственности обусловило экономическуюобособленность производителей как собственников, при которой каждый из нихосуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с собственнымиинтересами.
В условиях развитого общественногоразделения труда каждый производитель специализируется на производствеопределенных благ. Но для удовлетворения своих потребностей каждому человекунеобходимы разнообразные товары. Данное противоречие разрешается путем обмена.Производя ограниченный ассортимент благ, но в большем количестве, чемнеобходимо для удовлетворения своих потребностей, производитель стремится обменятьсозданный им излишек на продукты других производителей. Таким образом,общественное разделение труда, с одной стороны, разъединяет производителей, а сдругой — объединяет их, так как вызывает необходимость регулярного обменарезультатами производственной деятельности.
Появившийся примерно 6—7 тыс. летназад обмен, как правило, осуществлялся в определенных местах, которые получилиназвание рынка (базара). В связи с этим в экономической литературе иногдавстречается определение рынка как места, где осуществляются акты купли-продажимежду продавцами и покупателями. Данное определение не раскрывает сущноститакого сложного экономического явления, как рынок. Оно может быть использованотолько при узком рассмотрении этого термина, когда речь идет о конкретной формеорганизации торговли. Не дают четкого представления о рынке и другие егоопределения, которые приведены в современных западных учебниках по экономике(например: рынок — это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателейотдельных товаров и услуг или рынок — это любой набор соглашений, с помощьюкоторых покупатели или продавцы, товара вступают в контакт по поводукупли-продажи данного товара).
Чтобы выяснить сущность понятия«рынок» с позиции сегодняшнего дня, рассмотрим, как развивался обмен междусубъектами рыночных сделок.
Первоначально осуществлялсянепосредственный обмен одного блага на другое (бартер). С появлением денегобмен стал происходить по формуле Т-Д-Т. Субъекты рынка разделились напродавцов и покупателей. Стали типичными сделки, когда за продажей не следовалапокупка товара. Появилась возможность использовать деньги, полученные отпродажи товара, в другое время и в другом месте. В результате обмен растянулсяво времени и пространстве, вышел сначала за пределы конкретной местности, азатем перешагнул и границы отдельной страны. Совокупность всех товарных обменовсформировала сферу товарного обращения, представленную хозяйственнойдеятельностью по продвижению товаров от производителей к потребителям.
По мере развития обмена расширилсякруг объектов купли-продажи на рынке. На определенном этапе историческогоразвития деньги, обслуживающие товарный обмен, сами становятся объектомкупли-продажи. Формируется сфера товарно-денежного обращения. Когда же объектомкупли-продажи становится и рабочая сила, рынок приобретает всеобщий характер.Он превращается в тот механизм, который не только объединяет производство ипотребление, но и оказывает регулирующее воздействие на все фазы общественноговоспроизводства.
В отечественной и российской экономическойлитературе широкое распространение получило определение рынка как формытоварного и товарно-денежного обмена (обращения). Например, «рынок — это обмен,организованный по законам товарного производства и денежного обращения», Данноеопределение отражает гносеологический аспект такого явления, как рынок, но ононеполно, так как не характеризует ту совокупность экономических отношений,которые имеют место на современном рынке.
В других определениях подчеркиваетсявоспроизводственная сторона рынка. Например, рынок рассматривается как «элементвоспроизводства совокупного общественного продукта» или как «саморегулирующаясясистема воспроизводства, все звенья которой находятся под постояннымвоздействием спроса и предложения».
По нашему мнению, наиболее полноепредставление о сущности рынка дает рассмотрение его социально-экономической иорганизационно-экономической сторон. В социально-экономическом плане рынок —это совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, врезультате взаимодействия которых формируются спрос, предложение и цена товара.В организационно-экономическом плане рынок — это хозяйственная деятельность,определенным образом организованная и направленная на реализацию товаров.
Иногда под рынком ошибочно понимаютэкономическую систему рыночной экономики. Такое отождествление неверно, так какрегулируемая рыночная экономика наряду с многочисленными и взаимосвязаннымирынками (т. е. рынком в широком смысле слова) включает в себя и такиеподсистемы, как натуральное хозяйство и государственное регулирование.
Субъектами рыночных отношенийвыступают производители, потребители и их посредники. Основные производители(предприятия и организации) продают произведенные ими вещественные блага иуслуги и покупают необходимые для производства ресурсы. Домашние хозяйствавыступают на рынке как покупатели благ потребительского назначения и продавцырабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполненияего функций. Посредники — оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры иагенты производителей — оказывают торговые услуги производителям ипотребителям.
Объектами купли-продажи на рынкахявляются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценныебумаги.
Сущность рынка наиболее полнопроявляется в его функциях. Важнейшей функцией рынка является соединениепроизводства и потребления и обеспечение непрерывности общественногопроизводства.
Рынок объединяет обособленныхпроизводителей и потребителей. Через рынки от производителей к потребителямнаправляются огромные потоки различных товаров, а от потребителей кпроизводителям движутся денежные средства, необходимые для продолжения процессапроизводства.
Рынок также выполняет функциюрегулирования производства и потребления. Через рыночный механизм (взаимодействиеспроса, предложения и цены), количество произведенной продукции приводится всоответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей. Постоянныеизменения в соотношении между спросом и предложением влияют на цену товара. Припревышении спроса над предложением цена товара растет, что делает его болееприбыльным и способствует расширению масштабов его производства. Одновременнорост цен уменьшает потребление данного товара, что неизбежно приводит к новымизменениям в соотношении спроса и предложения. В какой-то момент данныймеханизм сбалансирует спрос и предложение. Но это равновесие, как правило, небывает долговременным. Дальнейшее увеличение производства приведет к тому, чтовозникнут трудности в реализации, цены начнут падать, доходы производителейуменьшатся, и они начнут сокращать объем производства данного товара.
Рынку присуща и стимулирующаяфункция. Суть ее состоит в том, что конкуренция заставляет производителейобновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижать цену. Достижениеданных целей стимулирует внедрение новой техники и технологии,совершенствование организации производства.
Одной из функций рынка являетсяинформационная. Рынок информирует производителей о потребностях покупателей,выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товара говорит о том, чтоон удовлетворяет определенную потребность. Если товар реализуется по цене,которая возмещает расходы на его производство, то это свидетельствует обобщественном признании данных затрат. Не менее ценную информацию дают инесостоявшиеся акты купли-продажи. Они посылают сигналы производителям о том,что им следует уменьшить или вообще отказаться от производства определенныхблаг. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителямдля принятия решений о способах удовлетворения своих многочисленныхпотребностей. Например, при высоких ценах на готовую модную одежду дляпотребителя может оказаться более выгодным ее пошив в ателье.
Санирующую функцию рынок выполняетпутем дифференциации производителей в соответствии с эффективностью иххозяйственной деятельности. Экономически эффективные фирмы развиваются,расширяют масштабы своей деятельности, а неэффективные — несут убытки,разоряются. Таким путем происходит оздоровление общественного производства,освобождение его от экономически слабых предприятий. Классификация рынков,ее критерии. Основные виды рынков
Современная рыночная экономикапредставляет собой систему взаимосвязанных рынков. Внутреннее строение этойсистемы довольно сложное. Для характеристики структуры рыночной экономикииспользуются различные критерии.
По объектам купли-продажи выделяютследующие виды рынков: товарные, финансовые и рынки труда. Объектом рыночныхотношений на товарных рынках являются вещественные блага и услуги. На финансовыхрынках продаются и покупаются деньги и ценные бумаги. На рынках труда объектомрыночных отношений являются трудовые ресурсы. Каждый из названных рынковсостоит из более мелких специализированных рынков.
Товарные рынки объединяютпотребительский рынок, рынок ресурсов и товаров производственно-техническогоназначения, рынки информации и научно-технических разработок.
Объектами потребительского рынкаявляются товары и услуги, предназначенные для личного потребления населения.Этот рынок состоит из рынков продовольственных и непродовольственных товаров,услуг и жилья. Потребительский рынок также включает в себя рынок продуктовинтеллектуального труда, объектами купли-продажи на котором являются книги,кинофильмы, произведения искусства и народного творчества.
На каждом из потребительских рынков,в свою очередь, могут быть выделены рынки по отдельным товарным группам(например, рынки мясо-молочных продуктов, зерновых, одежды, обуви и др.) итоварам (например, рынки нефти, стали, легковых автомобилей, сахара и др.).
Рынок материальных ресурсов — эторынок сырья, топлива, электроэнергии, материалов, земли. Объекты купли-продажиданного рынка являются необходимым условием процесса производства.
Рынок товаровпроизводственно-технического назначения состоит из рынков производственныхзданий, сооружений, орудий труда, инструментов, оборудования, средств дляперевозок и хранения продукции. Объекты данного рынка также необходимы дляпроцесса производства. Однако на рынке товаров производственно-техническогоназначения в отличие от рынка материальных ресурсов реализуются товары, которыемогут быть легко воспроизведены.
Важное место в условияхнаучно-технической революции принадлежит рынку информации и рынку инноваций.Объектом рыночных отношений информационного рынка выступают информационныеуслуги: объявления, реклама в средствах массовой информации, услугиконсультационного характера в области управления, трудовых и имущественныхотношений, финансовой и инвестиционной деятельности. На рынке инноваций, т. е.нововведений, осуществляется купля-продажа патентов и лицензий на изобретения,технологического опыта, производственных секретов.
К финансовым рынкам относятсяинвестиционный рынок, рынок краткосрочных кредитов, ценных бумаг и валюты.
Инвестиционный рынок — это рыноксредне- и долгосрочных ссуд. Его субъектами являются заемщики ссудного капиталаи банки-кредиторы, представляющие денежные средства за плату во временноепользование на срок от 1 до 10 лет.
Рынок краткосрочных ссуд даетвозможность заемщикам в случае возникновения потребности в денежных средствахполучить ссуду на срок до 1 года.
На рынке ценных бумаг объектамирыночных сделок являются государственные облигации, акции корпораций, векселя,сертификаты и др. На валютном рынке осуществляется обмен национальной валюты наиностранную.
На рынке труда желающие получитьработу предлагают свои способности к труду. Предприятия и отдельныепредприниматели, нуждающиеся в работниках, нанимают их за определеннуюзаработную плату. По-разному складываются отношения между продавцами —работниками различного уровня квалификации и различных специальностей ипокупателями рабочей силы. Это дает основания выделить следующие рынки труда:высококвалифицированной, квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы,а также рынки труда отдельных специальностей.
По степени зрелости рыночныхотношений различают развитый и формирующийся рынки. Система рынков Беларуси истран СНГ находится в стадии формирования. Создание рыночной экономическойсистемы предполагает устранение деформаций уже существующих рынков иформирование новых рынков, например, таких, как рынки земли и жилья.
По территориальным параметрамвыделяют следующие рынки: местный, региональный, национальный и мировой.Местный рынок — рынок локального масштаба. Региональный рынок охватываетопределенную территорию внутри страны. Национальный рынок представляет собойсовокупность всех рынков страны. Взаимодействующие национальные рынки образуютмировой рынок.
По отношению к действующемузаконодательству различают легальный (официальный) и «теневой» рынки. Последнийпредставляет собой систему товарообменных операций, запрещенных взаконодательном порядке. «Теневой» рынок, сложившийся в условияхкомандно-административной системы, представлял беспрецедентное явление вмировой практике: его масштабы были огромны, субъекты и объекты незаконныхсделок — уникальны. В качестве субъектов выступали даже подпольныеподразделения государственных предприятий, а объектов — не запрещенная кпроизводству и продаже продукция, товары массового спроса. «Теневой» рынокможет быть существенно ослаблен в результате проведения экономической реформы,направленной на формирование легального рынка. Об этом свидетельствует мировойопыт.
По механизму функционированияразличают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершеннойконкуренции, или свободный рынок, представляет собой саморегулирующуюся системурыночных отношений. Каждый субъект этого рынка не может повлиять на ценуобъекта купли-продажи: она является результатом их взаимодействия.
К рынкам несовершенной конкуренцииотносят монополизированный и регулируемый рынки. На монополизированном рынкемонополист (производитель или потребитель) в силу своего монопольного положенияоказывает существенное воздействие на цену объекта купли-продажи. Нарегулируемом рынке важную роль играет государство, которое с помощьюсоответствующих механизмов осуществляет контроль над ценами.
По уровню насыщенности товарамивыделяют равновесный, дефицитный и избыточный рынок. На равновесном рынке спроспримерно равен предложению, на дефицитном — спрос превышает предложение. Дляизбыточного рынка характерно превышение предложения над спросом. Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка — этосовокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих нормальноефункционирование рынка.
Инфраструктура товарных рынковпредставлена разветвленной сетью розничных торговых предприятий и предприятийсферы бытового обслуживания, непосредственно реализующих товары и услугинаселению. Оптовая торговля (торговля крупными партиями товаров междупроизводителями или производителями и посредниками, а также между самимипосредниками) осуществляется через сеть снабженческо-сбытовых иоптово-посреднических фирм.
Важным звеном инфраструктуры оптовогорынка являются биржи, ярмарки и аукционы. Товарные биржи — это учреждения, вкоторых заключаются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам истандартам, на основе предварительной биржевой экспертизы. Объектом сделкибиржевой торговли является контракт на поставку товаров. На бирже могут бытьзаключены фьючерсные сделки, предусматривающие поставку товаров, которые будутпроизведены в будущем. В отличие от товарных бирж, функционирующих постоянно,ярмарки проводятся периодически, в определенное время, в определенном месте. Ихцелью является посредничество при реализации сложноассортиментной продукции. Нааукционах товары продаются с публичных торгов, когда покупателем становитсятот, кто предлагает за товар наибольшую цену.
Инфраструктура финансовых рынковвключает банковскую и финансовую системы, страховые компании, фондовые ивалютные биржи, лизинговые компании.
Банковская система представляет собойцентральный (национальный) банк, а также совокупность коммерческих исберегательных банков.
Банки являются теми центрами, черезкоторые осуществляются расчеты между участниками рыночных сделок. Онимобилизуют временно свободные средства на денежном рынке и предоставляют их вовременное пользование за определенную плату (ссудный процент) тем, кто можетобеспечить их наиболее эффективное использование. Особую роль на финансовыхрынках играет центральный банк страны. Он является эмиссионным, кредитным ирасчетным центром. В его обязанности входит контроль за деятельностью другихбанковских структур.
Через финансовую систему государствоформирует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения своихфункций. Данная система представлена финансовыми службами предприятий,государственными финансовыми органами и государственной налоговой инспекцией.
Необходимым элементом рыночнойинфраструктуры является система государственного и коммерческого страхования.Она включает в себя общества Госстраха и частные страховые компании, которые заплату (страховой взнос) оказывают услуги предприятиям по возмещению ущерба отпотерь, связанных с непредвиденными неблагоприятными явлениями для их бизнеса.Страховые организации также страхуют имущество населения от противоправныхдействий третьих лиц, ущерба, нанесенного стихийными действиями, осуществляютпенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и болезней.
Существенную роль в инфраструктурефинансовых рынков играют фондовые и валютные биржи. Фондовые биржи — этоорганизации, создаваемые для купли-продажи ценных бумаг на аукционной основе.На валютной бирже осуществляется торговля крупными партиями конвертируемойвалюты. Покупателями и продавцами здесь выступают преимущественно банки,которые совершают сделки за свой счет или по поручению своих клиентов.
Лизинговые компании — этокоммерческие организации, предоставляющие за плату в долгосрочную арендуразличные технические средства. Они входят в финансовую инфраструктуру, так какпредставляют собой новый способ финансирования инвестиций, альтернативныйтрадиционному банковскому кредитованию.
Инфраструктура рынка труда в нашей странепредставлена кадровыми службами предприятий, занимающихся наймом рабочей силы,профсоюзными организациями, а также государственными службами и коммерческимицентрами занятости.
Государственная служба занятостиимеет сеть региональных центров занятости, которые являются по своей сутибиржами труда. Биржи труда в западных странах представляют собой учреждения,аккумулирующие информацию о динамике трудовых ресурсов и наличии рабочих мест,и бесплатно оказывают гражданам услуги, связанные с обеспечением их занятости.
Важные функции на рынке трудавыполняют профсоюзные организации, основной задачей которых является заключениевыгодных для работников контрактов на продажу рабочей силы и контроль за ихисполнением.
Ряд звеньев инфраструктуры рынкапредназначен для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридическиеслужбы, аудиторские и консалтинговые компании, специальные рекламные агентства.К общей инфраструктуре также относят таможенные и транспортно-складскиесистемы, центры деловой коммуникации, системы высшего и среднего экономическогообразования. Конкуренция. Ее виды иформы
Конкуренция является естественныматрибутом рынка. Конкуренция (от латинского слова «конкурс» — сталкиваться) —это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства,реализации и приобретения товаров. Она является формой проявления активностипродавцов и покупателей, направленной на реализацию их экономических интересов.Поэтому конкуренцию можно считать движущей силой рыночного процесса.
На рынке сталкиваются интересыпроизводителей, продавцов и покупателей. Производители и продавцызаинтересованы в получении наибольшего дохода от своей хозяйственнойдеятельности. Они хотели бы продать свой товар подороже, с наибольшей выгодойдля себя. Интересы покупателей противоположны. Они стремятся приобрестинеобходимые им блага подешевле и получить от их использования как можно большуюпользу. Разрешение данного противоречия между участниками рыночной сделкизависит от соотношения между спросом и предложением данного товара. На рынке,где объем предложения товаров больше спроса на них, имеют место наилучшиеусловия для реализации интересов потребителей. Рынок, где спрос и предложениепримерно равны, создает одинаковые условия для реализации интересов обеихсторон. Когда рынок не может полностью удовлетворить спрос, производители ипродавцы диктуют свои условия покупателям.
Конкуренция между производителями ипродавцами, с одной стороны, и покупателями — с другой, является инструментомстихийного регулирования рыночных цен. При более сильных позициях на рынкепроизводителей и продавцов цены растут, изменение соотношения сил в пользупокупателей приводит к их снижению.
Конкуренция между покупателями — этосоперничество за право приобретения товаров на дефицитном рынке. Данный видконкуренции не дает положительных экономических результатов и свидетельствует оналичии монополий производителей. Такого рода конкуренция типична длякомандно-административной экономической системы. Она может проявляется вмонопольно-высоких ценах на товары, очередях покупателей, реализации товаров поспискам и карточкам.
Особо важную роль в рыночнойэкономике играет конкуренция между производителями. Она может существовать вформе внутри- и межотраслевой конкуренции.
Межотраслевая конкуренция — конкуренциямежду производителями, а также продавцами, занятыми в разных отрасляхпроизводственной или торговой деятельности. Она представляет собойсоперничество за сферы приложения капитала. Вновь полученные средства, какправило, вкладываются в наиболее прибыльные отрасли. Сюда же устремляется ичасть наиболее подвижного капитала, изымаемого из низкорентабельногопроизводства. Механизм межотраслевой конкуренции обеспечивает распределениеновых и перераспределение задействованных капиталов между отраслями и сферамихозяйственной деятельности, формируя таким образом пропорции общественногопроизводства.
Внутриотраслевая конкуренция —соперничество между субъектами, занятыми производством и реализацией одинаковойили взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на завоеваниепокупателя. В соперничестве за покупателя производители и продавцы используютценовые и неценовые методы конкурентной борьбы.
Ценовая конкуренция — это стремлениепривлечь покупателя с помощью более низкой цены. Обеспечить снижение цен, неуменьшая при этом прибыль, можно путем сокращения издержек производства. Дляэтого необходимо экономно и рационально использовать сырье и материалы,производственные мощности и рабочее время. Снизить цены можно и путемиспользования новой техники и технологий, повышения квалификации работников.
Неценовая конкуренция — это методконкуренции, при котором основным средством борьбы за покупателя являетсяповышение качества продукции, пред- и послепродажных услуг. Сюда такжеотносятся реклама и те меры, которые предпринимают фирмы для укрепления своейрепутации.
Развитие рыночной экономики внеслоопределенные изменения во внутриотраслевой механизм конкурентной борьбы. Вусловиях чистого капитализма на рынке имела место конкуренция между относительнонебольшими предприятиями. Ни одно из них не могло повлиять на цену, котораяформировалась под влиянием общего соотношения спроса и предложения. Такой типсоперничества получил название чистой или совершенной конкуренции. Совершеннаяконкуренция вела к укреплению эффективно хозяйствующих субъектов, издержкипроизводства у которых были ниже рыночной цены. Производители с издержками,превышающими цену, разорялись. Этот процесс обусловил появление монополий.
Для современной рыночной экономики,где существуют монополизированные структуры, ограничивающие свободуконкуренции, характерна несовершенная конкуренция. Существуют разные ее виды:чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Обшей их чертойявляется способность отдельных фирм или групп предприятий воздействовать нарыночную цену и объем производства. Наибольшие возможности для навязываниясвоих экономических интересов другим субъектам рынка имеют место при чистоймонополии (только один производитель поставляет продукцию на рынок) и олигополистическойконкуренции (несколько крупных фирм формируют рыночное предложение).Монополистическая конкуренция существует между относительно большим числомфирм, которые производят разнообразную продукцию одного назначения. Примонополистической конкуренции небольшая фирма может стать монополистом, еслиона производит исключительный товар, который никто другой не поставляет нарынок.
Несовершенная конкуренция усложниларыночное соперничество. Основной формой конкурентной борьбы стала неценоваяконкуренция. Появились такие методы ценовой конкуренции, как применениемонопольно высоких цен на готовую продукцию и монопольно низких — на сырье иматериалы, использование демпинга (временное снижение цен с целью вытеснения срынка конкурентов) и ценовой дискриминации (применение разных цен для различныхкатегорий потребителей).
Внутриотраслевая конкуренция обладаетсильным положительным воздействием на экономику. Она стимулирует развитиепроизводства, повышение его эффективности, выступает в качестве двигателянаучно-технического прогресса. Это утверждение относится к добросовестнойконкуренции, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношенийс партнерами.
Многочисленные факты недобросовестнойрыночной борьбы говорят о том, что существует и значительный отрицательныйэффект конкуренции. Незаконное использование фирменных знаков всемирноизвестных производителей, ложная реклама, переманивание специалистов,промышленный шпионаж, физическое уничтожение соперников — вот далеко не полныйсписок противозаконных методов конкуренции. Позитивные и негативныестороны рынка. Рынок и государство
Многолетний опыт стран с развитойрыночной экономикой говорит о том, что рыночный механизм наилучшим образомобеспечивает удовлетворение спроса. Он ориентирует производителей на созданиенеобходимых обществу товаров, так как итоги деятельности компаний зависят оттого, насколько произведенная продукция по своим потребительским свойствам ицене соответствует платежеспособному спросу. Фирмы, неправильно оценившиеспрос, несут большие экономические потери.
Чтобы добиться успеха в условияхрыночной экономики, производители вынуждены обновлять ассортимент продукции,повышать ее качество, искать пути снижения издержек производства. Деятельностьфирм, направленная на решение этих задач, стимулирует внедрение достижений НТПв производство.
Принуждая производителей выпускатьпользующиеся спросом товары с наименьшими издержками, стихийно действующийрыночный механизм обеспечивает эффективное использование ограниченных ресурсовобщества.
Но процесс саморегуляции рыночнойэкономики наряду с позитивными имеет и негативные последствия. Рыночныймеханизм далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает основныеэкономические проблемы общества. Так, рынок:
1) не обеспечиваетпроизводство товаров коллективного пользования, получивших названиеобщественных благ (оборона, охрана общественного порядка, государственныезаповедники и др.);
2) не способенучесть все выгоды, связанные с производством и потреблением вещественных блат иуслуг, которые могут приносить пользу не только индивидуальным потребителям, нои обществу в целом. Речь идет об услугах народного образования издравоохранения, а также благах, создаваемых наукой и культурой. В цене на этиблага не отражается тот положительный внешний эффект, который присваиваетобщество. Поэтому точки зрения общественных интересов рынок производит данныхблаг недостаточно. В некоторых случаях качество этих товаров может несоответствовать потребностям прогрессивного развития общества. Например рынокмузыкальной продукции заполнен миллионами дисков популярных групп, неотражающими даже сред него уровня развития поп-музыки. Не лучше обстоитситуация на книжном рынке и рынке кинофильмов. Здесь также преобладаетпродукция однообразного характера, соответствующая массовым вкусам;
3) не создаетрациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды.Ориентированное на получение наибольшей прибыли производство привело кэкологическому кризису, поставило современное общество на грань выживания;
4) не может решитьсоциальные проблемы, связанные с неравенством доходов различных групп общества.Он признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия вконкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Рыночноераспределение приносит высокие доходы лишь тем, кто преуспел в конкуренции;
5) проявляетполнейшее безразличие к нетрудоспособному населению, если у него нет всобственности земли или капитала;
6) не обеспечиваетполной занятости населения, стабильного уровня цен, не предотвращаетэкономические кризисы;
7) не в состоянииосуществить в экономике серьезные структурные изменения, ориентированные наперспективу.
Все это делает необходимымвмешательство в экономику со стороны государства. В странах с развитой рыночнойэкономикой органы государственного управления пытаются предотвратить илиослабить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Чтобыподдержать конкурентное состояние рынка, государство устанавливает «правилаигры», разрабатывая законодательство, регулирующее отношения междупредприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Ему также приходитсяперераспределять ресурсы в те отрасли и сферы, развитие которых не обеспечиваетрыночный механизм. Государство может взять на себя их субсидирование или вотдельных случаях — полное финансирование. Для предотвращения социальнойнапряженности, уменьшения неравенства в доходах различных групп населения оноосуществляет перераспределение доходов.
Государственное регулированиеэкономики может осуществляться различными методами: правовыми,административными, экономическими.
Правовое регулирование экономикисостоит в разработке юридических законов, направленных на защиту правсобственников, предпринимателей, работников, потребителей и установлениеправовых норм функционирования рыночной инфраструктуры.
Административные средства воздействияна экономику основаны на системе государственной власти и включают мерызапрета, разрешения и принуждения. Наиболее широко они используются дляконтроля за деятельностью монополизированных структур и в борьбе с «теневой»экономикой.
Основными в рыночной экономикеявляются экономические методы регулирования. Они могут осуществляться как путемпрямого вмешательства в экономику (разработка национальных или региональныхпрограмм экономического развития, государственные закупки), так ииспользованием различных инструментов косвенного воздействия (черезбюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную и таможенную политику).
Наряду с регулированием экономикигосударство выступает в роли самостоятельного субъекта хозяйствования. Какправило, ему принадлежат предприятия, создание которых требует огромных затратили деятельность которых не обеспечивает высокой прибыли частному капиталу.
Проблема сочетания рыночногомеханизма с государственным регулированием является одной из сложнейших вэкономической теории. Решить ее представители различных школ и направленийэкономической мысли пытаются по-разному.
А. Смит — родоначальник классическойполитэкономии — выдвинул положение о «невидимой руке рынка», которая, по егомнению, приводит экономику в наиболее благоприятное состояние. «Невидимой рукойрынка» он считал рыночный механизм, основными элементами которого являютсяспрос, предложение и цена. На аналогичных позициях сегодня стоят неоклассики. Всовременных условиях трудно отрицать необходимость государственноговмешательства в экономику, однако представители данного направления считают,что оно должно быть минимальным.
Сторонники марксистского ученияпопытались на практике реализовать теоретическое положение К. Маркса о заменерыночных отношений «прозрачными» экономическими отношениями, основанными нацентрализованном управлении из единого народно-хозяйственного центра. Даннаяэкономическая политика привела к огосударствлению экономики, оказаласьнеспособной обеспечить удовлетворение потребностей населения и высокуюэффективность производства.
Представители кейнсианскогонаправления поддерживают созданную Дж. Кейнсом концепцию эффективногогосударственного вмешательства в экономику с помощью инструментов косвенногорегулирования.
Правительство любой страны строитсвою экономическую политику на определенном сочетании рыночных игосударственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит отконкретных экономических условий. На него влияют национальные особенности иполитические силы общества.
Так, в американской моделиорганизации хозяйства приоритетная роль отводится рыночному механизму. Удельныйвес государственного сектора в общем объеме производства в США гораздо меньше,чем в большинстве западноевропейских стран. Данная модель построена на системевсемерного поощрения предпринимательской активности. Для нее характерен высокийуровень социальной дифференциации населения. Социальным группам с низкимуровнем доходов обеспечивается приемлемый уровень жизни за счет различныхпособий и льгот. Американская модель — это либерально-рыночнаякапиталистическая модель смешанной экономики.
Шведская модель регулируемой рыночнойэкономики отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращениеимущественного неравенства. Государство в Швеции перераспределяет около 70%ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды.Такая модель, в которой производство осуществляется частными предприятиями наконкурентной рыночной основе, а обеспечение высокого уровня жизни возложено нагосударство, получила название функциональной социализированной экономики.
Японская модель — это регулируемыйкорпоративный капитализм. Здесь благоприятные условия для накопления капиталасочетаются с активной деятельностью государства в области программированияэкономического развития и экспансионистской внешней торговли. Для этой моделихарактерно отставание уровня жизни от роста производительности труда.
Германская модель — социальноориентированное рыночное хозяйство. Оно отличается активной хозяйственнойдеятельностью государства, направленной в первую очередь на решение социальныхпроблем. Важную роль в смягчении отрицательных последствий функционированиярыночного механизма играют банки.