Содержание.
Введение
3
§1 Теоретические взгляды на государственное регулирование.
1.1Меркантелисты.
1.2Классическая теория.
1.3 Кейнсианская теория.
1.4 Неоклассическая теория.
2. Рыночная система.
2.1 Преимущества рыночной системы.
2.2. Методы регулирования рынка.
2.3 Несовершенство рынка и их последствия.
3. Экономические функции государства
3.1 Состояние Российской системы ГРЕ
3. 2 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
3.3 Антимонопольное регулирование
3.4. Политика макроэкономической стабилизации
4. Государственное регулирование экономики.
4.1 Аспекты госрегулирования.
4.2 Сущность государственного регулирования.
4.3Субъекты ГРЭ.
4.3.1 Носители хозяйственных интересов
4.3.2 Выразителями хозяйственных интересов.
4.3.3 Исполнителями хозяйственных интересов
4.4Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов.
4.5 Объекты государственного регулирования экономики.
4.6 Цели ГРЭ.
5 Средства государственного вмешательства.
5.1 Средства прямого государственного вмешательства.
5.1.1 Административные средства.
5.2 Средства косвенного государственного вмешательства.
5.2.1 Кредитно-денежная политика.
5.2.2 Средства бюджетно-налоговой политики.
5.2.3 Внешнеэкономическая политика. 6. Государственное экономическое программирование. Приложение. Схема государственного регулирования экономики
Заключение
Список использованной литературы.
«Мы никогда не должны говорить о том, чтогосударство должно напрямую вмешиваться в экономику. Государство должно выполнятьдругую функцию. Оно должно создавать внятные и понятные эффективные правила и,самое главное, создать систему исполнения этих правил, гарантии этихправил».
В.В.Путин
Введение.
Насегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль вэкономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка ирасширение экономики. Я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. Икаким образом его решить?
Эта проблема меня наиболеезатронула, глядя на экономическое положение страны.
Во всех экономических системах государство регулируетэкономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляетсяв намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем неменее, и здесь экономическая роль государства велика.
Экономика Россиипредставляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономическиефункции государства играют в ней очень существенную роль.
Количественно выразитьэкономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельноговеса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее времяоколо 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальнаяего часть производится под эгидой государства. Но помимо финансированияпроизводства государство осуществляет ряд программ социального страхования исоциального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частномсекторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объёмгосударственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы– составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множествотрудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных,для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защитыпотребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантнымрабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях,вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности.Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие отмодели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанныйкапитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системымодифицируется самыми разными способами государственным сектором.
Основными вопросами, которые будут рассматриваться, являются:
кредитно-денежная,бюджетно-налоговая и внешнеэкономическая политика России.
1.Теоретические взглядына государственное регулирование
Отношение к государственному вмешательству в рыночнуюэкономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В периодформирования рыночных отношений в XVIIи XVIIIвв. господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основываласьна признании безусловной необходимости государственного регулирования дляразвития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравшийсилу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство исвязанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Неудивительно,что пришедшие в конце XVIIIв. на сменумеркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивалигосударственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячихпоклонников.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никтои никогда не снимал с национальных правительств ответственности заэкономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимаярука рынка должна дополняться видимой рукой государства.1.1Меркантилисты.
Историягосударственного регулирования восходит к концу средневековья. В то времяосновной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашалаактивное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, чтоглавный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим онипризывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.1.2 Классическаятеория.
Следующей ступенью развитияпредставлений о роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природеи причинах богатства народов», в которойон утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип «laissez faire») создает гармоничноеустройство»[1].
А. Смит был глубокоубеждён, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если исключитьлюбые формы государственного вмешательства. Такой подход принято именовать«либеральным». При этом доказывал Смит, вовсе не возникает хаос и неразбериха.Напротив, ведомые «невидимой рукой Проведения», преследуя свои интересы, людисоздают блага и выгоды для общества в целом.
«Невидимой рукой» А. Смитназывал те экономические силы, которые мы называем сегодня спросом ипредложением. Конечно, он понимал, что цель предпринимателя – это получить какможно больше прибыли, и им движет эгоизм. Законы рынка заставят предпринимателявыпускать не любые продукты, а только те, что нужны покупателям, а продавать ихпо возможно низкой цене. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает облагоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибообеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.
«Невидимая рука» можетуспешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Она смиряетэгоизм и способствует снижению цен. Одновременно конкуренция регулируетколичество производимых товаров и перелив капиталов и труда из одной отрасли вдругую. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать путипонижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыльза счёт роста объёма продаж.
В соответствии склассическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизничеловека и его собственность, разрешатьспоры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнитьсамостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономическиесвободы, а именно свобода выбора сферыдеятельности, свобода конкуренции и свобода торговли [10, c.51].
1.3Кейнсианская теория.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства врыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», совершилипереворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказалиневозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственнойполитики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупноепредложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать еедальнейшей стабилизации.
Кейсианцы считаютсовременные рынки неконкурентными, а потому и неспособными автоматическирегулировать спрос и предложение, в особенности соотношение между ценами изаработной платой. Монополии и олигополии, занимая господствующее положение нарынках многих товаров, могут искусственно поддерживать высокие цены, несмотряна понижающийся спрос. В то же время профсоюзы выступают за гарантированныйуровень заработной платы при заключении трудовых соглашений и коллективныхдоговоров с предпринимателями. Всё это приводит к тому, что рыночноерегулирование является негибким, и снижение спроса на продукцию хотя и приведётк падению цен, но вряд ли одновременно вызовет уменьшение ставок заработнойплаты.
Кейнс считал, что государство должно воздействовать нарынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистическихкризисов — перепроизводство товаров.
Вмешательство государства в регулированиеэкономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитнойполитики, которая смягчила бы периодически возникающие спады и резкие подъёмыпроизводста, получившие в литературе название экономических циклов.
Чтобы понять, как возникли теоретические предпосылкитеории Кейнса, необходимо учесть, что они сформировались в период глубокогоспада и разрушительного кризиса капиталистического общества. Кейнсу казалось,что в этих условиях именно активные действия государства по регулированиюэкономики посредством фискальной политики способны вывести производство изглубокого кризиса. Однако игнорирование правильной денежно-кредитной политикипоследователями Кейнса, выразившееся в заявлении, что «деньги не имеютзначения», вызвало критическое отношение к его концепции. Когда вместоожидавшейся кейсианцами депрессии после Второй мировой войны наступилаинфляция, многие экономисты всё больший интерес стали проявлять к монетаристкойконцепции, анализирующей ту часть экономического цикла, которая сопровождаетсяинфляцией.
Главнымичертами кейнсианской модели регулирования являются:
–высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
–создание обширной зоны государственного предпринимательства на основеобразования государственных и смешанных предприятий;
–широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов длястабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний,поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модельгосударственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабитьциклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однакопримерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностямигосударственного регулирования и объективными экономическими условиями.Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темповроста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущербанакоплению капитала. Однако в 70-е годаусловия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса,согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно.Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль.Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системыгосударственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модельрегулирования.
Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль иэкономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнсаспособствовали появлению нового крупного раздела экономической теории –макроэкономики.
В практическом плане экономическую политику, отражающую идеиКейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовыйинструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитыхстран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многомспособствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.1.4 Неоклассическаятеория.
Теоретическойосновой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли.Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе отвоздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого – использование косвенных мер воздействия на предложение.Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классическиймеханизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства.Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двухисточников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и засчет заемных средств (кредитов). Поэтомув соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия дляпроцесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главныепреграды на этом пути – высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничиваютрост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняетиспользование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционныхмероприятий на базе рекомендациймонетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращениеналоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, чтоосложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращениегосударственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спросаи осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести иполитику приватизации государственнойсобственности.
Следующийкомплекс мер – реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидациюрегламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение)антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Такимобразом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять наэкономику. Главная же роль в реализации экономического развития страныотводится рыночным силам.[10, с.51].
2. Рыночная система.
2.1Преимущества рыночной системы.
Основное экономическое преимуществорыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективностипроизводства – экономика производит то, что требуют потребители, путёмприменения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует икорректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованныхрешений, а не централизованных решений правительства.
Против рыночной системывыдвигается несколько критических аргументов:
а) её контрольный механизми конкуренция с течением времени ослабевают;
б) свойственные рыночнойсистеме неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности иналичие внешних выгод и издержек, препятствуют производству такого наборатоваров и услуг, какой прежде всего необходим обществу;
в) конкурентная рыночнаясистема не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
Рыночная система служит нетолько механизмом, посредством которого общество выносит решения относительнотого как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно сеё помощью эти решения осуществляются на деле. Экономические системы,базирующиеся на идеологиях социализма и коммунизма, зависят от рыночных систем,но не в такой степени и не через такой механизм, как чистый капитализм.Социалистические хозяйства используют рынки и цены главным образом дляосуществления решений, полностью или частично принимаемых центральным плановыморганом. При капитализме рыночная система функционирует одновременно какмеханизм учёта бесчисленных решений свободных индивидов и предприятий и как механизмдля практического выполнения этих решений.
2.2. Методы регулирования рынка.
Когда стало развиватьсякрупное машинное производство и сложился национальный рынок, на сменусредневековой цеховой монополии ремесленников с её жёсткой регламентациейпроизводства и сбыта товаров пришла свободная конкуренция, которую велираздробленные и сравнительно небольшие предприятия, производившие продукты длясбыта на неизвестный рынок.
Капиталистические монополииначали разрушать такой рынок: они производили учёт рынков средств производстваи сбыта продуктов, воздействовали на спрос и предложение товаров, их цены вкорыстных интересах. Государственное вмешательство в экономику привело ксозданию особого – нерыночного – сектора хозяйства, где монополии работают погосударственным заказам, заранее установленным ценам и при гарантированномсбыте продукции.
Рынок по-прежнему служитнепременным элементом нормально действующей экономики. Ни один общественныйстрой не может обходиться без рыночной системы, которая неизменнодемонстрирует уникальные и ничемнезаменимые возможности: без всякогонасильственного вмешательства обеспечивать сбалансированность платёжеспособногоспроса и предложения, быстро реагировать на изменения хозяйственнойконъюнктуры, стимулировать предприимчивость и, делая выгодным высокоэффективноепроизводство, экономическими методами изживать убыточные хозяйства.
Но было бы ошибкой незамечать слабые стороны и отрицательные последствия развития рыночных связей.Они оказываются бессильными, когда требуется быстро провести глубокиеструктурные изменения во всём народном хозяйстве, вызванные научно-техническойреволюцией. В таком случае объективно необходим плановый регулятор экономики.
2.3 Несовершенство рынка и их последствия.
Итоги долгого развитияэкономической теории можно свести к двум простым утверждениям:
1) рынок способен решатьглавные экономические проблемы;
2) рынок не способен решатьряд задач, важных для общества.
Осознание этих истинпотребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например,идеологи командной системы утверждали, что:
1) после создания крупногомасштабного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решенияглавных экономических задач;
2) дальнейший экономическийпрогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решатьэти главные задачи без помощи рынка – на основе составляемых государствомцентрализованных планов.
Однако исследования учёных,практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как инегативный опыт создания планово-командной системы в России, показали, что:
–
–
Иными словами, рынок вовсене стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешноиспользовать на благо человечества. Надо лишь научиться компенсировать слабости(несовершенства) рынка и смягчать последствия порождаемыми этими слабостямиошибок.
Слабость (несовершенство) рынка – неспособность рыночных механизмоврешать некоторые экономические задачи вообще, или наилучшим образом. Причиныслабости рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удаётсясоблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеальнорешать главные экономические проблемы общества.
Назовём наиболее важные изних:
1) никто из продавцов илипокупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большеймере, чем остальные участники рынка;
2) среди продавцов с однойстороны, или покупателей, с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговываниядля себя более выгодных условий сделок;
3) всем участникам рынкадолжна быть доступна полная информация о положении дел на нём (кто, что, где,когда и по какой цене продаёт);
4) все затраты по любойсделке должны покрываться только её участниками и им же должны доставаться ивсе выгоды от неё;
5) государство иобщественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическимили религиозным мотивам.
Если условия длябезошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти механизмы неизбежноначинают работать с ошибками.
И когда возникаетнеобходимость во вмешательстве в экономическую жизнь общества государства.
Как правило, в условияхсмешанной экономической системы государство берёт на себя решение несколькихзадач:
1) устранение последствий,порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;
2) смягчение неравенствадоходов и богатства за счёт их частичного перераспределения.
Слабости (несовершенства)рынка проявляются в:
1) возможностимонополизации рынков;
2) трудности создания общественныхблаг на коммерческой основе;
3) возникновение внешнихэффектов или внешних затрат;
4) образование социальнонеприемлемых различий в уровнях доходов граждан.
3.Экономические функции государства.
3.1 Состояние Российской системы ГРЕ
Переход России от централизованно управляемого хозяйства крыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят передгосударством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при которомцентрализм достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошел процессразрушения старых механизмов централизованного государственного регулирования,нежели создание новых, необходимых для проведения эффективных рыночныхпреобразований.
Неприятие тоталитаризма, ориентация налиберально-демократическую систему ценностей не означает, что переходитьследует к некой абстрактной «безгосударственной» рыночной модели. В Россиимногими воспринята как аксиома идея, согласно которой основой политическихсвобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но этоутверждение не только несколько искаженно трактует западный опыт, но и неучитывает российский менталитет с его многовековой традицией сильнойцентральной власти, правда, доведенной в ходе социального эксперимента XXв.до крайних форм. Системы, целиком основанной на невмешательстве государства, несуществовало ни в XIXв., ни до него. В XXв.важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой,но и, в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явиласьрегулирующая роль государства.
Многообразие задач, которые стоят перед государством врыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономическиефункции. 3. 2Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики
Прежде всего, нагосударстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическуюдеятельность, а также контроль над их исполнением. Создание законодательнойбазы — это установление правил поведения экономических агентов, юридическихпринципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своихдействиях все экономические агенты — производители, потребители и самогосударство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативныеакты, защищающие права частной собственности и определяющие формыпредпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, ихвзаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются напроблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношенийпрофсоюзов и администрации и др.
На основе законодательствагосударство получает возможность выполнять функции арбитра в областиэкономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентови применять власть для наложения соответствующих наказаний.
Обеспечение рынка средствомобращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности иответственности за соблюдение условий контрактов – все эти меры обуславливаютувеличение объёма торговли. Однако есть мнение, чтоправительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей ирабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрывая эффективностьпроизводства [6, с.301].
3.3 Антимонопольное регулирование
Антимонопольная деятельность государства, как мне кажется,является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства.Регулирование развивается в двух направлениях: в так называемых естественныхмонополиях, государством создаются общественные регулирующие органы, дляконтроля за их экономическим поведением и где монополия не сталанеобходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольногозаконодательства.
Далее я попытаюсьрассмотреть особенности регулирования деятельности естественных монополий.
Ростмонополии резко изменяет эту ситуацию. В широком смысле монополия – это ситуация, при которой числопродавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказатьвлияние на общий объём предложения, а поэтому и на цену, продаваемого продукта.
Естественная монополиясуществует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имеяболее низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет эффектамасштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где длядостижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.
Для обеспеченияприемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.
Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход,т. е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечёт за собойотсутствие стимула предприятия к снижению издержек.
Таким образом, цель отраслевого регулирования состоитв том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путёмрегулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямоерегулирование только там, где это неприводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должноприменяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечениеобщества продукцией.
Другим видом контроляявляются антимонопольные законы. Этаформа контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана,запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либоотрасли. Однако формулировка была довольно размыта, что не позволяло чёткоопределить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он былпродолжением закона Шермана и, лишь, уточнял некоторые его пункты.
В том же году быласоздана Федеральная торговая комиссия. В её компетенцию входил контроль заисполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия посвоей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазоннезаконного поведения и предоставил независимому антимонопольному органуполномочия для проведения расследований.
В России государствопытается установить контроль над доминирующем положением на рынке. В первомслучае, в отношении «естественных монополий», то есть тех отраслей, гдетехнологические и экономические условия исключают возможность существованияконкурентных рынков, правительство образовало Федеральную службу порегулированию естественных монополий в области связи, и Федеральную службу по регулированиюмонополий на транспорте. Президент РФ Борис Ельцин 22.09.98 подписал указ «О структуре федеральныхорганов исполнительной власти», где деятельность вышеуказанных служб упраздненаи полномочия переданы Министерству по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства, также упразднены Государственный антимонопольный комитетРФ и Государственный комитет по поддержке и развитию малогопредпринимательства.
Таким образом, как мнекажется, государство выступает в роли арбитра,который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение междумонополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории дляразличных стран это соотношение было различным, корректируемым под особенностиразвития экономики, государство должно умело и эффективно использовать этот механизм[5, с.207].
Основными направлениями экономической деятельности государства являются:
1.Обеспечениенормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярнуюдемонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощьюстабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственныхфинансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства,государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтироватьзвенья административно-командного управления, образовывать действенную системуэкономических регуляторов и много другое.
2.Выполнение функций, очерченныхминимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательствагосударства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизмобнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
3.Разработка, принятие и организациявыполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основыпредпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. [7,с.261-292].
3.4. Политика макроэкономической стабилизации
Другое, не менее важное направление деятельностигосударства в условиях рыночной экономики — это макроэкономическаястабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленнуюна обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается наоснове рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнембезработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция ибезработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику,направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить какдеятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов [7, с.261-292].
Главные инструменты в решении этой задачи — фискальная и денежнаяполитика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомненияв возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесныйуровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительствотак или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни былипоследствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денегв обращении также влияют действия правительства [3, с.268-293].
Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизациинеобходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги длястимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы илисоответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобысокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всегобеспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действияправительства, приходится судить по последствиям.
Существуют двенеблагоприятные ситуации:
1. Безработица.Общий уровень ра