Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах

Курсовая работа
по курсу «Экономическая теория»на тему:
«Рынок и государство, роль и особенностигосударственного регулирования в различных экономических системах». Южно-Сахалинск,
1999 год.
Содержание.Введение §1 «Невидимая рука» А. Смита §2 Принципы конкуренции Кейнса §3 Рыночная система §4 Методы регулирования рынка
§5 Роль государства в экономике:
1.   государство – защитник экономических свобод;
2.   несовершенство рынка и их последствия. §6 Экономические функции государства §7 Государственное регулирование экономики:
1.   Понятие гос. регулирования экономики
1.1  Сущность государственного регулирования
1.2  Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ)
1.3  Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов
2.Объекты и цели государственного регулирования экономики
2.1  Объекты ГРЭ
2.2  Цели ГРЭ
3.   Средства (инструменты) государственного регулирования экономики
3.1  Административные средства
3.2  Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные
3.3  Госсектор
4.   Этапы развития гос. регулирования экономики. Границы его эффективности
4.1 Этапы ГРЭ Заключение
Введение.
На сегодняшний момент острой проблемой нашегогосударства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзнаяпроблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас неразвита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит болееглубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя наэкономическое положение страны.
Во всех  экономических системах государстворегулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономикеосуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-команднойсистеме. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
В экономике России большой упор делается нацентрализованное планирование. Наша экономика представляет собойпреимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функциигосударства играют в ней очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую рольгосударства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка игосударства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его частьпроизводится под эгидой государства. Но помимо финансирования производствагосударство осуществляет ряд программ социального страхования и социальногообеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном сектореэкономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственныхрасходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляютприблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудноподдающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, длязащиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителейот опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам иконтроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государствопрактически во все сферы экономической деятельности. Экономическая рольгосударства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистогокапитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм.Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируетсясамыми разными способами государственным сектором.
§ 1. «Невидимая рука» А. Смита.
А. Смит был глубоко убеждён, что экономика будетфункционировать наилучшим образом, если исключить любые формы государственноговмешательства. Такой подход принято именовать «либеральным». Он предполагаетполную свободу предпринимательства, когда каждый производитель преследует своиинтересы и стремиться к собственной выгоде. При этом, доказывал Смит, вовсе невозникает хаос и неразбериха. Напротив, ведомые «невидимой рукой Проведения»,преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом.
«Невидимой рукой» А. Смит называл те экономическиесилы, которые мы называем сегодня спросом и предложением. Конечно, он понимал,что цель предпринимателя – это получить как можно больше прибыли, и им движетэгоизм. Законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты, атолько те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене.Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получитьмаксимальную прибыль. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает облагоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибообеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.Вот почему Смит требует предоставить человеку возможность свободнопреследовать  в экономической деятельности свою выгоду, и  это будет наилучшимобразом способствовать общественному благу по средствам роста богатствакаждого.
«Невидимая рука» может успешно действовать только вусловиях достаточно острой конкуренции. Она смиряет эгоизм и способствуетснижению цен. Одновременно конкуренция регулирует количество производимыхтоваров и перелив капиталов и труда из одной отрасли в другую. Механизмконкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержекпроизводства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт ростаобъёма продаж.
§ 2. Принципы концепции Кейнса.
Кейсианцы считают современные рынки неконкурентными,а потому и неспособными автоматически регулировать спрос и предложение, вособенности соотношение между ценами и заработной платой. Монополии иолигополии, занимая господствующее положение на рынках многих товаров, могутискусственно поддерживать высокие цены, несмотря на понижающийся спрос. В то жевремя профсоюзы выступают за гарантированный уровень заработной платы призаключении трудовых соглашений и коллективных договоров с предпринимателями.Всё это приводит к тому, что рыночное регулирование является негибким, иснижение спроса на продукцию хотя и приведёт к падению цен, но вряд лиодновременно вызовет уменьшение ставок заработной платы.
Поскольку рынок не может служить в качествесаморегулятора экономики и не может обеспечить полную занятность, стабильностьпроизводства и цен, кейнсианцы считают, что государство должно играть активнуюроль в осуществлении этих задач. Вмешательство государства в регулированиеэкономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики,которая бы смягчила бы периодически возникающие спады и резкие подъёмыпроизводста, получившие в литературе название экономических циклов.
Чтобы понять, как возникли теоретические предпосылкитеории Кейнса, необходимо учесть, что они сформировались в период глубокогоспада и разрушительного кризиса капиталистического общества. Кейнсу казалось,что в этих условиях именно активные действия государства по регулированиюэкономики посредством фискальной политики способны вывести производство изглубокого кризиса. Однако игнорирование правильной денежно-кредитной политикипоследователями Кейнса, выразившееся в заявлении, что «деньги не имеютзначения», вызвало критическое отношение к его концепции. Когда вместоожидавшейся кейсианцами депрессии после Второй мировой войны наступилаинфляция, многие экономисты всё больший интерес стали проявлять к монетаристкойконцепции, анализирующей ту часть экономического цикла, которая сопровождаетсяинфляцией.
§ 3. Рыночная система.
Основное экономическое преимущество рыночной системызаключается в её постоянном стимулировании эффективности производства –экономика производит то, что требуют потребители, путём применения самойэффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируетсяавтоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а нецентрализованных решений правительства.
Против рыночной системы выдвигается несколькокритических аргументов:
а). её контрольный механизм и конкуренция с течениемвремени ослабевают;
б). свойственные рыночной системе неравенстводоходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешнихвыгод и издержек, препятствуют производству такого набора товаров и услуг,какой прежде всего необходим обществу;
в). конкурентная рыночная система не гарантируетполной занятости и стабильного уровня цен.
Рыночная система служит не только механизмом,посредством которого общество выносит решения относительно того какраспределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с еёпомощью эти решения осуществляются на деле. Экономические системы, базирующиесяна идеологиях социализма и коммунизма, зависят от рыночных систем, но не втакой степени и не через такой механизм, как чистый капитализм.Социалистические хозяйства используют рынки и цены главным образом дляосуществления решений, полностью или частично принимаемых центральным плановыморганом. При капитализме рыночная система функционирует одновременно какмеханизм учёта бесчисленных решений свободных индивидов и предприятий и какмеханизм для практического выполнения этих решений.
§ 4. Методы регулирования рынка.
Когда стало развиваться крупное машинноепроизводство и сложился национальный рынок, на смену средневековой цеховоймонополии ремесленников с её жёсткой регламентацией производства и сбытатоваров пришла свободная конкуренция, которую вели раздробленные и сравнительнонебольшие предприятия, производившие продукты для сбыта на неизвестный рынок.
Капиталистические монополии начали разрушать такойрынок: они производили учёт рынков средств производства и сбыта продуктов,воздействовали на спрос и предложение товаров, их цены в корыстных интересах.Государственное вмешательство в экономику привело к созданию особого –нерыночного – сектора хозяйства, где монополии работают по государственнымзаказам, заранее установленным ценам и при гарантированном сбыте продукции.
Рынок по-прежнему служит непременным элементомнормально действующей экономики. Ни один общественный строй не может обходитьсябез рыночной системы, которая неизменно демонстрирует  уникальные и ничемнезаменимые возможности: без  всякого насильственного вмешательстваобеспечивать сбалансированность платёжеспособного спроса и предложения, быстрореагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, стимулироватьпредприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство,экономическими методами изживать убыточные хозяйства.
Но было бы ошибкой не замечать слабые стороны иотрицательные последствия развития рыночных связей. Они оказываютсябессильными, когда требуется быстро провести глубокие структурные изменения вовсём народном хозяйстве, вызванные научно-технической революцией. В такомслучае объективно необходим плановый регулятор экономики.
§ 5. Роль государства в экономике.
1.  Государство – защитник экономических свобод.
Человечество пришло очень не лёгким путём кпониманию того, что людям любой страны для проявления стремления к активнойхозяйственной деятельности и её осуществления необходимы:
1). свобода в распоряжении результатом своего труда;
2). свобода предпринимательства (правосамостоятельно выбирать, что и как делать);
3). свобода заключения сделок (что требует чёткоопределённых правил владения собственностью).
В чём реально состоят эти свободы и каково ихзначение для хозяйственной жизни общества?
Свобода в распоряжении результатом своего труда означает,что человек имеет права на владение, пользование и распоряжение теми благами,которые он создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги.
Иными словами, это та основа, на которой формируетсяличная и частная собственность. Страна, где такой экономической основы нет, этострана, где человек – человеку враг. Ведь если право распоряжения результатомсвоего труда человеку не гарантированно обществом, то этот результат у негоможет отобрать любой.
Свобода предпринимательства – это правосамостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики. Такая свободаозначает, что предпринимателю никто не вправе диктовать, какие блага и какимспособом производить – решить это вправе лишь он сам. Только при этом условиичеловек может принимать на себя ответственность за результаты своейдеятельности.
Свобода заключения сделок – это правочеловека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданныеим блага. Именно это право является главным условием развития торговли,поскольку только при его наличии человек действительно полностью волен в своейхозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск её осуществления.
Любая свобода требует защиты, а иначе её отбираютсилой. Такая защита свобод, в том числе и экономических, т. е. ихгарантирование – главная и постоянная задача любого государства. Решения однойтолько этой задачи было бы достаточно, чтобы отнести государство к числуважнейших участников экономической жизни страны.
Но реально круг задач, которыми занимаетсягосударство, значительно шире. Это связанно с тем, что рыночные механизмыобладают определёнными несовершенствами (слабостями). Эти несовершенства рынкапорождают последствия, устранять которые приходится государству.
Среди экономистов нет единого мнения относительнороли государства в обеспечении экономического роста.
В соответствии с одной из высказываемых точек зренияроль государства, по крайней мере, на начальной стадии роста, должна бытьзначительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностейэкономического развития, с которыми сталкиваются экономически отсталые страны.
1.   Законностьи порядок. Подлинным бичом некоторых беднейших стран являются преступностьи межличностные столкновения, отвлекающие внимание и ресурсы общества отхозяйственных задач. Сильная и устойчивая государственная власть необходима дляустановления законности и порядка в стране, для достижения мира и единства.
2.   Слабостьчастного предпринимательства. Во многих странах отсутствует достаточномногочисленных и энергичный класс предпринимателей, имеющих возможность ижелание накопить капитал и развивать производство. Таким образом, частноепредпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессеэкономического роста.
3.   Инфраструктура.Многие трудности общественного роста порождаются дефицитом общественного товараи услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры.Санитарно-гигиенические и основные медицинские программы, образование, орошениеи охрана почв, сооружение дорог и прочих транспортно-коммуникационных систем –все эти нерыночные товары и услуги приносят обществу огромные побочные выгоды.Только государство способно обеспечить производство таких товаров и услуг вдостаточных количествах.
4.   Принудительноенакопление и капиталовложение. Иногда вмешательство государства требуетсядля решения проблемы сбережений и инвестиций, которая тормозит накоплениекапитала в экономически отсталых странах.
Случается так, что обеспечить выход из положениямогут лишь государственные налоговые меры, стимулирующие накопление капитала.Здесь принципиально возможны два альтернативных пути.
Во-первых, уровень накопления можно увеличивать спомощью налогов. Возросшие налоговые поступления направляются на осуществлениенаиболее важных капиталоёмких проектов.
Второй метод состоит в принудительном стимулированиисбережений через инфляцию. Государство может финансировать накопление капитала,пуская в оборот или тратя дополнительную денежную массу или же продавая банкамоблигации и тратя полученные доходы.
5.   Проблемы,связанные с социальным устройством. Государство имеет самые широкиевозможности для того, чтобы устранять с пути экономического роста препятствия,вытекающие из характера социального устройства. Сдерживание роста населения иземельная реформа — вот важнейшие проблемы, решение которых немыслимо безширокого государственного вмешательства. И только государство в состоянииреально поощрять волю к развитию, побудить общество отказаться от религиозногофатализма и понять ценность социальной активности.
 
2.   Несовершенстворынка и их последствия.
Итоги долгого развития экономической теории можносвести к двум простым утверждениям:
1). рынок способен решать главные экономическиепроблемы;
2). рынок не способен решать ряд задач, важных дляобщества.
Осознание этих истин потребовало от человечестванемалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системыутверждали, что:
1). после создания крупного масштабного производстварынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономическихзадач;
2). дальнейший экономический прогресс человечествабудет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи безпомощи рынка – на основе составляемых государством централизованных планов.
Однако исследования учёных, практика рыночногохозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опытсоздания планово-командной системы в России, показали, что:
–    механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшегоразвития и его функционирование можно улучшить;
–    централизованное планирование не может решить основные экономическиепроблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшимрезультатам, чем использование рыночных механизмов.
Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать вархив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благочеловечества. Надо лишь научиться компенсировать слабости (несовершенства)рынка и смягчать последствия порождаемыми этими слабостями ошибок.
Слабость (несовершенство) рынка –неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще,или наилучшим образом. Причины слабости рынка заключаются в том, что в реальнойжизни никогда не удаётся соблюсти все те условия, которые позволяют рыночныммеханизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.
Назовём наиболее важные из них:
1). никто из продавцов или покупателей не должениметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальныеучастники рынка;
2). среди продавцов с одной стороны, или покупателей,с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя болеевыгодных условий сделок;
3). всем участникам рынка должна быть доступнаполная информация о положении дел на нём (кто, что, где, когда и по какой ценепродаёт);
4). все затраты по любой сделке должны покрыватьсятолько её участниками и им же должны доставаться и все выгоды от неё;
5). государство и общественные организации не должнывмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.
Если условия для безошибочной работы рыночныхмеханизмов нарушаются, то эти механизмы неизбежно начинают работать с ошибками.
И когда возникает необходимость во вмешательстве вэкономическую жизнь общества государства.
Как правило, в условиях смешанной экономическойсистемы государство берёт на себя решение нескольких задач:
1). устранение последствий, порождаемых слабостями(несовершенством) рынка;
2). смягчение неравенства доходов и богатства засчёт их частичного перераспределения.
Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:
1). возможности монополизации рынков;
2). трудности создания общественных благ накоммерческой основе;
3). возникновение внешних эффектов или внешнихзатрат;
4). образование социально неприемлемых различий вуровнях доходов граждан.
§ 6. Экономические функции государства.
Чтобы у нас сложилось достаточно ясное представлениео роли государства в экономической системе. Нам должно быть известно пятьэкономических функций государства:
1.   Обеспечиватьправовую основу и социальный климат, способствующие эффективномуфункционированию рыночной экономики (системы).
Государство берёт на себя задачу обеспеченияправовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективногофункционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такиемеры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определениеправ частной собственности и гарантирование соблюдение контрактов. Государствотакже устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения междупредприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основезаконодательства государство получает возможность выполнять функции арбитра вобласти экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономическихагентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основныеуслуги, обеспечиваемые государством, включают введение стандартов измерениявеса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающих обмен товарови услуг.
Обеспечение рынка средством обращения,гарантирование качества продуктов, определение прав собственности иответственности за соблюдение условий контрактов – все эти меры обуславливаютувеличение объёма торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять всёболее глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людскихресурсов.
2.   Поддерживатьконкуренцию.
При конкуренции именно решения многих продавцов ипокупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, чтоиндивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливатьсяк желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит досведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воли рыночнойсистемы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; уделы же тех, кто нарушаетзаконы рынка, являются убытки и в конечном счёте банкротство. При конкуренциипокупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия – их слуга.
Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия– это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждыйпродавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтомуи на цену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию,продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами ксобственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулироватьобщий объём предложения монополисты могут искусственно ограничивать объёмпродукции и тем самым получать за неё более высокие цены, а очень часто иустойчивую экономическую прибыль. Монополия порождает нерациональноераспределение экономических ресурсов.
3.   Перераспределятьдоходы и материальные блага.
Рыночная система представляет собой обезличенный,беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение доходаможет порождать большее неравенство, чем обществу желательно.
Рыночная система приносит очень крупные доходы тем,чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей иблагоприобретённого образования, и мастерства. Рыночная система влечёт за собойзначительное неравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, ив распределении национального продукта между индивидуальными и домохозяйствами.Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжаетоставаться острой экономической и политической проблемой.
Государство взяло на себя обязательство уменьшитьнеравенство доходов в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в рядеполитических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежиобеспечивают пособия остро нуждающимся, вспомоществование иждивенцам иинвалидам, а безработным пособия по безработице. Во-вторых, государствоизменяет также распределение доходов путём рыночного вмешательства, т.е. путём модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование ценфермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы – наглядныепримеры того, как государство фиксирует цены с целью повысить доходыопределённых групп населения.
4.   Регулироватьраспределение ресурсов для обеспечения общественными товарами и корректироватьпобочные эффекты.
 
Экономистам известны два случая резкогонарушенияфункционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночнаясистема производила «не те» количества определённых товаров и услуг, либооказалось не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы напроизводство некоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан. Первыйслучай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой – сгосударственными, или социальными благами.
5.   Стабилизироватьэкономику.
Самая новая и в некоторых отношениях самая важнаяфункция государства заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т. е.помогать частной экономики обеспечивать и полную занятость ресурсов, истабильный уровень цен. Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень ценпроизводства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объёмарасходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслейвыгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь,предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования иматериальных, и людских ресурсов. Существуют две неблагоприятные ситуации:
1.   Безработица.Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким дляреализации полной занятости. В этом случае государство обязано так дополнитьчастные расходы, чтобы общий объём расходов – частных и государственных – былдостаточен для создания полной занятости. Каким образом государство может этоосуществить? Ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот жеметод – государственные расходы и налогообложение, — какой государствоиспользует для перераспределения ресурсов в производство общественных благ.Конкретно, государству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходына общественные блага и услуги, а с другой – сократить налоги с цельюстимулирования расходов частного сектора.
2.   Инфляция.Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше,чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходыпревышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовутповышение уровня цен. Чрезмерный объём совокупных расходов носит инфляционныйхарактер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы.Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, атакже повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.
 
 
§ 7. Государственноерегулирование экономики.
Любая рыночная экономика не может существовать ифункционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночныепроцессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика болеечем любая иная, нуждается в регулировании.
В этом свете термин «регулируемая рыночнаяэкономика» обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономикане может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишенасмысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируетсясо стороны государства.
Роль регулирующего центра может выполнить толькогосударство – институт, представляющий всё общество и обладающий правомвнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит втом, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственногорегулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то жевремя обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность.Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают этузадачу в «вечную» проблему.
Как правило, в государственном регулировании рыночнойэкономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое длясамого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работыорганизующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственномформировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке иобновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения,государственные органы способствуют их органичному встраиванию в системуобщественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической исоциальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляетсяпосредством законодательства, через государственное планирование, на основевыпускаемых правительством нормативных актов.
С другой стороны, государственное воздействие на рынокпроявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системыналогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их,государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобыодновременно оказать  влияние на рынок и рыночные отношения.
1.   Понятиегосударственного регулирования экономики.
 
1.1  Сущностьгосударственного регулирования.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ)в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мерзаконодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемыхправомочными государственными учреждениями и общественными организациями вцелях стабилизации и приспособления существующей социально-экономическойсистемы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали иобострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решеныавтоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительныхинвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частногокапитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальныхмасштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица,нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынкахтребовали государственной экономической политики (ГЭП).
Теоретически понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к.первая может основываться и на принципе невмешательства государства вхозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства всоциально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не онеобходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины«государственное регулирование экономики» и «государственная экономическаяполитика» в наше время идентичны.
Объективная возможность ГРЭ появляется с достижениемопределённого уровня экономического развития, концентрации производства икапитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключаетсяв нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной частьюпроцесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулированиеэкономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивныхсдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.
В силу ряда причин наиболее развитый механизмгосударственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (воФранции, Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), вЯпонии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.
Слабее развито ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, гдев отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичныхпоследствиям Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем егораспаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее,ГРЭ и в этих странах играет заметную роль,  особенно в периоды ухудшенияконъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.
Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах,создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах,осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственнойсобственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.
Для уяснения механизма ГРЭ целесообразноохарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а такжеэтапы развития.
Субъектами экономической политики являются носители,выразители и исполнители хозяйственных интересов.
1.2  Исполнителихозяйственных интересов (субъекты ГРЭ).
Исполнителями хозяйственных интересов(субъектами ГРЭ) являются органы трёх ветвей власти, построенные поиерархическому принципу, а также центральный рациональный банк.
В государствах с федеративным устройством (С.Ш.А.,Россия, Канада, Индия, Ф.Р.Г., Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуютфедеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственнообщегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденцияусиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; всё болеенезависимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятсяисполнительные органы.
Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭявляется слияние субъектов государственной и частной экономической политики ивозникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихсятеоретически в классическую схему парламентской или президентской республики.Например, создаётся орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзови исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений междупредпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержаниюили развитию отдельных видов отраслей из представителей министерства экономикии отраслевых союзов предпринимателей.
Эти органы не избираются и не всегда назначаютсяпарламентом: чаще всего они формируются центральными и местными властями вместес заинтересованными союзами – выразителями экономических интересов.
1.3  Обратная связь ГРЭ сносителями хозяйственных интересов.
Обратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственныхинтересов довольно жёсткая.
Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста,улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе,снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.
Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, невсегда поддающихся точному количественному измерению: уровне напряжённости,оценке ГРЭ средствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качествежизни в городах.
В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо ичерез свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить спредупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственныхмер регулирования и их интересами. Наконец, союзы, являющиеся выразителямихозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические ифизические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той илииной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и заэкономическую часть программы этой партии или нет. Потеря доверия избирателей иобъединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям – это и естьобратная связь между ГЭП и носителями хозяйственных интересов.
2.   Объектыи цели государственного регулирования экономики.
 
2.1  Объекты ГРЭ.
Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а такжеситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возниклиили могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически илиразрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельнонеобходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальнойстабильности.
Основные объекты ГРЭ:
–    экономический цикл;
–    секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;
–    условия накопления капитала;
–    занятость;
–    денежное обращение;
–    платёжный баланс;
–    цены;
–    НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
–    условия конкуренции;
–    социальные отношения, включая отношения между работодателями иработающими по найму, а также социальное обеспечение;
–    подготовка и переподготовка кадров;
–    окружающая среда;
–    внешнеэкономические связи.
Как видно, перечисленные объекты носят совершенноразличный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственныйцикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли,территориальные комплексы и даже отношения между субъектами: условияконкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей,между государственными регулирующими органами.
Рассмотрим важнейшие из них.
Суть государственной антициклической политики,или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во времякризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения изанятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительныефинансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. Вусловиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнутьопасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшениеплатёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюданеобоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ –притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможностисократить перепроизводство товаров и пере накопление капитала и, таким образом,уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестицийи занятости в будущем.
ГРЭ в области отраслевой и территориальнойструктур также осуществляется при помощи финансовых стимулов игосударственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированныеусловия отдельным отраслям и регионам. В других случаях поддержка оказываетсяотраслям и территориальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса;в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихсяносителями научно-технического прогресса, призванным привести к прогрессивнымструктурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйствев целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.
Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала.Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной цельюхозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП поощрениенакопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектовхозяйства.
Одновременно государственное регулированиенакопления опосредованно служит и другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительныестимулы и возможности накопления в разное время всем инвесторам или отдельнымих группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют наэкономический цикл и структуру.
Регулирование занятости – этоподдержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения междуспросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворятьпотребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках,заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однакосоотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному ростузаработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности.Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армиибезработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, ростурасходов на пособия и самое главное – опасным социальным последствиям.
Постоянным объектом внимания государственныхрегулирующих органов является денежное обращение. Основнаянаправленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией,представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежногообращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления,социальные отношения.
Состояние платёжного баланса являетсяобъективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах срыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное истратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт иэкспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, атакже путём торгово-договорной политики и участия в международной экономическойинтеграции.
Ещё один из основных объектов регулирования – цены.Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами ценысильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивостьнациональной валюты, социальную атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции стремятсявлиять и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частныефирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов,в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.
Наряду с хозяйственными объектами под постояннымвниманием государственных регулирующих органов находятся условия существованияи воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции.Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности,порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянносовершенствуются. Государственные регулирующие  меры направлены на обеспечениеусловий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Этонаправление ГЭП особенно противоречиво, т. к. концентрация производства икапитала – это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировомрынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.
Объектами государственного регулирования всё вбольшей степени становятся общие условия существования и развития человеческогообщества – окружающая среда, безопасность личности, уровень образования икультуры, здравоохранение, международное сотрудничество.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровнярешаемых задач. Это следующие иерархические уровни фирмы; регионы;отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги):хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены);глобальный (социальные отношения, экология); национальный(экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционныепроцессы).
2.2  Цели ГРЭ.
Генеральной целью ГРЭ является экономическаяи социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и зарубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
От этой генеральной цели распространяется дерево такназываемых опосредствующих конкретных целей, без осуществления которыхгенеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывносвязаны с объектами ГРЭ. Цель – выравнивание экономического цикла – направленана объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой ирегиональной структур хозяйства – на секторальную, отраслевую и региональныеструктуры; улучшение окружающей среды – на окружающую среду и т. д.
Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы позначениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всегоодна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других.Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без созданияблагоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры,совершенствование отраслевой структуры экономики, стабильного денежногообращения.
Конкретные частные цели могут услужить опосредующимидля достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так,конкретная цель – обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольныхшахт – может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек вотечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твёрдого топливаи улучшения топливно-энергетического баланса; поддержание занятости ихозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районахсоциального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления нацены нефтяных и газовых компаний.
Перечисленные цели частично перекрывают друг друга,одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие взависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознанияэтой ситуации субъектами ГРЭ и от установленной правительственными органами наданный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целейможет служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.
Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не толькоотношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчиненияи взаимосвязи между самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутридерева могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д.
Положения отдельных целей в дереве целей ГРЭнестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации,экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичнойцелью становится выход из него, в узком конкретном случае – оживлениеконъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условияхдлительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшениевалютных резервов на первый план выступает первичная цель – оздоровлениеплатёжного баланса и подчинённые ей цели – привлечение капитала в страну,повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.
3.   Средства(инструменты) государственного регулирования экономики.
Средства государственного регулированияподразделяются на государственные и административные.
3.1  Административныесредства.
Административные средства не связаны ссозданием дополнительного материального стимула или опасности финансовогоущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают мерызапрета,  разрешения и  принуждения.
Приведём несколько примеров по запретам иразрешениям. Французские власти запретили строить новые промышленныепредприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели ониувеличили налоги на новые предприятия, не ввели «драконовские» штрафы (это былибы экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новоепромышленное строительство.
Правительство одного государства разрешилаиспользовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торговогопорта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате врайоне порта возросла хозяйственная активность.
К мерам принуждения можно отнести то, что государственныеорганы всех развитых стран обязывают промышленные предприятия организовывать усебя промышленное обучение молодёжи, создавать определённые бытовые удобствадля занятых, устанавливать очистные сооружения.
Административные средства регулирования в развитыхстранах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сферадействия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданиемминимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищённых слоёвнаселения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например,во время войны критического положения в экономике. Самыми крупномасштабнымигосударственными административными акциями по регулированию экономики впослевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнениеведущих концернов.
Наряду с административными средствами следуетотметить ещё одно неэкономическое средство регулирования – правительственныеубеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средствомрегулирования, т. к. она оказывает воздействие на принятие экономическихрешений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается спризывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать большеотечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищномстроительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило,такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними часто следуютстимулирующие меры.
3.2  Экономические средства:денежно-кредитные и бюджетные.
Экономические средства государственногорегулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетнойполитики.
Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ (иодновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшаяформа ГРЭ – это государственное экономическое программирование, охватывающеемногочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ. О государственном секторе иэкономическом программировании речь пойдёт ниже.
Основные средства денежно-кредитной политики – это:а). регулирование учётной ставки (дисконтная политика, осуществляемаяЦентральным Банком); б). установление и изменение размеров минимальныхрезервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить вЦентральном Банке; в). операции государственных учреждений на рынке ценныхбумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими ипогашение.
При помощи этих инструментов государство стремитсяизменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов вфинансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовойбиржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствамидейственность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабело.
Прямое государственное хозяйственное регулированиеосуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходыи расходы центрального правительства и местных властей.
Главным инструментом мобилизации финансовых средствдля покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широкоиспользуются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальнойстабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, арегулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налоговзависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов иразмеров налоговых льгот.
Налоги в ГРЭ – это, с одной стороны, главныйисточник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетнойполитики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задачагосударственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами техили иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемогомеханизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц.Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговыескидки, отсрочка уплаты налогов.
3.3  Государственный сектор.
Государственные капиталовложения осуществляются взначительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную рольв ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частноехозяйство.
Государственный сектор (ГС) представляетсобой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральнымили местным государственным органам.
Существование в условиях рыночного хозяйствасектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, несколькоотличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решенияобщегосударственных экономических задач, повышение прибыльности частногохозяйства.
ГС играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовкекадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капиталаза рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала вкакую-либо страну.
ГС служит повышению эффективности народного хозяйствав целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.
4.   Этапыразвития государственного регулирования экономики. Границы его эффективности.
Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. Впроцессе своего развития она прошла несколько этапов.
4.1 Этапы ГРЭ.
1.   Созданиеобщих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточениеусилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социальногозаконодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денежногообращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурныхотраслях.
2.   Несогласованныемежду собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействоватьна занятость и цены.
3.   Экспериментыс использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства.Волна приватизации объектов государственной собственности.
4.   Переход вряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию;попытки повысить действенность ГРЭ путём изучения совместимости и взаимозаменяемостиинструментов регулирования, определяя их эффективности.
5.   Осуществлениево всём большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программированияв сочетании с выработкой долгосрочных, перспективных ориентиров. Всё более адресное,дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.
На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающеевоздействие оказывали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран,материальные возможности государства, отражённые в доле перераспределяемого имВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на ГРЭ, накапливаемыйопыт и успехе в научных разработках проблем ГЭП.
Характер и направление научных исследований вобласти ГРЭ за последние десятилетия претерпели существенные изменения. Если вначале и в середине 50-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или нерегулировать экономику?», то позднее – «Какова должна быть степень этогорегулирования?», далее – «С какими целями, в каких направлениях и какимисредствами надо регулировать?» Активизация сторонников монетарной концепции привелак изменениям в арсеналах ГРЭ, но не отменила общих тенденций регулирования.
Заключение.
В условиях тоталитарного государственного управления,по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются и важнейшие звенья:товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобиярыночных связей. Например, вместо рынка средств производства организуетсяприказная система материально-технического снабжения.
Начатый в нашей стране переход к рынку предполагает воссоздатьв полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики.При этом государство с помощью экономических методов призвано оказыватьрегулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.
Парадоксом переходной экономики является то, чтовозможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот периодуменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность вгосударственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает всвязи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальнаясфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).
Государственное регулирование экономики ставит своейглавной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социальнонезащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономическойсвободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельныхрегионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.
Государство всегда выступало особым экономическимсубъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры ипоследствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросомэкономической науки.
Список использованной литературы:
1. Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. «Основы экономической теории».– М.: изд. «Высшая школа», 1993.
2. Липшиц И. В. «Введение в экономику и бизнес (экономика дляэкономистов)». — М.: изд. «Вита-пресс», 1997.
3. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика»,1992. 1 том.
4. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика»,1992. 2 том.
5. Мамедов О. Ю. «Современная экономика». – Ростов-на-Дону:изд. «Феникс», 1996.
6. Райзберг Б. А. «Рыночная экононика». – ТОО Редакцияжурнала «Деловая жизнь». – М., 1993.
7. Рузавин Г. И. «Основы рыночной экономики». – М.: изд. «ЮНИТИ»,1996.