Риддерский аграрно-технический колледж
Контрольная работа
по предмету
«Микроэкономика»
Тема:
Рынок монополии. Олигополия.Антимонопольное законодательство.
Содержание
Введение
1. Рынок монополий
2. Олигополия
3. Антимонопольное законодательство
Вывод
Использованная литература
Введение
Современная микроэкономика — этонаука о принятии решений отдельными хозяйствующими субъектами ипотребителями-индивидуумами. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаютсяте или иные решения, и какие факторы оказывают влияние на выбор производителейи потребителей. В микроэкономике рассматривается теория поведения потребителейи вопросы формирования индивидуального и рыночного спроса.
Для отдельных фирм даются ответына вопросы: что производить, сколько производить, по какой цене продавать,каким образом распределить имеющиеся ресурсы и т.д.
Другими важными аспектамимикроэкономической теории являются вопросы взаимодействия субъектов экономики иразвития рыночных структур в отдельных отраслях экономики, взаимоотношениямежду потребителями и производителями, влияние на принимаемые решения политикиправительства. Таким образом, она дает ключ к пониманию функционированияэкономики в целом.
Изучение микроэкономики какосновы знаний о рыночной экономике необходимо и полезно.
Изучение таких новых разделовмикроэкономики, как стратегия конкуренции, эффективность рынка, рольнеопределенности и информации, ценовая политика, занявших за последние годыведущее место в теории экономики фирмы, весьма актуально и имеет практическуюценность для принятия управленческих решений фирмы в условиях развития рыночныхотношений в Республике Казахстан.
1. Рынокмонополий
Рассмотрим рыночную ситуацию, когда отдельная фирма является единственнымпроизводителем товара, который не имеет близких заменителей. Такой рынок называетсямонополией, а фирма — монополистом. Поскольку монополист — единственный производитель товара, то его кривая спроса является одновременнокривой рыночного спроса и определяет цену на предлагаемое количество товара. Монополист,используя свое исключительное положение, как правило, цену товара устанавливаетна более высоком уровне по сравнению с конкурентной ценой и предлагает товар вменьшем количестве, чем конкурентная фирма. Говорят, что продавец обладаетмонопольной властью, если он может оказывать влияние на рыночную цену своеготовара путем изменения объема выпуска.
Если на рынке установится монопольная власть отдельного производителя, тообщество в целом будет нести определенные издержки, так как покупатели за товарбудут платить более высокие цены, одновременно сокращая объемы их потребления. Поэтомуво многих странах мира разработаны и действуют антимонопольные законы,ограничивающие монополизацию рынков. Несмотря на эти законы,производители-монополисты есть во всех странах мира. Существуют объективныеограничения, оправданные с позиции экономики, способствующие монополизациинекоторых рынков. Их называют барьерами вхождения на монопольные рынки, которыеделают невозможным проникновение на рынок любого нового производителя.
Они следующие:
исключительные права, полученные от правительства на производствоотдельных товаров;
патенты и авторские права;
право собственности на отдельные производственные ресурсы;
преимущества низких издержек крупного производства по сравнению сиздержками мелких производителей.
В зависимости от причин, лежащих в основе монополизации рынка, различаютследующие виды монополий.
1.Закрытая монополия.Она защищена от конкуренцииюридическими ограничениями.
2. Естественная монополия. Отрасль,в которой производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле,чем его производство двумя или более фирмами. В основе естественной монополиилежит экономия от масштаба производства.
3. Открытая монополия. Случай, когда фирма становится единственнымпоставщиком товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции.
Решение монополистаотносительно объема производства. Для монопольного производителя, так жекак и для конкурентной фирмы, цель производства — максимизация прибыли. Какединственный производитель монополист полностью контролирует рыночную ситуациюи по своему усмотрению может назначать рыночную цену товара. Кривая спросамонополиста имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист, назначая более низкие цены, может увеличить количествопродукции, продаваемой на рынке. Поскольку монополист устанавливает одну ценудля всех единиц товара, то цена товара будет выражать средний доход монополиста.
Показатели монопольной власти. На конкурентном рынке отдельный производитель не может повлиять нарыночную цену товара, цена устанавливается на уровне предельных издержек. Вслучае, когда производитель может оказать влияние на рыночную цену товара ицена устанавливается на уровне выше, чем предельные издержки, говорим о наличиимонопольной власти отдельного производителя.
Сила монопольной власти, при прочих равных условиях, обратнопропорциональна эластичности спроса, т.е. сила монопольной власти проявляетсясильнее, когда спрос на продукцию менее эластичен и наоборот.
Долгосрочное монопольное равновесие. Рассматриваемая модель совершенной конкуренции, я определила, что вотрасли установится долгосрочное равновесие, если число фирм, функционирующихна данном рынке, со временем не меняется. Необходимое условие достижения этогоположения — отсутствие положительной экономической прибыли у фирм, работающихна данном рынке.
Изучение долгосрочного монопольного равновесия тесно связано с выяснениемсодержания следующих вопросов: во-первых, при каких обстоятельствахединственный производитель сможет сохранить свою монопольную власть над рынкомв течение длительного периода времени; во-вторых, если в отрасли достигнутодолгосрочное равновесие, то какие объективные условия подталкивают монополистак расширению масштабов производства через строительство нескольких заводов.
Необходимым условием достижения долгосрочного монопольного равновесияявляется возможность получения положительной экономической прибыли единственнымпоставщиком товара. Только в этом случае рассматриваемый поставщик будет иметьусловия для защиты своего рынка от свободного притока новых поставщиков. Возможностьполучения положительной экономической прибыли, в свою очередь, зависит отсоотношения средних издержек производства и монопольной цены. В случае, когдацена товара превосходит долгосрочные средние издержки монополиста, поставщикполучает гарантированную положительную экономическую прибыль.
Монополия с одним заводом. Предположим,что перед монополистом стоит задача об увеличении объема выпуска в течениедлительного периода времени. Эту задачу монополист может решить двумя способами.Первый способ связан с расширением производственных мощностей имеющегосязавода, а второй — со строительством второго, третьего и т.д. заводов.
Рассмотрим более подробно поведение монополиста, работающего с однимзаводом. В долгосрочной перспективе монополист оптимальное количествовыпускаемой продукции определяет из условия равенства долгосрочных предельныхиздержек и предельного дохода, т.е. монополист будет работать с одним заводомдо тех пор, пока увеличение объема выпуска будет сопровождаться снижениемдолгосрочных средних издержек. В случае, когда дальнейшее увеличение выпускасопровождается ростом средних издержек производства, монополисту не выгодноиспользовать единственный завод. В подобных ситуациях монополисты нередкорешаются на строительство второго завода. В результате объем производствазаметно увеличится.
Монополия будет размещать производство среди своих различных заводов так,чтобы предельные издержки производства на каждом заводе равнялись предельномудоходу.
Социальные издержки монопольной власти. Предыдущий анализ позволил нам заметить, чтомонопольные производители цену товара устанавливают на более высоком уровне посравнению с ценой конкурентного рынка и предлагают продукцию в меньших объемах,чем конкурентная фирма. В результате этого обстоятельства покупатели будутплатить более высокие цены за товар, что ведет, при прочих равных условиях, кухудшению благосостояния населения. Следовательно, можно сказать, чтодеятельность монопольных производителей накладывает определенную социальнуюнагрузку на общество и ведет к ухудшению их благосостояния.
Это и есть социальные издержки (чистые убытки) общества от монопольнойвласти. Не трудно заметить, что чем большая часть излишка переходит отпотребителей к монополисту, тем большую нагрузку будет нести общество отмонопольной власти.
Ценовая дискриминация. Считается,что фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовойдискриминации, если она назначает разные цены для различных категорийпотребителей на основе разницы в эластичности их спроса. Политику ценовойдискриминации монополисты проводят только тогда, когда они производят товар, неподлежащий перепродаже. В противном случае, когда продажа товара осуществляетсядля разных покупателей по дифференцированным ценам, политика ценовойдискриминации приводит к спекуляции и не позволяет монополисту извлекатьдополнительную прибыль от этой деятельности. Политика ценовой дискриминациипроводится в целях увеличения собственной прибыли монополиста. Средствомдостижения этой цели является перераспределение доходов от группы потребителейс эластичным спросом в пользу потребителей с неэластичным спросом.
Если монополист для каждого потребителя устанавливает отдельную цену, топеред нами политика совершенной ценовой дискриминации. Если бы монополистустановил единственную цену для всех групп потребителей, то получил быэкономическую прибыль. Проводя политику совершенной ценовой дискриминации,монополист может расширить круг покупателей. При этом нижняя цена монополистане может быть меньше, чем предельные издержки.
Назначая цену меньшую, за единицу товара, монополист может охватить болеебедных покупателей. Отсюда вывод: проводя политику совершенной ценовойдискриминации, монополист полностью захватывает весь излишек потребителя. Ниодин потребитель не может получить излишек, так как монополист назначаеткаждому из них максимальную цену, которую он заплатит. Поэтому излишекпотребителя переходит монополисту как прибыль. Органы государственногоуправления к политике ценовой дискриминации относятся лояльно в виду того, чтомонополисты, проводя подобную политику, увеличивают объемы выпуска продукции.
2. Олигополия
Мы уже знаем, как действуют фирмы при совершенной конкуренции и монополии.Назначая цену или выбирая объем выпуска, они учитывают только реакциюпотребителей и собственные производственные возможности. Таким образом, задачамаксимизации прибыли фирмы на этих рынках включает в себя ограничения кривыхсредних и предельных издержек и кривой спроса.
Рынок олигополии характеризуется тем, что на нем действует несколькоконкурирующих производителей со значительными рыночными долями продаж, так чтоизменения в цене и объеме выпуска отдельной фирмы могут повлиять на прибылисоперников. Поэтому производственные решения олигополистической фирмы зависятне только от реакции потребителей, но и от реакции конкурентов и ихстратегического поведения. Существование такой олигополистической взаимосвязитребует, чтобы каждая фирма тщательно проанализировала и оценила последствиясобственных решений и возможных действий конкурирующих фирм и с учетом этоговыбрала цену и объем выпуска.
Единой модели олигополии не существует. Разработан ряд моделей,описывающих поведение фирмы в конкретных ситуациях. Каждая модель основываетсяна определенных предположениях отдельной фирмы относительно поведениясоперников и их реакции на выбранную ею стратегию.
Я рассмотрю следующие модели: дуополию Курно, игру двух лиц спротивоположными интересами, модель доминирующей на рынке фирмы, картель. Какбудет показано ниже, результаты по выбору цен и объемов производства отражаютпромежуточное положение между совершенной конкуренцией и монополией, котороезанимает олигополия. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическаяконкуренция приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничествоувеличивают прибыли. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могутвступить в ожесточенное противоборство («ценовую войну»), снижая ценыв целях захвата рынка. Подрезая цены друг друга до уровня средних издержек, вконечном счете фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны,фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключениясоглашения о дележе рынка, т.е. вступая в картель. Таким образом, фирмам выгоднооткрыто или тайно согласовывать цены и объемы выпуска, но в силу конкуренциикартели характеризуются внутренней нестабильностью.
В заключение отмечу, что ни одна модель не дает убедительного ответа навопрос о том, каково взаимодействие фирм на олигопольном рынке. Прежде чемиспользовать ту или иную модель, необходимо тщательно проанализироватьконкретную ситуацию, соотношение цены и предельных издержек, концентрацию вотраслях и другие важные обстоятельства, определяющие поведение фирм.
Модель дуополии Курно. Начнемрассмотрение формальных теорий олигополии с дуополии Курно. Пусть две фирмы имеютодинаковую технологию и производят однородную продукцию. Каждая фирма должнаопределить объем выпускаемой продукции, причем решения принимаются одновременно.
Суть модели Курно состоит в том, что каждая фирма, принимая решение овыпуске продукции, считает объем производства конкурента неизменным и исходитиз данной величины. Каждая фирма считает, что она может повлиять на цену,изменяя собственный выпуск. Таким образом, в модели Курно взаимодействие фирмосуществляется через выбор объемов производства при фиксированной цене.
Равновесие по Курно. Обефирмы выбирают максимизирующие прибыли одновременно. В точке равновесия Курнони у одной из фирм нет стимула менять свой объем производства.
Основной недостаток модели — допущение каждой фирмой того, что конкурентне будет регулировать выпуск. На практике фирмы реагируют на изменения цен,объемов выпусков соперников, условий производства и т.д.
Для случая сговора совокупная прибыль максимальна. Если фирмыдоговариваются поделить прибыль пополам, то получим монопольное равновесие.
Фирмы в дуополии производят меньше, чем при совершенной конкуренции, нобольше, чем при монополии. Используя функцию спроса, можно показать, что цены вдуополии выше, чем при совершенной конкуренции, но ниже монопольных. Подсчитываяприбыль, можно убедиться, что исход по Курно для фирм выгоднее, чем условиясовершенной конкуренции, но не так выгоден для фирм, как результат сговора.
Стратегия поведения фирм при олигополии. Теория игр анализирует поведение лиц спротивоположными интересами и поэтому может быть использована при изученииолигополистической конкуренции. Данная теория формально отражает такой характерстратегического взаимодействия олигополистических фирм, при котором каждаяфирма должна предугадать и проанализировать все возможные действия соперников иоценить, какое предположение относительно поведения конкурентов для нееоптимально.
Пусть на рынке действуют две конкурирующие фирмы, каждая из которыхстремится максимизировать собственную прибыль. У фирм есть две альтернативныеценовые стратегии: первая — снизить цену на продукт, вторая — сохранить цену напрежнем уровне. Фирмы должны выбрать стратегию, которая приведет к достижению поставленнойцели. Так как результаты ценовых решений зависят не только от самих решений, нои от выбора цены конкурентом, то каждая фирма вычисляет прибыли, которые онаможет получить при той или иной собственной стратегии для двух случаев: когдасоперник не понижает цену и когда соперник понижает цену.
Однако соперничество и недоверие друг к другу приводят к тому, что каждаяфирма предпочитает понижать цену, так как если фирма поддерживает цену, тосоперник может снизить ее, потому что, захватив большую долю на рынке, он темсамым увеличит прибыли. Таким образом, преимущество стратегии максиминазаключается в том, что она обеспечивает защиту прибылей: при данной стратегиифирмы ее прибыли не упадут ниже определенного уровня.
Образование картеля: Какбыло показано выше, если фирмы договорятся поддерживать высокие цены, то ониполучат больше прибыли, чем при соперничестве и конкуренции. Так возникаюткартели — группы производителей, совместно максимизирующих прибыли путемсогласования решений о ценах и объемах выпуска продукции. Фирмы-олигополистыдействуют так, как если бы они были единой монополией: они повышают цену и дляее поддержания на данном уровне ограничивают объемы выпуска, устанавливаякаждому члену картеля квоту.
Предположим сначала, что все фирмы действуют в условиях совершеннойконкуренции, тогда экономическая прибыль фирм равна нулю.
Допустим теперь, что фирмы объединились в картель. Тогда задачамаксимизации прибыли решается как в случае монополии: общий выпуск имонопольная цена. Таким образом, объем продукции сокращен. Далее этот выпускраспределяется между фирмами, и главная проблема заключается здесь вустановлении квот продукции каждой фирмы и контроле над ними. В погоне заприбылью отдельные фирмы могут превысить свои квоты, чтобы максимизироватьприбыли при картельной цене. Если условия соглашения нарушит большинство фирм вотрасли, то возникнет избыточное предложение и цена будет падать. Такимобразом, для поддержания картельной цены каждая фирма должна производить неболее, чем величина ее квоты. На практике картели сталкиваются с проблемойсоглашения о монопольной цене и установления процедуры проведения утвержденныхквот в жизнь.
Лидерство в ценообразовании. Как уже было сказано, в условиях сотрудничества и согласования (открытогоили тайного) цен и объемов выпуска олигопольные фирмы увеличивают свои доходы. Однакозачастую фирмам трудно договориться о приемлемой для всех цене., особенно,когда меняются издержки и спрос. Проблема согласования легко решается, если нарынке имеется одна доминирующая фирма, которая может выступать ценовым лидером.Эта фирма устанавливает цену, а остальные — следуют за ней. Такая практиканаблюдается повсюду на олигополистических рынках.
Покажем, каким образом фирма-лидер определяет цену. Очевидно, она будет устанавливатьцену, при которой ее собственная прибыль максимальна. Поскольку такая ценаоснована на соответствии предельного дохода и предельных издержек фирмы, тофирма-лидер должна прежде всего определить чистый спрос на свой продукт. Дляэтого она оценивает количество товара, которое могут продать прочие фирмы прикаждой возможной цене и вычитает этот объем из рыночного спроса.
Далее фирма находит предельный доход и определяет максимизирующее прибыльколичество товара. Соответствующая этому выпуску цена выступает для остальныхфирм как данная.
3. Антимонопольное законодательство
Во многих странах для ограничения монопольной власти отдельных фирмразрабатывают соответствующие законы и используют различные механизмырегулирования их деятельности, такие как «потолки цен», налоги,выдача государством патентов или лицензий и т.д.
Патенты представляют собой государственные удостоверения, выдающиесячастным лицам или предприятиям с целью узаконивания их изобретательских прав изащиты от незаконного захвата продукта или технологического процессаконкурирующими предприятиями. В этом случае фирмы достигают монопольной степенивласти на рынке научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок,которая ставит барьер на пути проникновения в отрасль других фирм илигосударственных организаций.
Государственные лицензии предоставляют фирмам или государственныморганизациям исключительное право на производство определенных товаров или ихреализацию. Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правомна продажу алкогольных напитков, производство медицинских препаратов и т.д.
Реакция монополий на механизмы регулирования их деятельности. Рассмотрим реакцию монополий на использованиеэтих некоторых механизмов в ходе регулирования их деятельности.
1. Регулирование цен. Рассмотримспособ регулирования монопольной власти фирм путем установления верхнейграницы, или «потолка», цен. При этом «потолок» цены долженбыть ниже равновесной цены монополиста. Установленный «потолок» не позволяетфирме назначить монопольную цену, поэтому фирма ведет себя как конкурентнаяфирма и увеличивает выпуск товаров. Таким образом, введение ценового механизмарегулирования положительно скажется на поведении монополиста. Однако этотмеханизм регулирования имеет допустимый предел использования. Нижняя границарегулирования цен определяется ценой конкурентного рынка, так как дальнейшееуменьшение цены приведет к сокращению объема производства, т.е. отрицательноскажется на поведении монополиста. Действие данного механизма может бытьотрицательным и тогда, когда установленная государством цена окажется вышемонопольной.
2. Реакция монополии на налоги. Для простоты изложения данного вопроса сделаю допущение о том, чтосредние издержки монополиста неизменны. Предположим, что государственные органыввели дополнительный налог для монопольных производителей. Введениеспециального налога увеличит цену товара на сумму, меньшую, чем величина налога.Это объясняется тем, что монополист приспосабливает свой выпуск к изменениямпредельных издержек вдоль кривой предельного дохода, а не к кривой спроса. Намизвестно, что если издержки конкурентной фирмы неизменны, то введениедополнительного налога повышает цену товара на величину налога. В условияхмонополии цена увеличивается на сумму, меньшую, чем величина налога. Поэтомуговорят, что регулирование деятельности монополиста через налоговый механизмдает положительный результат.
Вывод
Одним из определяющих показателей, характеризующих структурныеособенности рынков, является количество функционирующих фирм на рассматриваемомрынке. На совершенно конкурентном рынке действует большое количество продавцови покупателей товара, и поэтому в отдельности ни один из них не может повлиятьна рыночную цену товара. Цена товара определяется в результатевзаимосогласованных действий рыночного спроса и предложения. Вследствие этогопокупатели и продавцы на совершенно конкурентном рынке цену товара воспринимаюткак неизменную и находящуюся вне их контроля. Объект исследованияпроизводителей — оптимальное количество выпускаемой и продаваемой продукции,максимизирующее прибыль.
Так как Республика Казахстанстремиться стать страной с рыночной экономикой, то развитие таких фирм,существование которых образует монополию или олигополию, отрицательным образомсказывается на развитии конкуренции, так как это затрудняет вступление другихфирм в однородную отрасль, что приводит к увеличению цен, на данные товары,из-за снижения количества их производства.
Использованная литература
1. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. «Мировая экономика» учебник
2. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. «Микроэкономика» учебноепособие
3. «Экономика» под редакцией доцента Булатова А.С.
4. Галиев Ж.К. «Экономика предприятия»
5. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. «Микроэкономика»