Введение
Тема актуальна, потомучто проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейшихсоциально-экономических проблем нашего времени. Прежде чем человечество пришлок рынку, ему пришлось пройти ряд этапов в организации общественногопроизводства. На первой ступени развития человечества господствовалонатуральное хозяйство. Каждая первобытная община существовала изолированно. Всёчто производилось общиной, потреблялось членами этой же общины. Натуральноехозяйство характеризовалось замкнутостью производства, универсальностью труда,прямыми экономическими связями между производством и потреблением(производилось только то, что требовалось). Вскоре образовался рынок, то естьсистема отношений между покупателями и продавцами по поводу производства,распределения, обмена и потребления каких-либо товаров и услуг. Современныйрынок превратился в систему регулирования хозяйственной жизни общества.
Рынок обслуживаетпроизводство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынокпоставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяетспрос на неё. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товарови услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяетразмеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потреблениярынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная частьнеобходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, гдеопределяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Переход к рынку,вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит кувеличению безработицы, а, следовательно: к ухудшению благосостояния населения,росту социальной и политической напряженности в стране.
Целью данной работыявляется исследование рынков труда Российской Федерации.
Объектом данногореферата является рынок труда.
Предметом являетсяособенности государственного регулирования и рынок труда.
1.Инструменты и методыгосударственного регулирования на рынке труда
Можно указать наследующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначеприменяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во-первых,широкое распространение общего государственного планирования с применениемцелевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственноепланирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход,динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самымоснову долгосрочной экономической политики. Все это способствует болеединамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить,что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия,основываются полностью на теоретических выводах неокейсианцев. Во-вторых,среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизмиспользования государственного бюджета в качестве основного инструмента всейсистемы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика«согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересовработодателей, работников и государства. При этом происходит согласованиеразмеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночнойэкономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такогоинструмента, как государственная кредитно-денежная политика. Целенаправленноевоздействие на организационный аспект функционирования рынка труда требуетгораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса натруд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучениекадров.
Одним из важнейшихнаправлений организационной деятельности государства выбрано создание службтрудоустройства, первые из которых появились в последней трети ХIX века.Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономическойконъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственныхмощностей.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА — способы воздействия государства на рынок труда;различают два основных типа воздействия — прямое и косвенное. Прямоевоздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается ворганизации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест,развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулированииили, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах,регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международноймиграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенное воздействиена рынок труда заключается в изменении хозяйствования в сторону стимулированияили торможения экономических процессов. Сюда можно отнести налоговую,кредитно-денежную политику, государственные закупки, политику в областиамортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторскихразработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействиеоказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное — на спрос. Сцелью регулирования занятости и безработицы государство может применять целый комплексметодов, в частности экономические, административные, социально-психологические.
2. Анализ рынка трудаРоссии
Последний мониторингпоказал, что на конец ноября 2008 года численность безработных гражданзарегистрированных в органах службы занятости составила 1 млн. 293 тыс.человек.
По состоянию на 26ноября 2008 года от региональных служб занятости получена информация опланируемом высвобождении работников из 5 233 организаций. Изменения на рынкахтруда наблюдаются в отдельных субъектах Российской Федерации. Об этомсвидетельствует начавшийся с 6 ноября 2008 года рост численности безработныхграждан, зарегистрированных в органах службы занятости. За последнюю неделюноября наиболее значительные увольнения в связи с ликвидацией организаций либосокращением численности или штата работников произошли в Пермском крае,Свердловской, Челябинской, Белгородской, Владимирской, Воронежской,Нижегородской, Саратовской, Курганской, Новосибирской областях, Алтайском иЗабайкальском краях. Анализ информации свидетельствует о том, чтопредполагаемые увольнения затронут такие виды экономической деятельности, какмашиностроение, металлургия, химическая промышленность, дорожное строительство,грузоперевозки. По состоянию на 26 ноября 2008 года 186 организаций заявили о переводечасти работников на режим неполного рабочего времени, предоставлениивынужденных отпусков, а также простое. Суммарная численность работников,находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочеевремя, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативеадминистрации, составила 81 195 человек. В настоящее время МинздравсоцразвитияРоссии ведет согласование с Минфином России изменений в федеральный бюджет поувеличению размера максимальной величины пособия по безработице до 4900 рублейи увеличению объемов финансирования активных программ занятости населения,переподготовки.
Современная ситуация нарынке труда в России характеризуется существованием значительных диспропорций вструктуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформациеймотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата вРоссии в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своейпокупательной способности превратилась в минимальную и позволяетвоспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически нестимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижениемпроизводительности труда. Можно выделить следующие тенденции развития рынкатруда в России: 1.Рост безработицы. Общая численность безработного населения вРоссии в феврале 2009г., по данным Федеральной службы государственнойстатистики (Росстат), увеличилась на 20,6% по сравнению с февралем 2008г. исоставила 6,4 млн. человек, или 8,5% экономически активного населения. Быстрорастет и число граждан, зарегистрировавшихся на бирже труда, — на серединумарта их насчитывалось уже 2,1 миллиона. Появились прогнозы об увеличении этихцифр к концу года до 4 млн. человек. 2. Изменение распределения рабочей силы посекторам экономики — значительным потребителем рабочей силы стал частный секторэкономики. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большимитрудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышениеэффективности их использования. В структуре экономики России преобладает секторуслуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансоваядеятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление,безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 %структуры добавленной стоимости в 2008 году (в ВВП — 48,6 %). Кроме того,значительную долю занимает обрабатывающая промышленность (пищеваяпромышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий изкожи, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажноепроизводство, полиграфическая деятельность, производство нефтепродуктов,химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий,производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическоепроизводство, производство машин и оборудования, производствоэлектрооборудования, производство электронного и оптического оборудования,производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) — 19,1 %структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемыхприходится всего 10,4 % структуры добавленной стоимости (9,0 % ВВП).Строительство составляет 5,9 % структуры добавленной стоимости (5,1 % ВВП);сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5% структурыдобавленной стоимости (4,5 % ВВП России). Наименьшую долю в структуредобавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии,газа и воды — 3,1 % (2,7 % ВВП). На чистые налоги на продукты приходится 14,2 %ВВП. Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят:добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажноепроизводство (лесные ресурсы России — крупнейшие в мире); издательская иполиграфическая деятельность; металлургическое производство; производство ираспределение электроэнергии, газа и воды. 3. Появление 2 млн. беженцев ивынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве. 4. Трудовой потенциалобщества используется все менее эффективно: объем производства сократился вгораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее намногих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден. 5. Неполнаязанятость. Наблюдается существенный прирост неполной занятости в самыхразнообразных формах. Это и граждане, работающие в режиме неполного рабочеговремени (595 тыс. человек), и ушедшие в вынужденные отпуска (451 тыс. человек),отправленные в отпуска по собственному желанию (1 млн. 580 тыс. человек). Всумме неполная занятость охватывает уже свыше 15% рабочей силы, фактически этооткат к ситуации на рынке труда 2000-2001 годов. Если сбудутся худшие прогнозы,без работы останется каждый пятый работоспособный житель России.Социально-политические последствия такого шокового сокращения очевидны: ростпреступности, распад социальной ткани, деградация человеческого капитала,политическая нестабильность, удар по будущим поколениям. Экономическиепоследствия будут не менее тяжелыми. И тут далеко не все сводится к падениюпотребительского спроса. Резкий рост безработицы угрожает обернуться затяжнымструктурным регрессом хозяйства страны. Куда страшнее безработицы хроническаянеспособность нашей экономики генерировать достаточное для большой страны числоквалифицированных рабочих мест. В этом смысле гораздо важнее следить задинамикой и структурой занятости, в каком количестве и какие рабочие местасоздает или не создает экономика. Безработица зачастую является лишь следствиемтого, что спрос на труд уменьшился, и экономика не создает рабочие места. 6.Глубокая территориальная дифференциация занятости — до 10 раз различаетсяуровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. 7.Недостаточно высокий уровень пособий по безработице также выступаетотличительной чертой российского рынка труда. С 1 января 2009 года вступило всилу Постановление Правительства Российской Федерации № 915 от 8 декабря 2008года, определяющее минимальный и максимальный размер пособия по безработице:850 и 4900 рублей соответственно. Согласно Федеральному закону «О занятостинаселения в РФ», минимальный размер пособия по безработице выплачиваетсягражданам:
— впервые ищущим работу(ранее не работавшим);
-стремящимсявозобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;
-уволенным за нарушениетрудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные трудовымзаконодательством;
-уволенным по любымоснованиям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшимв этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель.
В остальных случаяхразмер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднемузаработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, ноне ниже минимального и не выше максимального размера пособия по безработице,увеличенных на размер районного коэффициента. 8. Размывание границ междуофициальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В Россиисформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40%производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтомудля законопослушных граждан малопривлекателен. 9. Финансово-банковская,торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеютуже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнеммонополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высокимуровнем заработной платы.
Несмотря на всюсложность экономической ситуации, все предприятия, начиная с областных, должнысоставить программы высвобождения малоквалифицированных и неквалифицированныхрабочих, а также лиц, занятых тяжелым физическим, непрестижным и вредным поусловиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо закончитьсоздание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственнойслужбы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации отпредприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте,условиях работы на нем, размере заработной платы.
Следует в корнеизменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюсясейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости — это в первую очередьорган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится корганизации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места.Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или дажеставить задачу), неразумно.
Необходим поиск решенийпроцесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее «предпринимательскогочувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессиональногоориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что напротяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.
Необходимо ускоритьсоздание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей,которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана иМинэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистови рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.
Поскольку структурнаяперестройка практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным являетсяразработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.
Необходимо, особенно наместах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечениюзанятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявитьместные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самыеквалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достовернойинформацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитиипредпринимательского сектора.
На уровне регионовнеобходимо как можно скорее осуществить расчеты численности работников,подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.
Государственнаяполитика занятости — это часть социально-экономической политики развитиястраны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическимиусловиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использованиятрудового потенциала и его развитие.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о занятости населения состоит из Конституции РоссийскойФедерации, Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.08.2004) «Озанятости населения в Российской Федерации», других федеральных законов инормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения,и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации.
Регулирование занятостизаключается в мерах по поддержанию нормального соотношения между спросом ипредложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребностьэкономики в квалифицированных работниках, не должно приводить к необоснованномуросту заработной платы и резкому снижению занятости. Все меры в областирегулирования занятости должны быть направлены на поддержание естественногоуровня безработицы.
Функция регулированиязанятости объективно требует комплексного подхода при разработке и реализациимер по созданию условий, обеспечивающих согласованное движение рабочей силы ирабочих мест как на уровне основного звена экономики и первичного звенатерриторий, так и на общероссийском уровне. Комплексный подход может бытьобеспечен на основе взаимодействия органов исполнительной власти, в той илииной степени (непосредственно либо опосредовано) участвующих в выработке иреализации государственной политики занятости.
В широком смыслемеханизм государственного регулирования включает экономические, юридические ипсихологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.
Они осуществляютсячерез систему трудоустройства — широкую сеть бюро занятости, банки данных орабочих местах, государственные программы переподготовки.
Меры косвенногорегулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политикаправительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, отрудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.
Меры косвенногорегулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерамиобщеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости ибезработицы посредством воздействия на конъюнктуру. Таким образом, современноегосударственное регулирование рынка труда представляет собой комплексэкономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
Таким образом, основнойупор должен быть сделан на создание миллионов новых рабочих мест. Необходимотакже подумать о качестве создаваемых рабочих мест. Недопустимо ставить воглаву угла политики занятости дешевые рабочие места и жалкие пособия побезработице — это подрывает способность нации к социальному воспроизводству. Ночтобы в стране создавались качественные и дорогие рабочие места, требуютсяреальные шаги по созданию условий для долгосрочного развития бизнеса. Создатьих сможет только частный сектор, когда увидит перед собой понятную перспективу,дружественные бизнесу государство и институты. В частности, работающим крупнымкомпаниям нужны длинные дешевые кредиты, нужен благоприятный налоговый климат всфере обложения фонда оплаты труда. Это тесно сопряжено с развитием малого исреднего бизнеса, который в нашей стране вместо развития окончательноуничтожается.
Из вышесказанного можносделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателейдля определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
3.Направления совершенствованиязанятости населения
Совершенствованиезаконодательства Российской Федерации в области содействия занятости населениядолжно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи суглублением различий в содержании труда и формах его организации в различныхсекторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведениемструктурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств иобъектов инфраструктуры.
Расширение гибких форморганизации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращениюнеформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплятьмерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.
1. Совершенствованиезаконодательства Российской Федерации в области содействия занятости населениябудет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
o гармонизациязаконодательства Российской Федерации в области содействия занятости населенияс международными нормами;
o совершенствованиезаконодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российскогорынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых формтрудовых отношений;
o совершенствованиеразграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органами местного самоуправления;
o совершенствованиемеханизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработныхграждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда ииспытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющихмалолетних детей;
o нормативно-правовоеобеспечение внедрения профессиональных стандартов;
o реформированиесистемы государственной социальной поддержки безработных граждан с цельюстимулирования их к активному поиску работы.
2. Совершенствованиесистемы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда
Для решения задачгосударственного регулирования рынка труда необходимы проведение регулярногомониторинга спроса и предложения рабочей силы и разработка прогноза спроса ипредложения на рынке труда Российской Федерации.
Предполагаетсяосуществление мониторинга ситуации на рынке труда по следующим направлениям:
o определениепрофессионально-квалификационной структуры перспективной потребностиработодателей в рабочей силе;
o определениевеличины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребностиработодателей в рабочей силе в связи с реализацией стратегийсоциально-экономического развития, федеральных и региональных целевых программ,а также реализацией приоритетных национальных проектов;
o определениевеличины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силына рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейсяструктуры профессионального образования.
На основе результатовмониторинга ситуации на рынке труда предусматривается разработка на федеральномуровне и на уровне субъектов Российской Федерации прогнозов спроса ипредложения рабочей силы на рынке труда в рамкахпрофессионально-квалификационных групп, видов экономической деятельности, атакже укрупненных групп специальностей в соответствии с Общероссийскимклассификатором специальностей по образованию.
С учетом прогнозовспроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлятьпланирование мероприятий по реализации государственной политики в областирегулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальноймобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников,уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработкупрограмм профессиональной ориентации населения.
На основе мониторингаситуации на рынке труда предполагается формирование и ведение регистровполучателей государственных услуг в сфере занятости населения, включающихсведения о гражданах и работодателях, обратившихся в государственную службузанятости населения (далее — органы службы занятости).
3. Обеспечениесбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу
Для обеспечениямодернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми кадровымиресурсами предусматривается сбалансировать структуру профессиональногообразования и профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силупутем реализации следующих мер:
v пересмотрнаправлений и уровней профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистовс учетом прогноза спроса и предложения рабочей силы на рынке труда собеспечением соответствия структуры профессионального образования потребностямрынка труда. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерациинеобходимо сосредоточить внимание на подготовке рабочих кадров пообщеотраслевым профессиям, потребность в которых не может быть удовлетворена засчет имеющихся трудовых ресурсов. Развитие системы начального профессиональногообразования предполагается ориентировать на решение этой задачи;
v разработкапрофессиональных стандартов по уровням профессионального образования всоответствии с потребностями работодателей, введение которых будетспособствовать обеспечению взаимосвязи рынка труда и профессиональногообразования, определению качественных характеристик запроса (заказа)работодателей на подготовку рабочих кадров и специалистов, а также сформируетоснову для сертификации персонала, способствующей созданию условий равногодоступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда и повышениюправовой защищенности работников при проведении аттестации;
v разработкацелевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующихформированию структуры спроса населения на услуги профессионального образованияв соответствии с потребностями рынка труда;
v организацияв 2008 — 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышениюпрестижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации исовременных информационных технологий в целях информирования общества оситуации на рынке труда и перспективных потребностях экономики в кадрах, атакже повышения профессиональной ориентированности молодежи.
4. Развитиерегиональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы
В целях развитиярегиональных рынков труда и повышения территориальной мобильности рабочей силыпредусматривается:
ü формированиемеханизмов, мотивирующих органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации на осуществление мер по развитию трудовых ресурсов, разработку иреализацию активных программ содействия занятости населения;
ü осуществлениекомплекса мер по регулированию рынка труда в районах Сибири и Дальнего Востокаи созданию благоприятных условий для привлечения в эти районы квалифицированныхтрудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
ü осуществлениедополнительных мероприятий по содействию занятости населения в республикахСеверного Кавказа на основе создания рабочих мест в основных сферахэкономической деятельности, развития малого предпринимательства и самозанятостинаселения, а также развития национальных промыслов и ремесел;
ü осуществлениекомплекса мер по устранению экономических ограничений, сдерживающих перемещениероссийских граждан по территории страны (иногородних работников) в целяхосуществления трудовой деятельности;
ü использованиеинформационных коммуникационных технологий, позволяющих гражданам самимполучать доступ к интересующей информации и прочим справочным материалам овозможностях трудоустройства, а также следить за появляющимися вакансиями.
В целях созданияблагоприятных условий для привлечения рабочей силы в субъекты РоссийскойФедерации, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступграждан к рынку жилья на основе реализации приоритетного национального проекта „Доступноеи комфортное жилье — гражданам России“.
В целях решенияпроблем, возникающих при перемещении работников по стране, предусматриваютсятакие меры, как совершенствование процедуры их регистрации по месту временногопребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности изащита трудовых прав, а также доступ к объектам социальной сферы.
Предполагаетсярасширить содействие безработным гражданам и членам их семей в переезде всубъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числев сельскую местность, в целях трудоустройства, а также в осуществлении ихпрофессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. В этойсвязи необходимо пересмотреть перечень возмещаемых затрат и размеры оказанияфинансовой помощи переселяющимся семьям.
5. Развитие кадровогопотенциала
Реализацияинвестиционных и инновационных проектов, развитие отраслей экономики, а такжереализация приоритетных национальных проектов потребуют скоординированныхдействий со стороны государства и бизнеса по созданию новых рабочих мест и ихобеспечению кадровыми ресурсами. Приоритетными направлениями, по которым будетосуществляться взаимовыгодное сотрудничество органов исполнительной власти всехуровней с работодателями в целях развития кадрового потенциала, являютсяпривлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерьквалифицированных кадров и содействие инициативе по сохранению и развитиюкадрового потенциала организаций.
Ключевым направлениемвзаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса должно стать привлечениемолодежи в учреждения начального профессионального образования в целях освоениярабочих профессий и последующего трудоустройства в организации, испытывающиенехватку квалифицированных рабочих. Основываясь на договорных принципах,необходимо реализовать интересы всех участников такого сотрудничества.Государство заинтересовано в снижении риска возникновения безработицы,повышении эффективности бюджетных расходов на начальное профессиональноеобразование, работодатель — в обеспечении производства необходимыми рабочимикадрами в достаточном количестве и требуемой квалификации, работники — вреализации возможности получения профессии, дальнейшего трудоустройства,получении содействия в найме или приобретении жилья. В этой связи необходимопринятие действенных мер по предотвращению негативных последствийреструктуризации и банкротства организаций, сопровождаемых значительнымвысвобождением рабочей силы. Усилия работодателей должны быть направлены научастие в разработке и осуществлении адресных проектов, включающих в себяпрофессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, а такжесодействие в переезде высвобождаемых работников и членов их семей в другуюместность в целях трудоустройства.
Со стороны государствапредусматривается поощрение и поддержка инициатив бизнеса по развитию кадровогопотенциала организаций, включая профессиональную подготовку, переподготовку иповышение квалификации персонала на базе организаций. Расширение компетенцииработников путем освоения новых и смежных профессий позволит существенноувеличить их конкурентоспособность на рынке труда, что особенно важно длятрудоустройства граждан, которые имеют ограничения трудоспособности вследствиеприобретенных профессиональных заболеваний и трудовая деятельность которых впрежних условиях нежелательна.
Одним из направленийдальнейшего развития частно-государственного партнерства в развитии кадровогопотенциала организаций является участие бизнеса в разработке и реализацииотраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов. В целяхстимулирования работодателей к развитию кадрового потенциала посредствомиспользования рыночных механизмов предполагается проведение добровольнойсертификации организаций по результатам их деятельности по развитию персонала.Такая сертификация сфокусирует внимание владельцев и руководителей бизнеса наразвитие трудовых ресурсов организаций и оценит систему управления ими.Добровольную сертификацию предполагается проводить неправительственными или общественнымиорганизациями. В условиях ускоряющегося научного и технического прогрессаработнику необходимо предоставить возможность широкого доступа к постоянномуобновлению знаний и умений, качественной информации и консультациямотносительно возможностей получения образования на протяжении всей жизни, атакже обеспечить максимальное приближение процесса обучения к потребителю наоснове использования информационных и коммуникационных технологий.
6. Оптимизацияпривлечения иностранных работников
Регулирование процессовпривлечения и использования иностранных работников в Российской Федерациипредусматривается осуществлять с учетом перспективных потребностей экономикистраны и социальной сферы в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетногоправа российских граждан на трудоустройство. На основе прогноза потребностиработодателей в рабочей силе предполагается сформировать перечень дефицитныхпрофессий, по которым не будет квотироваться привлечение иностранныхработников. В целях защиты интересов российских граждан на рынке трудапредусматривается ежегодно устанавливать допустимую долю иностранныхработников, используемых в соответствующих отраслях экономики и социальнойсфере. Решению проблемы обеспечения субъектов Российской Федерации,испытывающих нехватку рабочей силы, квалифицированными трудовыми ресурсамиспособствует реализация Государственной программы по оказанию содействиядобровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающихза рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006г. N 637.
7. Стимулированиеэкономической активности населения
В условиях сокращениячисленности населения в трудоспособном возрасте ключевое значение приобретаетспособность максимально эффективно использовать существующий в РоссийскойФедерации человеческий потенциал, включая безработных граждан. Государствобудет содействовать интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточнойконкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы(инвалиды, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетнихдетей и детей-инвалидов, выпускники общеобразовательных учреждений, ищущиеработу впервые, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, гражданепредпенсионного возраста, потерявшие работу, женщины, стремящиеся возобновитьтрудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитаниемдетей, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, граждане,подвергшиеся воздействию радиации, вынужденные переселенцы и другие).
В отношении указанныхкатегорий безработных граждан предусматривается осуществление органами службызанятости специальных программ, предусматривающих:
· оказаниеуслуг по информированию о ситуации на рынке труда, психологической поддержке ипрофессиональной ориентации;
· профессиональноеобучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям),пользующимся спросом на рынке труда, основанные на процедуре профилированиябезработных граждан;
· организациювременных (общественных) работ и стажировок в организациях, а также оказаниематериальной поддержки участникам временных (общественных) работ и стажировок;
· содействиев переезде безработных граждан в другую местность, в том числе сельскуюместность, в целях трудоустройства.
Предполагаетсяосуществление кардинальных мер по ликвидации хронической (застойной)безработицы, особенно в республиках Северного Кавказа, созданию условий дляпривлечения трудоспособного населения в сельскую местность, способствующихвосполнению трудовых ресурсов и улучшению демографической ситуации в стране. Назреланеобходимость пересмотра системы социальной поддержки безработных граждан, имеяв виду прекращение выполнения функции государственной социальной помощи в видепособия по безработице и переход на принципы социальной поддержки,стимулирующие безработных к активному поиску работы. Социальная поддержкаграждан в период безработицы должна предоставляться безработным гражданам приусловии осуществления ими активного поиска работы и участия в специальныхпрограммах по содействию занятости, а также иметь ограничение по максимальномусроку ее получения и обеспечивать в период ее получения удовлетворение основныхжизненных потребностей.
8. Повышение качестварабочих мест
Решение задач поповышению качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда иулучшение условий трудовой деятельности при конструктивном и долгосрочномвзаимодействии социальных партнеров.
Отраслевые(межотраслевые) соглашения, устанавливающие минимальные социально-трудовыегарантии на уровне, позволяющем привлекать квалифицированную рабочую силу нароссийский рынок труда, а также перспективы поэтапного повышения оплаты труда исоциальных гарантий, должны составлять основу стратегических планов и программразвития бизнеса. Перспективной задачей государства, решение которой будетспособствовать росту заработной платы, в том числе в бюджетном секторе,является переход к отраслевым системам оплаты труда, предполагающим объединениепрофессий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационныегруппы в зависимости от требований к уровню образования по каждому видудеятельности. Для каждой профессионально-квалификационной группы будетустановлен гарантированный уровень оплаты труда. В целях создания условий длябезопасного труда, снижения производственного травматизма и профессиональнойзаболеваемости, сокращения нарушений прав работников в области охраны труда, атакже повышения эффективности мер по предупреждению производственноготравматизма и профессиональных заболеваний необходимо:
o созданиесовременной и эффективной системы мониторинга состояния условий и охраны трудана рабочих местах;
o повышениеэффективности надзорно-контрольной деятельности в области охраны труда;
o созданиеновых средств индивидуальной и коллективной защиты работников, а также приборовконтроля вредных и опасных производственных факторов;
o совершенствованиесистемы образования в области охраны труда (создание региональных центров пообучению и стажировке в сфере охраны труда и мобильных учебных классов, а такжеразработка программ дистанционного обучения);
o совершенствованиеинформационного обеспечения и пропаганды охраны труда (формирование единойавтоматизированной системы мониторинга производственного травматизма ипрофессиональной заболеваемости);
o содействиев улучшении условий труда для работников малых предприятий.
Заключение
Современный рынок трудаиспытывает на себе ощутимое государственное воздействие.
Большое влияние нарынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущимслоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты,пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определеннойстабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонахповышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. Врезультате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный сфункционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах. Значительнаи посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себяфункцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональнойсети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобученияработников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимсятребованиям рынка. Политика регулирования рынка труда предусматриваетдостижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки иускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболеебыстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому,кто ее ищет. Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляетсяв краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включаютвсевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов нафинансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочихмест; поддержание самозанятости населения. Долгосрочные меры государствапредполагают увеличение гибкости рынка труда. Это может быть достигнуто черезсистему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников;развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственнойслужб занятости. Наряду с государственными органами власти в осуществленииполитики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковымследует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированиюсоциально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе и состоящуюиз представителей общероссийских объединений работодателей, представителейобщероссийских объединений профессиональных союзов и представителейПравительства РФ. Эта комиссия функционирует на федеральном уровне, способствуяобеспечению единой согласованной политики в области регулированиясоциально-трудовых отношений.
Список используемойлитературы
1. Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 30 декабря2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря (№ 237);2009. — 21 января (№7).
2. Трудовой кодекс Российской Федерацииот 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 7 мая 2009 г. № 80-ФЗ) // Собраниезаконодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 3; 2009.- № 19. — Ст. 2270.
3. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря2008 г. № 287-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации иВерховного Совета Российской Федерации. — 1991. — № 18. — Ст. 566; Российскаягазета. — 2008. — 30 декабря (№ 266).
4. Федеральный закон от 25 декабря 2008г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятостинаселения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. — 2008. — № 52 (часть I). — Ст. 6242.
5. Указ Президента РФ от 9 октября 2007г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РоссийскойФедерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. — 2007. — № 42. — Ст. 5009.
6. Постановление Правительства РФ от 9апреля 2009 г. № 316 «О дополнительных мерах по поддержке рынка трудаРоссийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 16. — Ст. 1937.
7. Постановление Правительства РФ от 8декабря 2008 г. № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия побезработице на 2009 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 50. — Ст. 5944.
8. Постановление Правительства РФ от 31декабря 2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджетабюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительныхмероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектовРоссийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 2. — Ст. 266.
9. Концепция долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года(утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // Собраниезаконодательства Российской Федерации. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.
10. Концепция действий на рынке труда на2008-2010 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. №1193-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 34. — Ст. 3964.
11. Письмо Министерства экономическогоразвития РФ от 3 сентября 2008 г. № 12292-СВ/Д03 «О разработке уточненногопрогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год ипараметров прогноза на период до 2011 года» // Вестник ценообразования исметного нормирования. — 2008. — № 11.
12. Беляева, М.Г. Как сделать цивилизованнымроссийский рынок труда / [Текст]М.Г. Беляева // ЭКО. — 2007. — № 3. — С.123-131.
13. Буланов, В.С. Некоторыеметодологические вопросы исследования рынка труда / В.С. Буланов // Общество иэкономика.[Текст] — 2004. — № 7-8. — С. 66 72.
14. Владимирова, Т. На волневысвобождения / Татьяна Владимирова // Деловой Кузбасс.[Текст] — 2009. — № 3. — С. 33-35.
15. Власов, В.И. Постатейный комментарийк закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» / В.И. Власов, О.М.Крапивин — СПС «Гарант»,[Текст] 2009.
16. Воловская, Н.М. Экономика исоциология рынка труда / Н.М. Воловская.[Текст] — М.: ИНФРА-М, 2006.
17. Ильин, С.С. Основы экономики / С.С.Ильин, Н.Л. Маренков.[Текст] — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 672 с.
18. Кашепов, А.В. Российский рыноктруда: проблемы формирования, перспективы / А.В. Кашепов // Общество иэкономика.[Текст] — 2006. — № 7-8. — С. 94-108.
19. Крощенко, М. Труд иностранцев вусловиях финансово-экономического кризиса / М. Крощенко, Ю. Алексенцева //Кадровик. Трудовое право для кадровика.[Текст] — 2009. — № 4. — С. 33-36.
20. Кузьмина, Ю. Рынок труда требуетреформирования / Ю. Кузьмина // Человек и труд.[Текст] — 2008. — № 6. — С.18-22.
21. Курс экономической теории / под ред.М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.[Текст] — Киров: АСА, 2002. — 832 с.
22. Лобань, И. Антикризисные меры всфере занятости / И. Лобань // Экономика и жизнь.[Текст] — 2009. — № 3. — С.11.
23. Логинова, Е. Кадры: перезагрузка /Екатерина Логинова // Деловой Кузбасс.[Текст] — 2009. — № 3. — С. 26-30.
24. Маслова, И. Особенности российскогорынка труда / И. Маслова // Человек и труд.[Текст] — 2003. — № 3. — С. 23-26.
25. Некрестьянова, С. Роль государства встановлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональномуровнях / С. Некрестьянова // Кадровик. Кадровый менеджмент.[Текст] — 2008. — №7. — С. 14-21.
26. Некрестьянова, С. Рынок труда:наблюдается сокращение трудовых ресурсов / С. Некрестьянова // Кадровик.Кадровый менеджмент.[Текст] — 2008. — № 5. — С. 21-26.
27. Новикова, М. Бизнес сбрасываетбалласт / М. Новикова // Экономика и жизнь. — 2009.[Текст] — № 3. — С. 19.
28. Орлова, Е. Проблемы реализациигарантий в сфере занятости / Е. Орлова Кадровик. Трудовое право для кадровика.- 2009.[Текст] -№ 2. — С. 52-57.
29. Остапенко, Ю.М. Экономика труда /Ю.М. Остапенко.[Текст] — М.: ИНФРА-М, 2005. — 262 с.
30. Официальный сайт МинздравсоцразвитияРоссии www. minzdravsoc.ru.
31. Программа антикризисных мерПравительства Российской Федерации на 2009 год // Российская газета.[Текст] — 2009. — 20 марта (№ 48).
32. Россия в цифрах: краткий стат. сб. — М.: Росстат 2006.[Текст] — 480 с.
33. Рофе, А. О содержании понятий«трудовые ресурсы» и «рабочая сила» / А. Рофе // Человек и труд.[ Текст] — 2007. — № 3. — С. 25-27.
34. Рынок труда в России: проблемыформирования и регулирования / под ред. К.И. Микульского.[Текст] — М.: Наука,2004. — 354 с.