Рынок труда: спрос и предложение. Уровень заработной платы

Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
Центросоюза Российской Федерации
«Российский университет кооперации»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему № 29
Рынок труда: спрос и предложение.
Уровень заработной платы
Выполнила: студентка Алиева Т.Ф.
1-ого курса заочной формыобучения
специальность: Бухгалтерскийучет, анализ и аудит
группа №
шифр: ____________________
(для студентов заочной формыобучения)
Научный руководитель: профессорСоловых Н.Н.
(звание, Ф.И. О)
Рецензент: ________________
Москва 2009
Содержание
Введение. 3
1. Рынок труда: Содержание и модели. Формирование ценыравновесия на рынке труда. 5
2. Основные формы и системы заработной платы… 22
3. Роль профсоюзов и государства в регулировании заработнойплаты… 33
Заключение. 45
Список использованной литературы… 48
Введение
В экономической структурерыночного хозяйства рынок труда занимает особое место благодаря обращению нанем специфического товара – рабочей силы, который не имеет аналогов вмногообразном мире товаров, а само движение этого товара на рынке трудасопряжено с рядом социально-экономических особенностей. Заработная плата, ееустановление – один из важнейших элементов нашего общества. Заработная платапредставляет собой один из основных факторов социально – экономической жизникаждой страны, коллектива, человека.
На современном этапе Россиястолкнулась с серьезной проблемой-мировым финансовым кризисом. В этих сложныхусловиях существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальнойподдержки и защиты работников. Рост уровня заработных плат, который мынеуклонно наблюдали последние 2 года, на сегодняшний день остановлен изафиксирован.
Курсовая работа посвящена такойтеме как «Рынок труда: спрос и предложение. Уровень заработной платы».Целью данной работы является изучение основных аспектов, которые оказываютсущественное влияние на рынок рабочей силы и формирование заработной платы.
В данной работе обращенопристальное внимание на специфику рынка труда — одного из рынков ресурсов,имеющего, как и рынки других факторов производства, свои отличительные признакии характерные черты. Рассмотрены такие вопросы, как:
общая характеристика рынка труда;
особенности формирования спросаи предложения на рынке ресурсов;
заработная плата, ее формы исистемы (их преимущества и недостатки);
чем определяются различия вуровне заработной платы;
роль профсоюзов на рынке труда.
Рассмотрено, как складываетсярынок труда в настоящее время в России, какие меры государственногорегулирования рынка труда предприняты правительством России для смягченияситуации на рынке труда, в чем их суть.
В качестве источников информациипри выполнении работы рассматривались различные учебные пособия, подготовленныепреподавателями кафедры экономической теории Российского УниверситетаКооперации, научные труды ведущих специалистов по вопросам организации оплатытруда, основные нормативные акты, регулирующие вопросы организации труда, периодическиежурналы и газеты, а также различные интернет ресурсы.
1. Рынок труда: Содержание и модели. Формированиецены равновесия на рынке труда
Рынок труда – это специфическийвид товарного рынка, содержанием которого является реализация (купля-продажа) товараособого рода – рабочей силы, или способности человека к труду. [1]Функционально — организационная структура рынка труда включает в себя вусловиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципыгосударственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовкикадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; системупереподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулированиезанятости.
На рынке труда встречаютсяпродавец и покупатель, как при любой сделке купли — продажи. Продавцы — этоработники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могутсамостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действует законспроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Законспроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочихмест составу приходящих на рынок труда работников по количественным икачественным параметрам.
На рынке труда происходитжестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых инеспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулируетвысококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи междувкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашейстране административно — командная система управления, при которой государствокак собственник основных средств производства централизованно планировалонеобходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло иперераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.
Национальный рынок трудаохватывает все общественное производство — через него каждая отрасль получаетнеобходимые ей кадры не только заданного профессионально — квалификационногосостава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватныхтребованиям экономики.
На рынке труда реализуетсявозможность:
свободного выбора профессии,отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровеньоплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т.д.);
найма и увольнения при соблюдениинорм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантийзанятости, условий труда, его оплаты;
независимой и вместе с темэкономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями ипрофессионально — квалификационными группами, которой обычно сопутствуетулучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличиевысокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественногожилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
свободного движения заработнойплаты и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования,соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты,обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходовчерез налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
В конкурентно — рыночныхотношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе иопределяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь внём, три взаимосвязанных эволюционных потока — развитие экономики (материально- технических элементов и структур), развитие человека (общей ипрофессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств),развитие общественных отношений (государственных и классовых структур,отношений собственности, производственных связей). Они образуют основупрогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собойтовар особого рода, производственные созидательные качества которого целикомопределяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности созданиявысокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических иорганизационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок трудаобразованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационнойи территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельностинародного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем болеесложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочейсиле высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпохуНТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятсясоздать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя повозможности и социальную защищенность на рынке труда.
Рабочая сила — товар особогорода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило,наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей,реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особеннотворческие, способности личности.
Рынки труда классифицируются последующим критериям:
по критерию пространственнойсферы рынка труда можно различать федеральный, республиканский, краевой,областной, краевой, областной, городской, районный, сельские рынки труда, рынкитруда мегаполисов (Москвы, С. — Петербурга). На уровне межгосударственныхсоциально-трудовых отношений – международный рынок труда, рынкимежгосударственных регионов (Европейский, Латиноамериканский, стран СНГ);
по критерию временных параметроввыделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда;
по критерию соотношения спроса ипредложения трудоравновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышаетпредложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда;
по критерию социальной группыразличают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественноумственного труда (служащие) преимущественно творческого труда, крестьянскоготруда.
В разных странах различаются нетолько системы заработной платы. Существуют и национальные различия в уровняхзаработной платы, которые объясняются:
различиями в историческисложившихся жизненных потребностях лиц наемного труда;
различием в издержках подготовкирабочей силы;
различием в уровняхпроизводительности и интенсивности труда;
различием в уровне и динамике ценна средства существования;
различной степенью примененияженского и детского труда;
различными уровнями безработицы;
степенью организованности лицнаемного труда.
Этими причинами и можнообъяснить существование межстрановых различий в оплате труда.
Существует несколько основныхрыночных моделей труда:
1. чисто конкурентный рыноктруда.
2. модель монопсоний.
3. модель двухстороннеймонополии.
Чисто конкурентный рынок трудахарактеризуется большим числом предпринимателей (работодателей), выражающихспрос на труд, большим числом работников, являющихся носителями рабочей силы ивыражающих предложение. Поведение субъектов на рынке труда направлено нареализацию собственных интересов и выгод. Ни отдельные работники, ниработодатели не могут влиять на рыночную ситуацию в целом, равновесные ставкиоплаты труда определяются общим взаимодействием всех участников рынка труда.
Рынок труда может бытьмонопсоническим. В этом случае предложение представлено множеством работников,а спрос – единственной фирмой – работодателем. Монопсонии присуще следующиечерты:
1. Количество занятых на даннойфирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда.
2. Данный вид труда является относительнонемобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что еслирабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынужденыприобретать новую квалификацию.
3. Фирма «диктуетзаработную плату» в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирмадолжна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемыхрабочих.
В некоторых случаяхмонопсоническая власть нанимателя, по существу, является полной в том смысле,что есть только единственный крупный наниматель на рынке труда. В другихслучаях может превалировать олигопсония: три или четыре фирмы могут наниматьбольшую часть предложенного труда на конкретном рынке.
Модель двухсторонней монополиипредусматривает объединение монопсонической модели с моделью открытыхпрофсоюзов.
На многих рынках трудах рабочие «продают»свой труд, услуги коллективно через профсоюз, основной задачей которогоявляется повышение заработной платы. С точки зрения профсоюза наиболеежелательным способом повышения заработной платы является расширение спроса натруд, в результате чего повышаются как ставки заработной платы, так и числорабочих мест.
Преобладающая общность интересов“товара” рабочей силы и ее потребителей — экономики и государства — являетсяважнейшей социально — экономической чертой рыночной экономики, создающейпрочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно,что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемыйпредприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развитиянародного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненноважных звеньев социально — экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка трудаявляется, во-первых, удовлетворение профессионально — трудовых и жизненныхинтересов экономически активного населения, включая социальную защиту, иобеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижениемаксимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности вчастичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
Рынок труда, как и любойтоварный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случаевыступает в форме потребности на занятие свободных рабочих мест и выполненияработ, а предложение — наличие незанятой рабочей силы или желание изменитьместо работы. Спрос и предложение осуществляются в конкурентной борьбе, с однойстороны, между работниками за занятие того или иного рабочего места иливыполнение работы, а с другой стороны между работодателями за привлечениенужной рабочей силы, как по своему количественному, так и качественному составу.Справедливое решение этой состязательности предполагает соблюдение целого рядаусловий. Прежде всего, мобильность рабочей силы, рациональное размещениепроизводительных сил. Для нашей страны в силу большой оседлости население,вызванной национальными особенностями, характерно развитие региональных рынковтруда, что может негативно сказываться на соотношении между спросом ипредложением в отдельных регионах страны. С целью выравнивания положения междуразличными региональными рынками труда, обеспечение социальной защищенноститрудящихся, проживающих в регионах с избыточными трудовыми ресурсами, наместных уровнях разрабатываются государственные программы занятости. Кроме того,государство предусматривает меры финансово — кредитной, инвестиционной иналоговой политики, поощрения создания малых предприятий и применение гибкихрежимов труда, и другие меры, способствующие сохранению и развитию системырабочих мест.
Начнем анализ механизма рынкатруда с классической концепции занятости применительно к условиям совершеннойконкуренции. Под классической теорией в немарксистской экономической литературеподразумевается преимущественно теория английских и американских экономистов,базирующихся на учении, идущем от Смита и Рикардо к Маршаллу, Пигу и другимученым, посвятившим себя разработке теории общего экономического равновесия. Классическаятеория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд исовокупного предложения труда, применимых к условиям совершенной конкуренции. Этисложные функции получаются путем агрегирования функций спроса отдельно взятыхпредпринимателей и функции предложения отдельных работников. Субъектами нарынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашниехозяйства. На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемыхпредпринимателями работников определяется двумя показателями — реальнойзаработной платой и стоимостью (в ее денежном выражении) предельного продукта труда.С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величиныпредельного продукта (закон убывающей доходности). Привлечение дополнительнойединицы труда прекратится тогда, когда стоимость предельного продуктасравняется с величиной заработной платы.
Спрос на труд находится вобратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы,при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесиядолжен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платыспрос на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработнойплаты и размером спроса на труд выражается в кривой спроса на труд (рис.1.1)
На абсциссе — величинатребующегося труда (L), а на оси ординат — величина реальной заработной платы(W\P).
Каждая точка на кривой LDпоказывает, каким будет спрос на труд при определенной величине заработнойплаты.
Конфигурация кривой и ееотрицательный наклон показывают, что более низкой заработной платесоответствует больший спрос и наоборот.
Иначе обстоит дело с функциейпредложения труда.
Она также зависит от величинызаработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило (но есть иисключения) продавцы на рынке труда, в условиях совершенной конкуренции стремятсяувеличить предложение в условиях роста заработной платы. Поэтому криваяпредложения труда (рис.1.2) принимает иной вид, чем кривая спроса на труд.
Кривая предложения на трудпоказывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложениетруда, а при ее снижении предложение труда уменьшается.
Совокупное предложение труда вобществе, по мнению П. Самуэльсона, определяется как минимум четырьмяпоказателями:
1. общей численностью населения;
2. той долей, которую составляетсамодеятельное население в общей численности жителей;
3. средним числом часов,отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года;
4. качеством, количеством иквалификацией того труда, который будут затрачивать рабочие.
Прежде чем объединить оба графика- спроса и предложения труда — рассмотрим еще одно важное экономическоеявление, характеризующее предложение труда. Вернее два явления получившихназвание эффект замещения и эффект дохода.
Эти эффекты проявляются тогда,когда мы пожелаем выяснить, как отразятся на предложении труда определеннойгруппы трудящихся или индивидуума повышение ставок заработной платы. На первыйвзгляд, предложение труда должно вырасти. Однако есть влияние эффекта дохода иэффект замещения.
На рисунке 1.3 изображенакривая, показывающая общее количество рабочего времени, отработать которое приданной величине заработной платы согласна какая-либо категория трудящихся. Отобычной кривой предложения труда эта кривая отличается своей конфигурацией.
До точки I кривая показывает увеличениепредложения труда при росте заработной платы — она удаляется от оси ординат. Однако,пройдя точку I, кривая LS меняет направление. Она сгибается и сноваприближается к оси ординат, показывая, на первый взгляд, парадоксальнуюситуацию — уменьшение предложения труда при дальнейшем росте заработной платыдо определенных размеров (W\P умножить на I) ведет к росту предложения труда,которое после достижения максимального уровня (LI) начинает сокращатьсявследствие дальнейшего роста заработной платы. Одна и та же причина — увеличениезаработной платы приводит и к росту и к сокращению предложения труда. Этопроисходит, поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанноговремени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимаетсяработником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла быбыть реализована при превращении свободного времени в рабочее — отсюдастремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственнодосуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрестина возросшую зарплату. Вышеописанный процесс получил название эффекта замещения.На рисунке 1.3 эффект замещения проявляется до точки I, т.е. до начала движениякривой предложения труда влево, к оси ординат.
Эффект дохода противостоитэффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного,достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда работник достигаетматериального благополучия, меняется его отношение к свободному времени. Возникаетжелание купить не только больше товаров, но и иметь большее кол-во свободноговремени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда, купив свободноевремя не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы быть, полученыпри отказе от досуга в пользу дополнительной работы. После прохождения кривойLS точки I эффект дохода становится преобладающим, что выражается в сокращениипредложения труда при росте заработной платы, а практически в стремлении кпереходу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получениюдополнительных выходных дней и отпусков.
А теперь объединим оба графика — кривую спроса и кривую предложения труда и проанализируем более детальноположение на рынке труда (рис.1.4)
Точка Е является точкой пересечениякривой спроса на труд и кривой предложения труда. Этой точке на графикесоответствуют определенный уровень реальной заработной платы (W\P x E) изаданное этим уровнем предложение труда (LE). В точке Е спрос на труд равенпредложению труда, то есть рынок труда находится в равновесном состоянии. Этоозначает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату W\Px E,находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворенполностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены всеработники, готовые предложить свои услуги при заработной плате W\PxE. Поэтомуточка Е определяет положение полной занятости.
При любых других условияхзаработной платы, отличных от W\PxE, равновесие на рынке труда нарушается. Заработнаяплата — это цена равновесия на рынке труда.
В случае повышения реальнойзаработной платы уровня равновесной (случай W*\P) предложение на рынке труда(O-LS*) превышает спрос (O-LD*) на величину LD*-LS*. В этой ситуации происходитотклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всехжелающих продать свой труд при заработной плате W*\P. Возникает избытокпредложения труда, измеряемый отрезком LD * — LS * на оси абсцисс.
В случае снижения реальнойзаработной платы по сравнению с равновесной (например, до уровня W”\Р) спрос нарынке труда (O-LD”) превышает предложение (О-LS”) на величину LS”-LD”. Врезультате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехваткиработников, согласных на более низкую заработную плату.
/>Кривая спроса на труд                            Криваяпредложения труда
Рисунок 1.1                                     Рисунок1.2
W\P                                                           W\P
LD                                                                                LD
L                                                      L
0                                                      0
Кривая спроса на труд                            Криваяпредложения труда как
как отражение убывающей            отражениевозрастающих издер-
предельной доходности труда.     жекупущенных возможностей
использованиятруда.

Кривая эффекта дохода изамещения     Объединенный график
Рисунок 1.3                                              Рисунок1.4
/>W\P                               ЭффектW\P
 W\Pх                            дохода
W \P
W\PxE                                    E
W \P                                       LD
LS
LS              Эффект
замещения                                                         L
L
0                 LI                         0       LD LS LE LD LS
Изгибающаясякривая предложения
труда,характеризует индивидуальное
предложениетруда. Для экономики в
целом криваяпредложения труда
будет всегдаиметь положительный
наклон.
Обе эти ситуации (безработица иналичие незанятых рабочих мест) в условиях рынка совершенной конкуренции немогут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночныхмеханизмов в направлении восстановления полной занятости.
Если предложение труда превышаетспрос на него вследствие установления заработной платы выше равновесногоуровня, появляются безработные, готовые предложить свой труд по более низкойцене, на которую вынуждены согласиться и те, кто занят в производстве, чтобы непотерять свои рабочие места. Предприниматели готовы занять большее количествотруда, но при условии снижения заработной платы складывается как в сферепредложения труда, так и в сфере спроса на труд.
Когда спрос на труд превышаетего предложение из-за снижения заработной платы по сравнению с ее равновеснымзначением, наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующиерабочие места, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышениюрасширяется круг работников, готовых при более высокой заработной платепредложить свой труд.
Как и в первом, так и во второмслучаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит всостояние полной занятости. Колебания спроса на труд и предложения трудапозволяют в общем виде дать ответ на вопрос о том, почему высока или низказаработная плата.
Прошедший 2008 год стал годомначала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахомамериканской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронулэкономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Эксперты предупреждают,что наиболее тягостные последствия кризиса будут ощущаться в начале 2009 года,а улучшения экономической ситуации следует ждать не ранее чем к лету-осени 2009года.
Любой экономический кризиснезависимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадомпроизводства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, атакже с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производителивынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенныхспособов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людейв массовом порядке увеличивается уровень безработицы.
Число официальнозарегистрированных безработных в апреле 2008 года уменьшилось на 3,7% посравнению с мартом и составило 1,478 млн человек. [2]
По словам премьер-министраВладимира Путина, численность безработных в РФ в октябре 2008 года составила4,6 млн человек. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года число безработныхувеличилось более чем на 300 тыс. человек или на 8%.
С 1 октября 2008 года досередины января 2009 года количество вставших на учет безработных увеличилосьпримерно на 20%, составив 1,5 млн человек. Власти ожидают, что числозарегистрированных безработных дойдет до 2 млн человек.
Увольнения работников (тыс. человек) [3]:
Уволено с 1 октября 2008 года — 96,5Работают неполное рабочее время — 236,4 Отправлены в отпуска — 58,8 Находятся впростое — 154,2
По данным Росстата, общее числобезработных россиян в ноябре выросло на 8% по сравнению с ноябрем прошлого года– до 5 миллионов человек, при этом из них официально зарегистрировались 1,3миллиона человек, а пособие по безработице получил 1 миллион граждан.
Главный итог 2008 года — падениезаработков минимум на 15-20% при одновременном сокращении рабочих мест на 20%. В2009 году тенденция, вероятнее всего, продолжится — доходы могут уменьшитьсяеще на 15-20%. Больше всего от кризиса пострадал финансовый сектор,строительство, ритейл и закредитованные производственные компании (металлургия,автопром). Практически во всех отраслях упал спрос на менеджеров по рекламе,маркетингу и PR, HR — и ИТ-специалистов, административный персонал (табл.1.1,табл.1.2). Зарплаты большинства специалистов тают на глазах. Так, если в началесентября главбух средней компании стоил 100-180 тыс. руб. в месяц, то сейчаспланка упала до 80-150 тыс. У менеджеров по продажам оклад со 120-150 тыс. руб.снизился до 100 тыс. (правда, возросла переменная часть, но ее теперь гораздотруднее заработать). Соцпакет — еще один кандидат на сокращение. Уменьшатьнабор социальных льгот планируют 28% из 370 российских и иностранных компаний,опрошенных центром аналитических исследований холдинга «Анкор» вноябре 2008 года. В 45% компаний соцпакет уже уменьшили. Первыми «поднож» идут программы корпоративного обучения, а также программы займов длясотрудников. Многие компании отменили компенсацию за мобильную связь ислужебный транспорт. По общему мнению, в феврале-марте 2009 года возможнавторая волна сокращений расходов на персонал. Поскольку индексировать зарплатуработодатели не собираются, то с учетом инфляции и девальвации рубля этоприведет к дальнейшему снижению реальных доходов сотрудников. [4]
Таблица 1.1
Топ-10 специалистов, которые больше никому не нужны Позиция Зарплата, тыс. руб. в месяц до кризиса текущая Финансовый директор с опытом вывода компании на IPO 625-875 175-500 Руководитель / главный инженер девелоперских проектов 350-400 150-200 Брокер / трейдер 150-300 50-150 Консультант по внедрению ERP-систем 150-250 170-180 Менеджер по обучению персонала 85-150 60-100 Менеджер по розничному кредитованию 60-90 45-70 Менеджер по маркетингу / PR / рекламе 55-60 35-55 Инвестиционный аналитик 50-150 50-80 Менеджер по рекрутменту 50-120 50-70 Секретарь на ресепшн 25-35 20-22

Таблица 1.2
Топ-10 специалистов, которые пока востребованыПозиция Зарплата, тыс. руб. в месяц до кризиса текущая Директор по антикризисному управлению 500 250 + процент от оборота Главный бухгалтер 100-180 100-150 Менеджер по продажам 120-150 100 + процент Юрист-специалист по трудовому праву 120-150 120-150 Специалист по МСФО 100-150 100-130 Специалист по проведению банкротств 70-180 70-300 Финансовый директор 150 150 Специалист по качеству 45-100 до 120 Финансовый контролер / казначей 40-60 40-50 Специалист по взысканию задолженности 20-30 33 + процент от взысканного долга
Задолженность по зарплате,обусловленная недостатком собственных средств у предприятий и организаций, вноябре возросла на 94,2% и достигла 7,396 млрд. руб.
На 1 ноября 2008 года долгпредприятий по зарплате составлял 3,74 млрд. рублей. При этом в октябрезадолженность по заработной плате выросла всего на треть, а в сентябре — на2,1%.
В общем объеме просроченнойзадолженности по зарплате 40% приходится на обрабатывающие производства, 15% — натранспорт, 14% — на строительство и 11% — на сельское хозяйство.
Росстат опубликовал данные озадолженности по заработной плате предприятий на 1 февраля 2009 года. За месяцзадолженность предприятий выросла на 49%, или на 2,29 млрд руб., исоставила 6,96 млрд руб. Без зарплаты остались 500 тыс. человек. Половинаиз них сосредоточена в обрабатывающей промышленности, 13% — сельском хозяйстве,10% — строительстве, 7% — в транспорте. На долю работников, занятых в областикультуры, образования, здравоохранения и социальных услуг, приходилось 5%. Какследует из данных Росстата, наибольший размер из общей суммы задолженностиприходится на Красноярский край (660 млн. руб., или 10%), Хабаровский край(481 млн. руб., или 7,3%), Чечню (374 млн. руб., или 5,7%), Самарскуюобласть (360,7 млн. руб., или 5,5%), Москву (337,5 млн. руб., или5,1%). Больше всего от задолженности пострадали обрабатывающая промышленность,там объемы задолженности самые высокие — 3 млрд руб., транспорт — 1,24 млрд.руб., строительство — 854 млн. руб. (рис.1.5). По прогнозу, существенные — до 40% — темпы сохранятся до апреля, потом ожидается снижение и на конец годазадолженность вырастет до 30 млрд. руб. [5]
Число безработных в России, попрогнозу Минэкономразвития, может увеличиться за 2009 год на 1 миллион человек- с 4,6 миллиона в 2008 году до 5,6 миллиона человек.
Таким образом, доля безработныхв экономически активном населении РФ может увеличиться до 7,6% по сравнению спрогнозом в 6,3% в 2008 году.
Число официальнозарегистрированных безработных в 2009 году, по прогнозу министерства, можетвырасти до 2,8 миллиона человек с 1,65 миллиона человек в 2008 году.

Рисунок 1.5
/>2. Основные формы и системы заработной платы
Заработная плата – совокупностьвознаграждений в денежной или натуральной форме, полученная работником зафактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время всоответствии с законодательством.
Из требований экономическихзаконов может быть сформулирована система принципов регулирования оплаты труда,включающая:
принцип оплаты по затратам ирезультатам. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплатытруда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, котороене соответствует требованиям современного уровня развития экономики. Внастоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатамтруда, а не только по затратам.
принцип повышения уровня оплатытруда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первуюочередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейсяпроизводительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законовследует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основеповышения эффективности производства.
принцип опережения ростапроизводительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы,который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призванобеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства.
принцип материальнойзаинтересованности в повышении эффективности труда следует из законаповышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не простообеспечить материальную заинтересованность в определенных результатах труда, нои заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этогопринципа в организации оплаты труда будет способствовать достижениюопределенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.
Заработная плата в условиирыночной экономики определяется на основе взаимодействия 3-х составляющих:
Рынка труда;
Государственного регулирования;
Коллективно-договорногорегулирования.
Организация зарплаты напредприятиях осуществляется на основе следующих принципов:
Установление строгой зависимостиот количества и качества труда;
Обеспечение роста зарплаты впределах зарабатываемых трудовыми коллективами средств;
Опережение ростапроизводительности роста труда по сравнению с ростом средней зарплаты;
Усиление заинтересованности всехработников предприятия в мобилизации имеющихся резервов эффективностипроизводства.
В основе оплаты труда лежиттарифная система. Тарифная система – совокупность нормативов, которыерегулируют уровень заработной платы рабочих и служащих. [6]Тарифная система включает: единую тарифную сетку (ЕТС), ставку первого разряда,тарифно-квалификационные справочники.
ЕТС – таблица, в которой погоризонтали расположены в порядке возрастания тарифные разряды и тарифныекоэффициенты, а по вертикали расположены категории и должности работающих.
Для бюджетных организаций ЕТСявляется основным документом, на основе которого строится заработная плата. Дляпрочих предприятий ЕТС является ориентиром для построения системы оплаты трудав рамках заработанных ими средств.
Тарифно-квалификационныйсправочник является нормативным актом в области тарификации. Тарифно-квалификационныйсправочник содержит описание основных наиболее встречаемых работ по профессиями позволяет оценивать их сложность номинальной величиной разряда.
На основе тарифной ставкирассчитывается тарифная зарплата. В соответствии с законодательствомруководители предприятий имеют право устанавливать доплаты за:
вредные условия труда,
работу в ночное время,
профессиональное мастерство,
совмещение профессий,
расширение зоны обслуживания.
На предприятияхпредусматривается премирование работников за выполнение количественных и качественныхпоказателей в соответствии с разработанными системами премирования. Основныепоказатели для премирования:
рост объёмов производства
обеспечение качества продукции
экономия материальных и трудовыхресурсов[7]
Наиболее распространённымиформами оплаты труда является сдельная и повременная формы оплаты труда.
При сдельной оплате труда заработнаяплата начисляется за каждую единицу выполненной работы или изготовленнойпродукции. Сдельную форму оплаты целесообразно применять на участках гдевозможно нормирование и учёт трудового вклада каждого работника, а увеличениевыпуска продукции нужного качества зависит от опыта и умения работника.
Сдельная форма оплаты имеетследующие системы:
Прямую сдельную зарплатуначисляют работникам на основе рассчитанных сдельных расценок (Рсд). Сдельнаярасценка может быть определена на основе нормы времени и нормы выработки:
1) />,
где /> – часовая тарифная ставка i-го разряда, руб;
Нвр – норма времени, н. час.
2) />, где Нвыр – норма выработки, нат.ед.
Сдельная зарплата определяется:
/>, где
где N –объём выпуска продукции, нат. ед.
Сдельно-премиальную систему,предусматривающую сверх заработка по прямым сдельным расценкам премии завыполнение и перевыполнение количественных и качественных показателей.
Сдельно-прогрессивную систему, вкоторой труд рабочих в пределах установленной нормы оплачивается по прямымодинарным расценкам, а сверх установленной базы по повышенным сдельнымрасценкам в соответствии с разработанной шкалой.
Косвенная сдельная системаприменяется для определения заработной платы вспомогательных рабочих дляустановления прямой зависимости их заработной платы от результатов трудаобслуживаемых ими основных технологических рабочих. При этом косвенная сдельнаярасценка определяется исходя из тарифной ставки вспомогательного рабочего инорма выработки основных рабочих:
/>
Аккордная система — размерзарплаты устанавливается за весь цикл работ в целом с учётом срока выполнения.
Повременная форма оплаты трудаприменяется, если нет возможности точно определить количество затрат труда, илиесли характер выполненной работы не зависит напрямую от степени участия самогоработника в трудовом процессе. При повременной оплате зарплата работникуначисляется по установленной тарифной ставке присвоенного ему разряда зафактически отработанное время.
Повременная форма оплаты трудавключает 2-е системы:
зарплата повременщика (Зпов. i) определяется как:
/>,
где Fфакт– время, отработанное за период.
2. Предусматривает премированиеработника сверх тарифной зарплаты за конкретные достижения по установленной напредприятии системе премирования.
Объём денежных средствнеобходимый для оплаты труда всех работников предприятия называется фондомзаработной платы или фондом оплаты труда. Фактический фонд оплаты труда заотчётный период считается базовым и на основе его рассчитывается плановый фондзарплаты на предстоящий плановый период по категориям работающих с учётом ихквалификации и плановым фондом времени. [8]
Реформа системы оплаты трудапредоставляет самостоятельность предприятиям при выборе принциповвознаграждения работников, стимулирующих их к высокой производительности иэффективности труда. В конструировании отечественных систем заработной платыцелесообразно использовать опыт зарубежных предпринимателей, широкоиспользующих следующие системы, оплаты труда:
1) гарантирующая минимальнуюзаработную плату (тарифную ставку) даже при недостижении работникомустановленного уровня производительности труда;
2) изменяющая зарплату впределах от минимальной до максимальной в пропорциях, зависящих от достигнутогоуровня производительности труда;
3) системы участия работников вприбылях и создании рабочей собственности.
Среди систем первого типанаиболее распространены системы Хелси, Рована, Барта и Бедо.
В системе Хелси на выполнениеопределенной работы устанавливается норма времени. При выполнении работы заменьшее количество времени работник получает из расчета фактически затраченноговремени и процент от величины сэкономленного времени. При этом заработная платаизменяется линейно: прирост производительности труда на один процент сопровождаетсяприростом заработной платы на 0,3% или 0,5% в зависимости от принятой фирмойсхемы.
В системе Рована вознаграждениепредставляет долю повременной ставки рабочего, соответствующей долесэкономленного времени в норме времени. Например, почасовая ставка рабочегосоставляет 0,96 денежных единиц. Если он выполнил десятичасовую норму за семьчасов, вознаграждение составит 30%. Заработок рабочего складывается из платы зазатраченное время работы (6,72 ден. ед) и вознаграждения (2,02 ден. ед), всего8,74 ден. ед. Повременная ставка гарантируется, если рабочему не удаетсядостичь требуемой производительности.
Система Барта с варьируемымраспределением предполагает исчисление зарплаты исходя из произведениянормо-часов на количество часов, реально затраченных на выполнение работы. Причемиз этого произведения извлекается корень квадратный, а результат умножается напочасовую ставку зарплаты. Например, при почасовой ставке 0,96 ден. ед. зарплатарабочего, выполнившего работу за семь часов вместо десяти по норме, составит8,03 ден. ед.
Система Бедо устанавливает нормувремени на выполнение работы, исходя из изучения времени и движений. Восьмичасовойрабочий день считается состоящим из 480 точек. Для выполнения каждого заданияопределяется стандартное количество точек. Рабочий, помимо часовой ставки илипрямой повременной заработной платы, получает вознаграждение, котороеисчисляется как произведение величины, равной 75% от числа точек, выполненныхрабочим сверх положенных 60 за час. Например, стандартное число точек длязавершения работы-600. Рабочий набирает их за семь часов. Вознаграждениесоставит 75% от (180-0,96): на 60, т.е.2,26 ден. ед. Общие выплаты составят8,88 ден. ед. (с повременной зарплатой 6,72 ден. ед). При недостиженииустановленной производительности расчет ведется по его временной ставке.
Среди второго типа системнаиболее известны система Тейлора, Меррика, Гантта. Система Тейлора сдифференцированной сдельной ставкой устанавливает низкую сдельную ставку дляработы с производительностью выше установленной, но доплачивается 50%вознаграждения от повременной ставки при достижении установленного уровняпроизводительности труда. Система Меррика модифицирует систему Тейлораприменением не двух, а трех ставок, с выделением ставок для новичков и работающихсо средней производительностью. Когда рабочим достигается производительность 83%от установленной, ему выплачивается прямая сдельная ставка и вознаграждение в10% от повременной ставки. При достижении установленной производительноститруда начисляется еще 10% вознаграждения, при превышении зарплата исчисляетсяиз повышенных сдельных ставок.
Система заданий Ганттагарантирует повременную ставку при работе с производительностью нижеустановленной, вознаграждение 20% от повременной зарплаты при достиженииустановленного (достаточно высокого) уровня производительности труда и расчетзарплаты по высоким сдельным ставкам при превышении установленного уровняпроизводительности труда.
В последние годы зарубежныефирмы для усиления мотивации работников успешно применяют различные системыучастия работников в прибылях и создания рабочей собственности. Опытсвидетельствует, что в течение двух лет внедрение такой системы приводит кросту производительности труда в среднем на 10-15%. Это достигается за счетболее тесной «привязки» работников к результатам работы фирмы,формирования чувства причастности и вовлеченности, включения мощных резервовмотивации собственника.
В российской переходнойэкономике только начинаются процессы формирования систем оплаты труда и внедрениямотивационных принципов ее организации. К сожалению, во многих отрасляхэкономики все еще используются тарифные сетки и тарифные ставки оплаты трудапериода планово-распределительной системы. Нуждается в реформировании оплатытруда инженеров и служащих, а также работников бюджетной сферы экономики.
Последствия мирового финансовогокризиса изменили планы субъектов РФ по введению новых систем оплаты трудабюджетников регионального уровня. Установленная на федеральном уровне с 1декабря 2008 года новая система оплаты труда в бюджетных учреждениях ранееподстегнула субъекты ввести новые системы оплаты труда и на региональном уровне.Полгода назад, по данным Минфина, большинство регионов приняли решение оповышении фонда оплаты труда на 30%, как это предусматривает федеральнаяреформа оплаты труда, но сейчас наблюдается отказ от этих решений. По даннымМинздрава, на новую систему оплаты труда перешли Тюменская, Белгородская,Омская, Ростовская области, Томск, Омск, Санкт-Петербург, готовится к переходуТверская область. В России насчитывается всего 14,4 млн бюджетников,включая 3,2 млн федеральных. Реформа систем оплаты труда на федеральномуровне затронула 3,2 млн работников образования, науки, здравоохранения икультуры. Переход на новую систему оплаты труда сопровождался отказом от единойтарифной сетки (ЕТС) и потребовал в декабре 2008 года дополнительных средств вразмере 11,6 млрд руб., а в 2009 году — 140 млрд руб. — эти деньгибыли и будут использованы на 30-процентную надбавку всем федеральным бюджетникам.Если правительство в рамках бюджета на 2009-2011 годы заложило дополнительныесредства на зарплаты, то регионы должны сами определиться, входить ли им вновую систему оплаты, исходя из состояния своих бюджетов. С 2005 года регионампредоставлено право самим регламентировать порядок и условия оплаты трудаработников своих подведомственных учреждений. Воспользовавшись этим, субъектыРФ, например Московская область и Санкт-Петербург, уже отошли от ЕТС, зарплатаработников при этом значительно возросла. В Минздраве отмечают, что числорегионов, которые планировали повышать зарплаты своим бюджетникам, сократится иожидать существенного увеличения зарплаты региональных бюджетников при переходена новую систему оплаты труда уже не стоит. [9]
На 26.05. 2008 согласноопубликованным данным Росстата, среднемесячная начисленная номинальнаязаработная плата в апреле составила 16 253 руб., что на 28,1% выше апреля2007 года. Реальные зарплата (с учетом инфляции) в апреле 2008 года посравнению с апрелем 2007 года увеличились на 12,1%, (рост в 2007 году — 18,4%).[10]
По данным Росстата, в августе2008 года средняя зарплата в России составила 17,78 тыс. руб., на 33,1%выше, чем год назад. Темпы роста зарплат по августу оказались выше, чем запервые восемь месяцев года. В январе-августе 2008 года зарплаты выросли на29,4%, в 2007-м — на 25,9%. [11]
Исходя из данных УФНС, именнопредприятия торговли как работодатель в 2008 году являются наименее выгоднымидля наемных сотрудников с точки зрения роста зарплат (рис.2.1), при этомторговля входит в круг отраслей в Москве с минимальными зарплатами — около21 тыс. руб. в месяц при среднемосковских 27,8 тыс. в месяц. Лидерамироста зарплат стали входящие в эту же группу здравоохранение и образование, атакже чуть лучше оплачиваемые вакансии в услугах (24,3 тыс. руб) и в среднедоходнойэлектроэнергетике (около 35 тыс. руб). Зарплаты в финансовой сфере, лидерерынка (около 69 тыс. руб), росли примерно на среднемосковском уровне.
Исходя из данных УФНС, можнооценить и реальный разрыв зарплат между малым бизнесом и остальнымиработодателями: он остается чрезвычайно большим, что объясняется и объективноменьшими зарплатами в малом предпринимательстве в Москве в сравнении с«настоящими» работодателями, и уходом от уплаты и подоходного налога,и ЕСН. По порядку цифр зарплаты с учетом и без учета малого бизнеса в среднемпо Москве отличаются в 1,3 раза. Разрыв минимален лишь в финансовой сфере истроительстве, где малого бизнеса нет, — несколько процентов, в торговле цифрыразличаются примерно в 1,8 раза, в обрабатывающих производствах — в 1,4 раза. Занятостьв малом бизнесе в Москве составляет не более 2 млн человек при6,5 млн человек работающих, начисленная зарплата в малом бизнесеотличалась от «больших» работодателей не менее чем в три раза.
В настоящее время уровеньзарплат при приеме на работу новых кандидатов уже снизился, а числоработодателей, которые снизили заработки своим сотрудникам (в среднем зарплатысократились на 19%), в ближайшее время вырастет до 25%, констатируют вагентствах по подбору персонала. Кадровики уверены, что растущие конкуренция зарабочие места и безработица заставляют работника дорожить своим местом иповышают его производительность и готовность пойти на уступки работодателю. Согласноданным Росстата, которые приводит «Интерфакс», рост реальной зарплатыза 2008 год составил 9,9% против 17,2% в 2007 году. Минэкономики предсказываетснижение средней реальной зарплаты в 2009 году на 2,7%. [12]
Рисунок 2.1
/>
Основываясь на оценкахМеждународного валютного фонда (МВФ), эксперты МОТ предполагают, что реальнаязаработная плата в мире в 2009 году возрастет в лучшем случае на 1,1% (ср. с1,7% в 2008 году), а во многих странах, включая промышленно развитые, этотпоказатель может снизиться. По прогнозам, рост заработной платы в промышленноразвитых странах снизится с 0,8% в 2008 году до — 0,5% в 2009 году.
3. Роль профсоюзов и государства в регулированиизаработной платы
Условия трудовых отношений,возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизниконкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающийиз приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяетсделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) ипредпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательстводолжно предусматривать равноправие, взаимный учёт прав и интересов трудовогодоговора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем,работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, вомногом зависит от работодателя, что даёт ему возможность навязывать работникусвою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись впрофсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия,поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательноерегулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора приреальном их исполнении.
Формирующееся в условияхэкономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорироватьопыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитойрыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к сущностьвзаимоотношений наёмных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоениеэтого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранеедругими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодныев российских условиях.
Скорее всего, для Россиинаиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства,отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовыеотношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовомплане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных струдовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психологиясамих работников, обращающих все свои требования по привычке государству,считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностьюсовременной государственной политики России является децентрализациярегулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактическим гарантомтрудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя ивсевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участиеработодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений иопределении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровеньконкретных сторон. [13]
С учётом изложенного к основнымпринципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующее:
признание правового равенствасторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны — работника;
учёт интересов работников иработодателей, государственная защита их интересов;
гуманистический характертрудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
учёт особенностей специфическихкатегорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизмарегулирования трудовых отношений;
установление действенных мерответственности за нарушение трудового законодательства.
Cледуетотметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного законанедостаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший законможет просто не применяться, и не действовать эффективно (в современныхусловиях массовые нарушения прав работников связаны часто не cотсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условияреального исполнения законов о труде, их действенности требуют особогорассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантируемыегосударством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечениядля гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительныхожиданий. />/>/>/>/>
Профессиональный союз(сокращенно профсоюз) – массовая общественная организация, объединяющая надобровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Ониобладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудовогозаконодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключаютс администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.
Но основная задача деятельностипрофсоюза – повышение заработной платы. В связи с этим видный американскийэкономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзыдля достижения этой цели:
профсоюзы могут ограничиватьпредложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционныхбарьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличениемсрока учебы при подготовке к той или иной профессии;
профсоюзы могут добиваться повышенияставок заработной платы, содействуя установлению ее высшей точки равновесия;
профсоюзы могут вызвать сдвигвверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства,повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высокихпротекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса натруд внутри данной страны, в результате чего увеличится количествоиспользуемого труда и возрастет заработная плата.
Для анализа регулирующейдеятельности профсоюзов на рынке труда уместно обратиться к опыту США, где какни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзноедвижение. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышенного спроса наконечный продукт, выступая за введение протекционистских таможенных тарифов. Профсоюзыработников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которымимпортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимумадеталей, произведенных в США.
Профсоюзы также пыталисьиспользовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели,как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальнымизаменителями труда работников. Некоторые профсоюзы работников транспортадобились гарантии минимального размера экипажа. Такие условия не позволяютработодателям заменять труд работника на какое-либо техническое новшество.
В некоторых случаях профсоюз иработодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработнаяплата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения впроизводственный процесс, которые могут привести к увеличениюпроизводительности труда. Если такое соглашение открыто увязано с условиямиувеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговорыявляются переговорами о производительности. Более типичными являются такиеслучаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могутвынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимаютформу так называемой работы по правилам или же забастовки.
Забастовка – это попыткаотказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формыпротеста зависит от целого ряда факторов, как-то: прибыльность фирмы и еевозможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовыхресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенныезабастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этомкомпенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.
Западные профсоюзы возникли какформа институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущаяфункция – улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза своей рабочейсилы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровнестраны система управления включала государственные органы, партийные ипрофсоюзные. На уровне предприятия – административные, первичные партийные ипрофсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками волиправящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняя защитнуюфункцию, снижая этим социальное напряжение.
В посткоммунистический периодмонолитность профсоюзов, универсальность форм их организации и содержаниядеятельности исчезли. Однако до сих пор большинство профсоюзов являются частьюсистемы менеджмента, выполняя жизненно важные для работников социальные функции.
Законодательная деятельностьгосударства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляетспрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует егов частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальнойэкономики.
Большое влияние на рынок трудаоказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоямнаселения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионноеобеспечение и пр). Эти программы содействуют определенной стабилизациисоциально-экономического положения наемных работников в зонах повышенногорыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результатепоявляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный сфункционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посредническаяроль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска ипредоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети потрудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работниковсодействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиямрынка.
Перспективы занятостиопределяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства,поэтому более рациональное использование работников является приоритетнымнаправление по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращениелишних работников и увеличение за счёт этого числа безработных (при их достаточнойматериальной поддержке) во многих отношения эффективней, чем сохранение напредприятиях скрытого резерва рабочей силы.
Для решения всех этих задачгосударство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить иподдерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводитьсоответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику,регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников ктребованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства вобласти создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это,однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должностимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимоограничивать определёнными рамками их поведение на рынке труда, обеспечиваязащиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуацияхвысвобождение рабочей силы.
Очень важно избежать такогоположения, при котором возобновление экономического роста будет происходить привысокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случаепросто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы напредприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамикеинвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулированиечастного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем помере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будетувеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост,расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.
Для обеспечения экономическогороста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
появление рыночногоориентированного, защищённого государством и социально ответственногособственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение егопредпринимательской активности;
привлечение внутренних ииностранных инвестиций;
обеспечение условий дляматериальной заинтересованности работников, развития их потребностей,расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствияпрофессионального уровня трудящихся уровню материально технической базы.
Реализация этих требованийвозможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственногомеханизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимосовершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодолениенеравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмернойспециализации регионов, более полное использование местных ресурсов ивозможностей с учётом личного трудового потенциала, устранение отстаивания сферсоциальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходиматерриториальная мобильность рабочей силы, требующая определённого регулирования,т.к велика опасность усиления различий в обеспечении регионов рабочей силой, вчастности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.
Возможности федерального центрав улучшении территориального размещения производства ограничены. Основноезначение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленногокапитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономическихобъединений.
Для обеспечения занятостинаселения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развиваетсяпреимущественно одно соперничество, а не производственные услуги. Происходитэто из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, паденияплатёжеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченностивозможностей получения соответствующих профессий.
Значительно снижают трудовуюмотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющимися как в старых, таки новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованнаяоплата труда. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего составаи рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка,формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентнооплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особойпроблемой является целесообразность увязки заработка различных категорийработников с рентабельностью производства.
Условием решения этих задачявляется не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономическогороста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественногоотношения к данным проблемам.
Нынешний 2008 год стал годомначала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахомамериканской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронулэкономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Любойэкономический кризис независимо от причин его возникновения всегдасопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальныхпокупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализациюпроектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним издостаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочегоперсонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровеньбезработицы.
19 декабря 2008 года Госдумаприняла в третьем, окончательном чтении закон по поддержке российского рынкатруда. Поправки в закон «О занятости населения в РФ» относятся кпакету антикризисных мер и направлены на усиление роли государства врегулировании рынка труда начиная с 1 января 2009 года.
В соответствии с документом,правительству РФ предоставляется право разрабатывать и реализовыватьдополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынкетруда отдельных субъектов Федерации.
Речь идет об опережающейпереподготовке работников, находящихся под риском увольнения, мероприятиях поих переезду в другую местность для трудоустройства и обучения, программахразвития общественных и временных работ для безработных граждан. Для реализацииэтих мероприятий правительство вправе создавать резерв бюджетных ассигнований.
Работодатель будет обязан вслучае введения режимов неполного рабочего дня или недели, а также при приостановкепроизводства заранее — не позднее чем за 10 календарных дней до началамероприятий — сообщать об этом в службу занятости. Наличие таких сведенийпозволит государству проводить мониторинг рынка труда и принимать адекватныемеры.
Для граждан, решивших уволитьсяпо собственному желанию, размер и сроки выплаты пособия по безработицеустанавливаются в процентном отношении к среднему заработку, но не вышемаксимальной величины пособия по безработице (4900 рублей с 1 января 2009 года)с периодом выплаты в течение 12 месяцев.
Этот механизм будет действоватьпо аналогии с нормами, применяемыми к гражданам, уволенным в связи сликвидацией организации, сокращением численности или штата работников.
На увеличение выплат по пособиямиз федерального бюджета в будущем году потребуется более 5 миллиардов рублей.
Также депутаты приняли в третьемчтении поправки в законодательство об образовании, согласно которым учебныезаведения смогут предоставлять на безвозмездной основе помещения и имуществогосударственным и муниципальным медучреждениям для бесплатного медобслуживанияучащихся и работников. [14]
Соглашение о минимальнойзаработной плате в Москве, которая в 2009 году вырастет трижды, и договор оборьбе с безработицей и поддержке производителей подписаны между столичнымправительством, объединениями профсоюзов и работодателей города в среду,передает корреспондент РИА Новости.
«Мы подписываем совместноерешение о минимальной заработной плате в Москве. Это серьезный прорыв,результат процесса, к которому мы шли в течение нескольких лет», — сказалмэр Москвы Лужков на церемонии в столичной мэрии.
Согласно документу, минимальныйразмер оплаты труда с 1 января 2009 года составит 8,3 тысячи рублей, с 1 мая — 8,5тысяч рублей и с 1 сентября — 8,7 тысяч рублей и не может быть ниже величиныпрожиточного минимума трудоспособного населения. [15]
Приоритетными направлениямиМосковского трехстороннего соглашения на 2009 год являются поддержка реальногосектора экономики, недопущение роста безработицы, создание особых условий трудадля женщин с детьми, инвалидов и молодежи, проведение согласованноймиграционной политики, повышение качества жизни москвичей и рост заработнойплаты и пенсий в столице.
На 24 декабря 2008 годаофициальная безработица в Москве составляла 20,9 тысячи человек. При этомМосковская служба занятости предлагала порядка 170 тысяч вакансий. Минимальныйразмер пособия по безработице в столице в 2008 году составлял 781 рубль,максимальный — 3 124 рубля. С нового года для граждан, зарегистрированных вслужбе занятости, минимальное пособие по безработице вырастет до 850 рублей, амаксимальное — до 3,4 тысячи рублей.
В рамках борьбы с повышениемуровня безработицы Правительство России разработало специальные меры. ВГосударственную Думу РФ уже был внесен законопроект, в котором предлагаетсяувеличить пособие по безработице. В кризисном 2009 году в соответствии снормами законопроекта пособие по безработице будут получать граждане,уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Самоповышение пособия по безработице существенно. Ранее безработный мог получитьлишь 1275 рублей в течение 6 месяцев. При вступлении в силу нового закона люди,оставшиеся без работы, будут получать целый год пособие в размере 75% отзаработка, однако не превышающее 4900 рублей.
Такая амплитуда в стоимостипрограммы связана с тем, что прогнозировать уровень безработицы в РФ достаточносложно, ведь еще до конца не известен сценарий, по которому будет развиватьсямировой экономический кризис.
В рамках прогнозамакроэкономического развития страны замминистра экономики Андрей Клепачприводит следующие прогнозированные данные: рост безработицы в России можетдостигнуть в 2009 г.7,4%, а общее число людей, потерявших работу в связи скризисом, достигнет 5,4 млн. человек. [16]
Заключение
Рынок труда это не только отношениямежду наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателямикак субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Рыноктруда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовыхотношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство,поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредствомспециализированных организаций и законодательного регулирования трудовыхотношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовеспрофсоюзам.
Нельзя замыкаться на каком-либоотдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда вцелом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может бытьрезультативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из егосегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовкии переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах,может быть по-настоящему эффективным. Чтобы начать эффективно решать проблемына рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической,политической и социальной жизни общества.
Прошедший 2008 год стал годомначала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахомамериканской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронулэкономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Экспертыпредупреждают, что наиболее тягостные последствия кризиса будут ощущаться вначале 2009 года, а улучшения экономической ситуации следует ждать не ранее чемк лету-осени 2009 года.
Любой экономический кризиснезависимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадомпроизводства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, атакже с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производителивынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточнораспространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. Присокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.
Число безработных в России, попрогнозу Минэкономразвития, может увеличиться за 2009 год на 1 миллион человек- с 4,6 миллиона в 2008 году до 5,6 миллиона человек.
Таким образом, доля безработныхв экономически активном населении РФ может увеличиться до 7,6% по сравнению спрогнозом в 6,3% в 2008 году.
Число официальнозарегистрированных безработных в 2009 году, по прогнозу министерства, можетвырасти до 2,8 миллиона человек с 1,65 миллиона человек в 2008 году.
В настоящее время уровеньзарплат при приеме на работу новых кандидатов уже снизился, а числоработодателей, которые снизили заработки своим сотрудникам (в среднем зарплатысократились на 19%), в ближайшее время вырастет до 25%, констатируют вагентствах по подбору персонала.
Минэкономики предсказываетснижение средней реальной зарплаты в 2009 году на 2,7%. Основываясь на оценкахМеждународного валютного фонда (МВФ), эксперты МОТ предполагают, что реальнаязаработная плата в мире в 2009 году возрастет в лучшем случае на 1,1% (ср. с1,7% в 2008 году), а во многих странах, включая промышленно развитые, этотпоказатель может снизиться. По прогнозам, рост заработной платы в промышленноразвитых странах снизится с 0,8% в 2008 году до — 0,5% в 2009 году.
В рамках борьбы с повышениемуровня безработицы Правительство России разработало специальные меры. Речь идетоб опережающей переподготовке работников, находящихся под риском увольнения,мероприятиях по их переезду в другую местность для трудоустройства и обучения,программах развития общественных и временных работ для безработных граждан. ВГосударственную Думу РФ уже был внесен законопроект, в котором предлагаетсяувеличить пособие по безработице. В кризисном 2009 году в соответствии снормами законопроекта пособие по безработице будут получать граждане,уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Самоповышение пособия по безработице существенно.
Список использованной литературы
1.  Экономическая теория. Экономика: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Соболева,Н.Н. Соловых. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008
2.  Е.Ф. Борисов Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997
3.  Рынок труда строительной индустрии. Результаты анализа дляРоссийско-Югославского совместного предприятия «ГИНТ-М», М. «AcceleratingYour Business», 2006г
4.  «Краткий экономический словарь»
5.  «Большая советская энциклопедия»
6.  Рофе А.И. Рынок труда, М., «МИК», 2003г
7.  Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В.Сидоровича. – М.: ДИС, 2001
8.  Д.Д. Москвин Основы экономической теории, М., “МИСиС”, 1998г
9.  Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.Н. Киселевой.– Киров: «АСА», 2001
10.     Журнал «Секрет Фирмы» № 50(282) от 22.12. 2008
11.     Газета «Коммерсантъ» № 13(4068) от 27.01. 2009
12.     Газета «Коммерсантъ» № 230(4047) от 17.12. 2008
13.     Газета «Коммерсантъ» № 221(4038) от 04.12. 2008
14.     Газета «Коммерсантъ» № 219(4036) от 02.12. 2008
15.     Газета «Коммерсантъ» № 172(3989) от 24.09. 2008
16.     Газета «Коммерсантъ» № 147(3964) от 20.08. 2008
17.     Газета «Коммерсантъ» № 134(3951) от 01.08. 2008
18.     Газета «Коммерсантъ» № 98(3915) от 07.06. 2008
19.     Газета «Коммерсантъ» № 88/П(3905) от 26.05. 2008
20.     Журнал «Власть» № 19(772) от 19.05. 2008
21.     Газета «Коммерсантъ» № 29(4084) от 18.02. 2009
22.     ИНТЕРНЕТ ресурсы
23.     http: // www. axioma-ekb. ru/
24.     http: // www. rbc. ru/
25.     http: // www. e-xecutive. ru/
26.     http: // sao. mos. ru/
27.     http: // www. rian. ru/moscow/20081224/157997152.html
28.     http: // www. zanimaem. ru/articles/52/186