Рынок туристических услуг и его территориальная организация

КУРСОВАЯ РАБОТА
дисциплина «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Тема: «Рынок туристических услуг и еготерриториальная организация»
 

РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 53 стр., 5 табл., 2 рис., 3 картосхемы, 26использованных источников.
В курсовой работе рассмотрен туризм, как часть хозяйственногокомплекса страны. Классифицированы туристические ресурсы. Дана характеристикасоставляющим индустрии туризма. Рассмотрена структура национальныхтуристических рынков, определены их типы. Охарактеризованы основные сегментырынка спроса, определена географическая концентрация спроса туризма, выделенытуристические потоки и зоны туристического спроса. Рассмотрена географиямировых туристических потоков и индустрия туризма в Украине. Определеныпроблемы и перспективы развития туризма в Украине.
Туризм, туристические ресурсы, санаторий, рынок туристическихуслуг, рекреационный комплекс, туристические потоки, Крым, зоны отдыха,памятники, музеи, Карпаты, турпродукт, индустрия развлечений, пансионат, поход,гостиница, туристическое представительство, база отдыха, курорт, экскурсия, мировой туризм.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТУРИЗМКАК МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС, ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ
2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
4. СТРУКТУРАИ ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
5.СЕГМЕНТАЦИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
5.1 Характеристика основных сегментов рынка спроса
5.2 Территориальная дифференциация и концентрацияспроса
5.3 Туристические потоки
5.4 Зоны туристического спроса
6. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ
7. ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ
8. ПРОБЛЕМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Украина — страна с развитым туризмом, которую посещаюттуристы из Восточной Европы, а также Западной Европы, США и Японии. Началомассового туризма на Украине приходится на середину 19-го столетия.
Сфера туристических интересов на Украине включает какактивные виды отдыха и спортивного туризма, типа скалолазания и горнолыжногоспорта, так и путешествия с познавательными целями, где объектом познанияявляется богатая археологическая и религиозная история страны.
Путешествие по Украине с туристской целью можно соединить и спользой для здоровья. Издавна известны целебные курорты, которые расположеныбуквально во всех регионах Украины.
Цель курсовой работы – рассмотреть индустрию туризма, какчасть хозяйственного комплекса страны. Выделить составляющие индустрии туризма,структуру национальных туристических рынков, характеризовать основные сегментырынка спроса туристических услуг.
Задачи курсовой работы – определить проблемы развития туризмана Украине и определить меры для решения данных негативных ситуаций.
Курсовая работа состоит из восьми разделов.
В первом разделе определена связь индустрии туризма схозяйственным комплексом страны.
Во втором разделе рассмотрена классификация туристическихресурсов, определены подходы к классификации туристических ресурсов.
В третьем разделе дано определение индустрии туризма.Рассмотрены составляющие туристской индустрии, кратко охарактеризованы.
В четвертом разделе раскрыта структура национальныхтуристических рынков и признаки, по которым она классифицируется, типологиянациональных туристических рынков.
Пятый раздел курсовой работы посвящен сегментации итерриториальной организации рынка туристических услуг. В нем уделено вниманиехарактеристике сегментов рынка спроса, территориальной концентрации спроса,зонам туристического спроса и туристическим потокам.
В шестом разделе рассмотрена география мировых туристическихпотоков. Определены лидеры по прибыли от туристической деятельности.
В седьмом разделе рассмотрена индустрия туризма на Украине.
Восьмой раздел непосредственно раскрывает задачи курсовойработы. В нем раскрыты следующие вопросы:
1.Основные причины торможения развития туризма.
2.Программа реформирования туриндустрии, в которую должнывходить элементы, способствующие движению к устойчивому развитию туризма.
3.Основные моменты, необходимые для формирования современнойстратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международномрынках.

1. ТУРИЗМ КАК МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС, ЕГО РОЛЬ И МЕСТО ВХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ
Индустрия туризма – это межотраслевой хозяйственный комплекс,специализирующийся на создании турпродукта, способного удовлетворятьспецифические потребности населения в проведении досуга в путешествии путемпроизводства и реализации товаров и услуг туристического назначения [17].
Почему индустрия туризма определяется как межотраслевойкомплекс? Межотраслевой комплекс является элементом функционально-компонентнойструктуры хозяйства и представляет собой интегрированную систему отраслей,производств и видов деятельности, объединенных общей целью и программойразвития. То есть, межотраслевой комплекс (МК) как в материальном производстве,так и в сфере потребления, является целевым образованием, ориентированным наудовлетворение определенных общественных потребностей. В основе выделения МКлежат объективные системные функциональные, синергетические, эволюционные иуправленческие связи. Общность цели – удовлетворение специфических потребностейтуриста в отдыхе и впечатлениях, полученных во время путешествия, путемпредоставления услуг и обеспечения товарами, которые сделают отдых комфортным. Способствуютосуществлению цели путешествия, объединяют разные отрасли и виды деятельности,как материального производства, так и непроизводственной сферы в межотраслевойкомплекс, который характеризуется значительной взаимосвязью компонентов ивзаимозаменяемостью элементов.
Межотраслевой комплекс индустрии туризма выделяетсясложностью внутренней структуры, иерархией целей функционирования компонентов иэлементов, разнообразием внешних и многоуровневостью внутренних комплексообразующихсвязей и организацией обслуживания.
Хозяйственные структуры, представленные хозяйственным и инфраструктурнымкомплексами данной территории и системой территориального управления,обеспечивающих преимущественно внешние системные связи данного МК. Как любаясоставляющая национального хозяйства, индустрия туризма потребляет энергию,обеспечивается топливно-энергетическим комплексом, сырьем и материалами(комплекс по производству конструкционных материалов), водой (водохозяйственныйкомплекс). Для непосредственного функционирования индустрии туризма необходимаматериально-техническая база, которая создается стройиндустрией, продуктыпитания, поставляемые АПК, транспортные средства и транспортная сеть, ремонтнаяи строительная база, трудовые ресурсы определенной квалификации. Итак, с однойстороны, хозяйственный комплекс территории способствует развитию индустриитуризма, а с другой, индустрия туризма влияет на развитие хозяйственногокомплекса через создание спроса на определенные товары и услуги. Междухозяйством и индустрией туризма как его составной существуют тесныевертикальные и горизонтальные связи, (рис. 1.1).
Связи с хозяйством подразделяются по характеру, направлениям,интенсивностью и т.д. По характеру выделяют производственно-технологические, ресурсно-энергетические,организационно-управленческие, информационные связи. По направлению – прямые иобратные, по интенсивности – непосредственные и косвенные. Наличие прямых иобратных непосредственных связей позволяет выделить отрасли производства,которые непосредственно влияют на развитие и функционирование туристской сферы.Для обеспечения этого функционирования возможно создание организационно-производственныхструктур, своего рода «функциональных каналов», с помощью которых действует этасвязь: народные промыслы – сувенирная торговля (общегородская и в гостиницах);АПК – объекты питания (общего и закрыта сеть); строительство – объекты туристскойинфраструктуры; сфера обслуживания, другие отрасли непроизводственной сферы иинженерная инфраструктура общего пользования – объекты индустрии туризма;транспорт и транспортная сеть – транспортные услуги индустрии туризма.
/>
Рис. 1.1. Связь индустрии туризма с хозяйственным комплексомтерритории [11]
Три первые выполняют производственно-снабженческие функции имогут иметь масштабные связи, охватывающие значительную территорию. Ониформируют региональные территориально-хозяйственные системы того или иноготаксономического уровня в зависимости от разветвленности, дальности связей исостава объектов. Объекты четвертого «канала» локализованные на определеннойтерритории (населенный пункт, агломерация), они напрямую задействованы втуристской сфере и формируют местные (или локальные)территориально-хозяйственные системы. Транспорт входит в обе системы, связываяих в единую хозяйственную систему страны, в состав которой включаются такжепроизводство, обеспечивающее функционирование всего народного хозяйства. Онисвязаны с индустрией туризма в основном опосредованными через производствопервой группы связями, а также непосредственными прямыми и обратными связями.Например, машиностроение выпускает транспортные средства, используемые втуризме. Комплекс по обеспечению конструкционными материалами и сырьемпоставляет свою продукцию индустрии туризма как непосредственно (моющиесредства – химическая, мебель – деревообрабатывающая), так и через другиеотрасли (металлические конструкции используются стройиндустрией, продукция химическойпромышленности – в сельском хозяйстве, других отраслях), его продукция широкоиспользуется в народных промыслах и соизмеримом производстве.Топливно-энергетический комплекс, поставляющий энергию всему народномухозяйству, за инженерные коммуникации обеспечивает и индустрию туризма [11, с.138].

2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Классификация является научно – методическим приемом поупорядочению информации по определенному признаку.
В «Туристский терминологический словарь» приведено такоетолкование туристических ресурсов [17]: «Ресурсы туристские – природные, исторические,социально-культурные объекты, с объектами туристического показа включительно, атакже другие объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов,способствовать восстановлению и развитию их физических сил, то есть доступныдля ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к томунет законодательно наложенных ограничений. Природные и антропогенныегеосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые имеют комфортныесвойства и потребительскую стоимость для рекреационной деятельности и могутбыть использованы для организации отдыха и оздоровления определенногоконтингента людей в определенное фиксированное время с помощью технологии иимеющихся материальных возможностей… ». Как видим, трактовки понятия «туристическиересурсы» достаточно широко, а номенклатура туристических ресурсов практическибезгранична.
Туристические ресурсы – это те объекты природы, истории,культуры, текущие события, явления, которые могут быть использованы присоздании и реализации туристского продукта. Туристические ресурсы – это часть туристско-рекреационногопотенциала определенной территории, которая включена в состав туристическогопродукта и подлежит реализации с туристической целью. Туристические ресурсыявляются отчасти мотивационной основанием для выбора определенного турпродукта(по виду, направлением, сезоном и другим признакам). Понятие «туристскиересурсы» и «рекреационные ресурсы» используются как синонимы, поскольку туризмявляется мобильной формой рекреационной деятельности. Именно наличие и территориальнаялокализация, прежде всего природных и культурно-исторических ресурсовопределяет туристско-рекреационную специализацию определенных территорий.
Разнородность туристических ресурсов вызывает необходимостьих классификации. Классификации туристических ресурсов можно применитьследующие подходы:
1.Сущностный (по предметной сущностью ресурса).
2.Деятельностный (по характеру использования в туризме).
3.Аттрактивным (по мере и форме привлечения к туристическойдеятельности).
4.Ценностный, основанный на уникальности данного ресурса.
5.Функциональный, основанный на неповторимости туристическихусловий и ресурсов в сочетании с комплексностью их использования.
6.Эколого-экономический (за потребительной стоимостью ресурса).
Согласно предметно-сущностному подходу туристические ресурсыделятся на:
●природно-рекреационные (климат и распределение егосоставляющих в течение года, побережье морей и океанов, акватории водоемов ирек, минеральные источники, живописные ландшафты, национальные природные паркии т.д.);
●культурно-исторические, куда относятсяархеологические, архитектурные памятники, достижения истории и культурыпрошлого и современные архитектурные и техногенные шедевры.
Деятельностный подход позволяет классифицировать ресурсы посоциально-экономической сущности, стоимостными и трудовыми признаками:
●туристические блага, наличие которых не зависит отчеловеческой деятельности. Это природно-рекреационный потенциал территории,представленный благоприятным для отдыха в любое время года климатом, живописнымипейзажами, другими природно-географическими условиями;
●туристические ресурсы, включающие объекты, созданныечеловеческим трудом (памятники истории, культуры, архитектуры, музеи и т.д.) иобъекты, к которым прикладывается человеческий труд в целях поддержания ихаттрактивных качеств (пляжи, национальные парки и т.д.);
●туристическая инфраструктура, представленнаяпредприятиями размещения, питания, транспорта, экскурсионного обслуживания ипроведения досуга.
Первые две группы обусловливают абсолютные преимущества определенныхтерриторий в развитии туризма и составляют мотивационную основу для поездки, атретья группа способствует комфортности путешествия, создавая условияпотребления турпродукта.
По аттрактивности в туристическую деятельность можновыделить:
●объекты показа, которые включают в состав турпродуктаи используют как элементы программного обеспечения туров;
●объекты досуга, которые могут представлять какпрограммное обеспечение, так и входить в состав дополнительных услуг в местахотдыха.
На основании ценностного подхода различают мировое культурноеи природное наследие и национальное культурно-историческое и природноедостояние. Понятие культурного и природного наследия формировалось напротяжении второй половины XX в. и оформилось принятием в 1972 г. КонвенцииЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. В качествекультурного наследия Конвенцией определены памятники истории и художественноготворчества, их ансамбли и памятные места. К природному наследию относятсяпамятники природы и территории, являющейся ареалами распространения видовживотных и растений, находящихся под угрозой уничтожения.
Функциональный подход к классификации туристических ресурсовоснован на комплексном характере туристического потребления и туристическойдеятельности по производству турпродукта[5, с 17].

3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Индустрия туризма – совокупностьгостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественногопитания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового,оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющихтуроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющихэкскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [13, c.195].
Рассмотрим подробнее составляющиетуристской индустрии.
Наиболее важной составляющейиндустрии туризма является гостиничная индустрия. Туризм невозможен приотсутствии средств размещения туристов. Гостиничная индустрия является основойсистемы гостеприимства. Индустрию гостеприимства составляют различные средстваколлективного и индивидуального размещения. К коллективным средствам размещениятуристов относятся гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения,прочие коллективные средства размещения туристов. Гостиницы – главныйклассический тип предприятий размещения туристов. Одним из основных признаковгостиниц следует отметить наличие номеров. Гостиницы предоставляют переченьобязательных услуг: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборкусанитарного узла, а также обширную номенклатуру дополнительных услуг. Взависимости от особенностей управления гостиницы могут представлять собойобособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи [2, c.27].
Специализированные заведения такжепредназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходнойединицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Специализированныезаведения предоставляют места для ночлега, но функция размещения туристов неявляется для них главной. Примерами таких заведений служат оздоровительныеучреждения (санатории, реабилитационные центры), лагеря труда и отдыха,общественные средства транспорта, оборудованные спальными помещениями (поезда,суда).
Индустрия питания: Деятельностьгостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания (предприятиеиндустрии гостеприимства, специализирующееся на приготовлении блюд и напитков,обслуживании и предоставлении пищи гостям) [7, с.153].
Классификация предприятий питаниявыполняется по многим признакам. По признаку связности выделяют предприятия,объединенные в цепи (МакДональдс), и предприятия, работающие самостоятельно. Взависимости от ассортимента: предприятия комплексные, универсальные,специализированные. В зависимости от обслуживаемого контингента: могут работатьс постоянным контингентом (предприятие питания при гостинице, санатории и т.п.)и с переменным контингентом (городской ресторан). В зависимости от методаобслуживания: предприятия, в которых потребители обслуживаются официантами;предприятия самообслуживания; предприятия смешанного обслуживания.
Система общественного питанияобразуется ресторанами различной классности, барами, кафе и столовыми, пунктамибыстрого питания и самообслуживания.
Инфраструктура туроперейтингапредставлена организаторами туризма, к которым относятся два вида предприятийсферы туризма: туроператор и турагент.
Туроператор – юридическое или частныйпредприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность поформированию, продвижению и реализации туристского продукта [13, c.195].
Выделяют 4 вида туроператоров:массового рынка, специализированного сегмента рынка, внутреннего рынка ивнешнего рынка.
Туроператоры массового рынка –наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты.Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными перевозками.
Туроператоры специализированногосегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления.
Туроператоры внутреннего рынкапродают турпакеты внутри страны проживания, т.е. организуют туры по своейстране.
Туроператоры внешнего рынка продаюттурпакеты в разные страны.
На практике по региональномунаправлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных ивнутренних (рецептивных) операторов.
Инициативные операторы – операторы,отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности спринимающими операторами или напрямую с поставщиками услуг. Их отличие оттурагентств заключается в то, что они занимаются комплектацией турпродукта,состоящего из не менее чем 3-х услуг: размещение, транспортировка туристов илюбая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативныйтуроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя из услуг местныхтуроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивая проезд кместу начала путешествия и обратно и организуя предоставление внутримаршрутноготранспорта [8, с.72].
Внутренние туроператоры –туроператоры на приеме, т.е. комплектующие туры и программы обслуживания вместе приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщикамиуслуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово- развлекательнымиучреждениями и т.д.).
Транспортная инфраструктура туризма:транспортные организации, занимающиеся туристскими перевозками. Системаперевозок, исключая пешее перемещение туристов, определяется уровнемтехнического прогресса и стабильно формируется на основе использования:
●животных – слонов, верблюдов,лошадей, ослов, собак;
●наземных механических средствпередвижения – велосипед, автомобиль, автобус, железная дорога;
●воздушных средствпередвижения;
●водных – лодки, плоты, речныеи морские наводные и подводные суда.
Перевозчики разделяются на основных ивспомогательных. По этапам работ можно выделить:
●трансфер, чаще всего автобус,доставка туристов к основному перевозчику, в отель от терминала аэропорта,вокзала и аналогичные операции на пути возвращения туристов на родину;
●перевозки туристов на дальнеерасстояние к месту назначения;
●перевозки на автобусных илижелезнодорожных турах по маршруту, где этап перевозки является неотъемлемым иглавным элементом тура, а средство перевозки является местом ночевки, сюдаследует отнести и круизные маршруты;
●перевозки на экскурсионныхмаршрутах (по городу, в тематических парках и т.д.);
●грузовые перевозки для шопинг туров.
Индустрия развлечений: одной из целейпутешествий людей являются развлечения.
Развлечения, активные и пассивные, – непременный элемент тураи зависят от направленности и вида путешествия. Перечень видов развлеченийзависит также от национальности туриста, его традиций и привычного ему образажизни. Есть и общие виды развлечения, легко воспринимаемые любыми группамитуристов.
Чаще всего развлечения построены наорганизации экскурсий на объекты туристского интереса – музеи, историческиепамятники, обзорные экскурсии по городу или местности, наблюдение природныхявлений или красивых ландшафтов, иные познавательные или развлекательныемероприятия (посещение магазинов и игорных заведений).
К индустрии развлечений относятся предприятия, чьяосновная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека вразвлечениях: цирки, зоопарки, игротеки, аттракционы, парки отдыха и т.п.Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры,кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы также обеспечиваютпроцессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культурой (вискусственных водных бассейнах, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), атакже посещениям спортивно-зрелищных предприятий.
Кроме того, составляющими индустриитуризма являются:
●учебная инфраструктура туризма– учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистовтуристской индустрии;
●органы управления туризмом –государственные учреждения, в функции которых входит управление развитиемтуризма в стране и регионах;
●научная инфраструктура туризма– научно-исследовательские организации, занимающиеся сбором и обработкойстатистических данных по туризму, составлением научных прогнозов и научнымиисследованиями в области экономики и социологии туризма; предприятия попроизводству товаров туристского спроса;
●торговая инфраструктуратуризма – предприятия розничной торговли по продаже товаров туристского спроса;
●инфраструктура производственная – комплексдействующих сооружений, зданий, сетей, систем, непосредственно не относящихся кпроизводству туристского продукта, но необходимых для самого процесса производстватуристских услуг, – транспорт, связь, сети энергоснабжения, водоснабжения и пр.
●информационная инфраструктура– системы бронирования и резервирования мест, информационные и рекламныеслужбы.

4. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
туризм хозяйственныйресурс спрос
Туристические ресурсы — это те объекты природы, истории,культуры, текущие события, явления, которые могут быть использованы присоздании и реализации туристского продукта. Туристические ресурсы — это частьтуристско-рекреационного потенциала определенной территории, которая включена всостав туристического продукта и подлежит реализации с туристической целью.Туристические ресурсы являются отчасти мотивационной основанием для выбораопределенного турпродукта (по виду, направлением, сезоном и другим признакам).Понятие «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы» используются каксинонимы, поскольку туризм является мобильной формой рекреационнойдеятельности. Именно наличие и территориальная локализация, прежде всегоприродных и культурно-исторических ресурсов определяет туристско-рекреационнуюспециализацию определенных территорий [3].
Структура туристского рынка определяется классификационнымипризнаками туризма как общественного явления и спецификой туристическойдеятельности.
Туристический рынок делится на рынок потребителей-туристов (рынокспроса) и рынок производителя (рынок предложения), поскольку эти две составляющиеявляются ключевыми в функционировании рынка[3, с. 8].
Рынок потребителя турпродукта структурируется по многим признакам.На первом месте следует рассматривать цель путешествия. Цель являетсяконкретной реализацией мотивации к туристической поездки, в которой отражаетсяпотребность в отдыхе, реализованная как запрос на конкретный турпродукт.
Структура классифицируется по следующим признакам:
1.Цель поездки, которая определяет вид туризма. По даннымВТО, распространенной целью путешествия является желание отдохнуть и развлечься(60% от общего потока путешественников). Эта цель реализуется следующим видамтуризма: рекреационный, «зеленый туризм», экологический, охота и рыболовство,спортивно-оздоровительный туризм, этнический, деловой или бизнес-туризм,спортивный, с религиозной целью.
2.Форма организации определяет как характер производстватурпродукта, так и его потребления: самодеятельный туризм, плановый или организованныйтуризм.
3.По государственному признаку туризм подразделяют на внутренний,который предусматривает поездки в пределах страны постоянного места жительстваи международный, предусматривающий пересечения государственной границы.
4.Сезон и срок пребывания определяет ритмичность работы натом или ином рынке и основывается на естественных особенностях конкретной местности.
5.Класс обслуживания определяется набором услуг, организациейобслуживания и зависит от покупательной способности потребителя. Выделяютклассы «VIP», «люкс», «высший», «первый», «туристический» и «кемпинг».
6.Способ путешествия: пешеходный или с использованием транспортныхсредств. Соответственно каждый из них имеет свою дальнейшую классификацию,например, по видам транспорта (автомобильный, железнодорожный, речной,воздушный и др.); по распространенности в использовании (традиционные иэкзотические транспортные средства), по формам организации транспортныхпутешествий (линейные или чартерные).
7.По форме расчетов, влияющих на характер отношений турист-фирма,могут быть с полной оплатой самим туристом, с частичной оплатой (льготные,например, групповые скидки на транспорте) или социальные (бесплатные длятуриста с оплатой за счет профсоюзов, фондов и т.п.).
8.Масштабы деятельности определяют классификацию по территориальномупризнаку. Мировой туристический рынок делится на макрорегиональные исубрегиональные туристические рынки. Региональные рынки туристических услуг всвою очередь состоят из национальных рынков, а национальные — из местных.
В целях формируется и предложение на рынке производителя,поэтому рынок предложения может быть структурирован по тем же признакам, что ирынок спроса.
Типология национальных туристических рынков основывается наследующих принципиальных положениях:
1.Рынок туристических услуг является производной отсоциально-экономического развития страны, поскольку индустрия туризма являетсясоставляющей национальной экономики и ее развитие напрямую зависит от уровняразвития всего хозяйства.
2.Интенсивность деятельности на рынке туристических услуг зависитот степени развития рыночных структур, поскольку субъекты туристического рынкапредставлены в значительной мере малым и средним бизнесом, который требуетэффективной поддержки путем правового и финансового регулирования деятельности.
3.Интегрирование национального туристического рынка в мировоетуристическое пространство зависит от степени развития туризма в определеннойстране, основанного на определенном уровне и стиле жизни населения какрезультате совокупного действия глобальных тенденций и этно-культурныхособенностей данной страны.
Поэтому в основу типологии туристических рынков положенатипология стран мира по их месту в мировой экономике и международных отношениях,которая включает определенные принципы и является общепризнанной [6, 14, 15].
Типологическими признаками национального туристического рынкаявляются: комплексно-пропорциональное развитие индустрии туризма, ееориентированность на участие в международных туристических связях и характерэтих связей.
Согласно типологических признаков типология национальных туристическихрынков мира выглядит следующим образом (+ наличие признака; – отсутствиепризнака, – / + – развитие) — таблица 4.1.
Таблица 4.1. Типологические признаки национальныхтуристических рынков [22].Тип социально – экономического развития Сформи-рованность Рыночные структуры Индустрия туризма Экспорт / импорт тур. усл. Страны. Типичные представители 1.1. Постиндустриальные + Высокий Высокая и стабильная Импорт США, Япония, Великобритания 1.1. Постиндустриальные + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Франция, Италия, Канада 1.2. Экономически высокоразвитые + Высокий Высокая и стабильная Импорт Нидерланды, Скандинавские страны 1.2. Экономически высокоразвитые + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Австрия, Швейцария 1.3. Страны «переселенского капитализма» + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Австралия, Новая Зеландия, Израиль 2.1. Среднеразвитые + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Испания, Португалия, Греция, Турция 2.2. Страны новой индустриализации + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия 2.3. Страны переходной экономики + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия 2.3. Страны переходной экономики –/+ Развитие Невысокая Импорт Россия, Украина, Казахстан 2.3. Страны переходной экономики –/+ Развитие Невысокая Экспорт Болгария, Румыния 3.1. Страны экспортеры нефти –/+ Развитие Невысокая Импорт Саудовская Аравия, Йемен, Оман 3.1. Страны экспортеры нефти –/+ Развитие Невысокая, стабильная Экспорт Кувейт, Иран, Ирак, Алжир, Ливия 3.2. Малые островные страны с высокой прибылью + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Барбадос, Багамы, Сейшелы, Бермуды 3.3. Среднеразвитые страны – Невысокая или отсутствует Невысокая, нестабильная Экспорт Страны Центральной Америки, Индия 3.4. Менее развитые страны – Отсутствует Невысокая, нестабильная Экспорт Страны Центральной Африки 4.1. Страны с централизованно управляемой экономикой с элементами рынка –/+ Развитие Невысокая Экспорт Китай 4.2. Страны централизованной плановой экономики –/+ Развитие Невысокая Экспорт Куба
Обобщив типологические характеристики можно выделитьследующие типы (А, Б, В, Г) и подтипы (а, б, в) национальных туристическихрынков:
А.ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЕ:
а) страны высокого уровня экономического развития спреобладанием международного туризма импортного направления, которые являются поставщикамитуристов (США, Германия, Великобритания, Скандинавские страны);
б) стран высокого уровня экономического развития с преобладаниеммеждународного туризма экспортного направления, преимущественно принимающихтуристов (Италия, Австрия, Израиль).
Б.СТАБИЛИЗИРОВАННЫЕ:
а) стран среднего уровня экономического развития спреобладанием международного туризма экспортного направления, которые преимущественнопринимают туристов (Испания, Греция, Турция, Кипр);
б) новые индустриальные страны, ориентированные на развитиеиностранного туризма (Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия);
в) страны переходного типа экономики с развитой рыночнойструктурой, где преобладает международный туризм экспортного направления и которыев основном принимают туристов (Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия, Словакия,Словения).
В.РЕФОРМИРОВАННЫЕ:
а) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры,где преобладает международный туризм экспортного направления, преимущественнопринимают туристов (Болгария, Румыния);
б) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры игде преобладает международный туризм импортного направления, которые преимущественнопоставляют туристов (Россия, Украина, Казахстан, Закавказские страны);
в) страны централизованно управляемой экономики с элементамирыночной, которые ориентированы на активизацию участия в международном туризмеза счет наращивания экспорта туристических услуг (Китай).
Г.АККУМУЛИРУЮЩИЕ:
а) развивающиеся страны со средними возможностямиэкономического развития, ориентированными на усиление участия в международномтуризме за счет наращивания экспорта услуг (Индия, Египет, Тунис);
б) развивающиеся страны, с доминированием иностранноготуризма, которые принимают туристов и где туризм является одной из ведущих отраслейэкономики (Танзания, Барбадос);
в) страны плановой экономики, поддерживающие туризм кактрадиционную отрасль хозяйства не расширяя участия в мировом туристическомпроцессе (Куба);
г) наименее развитые страны, практически не принимают участияв международном туризме, а экспорт услуг связан с действием иностранногокапитала (большинство стран Центральной Африки).

5. СЕГМЕНТАЦИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКАТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
5.1. Характеристика основных сегментов рынка спроса
Сегментация рынка туристического спроса или егоструктурирование по комплексу признаков в соответствии с потребностями анализаосновывается преимущественно на четырех основных принципах – географическом,демографическом, психографическом и поведенческом.
Разделение по географическому принципу предполагает:группировка потребителей по месту жительства (регион, страна, местность, типнаселенного пункта, его величина и функции), для определениятранспортно-географического положения поселения в системах расселения разногопорядка, что позволяет установить туристическую доступность для потребителяпредлагаемого турпродукта, по мере связанности места жительства с основнымицентрами концентрации предложения. Обязательно также следует учитыватьприродные особенности постоянного места жительства потребителя (климат,ландшафты). Географическая принадлежность большой мере влияет на формированиепотребностей и мотивацию к путешествиям, даже на выбор конкретных признаковтурпродукта, поскольку окружение, в том числе и природное, формируетчеловеческое сознание, восприятие, вкусы и предпочтения, что сказывается наповедении потребителя.
На основе демографического принципа рынок туристского спросасегментируют по возрасту, полу, семейному положению, определенным жизненнымциклам семьи и другим параметрам.
В соответствии с запросами каждой потребительской группы формируютсясегменты молодежного туризма, туризма людей среднего и «третьего возраста».
Молодежный туризм охватывает потребителей 30 лет, имеющих наибольшуютуристскую активность, свободное время для занятий туризмом и спортом. Оничасто совмещают эти запросы, их требования к уровню комфорта и классаобслуживания сравнительно невысокие, поскольку ограничены доходами. Этопредполагает спрос на недорогие туры с активным проведением досуга. Этотсегмент в развитых странах составляет до 40% туристического рынка.
В соответствии возрастными различиями в его пределах выделяютдетский или школьный туризм и собственно молодежный.
Потребительский туристический сегмент людей среднего возрастаеще более сложный по мотивации и требует всегда дополнительной стратификации. Кэтой категории относятся люди в возрасте 30-50 лет, т.е. в основномэкономически активное население. В этом сегменте превалирует семейный туризм,чем и обусловлена специфика запросов (сезон и срок путешествия, его характер,удаленность, уровень комфорта и т.п.). Этому сегменту присуща четко выраженнаясезонность, связанная с соотношением рабочего и свободного времени. Какрезультат, формируются запросы с ориентацией на оздоровление детей во времяканикул, влияющие на формирование массовых туристических потоков.
Сегмент людей «третьего возраста» (более 50 лет) характеризуетсяпреимущественно нестандартностью спроса, высокими требованиями к комфорту. Онипосещают курорты не в сезон, хотя и положительно реагирует на сезонные льготы,предъявляют требования неспешности и информативной насыщенности путешествия.
Социодемографические признаки положены в основу сегментации,предложенной ВТО –это сочетание уровнядоходов и уровня образования. Выделяют четыре сегмента.
Первый сегмент объединяет людей со средним и относительнонизким уровнем доходов (мелкие служащие, представители малого бизнеса), цельюпоездки которых является отдых, чаще всего на море. Они путешествуют нанезначительные расстояния (до ближайшего побережья), а выбор конкретного местаотдыха зависит от уровня цен. Этот сегмент вообще очень чувствителен кколебаниям цен и требовательный к качеству услуг и товаров, которые ониполучают за эту цену. Это наиболее многочисленный сегмент, который составляетоснову массового туристического потока.
Второй сегмент включает лиц с уровнем доходов выше среднего,с высшим или средним специальным образованием (врачи, адвокаты, ученые,управленцы высшего звена, государственные служащие). Целью путешествия дляданного сегмента является сочетание активного отдыха с познавательнойдеятельностью (причем второй мотив превалирует). Путешествуют часто раза в год(например, летом отдых на морском побережье, зимой – на горнолыжном курорте) семьей или в кругу друзей.Преобладают путешествия на дальние расстояния, а выбор конкретного местапродиктован познавательным интересом, поэтому могут мириться с отсутствиемпривычного комфорта ради достижения познавательной цели, но выдвигают значительныетребования к информационной насыщенности тура.
Третий сегмент – лицас высоким уровнем доходов и высшим образованием (мощный бизнес). Для этогосегмента основной целью поездки является смена впечатлений, поэтому преобладаютдалекие, часто экзотические путешествия. Превалируют индивидуальные путешествиясреди людей среднего возраста, и групповые – среди лиц «третьего возраста».
Четвертый сегмент включает людей с различным доходом, путешествующихза счет сбережений. Это высокообразованные лица, отправились в путешествие дляизучения другого образа жизни, поэтому эти путешествия дорогие и длятсядостаточно долго.
Выделяют сегменты потребителей по принадлежности к определенномуобщественному классу, поскольку это в значительной мере определяет стиль жизнии соответствующее отношение к туризму.
Типичной классификацией по стилю жизни является разделение натакие сегменты (таблица 5.2.)
Таблица 5.2. Сегментация рынка потребителей по стилю жизни[11]Тип Сегменты Характеристика Ограниченные честолюбивые люди с незначительными доходами, ограниченные в доходах, которые не смирились с ограничениями, которые на них накладывает бедность и по возможности желают придерживаться престижного стиля жизни. Путешествуют иногда за счет сбережений, выдвигая запрос на дешевые туры, часто пользуются услугами социального туризма те, которые смирились практически не пользуются организованной формой туризма, иногда посещают родственников Среднее большенство основные потребители консерваторы, поведение которых ориентировано на надежность, потому и отдают предпочтение имиджу туристической фирмы, ориентируются на ее предложения те, которые достигли успеха уверенные в себе люди, которые, в том числе и через туризм, стремятся закрепить полученный статус, подчинены действию факторов престижа и моды те, которые стремятся к успеху в основном амбициозные люди, «борцы» с активной жизненной позицией, которые стремятся к определенному статусу, в том числе используя туризм, часто собирая деньги на нестандартные туры, выдвигают требования качества и комфорта Новаторы реформаторы луди, материальный и культурный уровень которых позволяет им быть независимыми в своих желаниях и требованиях, в том числе и к туризму. Формируют элитные запросы, чувствительны к новациям, могут мириться с отсутствием комфорта ради реализации мечты, но выдвигают требования к полному обеспечению этой мечты переходные те, которые переходят с одного культурного слоя в другой и стремятся закрепить этот переход при помощи туризма, формируют нестандартный спрос, чувствительны к новациям
Тип личности (импульсивный, конформистский, авторитарный,честолюбивый) влияет на характер запросов, потребительское поведение, решение опокупке того или иного турпродукта.
По типу личности, определяется требования к турпродукта нарынке туристского спроса, выделяют шесть сегментов:
S-тип – отдыхающий,предпочитает пассивный отдых у моря, спокойствие и комфорт.
F-тип – турист,который более всего предпочитает смену впечатлений, поэтому предпочитаетпутешествовать на дальние расстояния и только туда, где «кипит жизнь», где естьобщество, удовольствие, флирт.
W-1-тип – любитлесные прогулки и походы, предпочитает активный отдых, во время которогостремится поддерживать хорошую физическую форму, но профессионально спортом незанимается.
W-2-тип – вотличие от предыдущего – более спортсмен,чем любитель, поэтому при выборе тура ориентируется на возможность заниматьсялюбимым видом спорта.
А-тип – любитриск, приключения, стремится к новым острым впечатлениям, испытаниям.
В-тип – любознательныетуристы, путешествующие с просветительской целью, и основой путешествияявляется ознакомление с достопримечательностями. В пределах типа выделяют триразновидности:
●«эксперты», что «коллекционируют»достопримечательности, которые они посетили,
●«эмоциональные любители культуры и природы», стремятсяих увидеть и получить от этого наслаждение,
●«специалисты», стремящиеся не только увидеть, но иуглубить свои знания в определенных направлениях культуры.
Потребителей разделяют на сегменты:
●по отношению к турпродукту или товару (положительное,отрицательное);
●по степени его восприятия (не проинформирован,информирован, заинтересован, желающий приобрести);
●по интенсивности и стилю потребления (регулярно,изредка);
●по преимуществами (качество, экономичность,комфортность, безопасность);
●по степени преданности тому или иному виду туризма(хобби, увлечения, обычное любопытство);
●что влияет на потребительский статус (регулярныйпотребитель, начинающий, потенциальный, бывший);
●решение о приобретении определенного тура в той илииной туристической фирме.
Выделяют следующие сегменты туристического рынка: познавательный,спортивно-оздоровительный, отдых и развлечение, курортно-лечебный, деловой,религиозный, учебный, экологический, этнический, охотничий т.д. Таким образом,формирование спроса на туристические услуги и их потребление является сложным,многофакторным процессом с возможным вариативным результатом. Обобщая процессформирования спроса на рынке туристических услуг, можно выделить по характеруспроса три основных сегмента: массовый, нестандартный и элитарный. Массовыйхарактеризуется определенным стандартом спроса: отдых, оздоровление,положительные эмоции, предусматривающий значительное количество развлечений,небольшие физические и познавательные нагрузки. Превалируют организованныенедорогие путешествия, гарантирующие привычные комфортные условия, нанезначительные расстояния – до ближайшего курорта, с которым к тому же удобноесообщение. Определение нестандартного сегмента основывается на избирательностизапросов (к месту, способу проведения досуга, его форм). Такой подход зависит,прежде всего, от личных предпочтений. Превалируют эксклюзивные индивидуальные путешествияс широким использованием углубленной и специализированнойтуристско-экскурсионной информации.
Потребители сегмента, который можно отнести к элитарному, ещеболее нацелены на удовлетворение нестандартного спроса, в основномобусловленного собственным хобби. В путешествии превалирует познавательныймотив, что обусловливает высокие требования не только к комфортности и качествуобслуживания, но и к содержательному наполнению экскурсионных и досуговыхпрограмм в соответствии с индивидуальными требованиями[11].
5.2 Территориальная дифференциация и концентрация спроса
На сегодня, помимо общего отставания развитиярекреационно-туристической сферы Украины от подобной отрасли многих стран мира,существует довольно существенная дифференциация различных территориальныхединиц страны по уровню развития санаторно-курортной и туристическойдеятельности. Существующее состояние развития индустрии отдыха и туризма впределах Украины различается по каждому региону (АР Крым, административныеобласти, г.Киев, г.Севастополь) страны [10]. По количеству обслуженных туристоввпереди выделяется г.Киев, далее идет Автономная республика Крым, затемОдесская область, а также г.Севастополь, Львовская, Херсонская, Запорожская,Донецкая, Харьковская области. Меньше обслуженных туристов в таких регионах какЖитомирская, Черниговская и Сумская области (Картосхема 5.1. А). Наибольшееколичество обслуженных экскурсантов отслеживается в Автономной республике Крым,а также г.Севастополь и г.Киев, далее следуют такие регионы как Львовская,Ивано-Франковская, Закарпатская, Херсонская и Запорожская области. Соответственно,меньше экскурсантов было в Сумской и Ровенской областях, а также Черниговской,Житомирской, Хмельницкой, Тернопольской, Черкасской, Николаевской и Донецкойобластях.
Учитывая имеющиеся данные, все области Украины можнообъединить в определенные группы по количеству обслуженных туристов [9]:
1.Наиболее развитые: г.Киев.
2.Развитые: АР Крым, Одесская область.
3.Средне развитые: г.Севастополь, Львовская, Херсонская, Запорожская,Донецкая, Харьковская, а также Закарпатская, Волынская, Николаевская, иДнепропетровская области.
4.Слабо развитые: Луганская, Полтавская, Кировоградская, Киевская,Винницкая, Хмельницкая, Ровенская, Черновицкая, Ивано-Франковская области.
5.Неразвитые: Тернопольская, Черкасская области.
/>
Картосхема 5.1. Развитие А- туризма; Б- санаторно-курортноголечения в Украине [11]

6.Отсталые регионы: Сумская, Черниговская, Житомирская области.
По количеству обслуженных экскурсантов следует выделить следующиегруппы:
1.Наиболее развитые: АР Крым.
2.Развитые: г.Киев, г.Севастополь.
3.Средне развитые: Львовская, Ивано-Франковская,Закарпатская, Херсонская, Запорожская, также Одесская, Харьковская, Полтавская,Винницкая области.
4.Слабо развитые: Винницкая, Днепропетровская, Луганская области.
5.Неразвитые: Тернопольская, Черновицкая, Хмельницкая, Житомирская,Черниговская, Кировоградская, Николаевская, Черкасская, Донецкая.
6.Отсталые регионы: Сумская, Ровенская области.
Санаторно-курортное лечение также развивается весьманеравномерно на территории Украины (Картосхема 5.1. Б). По количеству коек всанаторно-курортных учреждениях опережают всех АР Крым, Одесская, Донецкаяобласти. Наиболее отстают такие регионы как: г.Севастополь, Сумская, Кировоградская,Житомирская, Хмельницкая, Ровенская, Тернопольская, Ивано-Франковская иЧерновицкая области. По количеству оздоровленных иностранных граждан опережаютдругих такие области как Львовская, Одесская и АР Крым. Значительно отстают отдругих Черновицкая, Сумская и Кировоградская области.
5.3 Туристические потоки
Государственная служба туризма и курортов приводитофициальную статистику, что в 2009 году Украину посетили 20,8 млн. въездных (иностранных)туристов, что на 18%, или на 4,6 млн. человек меньше, чем в 2008 году. Какговорится в сообщении Министерства культуры и туризма со ссылкой на данныеГосударственной пограничной службы [21], в то же время, в позапрошлом годуколичество выехавших за рубеж украинских туристов составило 15,3 млн. человек,что на 1,1%, или на 164,6 тыс. человек меньше, чем в 2008 году (Таблица 5.3.).
Таблица 5.3. Динамика туристических потоков в Украине за2000-2009гг. [25].Год
Количество граждан Украины, выезжавших за границу — всего*
(чел.)
Количество иностранных граждан, посетивших Украину — всего*
(чел.) Из общего количества туристов:**
Количество экскурсантов**
(чел.)
иностранные туристы
(чел.) туристы-граждане Украины, выезжавшие за границу
внутренние туристы
(чел.) 2000 13422320 6430940 377871 285353 1350774 1643955 2001 14849033 9174166 416186 271281 1487623 1874233 2002 14729444 10516665 417729 302632 1544956 1991688 2003 14794932 12513883 590641 344332 1922010 2690810 2004 15487571 15629213 436311 441798 1012261 1502031 2005 16453704 17630760 326389 566942 932318 1704562 2006 16875256 18935775 299125 868228 1039145 1768790 2007 17334653 23122157 372455 336049 2155316 2393064 2008 15498567 25449078 372752 1282023 1386880 2405809 2009 15333949 20798342 282287 913640 1094170 1909360
* Включая однодневных посетителей (по данным АдминистрацииГоспогранслужбы Украины)
** По данным Государственной службы туризма и курортовУкраины
Если говорить о посетивших Украину туристах, то поездки счастной целью сократились на 18%, а наибольшее падение поездок с частной цельюнаблюдалось из Польши, Румынии, России, Молдовы и Беларуси.
При этом поездки по организованному туризму сократились на21%, а наибольшее падение поездок наблюдалось из Польши, Беларуси, Израиля,Турции и России. Поездки со служебной целью сократились на 24%, а наибольшеепадение поездок наблюдалось из Беларуси, Словакии, Польши, Германии и Турции.
Также сообщается, что в структуре въездного туристическогопотока по странам происхождения 71% составляют страны СНГ (14,6 млн. человек),27% – страны Европейского Союза (5,7 млн. человек), 2% – другие страны.
В Минтуризма отметили, что падение въездного турпотока изстран ЕС произошло в основном за счет сокращения количества путешествующих изПольши, Словакии, Венгрии, Германии, Румынии, а из стран СНГ – из Азербайджана,Беларуси, Грузии, Молдовы и России.
В 2009 году наибольшее количество туристов, посетившихУкраину, наблюдалось из России (34% от общего количества посетивших), Молдовы(21%), Беларуси (14%), Польши (12%), Румынии (5%), Венгрии (4%), Словакии (3%),Германии (1%), США (0,6%) и Узбекистана (0,4%).
В целом из 10 вышеперечисленных стран в 2009 году Украинупосетило 19 670 358 человек (95% от общего количества).
Стоит отметить, что, по данным Госслужбы курортов и туризма [24],выездной туристический поток уменьшился за счет поездок с целью организованноготуризма и служебных поездок.
В частности, количество организованных поездок уменьшилось на21% за счет сокращения количества выезжающих в Германию, Польшу, Чехию, Египети Россию.
Количество служебных поездок сократилось на 9% за счетуменьшения количества выезжающих украинских туристов в Египет, Словакию,Турцию, Россию и Польшу.
В свою очередь, в частных поездках по сравнению с 2008 годомнаблюдается рост на 2% за счет увеличения количества выезжающих украинскихтуристов в Польшу, Германию, Венгрию, Румынию и Молдову.
В 2009 году наблюдалось сокращение выездного туристическогопотока в страны СНГ (на 8%), в то время как в другие страны наблюдалось увеличение(на 16% в страны Европейского Союза и на 26% — в другие страны). Рост выездноготурпотока в страны ЕС произошел в основном за счет роста количества выезжающихукраинских туристов в Великобританию, Польшу, Венгрию, Германию и Румынию, асокращение выездов в страны СНГ произошло в основном за счет сниженияколичества выезжающих украинских туристов в Беларусь, Узбекистан и Россию.Главными странами выездного туризма для украинцев в 2009 году стали Россия,Польша, Молдова, Венгрия, Румыния, Турция, Словакия, Египет, Германия и Чехия.
Как сообщалось, в 2008 году количество иностранных туристов,посетивших Украину, увеличилось на 8,04%, или 1,86 млн. человек по сравнению с 2007и составило около 25 млн. человек. В целом, в эти 10 стран в 2009 годуукраинцами были совершены 13 441 815 выездов [20].
5.4 Зоны туристического спроса
Весомым туристическим потенциалом на Украине являетсяисторико-культурные достопримечательности. Больше всего туристов привлекаютраскопки античных городов Северного Причерноморья (Тира, Ольвия, Херсонес,Пантикапей); памятники Киевской Руси IX-XII вв. в Киеве, Чернигове, Каневе,Овруче, Владимире-Волынском; памятники оборонительной архитектуры (крепости вЛуцке, Меджибоже, Каменце-Подольском, Хотине, Белгороде-Днестровском, Ужгородеи Мукачево); дворцовые комплексы в Крыму, на Львовщине и Черниговщине;памятники культовой архитектуры в Киеве, Львове, Ивано-Франковской, Мукачево иЧерновцах, а также деревянной культовой и гражданской архитектуры в Карпатах(Картосхема 5.2.).
Природный потенциал Украины составляют побережья Черного иАзовского морей, рельеф, водные (более 70 тыс. рек, более 3 тыс. естественныхозер и 22 тыс. искусственных водоемов), лесные, растительные и животныересурсы. На их основе создано 5 национальных парков, 15 государственныхзаповедников, заказники, дендропарка, памятники садово-паркового искусства,принадлежащих к природоохранным территориям. Месторождения лечебных грязей, а такжеминеральных и радоновых вод входят в рекреационного потенциала нашей страны,который имеет не только внутреннее, но и международное значение.
Природа Украинских Карпат и берега рек идеальны для верховойезды. Путешествуя проложенными маршрутами туристы знакомятся с различнымирайонами, с бытом и культурой местного населения, мало изменилась за последниетриста лет. Велосипедный туризм имеет свои преимущества по сравнению с другимивидами туризма. Особенно в Карпатах велосипед является очень удобным средствомпередвижения. Он дает путешественнику возможность с довольно значительнойскоростью одолевать большие расстояния, познакомиться во время короткогопутешествия с регионом, посетить интересные объекты, расположенные друг отдруга на значительном расстоянии.
Определенный прорыв в развитии туристической отрасли сделалСлавутич. На протяжении последних четырех лет этот город стал известно запределами Украины своими экстремальными туристическими маршрутами к ЧАЭС. Такиетуры устраиваются на индивидуальные заказы и могут включать в себя какпосещение саркофага, так и национальные вечеринки.
Сумская область имеет неплохие туристические возможности,однако они использованы лишь на треть. Туристов могут заинтересоватьисторико-культурные памятники, такие как древнерусский город Путивль, бывшаягетманская столица Глухов, родовое село последнего кошевого Запорожской СечиПетра Калнышевского. Недаром упомянутые города, а также Лебедин и Ромны входятв систему туристско-экскурсионных маршрутов «Ожерелье Славутича».
Заповедник «Казацкие могилы» близ Берестечка изнаменитые Шацкие озера с волынской жемчужиной «Свитязь» напротяжении последнего десятилетия является настоящей туристической«Меккой» Волынского региона. Побережья Свитязя и окружающих озерпривлекает внимание туристов, начиная с конца мая и до последних теплых днейосени.

/>
Картосхема 5.2. Зоны туристического спроса [26]
Для осмотра туристам в Донецкой области может бытьпредложенным монастырь «Святые горы», где шестой год продолжаютсяинтенсивные реставрационные работы. «Святые горы» — памятникархитектуры 16 в. Сегодня Словяногирск — курортно-оздоровительная зона, и всяинфраструктура города в основном сосредоточена в этой области.
Далеко за пределами Украины известны исторические икультурные памятники Черкащины, которые вызывают интерес во всем мире. ЭтоКанев с музеем-заповедником Тараса Шевченко, Умань со знаменитым Софиевскимпарком и святыней брацлавских хасидов — могилой цадика Нахмана, села Шевченковои Моринцы на Звенигородщини, где родился и вырос Тарас Шевченко,Корсунь-Шевченковский, где в 1943 году горела одна из самых ожесточенныхсражений Отечественной войны.
Черновицкая область только начинает развивать свойтуристический потенциал. А он является довольно значительным: это предгорья инизкогорья Карпат, горные села со своими аутентичными прелестями, тысячелетняяХотинская крепость, комплекс пещер на границе с Молдовой, включая100-километровой пещерой «Золушка», которая является третьей повеличине в мире гипсовой пещерой. Среди ученых бытует гипотеза и о том, чтоесть доступные пещеры, проходящих под рекой Днестр.
Север Украина — Чернигов. Его называют мини-Киевом поколичеству исторических и культовых памятников, однако туристический надлежащийсервис в этом городе отсутствует. До сих пор не налажено места остановки и отдыхадаже для тех туристов, которые приезжают на выходные посмотреть церкви иисторическую часть города.
Пока ничего существенного не сделано для восстановлениятуристических поездок в уникального заповедника Аскания-Нова на Херсонщине,хотя заповедник функционирует, и на его территории расположенонаучно-исследовательский институт животноводства степных районов. Аскания-Нова- единственный в Европе уголок степи с уникальной растительностью, которуюникогда не распахивали. Здесь создан зоопарк, где собраны животных и птиц почтисо всего мира. Большую часть занимает парк, в котором воспроизведены различныеклиматические зоны земли. История парка начинается с 1874 года.
Центр страны: природные, исторические, этнографические идругие ресурсы Полтавы, Кременчуга, Миргорода, Диканьки, Сорочинцев еще ждутсвоих ценителей. И местная власть должна понять, что развивать Полтавщинуможно, не только добывая газ и нефть, но и заботясь о природе и истории,привлекая туристов, как это делается во всем мире.
И, конечно же, Крым. Ялта является крупнейшим и популярнейшимместом отдыха в Крыму. На ялтинском побережье действует более 300 здравниц, базотдыха, пансионатов, гостиниц (всего в Крыму — 650), где предпочитают отдыхать40-45% всех гостей полуострова. Вместе с тем, Ялта — самый дорогой крымскийкурорт (стоимость отдыха 1 человека в здравницах средней категории составляетминимум 25-50 долл. в сутки, а в санаториях и отелях класса люкс — от 100 ивыше долл.). Однако состояние курортной инфраструктуры в Ялте, уровень егоблагоустройства, быта и обслуживания туристов остается неудовлетворительным, несоответствующим ценам [23].

6. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ
Всемирная Туристская Организация выделяет в мире 6 туристскихрегионов (несколько отличных по составу от тех, которые выделяют в отечественнойгеографии).
1. Европа — страны Западной, Северной, Южной, Центральной иВосточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства ВосточногоСредиземноморья (Израиль, Кипр, Турция).
2. Америка — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островныегосударства и территории Карибского бассейна.
3. Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-ВосточнойАзии, Австралия, Океания.
Африка — страны Африки, кроме Египта и Ливии.
Южная Азия — все страны Южной Азии.
Ближний Восток — страны Западной и Юго-Западной Азии (кромеТурции и Израиля) и две африканские страны (Египет, Ливия). ВТО этот регион называет«Средним Востоком».
Региональное распределение турпотоков в основных чертахсложилось давно. С начала массового развития туризма и по настоящее время намировом рынке туризма лидирует Европа — 400,3млн. прибытий в 2001г. (57,8%).Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а такжежителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы удерживает Америка (120,8млн.прибытий в 2001г. — 17,4%). Европа и Америка (прежде всего Северная), являютсяключевыми туристскими регионами мира. На них приходится 75% всех прибытий вмире (рис. 6.2., таблица 6.4.).
При этом ежегодные темпы роста туристских потоков в Европе иАмерике за последние 60 лет были несколько ниже среднемировых — 6,6% и 5,9% вгод соответственно. А за период 1990—2000 они составили 3,6 и 3,3%соответственно (средние по миру — 4,3%).

Таблица 6.4. Туристские прибытия и доходы в 2000 и 2001 гг.по регионам [4]Регионы Туристические прибытия Туристические доходы
2000г.,
млн.
2001г.,
млн. Доля рынка в 2001, % 2000г., млрд. долл.
2001г.,
млрд.
долл. Доля рынка в 2001, % МИР 696,7 692,7 100,0 474,4 462,2 100,0 Европа 402,7 400,3 57,8 233,0 230,1 49,8 Америка 128,4 120,8 17,4 132,8 122,4 26,5 АТР 109,1 115,1 16,0 81,4 82,0 17,7 Африка 27,2 28,2 4,0 10,9 11,7 2,5 Средний Восток 23,2 22,5 3,2 11,5 11,2 2,4
Южная
Азия 6,1 5,7 0,8 4,9 4,7 1,0
/>
           А                                       Б                             В
Рис. 6.2. Сдвиги в региональной структуре международныхтуристских прибытий в процентах (А- 1970г.; Б- 2000г.; В- 2020г.) (по ВТО,2002) [4]
Поэтому доля этих регионов устойчиво сокращается. Болеединамично развиваются молодые туристские регионы, особенноАзиатско-Тихоокеанский. Снижение туристской активности в этом регионенаблюдалось лишь в 1997-98гг., что было связано с региональным финансовымкризисом. Но уже в 1999г. регион преодолел его последствия, и в 2001г. принял115,1млн. туристов (16,6% от мирового туристского потока).
Туристские прибытия в Африке в 2001 г. составили около28,2млн. чел., на Ближнем Востоке — 22,5млн. чел., в Южной Азии — 5,7млн. чел.За период 1990—2000гг. средние многолетние темпы роста числа прибытий для этихрегионов выше среднемировых: в Африке — 6,1%, на Ближнем Востоке — 10,0%, вЮжной Азии — 6,8%. Но при низких абсолютных значениях показателя прибытий этирегионы оказывают слабое влияние на мировую динамику туризма.
Следует отметить, что 2001г. стал кризисным длямеждународного туризма в первую очередь из-за теракта в Америке, а такжевоенной операции в Афганистане и национальном конфликте в Израиле. Этоединственный год после второй мировой войны, когда произошло снижение основныхтуристских показателей (рис. 6.2., Б). Наиболее пострадали регионы Америка(спад по прибытиям 5,9%), Южная Азия (6,3) и Средний Восток (3,1%). Сокращениеприбытий по миру составило 0,6%. Единственные регионы, где численность туристовувеличилась — АТР (5,5%) и Африка (3,8%).
К началу ХХI в. в сравнении с 1950—70гг. произошли сдвиги врегиональной структуре туристских прибытий. Доля Европы и Америки снизилась приодновременном повышении удельного веса АТР и стабильности положения остальныхрегионов (рис. 6.2., А). По оценкам ВТО, к 2020г. Европа удержит лидерство поприбытиям, но ее позиции будут ослаблены, на второе место выйдет АТР, оттеснивАмерику (рис. 6.2., В).
В целом для географии туристских поездок присущи следующие черты.
Во-первых: преобладание внутрирегиональных поездок (80% всехубытий) над межрегиональными (20% убытий). Так, в Европе на внутрирегиональныетуристские потоки приходится до 90% всех убытий, в Америке и АТР — 75%. Но, пооценкам экспертов ВТО, в будущем при том, что внутрирегиональные поездки такжебудут преобладать (¾ всех убытий), более интенсивным станетмежрегиональный обмен туристами.
Во-вторых: для туристских поездок характерна меридиональнаянаправленность туристских потоков. Туристы из северных стран предпочитают отдыхв теплых приморских странах. Хотя в последнее время расширяются и встречныепотоки путешественников с юга на север, например, в страны Северной Европы схорошо сохранившейся природой.
В-третьих: формирование туристских потоков между бывшими метрополиямии колониями. Этому способствуют: сохранение экономических и культурных связеймежду странами, отсутствие языкового барьера (в большинстве бывших колоний языкбывшей метрополии является государственным), интерес к историческому прошлому.Например, в Индии и Пакистане, бывшими британскими колониями до 1947г., долятуристских прибытий из Великобритании в два раза больше, чем из другихевропейских стран. А каждый третий европеец, вступивший на африканскийконтинент — француз. Конечно, большинство стран, находившихся в колониальнойзависимости, отличаются невысоким уровнем социально-экономического развития,что не позволяет их гражданам активно путешествовать. Поэтому среди таких потоковпреобладают поездки из бывших метрополий и слабо выражен обратный поток [4, с.9].

7. ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В УКРАИНЕ
Ещё недавно туризм в Украине, основанный на строительной,организационной и информационной базе, находился в зачаточном состоянии науровне 70-х – 80-х годов. За последние 10 лет данная область очень сильнопродвинулась вперёд благодаря неотложным мерам и законам, принятым ВерховнойРадой Украины. Так же первостепенную роль в становлении индустрии туризма вУкраине сыграло Министерство культуры и туризма страны. Сейчас туризм в Украинеявляется единой инфраструктурой, механизмы которой отлажены и отточены, апостоянное финансирование со стороны государственного бюджета и частныхпредпринимателей позволяет с каждым годом принимать всё больше и больше гостей.
Доказательством тому служит занятое в 2009 году 8-е место поколичеству въезжающих в Украину туристов. Современная жёсткая конкуренция вобласти туризма не позволяет на наработанной базе долго и прибыльно приниматьгостей. Люди устроены таким образом, что их постоянно нужно удивлять, поэтомукаждый год в стране разрабатываются новые экскурсионные маршруты, открываютсябазы отдыха, санатории. Под лечебные курортные зоны выделяются земельныеучастки. Индустрия туризма в Украине предусматривает обучение в этой сферепрофессиональных кадров. В последние годы появилось более 50 учебных заведенийв стране, выпускающих специалистов туристической деятельности как внутреннего,так и внешнего мирового уровня. Особое внимание уделяется правительством паломничествуна религиозной основе. Множество религий, сплетённых историей на земляхУкраины, оставили множественные следы в виде церквей, замков, святынь.Киево-Печерскую лавру ежегодно посещают сотни тысяч приезжих.
А чего стоят древнейшие памятники архитектуры западной,центральной и южной Украины. Скансены, которые расположены почти по всейтерритории Украины (Картосхема 7.3.).
/>
Картосхема 7.3. Музеи Украины под открытым небом [26]
Индустрия туризма в Украине охватывает и детский отдых.Ежегодно устраиваются поездки в причерноморские базы отдыха, устраиваютсяобразовательные экскурсионные путешествия по всей территории страны. Активноепродвижение после 2000-го года получил автобусный туризм по стране. Практическив любом крупном городе можно оформить групповой выезд по культурно-историческими самобытным местам страны. Для тех, кого не устраивает маршрут готовойпрограммы поездки, есть возможность составления индивидуального групповоготура. В преддверии чемпионата Европы по футболу 2012 года индустрия туризма вУкраине значительно активизировалось. На данный момент вкладываются огромныесредства в строительство стадионов, гостиниц международного класса,восстанавливаются древние памятники культуры, разрабатываются программы отдыхас новыми экскурсионными поездками [19].

8. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХГЛОБАЛИЗАЦИИ
В Украине развитие туризма осуществляется очень медленно.Существующая нормативно-правовая база, регламентирующая туристическую деятельность,не является законченной и совершенной.
Основными причинами торможения развития туризма являются:
●отсутствие целостной системы государственногорегулирования туризма в регионах;
●подчинение учреждений размещения туристов,санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных учреждений различным министерствами ведомствам, а также другим органам исполнительной власти;
●нечеткое определение в законодательстве принадлежностипредприятий гостиничного хозяйства к предприятиям, которые предоставляют туристическиеуслуги;
●медленные темпы роста объемов инвестиций в развитиематериальной базы туризма;
●несоответствие подавляющего большинства туристическихучреждений, которые постепенно приходят в упадок, международным стандартам итребуют значительных инвестиций;
●недостаточное обеспечение туристической отрасливысококвалифицированными специалистами;
●недостаточность государственной поддержки икомплексного подхода к рекламированию национального турпродукта на внутреннем имеждународном рынке туристических услуг;
●недостаточность методической, организационной,информационной и материальной поддержки субъектов предпринимательства туристическойотрасли со стороны государства;
●тенденция сокращения количества предприятийгостиничного хозяйства;
●высокие налоги;
●неудовлетворительное состояние туристической,сервисной и информационной инфраструктуры в зонах автомобильных дорог и международныхтранспортных коридоров.
Для решения выделенных проблем необходима программа реформированиятуриндустрии и перехода ее к устойчивому развитию, в которую должны входитьследующие элементы [1]:
●совершенствование существующей законодательной базы исоздание эффективных механизмов ее реализации;
●подготовка квалифицированных и ответственныхспециалистов;
●развитие и внедрение финансово-экономическихмеханизмов обеспечения устойчивого развития туризма как приоритетногонаправления;
Развитие национального туризма невозможно на основе толькорыночных механизмов, поскольку туризм не только экономическое явление, но иглубоко социальное, духовное и культурологическое. Поэтому нужна государственнаяполитика развития туризма в Украине. Важной является необходимость созданиямеханизмов содействия строительству новых и реконструкции существующих объектовтуристической и курортной инфраструктуры. Необходимо формирование системыцентров туристической информации — элемента туристической индустрии, созданиетуристических представительств за рубежом.
В настоящее время в законодательстве не учитываются задачи,связанные с эффективным использованием исторического и культурного потенциаластраны для улучшения качества национального туристического продукта, а также нерассматривается вопрос об уменьшении ставки НДС на гостиничные услуги как путьповышения конкурентоспособности украинской туриндустрии.
Следующим и наиболее важным, является вопрос о проведенииЕВРО-2012 в Украине, поскольку качественные изменения в туристской отрасливходят в список обязательных вопросов, которые следует решить до проведениячемпионата. Футбольный чемпионат дает возможность для усовершенствованияразвития страны — ее нужно использовать с максимальной эффективность.
Основные моменты, необходимые для формирования современнойстратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международномрынках:
●широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoннойкaмпaнии в средствах массовой информации в Украине и за рубежом [12].;
●развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сферетуризма;
●организация презентаций туристских возможностейУкраины в странах, направляющих туристов в Украину;
●организация сети информационных центров дляиностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристскихпотоков;
●формирование современной статистики туризма.
Ресурсная база Украины имеет уникальный курортный и туристическийпотенциал, способный обеспечить дальнейшее развитие национального курортного итуристического продукта и выход его на международный рынок.
Стратегической целью развития туризма в Украине заключается всоздании продукта, конкурентоспособного на мировом рынке, который можетмаксимально удовлетворить туристические потребности населения страны,обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и ихсоциально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурногонаследия. Это касается, прежде всего, таких привлекательныхтуристическо-рекреационных зон, как Автономная Республика Крым, Волынская,Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Херсонская,Черновицкая области, г.Киев.
Кроме этого, необходимо создать благоприятный климат дляпривлечения инвестиций в санаторно-курортную отрасль, провести прозрачнуюприватизацию на тендерной основе нерентабельных, неработающих, недостроенныхкурортно-рекреационных учреждений. Безусловно, предстоит многое сделать, чтобудет способствовать как сохранению традиций санаторного лечения в стране, таки развитию общегосударственного конкурентоспособного внутреннего рынкакурортно-рекреационных услуг, их удешевлению и выходу на рынок стран СНГ иЕвропы, следствии чего курортная отрасль станет весомым источником наполнениябюджета всех уровней [16].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом можно утверждать, что на сегодня большинство туристическихфирм страны работают преимущественно на вывоз туристов, а значит и капитала, зарубеж, то есть на «импорт впечатлений». При этом, сфера отдыха и туризма вУкраине прошла этап спада и постепенно улучшает свои экономические показатели.Тенденции, которые наметились за последние годы по увеличению «экспортавпечатлений» в области иностранного туризма, обнаружили также проблемы, скоторыми сталкиваются туристические организации в процессе своей деятельности,и которые, в основном, заключаются в сложности визовых процедур, низкимкачеством отечественных автодорог, недостаточно развитой рекреационнойинфраструктурой, ее пиковым переполнением или даже, в отдельных случаях, ееотсутствием.
Как показывает проведенный анализ, данная отрасль развиваетсянеравномерно по регионам страны – есть административные единицы (области) – какнаиболее развитые, так и регионы, которые значительно отстают в развитиисанаторно-курортного лечения и туризма. Такое положение не соответствуетпотенциальным возможностям регионов нашего государства и требует своегосовершенствования. Это побуждает к принятию срочных юридических, экономическихи проектных мероприятий как на общегосударственном и региональном уровнях.Ключевыми действующими лицами этого процесса должны быть, помимо прочихспециалистов, архитекторы, как на этапе научного обоснования перспективныхвидов среды для отдыха и туризма в стране, так и на стадии его проектирования.Такой подход будет способствовать процессу выравнивания развития рекреационнойотрасли в регионах страны, и значительно улучшит общие показатели развитияданной сферы в Украине в целом.
На данный момент особенно остро стоит вопрос налогообложениятуристической деятельности. Суть проблемы в том, что налогом облагается всясумма, на которую предоставлены услуги. Причем ставка этого налога (20 %)превышает средний показатель рентабельности этого вида деятельности (от 6 % до10 %). Это одна из главных причин невозможности здоровой конкуренции натуристическом рынке Украины.
Уникальный комплекс исторических, культурных и природных памятников,значительные рекреационные возможности, которые имеет наше государство и егоотдельные регионы, привлекают все больше туристов, в том числе и иностранных.Обеспечить надлежащую отдачу от этого мощного потенциала, использовать его винтересах активного отдыха и оздоровления людей можно лишь при условии четкойорганизации туризма, создании и укреплении материально-технической базы,привлечении опытных и квалифицированных кадров.
Чтобы превратить Украину в туристическое государство мировогоуровня, необходимо обеспечить эффективную координацию деятельности различныхобластей экономики, от которых зависит качественное предоставлениетуристических услуг. Это транспорт, торговля, связь, производство сувениров,индустрия развлечений, издательско-рекламная деятельность и т. д.
Необходимо также существенно уменьшить стоимость въезднойвизы для активизации потока иностранных туристов в Украину и стимулированиямеждународного туризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Постанова КМУ «Про затвердження Державної програми розвитку туризму на2002-2010 роки» (від 29.04.2002 № 583) // www.zakon.rada.gov.ua
2. АрбузоваН.Ю. Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах – Н.Новгород: Штрих, 2001. – 250с.
3. Бабарицька В.К., Любіцєва О.О. Організація туризму. Навч.посібник. Част. I. – К.: КУ, 1998.
4. ГлушкоА.А., Сазыкин А.М. География туризма. – Владивосток: ИздательствоДальневосточного университета, 2002. – 265с.
5. ГумилёвЛ.Н. География этноса в исторический период. – Львів, «Наука» ЛО,1990. – 279с.
6. Економічна і соціальна географія світу:/ за ред. Б.П.Яценка – К.: АртЕк, 1997. – 288с.
7. ЗоринИ.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма – М.: Финансы и статистика,2003. –462с.
8.Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 328с.
9.Колеснікова Н.І. Аспекти розвитку туристичної діяльності в Україні // МатеріалиV Міжнар.наук.-практ.конф. «Наукові і практичні проблеми створення іфункціонування туристичних центрів і тематичних парків» – Донецьк. ін-ттурист.бізнесу. – Донецьк, 2005. – С. 27-29.
10. Комплекснийатлас України. К.: ДНВП «Картографія», 2005. – 96 с.
11. ЛюбіцеваО.О. Ринок туристичних послуг К.: Альтерпрес, 2002. – 436с.
12. Мельник П. В. Напрями удосконалення оподаткуваннятуристично-рекреаційної діяльності / П. В. Мельник,Г. Г. Старостенко. – [Електронний ресурс]. – Режим доступу достатті :www.ecologylife.ru/tyrizm-2002/napryami-udoskonalennya-opodatkuvannya-turistichno-rekreatsiynoyi-diyalnosti.html.
13.Организационно-правовые основы гостиничного и туристского бизнеса. Нормативно-правовые документы. – М.: Финстатинформ, 1998. – 534с.
14. Соціально-економічна географія світу /за ред. С.П.Кузика. – Тернопіль: Підручники і посібники, 1998. – 256 с.
15. Социально-экономическая география зарубежного мира /Подред. В.В. Вольского. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 592с.
16.Стеченко. Державне регулювання економіки //www.referatik.com.ua/manual/ukr/2/33/
17.Туристский терминологический словарь: Справочно-методологическое пособие/Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальное. – М.: Советский спорт, 1999. – 664с.
18.www.4tyr.com/ukraina-turizm/38-klassifikaciya-turisticheskih-resursov-ukrainy.html
19.www.europetourism.su/rest/542-industriya-turizma-v-ukraine.html
20. www.prohotelia.com.ua/2010/03/динамика-туристических-потоков-в-укр/
21.www.pvu.gov.ua/control/ru/index (Державна прикордонна служба України)
22.www.tourlib.net/books_ukr/lubiceva_rtp14.htm
23.www.tourlib.net/statti_ukr/tourism_ukr.htm
24.www.tourism.gov.ua/ (Державна служба туризму i курортiв України)
25. www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2007/tyr/tyr_r/potoki2006_r.htm
26. www.ukrtourism.com/karta_ukraine.html