PЫНOК ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ В УКРАИНЕ
План
1. Объем производства ювелирныхизделий в Украине.
2. Основные сегменты рынка ювелирныхизделий.
3. Импорт ювелирных изделий вУкраину.
4. Экспорт ювелирных изделий.
5. Мировые цены на золото и прогнозыстоимости ювелирных изделий в Украине на 2010 – 2011 гг.
1. Объемпроизводства ювелирных изделий в Украине
Несмотряна рост цен и усиливающуюся конкуренцию, отечественные ювелиры уверены в своемсветлом будущем и даже строят амбициозные планы благодаря стремлению нашихсоотечественников лишний раз подчеркнуть свой статус.
Сегодня в стране работаетсвыше 1050 коммерческих структур, имеющих лицензию на изготовлениедрагоценностей и свыше 4,5 тыс. структур имеют право на их продажи в розницу.Часть производителей изготавливает продукцию по заказу торговых предприятий. Вто же время, те производители, кто нацелен на экспорт, вынуждены осваиватьновые направления в дизайне, потому что должны учитывать требования и пожеланиянаселения страны, в которой она будет продаваться. Сегодня 8, 5 % от объёмавыпущенной в Украине ювелирной продукции идёт на экспорт в Канаду, Австралию,Германию, США, Израиль, Саудовскую Аравию, ОАЭ, а также страны Балтии, Молдову,Россию и Казахстан. Доля импорта ювелирной продукции на украинском рынкесоставляет 13,5 %. При этом львиная его доля (до 99 %) — серебро из Индии,Таиланда и Восточной Азии. В денежном выражении экспорт составил изделий изсеребра — 0,71 миллиона долларов, из золота — 5,93 миллиона долларов.
Растущий интерес кизготовлению посуды способствовал повышению спроса на серебро. Если в 2002 годуэтот металл занимал только 38% рынка ювелирных изделий, то в 2006-м уже 49 %(для сравнения, в Европе доля серебра на ювелирном рынке занимает более 60%).Не пользуются спросом в Украине ювелирных изделий с натуральными драгоценнымикамнями — они дороги. По данным Государственной геммологической службы Украины,85% отечественных ювелирных изделий имеют вставки из синтетических камней. Сэлитной группой металлов — платиной и палладием — в Украине тоже практически неработают. Количество изделий из них незначительно: например, в 2005 году наизготовление украшений из платины пошло всего 4кг сырья, а из палладияпоявилось только одно украшение украинского производства.
Практически все крупные ювелирныезаводы пробуют создавать свои торговые сети — это помогает ускорить оборотсредств. В результате, количество ювелирных магазинов на рынке за последние двагода увеличилось на 25–30%.
Продолжают появлятьсяновые небольшие фирмы, которые занимаются продажей авторских изделий. Многие изпроизводителей активно продают выпущенные изделия через собственные торговыеточки. Так, в числе ведущих сетей по продаже ювелирных изделий называют сетьювелирных супермаркетов «УкрЗолото», сеть ювелирных магазинов “КЮЗ”,“Зарина”, “585”, “Перлина”, “Ювелирная карта”. Большинство из них работают внаиболее востребованном на рынке формате ювелирного магазина (“КЮЗ”, “Перлина”,“Зарина”). Также пользуются популярностью ювелирные супермаркеты (“УкрЗолото”),бутики (Vendome, Damiani, Chopard), ювелирные салоны (“Абрикос”, “Стиль 999,9”, LoveLove), галереи (Pearl’amour), ювелирные дома (Zarina). В то же время количество отдельныхприлавков и киосков под безликой вывеской “Золото/Серебро” сокращается, так же,как и торговля с лотков в переходах. “Последнее наше исследование попотребителям ювелирных изделий города Киева показало, что 62% покупателейпредпочитают найти в одном месте множество изделий разных брендов от разныхпроизводителей”, — говорит маркетинг-директор ООО «УкрЗолото».
Таблица 1
Рейтинг продажювелирных изделий в 2007 году.
№
Наименование торговых предприятий
% продаж 1. Киевский ювелирный завод 33,7 2. Ремточмеханика 10.8 3. Укрзолото 6.6 4. Зарина 5,0 5. Basel 4,3 6. Кристалл 4,1 7. Noblesse 3,8 8. Cartier 2,0 9. Шопард 1,8 10. Ривьера 1,6
До середины осени 2008г.ювелирных дел мастера, невзирая на прогнозы экспертов о насыщении рынка,чувствовали себя весьма неплохо. За девять месяцев прошлого года, по сравнениюс аналогичным периодом 2007 г., общий объем изделий, поданных на клеймение,увеличился на 35%. Примерно те же цифры называли и ювелиры: в обозреваемыйпериод их объемы производства выросли на 20-30%. а то и на все 50%. Что жекасается официального импорта, то. по мнению операторов, его ежегодный приростсоставлял не менее 40%.
Затем на рынке наметилсяспад, который, объясняется обычным межсезоньем. В сентябре рынок вырос на 2-8%,в октябре — на 12%. Ожидалось, что к концу 2008г. объем производства увеличитсяс прошлогодних 83,3 т до 100 т ювелирных изделий. Однако в начале ноября 2008г.финансовый кризис сказался и на ювелирной отрасли.
На рынке ювелирныхизделий розничные продажи сократились в 1,5 раза, оптовые — в 2.5 раза. Предприятия,занимающиеся оптовой и розничной торговлей, практически перестали закупатьизделия у своих поставщиков. Сокращение продаж, естественно, ударило попроизводителям, которые быстро ощутили нехватку денежных средств. Одновременноих настиг еще один удар: в связи с обесцениванием гривни и повышением мировыхцен на желтый металл в Украине на 50-60% подорожало и банковское золото,используемое для производства ювелирных изделий. К тому же подорожализакупаемые за рубежом камни и готовые ювелирные изделия, что, в свою очередь,подкосило импортеров, участники рынка оказались перед выбором: либо повышатьстоимость ювелирных изделий, отданных на реализацию или с отсрочкой платежа вторговую сеть, и тем самым еще больше снижать спрос, либо заморозить цены,рискуя кровными.
Объемрынка изделий из золота и серебра в Украине
/>
При этом есть большаядоля вероятности в том, что в скором времени изменятся места покупокдрагоценностей: по сообщениям российских СМИ, у наших соседей появился новыйформат — ювелирные дискаунтеры. Еще 2-3 года назад само сочетание этих словзвучало как нонсенс, сегодня же стало реальностью. В Украине в таком форматепока не работает никто, но можно предположить, что успешный опыт россиян вскоребудет внедрен и на украинском рынке.
2.Основные сегменты рынка ювелирных изделий
По утверждению участниковрынка, украинцы редко рассматривают драгоценности как объект вложения средств.Для них золотые изделия — прежде всего украшения. Массивными изделиямипотребители уже пресытились, теперь ставка делается на оригинальный дизайн икачество драгоценных камней. Как следствие, растут дорогой и средний ценовой сегментювелирного рынка.
По оценкам представителейрозничного сегмента, 90% объема продаж приходится на низкий и средний ценовыесегменты. Средний сегмент наиболее емкий и наиболее конкурентоспособный.Целевой аудиторией являются люди со средним и ниже среднего уровнем дохода.
Для высокого сегментахарактерная цена представленных в каталоге фирмы изделий нередко выше 1000$.Если говорить об общей тенденции, присущей украинскому рынку, то не стоитдумать, что сегмент элитных ювелирных украшений выпадает из этого логическогоряда. В 2008 – 2009 гг., когда накануне вхождения De Beers в Украину, серьезноисследовали особенности рынка, то обратили внимание на такую интересную деталь.По официальным статистическим данным один дистрибьютор ряда элитных ювелирныхмарок на протяжении длительного времени массово завозил в Украину деревянныекоробочки для фирменных ювелирных изделий Cartier и Van Cleef, а собственноювелирные изделия завозились в страну штучно – что абсолютно не соответствовалотому количеству дорогих украшений, выкладывавшихся на витринах украинскихювелирных бутиков.
Базовую цену ювелирногоизделия определяют три основные составляющие:
стоимость металла,стоимость камней, трудозатраты.
Доля трудозатрат в общейсумме затрат на российских фабриках около 25% — в изделиях из золота и 50% — всеребряных поделках.
Затраты на материалы взолотых украшениях, аксессуарах могут достигать 50%.
Стоимость драгоценныхметаллов определяется в соответствии с ценами мирового рынка, где за основувзята стоимость тройской унции ( 31,1 г). Далее определяется качество золота,оно выражено пробой — 375; 585; 750; 950. Чем она выше, тем больше золота вкаждом грамме сплава металла (лигатура) и тем выше его цена. Совершенно чистыйметалл имеет 1000 пробу.
Лигатура может состоятьиз металлов, превосходящих золото по цене, — платина, палладий. Как правило,такие изделия пробой не ниже 750.
Другая составляющая — драгоценные камни. Промышленники в основном применяют такие камни, как циркон,авантюрин, топаз, янтарь и в последнее время все чаще бриллиант. Его ценасильно варьируется в зависимости от качества. Чем меньше включений и трещин внем, чем он белее и прозрачнее, тем выше качество камня и его цена.
Общая закономерность вценообразовании такова: чем дороже ювелирное изделие — тем выше его наценка, инаоборот, чем дешевле изделие — тем ниже наценка.
Один грамм золота 585пробы в разных изделиях стоит по-разному (в зависимости от сложности икатегории). Изделия с камнями оцениваются не за грамм золота, а за изделие вцелом, включая золото, камни, художественную сторону и сложность работы. То жесамое относится и к серебру. Цена на цепи колеблется в зависимости от качествасплетения и длины изделия.
Структура продажизделий из золота и серебра в Украине в 2008 году
/>
3. Импортювелирных изделий в Украину
По данным официальнойстатистики в денежном выражении, рынок ювелирных изделий, действительно,просел. В 2007г. на территорию Украины было ввезено драгоценных ювелирныхизделий почти что на $26 млн. В 2008 г. – на $44,2 млн. Фиксировался рострынка, более чем в 1,5 раза. И вот, уже за 5 месяцев 2009 г. импорт ювелирных изделий в денежном выражении упал – всего ввезено в страну драгоценностей на$5,4 млн. Это почти что в 3,9 раза меньше (в деньгах), чем за соответствующийпериод 2008 г. – в прошлом году за 5 месяцев было ввезено ювелирных изделийпочти что на $21 млн.
Импорт ювелирныхизделий 2007 -2009 гг., в млн. дол.
/>
Однако, эти данные опоказателях рынка представлены в денежном выражении. А теперь сопоставим цифрыо динамике ювелирного рынка в натуральном выражении. В 2006-ом году за весь годв страну было ввезено 5030 кг драгоценных ювелирных украшений (на сумму $17,7млн.). В 2007-ом – 5255 кг драгоценностей (на сумму в почти что $26 млн.). В2008-ом – 133091 кг (!!!), на сумму в $44,2 млн. А в 2009-ом, всего за 5месяцев – 5284 кг драгоценностей (на сумму в $5,4 млн.).
Ввозимые в Украинуювелирные изделия 2006 – 2009 гг., в кг
/>
Если сравниватьсоответствующие периоды прошлого и нынешнего года, то в натуральном выражениирынок вообще вырос. За 5 месяцев 2008 г. в Украину было ввезено 4839 кг ювелирных изделий, а за 5 месяцев 2009 г., повторюсь, — 5284 кг. Рост более чем на 9%. Посмотрим на соотношение 1 кг изделий/стоимость, $! Получается, что в 2006 г. 1 кг драгоценностей стоил примерно $3500. В 2007 г. 1 кг изделий стоил уже примерно $4950. А в 2008-ом году, 1 кг изделий, ввезенных в Украину вдруг уже стоит всего-то $332. И тут же, уже с начала 2009-огогода, среднестатистическая стоимость ввозимого в Украину 1 кг ювелирных изделий повышается до $1021.О чем это говорит? Цифры свидетельствуют, что при тех жеобъемах ввоза ювелирных изделий (сопоставимых с объемами предшествующихпериодов) в натуральном выражении, рынок просел в денежном выражении.
Таблица 2
Импорт ювелирныхизделий в Украину в разрезе основных стран-экспортеров (в натуральномвыражении), кг – (данные Госкомстата)
Страны
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Кг
кг
Кг Страны СНГ 681,26 688,70 575 Российская Федерация 673,75 683,3 574,4 Европа 2336,48 2439,8 94230,1 Австрия 19,19 4,2 102,7 Италия 1817,87 1841,1 93056,5 Нидерланды 84,08 89,3 270,4 Германия 52,21 92,1 173,3 Польша 108 269 528,8 Соединенное Королевство 124,3 25 47,1 Азия 1926,89 2070,3 38237,8 Гонконг 184,88 195 236,9 Индия 17,27 129 236,4 Китай 24,66 216,4 678,1 Объединенные Арабские Эмираты 1,77 12,2 12,2 Таиланд 382,53 438,4 1016,3 Турция 1261,36 983,9 35908,4 .Южная Америка 85,45 57,1 48,9 Бразилия – – 4,1 Соединенные Штаты Америки 85,06 43,4 44,4 Всего: 5030,07 5255,8 133091,9
В 2006-ом, 2007-ом годахимпорт ювелирных изделий из Турции, например, удерживался на уровне 1-1,2 т внатуральном выражении. А в 2008-ом импорт ювелирных изделий из Турции вдругувеличился в 35 раз, до почти что 36 тонн готовых ювелирных изделий.
В 2009 году объемтурецкого экспорта золотых украшений составил 1,1 млрд. долларов, и теперьТурция наряду с Италией и Индией входит в тройку основных рынков ювелирныхизделий из золота, сообщает информационный портал World Bulletin. Порталприводит данные Турецкого центра содействия экспорту (IGEME), согласно которымв 2009 году потребители из арабских стран и США предпочитали приобретать именнотурецкое золото. Объединенные Арабские Эмираты закупили у Турции изделий иззолота на сумму $348,9 млн. Импорт турецких золотых украшений в СоединенныеШтаты составил 120 млн. долларов. Среди крупнейших импортеров золотой продукциииз Турции в 2009 году названы Германия, Ирак, Россия, Казахстан, Израиль, Италия,Азербайджан и Ливия. Экспорт турецких ювелирных украшений в 2008 году достиг1,6 млрд. долларов. В табеле о рангах мировых ювелирных рынков Турция занимает11 место.
То же самое с Италией. В2006-ом, 2007-ом годах импорт готовых ювелирных изделий из этой страны вУкраину составлял примерно 1,8 т. А в 2008-ом увеличился более чем в 4 раза –до 9,3 т в натуральном весовом выражении.
Таблица 3
Импорт ювелирныхизделий в Украину в разрезе основных стран-экспортеров (в денежном выражении),тыс. USD — (данные Госкомстата)
Страны
2006 г.
2007 г.
2008 г.
тыс. USD
тыс. USD
тыс. USD Страны СНГ 8119,07 12720,1 13497,4 Российская Федерация 8009,62 12564,8 13376,5 Европа 6572,97 9044,8 20086,9 Австрия 7,72 171,8 43,6 Италия 3892,26 5015,4 8089,2 Нидерланды 321,97 834,5 1569,9 Германия 157,5 364,7 2831,0 Польша 61,48 170,2 424,8 Соединенное Королевство 196,7 249,6 4276,2 Азия 2624,86 3482,5 9669,7 Гонконг 299,18 680,3 480,4 Индия 26,76 306,3 514,3 Китай 322,96 496,9 1823,7 Объединенные Арабские Эмираты 51,01 363,6 597,6 Таиланд 516,78 462,2 1837,9 Турция 1085,42 811 3572,8 Южная Америка 448,72 745,5 984,6 Бразилия – – 207,7 Соединенные Штаты Америки 440,68 731,1 768,7 Всего: 17765,62 25993 44238,6
Таблица 4
Сравнительная таблицаимпорта ювелирных изделий в разрезе основных стран-экспортеров за 5 мес.2008-го — 2009-го годов (в натуральном и денежном выражении) – (данныеГоскомстата)
Страны
5 мес. 2008 г.
5 мес. 2009 г.
Кг
тыс. USD
Кг
тыс. USD Страны СНГ 267,9 7022,7 64,7 630,1 Российская Федерация 267,4 6936,2 64,7 630,1 Европа 1531,2 9745,1 3660,8 2401 Австрия 82,5 10,2 2,1 54,8 Италия 1047,6 3187,9 276,8 552 Нидерланды 94,9 731 26,5 177,1 Германия 37,8 249 33,2 641,9 Польша 226,3 181,4 3257,8 5,6 Соединенное Королевство 16,5 4018,1 2,2
4. Экспортювелирных изделий
Чтобы удержаться на плавупосле снижения таможенных пошлин и вступления Украины в ВТО, отечественнымювелирам нужно научиться конкурировать не только между собой, но и с мировымипроизводителями.
Сейчас важно сделатьставку на лоббирование наших интересов на зарубежных рынках и активизироватьэкспорт. До сегодняшнего дня экспорт не являлся стратегическим направлением вразвитии ювелирной отрасли, а был скорее вопросом имиджа отдельной компании.Лишь несколько крупных предприятий (Киевский ювелирный завод, Одесскийювелирный завод, донецкие предприятия) точечно представляют образцы своейлучшей продукции за рубежом. Зачастую основным покупателем отечественныхдрагоценностей является украинская диаспора. Постепенно экспорт растет: двагода назад на экспорт приходилось менее одного процента от 8-10 тонн общегообъема продукции. Сегодня его доля увеличилась до двух процентов, но уже от30-40 тонн производимой продукции. Львиная доля экспорта приходится нароссийский рынок.
По данным ГоскомстатаУкраина за 5 мес. 2008 г. увеличила экспорт драгметаллов и ювелирных изделий на87,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. – до 81,4 млн. долл. При этом импорт указанной товарной группы в январе-мае возрос в 4,16раза – до 505,72 млн. долл. Экспорт ювелирных изделий составил 341,1 кг на 5,27 млн. долл., импорт – 4,84 т. на 20,99 млн. долл. Экспорт серебра составил 2,216 т на1,17 млн. долл., импорт – 23,48 т на 10,1 млн. долл. Импорт золота составил 14,366 кг на 426,32 млн. долл. Экспорт золота из Украины за отчетный период не производился.
5. Мировыецены на золото и прогнозы стоимости ювелирных изделий в Украине на 2010 – 2011гг
В соответствии прогнозамианалитиков инвестиционной компании, в ближайшие годы стоимость золота будетпостепенно снижаться: в 2010г. средняя цена на золото будет составлять $806, в 2011 г. — $775 за тройскую унцию. При этом реальные цены на золото вернутся на уровни историческогосреднего значения лишь в 2013 году, когда последствия финансового кризисадолжны отойти на второй план. В дальнейшем прогнозируется рост долларовых ценна золото на уровне дефлятора ВВП США (то есть стабилизацию на уровнеисторической реальной средней).
В 2010 году в связи сувеличением спроса инвесторов на золото как средство сбережения, его стоимостьможет возрасти до 1400 долларов за унцию. При этом минимальный уровеньстоимости может составить 850 долларов. Аналитики отмечают, что рынок золотапереживает очень интересный период: в настоящее время множество факторовоказывают влияние на стоимость, причем некоторые из них, такие как наличиедефляции и страх инфляции, оказывают противоположное влияние. Резкаякорректировка курса, наблюдавшаяся весной этого года выглядит неубедительно всвете прошедших 12-ти месяцев почти катастрофических событий, любые признакинестабильности на финансовых рынках приведут к еще большему росту цены.Тенденция государств к девальвации своих валют также подрывает доверие кденьгам не обеспеченных золотом и стимулирует рост активов имеющих внутреннююстоимость. Тот факт, что кредиторы обсуждают необходимость смены мировойрезервной валюты демонстрирует их утрату веры в доллар. На прошлой неделестоимость золота возросла до рекордного значения в 1070,40 долларов за унциюпосле 14-ти месячного уменьшения курса доллара по отношению к евро, такимобразом представляя металл в качестве альтернативы.
Что касается другихдрагоценных металлов, то к концу 2010 года стоимость серебра ожидается науровне 13-25 долларов за унцию. Серебро имеет то преимущество, что одновременноявляется как промышленным материалом, так и дешевым драгоценным металлом.Промышленные металлы сильно укрепили свои позиции в ожидании экономическогороста, а серебро как дешевый драгоценный материал получило часть рынка золотыхювелирных изделий.
Стоимость платиныпредположительно составит 1100-1900 долларов за унцию, стоимость же палладия(250-420 долларов за унцию) определяется остающейся устойчивой тенденции кскупке металла инвесторами, а также потребностями промышленности в производствекатализаторов.
Также, по мнениюаналитиков, золото подорожает на 50% к началу 2011 года и почти вдвое к 2020году, поскольку инвесторы видят в нем способ застраховать риски инфляции нафоне слабеющего доллара. Золото подорожает до $2000 за унцию в следующемдесятилетии из-за слабого доллара. Инвесторы видят в золоте способ застраховатьинфляционные риски. Огромный объем ликвидности был влит в финансовую систему нетолько США, но и всего мира”, что привело к падению доллара. Кроме того,считает аналитик, разговоры о том, что страны Персидского залива при поддержкеКитая, России, Японии и Франции планируют отказаться в торговле нефтью отрасчетов в долларах и перейти к корзине, включающей в себя иену, евро, юань, золотои новую единую валюту стран залива, также не способствуют укреплению доллара.Кроме этого, в самое ближайшее время сезонный скачок спроса на золото в Индииможет повлечь за собой увеличение стоимости этого драгметалла. Индия являетсяего крупнейшим импортером и ежегодно ввозит около 800 тонн золота, чтосоставляет примерно четверть мирового производства. Золото устанавливает рекордстоимости третий день подряд на фоне слабеющего доллара. На торгах в Сингапурев четверг золото торговалось на уровне $1055,49 за унцию. Декабрьские контрактына поставку золота на торгах в Нью-Йорке выросли до $1056,7 за унцию. С началагода золото уже подорожало на 16% и может подорожать по итогам года девятый годподряд. Следовательно и цены на ювелирные изделия останутся не стабильными,возможен резкий скачок в этой ценовой политике.
/>
/>Список источников информации
1. Журнал «Торговое дело» № 8,9 2008
2. Информационный портал СоюзаЮвелиров Украины
3. Интернет-статья «Стоимость золотаи прогноз изменения цены на золото 2010»
4. Программное обеспечение дляювелиров «Ювелир-софт»
5. Периодическое издание «Украинскийбизнес» № 31(34) 2008
6. Материалы, размещенные на сайтаwww.youtube.com