Садово-парковое искусство Китая и Японии

Садово-парковое искусство Китая и Японии
Китай. Первые сведения о садах в этой стране, дошедшие до нас в письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Один из первых парков Древнего Китая создал китайский владыка Чеу. Пришедший после него к власти My Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи-Хоанг за время своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000 га. К сожалению, сведения о планировке древних китайских парков до нас не дошли.
Устройство садов в Китае имело два направления. Одно из них характеризовалось наличием миниатюрных садов на небольших участках земли. К ним относились многочисленные сады в Сучжоу и Шанхае. В этих садах деревьям приданы карликовые формы.
Характерной особенностью второго направления являлось использование под сады и парки обширных участков земли с устройством водоемов, объединенных в единую композицию.
Одним из лучших образцов парков этого направления, который сохранился до наших дней, является парк Ихэюань, расположенный в пригороде Пекина. Парк имеет площадь 330 га:
Парк Ихэюань является как бы собранием уменьшенных копий наиболее красивых местностей Китая (3). Центральным мотивом парка являются озеро Куньминху и гора Ваныпоу-шань. Под горой извивается ручей. Пейзажи берегов ручья имитируют местности, характерные для провинций, расположенных южнее р. Янцзы.
Особенности садово-паркового искусства этих двух направлений заключаются в следующем: основой создания садов и парков служат природные пейзажи страны; для паркового пейзажа использованы образы, взятые из живописи; рельеф обработан с такой тщательностью, что воспринимается как созданный природой; важнейшим элементом сада является вода; сады наполнены всевозможными сооружениями, фарфоровыми и бронзовыми изделиями в виде урн, фонарей, скульптурных изображений птиц и животных; ассортимент деревьев в садах очень разнообразен.
В XVII—XVIII вв. садово-парковое искусство Китая особенно быстро развивалось при императоре Чен Люнге. Сады Китая были и монументальными и миниатюрными. В парках множество различных сооружений: павильоны, беседки, галереи, стены, ограды, мосты и пр. Парковые аллеи оформлялись большим количеством декоративных элементов. Для мощения применяли известковые камни, мраморные плиты, мозаику, дорожки украшали рисунками птиц и животных.
В парках часто создавался искусственный рельеф. Деревья и кустарники высаживали группами и даже целыми рощами, из которых наиболее популярны бамбук, слива и сосна. Большое внимание уделялось цветочному оформлению. Широко использовались водоемы, скалы. Наиболее известны парки Ихэюань (330 га) и Бейхай (104 га) в Пекине, сад Лю в Сучжоу (4).
Япония. Появление японских садов относится ко времени правления императора Суико (592—628 гг. н.э.). При создании садов японцы широко использовали пейзажи, изображенные на картинах. Главными сюжетами являлись горы, холмы, камни и вода. Сад по-японски называется «тен-сай», что означает «гора и вода». Иногда в садах нет конкретного изображения холмов, родников или рек, а есть лишь намек на их форму — символ. Тогда возникает так назы-
ваемый «сухой пейзаж», который стремится передать красоту долин и ущелий, горных потоков без применения воды. В таких садах основную роль играет камень. В Японии имеются сады, состоящие лишь из камней и песка.
Одним из характерных садов этого типа считается сад Риосанджи в Киото. Сад имеет форму прямоугольника. Плоская его поверхность посыпана крупным белым песком, на котором находится 15 камней различной формы. Белый песок обработан бамбуковыми граблями для создания иллюзии морских волн. Здесь нет растительности, но благодаря пропорциям и искусному расположению камней этот сад является выдающимся произведением садового искусства Японии.
Из растительности наиболее распространены в японских садах лиственные и хвойные вечнозеленые деревья. Особой популярностью пользуется плотноцветная сосна, запечатленная многими художниками в гравюрах и рисунках. Характерной чертой японского сада являются карликовые деревья, выращенные в горшках. Деревья эти закручены и согнуты с таким мастерством, что создается впечатление, что не рука человека, а природа придала им эти странные формы.
Цветы в японских садах встречаются редко, но в прудах почти всегда выращиваются ирисы, лотос, лилии.
Первые дошедшие до нас из различных источников сведения о парках Японии относятся к нашей эре. Парки в Японии предназначались для уединения, раздумий, тихого созерцания красоты природы, воплощенной в садовой композиции. Основные элементы композиции — рельеф, причем не только естественный, но нередко и искусственный, водные устройства — пруды, речки, водопады, скалы самой различной формы и величины, разнообразнейший ассортимент пород деревьев и кустарников, лиственных, хвойных, вечнозеленых и красиво цветущих.
Характерная особенность японского сада — пейзаж с элементами символики, формируемый в расчете на воображение человека, который должен домыслить тот или иной пейзаж. Например, если на участке нет водного зеркала, его заменяют гладким песком, а горы символизирует композиция из скал и камней.
Японский сад или парк в основном бывает трех типов: плоский сад без водоема, плоский сад с водоемом и островками и сад с холмами и водоемом (5).
Уже в XII в. в Японии появились трактаты по садово-парковому искусству; в них изложены основные теоретические положения и принципы садово-паркового строительства, указаны правила пользования территорией и ее членения. Рекомендован следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля, %: 40 — под здания, 30 — открытые пространства сада или парка, 30 — зеленые насаждения.
Насаждения для оформления сада или парка выбирали очень тщательно, цветочный декор почти отсутствовал. Из хвойных деревьев излюбленной породой была сосна обыкновенная. Применялись другие виды сосны, а также кедр, ель, криптомерия, кипарис, тисе, можжевельник и др. То же самое можно сказать о лиственных породах и красивоцветущих; наряду с плодовыми — вишней, сливой, абрикосом — часто применялись магнолия, рододендрон, форзиция, дафне, вейгелия. Встречались реликтовое дерево гингко, камфарное дерево и др.
Для японского садово-паркового искусства не характерно яркое красочное оформление, оно скорее одноцветно. Большое значение имеют камни; то крупные, то мелкие, их располагают в зависимости от замысла вертикально или горизонтально, заменяя таким образом скульптурный декор. Камни устанавливают в одиночку, группами, создавая холмик или грот, подчеркивая поворот дорожки или береговой линии. В Японии популярно создание миниатюрных «парков», умещающихся в керамической вазе, но поражающих полнейшим сходством карликовых деревьев с их настоящими прототипами. Искусство создания таких садов называется «бансай». Оно возникало в Японии около семи веков назад. На западе «японские карлики» приобрели известность после того, как на Международной Парижской выставке 1937 г. они получили Золотой приз.Японские сады
Японские сады возникли под впечатлением китайских садов.Отличие японского и китайского садов С.С. Ожегов описывает так «… В Японии сад формируется вокруг компактной, как правило, симметричной, группы зданий. Китайский сад включает симметричные группы зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами. В Китае основные, наиболее выразительные точки зрения на пейзаж подчёркнуты беседками, воротами, специальными круглыми проёмами (в форме луны). Японский сад проектируют так, чтобы смена красивых пейзажей шла непрерывно вдоль обусловленного пути следования…».
Религия Японии – синтоизм – своими корнями уходит в природу. Церемонии и боги синтоизма тесно связаны с временами года и пейзажем. С возведением столицы – Киото – культура создания садов начала расцветать. Это время известно как период Хейан (794- 1185 г н.э.), который связывают с появлением характерного для садов стиля. Многие сады в этот период занимали большие территории. Почти всегда в центре сада располагался большой пруд, который служил ещё и для снабжения водой. В садах особо ценили раннецветущие растения, большое внимание уделяли вечнозелёным растениям и хвойным. Для осеннего цветения широко использовали хризантемы. Японский сад – это огромный источник образов для зрителя, место превращения и уголок мечтателя, позволяющий выйти за пределы каждодневной реальности. Сады в Японии в прошлом предназначались для медитации, их создавали, чтобы радовать глаз, служить пищей для ума и чувств. Первое упоминание о саде в Японии относится к 74г н.э. Первые сады, по литературным источникам, изобиловали извилистыми ручейками, их разбивали вокруг прудов. Растения в садах были очень разнообразными.
Основные идеи японского сада: миниатюризация и символизм, основные качества — природная достоверность и художественность. Японский сад рассчитан на статическое восприятие. По традиции сады планируют так, чтобы с места наблюдения, особенно с берега водоёма, открывался живописный вид.
Основные материалы для японских садов: вода, камень, растительность.
Вода по площади может занимать от 30 до 70%, устраиваются острова, всевозможные мостики. Камень и вода символизировали мощные силы природы, и эти устройства садов по сей день не утратили своего символического значения. Отдельные и собранные в композиции камни (исигуми) являются «скелетом» сада. Камни в садах всегда располагались по особым правилам, их подбирают по типу, цвету, фактуре.
Японский сад пропитан символикой, например, острова в водоёмах — черепаха, журавль.
Создавались сады мхов, сады камней, миниатюрные сады, сады для чайных церемоний.
Именно в Японии научились специально старить камни, скульптуры, выращивать миниатюрные растения.
«… Традиции Киото различают три типа садиков: «Ке» предназначен для внутренних домашних нужд; «Харе» служит для формальных традиционных церемоний; сады «Суки» несут только эстетическую функцию. Нередко в одном садике сливаются функции «ке» и «харе» или «харе» и «суки»…»
Японский сад — особый сад, мы у себя дома всего лишь приспосабливаем его к естественному природному окружению и культуре страны, в которой он создаётся. Нам удаётся только придать японский колорит какому-либо одному участку своего сада или же использовать отдельные элементы как садовые украшения, например, японские фонари их расставляют независимо от изначальной символики как исключительно декоративные садовые украшения. Чтобы создать атмосферу Востока, достаточно соорудить маленький пруд и сады из камней или песка или гравия, расположить фонари в восточном стиле. Как правило, мы создаём гибрид японского и традиционного западного стилей, такое смешение стилей может выглядеть очень эффектно, чем строгое подражание японскому стилю.–PAGE_BREAK–
Сады Китая. История садов Китая насчитывает более трёх тысячелетий. Назначение китайского сада заключалось в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай на Земле.
Китайский ландшафт — это сочетание геометрических форм архитектуры зданий в гармонии с мастерски — сделанными искусственными пейзажными композициями (как правило, речь идёт об императорских дворцах). Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга. Их сложно объединить в том или иной стиль, кроме того большой сад внутри делился на несколько – это были сады естественных пейзажей, домашние сады, сады учёных, сады литературы. Сады учёных и литературы – в них нет официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы.
В Китае сады делали путём совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы. Своеобразное понимание природы в садово-парковом искусстве Китая, одного из самых древних и самобытных искусств в мире, оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе. Обобщение и отражение облика природы служит основным принципом. Китайцы «отдохновение предпочитают прогулке», отсюда и построение сада, основанное на созерцание пейзажей. По правилам китайского ландшафтного проектирования, сад нужно было разбивать, чтобы существовало несколько видовых планов, один плавно переходящий в другой.
Большая смена впечатлений создаётся построением сложного рельефа: холмы, скалы, овраги сменяются долинами и лугами, тёмные хвойные леса перемежаются с солнечными лиственными лесами, мшистые скалы с бурными потоками сменяются спокойной гладью озер. Меланхолия, радость и ликование вызываются путём контрастных решений сада. Для усиления впечатлений китайцы пользовались звуковыми эффектами бушующего ветра, эха, пения птиц, шума воды. Парки изобилуют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками, пагоды (композиции из естественного камня) и другими сооружениями, которые ставились на местах с лучшими видами для отдыха и любования природой. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожаются даже ограда, которая заменяется рвом или ограждением, спрятанным в замаскированный ров. Естественный ландшафт служит продолжением парка.
Парки разделяются обычно на несколько комплексов с центральным ансамблем, доминирующим над всем парком. Характерно, что архитектурные ансамбли имеют регулярную планировку и строятся на южных склонах по строгой оси, направленной с севера на юг таким образом, чтобы фасады зданий были ярко освещены солнцем.
Вся территория делится на три части – среднюю, восточную и западную. Центром сада обычно служит водоём или искусственный холм. Вокруг него размещаются павильоны, связанные открытыми галереями, каменные композиции в виде горок, стенок или отдельных своеобразных скульптур, мостики, беседки, водные протоки. При создании ландшафта китайские мастера, прежде всего, старались выявить самобытность каждой вещи.
Восемь основных принципов обустройства парка, разработаны китайскими архитекторами:
Действовать в зависимости от внешних условий (наличие воды, рельеф местности);
Максимально использовать окружающую природу (использовать то, что находится за забором и вокруг);
Отделять главное от второстепенного (что будет главное на участке – то и нужно выделить);
Использовать контрасты (большое и малое, светлое и тёмное, высокое и низкое, широкое и узкое и …);
В малом добиваться большего;
Использовать постепенное раскрытие видов;
Использовать гармонию пропорций;
Учитывать время восприятия пейзажа.