Сайт как информационная система

–PAGE_BREAK–1. Первый уровень. С каждой веб-страницы первого уровня гиперссылки ведут на веб-страницы второго уровня.
2. Второй уровень
Сайт с трёхуровневой системой навигации (применяется для сложных сайтов с большим количеством информации):
0. Главная (домашняя) страница сайта. С неё ведут гиперссылки (система навигации сайта) на первый уровень.
1. Первый уровень. С каждой веб-страницы первого уровня гиперссылки ведут на веб-страницы второго уровня.
2. Второй уровень. С каждой веб-страницы второго уровня гиперссылки ведут на веб-страницы третьего уровня.
3. Третий уровень.

Рисунок 2.3.4 — Сайт с трёхуровневой системой навигации
Сайт с четырёхуровневой системой навигации (большая глубина сайта бывает в особо сложных сайтах, и при ошибке веб-дизайнера или заказчика, пожелавших иметь подобную структуру сайта)
0. Главная (домашняя) страница сайта. С неё ведут гиперссылки (система навигации сайта) на первый уровень.
1. Первый уровень
2. Второй уровень
3. Третий уровень. С каждой веб-страницы третьего уровня гиперссылки ведут на веб-страницы четвёртого уровня.
4. Четвёртый уровень

Рисунок 2.3.5 — Сайт с четырёхуровневой системой навигации
Сайт, имеющий большую глубину (система навигации сайта включает много уровней), очень труден для поиска в нём информации.
Глубину сайта можно уменьшить, а, следовательно, упростить сайт и поиск информации на нём, если веб-дизайнеру предоставят контент сайта сразу, а не частями.
Чтобы создать простой и удобный сайт, веб-дизайнеру необходимо иметь полное представление обо всем контенте сайта (текст, таблицы и рисунки).
Не имея всего контента, создать удачную компоновку страниц и систему навигации сайта трудно.
Рекомендуемое числа уровней (глубины сайта) в зависимости от числа html страниц приведены в таблице 2.3.6
Таблица 2.3.6 — Рекомендуемое числа уровней (глубины сайта) в зависимости от числа html страниц

3.                СОЗДАНИЕ САЙТА
3.1 Анализ существующих моделей создания сайта
Наиболее распространены три модели проектирования
Каскадная модель
Согласно этой модели все этапы разработки веб-проекта следуют один за другим. Сначала идет определение целей сайта, затем описывается концепция, составляется техническое задание и так далее. Заканчивается все тестированием и внедрением сайта в эксплуатацию. Каждый этап начинается только после полного завершения предыдущего шага. При этом каскадная модель не предусматривает возврата назад для доработки или изменения сделанного ранее.
Каскадная модель — самая простая. Она непригодна для работы над крупными сайтами
Самое главное достоинство этой модели — простота реализации. Она может быть использована как вебмастерами-одиночками, так и небольшими фирмами или группами. Правда, есть у каскадной модели и недостаток, причем достаточно серьезный. Он заключается в том, что четкое представление поставленных задач и целей бывает только в теории. На практике же во время работы над сайтом постоянно появляются новые идеи, которые непременно захочется реализовать. Но для этого необходимо возвращение на предыдущие, уже пройденные этапы, чего данная модель не предусматривает. Именно поэтому она может использоваться только во время разработки достаточно простых сайтов с четко заданными целями — например, небольших корпоративных веб-проектов.

Рисунок 3.1.1 – Каскадная модель
Модель «Спираль»
«Спираль» — самая популярная модель проектирования. Ее главное достоинство — гибкость
Это самая популярная модель проектирования работы над сайтом. Ее суть, как это видно из названия, заключается в движении по спирали. Работа начинается с первого этапа — «Планирование и анализ» — и последовательно проходит все остальные — разработку архитектуры, кодирование и создание дизайна, тестирование. Параллельно с разработкой проекта аккумулируются идеи по улучшению сайта, внесению дополнительных возможностей и так далее. После завершения последнего этапа работа снова возвращается к первому. Таким образом цикл повторяется несколько раз.
Главное достоинство модели «Спираль» — возможность создания сложных проектов с постепенным их изменением и улучшением. Но есть у нее и недостаток. Дело в том, что новые идеи появляются постоянно. Если реализовывать их все, то появляется риск «зацикливания», то есть постоянной разработки сайта. Правда, решить эту проблему очень легко. Просто нужно остановиться в конце одного из циклов, запустить сайт в эксплуатацию, а потом можно будет продолжать работу, периодически радуя посетителей проекта новыми релизами. Есть у модели «Спираль» и еще один минус. Речь идет о риске превращения процесса работы в хаос. Постоянные доработки и переработки могут привести к размытости границ между этапами и, как следствие этого, к нарушению порядка работы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Рисунок 3.1.2 – Спиральная модель
MicrosoftSolutionsFramework
Microsoft Solutions Framework — модель для разработки сложных проектов
Эту модель компания Microsoft использует для разработки собственных продуктов. Тем не менее она прекрасно подходит и для проектирования работы над веб-сайтами. Суть Microsoft Solutions Framework заключается в следующем. Работа над проектом состоит из четырех этапов — анализа, планирования, разработки и стабилизации. Причем каждый из них должен достигать определенного заранее результата. Кроме того, в конце этапа обычно составляется специальный документ, в котором подробно описывается состояние проекта на данный момент времени. После прохождения полного цикла разработка возвращается на первый шаг. И так повторяется несколько раз. Правда, в отличие от модели «Спираль», здесь невозможно бесконечное «вращение» проекта, поскольку цели, необходимые для окончания каждого этапа, четко указаны.
К достоинствам Microsoft Solutions Framework стоит отнести, во-первых, четкое следование этапам разработки и понимание каждым исполнителем своей задачи и места в проекте, а во-вторых, возможность циклической работы, что способствует улучшению качества сайта и выявлению всех недостатков. Ну, а минус у подобного решения только один. Он заключается в сложности модели. Поэтому ее использование оправдано только большими группами во время работы над крупными веб-проектами.

Рисунок 3.1.3 — Microsoft Solutions Framework
3.2 Процесс создания сайт
Создание сайта – многоуровневый, сложный и трудоемкий процесс, требующий привлечения специалистов: программистов, дизайнеров, копирайтеров, специалистов по раскрутке сайта.
Типичный план разработки сайта включает в себя:
— Анализ потребностей заказчика, ситуации на рынке и в интернете;
— Построение структуры будущего сайта;
— Разработку дизайна;
— Программирование;
— Верстку и наполнение;
— Запуск сайта в интернете;
— Раскрутку сайта;
— Техническую поддержку и обновление уже функционирующего сайта.
Качественное исполнение такого плана разработки сайта требует профессионального подхода. Зачастую профессионалов объединяют в своем штате студии вэб-дизайна, и самым простым способом получить доступ к специалистам для компании-заказчика представляется обращение в крупную веб-студию. Этот вариант разработки сайта оптимален для масштабных дорогостоящих проектов.
Итак, приняв решение создать сайт, Вы столкнетесь с огромным предложением веб-студий, заполнивших просторы мировой паутины в последнее время. Студии веб-дизайна могут предложить Вам разработать сайт с нуля, в результате Вы получите продукт «под ключ». Если у Вашей компании уже есть сайт, который вас по каким-либо причинам не устраивает, некоторые студии веб-дизайна могут предложить Вам услугу редизайна, переделки устаревших или некачественно сделанных сайтов. Но далеко не каждая студия веб-дизайна способна предложить вам качественный продукт, поэтому стоит досконально изучить предложение, причем не обязательно делать акцент на крупных компаниях, занявших львиную долю рынка.
В зависимости от сложности проекта и финансовых возможностей Вы можете рассмотреть вариант обращения к фрилансерам (люди, работающие в интернете в частном порядке). Среди них тоже достаточно профессионалов своего дела, готовых взять на себя ответственность за весь цикл работ, способных удовлетворить ваши запросы, разработав сайт на высоком уровне. Зачастую оплата работы фрилансера обходится заказчику дешевле, чем обращение к специалисту в своем регионе. К фрилансеру обращаются по мере надобности, и оплачиваются его услуги, как правило, попроектно. В любом случае, выбрали ли вы крупную веб-студию или решили обратиться к услугам фрилансеров, первым делом стоит изучить их портфолио. Как правило, профессионалы предложат вам ознакомиться с проектами, которые ранее выполнили.
Доверяя, проверяйте: если вас впечатлили работы студии, обратитесь к заказчикам и еще раз уточните авторство понравившегося Вам проекта. Получив лестные отзывы владельцев ресурса, Вы можете доверить разработку своего сайта избранной компании и не сомневаться в том, что получите успешный результат.

3.2.2 Дизайн сайта
Первым этапом разработки сайта является определение его дизайна. Главные задачи, которые приходится решать при разработке дизайна сайта, – это соответствие сайта фирменному стилю, использование логотипа и цветов фирмы, и удобство сайта для пользователя.
Сайт должен иметь интерфейс, позволяющий посетителю легко ориентироваться в его ресурсах. Визуальное выделение информационных блоков, контрастные ссылки, интуитивно понятное расположение управляющих элементов и грамотная верстка способны сделать посещение сайта удобным и информативным.
Лучшим вариантом дизайна сайта будет перенос уже существующего стиля компании в виртуальный мир. Фирменный стиль – это визуально-информационная система, включающая логотип, шрифт, цвет, и другие элементы, с помощью которых компания подчеркивает свою уникальность. Фирменный стиль – действенное средство позиционирования себя на рынке и привлечения покупателей. Использование фирменного стиля в дизайне сайта компании позволит повысить узнаваемость вашей организации, как во всемирной паутине, так и в реальном мире, что, несомненно, скажется на качестве и количестве Ваших клиентов, а также на деловой репутации компании в целом.
Иногда молодые компании, едва выйдя на рынок, не успевают сформировать собственное узнаваемое лицо. В этом случае его для вас могут сформировать вэб-дизайнеры, основываясь на Ваших пожеланиях и виде деятельности. Изготовление фирменного стиля — это разработка целостного и запоминающегося образа компании на конкурентном рынке. Фирменный стиль компании, посредством удачного логотипа, яркого слогана, звучащего названия, качественной полиграфии и сувенирной продукции, способен придать индивидуальности любой компании и выделить ее на фоне других, Зачастую разработку фирменного стиля, включающую создание логотипа, разработку цветов и шрифтов, мультимедийных презентаций поручают сразу нескольким вэб-дизайнерам. Наиболее удачный проект вполне может стать вашим лицом, узнаваемым и в реальном мире. Единственный совет, который можно дать в такой ситуации, — предоставьте дизайнеру свободу действия, ведь, как всякая творческая натура, он не любит, когда ему обрывают крылья.
Кроме того, не стоит забывать, что соблюдение внешней привлекательности не должно идти вразрез с требованиями к скорости загрузки сайта. Другими словами, пользователи предпочитают сайты, позволяющие быстро получить доступ к необходимой информации. Например, Flash-анимация, способна значительно оживить внешний вид сайта, акцентировать внимание пользователя на определенном информационном блоке. Однако, не стоит забывать, что Flash-элементы могут негативно сказаться на скорости загрузки страницы. Поэтому так важно критически оценить необходимость применения Flash-анимации, и в случае необходимости, профессионально подойти к ее разработке.
Для удобства и эффективности работы сайта следует при разработке дизайна сайта обратить внимание на некоторые моменты:
Скорость загрузки сайта.
Избегая графических элементов, которые могут замедлить загрузку сайта, вы сократите время отклика и существенно повысите эффективность сайта для пользователя.
Разрешение сайта.
Сумбурное расположение информации затрудняет ее восприятие, поэтому, если хотите угодить пользователю, зафиксируйте ширину сайта.
Навигация на сайте.
Хорошая навигация – знак качества для сайта, используйте карту сайта, строку подсказок – все, чтобы максимально упростить общение сайта и пользователя.
Информационное наполнение.
Информация – смысл существования сайта, используйте легко читаемые шрифты, выделение заголовков, ведь задача сайта не запутать пользователя, а донести до него информацию в максимально доходчивом виде.
Графика на сайте.
Правильно подобранная графика выгодно представляет фирменный стиль на сайте и облегчает пользователю общение с электронным ресурсом, однако не увлекайтесь анимированными графическими элементами, они могут существенно замедлить время загрузки сайта.
3.2.3 Дизайн и функциональность сайта
В процессе разработки сайта одним из ключевых вопросов является его дизайн. Этому вопросу посвящено огромное количество публикаций, но он, почему-то, не теряет актуальности. В чем же проблема? В разнице восприятий.
Каждый хочет видеть на своем сайте универсальный графический набор, способный привлечь любого посетителя сети. Увы, это невозможно. Вряд ли когда-нибудь будет создан сайт, способный удовлетворить все претензии пользователь к своему дизайнерскому решению. Поэтому, чем пытаться создать идеально привлекательное графическое решение, лучше сосредоточиться на основной функции качественного дизайна – грамотной подаче информации.
Прежде всего, графика должна тесно переплетаться с тематикой ресурса, повсеместно направляя действия пользователя и облегчая его восприятие. К примеру, можно оснастить меню сайта небольшими иконками, соответствующими разделу, оснастить разделы тематическими картинками.
Разные типы сайтов имеют свою специфику графического оформления.
Сайт-визитка, по сути, являясь аналогом рекламного буклета, размещенным в Интернет, требует соответственного дизайнерского решения, чтобы достойно выполнять свои рекламно-представительские функции для небольших компаний.
Корпоративный сайт может включать большое количество как статических, так и динамичных страниц, заполненных информацией о продукции, форумами, рассылками, оформление подобного сайта должно учитывать имидж компании.
Интернет-магазин представляет собой каталог товаров или услуг с возможностью заключения интерактивной сделки. На сайте также размещается информация о способах оплаты и доставки товара, сервисных и гарантийных услугах.
Информационный портал характеризуется большим объемом информации по определенной тематике. Как правило, на подобном сайте размещаются отраслевые новости, статьи, аналитические обзоры, рекомендации специалистов и др.
Промо-сайт можно сравнить с ярким рекламным щитом в Интернете. Большое значение при его разработке уделяется графике и использованию мультимедийных элементов.
 Внимание к функциональности сайта, проявленное на этапе разработки дизайна сайта, позволит посетителю Вашего ресурса быстро ориентироваться на сайте, а Вам – кратчайшим путем доставить пользователю нужную ему информацию. По общему оформлению можно сказать лишь несколько слов:
— приятная для глаз цветовая гамма
— минимальное количество картинок.
Ответственно подойдя к дизайну сайта, вы получите эффективный инструмент маркетинга и ресурс, удобный для пользователя, стильный, эффективный, динамичный, удобный в управлении.
3.3 Этапы создания сайта
Основные этапы создания корпоративного веб-сайта
Этап 1. Принятие решения о создании сайта
Вопросы клиентов о корпоративном сайте, наличие веб-проектов у конкурентов, желание провести крупномасштабную рекламную акцию, поиск новых рынков и желание увеличить продажи- являются одним из основных причин создания сайта. Главное — принято четкое решение о создании веб-сайта и готовность выделения на это определенных средств.
    продолжение
–PAGE_BREAK–