Министерство образования и Науки Республики Казахстан ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Д.Серикбаева. Архитектурно-строительный факультет. Кафедра «Архитектура и Дизайн» ДИСЦИПЛИНА «Архитектура и психология» РЕФЕРАТ ТЕМА: САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА В ХРАМЕ ПАРИЖСКОЙ
БОГОМАТЕРИ Усть-Каменогорск 2012 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…. 2. Цель…3. Сакральная геометрия; – Треугольника Рело; – Смысловое значение цвета… 4. Объект исследования … 5. Методы исследования… 4 6.
Границе исследования… 7. Содержание результатов исследования……… ….…4 7.1 « Золотое сечение» и нумерология….…… 7.2 Цифровой ряд Фибонначи… …… ……7.3 Система квадратов … ….7.4 Треугольник Рёло… … . 7.5 Символизм цвета… … 8. Заключение … 9. Графическое приложение….….………10. Список литературы………… … ……… 13 1.
Введение Собор Парижской Богоматери – географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся во мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент
собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка. Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год. Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год. Тема исследования «Использование приемов сакральной архитектуры в Храме Парижской Богоматери» актуальна, так как исследовательских материалов по данной тематике не достаточно. Так как объекты Сакральной Архитектуры предназначены для изменения сознания людей к позитивному мышлению. 2. Цель Цель исследования, проверить действительно ли при строительстве Храма Парижской Богоматери использовались приемы Сакральной
Архитектуры. 3. Задачи Задачами исследования является проверка использования Сакральных приемов по следующим направлениям: 1. Нумерология; 2. Использование «Золотого сечения»; 3. Спираль и пропорциональность Фибонначи; 4. Сакральная геометрия; 5. Треугольника Рело; 6. Смысловое значение цвета. 4. Объект исследования –
Храм Парижской Богоматери. 5. Методы исследования – графический анализ сакральной геометрии и сравнительный анализ. 6. Границы исследования – географические – Париж, Франция; – хронологические – XIII век; – предметные – Сакральные приемы. 7. Содержание результатов исследования 7.1 «Золотое сечение» и нумерология «Золотое сечение» – идеальная пропорция, развивающаяся в Бесконечно малое или
Бесконечно большое, не имеет нулевой точки. Пропорция при которой больший из двух отрезков прямой относиться к меньшему, как их сумма – к большему; соответствует 1, 618 В «золотом сечении» соотношнгие пропорций имеет бесконечный ряд цифр, что символизирует Бесконечную Вселенную [6]. Золотая пропорция имела особое значение для христианской теологии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему, сконструированную из двух элементов (рис.
2). В графическом приложение имеются примеры, как золотое сечение может быть применено к поэтажным планам стандартной готической церкви, как пентагонально, так и десятерично (рис. 3). Любое подобное деление контрольного круга на 5, 10 или 20 частей вводит элементы пропорции "золотое сечение". Объект исследования Храм Парижской Богоматери вписывается в спираль «золотого сечения». Число 5 в нумерологии имеет особое значение. Данное число означает знание, совершенного человека и развитие воли. Число 3 также было символическим числом. Означает – размножение, синтез и тройственность духа. Эти числа были использованы в первоначальном основном плане собора. Другие важные пропорции церкви, типа аспектов поперечной оси, по этому плану соответствовали числу 7
– истина и числу 9 – число Архангелов. Число 7, так же является числом заботящейся обо всех Матери-Мудрость (София) и форма была связана со всей природой и гармоничным космосом, и, стало быть, с семью музыкальными тонами, семью основными металлами и цветами, и семью планетами, известными средневековому человеку. Она также представляла слияние низшего материального мира (=4) и божественного космоса (=3). Число 9 также было символическим числом, поскольку в космологии таковым было число ангельских иерархий.
К тому же 9 было числом материального совершенства [4]. 7.2 Цифровой ряд Фибонначи. Окно роза собора Парижской Богоматери являет собой превосходный пример использования цифрового ряда Фибонначи. Как и все окна-розетки, включает в себя сложную геометрическую матрицу, предполагающую наличие большого количества числовых связей и пропорций. Точки пересечения квадратов и окружностей указывают
на дальнейшую взаимозависимость, определенную "рядом Фибоначчи" – пропорцией, названной по имени математика тринадцатого века, впервые ее выведшего. Основанный на арифметической прогрессии, в которой каждый элемент является суммой двух предыдущих (0+1=1 1+1=2 2+1=3 3+2=5 5+3=8 и т.д.) т.е. изменение пропорциональности начиная от квадрата. "Ряд Фибоначчи" можно связать со многими структурами растительного мира, в том числе со структурой расположения листьев на центральном стебле растения. Обозначенная в "ряде Фибоначчи" и в золотом сечении пятиугольная симметрия определяет также и схему роста многих цветов, в том числе орхидеи, маргаритки и, конечно, розы. В каменно-стеклянной паутине каждого окна-розетки скрыты замечательные узоры священной геометрии. Но окно-розетка – это не только сложные геометрические схемы.
Благодаря своим витражным стеклам оно представляет собой законченное повествование или полноценный символ. Окно-розетка, как и весь готический собор, гармонично объединяет органические элементы природы с невидимой геометрией божественного космоса [ 4]. 7.3 Система квадратов. К концу XV века было издано несколько книг, посвященных секретам строительного мастерства средневековых зодчих. Вот строки из книги "О камне", написанной в 1486 г. немецким мастером
Матхаусом Роцирером: "Если хочешь начертить план башни на точной геометрической основе по примеру каменотесов, начерти квадрат, обозначь его углы буквами а, Ь, с, d затем раздели линию а – b на две равные части и обозначь середину буквой е и таким же образом раздели три оставшиеся стороны квадрата. Затем поверни меньший квадрат" (рис. 4). Как показал французский историк архитектуры Огюст
Шуази, пропорциональную основу западного фасада собора Нотр-Дам составляет квадрат, а высота башен фасада равна половине стороны этого квадрата (рис.5) [2]. 7.4 Треугольник Рёло. Треугольник Рёло представляет собой область пересечения трёх равных кругов с центрами в вершинах правильного треугольника и радиусами, равными его стороне. Негладкая замкнутая кривая, ограничивающая эту фигуру, также называется треугольником Рёло. Название фигуры происходит от фамилии немецкого механика Франца Рёло. Он был первым, кто исследовал свойства этого треугольника; также он использовал его в своих механизмах (рис. 6). Треугольник Рёло является простейшей после круга фигурой постоянной ширины. То есть если к треугольнику Рёло провести пару параллельных опорных прямых, то независимо от выбранного направления расстояние между ними будет постоянным.
Это расстояние называется шириной треугольника Рёло. Треугольник Рёло обладает осевой симметрией. Он имеет три оси симметрии второго порядка, каждая из которых проходит через вершину треугольника и середину противоположной дуги, а также одну ось симметрии третьего порядка, перпендикулярную плоскости треугольника и проходящую через его центр. Таким образом, группа симметрий треугольника Рёло состоит из шести отображений (включая тождественное)
и совпадает с группой симметрий правильного треугольника. Конструкция из двух его дуг образует характерную для готического стиля стрельчатую арку, однако целиком он встречается в готических сооружениях довольно редко. Узор Окна-Розы в форме треугольника Рёло можно обнаружить в соборе Богоматери в Париже (рис. 7) [7]. 7.5 Символизм цвета
Немаловажную роль в готическом соборе играют витражи. Розу собора можно считать прекраснейшим образцом концентрической мандалы. Но очень большое значение здесь играет и символика цвета. Существуют трактовки цветового символизма, основанные на символизме цвета. В витражах окна – розы доминируют четыре цвета: черный – белый – красный – золотой.
Каждый из этих цветов несет свое смысловое значение для человека. Белый цвет символизирует всепрощение и целомудрие. Красный – истина, воля, вера. Золотой – творчество, достоинство. Таким образом, ряд черный-белый-красный-золотой описывает путь духовного восхождения. Все эти цвета обязательно присутствовали в витражах. 8. Заключение В результате исследования использования приемов Сакральной Архитектуры в Храме Парижской Богоматери в Париже установлено, что: – по Нумерологии построение плана, как и окна – розы совпадает с приёмами нумерологии; Проверка сумму цифр дат начала и окончание строительства: 1250 начало строительства 1+2+5=8 Бесконечность, вечность 1267 окончание строительства 1+2+6+7=16 1+6=7
Истина. – по «Золотому сечению» также соответствует поэтажная планировка готического храма; – сложные числовые связи и пропорции окна – розы соответствует цифровому «ряду Фибонначи»; – системе квадратов в Храме Парижской Богоматери соответствует западный фасад; – конструкция стрельчатой арки храма соответствует двум дугам треугольника Рёло, также как и элемент окна – розы; – ряд цветов черный – белый – красный – золотой имеет большое
смысловое значение в Сакральной Архитектуре. 9. Графическое приложение. Рис.1 Попытки геометрированного рисования человека и животных, пришедшие к полному отрицанию естественных пропорций. Рис.2 «Золотое сечение» на фасаде Парижского Собора. Рис.3 Примеры применения «золотого сечения» в поэтажных планах готических соборов. Рис. 4 Система квадратов. Рис. 5 Пропорции западного фасада
Собора Парижской Богоматери. Рис. 6 Пропорции треугольника Рёло. Рис. 7 Использования треугольника Рёло Окне-Розе 10. Список литературы 1. Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери» 1984. 2. Волошинов А. В. «Математика и искусство» 1992. 3. Шевелев И. Ш. «Принцип пропорции» 4. Фулканелли. «Тайны готических соборов»
Раздел 5. 5. Муратова К. М. «Мастера французской готики» 6. Герман Ю. В; Муронец И. И. «Архитектура. Иллюстрированный толковый словарь» 2010. 7. www. wikipedia. ru