Афрасиаб— городище древнего Самарканда, где за многие века накопились 10—15-метровыетолщи археологических напластований. Это огромное холмистое плато площадьюболее двух квадратных километров расположено на окраине современногоСамарканда. Само название «Афрасиаб» в науке отождествляется с именемлегендарного правителя- • тирана, повелителя среднеазиатских кочевников,который жил более 2000 лет назад. Однако городище это упоминается и в связи сзавоеваниями Александра Македонского, значит, было оно еще древнее. По словамлетописцев, Афрасиаб существовал «со времен неведения».
Самарканд— современник Древнего Рима: возраст его культурных нижних слоев восходит к Iтысячелетию до нашей эры, именно в них таятся остатки Мараканды — главногогорода древней страны Согд, во многом загадочной еще и сегодня. Эту твердынюармия Александра Македонского атаковала в IV веке до нашей эры, здесь жепротекали главные события борьбы согдийцев, возглавляемых Спитаменом.
Своегорасцвета античная Мараканда достигает в I—III веках, когда Со-гдиана входила всостав Кушанского царства. Границы города разрослись тогда за пределы Маракандывремен военных походов Александра Македонского, но кризис рабовладельческогостроя в Средней Азии привел снова к сокращению территории города. В VI—VIIвеках, с началом феодализации страны, вокруг Мараканды появляются сотни замковдихкан — мелкопоместных рыцарей, но ядро города остается на старом месте.
Многокровавых событий помнит Афрасиаб, а в самом начале XIII века монгольскоенашествие прервало мирную жизнь Средней Азии, были разрушены города иуничтожены многие памятники искусства и материальной культуры. ВойскамиЧингисхана Афрасиаб был стерт с лица земли так, что на поверхности не осталосьровным счетом ничего: крепостные стены города были срыты, дворцы и домасожжены, знаменитый водопровод, который в течение нескольких веков подавал водув цитадель, разрушен. Там, где когда-то шумели сады, заворошились песчаныебарханы…
Однакогород не умер, более того, на рубеже XIV—XV веков начался его новый расцвет.Это случилось во время правления великого завоевателя Тимура (Тамерлана),который решил сделать Афрасиаб-Самарканд столицей своей империи. Рюи Гонзалесаде Клавихо, испанского посла при дворе Тимура, Самарканд так очаровал, что оннаписал о нем книгу: «Тимур всячески хотел возвеличить этот город. Какие быстраны он ни завоевывал и ни покорял, отовсюду привозил он людей, чтобы онинаселяли город. Особенно старался он собирать мастеров по разным ремеслам».
Теперьотсюда, из Самарканда, решаются судьбы народов и стран, здесь исключительногорасцвета достигли ремесла и искусства. Тимур хотел сделать свою столицунедосягаемо прекрасной и грандиозной, превосходящей все другие города мира.Поэтому деревни вокруг Самарканда получили новые названия и отныне звались так:Багдад, Дамаск, Каир — величайшие города мира должны были казаться деревнями посравнению с новой столицей Тимура. Вокруг Самарканда шумели 13 садов, самыйбольшой из них был настолько обширен, что однажды (как рассказывают древниехроники) там заблудилась лошадь архитектора и ее искали целый месяц.
Архитектурныйансамбль Самарканда, тянувшийся от Железных ворот на восток в виде улицы, былобстроен по сторонам парадными гробницами и культовыми строениями. На окраинеСамарканда, на склоне холма Афрасиаб, раскинулись мавзолеи Шахи-Зинда. Этуволшебную улицу никто не планировал и не проектировал, ансамбль возник сам посебе, а строили его сотни лет — один мавзолей за другим. «Шахи-Зинда» означает«живой царь», культ которого существовал еще задолго до прихода сюда ислама. Вовремена расцвета Афрасиаба культ этот был настолько велик, что проповедникиислама не стали с ним бороться. Используя его во славу новой религии, онисоздали легенду о Мохаммеде Кусаме ибн-Аббасе — двоюродном брате Пророка.
Древняялегенда рассказывает, как однажды войско Мохаммеда Кусама было застигнуто«неверными» в святую минуту, когда все воины совершали намаз. «Неверные»воспользовались их временной небоеспособностью и всех зарубили. Остался безголовы и сам Мохаммед Кусам, однако, и лишившись головы, он не растерялся: взялсвою голову в руки и спустился в глубокий колодец, через который прошел в рай.Многие герои впоследствии старались спуститься в этот колодец, чтобы узнатьтайны обезглавленного царя.
Ихотя, как установили ученые, Мохаммед Кусам в Самарканде никогда не был, егогробница стала первым мавзолеем комплекса Шахизинда. Сейчас мазар МохаммедаКусама окружен другими мавзолеями, но им здесь тесно. Погребение возле могилывеликого святого обеспечивает блага на том свете, поэтому многие вельможи имуллы хотели, чтобы их гробницы стояли как можно ближе к усыпальнице МохаммедаКусама. Давно уже нет Железных ворот, за которыми когда-то вздымались дваграндиозных сооружения — соборная мечеть Тимура и стоявшие напротив медресеСарай-Мульк-ханым, от него осталась лишь руина мавзолея, который в народесвязывают с именем легендарной Биби-ханым.
УТимура было много жен, но только одна любимая — красавица Биби-ханым. Великийповелитель был в далеком походе, когда она собрала лучших зодчих Самарканда,которые в час, указанный звездами, приступили к возведению мечети.
Строилмечеть юный архитектор, который, пленившись красотой Биби-ханым, стал жертвойбезумной и безответной любви. Уже блистают прекрасной глазурью стройные стенымечети, уже купол ее соперничает с небесным сводом, осталось только замкнутьарку портала… Но медлит влюбленный зодчий, ведь окончание работ означаетразлуку с Биби-ханым.
Амежду тем в Самарканд спешит гонец с известием* о возвращении великого Тимура,и торопит Биби-ханым завершить работу. Архитектор согласен только за дерзкуюнаграду — поцелуй красавицы. Что оставалось делать? И Биби-ханым разрешилапоцеловать себя лишь через приложенную к щеке подушку. Но поцелуй влюбленногозодчего был так страстен и горяч, что и через подушку отпечатался на щекекрасавицы.
Прибывв Самарканд, грозный Тимур с восхищением рассматривал здание мечети. Однако,отбросив легкое покрывало с лица жены, он увидел и след на ее щеке. РазъяренныйТимур потребовал назвать имя виновника; когда бросились искать зодчего,которого ждала неминуемая смерть, тот забрался на вершину минарета и на заранеесделанных крыльях улетел в Мешхед.
СамТимур похоронен в мавзолее Гур-Эмир, который находится возле небольшого прудана площади Регистан. Сначала Гур-Эмир предназначался для погребения МухамедаСултана — любимого внука Тимура, но теперь здесь похоронены сам Тимур, егосыновья и другой внук — великий средневековый ученый Улугбек, при котороммавзолей и превратился в фамильную усыпальницу Тимуридов. Голубой ребристыйкупол мавзолея поднимается на высоту 40 метров, деревянные двери с инкрустациейиз слоновой кости ведут в парадный зал… Лучи солнца, прорываясь сквозьмраморные решетки, полосами ложатся на восемь надгробных плит, сами могилынаходятся внизу — в подземелье.
Центральнойплощадью старого Самарканда является Регистан, к ней со всех сторон подходятулицы, радиально пересекающие территорию Старого города. В древние временачерез площадь протекал мощный канал, оставивший массу песчаных отложений.Песчаные наносы, вероятно, и дали название этому месту, так как «Регистан» вбуквальном переводе означает «место песка», «песчаное поле».
ДоXV века Регистан был крупной торгово-ремесленной площадью, однако потом егозначение как базарной площади отступило на второй план. При хане Улугбеке,который был правителем Самарканда с 1409 по 1447 год, Регистан становитсяплощадью парадно-официальной: здесь стали совершаться торжественные смотрывойск, провозглашались ханские указы и т.д.
Сейчасна самаркандском Регистане возвышаются три медресе: два из них (Шир-Дор иТилля-Кари) были сооружены в XVII веке, а третье воздвигнуто еще в XV веке — прижизни Улугбека. Исторические хроники сообщают, что это медресе входило винтересный, но не дошедший до нас ансамбль монументальных построек, которыебыли возведены вокруг площади Регистан. Напротив медресе, по другую сторонуплощади, была построена ханака — странноприимный дом для дервишей. По словамсултана Бабура, посетившего Самарканд в XVI веке, ханака славилась своимвеличественным куполом, который был «таких колоссальных размеров, что…равного ему нет в целом мире». Однако ханаку разрушили довольно скоро, и на ееместе выстроили медресе Шир-Дор.
Судяпо старинным описаниям, к югу от медресе Улугбека находилось здание главнойсоборной мечети Самарканда, возведенное на средства влиятельного и богатоговельможи Алике-Кукельташа. Неподалеку от нее были выстроены бани, считавшиесясамыми лучшими и красивыми не только в междуречье Сырдарьи и Амударьи, но и вовсем Хорасане. Они назывались «банями мирзы», и главной ихдостопримечательностью был пол, выложенный из различных пород камня.
МедресеУлугбека начали возводить в 1420 году по указаниям самого ученого.Прямоугольное здание с четырьмя башнями-минаретами по углам, оно имело большойквадратный внутренний двор, по всем сторонам которого располагались худжры(кельи). Медресе Улугбека со своим богатым архитектурным убранством,великолепными мозаиками, геометрическими орнаментами и изображениями звездногонеба на тимпанах главного портала было подлинным храмом науки. Сейчас, входя варку портала с площади, нужно спускаться на несколько ступенек вниз. Однако привозведении медресе поверхность площади Регистан была иной: пол арки порталанаходился выше уровня площади, и на него, наоборот, приходилось подниматься понескольким ступеням широкой лестницы.
Новремя не пощадило это великолепное сооружение: исчезли вторые этажи худжр,увенчания порталов и минаретов, поднятые на барабанах купола дарсхана — все этосильно исказило высотные пропорции медресе. И тем не менее даже неискушенныйглаз ощущает удивительную соразмерность всех его частей и горделивую стройностьпропорций.
Вовремена Улугбека Самарканд был центром научной жизни Средней Азии, сюдасъезжались знаменитые математики, астрономы, историки… В медресе, длякоторого Улугбек лично подбирал преподавателей, и его обсерватории ученыеприкасались к тайнам науки. Купцы и ремесленники, паломники и поэты, странникии дипломаты — все стремились сюда, все дороги вели в «драгоценную жемчужинумира» — сверкающий город Самарканд.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта subscribe.ru/archive/history.alltheuniverse