План
1. Введение
· Цели, задачи, обоснования выбора темы
2. Образ Петербурга в произведения различных писателей ХIХ в.
3. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание»
· Прообраз города
· Герой романа.
· Отражение состояния героя, психологическая деталь
4. Заключение.
5. Краткий литературоведческий словарь понятий и терминов
6. Список литературы.
Введение
Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от М.В. Ломоносова до современников. Еще А. С. Пушкин в своих произведениях отобразил две стороны Петербурга. Первая – это фасадный, необычайной красоты город, являющийся столицей, а вторая сторона – показывает город, как некую силу, способную задавить любого слабого человека. В дальнейшем эти две темы отображения Петербурга начали развивать другие писатели. Но наиболее широко ее удалось раскрыть Ф.М. Достоевскому.
Ученые литературоведы определяют три точки зрения о Петербурге, представленном в романе «Преступление и наказание»:
1) Петербург является героем романа, который влияет на поступки остальных героев. 2) Петербург, как отражение состояния героя, то есть психологическая деталь (в данной ситуации важно не то, что видит человек, а то, что он при этом чувствует, то есть, что видит, то и чувствует). 3) Петербург является прообразом города Санкт-Петербурга времен Достоевского (то есть реальный Петербург – прообраз образа Петербурга в романе).
Санкт-Петербург – город, который привлекает многих: поэтов, писателей, музыкантов, город, который сам начинает играть важную роль в моей жизни, так как после окончания школы, я собираюсь продолжить образование именно там. Поэтому я решил разобраться, понять, случайность ли это, что именно в Петербурге происходит действие романа или это следствие того, что город давит на всех и является губителем душ. Это основная причина, по которой я выбрал данную тему.
Основная цель моей работы заключается в том, чтобы определить, значение образ Санкт-Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»: является ли образ прообразом Санкт-Петербурга 60-70гг ХIХ века, либо это отражение состояния героя (психологическая деталь), либо это герой романа.
Задачи: 1) Выявить точки зрения толкования изображения Петербурга в романе литературоведами. 2) Сопоставить и обосновать выше указанные точки зрения, и выявить наиболее точное определение роли образа Петербурга в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Петербурга в произведения различных писателей ХIХ в.
Контрасты Петербурга, главной столицы России ХIХ века, кроме Достоевского, в своих произведениях создавали и его предшественники: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. В. Некрасов.
В творчестве А. С. Пушкина звучат мелодии чуть ли не всех литературных жанров: сонеты и элегии, оды и послания, поэмы и сказки, роман в стихах и повесть в стихах, маленькие повести и трагедии, драмы. Все это Пушкин освоил и оставил в наследие, из которого выросла, возмужала русская литература. И в каждом из этих жанров — ломка устаревших канонов, смелое новаторство. И, естественно, что Пушкин не мог оставить в стороне образ Петербурга, который он очень любил и которым восхищался. Петербург в начале XIX века был одним из красивейших и богатейших городов Европы. Его величавую и строгую красоту воспел Пушкин в “Медном всаднике».
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия .
В этом произведении Пушкин показывает нам “Петра творенье” во всей его красе, но в то же время отразив его двуличность. Пушкинский Петербург, представший перед нами, — это нарядная столица огромной империи, овеянная историческими преданиями, сосредоточившая в себе всю мощь страны и всю власть над ней.
Вслед за Пушкиным в литературу вошел один из крупнейших художников-реалистов — Н. В. Гоголь. Он также не обошел образ Петербурга, написав цикл повестей, объединенных одним названием — “петербургских”, написанных в 1842 году. Гоголь углубляет в своих произведениях тему двуликости “града Петрова”. Петербург Гоголя — это город владельцев “роскошных палат” и город жалких лачуг, в которых селились нищие художники, бедные чиновники и ремесленники. И эти два Петербурга Гоголь сопоставляет и сталкивает между собой. В гоголевском Петербурге мы уже не видим того “Петра творенья”, которое воспел Пушкин, а видим город лицемерия и лжи, где главное не человеческие качества, а средства, положение и изысканность внешности. Гоголь впервые противопоставил фасад и задворки. Вот, например, такое противопоставление встречается в «петербургских повестях»: с одной стороны, «день был прекрасный и солнечный. На Невском народу была тьма; дам был целый цветочный водопад…», а с другой «петербургское серое небо, пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером…, нигде ни души». При этом автор не делает собственных выводов собственных выводов. Он предоставляет их читателю. Как писал В.Г. Белинский «Гоголю удалось показать две стороны полярной жизни».
Некрасов продолжил традиции Гоголя-реалиста. Он писал прозу, разную по жанрам и стилевым особенностям. В своем произведении “Петербургские углы”, которое он опубликовал в альманахе “Физиология Петербурга”, Некрасов сосредоточил свое внимание на столичном “дне”. Здесь “натура” говорит сама за себя, а это не только убогие квартиры, но и сами жильцы, хозяйки. Некрасов показывает нам бессмысленность и бесчеловечность жизни в “петербургских углах”.
Уже в раннем юмористическом стихотворении “Говорун” (1843) Некрасов писал:
Столица наша чудная
Богата через край,
Житье в ней нищим трудное,
Миллионерам — рай.
Здесь всюду наслаждение
Для сердца и очей,
Здесь всё без исключения
Возможно для людей
При деньгах — вдвое вырасти,
Чертовски разжиреть,
От голода и сырости
Без денег умереть .
И неизменно, когда Некрасов обращался к петербургской теме, он изображал два мира — миллионеров и нищих, владельцев роскошных палат и обитателей трущоб, счастливцев и несчастливцев.
Л.Н. Толстой почему-то в равной степени недолюбливал творение Петра Великого, его детище – Санкт-Петербург, как Ф.М. Достоевский. Л.Н Толстой отобразил Петербург, как замкнутое пространство, «тюрьму» для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Возьмем, например, Пьера Безухова (героя романа «Война и мир»), именно в Петербурге его женят, здесь он начинает испытывать депрессию, опустошенность и, лишь уезжая из него, находит успокоение души, равновесие, обретает силу – «в самом счастливом расположении духа он возвратился из своего южного путешествия». Петербургский салон А.П. Шерер раскрывает сущность героев, постоянно посещающих его, таких как Князь Василий, он является примером ложного патриотизма. Вот еще один пример ложного патриотизма: в салоне «разговор не утихал целый вечер обращаясь преимущественно около политических новостей. В конце вечера он особенно оживился, когда дело пошло о наградах, пожалованных государем». Л.Н. Толстой показал Петербург гостиных, дворцов, Петербург приемов и балов, политических интриг и масонских лож. То есть тот Петербург, который никакой роли не сыграл в победе над Наполеоном в 1912 г.
Ф.М. Достоевский, рисуя Петербург, сосредотачивается на спрятанной, внутренней его стороне. Петербург Достоевского — это уже далеко не пушкинский город, это город с нечистыми переулками, мрачными доходными домами, темными дворами. Конечно, Достоевский не мог забыть о дворцах знати, созданных известными зодчими, о прелестных парках, просто герои его романов не видели всего этого. Обитатели убогих квартир и углов в трущобах Петербурга с опаской проходили мимо роскошных домов, сторонились Невского проспекта, они не видели красоты пушкинского города.
Достоевский показал свой Петербург, как холодного исполина, огромную бездну, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город – соучастник преступления Раскольникова.
Петербург 60-70 – прообраз образа Петербурга в романе.
Жизнь Санкт-Петербурга Достоевский в своих произведениях рисовал как яркое, резкое и «фантастическое» воплощение всех противоречий русской жизни в целом. История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга 60-х годов ХIХ века.
Достоевский отразил жизнь современной ему России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Напомню, что 60-70-е годы ХIХ века, пора стремительного развития российского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.
Ф.М. Достоевский создает образ вполне конкретного города в определенный период времени. Отличительной особенностью является топографическая точность изображения города, упоминание реальных мест, достопримечательностей Петербурга. Это создает эффект сопричастности происходящему, придает ощущение реальности. Даже жара, духота – исторически верные мотивы, современники отмечали необычайную жару в Петербурге летом 1865 года.
В романе изображен центр торговли тогдашнего Петербурга — Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет “канавой”. Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда — с раннего утра и до позднего вечера — толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков. Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади: “Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников . Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя. Раскольников — один из этой толпы. Проходя мимо торговцев нитками, тесемками и ситцевыми платками, он неожиданно для себя услышал разговор, из которого узнал, что “завтра, ровно в семь вечера”, старуха-ростовщица “останется дома одна”. Эта встреча с мещанином, его женой и Лизаветой — сестрой процентщицы — стала для него решающей.
В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников “даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь”. Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли, поскольку его очень волновала идея благоустройства города.
Студенты и безработные в Петербурге жили в очень грязных домах и темных переулках, на верхних этажах, где дешевле плата за жильё, но некоторые, самые бедные, арендовали чердаки домов, так как за них меньше всего приходилось платить. Так, например, «Родион жил в каморке под самою кровлей высокого пятиэтажного дома, которая походила более на шкаф, чем на квартиру». А вот дом в котором жила процентщица был очень огромным и выходил одной стороной на канаву, а другою в Екатиренгофскую улицу. «Дом стоял весь в мелких квартирках и заселен был всякими промышленниками, …лестница в нем была темная и узкая, черная». Семья Мармеладовых жила в доме Козеля на четвертом этаже. «Лестница чем дальше, тем становилась темнее». Жили они в мелкой, бедной скудно обставленной квартирке. Итак, в 60-70гг. в городе было очень много безработных и студентов, которым было нечем платить за жилье, а как известно из истории развития города, в районе Сенной – центра торговли города, где находились грязные и неухоженные улицы, жилье было наиболее доступным для бедных людей, и поэтому основная масса таких людей, жила на этих черных и вонючих улицах, в пустых и тесных комнатушках.
Петербург в романе «Преступление и наказание», как герой произведения.
Часто говорят, что Петербург — это музей под открытым небом. Его историческими зданиями и памятниками архитектуры любуются не только петербуржцы, но и туристы, приезжающие со всех сторон света. Многие из них хотят не просто увидеть этот город, насладиться его неповторимым стилем и проникнуться его настроением, а посмотреть на него глазами великого русского писателя — Федора Михайловича Достоевского. Ведь Петербург стал одним из главных героев книг этого писателя. События его романов связаны с домами, набережными, мостами, площадями и переулками Петербурга.
Петербург в романе «Преступление и наказание» – это темные улицы, заселенные ремесленниками и нищими чиновниками, это город грязных дворцов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Он возникает в образе желчного, «с ног до головы сердитого» субъекта, изливающего свое раздражение на все, что его окружает.
В “Преступлении и наказании” Петербург является своеобразным героем, действующим лицом, городом, который душит, уничтожает все лучшее в человеке, внушает безумные идеи. Он является соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил.
Так, например, вот каков летний Петербург глазами Раскольникова, главного героя романа: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу” . Город Достоевского — это город, толкающий на смерть, на убийство других и самих себя. Например, женщина “с желтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами” вдруг бросается в воду, Соня Мармеладова, которая пошла по желтому билету, Раскольников, убивший старуху-процентщицу, и тут же Лужины, толкающие на гибель совестливых и беспомощных Мармеладовых, ведущие к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе. Петербург Достоевского безжалостен и жесток к “униженным и оскорбленным”. Улицы города грязные, но и дома, квартиры в которых живут герои, не лучше. Мы видим “грязные и вонючие” дворы, темные лестницы — “узенькие, крутые и все в помоях”, а комнаты, по словам Пульхерии Александровны Раскольниковой «похожи на шкафы». Ощущение безвыходности из всего этого мучит и Раскольникова, и Соню, и многих других, толкая одних на убийство, других на бесчеловечный акт купли-продажи.
Человек в Петербурге одинок. Как говорит Николка, в нем есть все, кроме отца и матери. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния героев становится слово «душно». В Петербурге нет покоя душе человека. Нигде нет теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в Петербурге, ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутости и одиночества.
Петербург в этом произведении играет важную роль в раскрытии сущности остальных персонажей, здесь живущих. Если начать широко мыслить, то город является соучастником преступления Раскольникова, ведь это духота навила мысль об убийстве старухи-процентщицы. Но город нельзя назвать главным героем, потому что мы не можем четко отследить его характер, поступки, внутреннее эмоциональное состояние, причины такого негативного влияния на его обитателей. Здесь, на мой взгляд, Санкт-Петербург предстает в роли второстепенного героя, помогающего раскрыть остальных персонажей произведения.
Достоевский не первый, кто пишет о негативном влиянии города на других персонажей, об этом еще писал Н.В. Гоголь. Основная идея изображения Петербурга, как героя заключается в том, что нужно выбраться из этого города, освободиться от его влияния, чтобы начать жить нормально (Раскольников это понимает уже после того, как его выслали в Сибирь на каторгу).
Образ Петербурга является отражением состояния героя.
Достоевский глубже всех проник в непостижимую силу воздействия Города на психику и поведение его обитателей. Вот какое многозначительное рассуждение вложил он в уста Свидригайлова: «Редко где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем, это административный центр всей России, более того: Петербург непостижимым образом определяет самое существование и судьбу человека, и характер его должен отражаться во всем».
В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Запахи из “канавы”, из дворов, с помоек, пыль и духота — “все это все это разом потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши” и делает его мысли еще более кошмарными.
Раскольников забрел в один из переулков: “Миновав площадь, он попал в переулок . Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую”. Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, “чтоб еще тошнее было”. Смрадные распивочные, оборванные пьяные, озабоченный, спешащий народ, серый отвратительный и грустный колорит улиц рождали в нем «чувство глубочайшего омерзения».
Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его.
Но Петербург Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события, это как бы душа этих событий, символ ненормальности жизни. Городской пейзаж органически связан с душевным состоянием автора, внутренним миром его героев. Петербург Достоевского болен, больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его романа.
Особый акцент в своем произведении Достоевский делает на описание жилищ своих героев, их комнаты похожи на гробы, автор не просто описывает жилища, а вставляет их описание в реплики самих героев. Они также напоминают о ненормальности жизни, которую ведут люди, в них живущие. Возникает раздражающий, навязчивый желтый цвет, проходящий через все произведение.
Желтый цвет – основной «цвет» романа. В квартире старухи-процентщицы комната «с желтыми обоями», мебель из «желтого дерева», картинки «в желтых рамках». Даже во сне, когда Раскольников как бы повторяет убийство, ему бросается в глаза «желтый диван» в комнате старухи. Само лицо героя после болезни становится «бледно-желтым». «Желтое» лицо и у Мармеладова. На Петровском острове «ярко-желтые» домики. Этот перечень можно бы продолжать и дальше. Желтый – это как бы цвет того мира, того пространства, где было задумано и совершено преступление.
Итак, автор создает странную атмосферу полуяви: следуя за героем, читатель теряет ощущение реальности и не видит границ. Мотивы жары и духоты становятся характеристиками состояния как героя, так и города, общества. Духота, на которой акцентирует внимание автор, — это символ безысходности, бесперспективности положения героев. Они мечутся по городу и не могут спастись от жары, духоты, ставших частью общей атмосферы романа. «Вы выходите из дому – еще держите голову прямо. С двадцати шагов вы уже ее опускаете, руки складываете назад.… Наконец, останавливаетесь среди дороги надолго» – констатировал по этому поводу Свидригайлов. С описанием каморки Раскольникова в романе появляется мотив тесноты, стесненности, а также одиночества для души.
Но также в романе есть еще один, очень важный момент – гроза. Во время грозы Свидригайлову снится сон, а после ее затишья он застрелился. Если же духота навила мысль Раскольникову об убийстве, то гроза заставила его раскаяться и сдаться. До грозы воздух был заряжен негативом, на улицах было душно, но после дождя обстановка разрядилась, город, словно, вздохнул прохладой.
Все изображения Петербурга в романе сливаются с душевным состоянием его героев. Он предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота, “вонючий, пыльный зараженный городом воздух” — сопоставимы с самыми черными мыслями героев, и величественные здания, прекрасные фонтаны — показывают добрую, человеческую сторону души.
Заключение
Целью данного реферата было выяснить, чем все-таки является Санкт-Петербург в романе Ф.М. Достоевского: героем романа, прообразом города, отображением состояния героя.
На мой взгляд, все вышеуказанные значения образа Санкт-Петербурга в романе «Преступление и наказание» ясно и четко отображены автором, и нельзя говорить о том, что только одно из этих определений роли образа верно. Автор мастерски наделил свой образ всеми вышеуказанными чертами.
Во-первых, город может сравнится с главным героем произведения: у него также есть душа, которая обладает присущей ей двойственностью: внешняя сторона (фасад зданий, творения архитектуры) и внутренняя (трущобы, помойки, задворки). Также Петербург влияет на всех его обитателей, он, словно, давит на героев, толкает их на преступления (в какой-то мере он даже является соучастником преступления Раскольникова).
Во-вторых, в романе отображается и реальная жизнь реального города времен жизни писателя, герои которого, такие как Родион Раскольников, Сонечка Мармеладова, Свидригайлов, живут в его реально отображенных домах, ходят по вполне конкретным улицам и площадям. Автор показывает не только внешний облик столицы, как все привыкли ее видеть, но и описывает ее внутренние дворы, которые привык видеть сам: распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, Сенную и Канаву, темные и узкие улицы, убогие, темные комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы – вот он, тот самый Петербург, на фоне которого разворачиваются конфликты и трагедии.
И, в-третьих, Петербург отображает душевное состояние главного героя – Родиона Раскольникова (то есть является психологической деталью). Духота, пыль, запахи из “канавы”, из дворов, с помоек — “все это все это разом потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши”, а также все это способствовало совершению преступления. А гроза, предварявшая покаяние, напротив, рассеяла туманные мысли юноши и пролила ему свет на тот грех, который он совершил.
Достоевский произвел полный переворот в психологии восприятия художественного изображения Петербурга. Он сделал его одним из главных героев своих произведений, а его исторически и топографически точные описания города, где он жил, сливаются с эмоциональным состоянием героев его романа.
Краткий литературоведческий словарь понятий и терминов.
Герой лирический – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Герой лирический не торжествен биографической личности Представление о нем носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения. Условное понятие: на его основе создается целостное представление о творчестве поэта, но не о его личности. Переживания, духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведение не на прямую, а опосредственно (пересоздано, возвышено, облагорожено).
Лирический герой – своего рода роль, «образ», маска, в которой выступает автор. При этом соотношение между лирическим героем и автором может быть различным: открытым, прямым (сходство вплоть до слияния, нерасторжимости) или условным, непрямым («ролевая» дистанция). Поэтическое определение ролевой дистанции – «чужое вдруг почувствовалось своим» (А.А. ФЕТ) – редко встречается в русской литературе
Герой произведения – действующее лицо в художественном произведении, которое наделено характером, поступки которого влияют на других персонажей в произведении.
Детали внешние – детали, видимые глазом героя повествователя, это детали пейзажа.
Деталь психологическая – одна из форм изображенного мира. Мысли, переживания, желания. Психологические детали отражают внутреннее состояние героя, его мысли, переживания, желания. Способы выражения – внутренний монолог, сон, дневник, письмо.
Образ автора (повествователя) – неперсонифицированный (повествование ведется от третьего лица) или персонифицированный (т.е. повествователем является герой произведения) условный носитель авторской (то есть не связанной с речью к.-л. персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование. Образ автора проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных образов автора, например в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки) и не звучит на сцене.
Образ рассказчика – условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. О. р. есть, например, в “Капитанской дочке” А.С. Пушкина, в “Очарованном страннике” Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия (персонифицированный: например, в рассказе А.П, Чехова «О любви»).
Образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала; результат художественного обобщения действительности. Художественный образ помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. Художественный образ создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение
Персонаж (франц. personnage, от лат. persona — лицо, маска), обычно — то же, что и литературный герой. В литературоведении термин «Персонаж» употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле, который нередко выявляется лишь в контексте.
Прообраз – то, что было причиной создания образа (чаще всего это реальная личность или какой-либо город) с его реалиями.
Психологизм – способ изображения душевной жизни персонажа в произведении; воссоздание и изображение в художественном произведении внутренней жизни человека; художественное выражение глубокого интереса писателя к динамике внутренней жизни человека, смене его душевных состояний, свойствам его личности. Психологизм может быть явным — открытым, демонстративным (например, “диалектика души” (определение Н.Г. Чернышевского) в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным — скрытым, уведенным в «подтекст» (например, “тайная психология” в романах И. С. Тургенева).
Список литературы:
1. Достоевский Ф.М., Избранные сочинения, «Художественная литература», 1990г.
2. Достоевский Ф.М., «Преступление и наказание», «АСТ» Олимп 1996г.
3. Достоевский Ф.М., Библиография произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нем. 1968г.
4. Достоевский Ф.М., Материалы и исследования, «Наука», 1974г.
5. В. Вацуро, Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников 1990г.
6. Бирон В.С., Петербург Достоевского, «Cвеча», 1991г.
7. Анциферов И.П., Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга, «Книга», 1991г.
8. Белов С.В., Петербург Достоевского, «Алетейя», 2002г.
9. Учебный справочник школьника, «Дрофа», 1999г.
10. Н.В. Гоголь Сочинения в двух томах. Том 1, «Художественная литература, 1970г.
11. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-и томах. Т. 3. «Художественная литература», 1975г.
12. Л.Н. Толстой Избранные сочинения в 3-х томах. Т. 1, «Художественная литература», 1988