Сатирические мотивы и их роль в романе И. С. Тургенева Отцы и дети Сюжет романа И.С. Тургенева Отцы и дети заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и младшегопоколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как втрагическом ключе Ф.М. Достоевский в романе Бесы , так и всатирическом, юмористическом. На мой взгляд, юмора в романе больше, чем сатиры.
Сатира склонна обличать ср. едкая, злая, острая сатира , тогда как юморсожалеет и даже сочувствует мягкий, добрый и т.п В самом деле, отцов илидетей обличать Тургеневу? По возрасту, характеру, образу жизни автор во времянаписания романа был отцом . Он не мог не видеть, что за нигилизмоми эгоцентризмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивнуюнадежду – активными действиями, хотя сам он и не принимал максималистскогоподхода к жизни.
Из неприятия и непонимания родился роман Отцы идети . Но это не категорическое отрицание, а желание разобраться. В этомТургеневу помогают юмор и сатира. Такой подход Тургенев применяет к каждомусвоему персонажу, исключая Одинцову. Роман начинается со сцены приезда Аркадияи
Базарова в Марьино, имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадий по поводу и безповода употребляет слово отец , разговаривает нарочито низкимголосом, пытается вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего неполучается, все выглядит неестественно, потому что он остался тем же мальчиком,каким уехал из родного гнезда. Сама усадьба, построенная на открытом месте результат беспочвенных мечтаний
Николая Петровича , и ее хозяева, НиколайПетрович и Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода грустную, ностальгическую. Это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещикови аристократов. С точки зрения Базарова они – чудаки, их жизнь бесполезна дляобщества. Гуманистически настроенный Николай Петрович дал крестьянам волю иэтим оказал им медвежью услугу.
Его игра на виолончели, вычищенные полусапожкиПавла Петровича не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднятьего культурный уровень. Все это так, как бы говорит Тургенев, но без этихчудаков не было бы поэзии, искусства, музыки. Братья, внешне такие разные,схожи своей душевной целостностью. Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимаетэтого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его
идеалов. Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки,взлохмаченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешностиБазарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая сила,есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным, если тототрицает опыт прошлых поколений мы не признаем авторитетов ,нельзя. Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Неверящий в любовь полюбил, еголюбовь отвергли.
Интересно, что умер Базаров не в дороге, как и следовало быпредставителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у старосветских помещиков . Во всем романе, в целом грустном и добром,как и все, что написал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры Кукшина и Ситников. Первую Тургенев спрашивает Что ты пружишься? Чего не хватает этому существу с маленьким, красненьким носиком?
Почему Кукшинадля поддержания внимания и уважения к себе не делает ровным счетом ничего?Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочтет, бессмысленносамо ее существование. Не случайно рядом с ней Тургенев ставит такогопустейшего человека, как Ситников он и места в романе занимает меньше всех.Сын трактирщика мечтает сделать народ счастливым, пользуясь при этом прибылью сзаведений своего отца.
Подобные персонажи в литературе называют пародиями.Ситников при Базарове, как Грушницкий при Печорине то же самое можно сказать оКукшиной и Одинцовой . Но если Лермонтов использовал образ Грушницкого вкачестве средства раскрытия образа Печорина, то Тургенев используетотрицательное для придания большего веса положительному. С помощью юмористическихи сатирических моментов автор выражает свое отношение к персонажам.
В сценеспора и дуэли Базарова и П.П. Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что дети не должны убивать отцов , а отцы заставлять детей думать так же, как думают они. Проблема отцови детей вечна, и смотреть на нее надо с юмором, как это и сделалТургенев.