Реферат
По истории издательского дела
На тему:
Сатирический журнал "Пустомеля"
Своеобразие журнала.
Последний номер "Трутня" вышел 27 апреля 1770 года, а через месяц, 26 мая, в Академической канцелярии лежало прошение маклера Андрея Фока, желавшего печатать ежемесячный журнал "Пустомеля". Кто такой Фок, было неизвестно, однако и не числилось за ним ничего предосудительного. Журнал разрешили.
Если бы чиновники были повнимательней, они могли вспомнить, что почерк, которым написано прошение Андрея Фока, им знаком. Такими прямыми буквами было писано прошение издателя журнала "Трутень" Николая Новикова. Желая выпускать "Пустомелю", он спрятался за подставным лицом. Новикову после недавнего закрытия «Трутня» не разрешили бы издание журнала. Первая книжка журнала была уже подготовлена. Новиков отдал ее в печать, и через две недели, 15 июня, номер "Пустомели" был в руках читателей.
Название журнала как будто бы должно было успокоить бдительность властей – что важного может сообщать "Пустомеля"? Хотя "Трутень", насекомое бесполезное, принес немало огорчений… Впрочем, надо присмотреться: не сболтнет ли чего лишнего этот "Пустомеля"?
«Пустомеля» начал с более или менее скромной сатиры, и все-таки он просуществовал только два месяца. Это обстоятельство заставляет внимательно заняться его содержанием. В нем была продолжена сатирическая линия. Но сатира здесь касалась явлений литературы и культуры. Тут можно найти выпады против Хераскова, Чулкова, Лукина, В.Петрова. Критикует Новиков и “Российскую универсальную грамматику”, первый вариант знаменитого “Письмовника”. В частности, он высказывается против содержащихся там анекдотов.
Интересен раздел “Ведомости”
в журнале. Они посвящены только военно-политическим и театральным событиям. Причем здесь публикуются не только сатирические произведения, но и положительного содержания. Например, в этом разделе увидели свет первые в истории русской журналистики профессиональные театральные рецензии
– об игре выдающегося актера И. Дмитриевского и о постановке трагедии Сумарокова “Синав и Трувор”. В противовес отрицательным героям сатирических публикаций в “Пустомеле” публикуется повесть “Историческое приключение”
с положительными героями.
Всего удалось напечатать только два номера, после чего и этот журнал был закрыт. Причина закрытия – продолжение Новиковым неугодной Екатерине II сатирической линии. Видимо, что-то из напечатанного в июльском номере «Пустомели» было для Екатерины страшнее обличений судей-взяточников, отчего она и поспешила пресечь только что появившийся новый журнал.
Июньская книжка
содержит вступительную статью под названием: 1)«То, что употребил я вместо предисловия», 2)начало повести «Историческое приключение», 3)«Ведомости» из Константинополя и Москвы и 4)«Загадки».
1) Предисловие
= монолог мнимого Пустомели, болтовня о том, о сем, но автор искусно ее направлял. В шуточных строках он ясно выразил свое мнение о современных литераторах, рассыпал насмешки над своими противниками и намекнул на вздорные статейки "Всякой всячины".
«Многие думают, что писать просто»,- говорит Новиков, имея в виду десятки авторов, пробовавших силы в журналах 1769 года и целя в Михаилу Чулкова, издателя "И то и се" и "Парнасского щепетильника". «Кто пишет, не имевши дарований и способностей, составляющих хорошего писателя, тот не писатель, но бумагомаратель».
Так же здесь определены требования к журналисту. По его словам, «чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острой разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматических, и, наконец, истинное о вещах понятие». Об этих достоинствах журналиста писал М. Ломоносов. В новиковском моральном кодексе журналиста сверх того названы качества, вытекающие из его концепции печати – критический талант («Правильно и со вкусом критиковать так же трудно, как и хорошо сочинять»), общественная активность («Нет ничего, что бы не было подвержено критике»; журналист должен «мешаться в политические дела»).
2) Историческое приключение.
В противовес отрицательным героям сатирических публикаций в “Пустомеле” публикуется повесть “Историческое приключение” с положительными героями. В ней Новиков впервые дает положительную программу воспитания и образования в национальном русском духе. Данная неоконченная повесть — первая попытка в художественной форме показать следствие хорошего, в духе "древних российских добродетелей", воспитания. Не случайно, конечно, местом действия избран Новгород — хранитель национальных устоев и традиций русского народа по концепции Новикова.
Эта повесть должна была иллюстрировать мысль о том, что часто "люди впадают в пороки по одному добросердечию, но среди самых преступлений праводушие их сияет и великость духа оказывается". Неизвестно, о каких преступлениях и пороках могла пойти речь. Новиков изображает тесный дружеский кружок провинциальных дворян, а хозяин дома, где происходит действие, Добронрав и его сын Добросерд являют собой пример отличного воспитания и обладают лучшими качествами.
3) Ведомости:
Жанр, широко развивавшийся Новиковым и в "Трутне" и в "Живописце" как сатирический; в отличие от последних "Ведомости" "Пустомели" лишены обличения. Они ставят своей задачей развитие патриотических идей. Главной темой этих "Ведомостей" является желание Новикова прославлять подвиги русских солдат в войне с Турцией (ведомости из Константинополя). – Слово «российский солдат» наихрабрейшего турка приводит в трепет, и в армию никто больше иттить не хочет. Турки точно в такое же бедственное россиянами приведены состояние, в какое турками за несколько сот лет приведены были греки.
В сообщении из Москвы кратко рассказывается о триумфе актера придворного российского театра Дмитревского, выступавшего в трагедиях Сумарокова, драме Бомарше "Евгения" и других пьесах. Эта заметка может показаться неважной, но на самом деле появление ее означало, что в русской журналистике возникает театральная критика.
4)Загадки.
Ласкатель бесстыдно всех знатных господ в глаза похваляет, угождает их слабостям, а за очи смеется тому, что они ему верят, а иногда и бранит их; какого за то ожидает он награждения? Отгадай.
Взяткохват судья, не имеющий ни совести, ни чести, вершит дела по своим прибыткам; указы толкует, как ему угодно, правосудие продает с публичного торга, бедных и беспомощных людей обижает, богатых грабит, а знатным угождает; подчиненных своих примером своим ко взяткам поощряет: чего Взяткохват за похвальные свои труды ожидает? Читатель, отгадай.
В июльской и последней
книжке напечатаны: 1)«Завещание Юнджина Китайского хана к его сыну», статья о толках, которые вызвала первая книга журнала, 2)«Послание к слугам моим» Д. И. Фонвизина и 4)«Ведомость».
1) Что же это был за материал, из-за которого Екатерина решила закрыть журнал? «Завещание Юнджина Китайского хана к его сыну».
В 1770 г. исполнялось 16 лет наследнику престола, великому князю Павлу Петровичу. Оппозиционно настроенные по отношению к режиму Екатерины дворянские либералы считали, что наступает удобный момент заставить Екатерину уступить трон законному наследнику Павлу.
Новиков, как и многие передовые деятели эпохи, рассчитывал, что смена лиц на троне может изменить режим в стране. На этой основе могло произойти сближение Фонвизина и Новикова, реальным выражением которого явилось печатание в «Пустомеле» «Послания к слугам» и «Завещания Юнджина».
Так как восточная, в том числе и китайская, оболочка воспринималась в литературе XVIII в. только как маскировка, то читатели журнала не могли не применить содержание «Завещания» к современности».
А содержание это таково: Хан Юнджин, чувствуя приближение смерти, велит вельможам возвести на престол своего сына. Напечатано «Завещание» в июльской книжке за два месяца до исполнения Павлу 16 лет; «Завещание» нельзя рассматривать иначе, как призыв к Екатерине II добровольно уступить трон.
Подробности «Завещания» также совпадают с историей отношений Павла и Екатерины.
«Завещание Юнджина» и послужило, как естественно предположить, поводом к закрытию «Пустомели», и Новикову только через полтора года удалось снова добиться права на издание сатирического журнала.
2) Стихи Фонвизина
"Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке" распространялись в рукописи: Новиков решил их напечатать. Автор спрашивает своих слуг: на что сей создан свет? Ванька, бывавший в Москве и Петербурге, так изложил свои впечатления от современного общества:
Попы стараются обманывать народ,
Слуги дворецкого, дворецкие господ,
Друг друга господа, а знатные бояря…
Нередко обмануть хотят и государя…
Что дурен здешний свет, то всякий понимает,
Да для чего он есть, того никто не знает.
Не может ответить на этот вопрос и автор стихотворения. Признание несовершенности мира, по церковным представлениям созданного богом, сомнение в целесообразности божественной воли навлекли на Фонвизина упреки в атеизме. "Пустомеля", напечатавший стихи, стал как бы единомышленником Фонвизина и разделил с ним укоры, исходившие от религиозных блюстителей нравственности.
Двух таких произведений в одной книжке журнала вполне хватило для того, чтобы третий номер в свет уже не вышел. Типография Академии наук отказала маклеру Андрею Фоку в печатании "Пустомели". Новиков опять остался без своего журнала.
3) Ведомости.
Следующий номер содержал отзыв о постановке на придворном театре трагедии Сумарокова "Синав и Трувор". Автор воздавал хвалу исполнителям главных ролей – Дмитревскому, Троепольской – и с гордостью замечал, что они не уступают французским актерам, – истина, в которой сомневались придворные зрители. Один из этих господ, глядя на русских актеров, сказал: «Жаль, что они не французы; их бы можно почесть совершенными и редкими в своем искусстве».