Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета

Федеральное агентство по науке и образованию
Воронежский Государственный торгово-экономический университет
Факультет «Финансы и кредит»
Контрольнаяработа по Бюджету РФ
на тему
 
Сбалансированностьбюджета. Дефицит и профицит бюджета
 
Воронеж 2007

Содержание
Введение. 3
1 Понятие и сущность бюджета. 4
2 Дефицити профицит бюджета. 8
3 Сбалансированность бюджета:понятие и условия. 11
4 Параметры федерального бюджета РФ… 15
Заключение. 18
Литература. 20
Введение
Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблемедефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, являетсястремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одногогосударства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всехэкономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшуюэкономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим одной из важных задач экономической политикигосударства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета иего сбалансированности.
Проведение экономических реформ в РФ изменило основыфункционирования бюджетной системы страны и отношения между органамигосударственной власти различных уровней, что потребовало разработкиметодологии формирования нового бюджетного механизма.
Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивнымсдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету,отказу от его эмиссионного финансирования.
Рассмотрим в этой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, атакже проблему сбалансированности бюджета.
1 Понятие и сущность бюджета
Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условияхрынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальныхресурсов. В то же время, в распоряжении государства находится важный инструментв виде узаконенной власти, которая способна устанавливать, охранять и изменятьправа собственности. Однако действия государства не сводятся только кнепосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются.Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны с естественноймонополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагатьтрудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства ираспределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.
Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: засчет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессеперераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов. Осуществляяпроизводство в условиях естественной монополии, государство обычно реализуетпродукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким,чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная фирма. Однако такили иначе государственные организации получают выручку, которая способнаобеспечивать возмещение затрат и расширение производства.
В ряде случаев государство намеренно использует цены, непокрывающие издержек на товары и услуги, производимые государственнымиорганизациями. Это обусловлено стремлением государства, стимулироватьпотребление благ, обладающих важными достоинствами для граждан (например,посещение музеев).
Сниженные цены продаж могут также служить обеспечению доступностипредметов первой необходимости для лиц с низкими доходами (например, вотношении ценообразования на жилищные и коммунальные услуги). В подобнойситуации убыточность деятельности государственных предприятий оправдываетсяперераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное,адресное предоставление льгот. Поэтому для покрытия убытков, предоставленияльгот и субсидий государству необходимы финансовые средства. Еще большаяпотребность в средствах определяется тем, что многие виды экономическойактивности государства вообще не направлены на производство продукции, которуюможно было бы реализовать на рынке. Это касается, в частности, социальныхпрограмм, например пенсионных, и создания чистых общественных благ.
В силу полного отсутствия или в пределах средней нормы прибыли длярыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельностинепривлекательны для частного сектора. И тогда для реализации способностигосударством взять на себя выполнение соответствующих функций используютсяперераспределительные механизмы — принудительное изъятие части доходов.
Для этих целей основным источником денежных средств у государстваявляется налогообложение. Государство обязывает лиц, осуществляющихкоммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути,оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы,присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы,государство затем их целенаправленно использует. Это означает, что оновыступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, ав качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы сдоходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и т.д.
Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемойчастью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловленане только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но исущностью государства и общественно-политического строя. При всехобщественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребностигосударства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудомстоимость объективно должна не только способствовать решению производственныхзадач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов,гарантирующих конституционные права и свободы граждан.
Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовойсистемы государства. Такое обособление связано с тем, что любое государствопризвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходныепараметры баланса социальной и экономической политики, представляет собойсоотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретнымиформами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением,между экономической эффективностью и социальной справедливостью, междуразличными моделями экономического развития.
С одной стороны, отличительная особенность бюджета состоит в том,что он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важнаяособенность бюджета заключается и в том, что он имеет отношение к сфереперераспределения и потребления общественного продукта. Как известно, способраспределения определяется способом производства, однако перераспределительныеотношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либоспособствовать процессу производства, быть фактором повышенияпроизводительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается вориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Эторасширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкиевозможности для реализации экономической политики государства.
В бюджете отражается циклический характер развития общества и егодиалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в немвоспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и являетсяключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходиморассматривать как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную сфункционированием государства.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Онпредставляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственныхслужб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности,подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываютсяисточники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению,утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта обего исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих вбюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующихуровней: Федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации(региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерациикассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации осуществляется Федеральным казначейством.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, тоэто называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированныерасходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит(или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджетапревышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходитзначительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный органвласти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение овведении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание»запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Рассмотрим более подробно вопросы дефицита и профицита бюджета.2 Дефицит ипрофицит бюджета
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняютсярасходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышениеназывается профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетныйдефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики.Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный,муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, впоследние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однакоконсолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющегочисла региональных и почти всех местных бюджетов.
В экономической теории сложились несколько подходов к проблемебюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственныхзаимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любойстраны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают,налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получитьбездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов,либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер.Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса идальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентированатолько на решение текущих экономических проблем, но не способна решатьперспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижениягосударственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образомсократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетныйдефицит, ни остановить спад производства.
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяженииэкономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительствоосуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремитсясбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующуюбюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственныерасходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самымрост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государствопроводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижаетгосударственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, котороеиспользуется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепцияимеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады иподъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайнотрудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может сменитьсякоротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить неудастся, он примет циклическую форму.
Третья концепция: сбалансированность бюджета являетсявторостепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, сточки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономическогороста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительнымсальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картинатипична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).
Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румыниивремен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетногодефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такаяполитика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала ростинвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, созданиепрофицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке— средства просто обесценятся.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считаютлекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни ролипотребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать,чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем заменьшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, можетпостоянно тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Ростбюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, роствнешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие целирасходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда онотратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, наподготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком частосредства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, асам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовыепретензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1)выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или«сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» неявляется простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный«сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которыеконцентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета.Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств,поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних,ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовойсистемы страны.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджетапри дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистовпротиворечивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, аего ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредствомотъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможностиэффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитникипозиции правительства считают, что центральное правительство уже научилосьсоставлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то времякак дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса врегионах. 3 Сбалансированность бюджета:понятие и условия
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принциповформирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии(равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичьравенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходовбюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходыпревышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним —несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает егофиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связанос завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективностииспользования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета —обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета.Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционированиеорганов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетовведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, ксбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народномхозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна дляРоссии, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалосьострой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета —разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты наобслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышаетвеличины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпавполностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджетаприходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизацииразмеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни изних применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений. Кметодам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетногопланирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетомэкономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разныхуровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление имобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системыбюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетныхотношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительновоздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящихперед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и смаксим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики наоснове разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономиярасходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайнейнеобходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований,способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюденияустановленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реальнопоступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов;использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенногопрекращения дотирования предприятий и введения полной имущественнойответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств передгосударством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных,доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым,экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовойпомощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервови т.д.
В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципахединства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственносоюзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреватсубъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низовогоуровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основефедерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающимипринципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждогобюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, враспоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательноезакрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошлово многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержатпрямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет;законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, еслиони составлены с дефицитом.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетномкодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг.практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов,особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составленияпроектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечиваетсяблагодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего(совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип долженсоблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и привнутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов ирасходов.
На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющимина сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативногорегулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностьюманеврировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетныхрасходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган властиосуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиватьсяна каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работниковсоответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретаютустойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.4 Параметры федерального бюджета РФ
 
Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн.326 млрд. руб., по расходам — 3 трлн. 48 млрд. руб. Реальное исполнениесоставило 5 трлн. 125 млрд. руб. по доходам и 3 трлн. 539 млрд. руб. порасходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что сталорекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФсоставили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов— 42% ВВП).
На 2006 год федеральный бюджет принят с доходами 5 трлн. 46 млрд.руб. и расходами 4 трлн. 270 млрд. руб. По данным Минфина, дефицит федеральногобюджета без учета доходов от нефти и газа в 2006 году составил бы 5,2 % ВВП.
Наиболее крупные статьи расходов в 2006 году были следующие:
¾  межбюджетные трансферты (33,5 % от всех расходов);
¾  национальная оборона (15,6 % расходов);
¾  общегосударственные вопросы (15 %);
¾  национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13%);
¾  национальная экономика (7,9 %);
¾  социальная политика (4,8 %);
¾  образование (4,7 %);
¾  здравоохранение и спорт (3,5 %).
Расходы по статье «Национальная оборона» в 2006 составили 666 млрд.руб. или 2,73 % ВВП. Однако эту цифру нельзя использовать для международныхсравнений, так как в других странах расходы на оборону вычисляются по-другому.Для получения корректного значения необходимо добавить те средства, которыеМинистерство обороны РФ получает через «гражданские статьи» (61 млрд. руб.),расходы на содержание Внутренних войск (36 млрд. руб.) и органов пограничнойслужбы (45 млрд. руб.), ряд других расходов на военные цели (около 40 млрд.руб.). В результате прямые расходы на оборону составляют 848 млрд. руб. или3,48 % ВВП. Страны НАТО включают в военные расходы также косвенные траты, вчастности, выплату военных пенсий. В этом случае российские оборонные расходысоставляют в 2006 4,04 % ВВП, что ставит Россию в число стран с наиболеевысокими оборонными расходами (для сравнения: США — 4,06 % ВВП, Индия — 2,5 %,Великобритания — 2,4 %, Казахстан — 0,9 %).
В целом, расходы на военные и полицейско-бюрократические функциипревышают 40% федерального бюджета (в развитых странах — 11%, среднемировойуровень — около 20%).
Согласно Федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметрыфедерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с даннымиизменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей,по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицитфедерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
Федеральный бюджет-2007 создавался с учетом налоговых изменений,направленных в сторону создания эффективных механизмов функционированияроссийского бизнеса.
Доходы федерального бюджета в 2007 году планируются в размере 21,9%ВВП. Так как цена на нефть в среднесрочной перспективе будет снижаться, этоповлияет и на уровень доходов федерального бюджета, которые в текущем годусоставят 6,628 трлн. руб. Профицит федерального бюджета также планируется ксокращению.
Заключение
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего вышеизложенного.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планомгосударства, главным средством аккумулирования финансовых средств, даетполитической власти реальную возможность осуществления властных полномочий.Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственныйкредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системылюбого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль влюбом современном обществе.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета — этобездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добитьсятакой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникаеттакое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлениюгосударственного долга.
Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением ипоэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета,следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются даннойполитикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полнымконтролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетногодефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и подвлиянием экономической ситуации в стране.
Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной дляэкономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ниодного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающиестраны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально наэкономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повыситьконтроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимыеэкономические реформы, особенно налоговую.
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1)выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или«сеньораж», т.е. печатание денег.
Когда доходы бюджета становятся больше расходов, это превышение называетсяпрофицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит(отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принциповформирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии(равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из нихприменяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджет-номкодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
/>/>Литература
1.    ДоланЭ., Линдсей Дж. Макроэкономика. — СПб., 1994.
2.    Интернет-ресурс:www.budgetrf.ru/ Бюджетная система Российской Федерации.
3.    КоковВ., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, №42, 2003.
4.    ЛавровА. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 64,2002.
5.    ЛившицА.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2004.
6.    ПарыгинаЕ.В. Бюджетная система РФ. — М., Феникс, 2003. — 544 с.
7.    ПолякГ.Б. Бюджетная система России. — М., Юнити, 2006. — 532 с.
8.    РацанеЮ. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2004.С. 12—15.
9.    РомановскийМ.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М., Юрайт, 2003. — 838 с.
10.  Финансовые проблемы бюджета2003 // Финансы, № 27, 2003.
11.  Фишер С., Дорнбуш Р.Экономика: Учебник. — М., 1998.