Сбалансированность государственного бюджета

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы икредит
Контрольная работа
По предмету: Бюджетное право
На тему: Сбалансированностьбюджетов

Выполнил:
Студент __5курса
_____9____семестр
Тюмень, 2009 год

Содержание
Введение
Понятие и сущность бюджета
Профицит бюджета
Дефицит бюджета
Государственный и муниципальныйдолг
Заключение
Список литературы
Введение
Современнаяэкономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности исбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный ростгосударств с огромным дефицитом бюджета.
Насовременном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомогос этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы ипринципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран,находящихся на той или иной стадии развития.
В связи сэтим одной из важных задач экономической политики государства является поископтимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Проведениеэкономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системыстраны и отношения между органами государственной власти различных уровней, чтопотребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.
Сокращениенерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуребюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от егоэмиссионного финансирования.
Рассмотримв этой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, а также проблемусбалансированности бюджета.
Понятие и сущность бюджета
Бюджетявляется важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных имуниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностьюприоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государстваи общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формацияхбюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.
Бюджетфункционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства.Такое обособление связано с тем, что любое государство призвано, защищатьнациональные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры балансасоциальной и экономической политики, представляет собой соотношение целейразвития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого балансаявляются соотношения между накоплением и потреблением, между экономическойэффективностью и социальной справедливостью, между различными моделямиэкономического развития.
С однойстороны, отличительная особенность бюджета состоит в том, что он ориентированнепосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджетазаключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения ипотребления общественного продукта. Как известно, способ распределенияопределяется способом производства, однако перераспределительные отношения,обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствоватьпроцессу производства, быть фактором повышения производительности труда.
С другойстороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост ипреумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфереперераспределения и открывает более широкие возможности для реализацииэкономической политики государства.
В бюджетеотражается циклический характер развития общества и его диалектика, когдастарое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается иассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом врассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать какисторико-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированиемгосударства. [9, c.348]
Государственныйбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собойсовокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб,правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащиеудовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники иразмеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельностьгосударства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, атакже составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касаетсябюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетныйпроцесс.
Вбюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Федеральныйбюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджетымуниципальных образований (местные бюджеты)
Еслизапланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называетсябюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджетапревышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицитбюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышаетустановленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительноеснижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (наоснове предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введенииустановленного законом механизма уменьшения расходов. Такое „урезание“запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Рассмотримболее подробно вопросы дефицита и профицита бюджет.
Профицит бюджета
Профицитбюджета — превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизацияфинансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовыевозможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство,быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективныхрезультатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов вбюджет только вредит.
Именноиз-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику взаконодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающаяформировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.
В РоссииБюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный,региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета.Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироватьсяпревышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимопринять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности: сократитьпривлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности,сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственныхзапасов и резервов; предусмотреть направление бюджетных средств надополнительное погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, втом числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Еслипроводить перечисление меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходыбюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.
Еслипрофицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь егоналичие не может быть оценено однозначно положительно.
Профицитбюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использованиябюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджетурасходов, — явление положительное. [2, c.14]
Однако,если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодносложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума илинедофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицитбюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицитабюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, непредназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило,средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнениерезервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытиерасходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.
Профицитфедерального бюджета на 2009 год составит 1 трлн 913 млрд рублей. [12, c.4]
По даннымМинфина: доходы федерального бюджета в 2009 году, в соответствии с уточненнымпланом, достигнут 10 трлн 908 млрд руб или 21,2% ВВП, а расходы — 8 трлн 995млрд руб или 17,5% ВВП.
В 2010году доходы в соответствии с уточненным планом составят 11 трлн 733 млрд рубили 19,8% ВВП, расходы — 10 трлн 320 млрд рублей или 17,4% ВВП. Профицитсоставит 1 трлн 413 млрд рублей или 2,4% ВВП.
Доходы в2011 году оцениваются на уровне 12 трлн 839 млрд рублей или 19% ВВП, расходы — 11трлн 318 млрд рублей или 16,7% ВВП. Профицит федерального бюджета в 2011 году — 1 трлн 521 млрд рублей или 2,2% ВВП.
Наобщегосударственные вопросы в 2009 году предполагается выделить 1 трлн 281,4млрд рублей или на 14,4% выше уровня 2008 года, на национальную оборону — 1трлн 266,8 млрд рублей, что на 23,1% выше чем в 2008 году, на национальнуюбезопасность и правоохранительную деятельность — 1 трлн 085,3 млрд рублей (ростна 30,6%), на национальную экономику — 1 трлн 026,7 млрд рублей (+28%), на ЖКХ- 107,2 млрд рублей (рост на 65,3%), на охрану окружающей среды — 13,8 млрдрублей (+38,3%), на образование — 432,2 млрд рублей (+24,9%), на культуру икинематографию и СМИ — 113,9 млрд рублей (рост на 20,9%), на здравоохранение,физическую культуру и спорт — 357 млрд рублей (+19,2%), на социальную политику- 324,9 млрд рублей (снижение на 6,8%), на межбюджетные трансферты будетвыделено 2 трлн 986,3 млрд рублей (+15,3%).
Федеральныйбюджет на 2009-2011 годы рассчитан в соответствии с инфляцией 7,5-8,5% в 2009году, 5,5-7% в 2010 году и 5-6,8% — в 2011 году.
Всоответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития РФ, в2009 году ВВП достигнет 51 трлн 475,3 млрд рублей, увеличившись на 6,7%, в 2010году — 59 трлн 146 млрд рублей (рост на 6,6%) и в 2011 году — 67 трлн 610 млрдрублей (+6,2%).
Цены нанефть марки Urals в среднем по году ожидается в 2009 году на уровне $95 забаррель, в 2010 году — $90 за баррель и в 2011 году — $88 за баррель Курсдоллара, заложенный в расчеты федерального бюджета, в среднем в 2009 годуоценивается 25,4 рубля за доллар, в 2010 году — 26,6 рубля за доллар, в 2011году — 28 рублей за доллар.
Объемрезервного фонда к 2011 году достигнет 6 трлн 761 млрд рублей, а фонданационального благосостояния — 6 трлн 457,8 млрд рублей.
В 2009году Резервный фонд составит 5 трлн 147,5 млрд рублей, а Фонд национального благосостояния- 3 трлн 717,2 млрд рублей или 7,2% ВВП. В 2010 году размеры этих фондовдостигнут 5 трлн 569 млрд руб и 2 трлн 700,8 млрд рублей соответственно.Дефицит бюджета
Дефицитбюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.
Бюджетныйдефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер.
Онвстречается в бюджетах многих государств, причем причинами его образованиямогут выступать: во-первых, рост государственных расходов в связи снеобходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций; во-вторых,чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.),вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытиене хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода.
Причинойвозникновения бюджетного дефицита могут быть также кризисные явления вэкономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособностьправительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
В этомслучае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранениевозникших явлений и сокращение Д.6., чтобы не произошло нарастаниегосударственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательнымисоциально-экономическими последствиями. [6, c.40]
Минимизациядефицита достигается разными методами; одни из них применяются приформировании бюджета; другие — при его исполнении.
Кметодам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитированиебюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объемацентрализуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов междубюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий междуними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построениеэффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи всфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов,положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающихрешение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальныхзатратах и с максимальным эффектом; сокращение масштабов государственногосектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, необусловленных крайней необходимостью; использование наиболее эффективных формбюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежныхсредств с финансовых рынков.
В ходеисполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью: введенияпроцедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюденияустановленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реальнопоступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использованиямеханизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системыбюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотированияпредприятий и введения полной имущественной ответственности экономическихсубъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизациидополнит, резервов роста бюджетных доходов; последовательного проведенияфинансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованиембюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах др. бюджетами;использования бюджетных средств и т.п. При принятии бюджета на очереднойфинансовый год с дефицитом в законе (решении) о бюджете должны обязательнопредусматриваться источники финансирования бюджетного дефицита.
Если всоставленном бюджете нет первичногодефицита, но расходы на обслуживание долга не покрываются полностьюдоходными источниками, то в утвержденном бюджете должны быть обязательнопредусмотрены средства из состава источников финансирования дефицита в пределахзатрат, связанных с погашением долга.
Органызаконодательной (представительной) власти субъектов Федерации и органы местногосамоуправления не имеют права утверждать соответствующие бюджеты с дефицитом,образующимся в результате недостатка доходов на покрытие текущих расходов. Бюджетныйкодекс РФ жестко регламентирует размер дефицита при утверждении бюджетовразного уровня.
Так,дефицит федерального бюджетане может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций ирасходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации насоответствующий год. Размер дефицита бюджета субъекта РФне может превышать 15%объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Этотпредел может быть превышен лишь в том случае, если субъект Федерации планируетполучить дополнительные средства от продажи принадлежащего ему имущества,причем на величину, которая может быть реально получена от продажи имущества.
Размердефицита местного бюджета неможет превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи извышестоящего (федерального или субфедерального) бюджета. Этот предел может бытьпревышен лишь тогда, когда орган местного самоуправления планирует получитьдополнит, доходы от продажи муниципального имущества и только на величину этихдоходов.
Дляфинансирования дефицита федерального бюджета могут привлекаться как внутренниеисточники, так и внешние источники в виде государственных внешних заимствованийот имени Российской Федерации. Финансирование дефицита бюджетов субъектов РФограничивается только внутренними источниками. [3, c.18]
С цельюужесточения контроля за объемом государственных заимствований субъектов РФ исоответственно размером государственного долга субъектов РФ внешние источникифинансирования дефицита бюджетов субъектов РФ были исключены Федеральнымзаконом от 5 авг. 2000 „О внесении изменений и дополнений в Бюджетныйкодекс РФ“.
Дляфинансирования дефицита местного бюджета могут привлекаться только внутренниеисточники, состав которых этим Федеральным законом был расширен и сталаналогичным составу источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ.
По даннымМинфин: дефицит федерального бюджета в разные годы в России составлял: в 1996 г.- 6,8% от ВВП; в 1997 г. — 5,4% от ВВП; 1998 г. — 4,6% от ВВП; в1999 г. — 2,54%от ВВП; в 2000 г. — 1,08% от ВВП; в 2001 г. бюджет был принят без дефицита, абюджет 2002 и 2003 гг. с профицитом.
Т.о. программаправительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1003 О сокращении дефицитафедерального бюджета на 1998-2000 годы была успешно выполнена.
А дефицитбюджета на 2009 год составил 3 трлн рублей, что составляет 7,4% ВВП.Государственный и муниципальный долг
Долги бюджетовразных уровней в силу особенностей заимствований, отличаются.
Государственнымдолгом Российской федерации являются долговые обязательства РоссийскойФедерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,международными организациями и иными субъектами международного права, включаяобязательства по государственным гарантиям, предоставленным РоссийскойФедерацией. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всемнаходящимся в федеральной собственности имуществом.
Государственныйдолг РФ в соответствии с бюджетной классификацией подразделяется на внешнийдолг и внутренний долг.
Внешнийдолг — это долговые обязательства Правительства РФ по займам, полученным отдругих государств, международных финансовых организаций, например отмеждународного валютного фонда или Всемирного банка, от иностранных финансовыхорганизаций.
Внутреннийдолг — долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, которыевключают:
долговыеобязательства по кредитам, полученным Правительством РФ в российских финансовыхорганизациях;
долговыеобязательства по государственным займам, осуществленным путем выпуска ценныхбумаг от имени Российской Федерации;
обязательствапо предоставленным Правительством РФ государственным гарантиям.
Сущностьгосударственного займа заключается в том, что кредиторами государства выступаютсобственники ссудного капитала, добровольно дающие средства государству в ссуду.Источником погашения государственных займов и уплаты процентов по ним являютсясредства, мобилизуемые государством в виде налогов. Кредиторы получают доход ввиде процентов.
По даннымМинфина: внешний долг РФ по состоянию на 01 января 2009 составил 40,5 млрд. долларов,а объем внутреннего госдолга на 2009 год — 535,8 миллиарда рублей.
Государственныйдолг субъекта Российской Федерации — совокупность долговых обязательствсубъекта РФ. Данный государственный долг полностью и без условий обеспечиваетсявсем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом.
В объемгосударственного долга субъекта включаются: основная номинальная сумма долга погосударственным ценным бумагам субъектов РФ, объем основного долга по кредитам,полученным субъектом РФ, объем обязательств по государственным гарантиям,предоставленным субъектом РФ.
Муниципальныйдолг — совокупность долговых обязательств муниципального образования. Структурадолговых обязательств, включаемых в муниципальный долг, а также его обеспечениемуниципальным имуществом аналогичны обязательствам субъекта РФ. Информация одолговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами вГосударственную долговую книгу, государственную долговую книгу субъекта РФ илимуниципальную долговую книгу.
Вдолговую книгу каждого уровня бюджетной системы вносятся сведения об объемедолговых обязательств по всем заимствованиям, о дате осуществлениязаимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении обязательствполностью или частично, а также другая информация, определяемая исполнительныморганом соответствующего уровня.
Информация,внесенная в долговую книгу муниципального образования, передается органу,ведущему долговую книгу субъекта РФ. Информация, внесенная в долговую книгусубъекта РФ, направляется органу, ведущему долговую книгу Российской Федерации.Таким образом, федеральное правительство располагает информацией как осостоянии долга на отдельных территориях, так и в целом в Российской Федерации.
Сбалансированностьбюджета и методы ее достижения
Сбалансированностьбюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построениябюджетной системы любого государства. Сбалансированность бюджета, составленногопутем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически.
Сбалансированностьбюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом),достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случаесбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объемудоходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.
Составлениебюджета с профицитом формально допустимо, однако оно является скорееисключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий дляразвития экономики. [11, c.14]
В этомслучае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, чтоприводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективностифункционирования экономики в целом.
Подходыправительств различных государств к выбору методов сбалансированности бюджетовразличались на разных этапах исторического развития.
Внастоящее время правительства экономически развитых стран взяли на вооружениерекомендации современных теорий использования государственных финансов дляцелей регулирования экономики.
В этихусловиях бюджетный дефицит и сопутствующий ему государственный долг рассматриваютсяне как „зло“ экономики, а как гибкие и эффективные инструментыгосударственной политики. Однако их использование имеет определенные рамки. Экономическаянаука установила (а практика это подтверждает), что предельным уровнембюджетного дефицита являются 3% ВВП. Максимальной границей государственнойзадолженности в Европейском союзе, например, считается 60% ВВП.
Правительствагосударств с развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста немогут быть точно спрогнозированы и определяются многочисленными (зачастуюслучайными) факторами, стремятся к составлению бюджета, основанного наравенстве доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит.
Некоторыеиз них (например, правительства стран, экономика которых ориентирована наэкспорт энергоресурсов) вынужденно проводят политику профицитного бюджета иформирования на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.
Однаконеобходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджетаявляется довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можнодобиться только на пути сдерживания роста государственных расходов иустановления в стране уровня налогообложения, достаточного для получениябюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественныхпотребностей.
Профицитныйбюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективномуфункционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются спревышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающиесоциально-экономическому развитию государств.
Достижениесбалансированности бюджета в условиях его дефицитности имеет ряд проблем. Еслидефицит имеет краткосрочный характер, то правительству достаточно проведениямер по ограничению роста бюджетных расходов или сокращению налоговыхпоступлений.
Еслидефицит имеет долгосрочный характер, то правительство не может обойтись толькобюджетно-налоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики,внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровлениепредприятий, принятие иных мер общеэкономического характера по устранениюпричин, определяющих наличие хронического дефицита. Всякий бюджетный дефицитнуждается в изыскании источников его финансирования.
Основнымиспособами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходамибюджета являются проведение государственных заимствований, продажагосударственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежнаяэмиссия (монетизация).
Кредитно-денежнаяэмиссия представляет собой инфляционный способ покрытия бюджетного дефицита,поскольку непосредственно ведет к увеличению количества денег в обращении. Этообстоятельство делает использование монетизации довольно редким явлением впрактике финансирования дефицитов: применяется в годы военного противостояния,коренной ломки социально-экономического уклада жизни общества, в условияхглубокого кризиса государственных финансов и т.п.
Долговоефинансирование бюджетного дефицита посредством государственных заимствований представляетсобой в основном неинфляционный способ покрытия разрыва между расходами идоходами бюджета. С помощью заимствований государство осуществляетперераспределение спроса от одних групп потребителей к другим, а также междуразными территориями, не увеличивая совокупного спроса. Это предопределилоширокое распространение данного способа покрытия бюджетного дефицита. Продажагосударственных запасов, имущества и земельных участков является такженеинфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако ониспользуется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными.В результате проведения работы по привлечению источников финансированиябюджетного дефицита все бюджетные расходы обеспечиваются источникамифинансирования и тем самым достигается сбалансированность бюджета.
Такимобразом, под сбалансированностью бюджета следует понимать состояние бюджета,при котором объем предусмотренных расходов соответствует либо объему доходов (приравенстве доходов и расходов), либо совокупному объему доходов и поступлений изисточников финансирования дефицита бюджета (при бюджетном дефиците). Сбалансированностьбюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов.
При егосоставлении применяются следующие основные методы достижения сбалансированностибюджетов всех уровней: лимитирование планируемых расходов бюджета на основеустановления получателям бюджетных средств заданий по предоставлениюгосударственных или муниципальных услуг, нормативов финансовых затрат; созданиеэффективного механизма разграничения расходных полномочий между органамигосударственной власти разного уровня и органами местного самоуправления; изысканиерезервов роста доходов, поступающих в бюджеты всех уровней; совершенствованиемеханизма предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней; использованиеэффективных форм бюджетных заимствований.
Приформировании бюджета он должен быть сбалансирован не только в сумме годовыхназначений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, но и приих поквартальном распределении. В этом случае органы, составляющие бюджет,используют оборотную кассовую наличность, свободные остатки бюджетных средств,образовавшиеся на начало текущего финансового года.
Приисполнении бюджета основными методами поддержания его сбалансированностиявляются: установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетныхобязательств; использование процедуры принятия, подтверждения и выверкиисполнения денежных обязательств; сокращение расходов бюджета при невыполненииплана доходов; блокировка расходов при невыполнении условий, обусловившихвключение их в бюджетные назначения; использование дополнительно полученных входе исполнения бюджета доходов; осуществление комплекса мер по контролю засоблюдением налогового законодательства.
Заключение
Взаключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.
Государственныйбюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средствомаккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальнуювозможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себеосновные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственныерасходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играеткак важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Наиболееудачный вариант государственного бюджета — это бездефицитный бюджет или жебюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированностибюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетныйдефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.
Бюджетныйдефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чемрешиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четкоопределить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Низаконодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем надвеличиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита илиизбытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влияниемэкономической ситуации в стране.
Проблемадефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так какна современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства нестолкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются сэтой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуациюстраны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборамидоходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы,особенно налоговую.
Сбалансированностьбюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета,состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходовисточникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разнымиметодами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при егоисполнений.
В Россиипринцип сбалансированности бюджета определен в Бюджет-ном кодексе в качествеодного из основных принципов построения бюджетной системы.
Список литературы
1.        Бюджетный кодекс Российской Федерации от 1 января 2008 года №145-ФЗ
2.        Борисова О.С. Регулирование бюджетного профицита РФ // Финансы 2009. №1
3.        Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит // социально-политическийжурнал 2008, № 4, с.18.
4.        Илларионов А.М. Теория „денежного дефицита“ как отражениеплатежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики 2008, № 10, с.18.
5.        Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2008.
6.        Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы итенденции // Экономист 2008, № 3, с.40.
7.        Парыгина Е.В. Бюджетная система РФ. — М., Феникс, 2008. — 544 с.
8.        Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правовогорегулирования // www.lawmix.ru
9.        Поляк Г.Б. Бюджетная система России. — М., Юнити, 2009. — 532 с.
10.     Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М., Юрайт,2006. — 838
11.     Рубнов Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика ивремя, № 3, 2008. С.14-16.
12.     Фроловская Т. Профицит бюджета снижен // РБК. 2008.2 апреля
13.     Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета России // Финансы 2009,№ 4, с.38-40.
14.     Статистические данные // www.budgetrf.ru
15.     Государственный долг // www.minfin.ru