Сценарии финансирования предприятия

Содержание
фирмафинансирование лизинг аренда
Введение
1. Способы финансированиядеятельности фирмы
2.Сущность иклассификации источников финансирования деятельности фирмы
3.Традиционные методы средне и краткосрочного финансирования
4. Инструменты в системахфинансирования деятельности фирмы
Заключение
Список литературы

Введение
 
Финансовые ресурсыпредприятия – это денежные доходы и поступления, которые переходят в распоряжениепредприятия. Они предназначены для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом,банками, страховыми и другими организациями. Кроме того, финансовые ресурсы служатдля осуществления затрат по расширенному воспроизводству, а также используютсядля экономического стимулирования работников предприятия. Источниками формированияфинансовых ресурсов являются собственные средства предприятия и привлеченные имиз разных источников.
 Первоначальноформирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когдаобразуется уставный фонд. Его величина показывает размер тех основных и оборотныхденежных средств, которые инвестированы в процесс производства.
 В дальнейшем финансовыересурсы формируются главным образом за счет прибыли и амортизационныхотчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: выручка отреализации бывшего имущества, различные целевые поступления, оплата содержания детейв дошкольных учреждениях, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструированнымпредприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. При этомиспользуется продажа акций, облигация и других видов ценных бумаг, выпускаемыхданным предприятием, а также заемные средства в виде различных кредитов. Кроме того,предприятия могут получать финансовые ресурсы в порядке перераспределения (ввиде выплат страхового возмещения от страховых компаний, концернов и отраслевыхструктур, в которые они входят).
 Формируемые из разныхисточников финансовые ресурсы дают возможность предприятию своевременно инвестироватьсредства в новое производство обеспечить при необходимости расширение и техническоеперевооружение действующего предприятия, финансировать научные исследования, разработкии их внедрения, и т.д.
 Финансовое обеспечениевоспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирование,кредитование и государственное финансирование.
Для обеспечения бесперебойногофинансирования процесса производства большое значение имеют финансовые резервы.В условиях перехода к рынку их роль значительно возрастает. Финансовые резервы способныобеспечить непрерывный кругооборот средств в воспроизводственном процессе даже привозникновении огромных потерь или наступлении непредвиденных событий.
 С переходом к рыночным основамхозяйствования возрастает роль
финансовых служб визыскании финансовых источников развития предприятия. Поиск эффективныхнаправлений инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами,своевременное привлечение заемных средств становятся основными в управлении финансамипредприятия.

1. Способы финансирования деятельности фирмы
 
В основе экономики рыночного типа на микроуровне лежитпятиэлементная система финансирования ее системообразующих компонентов (фирм):самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковскоекредитование, бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйствующихсубъектов.
Самофинансирование. Финансирование деятельности фирмы за счетгенерируемой ею прибыли. Если условно предположить, что полученная в истекшемпериоде прибыль делится на две части (выплачиваемые дивиденды иреинвестированная прибыль), то возможны два варианта действий: изъять всюприбыль, направив ее на выплату дивидендов, и не выплачивать дивиденды, а всюприбыль реинвестировать на расширение производства. В зависимости от того,какому из приведенных вариантов распределения прибыли или их модификацииотдается предпочтение, могут иметь место и различные воплощения идеисамофинансирования.
Реинвестирование прибыли — весьма приемлемая и относительнодешевая форма финансирования компании, расширяющей свою деятельность.Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, имеющих, вчастности, место при выпуске акций.
Принятие решения в отношении распределения прибыли отчетногопериода осуществляется в рамках одной из двух реальных форм самофинансирования— простой и расширенной. Простоесамофинансирование означает, что доходов, генерируемых компанией,хватает для того, чтобы поддерживать ее имущественный потенциал на определенномуровне (не уменьшать его, т. е. делать поправку на инфляцию) и удовлетворятьтекущие требования собственников. За счет прибыли прежде всего финансируютсямероприятия, обеспечивающие поддержание имущественного потенциала, а остатокприбыли в полном объеме изымается собственниками. Здесь приоритет отдаетсядивидендам. Расширенное самофинансирование означает, что собственникиориентированы на расширение производственных мощностей. Получение больших текущихдивидендов для них не самоцель, и потому они готовы получать их по остаточномупринципу — после удовлетворения всех инвестиционных запросов компании.
Самофинансирование — наиболее очевидный способ мобилизациидополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочномплане и ограничен в объемах.
Финансирование через механизмы рынкакапитала.
Существует два основных варианта подобных операций: долевое идолговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своимиакциями, т. е. получает средства отдополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников,либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во второмслучае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации),которые дают право их держателям на долгосрочноеполучение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствиис условиями, определенными при организации данного облигационного займа. Посравнению с самофинансированием рынок капитала как источник обоснованногофинансирования конкретной компании практически бездонен, Однако подобноеразвитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждаякомпания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации дополнительныхисточников финансирования. Функционирование рынков (в том числе и требования,предъявляемые к его участникам) в известной степени регулируется какгосударственными органами, так, и собственно рыночными механизмами.
Банковское кредитование. Получение банковского кредита не связано сразмерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степеньюраспространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается примобилизации средств на финансовых рынках. Объем привлекаемого капиталатеоретически может быть сколь угодно большим. Оформление и получение кредитаможет быть сделано в кратчайшие сроки. Главная проблема в том, как убедитьбанкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях.
Бюджетное финансирование — это наиболее желаемый метод финансирования,предполагающий получение средств из бюджетов разного уровня. Привлекательностьэтой формы финансирования состоит в том, что за годы советской властируководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученныесредства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силуобъективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
Взаимное финансирование хозяйствующихсубъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственныхсвязей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты сотсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование.Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключаетсяв том, что он является составной частью системы краткосрочного финансированиятекущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость.Подобные источники финансирования называют еще спонтанными, поскольку онименяются непредсказуемо, в зависимости от удачливости бизнеса,- егоперспективности, динамики.
 
2. Сущность и классификации источников финансирования деятельностифирмы
Фирма получает необходимые ей финансовые ресурсы из разныхисточников. Эти источники могут быть рассмотрены с разных позиций, а потому подразделяютсяна долго- и краткосрочные, внутренние и внешние, собственные и привлеченные,платные и бесплатные.
Срочность. Разделение источников по срочности, означающей, что поистечении того или иного срока привлеченные средства должны быть возвращены ихпоставщику.
Отношение к фирме. Разделение источников на внутренние(внутрифирменные) и внешние (внефирменные) означает, что некая инвестиция можетбыть профинансирована либо за счет ресурсов, накопленных фирмой, либо за счетпривлечения внешних источников.
Происхождение. Выделениеисточников собственных и привлеченных средств отграничивает две принципиально разнящиесягруппы финансовых доноров: собственники фирмы и прочие доноры.
Платность — важнейшая характеристика любого источника финансирования. Практическивсе источники платны, однако стоимость источника варьирует, а потому, выбираяопределенную структуру финансирования, фирма пытается найти наиболее приемлемыйдля нее и ее собственников вариант.
Источники средств долгосрочного назначения(капитал).
Поставщики финансовых ресурсов в данном случае предоставляют ихфирме на длительный период; более того, акционерный капитал теоретическипредоставляется на неопределенно длительный период. В условиях рынка подобное возможнолишь в случае, если поставщики уверены в том, что смогут вернуть вложенные имисредства и их устраивает уровень текущего вознаграждения за предоставленныесредства. Различие между акционерами (поставщиками акционерного капитала) илендерами (поставщиками заемного капитала) заключается в том, что вторые хотятнести меньший риск по сравнению с первыми, хотя бы и в ущерб возможнойдоходности.
Капитал собственников. Собственникпредприятия. Это условное понятие,используемое как обобщенная характеристика лица, предоставившего свои средства вкачестве вклада в уставный капитал в обмен на право получения соответствующейдоли в текущих прибылях компании и ее чистых активах в случае ее ликвидации.
С одной стороны, активы фирмы, право собственности на которыепринадлежит собственно фирме как юридическому лицу; с другой стороны,выпущенные (эмитированные) фирмой ценные бумаги (акции), являющиесясобственностью акционеров и подтверждающие их право на долю в активах фирмы. Спозиции индивидуального акционера, то принадлежащие ему акции подтверждают егоправо на соответствующую долю в чистых активах фирмы.
Собственный капитал есть часть стоимости активов предприятия,достающейся его собственникам после удовлетворения требований третьих лиц.Оценка собственного капитала может быть выполнена формально (по балансовымоценкам, т.е. по данным текущего учета и отчетности, или рыночным оценкам) илифактически, т. е. в случае ликвидации предприятия. Собственный капитал можнотрактовать как аналог долгосрочной задолженности предприятия перед своимисобственниками. Формально собственный капитал представлен в пассиве баланса втой или иной градации, а основными его компонентами являются уставный,добавочный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль.
Уставный капитал. Этим термином характеризуется совокупнаяноминальная стоимость акций фирмы, приобретенных акционерами.
Уставный капитал изначально создается как основа стартовогокапитала, необходимого для учреждения коммерческой организации. При этомвладельцы или участники коммерческой организации формируют его исходя изсобственных финансовых возможностей и в размере, достаточном для инициированиятой или иной деятельности (иногда пользуются термином «уставная деятельность»).Фонды собственных средств, представляющие собой по сути отложенную к распределениюили распределенную по фондам, но не изъятую собственниками прибыль, формируютсялибо вынужденно (например, резервный капитал в обязательной его частиформируется согласно требованиям законодательства), либо осознанно(владельцы предполагают, что достигаемое таким образом расширение объемовдеятельности представляет собой более выгодное размещение капитала, чемизымание прибыли и направление ее на потребление или в другую сферу бизнеса).
Резервный капитал (Reserve Capital). Это источник финансирования, представленныйсамостоятельной статьей в пассиве баланса, отражающей сформированные за счетчистой прибыли резервы фирмы. За этим источником фактически стоят владельцыобыкновенных акций. Формирование резервного капитала представляет собойреструктурирование пассива баланса. По мере наращивания масштабов деятельностифирмы увеличиваются ее активы и пассивы, все большее количество кредитороввовлекается в ее деятельность. своеобразный дубль уставного капитала путемпереброски части нераспределенной прибыли в резервный капитал, направленияиспользования которого ограничены в большей степени.
Прибыль. Формально именно прибыль считается основным источником средствдинамично развивающегося предприятия. В условиях рыночной экономики величинаприбыли, остающейся в распоряжении предприятия, зависит от многих факторов,основным из которых является, естественно, соотношение доходов и расходов. Взависимости от варианта их признания и оценки можно получить существенно разнуюприбыль.
Заемный капитал. Помимособственников в финансировании фирмы участвует группа лиц, называемыхлендерами. Лендер (Lender) — это разновидность кредитора, предоставляющегосвои средства, как правило, на долгосрочной основе и на следующих условиях:
а) поставляются только финансовые ресурсы;
б) имеет место предопределенность в поставке ресурсов по объему исрокам;
в) ресурс предоставляется временно на оговоренный срок;
г) предусматриваются и оговариваются условия возврата того жересурса;
д) ресурс предоставляется на условиях платности.
Обычно это поставщики финансовых ресурсов надолгосрочной основе, которых можно разделить на две большие группы: рыночные ииндивидуально-целевые. Рыночные лендеры — этоучастники рынков ссудного капитала, инвесторы, вкладывающие свои свободныеденежные средства в облигационные займы фирм. Они в явном виде не привязаны к конкретной фирме (точнее, индифферентны к ней)и руководствуются исключительносоображениями стратегической доходности и потенциальной ликвидности приобретаемого актива. Индивидуально-целевые лендеры— это банки, предоставляющие долгосрочные кредиты, и лизинговыекомпании, ориентированные на конкретнуюфирму. Заключаемый при этом двусторонний договор принимает во внимание специфику деятельности фирмы-реципиента.Типичными лендерами являются держатели облигаций и банки. Именно ониявляются основными источниками заемногокапитала.
Заемный капитал— совокупность долгосрочных обязательствпредприятия перед третьими лицами. В основном этот капитал представлендолгосрочными банковскими кредитами и облигационными займами… Привлечениезаемного капитала в разумных пределах выгодно, поскольку затраты наего обслуживание (уплачиваемые проценты) списываются на себестоимость, т. е.уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Заемный капитал как долгосрочный источник финансированияподразделяется на три вида: банковские кредиты, облигационные займы ифинансовый лизинг. Заем (Loan) — это предоставление одной стороной(заимодавцем) в собственность другой стороне (заемщику) денег или других вещей,определенных родовыми признаками. Оформляется договором займа, согласнокоторому заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (суммузайма) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества(см. ст. 807 ГК РФ). Банковский кредит (Bank Loan, Bank Credit) — это разновидностьзайма, когда в роли кредитора, т. е. поставщика денежных средств, выступаетбанк или иная кредитная организация. В случае с конкретным кредитом фирма, какправило, имеет дело с отдельным поставщиком ресурсов (источником). Таковымявляется банк.
Лизинг (Lease) представляет собой одну из форм кредитования долгосрочныхактивов путем привлечения средств лизинговой компании.
Спонтанные долгосрочные источникифинансирования
Эти специфические источники появились в российской финансовойпрактике сравнительно недавно. К ним относится прежде всего налоговая службакак представитель государственных органов, представленная в бухгалтерскомбалансе статьей «Отложенные налоговые обязательства*’. В этом случаегосударство предоставляет фирме долгосрочный налоговый кредит. Величину этогокредита может определять разные обстоятельства, в том числе инвестиционнаяполитика фирмы (чем активнее обновляются долгосрочные амортизируемые активы,тем значительнее может быть величина налогового кредита).
 Краткосрочные источники финансирования. Существеннуюроль в финансировании текущей деятельности фирмы играют краткосрочные источники(Short-term Financing), под которыми понимаются обязательства фирмы перед третьими лицами, которые должны быть погашены втечение 12 мес. с момента составления отчетности. За этими источникамифактически стоят:
а) поставщики сырья и материалов, осуществившие свою поставку, ноеще не получившие денег в ее оплату;
б) банки, предоставляющие предприятию краткосрочные кредиты;
в) работники фирмы, которым начислена, но еще не выплаченазаработная плата;
г) государство, перед которым у предприятия образоваласьзадолженность по налогам и сборам (иными словами, вновь сделано начисление, т.е. признана необходимость уплаты, нособственно выплата денежных средств еще не совершена);
д) собственники фирмы, перед которыми у предприятия образоваласьзадолженность по выплате доходов (например, дивидендов), и др.
Задолженность по этим средствам, образовавшаяся спонтанно или вплановом порядке, характеризует объемвременно привлеченных предприятием средств, которые тем или иным образомдолжны быть возвращены в установленном порядке и, как минимум, в срок, не превышающий 12 мес. с моментавозникновения соответствующего обязательства. Поставщики средств краткосрочногоназначения имеют преимущество перед собственниками и лендерами вудовлетворении своих интересов.
 
3. Традиционные методы средне- икраткосрочного финансирования
Успешность в повседневной деятельности предприятиязначительной степени определяется эффективностью управления краткосрочнымиактивами и пассивами. Оба объекта управления естественно взаимосвязаны.
В теории финансового менеджмента принято выделять стратегиифинансирования оборотных активов в зависимости от выбора источников покрытияварьирующей их части, т.е. относительной величины чистого оборотного капитала.Известны четыре модели поведения: идеальная, агрессивная, консервативная икомпромиссная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится кформальному выделению соответствующей доли капитала, т. е. долгосрочныхисточников финансирования, которая рассматривается как источник покрытияоборотных активов.
Идеальная модель построена, основываясь на самой сути категорий«оборотные активы» и «краткосрочные обязательства (пассивы)» и их логическиобусловленном соответствии.
Слово «идеальная» в данном случае не означает идеал, к которомунадо стремиться; это лишь обозначение варианта сочетания активов и источникових покрытия, исходя из их экономического содержания. Модель означает, чтооборотные активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, т. е.чистый оборотный капитал равен 0. Такая модель практически не встречается,поскольку на любом этапе своей деятельности предприятие нуждается в некоторойсумме свободных денежных средств для поддержания текущих расходов. Суть этойстратегии в том, что долгосрочный капитал используется исключительно какисточник покрытия внеоборотных активов, т. е. численно совпадает с ихвеличиной.
Агрессивная модель означает,что долгосрочный капитал LTCслужит источником покрытия внеоборотных активови системной части оборотных активов, т. е. того их минимума, который необходимдля хозяйственной деятельности.
В этом случае чистый оборотный капитал в точности равен этомуминимуму. Варьирующая часть оборотных активов в полномобъеме покрывается краткосрочными пассивами.
С позиции ликвидности эта стратегия также весьма рискова,поскольку реально ограничиться минимумом оборотных активов невозможно. Так какпостоянных источников финансирования в этом случае хватает лишь на покрытиеминимума оборотных активов, в пиковый сезон у предприятия может не найтисьсвободных средств для финансирования дополнительных потребностей впроизводственных запасах. Здесь относительно высока текущая прибыль {посколькузатраты на поддержание текущих запасов минимальны), но и высок рискпотенциальных потерь от приостановки деятельности или неполучения возможныхдоходов при возрастании спроса на продукцию в пиковые периоды.
Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть оборотныхактивов также покрывается долгосрочными источниками финансирования. В этомслучае краткосрочной кредиторской задолженности формально нет, отсутствует ириск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине оборотнымактивам. Безусловно, данная модель носит искусственный характер. Спозиции ликвидности консервативная стратегия наименее рискова, одновременно онасопровождается относительно низкой текущей прибылью, поскольку предприятиевынуждено нести дополнительные расходы по поддержанию излишних запасов.Консервативная модель экономически не выгодна и с той точки зрения, чтопредприятие как бы отказывается от кредиторской задолженности, в известномсмысле являющейся бесплатным источником финансирования.
Компромиссная модель считаетсянаиболее реальной. Внеоборотные активы, системная часть оборотных активов и определеннаядоля (например, половина) варьирующей части оборотных активов финансируются засчет долгосрочных источников.
Чистый оборотный капитал равен сумме системной части оборотныхактивов и половины их варьирующей части. Безусловно, в отдельные моментывремени предприятие может иметь излишние оборотные активы, что отрицательносказывается на прибыли; однако это рассматривается как плата за поддержаниериска потери ликвидности на должном уровне.
 Предпочтительность той или иной модели следуетсчитать условной потому, что для каждой из них характерен тот или иной значимый вид риска, эти модели не следует рассматриватькак непосредственное руководство к действию, поскольку в реальной жизни строгоеследование любой из описанных моделей попросту невозможно. Модели дают лишь общее представление о стратегииуправления оборотными активами и источниками их покрытия, помогают понять сутьтого или иного подхода
Конкретных же источников привлеченных средств по сути два —краткосрочные кредиты банков и кредиторская задолженность. Кредиты требуютзатрат в виде процентов; кредиторская задолженность условно может быть названабесплатным источником финансирования. Безусловно, эта бесплатность имеетоттенок искусственности.
Приведем краткую характеристику наиболее распространенных видовкредитования.
Основными способами краткосрочного финансирования являютсякоммерческий кредит и банковский кредит. Суть коммерческого кредитования впредоставлении аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплатытоваров, работ, услуг. Коммерческий кредит связан с торгово-посредническимиоперациями и оформляется по-разному: векселем, авансом покупателя, открытымсчетом. Разновидностью коммерческого кредита является обычная кредиторскаязадолженность, образующаяся ввиду существующей системы оплаты по безналичномурасчету.
Банковское кредитование ~ одна из самых распространенных форм кредитныхотношений, когда в роли кредитора выступает кредитная организация, имеющаялицензию Центрального банка на осуществление соответствующих операций. Порядоккредитования предприятия банком, оформление и погашение кредитов регулируютсякредитным договором. Банковское кредитование может осуществляться как срочныйкредит, контокоррентный кредит, онкольный кредит, учетный кредит, акцептныйкредит, факторинг, форфейтинг.
Срочный кредит — банк перечисляетоговоренную сумму на расчетный счет заемщика. По истечении срока кредитпогашается.
Контокоррентный кредит предусматривает ведение банкомтекущего счета клиента с оплатой поступивших расчетных документов и зачислениемвыручки. Если средств клиента недостаточно для погашения обязательств, банккредитует его в пределах установленной в кредитном договоре суммы, т. е.контокоррент может иметь и дебетовое, и кредитовое сальдо.
Онкольный кредит является разновидностью контокоррента ивыдается, как правило, под залог товарно-материальных ценностей или ценныхбумаг. В пределах обеспеченного кредита банк оплачивает все счета клиента,получая право погашения кредита по первому своему требованию за счет средств,поступивших на счет клиента, а при их недостаточности — путем реализациизалога. Процентная ставка по этому кредиту ниже, чем по срочным ссудам.
Учетный (вексельный) кредит предоставляется банком векселедержателюпутем покупки (учета) векселя до наступления срока платежа. Векселедержательполучает от банка указанную в векселе сумму за вычетом учетного процента,комиссионных платежей и других накладных расходов. Закрытие кредитаосуществляется на основанииизвещения банка об оплате векселя.
Акцептный кредит также связан с обращением векселей; ониспользуется во внешней торговле и предоставляется поставщиком импортеру путемакцепта банком выставленных на него экспортером трат.
Факторинг (от англ. factor— посредник) представляетсобой один из способов кредитования торговых операций, при которомспециализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика всеправа, возникающие с момента поставки товара покупателю, сама взыскивает долг,а поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатойдолга.
Форфейтинг представляет собой кредитование экспортера путем покупкивекселей, акцептованных импортером.
 
4. Инструменты в системах финансирования деятельности фирмы
 
Финансирование деятельности фирмы может осуществляться не только спомощью эмиссии ценных бумаг и получения кредитов. В финансовом менеджментеизвестны другие приёмы и инструменты, применяемые самостоятельно или вкомбинации с эмиссией основных ценных бумаг и способствующие расширению объемовфинансирования. К ним относятся некоторые разновидности опционов, залоговыеоперации, аренда (в частности, финансовый лизинг), коммерческая концессия(франчайзинг).
В настоящее время все большее число коммерческих банков требуютзалога при выдаче долгосрочных кредитов; в этом случае предметом залога чащевсего выступают акции предприятия. Залог представляет собой способобеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретаетправо в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение засчет заложенного имущества. Залоговые операции регулируются законодательством(ст. 334—358 ГК РФ).
Субъектами залоговых операций выступают залогодатель и кредитор.Залогодатель — это лицо, которому предмет залога принадлежит на правесобственности или полного хозяйственного ведения. Предметом залога могут бытьвещи, ценные бумаги, имущественные права, иное имущество, отчуждение которогоне запрещено законодательством.
Залог предприятия, строения, здания, сооружения, иного объекта,непосредственно связанного с землей, вместе с земельным участком или правомпользования им называется ипотекой. Договор об ипотеке подлежитобязательному нотариальному удостоверению и регистрации в поземельной книге поместу нахождения объекта ипотеки. Ипотека предприятия распространяется на всеего имущество. По требованию залогодержателя предприятие обязано предоставлятьему финансовую отчетность. При неисполнении предприятием обязательствзалогодержатель вправе принять меры, предусмотренные договором, включаяназначение своих представителей в органы управления предприятием и ограничениеправа распоряжаться имуществом и продукцией.
В России залоговые операции используются, главным образом, дляполучения банковского кредита.
 Финансовая аренда (лизинг)Деятельность любой коммерческой организации чащевсего строится, исходя из стратегии наращивания производственных мощностей иобъемов производства, реализация которой нередко сдерживается недостаткомисточников финансирования; кроме того, все источники существенно различаютсятемпом их мобилизации. Одна из разновидностей аренды — финансовая аренда(лизинг) — рассматривается сейчас как весьма эффективный способ финансированияинвестиционного процесса и потому широко распространена в экономически развитыхстранах.
Лизинг — это аренда; именно так этот институт рассматривается в МСФО.,лизинг представляет собой вид предпринимательской деятельности,предусматривающий инвестирование лизингодателем временно свободных илипривлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующейпередачей его лизингополучателю на условиях аренды.
Финансовый лизинг (Financial Lease) — это лизинг, прикотором риски и вознаграждения от владения и пользования арендованнымимуществом ложатся на арендатора (лизингополучателя). В этом случае арендатор(лизингополучатель), в соответствии с требованиями МСФО № 17 «Аренда», долженотражать предмет лизинга в составе активов (следование принципу приоритетасодержания перед формой). В соответствии с российским законодательствомбалансодержателем объекта финансового лизинга может выступать каклизингополучатель, так и лизингодатель, что оговаривается в договоре лизинга.
Операционный лизинг (Operating Lease) — это лизинг, неявляющийся финансовым. Риски владения и пользования арендованным активом непередаются арендатору (лизингополучателю),и арендодатель (лизингодатель) отражает имущество, переданное в аренду,в своем балансе. Операционный лизинг заключается на срок, меньший, чем амортизационный период арендуемого имущества, ипредусматривает возврат объекта лизинга владельцу по окончании срокадействия контракта. Как правило,техническое обслуживание, ремонт, страхование и другие обязательствапринимает на себя лизингодатель. Общая сумма выплат арендатора за арендованноеимущество не покрывает расходов арендодателя по его приобретению поэтому, какправило, такое имущество сдается в операционный лизинг неоднократно.
Потенциальными объектами аренды и лизинга могут служить такназываемые непотребляемые вещи, т. е. вещи, не теряющие своих натуральныхсвойств в процессе их использования. Отсюда следует важный вывод: в аренду, втом числе в лизинг, не могут быть сданы нематериальные активы, как имущество,не относящееся к вещам, денежные средства, права организации (лицензии,разрешения и т.д.). Таким образом, в качестве предмета лизинга могут выступатьтолько вещи (предметы) и имущественные комплексы.
 Коммерческая концессия. Коммерческая концессия, франчайзинг,представляет собой новый договорный институт, введенный Гражданским кодексом РФ.Суть его состоит в предоставлении компанией физическому или юридическому лицуза вознаграждение на срок или без указания срока права использовать в своейпредпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащихэтой компании как правообладателю. Выдаваемая лицензия (франшиза) можетраспространяться на производство или продажу товаров или услуг под фирменноймаркой данной компании и (или) по ее технологии. В договоре коммерческойконцессии может оговариваться период, на который выдана лицензия; территория,на которой будут производиться или реализовываться товары или услуги; формаплатежа (разовый платеж, периодические отчисления, смешанная форма). Этаоперация не является прямым финансированием предприятия, однако онаобеспечивает косвенное финансирование, в частности, за счет сокращения расходовна разработку технологии производства, завоевания рынка и др. Эта операция визвестной степени выгодна и компании, предоставившей лицензию, посколькупроисходит прямая или косвенная реклама этой компании, а также поступаютплатежи за пользование лицензией., другие виды финансового, технологического икоммерческого содействия.
Одним из первых российских предпринимателей, решившихся применитьсхему коммерческой концессии, был В. Довгань, создавший в начале 1990-х гг.сеть пекарен «Дока-пицца» и «Дока-хлеб».

Заключение
 
Вообще имеется два типафинансирования: внутренний и внешний, Наиболее часто и легко используемым типомфинансирования является финансирование, генерируемое внутри. В этом случаесредства могут поступать из нескольких источников: прибыли, продажа активов,сокращение оборотного капитала, кредиты у поставщиков, дебиторскаязадолженность. Иногда необходимые средства можно получить, продаваямалоиспользуемые активы. По возможности в стартовой ситуации, пока условияблагоприятствуют, каждый актив лучше брать я аренду, нежели приобретать всобственность. Другой краткосрочный источник средств можно получить, сокращаякраткосрочные активы: запасы, наличность и прочие элементы оборотного капитала.В ряде случаев предприниматель может создать источник необходимых денег спомощью кредита у поставщиков. Последний способ внутреннего создания денежныхсредств состоит в быстрой инкассации денег по векселям, не допускающей большогостарения дебиторской задолженности.
Другие источники средствявляются внешними для фирмы. Альтернативные источники финансирования извненужно оценивать, исходя из времени возможного пользования ими, связанных с нимииздержек и степени утраты контроля над компанией. Как уже отмечалось, каждыйвид внешнего финансирования попадает в одну из двух категорий: финансированиепутем получения займов и финансирование путем выпуска обычных илипривилегированных акций. Финансирование с помощью займов представляет собойметод финансирования, связанный с использованием ссудных инструментов,приносящих проценты, уплата которых лишь косвенно связана с объемом продаж иприбылей нового предприятия. Обычно финансирование с помощью займов требует,чтобы в наличии имелся какой-нибудь имущественный актив (например, автомобиль,дом, механизмы или земля) под обеспечение долга. Вместе с тем финансирование спомощью выпуска акций обычно не требует обеспечения и дает инвестору какой-то титулсобственности в предприятии. Инвестор участвует в прибылях предприятия, а такжев любом распоряжении активами на пропорциональной основе. Главными факторамипредпочтения одного типа финансирования другому является доступность денежныхсредств и превалирующие процентные ставки. Часто потребности предпринимателя вфинансировании удовлетворяются с помощью комбинации долгового и акционерногофинансирования.

Списоклитературы:
 
1. Ковалев В.В. Финансовыйменеджмент: теория и практика. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2007.
2. Дранко О.И. Финансовый менеджмент:Технологии управления финансами предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ -ДАНА, 2004
3. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф.Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов.— 2-е изд., перераб.и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.