Себестоимость и рентабельность производства продукции

Российский государственный аграрный университет — МСХА

имени К.А. Тимирязева

(ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

/>

Дисциплина «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ»
КУРСОВАЯ РАБОТА по теме: «Себестоимость и рентабельность производства продукции»
Выполнила:

Студентка 304 группы

дневного отделения,

учетно-финансового ф-та

Еряшева Мария Анатольевна
Научный руководитель:

Кыдырмышев Т. Д.

МОСКВА 2010
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3

Раздел 1.Теоретические основы анализа себестоимости и рентабельности производства продукции ……………………………………………………………5

Раздел 2. Анализ себестоимости и рентабельности производства продукции на предприятии.

2.1. Уровень себестоимости основных видов продукции (сравнить по предприятиям)…………………………………………………………………………………………13

2.2. Структура себестоимости основных видов продукции ………………….17

2.3. Динамика себестоимости и рентабельности производства продукции..

…………………………………………………………………………………………………………………20

Раздел 3. Основные меры повышения рентабельности производства и пути снижения себестоимости………………………..…………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….25

Библиографический список……………………………………………………..26
Введение
В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит вчисло особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости.

Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство.

Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

В данной работе мы рассмотрим сущность рентабельности и себестоимости, основные меры повышения рентабельности производства, уровень и структуру себестоимости основных видов продукции.

Имея ясное представление о рентабельности и себестоимости производства, о факторах, которые влияют на них, можно выявить методы, при помощи которых повышается рентабельность и снижается себестоимость продукции.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.

Объектом исследования работы является с/х предприятие ООО «Лаша» (Республика Мордовия). Вид деятельности: Разведение крупного рогатого скота, выращивание зерновых культур, выращивание картофеля.

Цель работы заключается в рассмотрении сущности, уровня и структуры себестоимости и изучении мер повышения рентабельности.

Раздел 1.Теоретические основы анализа себестоимости и рентабельности производства продукции

Себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

Определение оптимальных размеров предприятия;

Экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. Всебестоимостьвходят затраты, связанные:

непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);

с обслуживанием производственного процесса и его управлением;

с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;

с затратами на ремонт основных производственных фондов;

с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;

с расходами на реализацию продукции.

Вцелях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям):

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

Таким образом, поэлементный анализ себестоимости показывает, каковы конкретно расходы на производство продукции, независимо от их места и непосредственного назначения.

Для внутрипроизводственного анализаи выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в следующем виде:

сырье и материалы;

комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;

топливо и энергия всех видов на технологические цели;

возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно);

потери от брака;

заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих;

отчисления на социальные нужды ( в фонды обязательного страхования);

затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;

общепроизводственные (цеховые) затраты (накладныерасходы)

общехозяйственные (общезаводские или общефабричные) затраты; :

внепроизводственные (коммерческие) затраты на реализацию продукции.

В результате последовательного сложения перечисленных калькуляционных статей получается система показателей себестоимости:

1) производственная себестоимость (ПС) = 1+2+3-4+5+6+7;

2) цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9;

3) полная производственная или фабрично-заводская себестоимость (ФЗС) = ЦС + 10;

4) полная (коммерческая) себестоимость (КС) = ФЗС + 11.

Первые три показателя являются характеристиками собственно производства, а четвертый включает в себя такиезатраты, связанные не только с производством продукции (что отражено в названии данного агрегата), но и с процессом ее реализации. Кроме того, к внепроизводственным расходам относят дополнительные издержки, т.е. затраты на проведение операций, непосредственно связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения.
Система показателей себестоимости продукции
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции — наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

— по составу учитываемых расходов — цеховая, производственная, полная себестоимость;

— по длительности расчетного периода — месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;

— по характеру данных, отражающих расчетный период, — фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

по масштабам охватываемого объекта — цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.

Рентабельность и её сущность

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели можно объединить в следующие группы:

показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;

показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности, отражаемых в отчетности предприятия.

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств. Данные показатели весьма практичны, т.к. отвечают интересам всех участников.

Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.

Экономические факторы, влияющие на величину рентабельности

Для принятия многих управленческих решений важно знать причины, определяющие изменение рентабельности.

Подробный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. Факторный анализ может строится следующим образом:

Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно. Тогда по определению:

K0= (N0-S0) / N0. (1)

K1= (N1-S1) / N1. (2)

K=K1-K0. (3)

N1,N0 — реализация продукции (работ, услуг) соответственно;

S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;

К – изменение рентабельности за анализируемый период.

Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

KN=(N1-S0) / N1 — (N0-S0) / N0. (4)

Соответственно влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период:

KS=(N1-S1) / N1 — (N1-S0) / N1. (5)

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

K=KN-KS. (6)

Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции.

Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям:

K П.К.=P/ (F+E) = (P/TR)*(TR/ (F+E)) (7)

где: K П.К. — рентабельность производственных активов;

P — чистая прибыль;

F — стоимость основных производственных фондов;

E — средняя сумма оборотных средств;

TR — выручка от реализации.

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К, производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)).

Еще одна факторная модель рентабельности:

P/PK= (P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK) (8)

где: PK — собственный капитал;

TK — совокупный капитал.

Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала.

2.
1 Уровень себестоимости основных видов продукции
От уровня себестоимости продукции зависят сумма и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях затраты на производство должны приводиться к одному объему.

Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа себестоимости (на примере зерновых)

Показатель

По плану

Фактически

Отклонение от плана

Объем выпуска продукции (VBП), ц.

10 000

13 300

+3 300

Сумма постоянных затрат (А), руб.

12 0000

20 4820

+8 4820

Сумма переменных затрат на одно изделие (b), руб.

199

260,6

+61,6

Себестоимость одного ц (С), руб.

211

276

+65

/>/>

/>

/>

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет

ΔСобш = С1 – С0= 276 — 211 = +65 руб.,

в том числе за счет изменения:

а) объема производства продукции

ΔСVBП = Сусл1 –С0= 208 — 211 = -3 руб.;

б) суммы постоянных затрат

ΔСа= Сусл2 — Сусл1 = 214 — 208 = +6 руб.;

в) суммы удельных переменных затрат

Далее рассчитаем себестоимость(только С0и С1) по каждому виду продукции.

Таблица 2. Расчет себестоимости отдельных видов продукции(ООО «Лаша»)

Вид продукции

Объем производства продукции.

Постоянные затраты на весь выпуск продукции, руб.

Переменные затраты на единицу продукции, руб.

t0

t1

t0

t1

t0

t1

Зерновые, ц

10 000

13 300

12 000 0

20 4820

199

260,6

Картофель, т

10 000

5700

7 5000

5 7000

1 850

2 100

Молоко, ц.

16

20,7

8000

9500

270

350

Окончание табл. 2

Вид продукции

Себестоимость продукции, руб.

Изменение себестоимости, руб.

t0

t1

Зерновые, ц

211

276

+65

Картофель, т

1858

2110

+252

Молоко, ц

770

809

+39

Данные по другому с/х предприятию (ООО «Луч»)

Таблица 3. Расчет себестоимости отдельных видов продукции по ООО «Луч»

Вид продукции

Объем производства продукции.

Постоянные затраты на весь выпуск продукции, руб.

Переменные затраты на единицу измерения продукции, руб.

t0

t1

t0

t1

t0

t1

Зерновые, ц

10 000

13 300

13 0000

22 500 0

212

270

Картофель, т

10 000

5700

8 5000

95600

2340

3100

Молоко, ц.

16

20,7

9000

11300

290

320

Окончание табл. 3

Вид продукции

Себестоимость продукции, руб.

Изменение себестоимости, руб.

t0

t1

Зерновые, ц

225

287

+62

Картофель, т

2348,5

3117

+768,5

Молоко, ц.

853

866

+13

Сравнив уровень себестоимости продукции по двум предприятиям, можно сделать вывод:

1) В обеих предприятиях уровень фактической себестоимости превышает уровень плановой по всем видам продукции, но объем производства продукции тоже больше по фактическим показателям.

2) В ООО «Луч» разница между плановой и фактической себестоимостью незначительно отличается от разницы в ООО «Лаша», за исключением изменения себестоимости картофеля во втором предприятии. Это объясняется тем, что фактический объем производства меньше, а затраты все равно больше по сравнению с плановыми показателями.

Если сравнить себестоимость по всем видам продукции, то видно, что во втором предприятии она больше по сравнению с первым. Это говорит о том, что ООО «Лаша»-предприятие с более эффективной экономикой, чем ООО «Луч».

2.2. Структура себестоимости основных видов продукции
Многочисленные затраты, формирующие себестоимость продукции, в практике планирования и учета классифицируются по экономическим элементам и статьям калькуляции. Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции — это соотношение этих элементов и статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.

Классификация затрат на себестоимость продукции по статьям калькуляции позволяет выявить конкретный объект и место осуществления затрат, определить себестоимость единицы продукции, прибыль, рентабельность продукции и производства.

Статьи калькуляции в наиболее обобщенном виде представляют:

1. Сырье и основные материалы за вычетом годных отходов.

2. Вспомогательные материалы.

3. Топливо на технологические цели.

4. Энергия на технологические цели.

5. Заработная плата рабочих основного производства.

6. Начисления на заработную плату.

7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

8. Цеховые расходы.

Итого цеховая себестоимость

9. Общезаводские расходы. Итого производственная себестоимость

10. Внепроизводственные (коммерческие) расходы. Всего полная (коммерческая) себестоимость

Структура себестоимости продукции по экономическим элементам затрат представлена в таблице 4.

Таблица 4. — Структура себестоимости продукции

Элементы затрат

Вся промышл.

Молоко

Картофель

Зерновые

1. Сырье и основные материалы

57,7

61,2

27,7

81,9

2.Вспомог. материалы

27

14,4

16,2

3,7

3.Топливо со стороны

3,0

0,7

9,2

0,6

4.Энергия со стороны

2,0

1,4

10,2

3,4

5.Амортизация

0,9

0,5

12,7

1,2

6.Зарплата с начислениями

6,9

11,7

8,3

6,8

7.Прочие

2,5

10,1

15,7

2,4

ИТОГО

100

100

100

100

Таблица 5.- Затраты по каждому элементу продукции

Элементы затрат

Вся промышл.

Молоко

Картофель

Зерновые

1.Сырье и основные

материалы

158000

6024

16400

168000

2.Вспомог.материалы

74000,6

1417

9550

7500

3.Топливо со стороны

8330

69

5450

1240

4.Энергия со стороны

5400

140

6000

7000

5.Амортизация

2300

51

7500

2320

6.Зарплата с

начислениями

19000

1149

4890

14000

7. Прочие

7000

1000

9310

5020,6

Итого

274030,6

9850

59100

205080,6

Как видно, в промышленности преобладающая доля затрат падает на сырье и основные материалы, а в молочной промышленности в целом больше половины, а в зерновой четыре пятых. В этом основная особенность структуры себестоимости продукции отраслей молочной и зерновой промышленности. Структура себестоимости продукции, таким образом, прежде всего зависит от отраслевой специфики.

Структура себестоимости нацеливает на необходимость акцентирования внимания на те затраты, которые являются превалирующими. Так в отраслях зерновой промышленности основное внимание должно быть нацелено на всемерное снижение затрат на сырьевые ресурсы, стремясь, разумеется, сокращать и остальные затраты.
2.3. Динамика себестоимости и рентабельности производства продукции
При анализе динамики себестоимости всей товарной продукции сравниваем фактические затраты с плановыми, либо сравниваем значения себестоимости за два года. Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов.

Значения полной себестоимости и цены реализации единицы продукции необходимы для расчета рентабельности реализации всех видов продукции.

Таблица 6.-Рентабельность продукции

Показатели

Год

Отношение 2009 года к 2008 году, %

2008

2009

Полная себестоимость пр
одукции, руб.:

 

 

 

Молоко, ц

800

809

101,1

Зерновые, ц

270

276

102,2

Картофель, т

2100

2110

100,5

Цена реализации проду
кции, руб.:

Молоко, ц

571,6

600,4

105,0

Зерновые, ц

280,8

298,9

106,4

Картофель, т

6269

6757

107,8

Прибыль от реализ
ации продукции, руб.:

Молоко, ц

-228,4

-208,6

91,3

Зерновые, ц

10,8

22,9

212,0

Картофель, т

4169

4647

111,5

Рентабельность реализ
ации продукции, %:

Молоко

-28,6

-25,8

2,8

Зерновые

4

8,3

4,3

Картофель

198,5

220,2

21,7

По сравнению с 2008 годом в 2009 полная себестоимость продукции увеличилась.

Цена реализации продукции увеличилась по молоку на 5%, по зерновым на 6,4%, а по картофелю на 7,8%.

Прибыль от реализации зерновых увеличилась в 2 раза. От реализации картофеля на 11,5%. А убыток от реализации молока в 2009 году уменьшился по сравнению с 2008 на 8,7%.

Важнейшим показателем, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности предприятия, является уровень рентабельности.

По данным таблицы 6, можно сделать вывод: рентабельность продукции по сравнению с прошлым годом увеличилась. Рентабельность по молоку увеличилась на 2,8%; по картофелю на 21,7%; по зерну на 4,3%.

Сделав анализ рентабельности, мы пришли к выводу, что предприятию необходимо как можно больше уделять внимание производству картофеля, так как это направление наиболее рентабельное. Так же необходимо сокращать нерентабельные направления хозяйственной деятельности.
Раздел 3. Основные меры повышения рентабельности производства и пути снижения себестоимости

Пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) на каждом отдельном сельскохозяйственном предприятии возможно выявить лишь после проведения всестороннего, глубокого анализа этой проблемы. Однако существуют общие для всех отраслей и предприятий направления ее минимизации. В настоящее время главными факторами сокращения затрат на производство и реализацию продукции являются:

— повышение производительности труда;

-увеличение производства продукции за счет интенсификации, концентрации и специализации производства, рационального использования земли, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства при одновременном улучшении качества продукции;

— экономное и наиболее рациональное использование материальных ресурсов;

— повышение эффективности использования средств труда;

— использование достижений научно-технического прогресса и на этой основе повышение технического уровня производства;

— упрощение структуры управления и его удешевление;

— ликвидация потерь от брака и устранение производственных расходов.

Рентабельность производства в АПК зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат, т.е. от себестоимости продукции и цен, по которым она реализуется. Чем больше разница между ценой и себестоимостью единицы продукции, тем выше прибыль и уровень рентабельности. Следовательно, основные путиповышения рентабельности агропромышленного производства состоят в снижении затрат на производство продукции, увеличении ее выхода, товарности и улучшении качества, росте производительности труда, рациональном использовании производственных ресурсов.

В зависимости от уровня и сферы реализации факторы повышения рентабельности подразделяются на две группы: первая — внутрипроизводственные и внешние, или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны предприятия, и неконтролируемые факторы, к которым предприятие может только подстраиваться. Вторая группа факторов — это конкретные рыночные условия: цены на продукцию, сырье, материалы и энергию, банковский процент, налоговая политика государства, бюджетные дотации и субсидии, инвестиции и т.д.

Важнейшими показателями объективных факторов снижения себестоимости продукции растениеводства являются: качественная оценка сельскохозяйственных угодий в баллах; оснащенность предприятия основными фондами в расчете на каждые 100 га сельскохозяйственных угодий; оснащенность предприятий энергоресурсами в расчете на 100 га тех же угодий в л.с; обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в расчете на 100 га земельных угодий; уровень интенсивности использования сельскохозяйственных угодий по удельной величине всех прямых затрат, в том числе удобрений на 100 га угодий; уровень специализации земледелия по удельной величине выручки от реализации растениеводческой продукции в общей ее сумме по хозяйству.

В животноводческих отраслях показателями объективных факторов себестоимости продукции являются: качество поголовья продуктивного стада по средней живой массе одной головы; уровень кормления по годовому расходу кормов в среднем на одну голову, ц корм, ед.; себестоимость 1 ц корм. ед. годового рациона продуктивного стада; сбалансированность кормов по перевариваемому протеину в кг на 1 ц корм, ед.; уровень концентрации производства по плотности поголовья продуктивного стада в расчете на каждые 100 га сельскохозяйственных угодий и на одну ферму; уровень специализации по удельному весу выручки от реализации продукции отрасли в общей выручке по хозяйству. Могут использоваться и другие объективные факторы, в рамках которых анализируются и вскрываются резервы снижения себестоимости продукции.
Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе нами были рассмотрены себестоимость и рентабельность производства продукции предприятия, структура и уровень себестоимости, динамика рентабельности. Проведен анализ себестоимости продукции, а также предложены основные меры повышения рентабельности и снижения себестоимости продукции.

На основе произведенных нами исследований были сделаны следующие выводы:

На предприятии ООО «Лаша» фактическая себестоимость превышает плановую.

Рентабельность производства за год увеличилась

Библиографический список

1. Интернет-ресурсы

2. Зайцев Н.Л. “Экономика промышленного предприятия” М; ИНФРА 2006

3. Карлик А.Е. “Экономика предприятия” М. Инфра-М 2001

4. Семёнов В.М. “Экономика предприятия” М. Центр экономики и маркетинга 2008

5. Волков О.И. “Экономика предприятия” М. Инфра-М 2001

6. Сергеев И.В. “Экономика предприятия” М. Финансы и статистика 2000

7. Экономика предприятия. Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007