Содержание
СЕБЕСТОИМОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ.. 2
МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ… 5
БИБЛИОГРАФИЯ.. 9
СЕБЕСТОИМОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Она отражает величину затрат, которые обеспечивают процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость – это форма возмещения потребляемых факторов производства.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важных функций:
обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;
является основой для формирования уровня цен на продукцию, определения прибыли, рентабельности и исчисления налогов;
служит для экономического обоснования целесообразности вложения инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия, осуществления агрозоотехнических, технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производства; принятия различных управленческих решений и т.д.
Себестоимость – один из важнейших показателей экономической эффективности, фиксирующий, во что обходится предприятию производственного или иного вида продукции, позволяющий объективно судить о том, насколько это выгодно в конкретных экономических условиях хозяйствования. В ней находят отражение условия производства и результаты деятельности предприятия: техническая вооруженность, организация и производительность труда, прогрессивность применяемой технологии, уровень использования основных и оборотных фондов, соблюдение режима экономии, качество руководства и др.
Рассчитывают себестоимость:
валовой продукции;
единицы продукции.
Сумма всех производственных затрат предприятия на продукцию представляет собой себестоимость валовой продукции.
В распределенном этапе приведет к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. При этом закон предполагает неизменность технологического уровня производства; переход же к более прогрессивной технологии может повысить отдачу независимо от соотношения постоянных и переменных факторов.
Закон убывающей отдачи применим ко всем видам переменных факторов во всех отраслях.
Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной продукции, то есть отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называется предельными издержками предприятия.
Имея сведения о постоянных, переменных, предельных и средних издержках, можно построить график их изменения в зависимости от объема производимой продукции. Это необходимо при выборе предприятием объема производства продукции на краткосрочный период, когда часть издержек постоянна (например, при расчете объема зерна, которое может быть выращено на фиксированных посевных площадях и при имеющейся сельскохозяйственной технике).
Стоимость и себестоимость – взаимосвязанные категории, так как в их основе лежит труд, затраченный на производство продукции.
Хотя стоимость и себестоимость взаимосвязаны, они неравнозначны. Стоимость определяется общественными издержками производства, а себестоимость – индивидуальными, является экономической категорией предприятия.
В экономическом смысле себестоимость – это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Количественно она не совпадает с той стоимостью, которую отражает, поскольку потребленные в процессе производства орудия (машины, оборудование и т.д.) предметы труда (семена, корма и т.д.) включаются в нее не по стоимости общественно необходимых затрат, а по действующим ценам которые, как правило, не совпадают со стоимостью.
Основу себестоимости продукции (работ, услуг) составляют затраты прошлого и живого труда. Прошлый труд заключен в средствах производства, которые оцениваются по фактическим ценам приобретения, а материалы собственного производства (семена, корма и т.д.) – по себестоимости. Живой труд учитывается по его фактической оплате, включая и часть затрат на воспроизводство рабочей силы.
где А – амортизация основных фондов; М3 – материальные затраты (потребленные оборотные фонды); ОТ – оплата труда.
Себестоимость единицы продукции исчисляют делением затрат на производство валовой продукции соответствующего вида на ее объем в натуральном выражении.
Кроме себестоимости продукции можно определять также себестоимость единицы работы (для тракторов – усл. эт. га, автомобилей – ткм, рабочего скота – коне-дней и т.д.), возделывания 1 га посевов сельскохозяйственных культур, выращивания одной головы скота.
В сельскохозяйственном производстве различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальную себестоимость определяют на каждом предприятии по отдельным видам продукции.
Среднеотраслевую себестоимость рассчитывают как средневзвешенную величину по каждому виду продукции по стране в целом. Показатель характеризует средние затраты на единицу продукции по отраслям, поэтому близок к общественно необходимым затратам труда. Различают такие его формы, как среднезональная, сводная себестоимость. Сводную себестоимость рассчитывают в соответствии с существующим административно-территориальным делением – по районам, областям, республикам.
В зависимости от включенных в себестоимость затрат исчисляют следующие ее виды: технологическую, производственную и полную (коммерческую).
Технологическая себестоимость представляет собой технологические (обусловленные технологией производства продукции) и общепроизводственные (по организации и управлению отраслью) затраты.
Производственная себестоимость помимо технологической включает общехозяйственные расходы (затраты на организацию и управление предприятия), то есть затраты, связанные с производством продукции.
Полная (коммерческая) себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции.
В зависимости от источника данных для исчисления себестоимости различают: плановую себестоимость, рассчитываемую по нормативам; отчетную (фактическую), определяемую по материалам учета предприятия; провизорную (предварительную), для расчета которой берутся фактические данные за три квартала и ожидаемые показатели за четвертый квартал (с использованием нормативов).
МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ
Механизм ценообразования представляет собой способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов. Различают два подхода к формированию цен: затратный (производственный) и рыночный. В первом случае в основу цены товара кладут производственные затраты, связанные с его выпуском; во втором определяющими факторами становятся конъюнктура рынка, спрос и предложение.
Суть затратного метода состоит в том, что цена товара зависит от издержек производства и обращения, представляющих затраты на производство и реализацию единицы продукции в денежной форме. Однако отсюда не следует, что согласно такому подходу цена товара принимается равной сумме издержек на производство и продажу его единицы. Затратный механизм ценообразования учитывает, что производитель и продавец товара должны не только возмещать издержки, но и получать определенную прибыль.
Производители планируют валовые сборы, а потребители определяют, сколько зерна закупить. Объемы возможного предложения сопоставляют с прогнозируемым уровнем спроса, в результате формируется ожидаемая цена на зерно. Эта цена используется в переговорах о продажах, закладывается в контракты на будущую поставку зерна на элеваторы. В сезон выращивания могут возникнуть другие факторы, которые вызовут сдвиг кривых спроса и предложения, что, в свою очередь, повлияет на рыночную цену зерна (речь не идет об инфляционном росте цен). По мере того как будут поступать прогнозы об ожидаемом урожае, будет меняться и цена. Так, при недостатке влаги в почве в течение вегетационного периода урожай будет ниже, чем ожидал ось, кривая предложения сдвинется влево, цена возрастет. Снижение цен на продукцию животноводства может привести к сокращению поголовья, что, в свою очередь, вызовет снижение потребности в кормах. В этом случае кривая на зерно сместится влево и цены понизятся.
Продолжительность ценового цикла в сельском хозяйстве определяется, прежде всего длительностью производственного процесса. В бройлерном птицеводстве, например, ценовой цикл занимает несколько месяцев, а в производстве большинства полевых культур год. В мясном скотоводстве ценовой цикл может продолжаться до шести лет, учитывая время, необходимое на разведение и откорм. В этом случае можно говорить о запаздывающей реакции рынка на предложение, что бывает довольно часто.
Естественно, производители стремятся выбрать момент, когда рыночная цена на продукцию достаточно высока. Это в меньшей степени касается скоропортящейся продукции в отличие от зерна, которое можно хранить достаточно долго без потери качества. Промежуточное положение по степени гибкости выбора сроков реализации занимают свинина и мясо бройлеров.
На уровень и динамику рыночных цен большое влияние оказывает и такой фактор, как ценовая эластичность спроса и предложения. Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменению цен.
Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том что цена устанавливается путем выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами – продавцом и покупателем, интересы которых столкнулись на свободном рынке.
Спрос, как правило, неэластичен, если:
на рынке нет товаров-конкурентов;
товар является предметом первой необходимости или предметом роскоши;
стоимость товара составляет незначительную часть бюджета покупателя.
Если спрос на товар неэластичен, производитель может увеличить прибыль за счет повышения цен. Если спрос эластичен, дополнительная прибыль будет получена за счет снижения цены, что вызовет резкое увеличение спроса и рост объемов реализации товара.
Ценовая эластичность предложения товара определяется временем, имеющимся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на данное изменение цен. Эта реакция может быть выражена в перераспределении ресурсов в более выгодные производства.
Эластичность предложения рассчитывается таким же образом, как и эластичность спроса. Например, эластичность предложения овощей наиболее высока до посадки, когда производитель имеет возможность скорректировать структуру посевных площадей, и, наоборот, предложение овощей неэластично после уборки, когда при любом колебании цен объемы реализованной продукции не изменятся.
Рыночный механизм ценообразования свойствен современной экономике. Затратный механизм наиболее соответствует ценообразованию в управляемой экономике.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Экономика сельского хозяйства/ И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др. – М.: Колос, 2000. – 328 с.