[email protected]
МГУК, Скрипилев Е.А. (Почтенный человек)
N.В.С.
Содержание
Введение 2
I. Римская семья. Агнатическое и
когнатическое родство. 3
II. Брак. 4
III. Личные и имущественные
отношения между супругами. 8
IV. Patria potestas. 11
Список источников и литературы 16
Введение
Семья- ячейка общества. Можнобесконечно долго говорить о философских, нравственных моментах семейнойорганизации человеческого рода. Однако мы не будем сильно распространяться о высокомпредназначении этого крепчайшего союза людей, ибо нас интересуютгосударственный и правовой аспекты семейной организации.
Видимо,мы не ошибемся, сделав утверждение, что от благополучия каждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависетьблагополучие и поступательное развитие общества и государства в целом.Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать притщательном анализе какой- либо исторической ситуации.
Цельюнашей работы служит исследование вопросов, касающихся семьи и брака как способаее создания в древнем Риме.
Общийплан введения требует сказать несколько слов об источниках по данной теме. Нанаш взгляд, литературы по нашей теме предостаточно. Вопросы семьи и бракаосвещены в них достаточно полно. Конечно, мы не могли использовать всеизвестные научные труды в работе над рефератом, но постарались выбрать наиболееобщепризнанные. Особняком стоят XII таблиц. Считалось, что это был основной источник публичного и частного права вРиме, поэтому мы не могли не обратиться к нему.
Надеемся,результатом плодотворной работы над данной темой будет глубокое пониманиевопросов римского семейного строя.
I. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство.
Римскийсемейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его«исключительным достижением» римского народа. Что позволяло емуговорить таким образом?
Во-первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми, внукамии правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми домочадцами всовокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамнойсемьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментомбыло подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все ониименуются sui- «свои», тогда как отец семейства- sui iuris- «самсебе господин», «полноправный»[1].
Другоеотличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровнаясвязь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связьюридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьивходили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей,состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые самибыли подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, всепотомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias являетсявполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьиpersonae alieni iuris полной правоспособности не имеет.
Третьяособенность заключалась в том, что термином familia обозначались не толькоагнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. Посвидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба кдому, даже создать ему некое подобие семьи.[2] Вдревнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба.Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялосьлишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило кнаследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate,переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умалениеправ, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членовсемьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.[3]
Помнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое икогнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Римеостанется непонятным.[4]Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальноеродство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж ипоступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своегоотца, братьев и т.д. Явившееся следствием развития производственных отношенийразложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, такназываемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современноймодели. На наш взгляд, об определении степени родства уместно будет рассказатьв главе о браке.
II. Брак.
Семьяобразуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как«союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного ичеловеческого права.» Это идеалистическая трактовка брака несоответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщинабыла далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинениерегулирования брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения:как проявление требований «человеческого права» брачный союзподчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований«божественного права» брачный союз должен отвечать высшимпредписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланнымчеловеческому праву.[5]
Вплотьдо Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законныйримский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentiumмежду лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат-дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающеетребованиям законного брака.[6]Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины неподпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семьяявлялась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законномбраке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
Вдоюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах,порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов идаже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, ипрекращавшегося в разном порядке.
Первымвидом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которойжена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление втакой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена былаpersona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась personaalieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив вэтот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если мужбыл под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
Второйвид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнемудомовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож наконкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитыватьдетей. Брак sine manu следоваловозобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматическиподпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, чтоженщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного снею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи итаким образом прерывать годичное давностное владение ею.[7] Помнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда икак стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита этапервая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании властиpaterfamilias.[8]Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.
Создаваяразличный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manuрезко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключениебрака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был актформальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный видбрака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывалисьопределенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращениябраков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут нетолько по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manuмог произойти лишь по инициативе мужа.
Основныеначала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римскогообщества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений излоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений всемейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушениесупружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин ввозрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявшихв браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основнойконцепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободнопрекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этойконцепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.[9]
Неоднозначноеправовое происхождение института брака в целом определило сложность егоюридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется:
1. Взаимностью: в него вступают двапартнера, причем, как мы выяснили,
безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
2. Состоянием физической зрелости иналичием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться вкачестве такового «брак» между людьми одного пола, а также междупартнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачныйвозраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
3. Согласием партнера;
4. Наличием половой связи междупартнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранееисключаются, не может считаться действительным;
5. Стремлением партеров заключитьименно брачный союз;
6. Постоянной совместной жизньюсупругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.
Отсутствие любого извышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза,переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основаниемдля признания брака недействительным.[10]
Правовойпредпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице,которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского браканекоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда праваримского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствиеconubium могло быть следствием близкого родства или свойства.
Родствоопределялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками попрямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числомрождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отцапервой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно отдругого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии.Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двухданных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братьябыли агнатами второй степени.
Бракв Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся(несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо ) и отведенияневесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установлениявласти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этомдревнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio,coemptio, usus).
Собственнозаключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значениисобытия: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновеннопредшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалосьих paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених иневеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручениядавало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. Попреторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia иограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. Впериод империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращениесделанных ею подарков.
Основныммоментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правомпоследствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в доммужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака,но не считались формальными условиями наступления брачных связей.[11] Сразвитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых формзаключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простогосоглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductiofeminae in domum nuptias.
Бракпризнавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между темибоковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первойстепени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимоизложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфическиетребования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак сгражданкой данной провинции.[12]
Прекращалсябрак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовымоснованиям. Таковыми являлись:
1. Смертьсупруга
2. Заявлениеоб отказе от брачного союза- развод
3. Утратасупругом его гражданского правового качества в связи с изменением егосословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением гражданства.
Развод в классическую эпоху былсвободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и поодностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода разводабыла одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводовв конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводыпротиворечили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда небыла ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественныхпоследствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращенразводом.
III. Личные и имущественные отношения между супругами.
Действительныйбрачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, таки имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского бракавыражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требованияобязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права вотношении жены.
Личныеи имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.
Вбраке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена властимужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своимидетьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобноговиндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любоенаказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишенаправоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу,становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будетобладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение женысмягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагатьна жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.
Бракsine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patriapotestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если онабыла до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права.Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona suiiuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежитей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ.Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом,который приносит имущество жены.[13]Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешениясупруги (видимо, в случае, если она- persona sui iuris) или ее прежнегодомовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужутребования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений вуправлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку.Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii,она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственномотношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильногооборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключениемслучаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что стечением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sinemanu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.
Независимоот формы брака на особом правовом положении находились две категории брачныхимуществ: приданное (dos) и брачные дары (dos propter nuptias).
Терминомприданное обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужуженой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальныхзатруднений семейной жизни.[14] Вдревнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu,специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, еслине было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось извсего остального имущества, приносимого женой и поступало в собственность мужа.По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества,передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за 2 века дон. э. стало входить в правило заключать устное соглашение, по которому мужпринимал обязательство возвратить приданное в случае прекращения брака.
Вклассический период приданое получает специальную регламентацию. О. Омельченкоутверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, которыйдолжен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого припрекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа- жене,пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. п.)[15] В случае прекращения брака приданое подлежитвозврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводусоглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгийиск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме. Если специальногосоглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давалсяжене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю насодержание оставшихся при нем детей и прочие нужды.
ПриЮстиниане привила о возврате приданого были упрощены через объединение двухранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли заключеносоответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь иск овозвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но за вычетомсуммы необходимых издержек.
Брачныедары представляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарокжене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключениябрака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачныедары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлятьпретензии об отсутствии таковых. Сначалаэто дарение совершалось до брака (т. к. дарения между супругами запрещались) ипоэтому называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение иво время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому.В течение брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случаерасторжения брака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередкопредусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества в случае смертимужа.
IV. Patria potestas.
На нашвзгляд, начать эту главу следует с рассмотрения вопроса о взаимоотношенияхмежду матерью и детьми. Эти отношения глубоко различны в зависимости от того,состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu.
Мать,состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с нимиподчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится inpatria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связиpaterfamilias со своими подвластными.
Наоборот,в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не членсемьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой онанаследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку.
Теперьперейдем к рассмотрению взаимоотношений отца и детей.
Эти отношения были построены иначе,чем отношения матери и детей: для этих отношений было безразлично, состоял лиотец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, inpatria potestas.[16]По определению Гая «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины иженщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.»[17]
Этавласть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основнойпричиной для этого являлись распад прежней крестьянской семьи и развитиеремесел: сыновья все более ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим,сыновья приобретают самостоятельно положение в уже постоянной армии игосударственном аппарате. Уже в древнейшее время власть paterfamilias надличностью детей умерялась воздействием семейного совета. В конце республики и вначале периода империи был введен ряд ограничений прав paterfamilias наличность детей.
Подвластныйсын имеет и libertas, и civitas; в области публичного права он стоит наряду сотцом, может занимать публичные должности. Но в семье он всецело подчиненотцовской власти, притом возраст значения не имеет, и даже когда он уже состоитв браке и имеет детей. Важно подчеркнуть, что власть над детьми принадлежитименно отцу, а не обоим родителям.
Исключительностьположения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чистосемейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью»особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителяпо отношению к детям.[18]
Подотцовскую власть дети попадали тремя путями:
1. Черезрождение в законном браке
2. Черезусыновление
3. Черезузаконение
В Риме действовало правило,согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыномили дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, чтоотцом ребенка, рожденного в браке, считается муж. Эта формула будет затемусвоена кодексом Наполеона, как и многое другое.[19]
Отцовскаявласть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины.Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей,рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько путей (способов)узаконения:
1. Путемпредставления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением егоизвестным имущественным цензом;
2. Путемпоследующего брака родителей;
3. Путемиздания специального императорского указа.
Вотличие от узаконения, дававшего положение законных детей лица, рожденных отданных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть надпосторонним лицом. Узаконение различалось двух видов:
1. Arrogatio,если усыновлялась persona sui iuris. В древнейшие времена arrogatioпроизводилась на народном собрании при участии верховного жреца и в присутствии как усыновителя, так иусыновляемого. Однако, в более поздние времена, с окончательным прекращениемсозыва народных собраний, arrogatio производилась путем получения на тоимператорского рескрипта.
2. Adoptio, если усыновлялась persona alieniiuris. Adoptio производилась первоначально сложным обрядом манципации,только Юстиниан заменил эту сложнуюпроцедуру простым заявлением перед судом. Теперь этот вид усыновлениясовершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыкиусыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.
До Юстиниана adoptio, как иarrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстинианослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишьустанавливая право наследования усыновленного после усыновителя.
Можновыделить общие необходимые условия усыновления:
1. Усыновлятьмог, как правило, мужчина;
2. Усыновительдолжен быть persona sui iuris
3. Усыновляемыйдолжен быть младше усыновителя на 18 лет и больше.
Личныеправа и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разныхэтапах римской истории. Власть отца семейства предполагала следующие права вотношении детей:
· правораспоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия,но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участиясемейного совета;
· правооставить новорожденного безнадзорным;
· право-обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми. Ответственностьмогла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцуголовой;
· продатьсына или дочь в рабство;
· право навиндикационный иск в отношении удерживающих его детей.
С течением времени столь суроваявласть смягчилась. В конце концов власть отца свелась к его праву применятьдомашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважениеродителям.
Всфере имущественных отношений дети были, по- видимому, рано допущены ксовершению сделок от своего имени, т. е. обладали ius commercium. Но все праваиз таких сделок возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок длянего не возникали. Одновременно с последовательным ограничением власти мужа надженой и расширением круга юридических последствий из сделок рабовосуществляется процесс постепенного признания право- и дееспособностиподвластных детей.
ВРиме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество всамостоятельное управление. Такое имущество называлось peculium. Следуетподчеркнуть, что пекулий- имущество, предоставляемое подвластному только вуправление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка.Пекулиарные отношения отца и сына во многом похожи на отношения по поводурабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки сподвластными, имели к домовладыке такие же дополнительные иски, какие давалисьиз сделок рабов.
Вслучае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а простовозвращается в непосредственное обладание отца. В случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам нарядусо всем остальным имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовскойвласти, и отец при этом не потребовал пекулий, то последний считаетсяподаренным сыну.
Всвязи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые другие изменения.В связи с данной практикой было признано возможным установление«натуральных» обязательственных отношений между членами одной семьи.С течением времени наряду с этим видом пекулия появились иные, значительнорасширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их полноценнымиучастниками гражданского оборота. Например, военный пекулий состоял не только вфактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на правесобственности за некоторыми ограничениями и исключениями. С начала 4 века н. э.юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого родаприобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, атакже на службе в качестве адвоката. Наконец, с признанием права наследованиядетей после матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградитьот притязаний со стороны paterfamilias имущество, унаследованное детьми отматери. В 4 в. н. э. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правомpaterfamilias на пожизненное пользование и управление им. Развитие завершилось постановлением,что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то состоящее вобладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либополучено от третьего лица, желающего создать известную выгоду дляpaterfamilias, а также на имущество, которое отец передал подвластным, желаяподарить его, но которое осталось собственностью отца в силу недействительностисделок между ним и подвластными детьми. Все остальные имущества принадлежатподвластному.
Отцовскаявласть над детьми прекращалась только со смертью домовладыки или посредствомособого высвобождения из- под власти. Высвобождение было либо добровольнымактом домовладыки (manumissio), который приравнивался к высвобождению раба насвободу; или принудительно- правовым (за нарушение обязанности родителя вотношении детей); или по силе частного права. После emantipatio отец сохранялправо на пользование половиной имущества сына.
Наконец,стоит кратко рассказать об опеке и попечительстве.
Лицо sui iuris в связи с возрастом,состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи иохране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служилив римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, атакже рано утратившая практическое значение опека над женщинами