Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе

Красноярский государственный педагогический университет Кафедра филологических дисциплин
                 

                      /> По педагогике Тема: Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе.
                                                                          
                                      Выполнил: Тихонова О.В.         
                               
                                                                                           Проверил: Михалёва Л.П.                                                                                                                    
 
                                                   
 
                                            Красноярск 2004 г.   
Оглавление
     Введение…………………………………………………………………………3
Глава I: Семья в меняющемся мире: стратегия жизнедеятельности
§1. Семья как жизнедеятельнаясистема………………………………..5
§2. Социально- педагогические аспектыразвития личности……….…12
     Глава II:Семейная политика и социальная поддержка семьи
                     в РоссийскойФедерации.
§1. Понятие социальнойзащиты………………………………………..16
§2. Конкурентные подходы к системесоциальной защиты
     в современныхусловиях……………………………………………..21
     Заключение……………………………………………………………………..24     Список литературы……………………………………………………………..25

Введение.
Контрольная работа посвящена теме:Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе. Актуальностьтемы в том, что семья представляет собой комплексное социальное явление, вкотором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений ипроцессов.
Проблемным на сегодняшний деньявляется взаимоотношения в семье и обществе. Эту проблему в состоянии решитьсоциальная педагогика. Она как интегративная наука, объединяющая педагогику ссоциологией, социальной психологией, биологическими и антропологическиминауками не только активно объединяет развивающегося индивида с социальнымиинститутами, но и проникает в усложняющуюся и во многом ещё не раскрытую, и поэтому и «загадочную»  природу человека, его поразительных и не всегдапредсказуемых возможностей. Понятие «Социальная педагогика » впервые быловведено в научный оборот Германским педагогом А. Дистервергом, исследовавшимроль культурной среды в процессе воспитания и роль самодеятельности в развитиитворческой активности ребенка.  На основании этого им был сделан вывод онеобходимости разделения функции обучения и воспитания в развитии ребенка.Данные исследования ставят перед собой цель: Показать семью как комплексноесоциальное явление. Для реализации данной цели необходимо решить такие задачи:
1.   Проанализировать методическую,научную литературу по проблеме исследования;
2.   Дать понятие семье какжизнедеятельной системе;
3.   Выявить особенности семейныхвзаимоотношений;
4.   Обоснования понятия « Социальнаяпедагогика »;
5.   Определить методы и принципы,используемые в данном исследовании.
При выполнении работы используется:Метод сбора информации, анализа, обобщения. Теоретическая значимость работысостоит в том, что собран и систематизирован материал по проблемеисследования.  Практическая значимость работы определяется возможностьюиспользовать представленные материалы на практических занятиях, при проведенииуроков. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работасостоит из Введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечаетсяцель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость.
Основная часть включает  в себя двеглавы:
      Глава I: Семья в меняющемся мире: стратегия жизнедеятельности.
§1.Семья как жизнедеятельная система
§2.Социально- педагогические аспектыразвития личности
      Глава II: Семейная политика и социальная поддержка семьи в РоссийскойФедерации.
§1.Понятие социальной защиты
§2.Конкурентные подходы к системесоциальной защиты в современных условиях.
Заключение подводит итоги проделаннойработы. Завершает работу список литературы, включающий пять наименований.

Глава 1. Семья в меняющемся мире:стратегия жизнедеятельности.
§1. Семья как жизнедеятельна ясистема.
Семья представляет собой комплексноесоциальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественныхотношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Труднонайти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столькоразнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали быосновные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизньюкаждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семьяявляется той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует ссобой, со своими интересами и со своим существованием в целом.
Существует много определений семьи,но, на мой взгляд, наиболее полно его дает наука социология. С точки зрениясодержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальнаягруппа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь,система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качествличности и осуществление определенной экономической деятельности.
Известный отечественныйсоциолог определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединениелюдей связанное  общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья,как правило,  представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она можетобъединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семьюследует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальныйинститут.
Под социальным институтомпонимается организованная система связей  и социальных норм, которые объединяетзначимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностямобщества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемыеидеи и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцыповедения в групповых процессах, а под системой социальных связей –  сплетениеролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется иудерживается в определенных рамках.
Институт семьи включает всебя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейнаяжизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическомразвитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов(статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.),с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Таким образом, институт –это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четкоразработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальномконтроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры ипорядок в обществе.
Каждый социальныйинститут имеет специфические особенности и выполняет ряд функций. Социологвыделяет следующие функции социальных институтов:
1.   Функция закрепления и воспроизводстваобщественных отношений;
2.   регулятивную функцию;
3.   интегративную функцию;
4.   транслирующую функцию;
5.   коммуникативную функцию.
Существуют функции явные(перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметомпристального исследования социальных структур, так как помогают определитьистинную картину социальной жизни.
Выделение института семьи из другихинститутов общества (государства, бизнес, образование, религия и др.) неслучайно. Именно семья признается всеми исследователями как основной носителькультурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимымусловием для социализации личности. Именно в семье человек обучается социальнымролям и получает основы образования и воспитания.
Наиболее полно функции семьи каксоциального института выделяет социолог:
1.   Функция сексуального регулирования.
Семья – этоглавный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет ирегулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем,практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворениясексуальных потребностей.
2.   Репродуктивная функция.
Одна изосновных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов.При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению социализации. Важным условиемсуществования общества является регулирования рождаемости, избежаниядемографических взрывов и спадов.
Семья — основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества.Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются.
3.   Функция социализации.
Семья – этосамый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социальногоопыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге,повседневная полезная деятельность детей и взрослых создает уникальныевозможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений,жизненных установок, социальной зрелости.
4.   Функция эмоциональногоудовлетворения.
    Получение психологической защиты,эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации, психологической терапииоказывает позитивное влияние на человека не только в детстве, но и напротяжении всей эго жизнедеятельности. Благодаря своей структуре и качествам,семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношенияродства и супружества предоставляют людям такую возможность.
5.   Статусная функция.
Каждыйвоспитанный человек в семье получает в качестве наследия некоторые статусы,близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего отношения к таким важнымдля личности статусам, как национальность, место в городской и сельскойкультуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенномусоциальному статусы предоставляет ребенку возможности и вознаграждения,характерные для этого слоя и в подавляющем большинстве случаев определяет егодальнейшую жизнь.
Конечно,классовый статус может измениться благодаря умениям человека и благоприятнымобстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семьядолжна обязательно осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близкимк статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующуюинтересы, ценности, образ жизни.
6.   Защитная функция.
Во всех обществахинститут семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую ипсихологическую защиту своих членов. Общеизвестно, что, задевая интересы ибезопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищаютсвоего близкого.
7.   Экономическая функция.
Ведение членами семьи общегохозяйства, общего бизнеса способствуют формированию крепких экономическихсвязей между ними. Семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейкуобщества, где обязательны помощь и поддержка.
 Общество постоянноменяется, вместе с ним меняется и семья. Семья — это живая, постоянноменяющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семьювлияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индистраализация  и др.Возникают проблемы которых не было раньше.
Каковы же проблемы скоторыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений?Как указывает А.Ф. Безлепкина, директор Департамента семьи, женщин и детейМинистерства Социальной защиты населения Российской Федерации, это:
–    Увеличениемалообеспеченных слоев населения;
–    Увеличениесоциальной и географической мобильности;
–    Миграция, в томчисле и за пределы государства;
–    Ухудшаетсясостояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественнаяубыль населения);
–    Фундаментальныеизменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;
–    Рост количестванеполных семей;
–    Повышениекоэффициента иждивенчества;
–    Население всемье, социальное сиротство.
    За всем этим – совместнаяответственность государственных органов, семьи, промышленников ипредпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построениегосударственности России, серьезные ошибки в формировании социально –экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленнаябесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыхадетей.
Сегодня, под лозунгом перехода крынку, продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктурыдетства, прежде всего, в результате уменьшения возможностей и финансирования.Коммерциализация делает эти учреждения недоступными для большинства детей;часть из них, не справились с финансовыми трудностями, закрываются. Теряется высококвалифицированныйкадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдаютдети, лишенные возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательныхкружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов,малолетних правонарушителей. Сейчас как никогда остро,  ощущается слабость илиполное отсутствие многих элементов социальной защищенности россиян. Если взятьобласть личных доходов, то минимальная зарплата, максимальная пенсия, а такженовые размеры всех основных социальных выплат ещё очень далеки от стандартов,способных обеспечить сколько- нибудь сносное существование людей.
Резкое расслоение и обеднениебольшинства населения России обусловлены не только условиями перехода к рынку,но, прежде всего, нарушения состояния пропорций в оплате труда между сферамизанятости, слабым социальным обеспечением, нетрудоспособных в результате неэффективной государственной политики в этой области.
 В проекте Национального совета поподготовке и проведению Международного года семьи:
« О положении семьи в РоссийскойФедерации ».
Впервые дается объективная, нобезрадостная, картина положения семей в России. Хотя общее количество семей встране увеличивается ( примерно 9 из каждых 10 жителей страны- члены семьи), носами семьи становятся всё меньше и меньше ( 2-3 человека) 67% семей состоят исупругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи(33%)- это, как правило, семьи одиноких матерей, разведенных женщин, вдов.
В последние годы сократилось числобраков примерно в четверть и на 10% увеличилось число разводов, чтосвидетельствует о серьезном кризисе института брака.
Резко упала рождаемость а России посравнению с послевоенным периодом. Начиная с 80-х годов, растет внебрачнаярождаемость. Одновременно отмечается рост числа искусственных абортов. Совторой половины 80-х годов фиксируется снижение ожидаемой продолжительностижизни. И этот процесс не останавливается до сих пор.
Острейшей социальной проблемой длястраны стала материнская смертность. Она в 15-20 раз превышает показателимногих развитых стран. Если в России на 100000 новорожденных приходиться 50,8материнских смертей, то в Скандинавии – 2,8 в Великобритании –7 в США – 9. Вцелом рост смертности от неестественных причин вызван обострением социальнойнапряженности в стране, межнациональными конфликтами, ухудшением качествапитания, экологическими и технологическими катастрофами.
Таким образом, серьезнойсоциально-экономические и духовно- нравственные трудности нашей жизни являютсясущественными факторами которые дестабилизируют традиционные семейныеотношения, усиливают их неустойчивость.
Отсутствует и должная подготовкаподрастающих поколений к семейной жизни, которая бы способствовала достижениюгорении в брачных отношениях. Наше общество, как никогда ранее, заинтересованнов прочной семье, здоровой физически, духовно и нравственно, в устранении многихперекосов, допущенных в отношении семьи в прошлом.
Поэтому сегодня особенно важна работавсех государственных и не государственных структур, общественных организаций поукреплению семьи и оказанию всемерной помощи в улучшении материальных, жилищныхи бытовых условий с целью обеспечения должного уровня жизни семьи и болееполной реализации её воспитательных функций.
Многие специалисты считают, что вРоссии необходимо разработать национальную программу помощи семье, котораявключала бы следующие компоненты:  исследовательский, политический, правовой,образовательный и информационный.
Исследовательский компонентпредлагает проведение конкретных исследований проблем семьи, сбор, обработку иуточнение данных о семье в официальной статистике, публикации экспертов.
Политический компонент – пропагандусуществующих реальной политики, оказывающей влияние на институт семьи;выявление недостатков в семейной политике; разработку конкретных планов дляреализации новой политики в отношении семьи.
Правовой компонент предусматриваетнадзор существующего законодательства  в стране, его реформирования иподготовку новых законов, направленных на поддержание и укрепление семьи.
Образовательный компонент содержитпроведение конференций, семинаров, «круглых столов» и других акций по проблемамсемьи и семейной политики.
Информационный компонентвключает данные, представленные другими странами, выделяя широкий набор наиболееважных проблем и приоритетов. Среди них: безработица членов семьи и проблематрудоустройства; низкие доходы членов семьи; насилие по отношению к женщинам идетям;  эксплуатация и заброшенность детей; равные права мужчин и женщин;положение женщин в семье; отношения «детей и отцов»; ухудшение экологическойсреды и семья и другие.
Все эти проблемыактуальны и сегодня для многих стран мира, а для России в особенности.

§2. Социально – педагогическиеаспекты развития личности.
Важной категорией дляпонимания процесса развития ребенка во времени служит введенная Л.С. Выгодскимпонятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условийсоциальной среды и внутренних условий формирования личности.
Развитие в подходе Л.С. Выгодского характеризуется наличием качественныхновообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требуетособой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития являютсявнутренние изменения самого развития. В культуре, современной Л.С Выгодскому,да и в настоящее время, существует две полярные ( и множество находящихся междуними ) концепций развития:
1.   Развитие как реализация,комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;
2.   Развитие как непрерывных процесссамодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновениеми образованием нового не существовавшего не прежних стадиях.
Главными критериями развитиявыступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этомпод возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и егодеятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникаютна данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяютсознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической),его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Л.С. Выгодскому принадлежит идея онеравномерности процесса развития, о двух его типах:
–    Медленное,постепенное накапливание изменений – литический период;
–    Резкие, бурныевзломы кризисы развития.
Кризис, по Л.С. Выгодскому, являетсянеобходимым периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых иобразование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующеголитического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяженииотносительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие икапитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.
Основными чертами кризисных этаповразвития, отличаемых исследователями, являются:
–    Нечеткость границпериода;
–    Относительнаятрудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;
–    Негативныххарактер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертываниятого, что образовалось на предыдущих стадиях.
Значит,  самым существеннымсодержанием развития в кризисе будет возникновение новообразований, носящихпереходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структурубудущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.
Таким образом, главным критерием иоснованием периодизации детского развития выступают новообразования,относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальныхпространств.
Уровень достигнутого развитияхарактеризуется таким понятием как возраст – целостное динамическоеобразование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной линии,компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая в своемвнутреннем строении и движении, изменение каждой части личности определяетсязаконами изменения целого.
Развитие характеризуется определеннойдинамикой – совокупностью всех тех законов, которыми определяется периодвозникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждоговозраста.
Для понимания особенностей развитияна различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуациюразвития – своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное,естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей егодействительностью, прежде всего социальной.
Социальная среда по Л.С. Выгодскомуявляется источником возникновения всех специфических человеческих свойствличности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реальноговзаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания сути социальной ситуацииразвития и роли социальной среды следует существование оптимальных возрастныхпериодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видамдеятельности. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшиефункции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зонеближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а незавершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенкасо взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослыми наличной форм жизнедеятельности.
Идеи Л.С. Выгодского, продолжение иразвитие его последователями Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Б.Д. Элькониным идругими, позволили построить следующую типологию возрастов, содержание ведущихдеятельностей и кризисов.
Таблица 1                  Этапы возрастногоразвития личности.Возраст
Ведущая
деятельность
На что направлена
( тип отношений)
Пространство
развития
Психологическое
новообразование 0-2 месяца Кризис новорожденности
2 месяца-
1 год — младенчество
Непосредственное
Эмоциональное
общение
Сенсомоторное
Развитие отношения
Ребенок- родитель,
Объект — субъект
Семья, кроватка,
Перемещение
на руках матери
Потребность в
Общении с другими
Людьми и эмоцио-
нальное отношения 1 год Кризис одного года – появление предметно-манипулятивных действий
1-3 года – раннее
детство
Предметно-
Орудийная деятельность
Манипуляции с предметом и речь;
Отношение
Ребенок –родитель.
Семья и ближайшие родственники,
Квартира как зона
изучения
Речь и наглядно-
Действительное мышление 3 года Кризис трех лет
4-6 лет – дошколый
возраст Ролевая игра
Межличностные
Отношения
Ребенок — родитель Семья, детсад, двор, как внешние ограничения и не самостоятельность в выборе границ Потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности 7 лет Кризис семи лет
7-12 лет
младший школьный
возраст Учение
Первичное знание.
Ученик-учитель
Объект-субъект Семья, школа (класс), двор как «чужое пространство» Произвольное психическое явление форм внутреннего плана  действия. Рефлексия 13 лет Кризис тринадцати лет ( подростковый ) 14-17 лет
Общественно полезное, учебная, организационная
Трудовая деят-сть и общение
Отношения в различныз соц. Системах
Человек-человек
(субъект- субъективный) Школа как « Целое», двор или улица; Секция, клуб и др. сфера не формального общения. Стремление к взрослости и самостоятельности; Критическое отношение к действительности; Образ «Я», самооценка 17 лет Кризис семнадцати лет ( юношеский возраст)
Пониманиевозрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая –учебная – общение — труд.) получила широкое распространение в российскойпедагогике и психологии. Но одновременно — и это нам представляется важным –развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине ( семья – класс– школа – двор – город — мир), так по содержанию. Освоение отношений происходитпараллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель;человек – человек; человек- мир.
Эти три процесса (овладениедеятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и освоениеновой деятельности есть результат и одновременно предпосылка овладения новымипространствами и отношениями.
Для понимания особенностей взросленияребенка в современном обществе задача школы в обеспечении этого процессанеобходимо, прежде всего, проанализировать современную социальную ситуациювзросления. Она имеет системный характер, иерархическое строение и может бытьрассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.
1.   Общемировой, цивилизационный,характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство.Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, какэкология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.
2.   Внутренний, свойственный именно нашейстране, проходящей очередной «Революционный» этап своего развития, опосредующей влияние «Верхнего», общемирового уровня.
3.   В результате произошли серьезныеимения на ближайшем к растущему человеку – индивидуально-личностном уровне, впространстве его непосредственного развития – семье, школе, компаниисверстников.
Глава II: Семейная политика  и социальназащита семьи в Российской Федерации
§1.Понятие социальнойзащиты.
Системный кризис вроссийском обществе требует и системного перехода к анализу его конкретныхпричин и поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема должнарасцениваться как общенациональная задача социальной безопасности народа,требующая выдвижения вопросов социального обеспечения обслуживания на первоеместо. Нужна система государственных гарантий, подкрепленная кадрами идостаточными финансовыми средствами, способная обеспечить комплекснуюсоциальную поддержку каждому человеку, взрослому и ребенку, с момента рождениядо смерти во всех случаях, когда в силу обстоятельств, не зависящих от него, онв ней нуждается.
Традиционно понятиесоциальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социальногообеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социальногообеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий,ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направленийдействия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями иприоритетами политики в отношении семьи, политическими исоциально-экономическими условиями ее проведения. В зависимости от этого можновыделить несколько видов подходов к формированию механизма социальной защиты:
1.   Политика в отношении семьи рассматриваетсяс точки зрения решения демографических проблем.
2.   Политика в отношении семьиориентируется на защиту детей (особенно из бедных семей) от материальныхрешений и перераспределение доходов в пользу семей, имеющих детей.
3.   Политика в отношении семьи предусматриваетпредоставление широких возможностей выбора и оказания помощи всем видам семей.Она направлена на выравнивании различных уровней жизни в отдельные периодыжизненного цикла.
4.   Политика в отношении семтирассматривается в увязке в проблемой положения женщин в сфере занятости.Действия механизма могут быть разнонаправленными, включая как стимулированиепритока женщин на рынок труда, так и предоставление возможностей оставаться внерынка рабочей силы.
Общая направленность действиямеханизма социальной защиты семьи на этапе проведения экономической реформы встране – адаптация к изменившимся условиям жизнедеятельности. Выделяются двафактора, определяющих этот процесс: внешний и внутренний.
Внешний фактор связан со средой, вкоторой происходит становление этих механизмов, и определяется происходящими вней процессами: инфляцией, бюджетным дефицитом, ростом цен, снижениемпокупательной способности, безработицей. Наиболее остро встает проблема потеридохода и причины приводящие к  этому. Внутренний фактор определяется состояниемсамого объекта социальной защиты – семьёй, новыми изменениями и тенденциями вразвитии института семьи.
Адекватность механизмов социальнойзащиты предполагает их встроенность в общую систему общественных отношений идостаточную гибкость в условиях изменения её отдельных параметров.
В условиях проводимой в Россииэкономической реформы выбор механизмов зависит от однозначности и однонаправленности её осуществления. В рамках провозглашенного демократическогохарактера преобразований это предполагает преодоление монополии государства проведении социальной политики, в частности политики в отношении семьи, ирасширение возможностей людей влиять на формы и методы социальной защиты ( речьидет  о социальном партнерстве).
Другим объективным условиемФормирования механизма социальной защиты является ограниченная возможностьгосударства в условиях кризиса оказывать помощь всем нуждающимся ( из-занедостатка ресурсов).
Определяющим фактором выборамеханизма социальной защиты в настоящие время стало прогрессирующее расслоениеобщества, массовые объединения населения.
Исходной базой анализа и выборавозможных механизмов социальной защиты являются обозначенные выше и сложившиесяв мировой практике подходы у реализации механизма социальной защиты семьи. Приэтом основными критериями действительности механизма социальной защиты семьиявляются, в первую очередь, агрессивность и целенаправленность.
Нормативно- правовая база, являющаясяосновой социальной защиты населения, очень многообразна, и, отражая развитиеотрасли, она постоянно расширяется. В настоящее время в нее входит не толькособственно российское законодательство, но и ратифицированные РоссийскойФедерацией международные правовые акты.
К международным документам относятсяМеждународный билль о правах человека, включающий в себя три документа,принятые Генеральной Ассамблеей ООН; Всеобщую декларацию прав человека;Международный пакт о б экологических, социальных и культурных правах;Международный пакт о гражданских и полных правах; Международный пакт огражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему.
Применение Международного билля оправах человека стимулировало создание ряда документов, в которыхконкретизируется содержание и пути решения проблем защиты прав человека. Особенноакцентируется внимание на проблемах социального обеспечения граждан; ликвидацииголода и недоедания; Брака и семьи; детей и молодежи; трудовой занятостинаселения; соблюдение прав отдельных лиц и индивидов, организаций самыхразличных видов; помощи на глобальном, региональном и местном уровнях всемнуждающимся. В 1989 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правахребенка – один из основополагающих, вместе с Декларацией прав ребенка (1959год) международных правовых документов, содержащих обоснование и описаниеосновных прав ребенка.
Основная цель конвенции состоит вмаксимальной защите интересов ребенка. При этом она призывает ратифицировавшиееё государства создавать условия, при которых дети могу принимать активное итворческое участие в социальной и политической жизни страны. Конвенция признаетпервостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а так жеобязанность государства в выполнении своих обязательств.
Существующая концепция социальнойзащиты населения Российской Федерации ориентирована на сценарии трехэтапногоразвития экономики: кризис, восстановление экономики, экономический подъем.
На сегодняшний день не сложилосьединого представления о сущности, содержании, характере социальной защиты каксистемы, да и само понятие социальной защиты не имеет однозначного толкования.Например, М.И. Лаборакина рассматривает социальную защиту наряду с социальнымстрахованием, социальным обеспечением и социальной поддержкой, как функциюсоциальной сферы. Под социальной сферой автор понимает защиту социальных правкак неотъемлемую часть прав человека.
На мой взгляд, социальную защитунужно рассматривать как систему принципов, методов, гарантий, предоставленныхгосударством, которые поддерживают жизнеспособность человека. По мнению Красновой,государственная система социальной защиты включает в себя четыре блока:
1.   Первый блок — социальноеблагосостояние. Это означает, что государство должно создать такиеэкономические условия для граждан, чтобы они сами могли зарабатывать себе нажизнь, а не быть униженными просителями. Задача правительства должна сводитьсяне к благотворительности, а к обеспечению устойчивого денежного обращения.
2.   Второй блок – Социальнаябезопасность. Внебюджетные фонды утратили страховые функции, и назреланеобходимость реформирования социально, медицинского, пенсионного и другихвидов страхований.
3.   Третий блок представляет собойсистему выплат пенсий и пособий.
4.   Четвертый блок — социальноеобслуживание.
Задачи социальной защиты реализуютсячерез социальную инфраструктуру.
Социальная инфраструктура – этосовокупность органов и учреждений, их материальной и нормативно — законодательной базы, которые обеспечивают удовлетворение социальныхпотребностей граждан и защиту их социальных прав. Поиск новых подходов ксоциальной политике и к одному из её направлений – социальному обслуживаниюнаселения – привел к выводу, что введение в практику разнообразных видов иметодов социальной работы может способствовать росту качества социальнойзащищенности граждан. В настоящее время в России зарождаются, и функционируютразличные типы учреждений системы социальной защиты населения. К их числуотносятся, например такие как:
–    Центрысоциального обслуживания ( отделения социальной помощи на дому, дневного,временного пребывания, срочной помощи);
–    Комплексныецентры социального обслуживания;
–    Дома (пансионаты) для ветеранов войны и труда;
–    Социально-реабилитационныецентры для несовершеннолетних и т.п.
Положение детей в стране – важнейшийсоциальный индикатор. Ухудшение или улучшение показателей, по которымопределяется неблагополучие или благополучие, в современных условияхприобретает особую социально-политическую значимость и объективно выступаетфактором социальной стабильности или конфронтации населения и правительства.
Практические вопросы защиты детстваперешли сегодня в ряд социально –педагогических и стали рассматриватьсяспециалистами с научно-педагогических позиций. Нарушение общественных структурна современном этап, таких, ак территориально- экономическая целостность,духовная общность, негативно сказываются на детском населении страны.
Характерной особенностью последнихлет явилось положение кризисов: глобального (цивилизационного, общероссийского,секторальных, по отдельным сферам социальной жизни), молодежной популяции 90-хгодов, возрастных, индивидуально личностных.
§2.Концептуальныеподходы к системе социальной защиты в современных условиях.
Социологи прогнозируют дальнейшееснижение жизненного уровня и социального самочувствия детей и молодежи в результатеобщероссийского и спектральных кризисов. Рассмотрим понятие детства каксоциально- психологического феномена социума. С точки зрения известногоотечественного психолога, Фельдштейна, в индивидуальном варианте – это, какправило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, егосостояние «до взрослости». В обобщенном – это совокупность детей разных,возрастов, составляющих довзрослый компонент общества.
Как особый социальный феномен,детство исторично. На исторических этапах развития общества оно имеет не толькоразные ёмкости, но и  разным, как известно, было отношение к детству взрослых.В этой связи интересна, на наш взгляд, постановка проблемы взаимоотношениявзрослых и детей.
До сих пор этот вопрос недостаточнопроработан и четко не поставлен на ученом уровне. Это преодолел психологФельдштейн, своими работами последних лет (1997-2000г.). Можно согласиться, чтопроблема взаимодействия детей и взрослых приобретает особую значимость вдиспозиции детство — взрослость — двух особых социальных структур и реальныхобъектов.
Это пространство между Мирамивзрослых и детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполнятьсяи не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования,и т.д., но и соответствующими конструктами: а) обеспечивающие превращениекаждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослым б) ставящимидетство во всей сложности его внутренних «организаций» в позицию реальногосубъекта такого диалога.
Однако в современном обществе прослеживаетсякачественно иная картина – картина деформированных взаимоотношений взрослых идетей. Налицо серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку. Во взрослом миререально  не выработано отношение к Детству как субъекту взаимоотношений,поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям егосоциального созревания. Это, в частности, проявляется в том, что взросление,самостоятельность, общественная ценность растущего человека в общество. Членамобщества он становиться сразу, одновременно, не пройдя весь необходимый путьпоэтапного социального принятия, неподготовленный, а освоению психологических,особых отношений в обществе. Сложный процесс социального  развития ребенка,овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, чтозатормаживает, осложняет социальное созревание подростков и юношества. Междутем, именно в поэтапном принятии ребенка обществом выражается связанность,непрерывность развития детства. Вследствие не реализованности поэтапногопринятие ребенка в общество происходит не осознанных обществом разрыв поколенийна мотивационно — личностно – социальном уровне, который является результатомпротиворечия между интересами общества в целом и человека. В условияхразрешения данной проблемы необходима социальная защита детей. Что же этотакое? Как свидетельствуют источники, это осознание ответственности взрослыхперед молодежью, не достижение социальной зрелости, за качество их жизни.Осознание этой ответственности заключается не только в верной оценке современнойситуации с детьми и молодежью – понимание ее взрывоопасности. Это прежде всегопоиск путей снятия указанного выше противоречия, затушевывание или непониманиекоторого на официальном уровне выражается в декларативности, социальнодемографическом, миликтирующем характере всего нормотворчества в детской имолодежной сферах, всех государственных программ социальной защиты детей имолодежи; Это коллективная,  общественная разработка современной парадигмысоциальной защиты общества. Парадигма, как совокупность теоретических иметодолоческих предпосылок, является основанием выбора проблем, что позволяетсосредоточить внимание на специалистов теоретиков и практиков на разработкенаучно обоснованной модели социальной защиты детства, конкретизированной всоответствии с назначением и функциями каждого института социализации типаучреждения и каждой педагогической должности.
Противоречия по сути и генезису носитсоциально- педагогический характер и должно рассматриваться в контекстесоциального образования ( социализации детей  в процессе их защиты ипримирительно к социальным и общественным условиям). Следовательно, речь должнаидти о социально- педагогической парадигме защиты детства. Успешностьразработки такой парадигмы связана в большей мере со степенью разработки теоретическихоснов, раскрывающих закономерности, цели, предмет и функции конкретнойразвивающейся формы научного знания и его существенные связи с определеннойобластью практики.
Термины социальная педагогика,социальное воспитание, социальная защита детства в нашей стране в 90-х годов XX века не были приняты в теории ипрактике, но опыт, идеи, принципы гуманного отношения к детям существовалидавно, таким образом, закладывались основы благотворительности и милосердия каксистемно-образовательных и педагогических устоев формирования взаимоотношенийчеловека и социальной среды, составлявших в дальнейшем, ядро социальнойпедагогики. Очевиден вклад С.М. Матского и А.С. Макаренко, разработавшихконцепцию и внедривших непосредственных опыт по моделированию социально-педагогическойзащитной деятельности, в основу которых была положена идеявзаимообусловленности влияний воспитания социальной сферы. Как пишет Л.С.Никитина, суть этой методологии заключается в целостном процессе социальновоспитания, рассматривалось или в качестве важнейших стимулов,интеллектуального, мировоззренческого, нравственного, эстетического ифизического развития личности.
В настоящее время происходящие внашем обществе кризисные процессы не создают условий для позитивногосоциального развития личности. С точки зрения Д.И. Фельдштейна, под социальнымразвитием понимается постоянно воспроизводящийся результат социализации,индивидуализации, которые характеризуются не только уровнем освоения, растущимчеловеком всеобщего социального в своей сложности и широте его определения, нои степенью социальной самостоятельности индивида. В этом плане в процессесоциализации, индивидуализации (то есть в процессе социального созревания)осуществляется как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетоминдивидуальных особенностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений, так иприсвоение и реализация новой самости (нового уровня самосознания,самоопределения). Это позволяет индивиду не только воспроизводить в своейдеятельности присвоенное социальное, но и обеспечивать соответствующиевозможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции, атакже возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта.
Именно в таком двуедином воспроизводстве и происходитсоциальное взросление, проявляется степень социальной зрелости.Заключение
Все работники социальной сферы причастны в большей илименьшей степени к решению важнейшей задачи современности – поиску оптимальныхпутей и способов превращения ребенка как биологического существа вполноценного, ответственного и самостоятельно члена общества. Гуманистическаяидея всевозрастающей ценности человеческой личности, во вселенском сознании,людей на планете Земля, должна в своей практической реализации пронизывать ивсе формы обучения и воспитания, в новой гуманистической школе, в системахподготовки современных кадров — специалистов всех профилей, касающихся тех илииных проблем человека, а также все социальные отношения в обществе и всюпрактику социальной защиты человека.
Многоаспективность и многогранность человека как объектанаучного познания, определяющие уникальность профессии социального педагога,настоятельно требует сегодня обобщения, интеграция всех наиболее ценных иконструктивных теоретических положений, выработанных мировой наукой ипрактикой, а также всех воспитательных компонентов социума. Назначениесоциального педагога- оказание компетентной социальной помощи населению,гуманизация социо-культурной среды обитания, повышение эффективности процессасоциализации, воспитания, развития и социальной защиты детей.
Подготовка специалистов, способных гуманизировать отношениямежду людьми, содействовать социальному, духовному, нравственному возрождениюРоссии, социальной защите её жителей – новая перспективное направление в профессиональномобразовании.

Используемая литература.
1.  Баранов С.П. «Педагогика» — Просвещение М; 1987 Общие основы педагогики, проблемы дидактики,теория воспитания и школоведения.
2.  Смирнов С.А.Педагогика: пед. теория, системы, технологии. Учебное пособие для студентов. М; Издательский центр « Академия » 1998
3.  Горленко Г.Е. «Введение в профессию социального педагога. Красноярск 2001
4.  Лукина. «Социальная педагогика ». Учебное пособие. Красноярск 1996
Макаренко А.С.» Коллективи воспитание личности. М; 1972.