Контрольная работа
на тему: « «Сеньораж», как способ покрытия дефицита бюджетастраны»
Введение
Главными средствами перераспределениядоходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики иэкономической политики являются бюджет и налоги.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет – формаобразования и расходования денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Благодарябюджету, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы нарешающих участках экономики и социального развития.
В унитарных государствах бюджетная система включает двауровня:
– государственный бюджет;
– местныебюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трехуровней:
– государственный бюджет, или федеральный бюджет, илибюджет центрального правительства;
– бюджеты членов федерации (штатов – в США, провинций –в Канаде, субъектов федерации – в России);
– местные бюджеты.
Проект государственного бюджета ежегодно обсуждается ипринимается законодательным органом – парламентом страны, региона илимуниципальным собранием. В течение и по завершению финансового годапредставители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности помобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым закономо бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению ирассмотрению проектов бюджетов, а также контролю за их исполнением называется бюджетнымпроцессом [4].
Функционированиегосударственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходови расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимостиобщественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективнообусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественноезначение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы –удовлетворению общегосударственных потребностей.
Практическоеиспользование бюджетных отношений для реализации возложенных на государствофункций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда – дефицитном,профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходнойи расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы,образуется отрицательное бюджетное сальдо – дефицит бюджета.
Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессевоспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета –категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономическиеотношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса прииспользовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.
Для того чтобы вникнуть в сущность понятия «сеньораж», дляначала в данной работе мы рассмотрим что такое дефицит бюджета, причины еговозникновения и способы покрытия, одним из которых и является «сеньораж».
1. Сущностьбюджетного дефицита и причины его возникновения
Центральное место вфинансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющийсилу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий(финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственногобюджета большинства стран стал бюджетный дефицит [3].
Следует отметить, чтогосударственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так жехронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономическогоположения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательныеэкономические показатели. Известный английский экономист Дж.М. Кейнс вцелях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятостирекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом,безусловно, есть рациональное звено.
Дефицит государственногобюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовойдеятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источниковфинансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажныхденег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связанс инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служаткредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ [5].
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому,чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется«балансом дохода».
В реальнойдействительности расходная часть, как правило, превышает доходную.Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которыхможно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходына реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост«теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественногопроизводства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спадпроизводства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводитк уменьшению налоговой базы. В результате план поступления в бюджет невыполняется [3].
Также дефициты возникают врезультате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п.,когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать кисточникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике,ее развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособностьправительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случаеон – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных идейственных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовомуоздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, аглавное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, вколичественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишнедраматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитыестраны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательноекачество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, недолжна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков,сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считаетсяконтролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпускавалового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3% [5].
Следует отметить, чтобездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четкопредставлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы,какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
2. Виды бюджетного дефицита
Дефицит подразделяется на структурный ициклический.
· Структурныйдефицитпредставляет собой вычисленную разность между текущими государственнымирасходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного)уровня безработицы (например, 6%). Когда экономика входит в период спада, топоступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут(безработица выше базовой).
· Разностьмежду реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическимдефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. В СШАпосле спада 1981–82 гг. циклический дефицит сократился, а структурныйнеуклонно возрастал.
В теории различают также активный ипассивныйдефициты.
· Активный, возникает в результатепревышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новоепроизводство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость иуровень дохода населения. Всё это, в конечном счете ведет к экономическомуросту.
· Пассивный– всвязи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедленияэкономического роста, недоплат). В России, например, велики «недоимки», которыеявляются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороныпредприятий и организаций.
Выделяют также особый вид дефицита – первичный дефицит.Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммойпроцентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицитаувеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е.возрастает «бремя долга» в экономике.
Как отмечалось выше, если возникает временный бюджетныйдефицит, имеются перспективы его преодоления, и он не составляет большогоудельного веса по отношению к стоимости ВВП, его не следует считать пагубным.Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результатечрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал,неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наноситогромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры дляпреодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительносоответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычнопокрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка.Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 – 3%ВВП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогдакак дефицит более 20% – критическим. А, например, в середине 90-х годов дефицитгосударственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов ипревышал 5% ВВП [6].
В качестве примера приведем слова Министра финансов РФ А. Кудрина:«Доходы бюджета в 2009 году будут на 31,5% ниже, чем доходы, полученные федеральнымбюджетом в 2008 году».
ПозднееА. Кудрин в беседе с журналистами уточнил, что доходы бюджета составят 6 трлн.349 млрд. рублей, расходы – 9,3 трлн. рублей, дефицит – 7,4% ВВП. При этомглава Минфина пояснил, что с учетом средств ФНБ расходы составят на 255 млрд.рублей больше, а дефицит вырастет до 8% ВВП. По его словам, использованиесредств ФНБ – это квазифискальные расходы, но с точки зрения макроэкономическойполитики они учитываются.[1]
Ознакомившисьс видами дефицитов бюджета, перейдем, как следствие, к рассмотрению методов егопокрытия.
3. Финансирование дефицитагосбюджета
Отрицательные последствия(финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицитанастоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведениеактивной финансовой политики, использование общепринятых в мировой практикеметодов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что способы решенияданной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого илииного) и каким темпами нужно стремиться к сбалансированному бюджету расходов идоходов.
При выработке стратегииборьбы с дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1. Бюджетный дефицит – зло,но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое егоустранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо «лечения»экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми государствугораздо труднее.
2. Баланс бюджета и дажепревышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качественеотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опытубедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях,специфических для каждой страны, вполне допустимы бюджетные дефициты.
3. Для покрытиябюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственногокредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящаяк эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениватьсякак мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая.Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения нафинансовом рынке бумаг.
4. Для преодолениябюджетного дефицита необходимо «лечение» самой экономики, ибо без обеспечениядинамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добитьсяфинансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись приэтом.
Классификация способов покрытиябюджетного дефицита
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
1. Монетизациябюджетного дефицита.
2. Внешнеедолговое финансирование.
3. Внутреннеедолговое финансирование.
4. Увеличениеналогообложения.
Монетизация бюджетного дефицита. Производство денег, или«сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» неявляется простым печатанием денег, т. к. это вызывает инфляцию.Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков,которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицитабюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежныхсредств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольствопоследних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутрифинансовой системы страны. Подробнее с понятием «сеньораж», как способом покрытиядефицита бюджета, мы ознакомимся ниже.
Внешнее долговое финансирование. Альтернативныевозможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например,получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низкимставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными,так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия наэкономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансированиесвязано с производительным использованием ресурсов.
Нередко, однако, возможности льготного финансирования впереходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности,либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях – напотребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата ит.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены вслучае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствиягарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжениев бюджетно-налоговой сфере.
Использование внешнего долгового финансирования бюджетногодефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутреннихпроцентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительностабилизировать валютный курс.
Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно втом случае, когда стимулирующая фискальная политика правительствасопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целяхснижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумагиданной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менееинфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннемрынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширениюимпорта.
При этом, чем более открытой является переходная экономика ичем более жестким – ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговоефинансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие наплатежный баланс.
Привлечение средств из иностранных источников дляфинансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательнымвариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
1. удаетсяорганизовать концессионное[2]финансирование;
2. торговыйбаланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспективрасширения рынка;
3. первоначальныеразмеры внешнего долга незначительны;
4. первоочереднойзадачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.
Внутренне долговое финансирование. Если правительствовыпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос накредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит кувеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставкиизменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобыотвлечь банковские кредиты из частного сектора.
В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт ичастично потребительские расходы – снижаются, вызывая «эффект вытеснения»,который значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики.
Если внутренний рынок капиталов слабо развит, процентныеставки относительно фиксированы и возможности размещения облигаций срединаселения ограничены, что типично для многих переходных экономик, то растущийчастный сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос на иностранныеактивы, что неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по капитальномусчету.
Более того, если правительство намерено финансироватьзначительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то ононе может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставкупроцента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросомтолько при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этотпоказатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннегодолгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже внезависимости от степени развития внутреннего рынка капитала.
В этом случае экономические агенты будут стремитьсяприобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничиваятем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит извнутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицитанередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однакоэтот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а толькооткладывает этот рост.
В целом в переходных экономиках внутреннее долговоефинансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержкамитолько в тех случаях, когда:
1. сложноконтролировать предоставление кредитов частному сектору;
2. внутреннеепредложение относительно эластично;
3. внешнеедолговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительногобремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженностьнезначительна;
4. сопровождающаяпереходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютнонеизбежной.
Увеличение налогообложения. Я не случайнообозначила этот способ финансирования дефицита последним: дело в том, чтосовременная экономическая наука сильно сомневается в его эффективности.Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов –наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федеральногобюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, чтовозросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов.
Экономисты неоклассического направления рассмотрели данные задвадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли квыводу, что на самом деле существует положительная корреляция[3]средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) идефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВВП). Другимисловами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшимидефицитами. Оказалось, что увеличение налогов на 1 доллар приводит к роступравительственных расходов на 1,58 долларов, или увеличивает дефицит на 0,58долларов.
Этот парадокс объясняется тем, что если правительствополучает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут нарасходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят«чуть-чуть больше». Авторы считают, что их результаты ставят под серьезноесомнение тезис о том, что рост налогов будет эффективным средством сокращениядефицитов. Они утверждают, что рост налогов может ухудшить, а не облегчитьпроблему [6].
Сегодня помощник президента РФ А. Дворкович заявил отом, что бюджет России в 2009 году может стать дефицитным – впервые запоследние 10 лет. Согласно его заявлению, дефицит будет покрываться за счетсредств резервного фонда.[4]Цитируя Бюджетное послание Президента Российской ФедерацииФедеральному Собранию Российской Федерации:
«Сформированы: Резервный фонд,призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнениепринятых расходных обязательств, в случае недостаточности нефтегазовых доходов,и Фонд национального благосостояния, ориентированный, прежде всего, нанакопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивостипенсионной системы» [2].
Как за счет именно «сеньораж»покрывается дефицит бюджета – мы и рассмотрим ниже.
«Сеньораж» как способ покрытия дефицита бюджета
Еслиобратиться к истории, сеньораж возник еще в феодальную эпоху: во времена моно-и биметаллического обращения сюзерен (сеньор) получал исключительное правочеканить деньги. И разницу между номиналом и реальным содержанием серебра илизолота каждый такой сеньор забирал себе в качестве налога, отсюда и само слово– сеньораж. Где-то в ХVI веке функцию чеканки денег взяли на себя короли.
Проблемасостояла в том, что они имели право выпускать сколько угодно денег. Когда ихоказывалось в несколько раз больше, чем товаров, росли цены. Поэтому вэкономическом смысле сеньораж – это инфляционный налог. [5]
Если подробнее, то в случае монетизации дефицита(то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж– доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышениятемпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит кповышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платятсвоеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользугосударства через возросшие цены.
Кслову, стоит привести еще факт из этой сферы. Экспансия доллара позволяетСоединенным Штатам получать так называемый сеньораж – доход, возникающей изразницы между покупательной способностью эмитированный валютой и стоимостью ееэмиссии. Скажем, печатание 100-долларовой купюры обходится менее чем в $0,5, аее покупательная способность равна как раз $100. Следовательно, $99,5составляет чистый доход эмитента, его сеньораж.
Эмиссиябезналичных денег обходится еще дешевле. Фактически электронный рубль, гривнаили доллар не имеют себестоимости, поэтому теоретически прибыль эмитента в этомслучае равна 100%. По мнению известного исследователя истории денег ДжонаВезерфорда, электронный сеньораж станет ключевым фактором в накоплениибогатства и власти в XXI веке. Но автор не склонен рассматривать безналичнуюэмиссию с точки зрения сеньоража. Это было бы уже излишней гиперболизацией идоведением до абсурда этого вопроса. [6]
Ещеодин момент: в странах, переживающих гиперинфляцию, сеньораж часто являетсяпервостепенным источником доходов.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый«эффект Танзи» – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесенияналоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многихпереходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономическиестимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходитобесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итогедефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системымогут возрасти.
Возьмем, к примеру, федеральный бюджет России на 2007 год.Расходная часть бюджета составляет около 5.5 трлн руб. Это как раз те самыерасходы, которые финансируем мы с вами – граждане российской федерации, иорганизации, зарегистрированные и / или ведущие коммерческуюдеятельность на ее территории. Из собранных налогов выплачиваются пенсии ипособия, жалование чиновникам, а также оплачиваются все расходы, связанные собороной, организацией порядка и мирной жизни граждан. На все это в 2007 годупотребуются те самые 5,5 трлн. рублей, указанные в расходной частигосударственного бюджета. Как видим, сумма вполне сопоставимая с теми самымиинфляционными 3-мя трлн, «допечатанными» в 2006 году (слово «допечатанные» здесьвзято в кавычки, поскольку большая часть денег эмитируется в безналичнойформе). Если же заглянуть в доходную часть бюджета-2007, то примерно 2 трлнпоступят в казну только от таможенных пошлин на вывоз нефти и газа, плюс еще 1трлн. в виде «налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья»– то есть тех же нефти и газа. Итого 3 трлн. Остается добрать всего 2.5 трлн.рублей, из которых тоже не все придется «допечатывать» – достаточно слегкаувеличить ставки акцизов и пошлин для естественных монополистов (разумеется, впределах сумм, которые они уплачиваю в настоящий момент в качестве налога наприбыль, НДС и ЕСН). Конечно, мы здесь рассматриваем только федеральный бюджет,но все вышесказанное в тех или иных пропорциях относится к бюджетам инижестоящих уровней.[7]
Монетизация дефицита государственного бюджета может несопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в другихформах – например, в виде расширения кредитов Центрального Банкагосударственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченныхплатежей.
Отсроченные платежи – способ финансированиябюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, неоплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, топроизводители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможныхнеплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношениипредприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственнофинансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие отмонетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетногодефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.
В переходных экономиках монетизация дефицита государственногобюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешнийдолг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, авозможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны,что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этотспособ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБистощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепеннойзадачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.
Если правительство избирает эмиссионный способ бюджетногофинансирования, то ЦБ обычно сопровождает свои кредитные ограничения частномусектору введением соответствующих лимитов кредитования государственныхпредприятий и организаций. Без таких лимитов возникает риск полного вытеснениячастного сектора с кредитного рынка и резкого падения инвестиционнойактивности.
Наиболее сильное отрицательное воздействие на платежныйбаланс в аспекте изменения уровня резервов иностранной валюты оказывает дефицитгосбюджета, который непосредственно финансируется Центральным Банком.
В результате происходит рост предложения денег, и на руках унаселения накапливается избыток наличных средств. Он неизбежно порождаетувеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различныефинансовые активы, включая зарубежные, что в свою очередь, приводит к росту цени создает давление на платежный баланс.
Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этихусловиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи «вливания»иностранных валютных резервов, что позволяет стабилизировать денежный рынок.Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышениеуровня внутренней инфляции, чем более открытой является экономика и чем большевалютных резервов Центральный Банк может истратить на поддержку относительнофиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление равновесияплатежного баланса.
Безусловно,печатание денег – самый доходный вид хозяйственной деятельности. Поэтому вовсех странах мира это монополия государства. У нас она тоже формально государственная,а, по сути, стала частной, поскольку НБУ полностью замкнул на своиведомственные интересы ее использование. Реализуя монополию на право проведенияденежной эмиссии и организации денежного обращения, он скромно записываетприбыль, полученную в результате сопоставления убытков от монет (стоимостьодного только металла заметно превышает номинал монеты, а ведь есть еще расходына чеканку, хранение, транспортировку) и сверхприбыли от печати крупныхбанкнот, в соответствующую часть своего баланса. В бюджет же перечисляетсяприбыль (т.е. разница между доходами и расходами) Нацбанка, а не прибыльконкретно от выпуска денег.
Сразвитием национальных банков и переходом от биметаллического денежногообращения к банкнотно-бумажному изменилась и форма сеньоража: теперь это доходынационального банка, получаемые от передачи на кредитной основе только чтонапечатанных денег коммерческим банкам. Эти доходы накапливаются, за их счетпокрываются затраты самого Нацбанка, а излишки передаются правительству: ведьНБУ, согласно закону, не являемся прибыльной организацией. А вообще, внастоящее время сеньораж существует уже посредством создания резервовкоммерческих банков, а не только как разница между номиналом и себестоимостью.
Вообще,точную цифру доходов любого государства от сеньоража подсчитать невозможно –это информация является государственной тайной. По оценке МВФ, сеньораж вРоссии колеблется (в разные годы по-разному) на уровне 15% Валовогонационального продукта. По приблизительным оценкам специалистов ЦентральногоБанка Нидерландов, сеньораж от эмиссии банкнот и монет в настоящее времясоставляет в ведущих экономически развитых странах 0,28 – 0,66% от ВПП. В тожевремя текущие расходы центральных банков находятся на уровне 0,03 – 0,17% отВВП. В Соединенных Штатах этот показатель был весьма незначительным: сеньоражсоставлял менее 3% общего объема доходов государства. В Италии и Греции, довведения в обращение евро, на сеньораж приходилось более 10% доходовгосударства.
Кслову, европейское статистическое ведомство, Евростат, запретило странам,входящим в еврозону, использовать доход, который возник в процессе обменанациональных валют на евро, для сокращения своих бюджетных дефицитов. Доходы,связанные с эмиссией денег, могли возникнуть, в частности, за счет оседаниячасти выведенных из обращения национальных банкнот и монет у коллекционеров.Если учитывать, что всего в обращение было выпущено около 15 миллиардов банкнотевро и 50 миллиардов монет, то доходы от «сеньоража» во время обмена евро моглисущественно пополнить бюджеты.
Заключение
Подводя итог, можно определенно сделать вывод, что основнойпроблемой, как российской бюджетной политики, так и политики других странявляется дефицит государственного бюджета. В данной контрольной работе былирассмотрены основные аспекты дефицита бюджета и способов его финансирования.
Бюджетный дефицит и государственный долг – явления,характеризующие состояние экономики страны, и их увеличение может принести ксерьезным негативным последствиям не только экономического, но и политическогохарактера.
Бюджетный дефицит – это хорошо или плохо? Конечно,однозначный ответ дать нельзя. Хотя бы потому, что различна природа дефицитов.Однако бюджетный дефицит в российской экономике связан с глубоким структурным,институциональным кризисом и продолжающимся промышленным спадом. Поэтому решитьпроблему бюджетного дефицита только лишь за счет увеличения налогового бремении сокращения объемов бюджетного финансирования нельзя. Бюджетные доходы ирасходы не являются независимыми величинами: сокращение расходов неминуемоведет к сокращению налоговой базы и уменьшению доходов будущих периодов.
Описывая способы покрытия бюджетного дефицита, мы подробноостановились на «сеньораже» оценив его плюсы и минусы.
Учитывая то, что сеньораж – доход государства отпечатания денег при эмиссии наличности главное не переборщить, так как встранах, переживающих гиперинфляцию, сеньораж часто является первостепеннымисточником доходов.
Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает темменьшее повышение уровня внутренней инфляции, чем более открытой являетсяэкономика и чем больше валютных резервов Центральный Банк может истратить наподдержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты ивосстановление равновесия платежного баланса.
Внастоящее время сеньораж существует уже посредством создания резервовкоммерческих банков, а не только как разница между номиналом и себестоимостью.Следовательно, ЦБ создает деньги на покрытие дефицита бюджета практически извоздуха тратя на изготовление денег минимум средств получая максимум прибылипри высоких ставках кредитуя коммерческие банки.
Сеньоражэффективен, как источник покрытия дефицита бюджета страны, но в разумныхпределах, чтобы деньги не превратить просто в бумагу.
Список литературы
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации (31 июля 1998 года №145-ФЗ).
2. Бюджетноепослание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РоссийскойФедерации от 23 июня 2008 г.
3. Финансыи кредит: Учебник / Под ред. М.Ф. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. –М., Высшее образование, 2005.
4. Экономика:Учебник. 3-е издание, перераб. и доп./ Под ред. д-ра эконом. наук проф. А.С. Булатова.– М.:Юристъ, 1999.
5. Государственныеи муниципальные финансы / Под ред. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. –М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 328 с.
6. Бюджетнаясистема России. Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Г.Б. Полякова. –М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
7. www.minfin.ru
8. www.bankir.ru
9. www.prostobankir.com
10. www.rosbuh.ru/