СЕНСИТИВНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
До настоящего времени сенситивные и критические периоды рассматривались учеными главным образом в области силы, скорости и выносливости [1, 2, 5, 9]. Не было известно, каким образом эти периоды влияют на развитие двигательной координации. Некоторые ученые даже сомневались в их существовании. Особенно дискуссионными были взгляды на критические периоды. Поиски сенситивных и критических периодов, общих для всех двигательных способностей, мы признали необоснованными. Поэтому наши исследования были направлены на самые важные двигательные способности — координационные. Целями работы были:
1. Определение изменений в области избранных координационных способностей (КС) у молодежи разного возраста.
2. Выявление у них периодов ярко выраженного улучшения или ухудшения результатов, а также их восприимчивости к воздействию спортивной тренировки.
Материалы и методы. Для достижения поставленных целей проанализированы результаты исследований, проведенных в Польше и бывшей ГДР на различном материале и разными методами. Обследовано 3086 человек. В Польше использован материал из обзорных попеременных и непрерывных исследований.
В первом исследовании приняли участие 414 нетренирующихся учеников начальных и средних школ и студентов Академии физического воспитания. Во втором — две группы фигуристов: в одной из них у девочек и мальчиков трижды измерялся уровень КС (тест Старосты), а в другой проведен 4-летний педагогический эксперимент. Материал, собранный в бывшей ГДР, охватывал результаты следующих исследований: обзорных — 2500 нетренирующихся лиц обоего пола в возрасте 7-24 лет и непрерывных (продолжительных) — 147 человек в возрасте 8-15 и 19-23 лет, систематически тренирующихся. Уровень основных КС определялся при помощи 6 тестов. Материал статистически обработан.
Результаты исследований
1. Сенситивные и критические периоды в развитии КС.
Проведенные независимо друг от друга исследования в бывшей ГДР и Польше на основе оценки способности к сохранению равновесия, а также комплексных КС показали динамическое улучшение уровня результатов исследуемых способностей у девочек и мальчиков. У мальчиков отмечалось более заметное улучшение. Наивысшие приросты наблюдались до 11 лет. Однако максимальные величины достигались в возрасте 15-20 лет (раньше они отмечены у тренирующихся девочек).
На основе анализа полученного материала можно также говорить о появлении критических периодов, ибо между 11 и 13 годами жизни наблюдался временный застой или регресс способности сохранения равновесия и комплексных КС. Они были более ярко выражены у девочек и у не занимающихся спортом. Частично это можно объяснить тем, что в спорте главным образом остаются те лица, у которых эти изменения происходят менее динамично.
2. Индивидуальные изменения КС у лиц разного возраста.
Средние величины измерения способности сохранения равновесия подтвердили проявление периодов сенситивного (между 7, 10 и 10,5 годами жизни), а также критического (между 10,5 и 13,5 годами жизни). Кроме того, показатели значительно дифференцированы во время проявления критического периода у отдельных девочек. В области комплексных КС, измеряемых в течение 4 лет, у молодых фигуристов между 10 и 12 годами жизни наблюдались также довольно значительные колебания результатов при общей возрастающей тенденции. Важно, что эти спортсмены достигали все более высоких спортивных разрядов в периоды значительного улучшения результатов исследуемых КС. Это указывает на связь между уровнями КС и технической подготовленности. Застой результатов, а также их временный регресс были ярко выражены между 12 и 14 годами жизни. Эти изменения были более отчетливы у девочек, чем у мальчиков.
Существенные изменения уровня КС наблюдались только в крайних исследованиях, т.е. между результатами I и IX измерений. Большая дифференцировка результатов отмечена у девочек, а меньшая — у мальчиков. Кривые средних арифметических результатов были относительно плоскими.
Более полная картина происходящих изменений получена при анализе индивидуальных результатов: у отдельных лиц наблюдаются значительные колебания результатов с наступлением критического периода. Приостановка развития или его регресс наступал в разном возрасте. Дифференцированным был также диапазон изменений у отдельных лиц. При сравнении кривых индивидуальных изменений со средними арифметическими исследуемой группы заметно, что эти последние «уплощают» проявление критических периодов. Особенно отчетливо это видно у мальчиков. Каждого из них характеризовала другая картина изменений уровня координации, связанная, по всей вероятности, с темпом биологического развития.
Выявление сенситивных и критических периодов в двигательном развитии возможно исключительно во время многолетних исследований .
С моей стороны был проведен подобный опыт, который показывает полное совпадение с выше сказанным. В этом опыте были использованы три упражнения позволяющие измерить уровень КС: прыжок с двух ног на две без помощи рук, прыжок при помощи рук, прыжок с одной ноги на другую при помощи рук.
Исследования проводились на Группе Спортивного Совершенствования (тренер Королев С.А.)и группе Начальной Физической Подготовки (тренер Серегин С.И.)Тамбовского клуба и в котором приняли участие занимающиеся различного возраста и спортивного звания. Всего было исследовано 20 занимающихся, было проведено три опыта с переодичностью в три месяца, с каждым последующим опытом результаты исследования постепенно увеличивались у всех спортсменов, которые с начала исследования и до его окончания, сумели завоевать достойные места на спортивном пъедистале почота…
Результаты исследования:
20 февраля 2009г.
ФИО, возраст, срок посещения занятий, спортивный разряд,
Прыжок с 2х ног на 2е без рук
Прыжок с 2х ног на 2е при помощи рук
Прыжок с лев. ноги на прав. При помощи рук
Ильясов И. 9лет 2года
320
340
110
Вохминцев А. 8лет 2года
240
250
220
Ефимов С. 10лет 2года
330
400
310
Крушатина В. 10лет 5лет
260
280
140
Никитин В.10лет 2года
320
340
260
Зубехин А .10лет 2
года
310
350
220
Антошина Н. 14лет 2года
300
320
240
Осокин А. 14года 4года
320
340
230
Котельникова С. 14лет 1год
250
280
150
Татаренацева К. 16лет 1год
300
330
260
Федотов А. 15лет 5лет КМС
330
400
250
ШиркинН.16лет 7лет
420
530
320
Сажнев А. 17лет 5лет КМС
400
430
290
Королев М. 17лет 11лет КМС
390
380
270
Шарапов С. 20лет 4года КМС
390
400
310
Филимонов В. 20лет 4года
410
450
340
Юрин Р. 20лет 10лет КМС
420
440
300
Козлов А. 19года 19лет КМС
430
460
330
Жуков В. 19лет 12лет МС
500
480
310
Бокин А. 19лет12лет КМС
490
470
300
Лаура Ю. 20лет 6лет КМС
360
380
270
Сорокина Т. 21год 16лет
380
440
340
Серегин С. 22года 15лет КМС
390
480
370
Результаты исследования:
20 мая 2009г.
ФИО, возраст, срок посещения занятий, спортивный разряд,
Прыжок с 2х ног на 2е без рук
Прыжок с 2х ног на 2е при помощи рук
Прыжок с лев. ноги на прав. При помощи рук
Ильясов И. 9лет 2года
360
380
150
Вохминцев А. 8лет 2года
270
290
240
Ефимов С. 10лет 2года
370
430
350
Крушатина В. 10лет 5лет
300
320
180
Никитин В.10лет 2года
350
360
290
Зубехин А .10лет 2 года
360
380
260
Антошина Н. 14лет 2года
340
360
280
Осокин А. 14года 4года
360
380
270
Котельникова С. 14лет 1год
290
310
190
Татаренацева К. 16лет 1год
350
370
290
Федотов А. 15лет 5лет КМС
380
440
310
ШиркинН.16лет
7лет
450
580
360
Сажнев А. 17лет 5лет КМС
430
520
310
Королев М. 17лет 11лет КМС
410
400
320
Шарапов С. 20лет 4года КМС
410
420
350
Филимонов В. 20лет 4года
440
480
360
Юрин Р. 20лет 10лет КМС
450
480
350
Козлов А. 19года 19лет КМС
460
490
370
Жуков В. 19лет 12лет МС
540
500
360
Бокин А. 19лет12лет КМС
520
510
360
Лаура Ю. 20лет 6лет КМС
400
430
300
Серегин С. 22года 15лет КМС
530
530
400
Сорокина Т. 21год 16лет
420
480
390
Результаты исследования:
20 сентября 2009г.
ФИО, возраст, срок посещения занятий, спортивный разряд,
Прыжок с 2х ног на 2е без рук
Прыжок с 2х ног на 2е при помощи рук
Прыжок с лев. ноги на прав. При помощи рук
Ильясов И. 9лет 2года
380
400
180
Вохминцев А. 8лет 2года
310
320
270
Ефимов С. 10лет 2года
390
480
370
Крушатина В. 10лет 5лет
330
350
200
Никитин В.10лет 2года
370
380
310
Зубехин А .10лет 2 года
380
390
280
Антошина Н. 14лет 2года
360
380
300
Осокин А. 14года 4года
380
400
310
Котельникова С. 14лет 1год
310
330
210
Татаренацева К. 16лет 1год
370
390
320
Федотов А. 15лет 5лет КМС
400
460
340
ШиркинН.16лет
7лет
480
600
380
Сажнев А. 17лет 5лет КМС
460
560
360
Королев М. 17лет 11лет КМС
450
440
360
Шарапов С. 20лет 4года КМС
470
480
390
Филимонов В. 20лет 4года
480
500
390
Юрин Р. 20лет 10лет КМС
480
500
390
Козлов А. 19года 19лет КМС
480
500
400
Жуков В. 19лет 12лет МС
580
530
380
Бокин А. 19лет12лет КМС
560
540
380
Лаура Ю. 20лет 6лет КМС
430
460
320
Серегин С. 22года 15лет КМС
560
570
420
Сорокина Т. 21год 16лет
440
460
400
Таблица с оценкой лучших результатов исследования:
Шарапов С. 20лет 4года КМС
выдающаяся
отличная
отличная
Филимонов В. 20лет 4года
выдающаяся
отличная
отличная
Юрин Р. 20лет 10лет КМС
выдающаяся
отличная
отличная
Козлов А. 19года 19лет КМС
выдающаяся
отличная
отличная
Жуков В. 19лет 12лет МС
выдающаяся
выдающаяся
отличная
Бокин А. 19лет12лет КМС
выдающаяся
выдающаяся
отличная
Серегин С. 22года 15лет КМС
выдающаяся
выдающаяся
выдающаяся
Лаура Ю. 20лет 6лет КМС
отличная
отличная
хорошая
Сорокина Т. 21год 16лет
отличная
отличная
отличная
Выводы и методические рекомендации
1. Результаты проведенных исследований ясно показали наличие сенситивных периодов в развитии КС между 7 и 11 годами жизни.
2. Критические периоды (застой или регресс) в развитии двигательной координации наблюдаются между 11 и 13,5 годами жизни, что указывает на необходимость проявления в этот период особенной заботы о развитии этих способностей в количественном и качественном аспектах. Отсутствие соответствующих мероприятий может понизить уровень КС занимающихся и является причиной потерь, которые уже не удастся возместить.
3. Нагроможденный исследовательский материал подтверждает наступление критических периодов в развитии КС между 11 и 13,5 годами жизни. Более отчетливые изменения наблюдались при анализе индивидуальных результатов. Знание этих фактов должно способствовать разработке планов тренировки, соответствующих возможностям занимающихся, т.е. учитывающих их трудный период в двигательном развитии. Это особенно важно в технически сложных видах спорта, в которых довольно часто из тренировки исключаются лица, характеризующиеся ярко выраженным критическим периодом, как «бесперспективные».
4. Полученные результаты указывают на необходимость внесения изменений в до сих пор применяемую систему подготовки, заключающуюся в учете усиленного развития КС (так называемой акцентированной стимуляции) в возрасте 7-11 лет, независимо от вида спорта. Это требует избирательного воздействия на усиленное развитие КС и не допускает снижения или торможения их развития из-за чрезмерного повышения уровня других двигательных способностей (особенно таких, как сила и выносливость). Поэтому необходимой является разработка новой модели спортивной тренировки.